Главная
страница 1
Концепции формирования цен на бензин в РФ
М.Н.Шубина

Г.А. Чекавинская, научный руководитель, к.э.н., доцент

Вологодский Государственный Технический Университет

г. Вологда
В настоящее время зависимость между ценами на бензин и стоимостью черного золота является объектом всестороннего исследования, поскольку стоимостью бензина интересуется большинство граждан нашей страны.

Актуальность темы исследования – отсутствие объективного ценообразования на бензин в РФ.

Цель исследования – определение, значение и оценка концепций формирования цен на бензин и анализ предпосылок, характеризующих лишь субъективную зависимость между стоимостью бензина и стоимостью черного золота.

Мы наблюдаем, что уровень цен на бензин в настоящее время идентичен уровню апреля 2008 года, но следует отметить, что в тот момент баррель нефти стоил за 110 долларов в противовес сегодняшним 78 долларам. Таким образом, мы отмечаем парадокс отсутствия прямой зависимости между стоимостью барреля нефти и ценами на бензин. Такая зависимость существует, но в том лишь случае, если баррель нефти растет в цене.

Рассмотрим основные 3 концепции формирования цен на бензин:

1 концепция - заключается в наличии олигополий на рынке нефтяного комплекса, т.е. это вертикально-интегрированные компании которые давно поделили страну на зону своего влияния. Компании полностью контролирует процессы добычи и переработки нефти, а также поставки бензина до конечного потребителя. Следовательно, между компаниями образуется картельный сговор и тем самым существует автономное формирование цен на бензин;

2 концепция – заключается в наличии высокой налоговой нагрузки на рынок нефтяного комплекса. Компании вынуждены повышать цены на бензин, чтобы их деятельность была безубыточной.

3 концепция – заключается в присутствии/отсутствии влияния политики государства на рынок нефтяного комплекса.

По нашему мнению, самой объективной концепцией формирования цены на бензин служит первая концепция, поскольку целостно отражает текущую ситуацию на рынке нефтяного комплекса.

Предпринимается ряд мер Федеральной антимонопольной службой, а именно, вступление в силу решений о многочисленные миллионных штрафов за завышение цен на бензин на компании, занимающиеся переработкой и добычей нефти. Проблема заключается в том, что еще ФАС не удалось взыскать с таких компаний реально начисленных крупных штрафов, поскольку данные материалы по делу опротестовываются и передаются в вышестоящие инстанции.

Таким образом, можно констатировать отсутствие реальной конкуренции на рынке нефтяного комплекса.

Для решения сложившейся ситуации РФ можно порекомендовать перенять опыт США, а именно, внедрение института независимых перерабатывающих компаний, т.е. наличие независимых нефтеперерабатывающих заводов, которые покупают нефть, а именно, не имеют своих нефтяных скважин. В РФ такие заводы абсолютно отсутствуют, т.е. весь цикл от скважины, переработки нефти и до автозаправочной станции принадлежит одному собственнику, отсюда и полное манипулирование ценами на бензин [1].

Рассмотрим ситуацию цен на бензин в г.Вологде: по данным Госкомстата на 15 февраля 2010 г. г. Вологда занимает 65 место среди 83 субъектов РФ по уровню средних потребительских цен на бензин автомобильный и дизельное топливо (ранжирование производилось в порядке возрастания стоимости), который составляет 22,16 руб./л.

Таким образом, можно констатировать, что уровень цен на бензин в Вологде выше, чем в 64 городах РФ. Прежде всего, это объясняется отсутствием конкуренции на топливном рынке. Практически весь рынок в регионе контролируют всего 2 компании: ООО «Энтиком-инвест» и Вологодский филиал ООО «ЛУКОЙЛ-Волганефтепродукт». При этом обе конкурирующие фирмы возглавляют близкие родственники.

В Вологодской области других компаний практически нет. Совсем недавно на рынке нефтепродуктов появилась компания «Шелл» и приобрела десяток заправок, но у нее доля рынка меньше 9%  при доле ЛУКОЙЛа около 50%, Энтиком-Инвеста 31% (отметим, что ООО «Энтиком-Инвест» в 7 районах области занимает лидирующие позиции).

Стоит констатировать, что только за первое полугодие 2009 г. прибыль топливных лидирующих компаний Вологодской области превысила всю годовую прибыль за 2008 год, т.е. эффект деятельности значителен.

Таким образом, основные результаты нашего исследования – это:

1. Олигопольный рынок нефтяного комплекса – это самая объективная концепция.

2. Нашей стране следует использовать зарубежный опыт саморегулирования в сфере нефтепродуктообеспечения (опыт США).

3. Необходимо разработать инновационную концепцию развития нефтяного комплекса (модернизация законодательства, развитие конкуренции, пресечение картельных сговоров).



А при развитие конкуренции, мы предлагаем, использовать исследования американского экономиста Рональда Коуза, а именно, взять за основу определение конкурентного рынка, т.е. конкурентный рынок - это рынок, при котором конкуренция стремится к бесконечности, а издержки к нулю, то есть это рынок, где господствуют инновации - инновационный рынок.
1. Средний класс. Нефть и ЖКХ. Режим доступа: http://sklass.ntv.ru/issue/7741/


Смотрите также:
Концепции формирования цен на бензин в РФ
35.63kb.
1 стр.
Нефть России: налоговые послабления, новые альянсы и рост цен на бензин
65.69kb.
1 стр.
«Разработка концепции формирования и развития структуры сети магистральных газопроводов (смг) РФ в условиях либерализации рынка газа»
69.4kb.
1 стр.
Сборник базовых цен на проектные работы для строительства, осуществляемые с привлечением средств
253.45kb.
1 стр.
Добрянское лесное хозяйство
2059.13kb.
12 стр.
מספרה Парикмахерские Структура отрасли
49.37kb.
1 стр.
Техническое задание предмет открытого запроса цен Предметом настоящего открытого запроса цен
34.69kb.
1 стр.
Принципы формирования архитектурных решений энергоэффективных жилых зданий 18. 00. 02 Архитектура зданий и сооружений. Творческие концепции архитектурной деятельности
250.38kb.
1 стр.
О проведении запроса цен одноэтапного в электронной форме
678.61kb.
4 стр.
Лекция №9-2008. О разработке концепции информационной безопасности федерального органа государственной власти 9 апреля
433.11kb.
3 стр.
Контрольная работа по ценообразованию цели и задачи государственного регулирования цен. Страховой тариф как элемент системы цен
215.35kb.
1 стр.
1. 4 tfsi [caxa; cnva] 122 л с. Бензин
4828.89kb.
30 стр.