Главная
страница 1


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СД.01 «Введение в специальность»

Учебно-методический комплекс

для студентов, обучающихся по направлению

070106.01 «Хоровое дирижирование»

(среднее профессиональное образование)


Содержание


Пояснительная записка 3
Цели и задачи 3
Учебно-тематический план 4
Содержание учебной дисциплины 5

Пояснительная записка
Учебная дисциплина «Введение в специальность» (факультатив) разработан для студентов II курса в ряду прочих музыкальных и педагогических дисциплин, преподаваемых в колледже: «Специальность», «Хороведение», «Хоровая литература», «Методика преподавания хоровых дисциплин», «Чтение хоровых партитур».

Цель - подготовить студентов к их будущей педагогической и исполнительской деятельности.

Главной задачей курса является познание истории хорового исполнительства (направления, жанры и стили), методик музыкального воспитания, истории развития дирижерского искусства в России и за рубежом.

Программа состоит из 8 тем:

1- 3 темы

посвящены современному хоровому исполнительству в России.

4 тема

затрагивает некоторые вопросы теории хорового исполнения.

5 тема

история развития дирижирования.

6-8 темы

предусматривают знакомство с жанрами духовной музыки (православной и католической).

Такие темы, как «Детское хоровое искусство» (тема 1), «История русского церковно-певческого искусства» (тема 6) и зарубежные жанры духовной музыки (тема 8), рассматриваются обзорно, т.к. изучаются более углубленно в курсе «Методики музыкального воспитания детей», «Специальности», «Хороведения» и «Хоровой литературы».

Изучение курса предусматривает различные виды занятий – лекционные и практические (доклад-сообщение, аннотации, исполнение хоровых партитур на фортепиано). Эффективной формой занятий является коллективное исполнение хоровых партитур. В темах 1в, 2а, 3б, 5, 6б, 8 возможно написание рефератов, позволяющих более углубленно изучить ту или иную тему или ее аспект.

В данном курсе предполагается использование видеозаписей, аудиозаписей, грамзаписей и CD.
Контроль и учет успеваемости
С целью определения полноты и прочности знаний студентов и умения применять их на практике предусмотрен периодический контроль, проводимый в виде семинарских занятий, самостоятельных работ и устного опроса после освоения каждой темы.

Завершается изучение курса сдачей зачета, который проводится в виде собеседования со студентами; в форме реферата по одной из пройденных тем курса; иллюстрации несложных 2-х, 3-х хоровых партитур из репертуарных сборников ведущих коллективов страны.



Учебно-тематический план







Наименование тем

Количество часов


лекцион. занятий

практич. занятий

всего

1

2

3

4

5

1

Детское хоровое искусство

10

10

20




а) Детское хоровое исполнительство

4

4







б) Хоры и капеллы мальчиков и юношей

2

2







в) Хоровая музыка для детей

4

4




2

Хоровое искусство в России в ХХ веке

8

8

12




а) Композиторы – хоровые дирижёры

2

2







б) А.В. Свешников

2

2







в) А.А. Юрлов

2

2




3

Современное хоровое исполнительство в России

6

6

12




а) В. Минин. Государственный академический камерный хор;

В. Полянский. Государственная академическая хоровая капелла России



2

2







б) В. Чернушенко. Государственная академическая капелла Санкт – Петербурга им. М. Глинки

2

2







в) Хоровой театр. Б. Певзнер; Л. Лицова

2

2




4

Нетрадиционные приемы хорового письма

1

1

2

5

История дирижирования

7

7

14




а) История развития дирижирования. Дирижирование – самостоятельная музыкальная специальность. Дирижирование как вид исполнительского искусства

2

2







б) Западноевропейская школа дирижирования, ее яркие представители.

1

1







в) История развития русской дирижерской школы.

2

2







г) Современные русские симфонические дирижеры

2

2




6

История русского церковного певческого искусства

3

3

6




а) Хоровое пение до XVIII в.

1

1







б) Хоровое пение XVIII – нач. ХХ в.

1

1







в) Современная духовная музыка

1

1




7

Церковные службы

2

2

4




а) Литургия

1

1







б) Всенощное бдение

1

1




8

Зарубежные жанры духовной музыки

1

1

2




Stabat Mater, Magnificat, Te Deum, Ave Maria, Месса, Реквием.

1

1







Итого:

36

36

72



Содержание учебной дисциплины

Тема 1а

Детские хоровые коллективы

Современное детское хоровое исполнительство в России. Творчество дирижеров детских хоров (В. Попова, Л. Сивухина, В. Соколова, Г. Струве, В. Шереметьева и др.).

Вопросы детского хорового репертуара.

Принципы организации хорового обучения в детском хоре. Хоровая студия и хоровая школа.

Вокальная работа в хоре. Особенности певческого голосообразования у детей, принципы постановки голоса.

Воспитательная работа в детском хоре. Воспитание коллектива, культуры общения, художественного вкуса.

Краткий обзор методик музыкального воспитания детей:

1.Емельянов Е. «Фонопедический метод развития голоса».

2.Кодай З. «Музыка в детском саду».

3.Масару Ибука «После трех уже поздно».

4.Огороднов Д. «Нотные таблицы для начального сольфеджирования».

5.Стрельникова И. «Дыхательная гимнастика».

6.Струве Г. «Хоровое сольфеджио».

7.Чарели И. «Дыхательная гимнастика».




Основная литература

1.Музыкальное воспитание в Советском Союзе : сборник / ред. – сост. Л. Баренбойм. – Москва, Советский композитор, 1977.

2.Огороднов, Д. С. Музыкально-певческое воспитание детей в общеобразовательной школе : методическое пособие / Д. С. Огороднов. – Ленинград : Музыка, ленингр. отделение, 1972.

3.Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио : методическое пособие по организации музыкально-теоретической работы в детских и юношеских хоровых коллективах / Г. А. Струве. – 1-е изд. – Москва : Сов. Россия, 1976.

4.Шереметьев, В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. – Челябинск : ТОО «Версия», 1998.

5.Шереметьев, В. А. Хоровое пение в детском саду / В. А. Шереметьев. – Челябинск : изд. Т. Лурье, 2001.


Дополнительная литература

1. Попов, Виктор. Я живу для того, чтобы дети пели… / Музыкальная жизнь. – 2001. – № 9.

2.Детскому хору В. Г. Соколова 65 лет / Музыка и жизнь. – 2001. – № 8.

3.Муз. воспитание в современном мире. – Москва : Советский композитор, 1973.



Средства обучения

1.Видео. Емельянов В.В. Фонопедический метод. (№ 449)

2.Видео. Иллюстрации к фонопедическому методу (№ 450)

3.Видео. Большой детский хор п/у В.С. Попова (№ 296)

4.Видео. Детский хор «Аврора» (№ 295)

5.Видео. Выступления детских хоровых коллективов на Всемирных хоровых олимпиадах (Корея 2000 г., Германия 2004 г., Китай 2006 г.)

6.СD. Концертный хор ДМШ № 79, г. Москва.

7.CD. Детский хор «Глория», Екатеринбург.

8.CD. Детская хоровая студия «Пионерия».

Практическая работа

Работа над упражнениями различных вокальных методик.



Самостоятельная работа студента

Обзор методик детского музыкального воспитания.


Тема 1б
Хоры и капеллы мальчиков и юношей.
Хоры и хоровые капеллы мальчиков, юношей и мужчин в России и за рубежом. Проблемы репертуара.

Периодизация развития голосов мальчиков, их исполнительские возможности, связанные с физиологическими особенностями.

Методы вокальной работы в хоре мальчиков и юношей.
Основная литература
1.Локшин, Д. А. Руководство смешанным хором старших школьников / Д. А. Локшин. – Москва, 1960.

2.Перельштейнас, Г. Некоторые вопросы музыкального воспитания в хоре мальчиков и юношей // Музыкальное воспитание в школе. – Вып. 10.

3.Струве, Г. А. Хоровое сольфеджио : методическое пособие по организации музыкально-теоретической работы в детских и юношеских хоровых коллективах / Г. А. Струве. – 1-е изд. – Москва : Сов. Россия, 1976.

4.Шереметьев, В. А. Пение и воспитание детей в хоре / В. А. Шереметьев. – Челябинск : ТОО «Версия», 1998.


Дополнительная литература

1.Кирюшин, В. В. Методическое пособие в помощь руководителям хоров мальчиков / В. В. Кирюшин. – Москва, 1969.

2.Тараканов, С. А. Из опыта создания и деятельности хоровой капеллы мальчиков города Горького // Советское хоровое исполнительство (50-80-е гг.) : сб. тр. / Гос. муз. – пед. ин-т им. Гнесиных. – Москва, 1988. – Вып. 98
Средства обучения
1.Поет мужской хор Мифи. Хоры без сопровождения и в сопровождении фортепиано. М., Музыка, 1990.

2.Видео. Венский хор мальчиков, Венская хоровая капелла, мужской хор и оркестр Венской оперы, дир.У.К. Харрер. В. Моцарт Месса до минор (№ 526).

3.Видео. Мужской хор. «Православные певчие» (№ 315).

4.Видео. Хоровая капелла мальчиков г. Н.Новгород, х/р Л.Сивухин.

5.Видео. Хор мальчиков Домского собора, дир. В. Мишкинис (№ 262).

6.CD. Хор мальчиков Домского собора, дир. В. Мишкинис

7.СD. Хор мальчиков колледжа Св.Джона, Кембридж.

8.CD. «Байкал-хор».


Практическая работа
Игра хоровых партитур а cappella и в сопровождении фортепиано для мужского хора и хора мальчиков.
Самостоятельная работа студента
Подбор репертуара для хоров мальчиков, юношей и мужчин.
Тема 1в

Хоровая музыка для детей
Детская хоровая музыка композиторов-классиков: П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова , А.Т. Гречанинова, Ц.А. Кюи, В. Калинникова, С. Танеева.

Творческие портреты современных композиторов – авторов детских хоровых сочинений: А. Пахмутовой, Ю. Чичкова, С. Баневича, О. Хромушина, Я. Дубравина, Д. Кабалевского, Р. Паулса, Т. Потапенко, Р. Бойко, Г. Гладкова, В. Шаинского.

Воспитательное воздействие через репертуар, развитие нравственных и эстетических чувств. Классификация репертуара по возрастным группам.


Основная литература
1.Добрынина, Е. А. Александра Пахмутова / Е. А. Добрынина. – Москва : Сов. композитор, 1973.

2.Музыка детям : сб. статей / сост. Л. Михеева – Ленинград : Музыка, 1985. – Вып.5.

3.Они пишут для детей : сб. статей / ред.- сост. Т. Карышева – Москва : Сов. композитор, 1973.

4.Петрушевская, Р. И. Советские композиторы – лауреаты премии Ленинского комсомола / Р. И. Петрушевсая. – Москва : Сов. композитор, 1989.

5.Струве, Г. А . Школьный хор : книга для учителя / Г. А. Струве. – Москва : Просвещение, 1981.

6.Фрадкина, Э. А. Олег Хромушин : монографический очерк / Э. А. Фрадкина. – Ленинград : Сов. композитор. Ленинградское отделение, 1986.

7.Чернова ,Т. А. Сергей Баневич. Штрихи к творческому портрету / Т. А. Чернова. – Ленинград : Сов. композитор, Ленинградское отделение, 1986.

Практическая работа
1.Сообщение-доклад о творчестве композитора (стиль детских хоровых сочинений).

2.Игра партитур а cappella и в сопровождении фортепиано для детского хора (младшего, среднего и старшего возраста).


Самостоятельная работа студента
В данной теме возможно написание рефератов. Примерные темы:

1.«Г.Струве и хоровая студия «Пионерия».

2.«Детская хоровая музыка А. Пахмутовой».

3.«Творческий портрет О. Хромушина».

4.Детские хоры на тему весны (Нового года, ко дню Победы и т.п.).

Средства обучения

1.Видео. III международный детский музыкальный фестиваль гг. Москва, Киев, Курган, Киров, Пермь, Белоярск, Челябинск и др.

2.Грампластинка. И. Дунаевский – Песни детям и юношеству. Исп. детский хор Ленинградского телевидения и радио, х/р и дир. Ю. Славницкий.

3.Грампластинка. Детские хоры Парцхаладзе. Песни для школьников.

4.Грампластинка. Поет хор «Пионерия» (№ 2148).

5.Репертуарные сборники детских хоровых коллективов («Пионерия», «Весна», «Радуга», «Мечта» и др.).



Тема 2а




Композиторы – хоровые дирижеры

Творческие портреты композиторов - хоровых дирижеров, их хоровое творчество. Особенности стиля хоровых сочинений. (П. Чесноков, А. Кастальский, А.Егоров, А. Архангельский, А. Гречанинов, А. Никольский, В. Калашников, А. Александров).

История и деятельность хоровых коллективов, с которыми работали эти композиторы – дирижеры.
Основная литература
1. Горяйнов, Ю. Ломакин : Дирижер. Композитор. Учитель / Ю. Горяйнов. – Москва : Музыка, 1984.

2. Дмитриевская, К. Виктор Калинников. К 100-летию со дня рождения // Хоровое искусство. – Ленинград, 1972. – Вып. 2.

3. Ивакин, М. Русская хоровая литература / М. Ивакин. – Москва, 1965.

4. Паисов, Ю. Современная русская хоровая музыка. 1945-1981 : исследование / Ю. Паисов. – Москва : Сов. композитор, 1991.

5. Памяти Н. М. Данилина : Письма. Воспоминания. Документы. – Москва : Музыка, 1987.

6. Птица, К. Б. Мастера хорового искусства в Московской консерватории / К. Б. Птица. – Москва : Музыка, 1970.

7. Птица, К. Б. О музыке и музыкантах : сборник статей / К. Б. Птица. – Москва : Мистикос Логинов, 1994.

8. Усова, И. Хоровая литература / И. Усова. – Москва, 1976.

9. Эрнесакс, Г. На песенных дорогах : статьи. Выступления / Г. Эрнесакс. – Ленинград : Сов. композитор, 1981.
Дополнительная литература
1.Советские хоровые дирижеры : справочник / сост. Э. Елисеева-Шмидт, В. Елисеева. – Москва : Советский композитор, 1986.

2.Чесноков, П. Г. Хор и управление им : пособие для хоровых дирижеров. – Москва ; Ленинград : Музгид, 1940. – 1-е изд. ; Москва : Музгид, 1952. – 2-е изд.


Практическая работа
Собеседование по творчеству композиторов – дирижеров с исполнением примеров (хоровых партитур) на фортепиано и хором.
Самостоятельная работа студента
Возможно написание реферата о творчестве композитора-дирижера.

Средства обучения

Нотные сборники: Хоровые сочинения П. Чеснокова, А. Никольского, А.Александрова и др.


Тема 2б
А.В. Свешников
Биография и творческий путь А.В. Свешникова, периодизация творчества.

Деятельность коллективов, в которых работал А.В. Свешников:

-1-я студия Московского художественного театра (МХАТ 2);

-ансамбль ВРК;

-Ленинградская капелла им. М.И. Глинки;

-Государственный хор СССР (Государственный русский хор СССР);

-Московское хоровое училище.

Хоровые обработки русских народных песен А.В. Свешникова. Виды и основные принципы обработок.

Ученики А.В. Свешникова – известные музыканты, дирижеры, композиторы. Деятельность Московского хорового училища им. А.В. Свешникова.
Основная литература
1.Гордость советской музыки : музыканты – герои Социалистического Труда и лауреаты Ленинской премии / ред. – сост. М. Яковлев. – Москва : Советский композитор, 1987.

2.Ивакин. «Русская хоровая литература».

3.Памяти Александра Васильевича Свешникова. Статьи. Воспоминания / сост. С. С. Кашнин. – Москва : Музыка, 1998.

4.Птица, К. Б. О музыке и музыкантах : сборник статей / К. Б. Птица. – Москва : Мистикос Логинов, 1994.

5. Тевлин, Б. Хоровые пути : статьи. Воспоминания. Материалы / ред.- сост. В. С. Ценова. – Москва : Музыка, 2001.

6.Свешников, А. Хоровое пение – искусство истинно народное / А. Свешников. – Москва : Молодая гвардия, 1962.


Средства обучения
1.Репертуарные сборники Государственного Русского хора СССР.

2. Свешников А. Народные песни в обработке для хора без сопровождения. Всесоюзное издательство, Сов. композитор, 1977.

3.Грампластинка. Хор мальчиков Московского хорового училища, х/р А. Свешников, (№ 373).
Практическая работа
Игра партитур на фортепиано и исполнение хором обработок А.В. Свешникова.

Самостоятельная работа студента

Обзор репертуарных сборников Государственного русского хора СССР.


Тема 2в
А.А. Юрлов
Творческий путь, биография А.А. Юрлова.

История создания и деятельность Первого государственного хора Ивана Юхова, на базе которого была создана в 1942 году Республиканская русская хоровая капелла. Деятельность капеллы во время руководства ею А.А. Юрлова.

Работа А. Юрлова председателем Всероссийского хорового общества. Участие в организации хоровых фестивалей.

Педагогическая деятельность А. Юрлова в институте им. Гнесиных, открытие факультета «дирижирование народным хором».

Хоровые обработки русских народных песен А. Юрлова. Виды и основные принципы обработок.

Деятельность Республиканской русской хоровой капеллы имени А. Юрлова, руководитель С. Гусев.


Основная литература
1.Марисова, И. Б. Республиканская академическая русская хоровая капелла и ее руководитель А. А. Юрлов // Советское хоровое исполнительство (50-80-е гг.) : сб. тр. / Гос. муз. – пед. ин-т им. Гнесиных. – Москва, 1988. – Вып. 98.

2.Птица, К. Б. О музыке и музыкантах : сборник статей. – Москва : Мистикос Логинов, 1994.

3.Юрлов, А. Статьи. Воспоминания. Материалы / сост. И. Марисова. – Москва : Сов. композитор, 1983.
Дополнительная литература
1.70-летию со дня рождения А. А. Юрлова посвящается / Музыкальная академия, 2000. – № 3.
Средства обучения
1.А. Юрлов. Сто обработок и переложений народных песен для 2, 3 и 4-голосных школьных хоров без инструментального сопровождения. Ленинград, 1959.

2.А. Юрлов Обработки и переложения хоровых сочинений / Сост. И. Марисова.

3.Видеофильм о А. А. Юрлове «Душа грустит о небесах» (№ 902)

4.Грампластинка. Государственная республиканская академическая хоровая капелла п/у А. Юрлова.

5.Грампластинка. Государственная республиканская академическая хоровая капелла им. А. Юрлова (№ 105).
Практическая работа
Игра партитур на фортепиано и исполнение хором обработок А.А. Юрлова.
Самостоятельная работа студента
Слушание грамзаписей хоровых произведений в исполнении Республиканской русской хоровой капеллы им. А.А. Юрлова.

Тема 3а

В. Минин. Государственный академический каменный хор
Творческий портрет В.Минина.

Московский камерный хор. История создания. Репертуар хора. Творческие союзы с композиторами Г. Свиридовым, Ю.Буцио, В.Рубиным, В. Гаврилиным, Р. Щедриным.


Основная литература
1. Котлярский Э. Во имя (очерки).

2. Тевлин Б. Хоровые пути: Статьи. Воспоминания. Материалы / Ред. – сост. В.С. Ценова. – М.: Музыка, 2001.




Средства обучения
1.Видео. Свиридов Г. В. «Поэма памяти С. Есенина», исп. Государственный академический камерный хор п/у В. Минина (№ 347)

2.Видео.Московский государственный академический каменный хор, х/р и дир. В.Минин. (Сочинения Р. Щедрина, В. Гаврилина, Г. Свиридова), (№ 429).

3.Видео. Московский государственный академический камерный хор, х/р и дир. В. Минин. Ю. Буцко «Свадебные песни» (№ 433).
Практическая работа
Игра хоровых партитур а cappella из репертуара Государственного академического камерного хора.
Самостоятельная работа студента
1.Слушание грамзаписей и видеозаписей хоровых произведений в исполнении Государственного академического камерного хора.

2.Написание аннотаций к концертам и грамзаписям данного коллектива.

3.Для самостоятельного изучения предлагается тема «Деятельность Государственной академической капеллы России» под рук. В. Полянского». Значительную помощь при изучении этой темы окажут видеозаписи (№ 490, 484, 221) и статьи в журналах «Музыкальная жизнь» и «Музыкальная академия». Рекомендуется провести сравнительный анализ двух коллективов (репертуар, стиль исполнения, вокальная манера).
Тема 3б
В. Чернушенко. Государственная академическая капелла Санкт – Петербурга им. М.И. Глинки
История Петербургской академической капеллы от хора государевых певчих дьяков до сегодняшних дней. Работа в капелле выдающихся музыкантов: Д. Бортнянского, М. Глинки, Г. Ломакина и др.

Творческий портрет В. Чернушенко. Деятельность капеллы с 1970 года. Репертуар, творческие союзы с композиторами С. Слонимским, Р. Щедриным, Г.Свиридовым, Ю Фаликом.


Основная литература
1.Государственная академическая капелла имени М. И. Глинки. – Ленинград, 1957.

2.Ершов, Н. А. Старейший русский хор / Н. А. Ершов. – Ленинград, 1978.

3.Климов, М. Г. Дневники. Гастроли Ленинградской капеллы / Хоровое искусство. – Ленинград : Музыка, 1971. – Вып. 2.

4.Шереметьева, Н. Н. Г. Климов – дирижер ленинградской академической капеллы / Н. Н. Шереметьева. – Ленинград : Музыка, 1983.


Дополнительная литература
1. Чернушенко, В. Сберечь национальные традиции / Музыкальная жизнь. – 2000. – № 4.

2. Чернушенко, В. Первый русский хор / Музыкальная жизнь. – 1988. – №9.



Средства обучения

1.Видео. Ленинградская государственная академическая капелла им. М. Глинки (сочинения Бортнянского Д., Чайковского П., Архангельского А., Римского – Корсакова Н.) дир. В. Чернушенко (№ 256).

2.Песнопения русской Пасхи, исп. Государственная академическая капелла Санкт-Петербурга под упр. В. Чернушенко (№ 396).

Практическая работа

1.Игра хоровых партитур а cappella из репертуара Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга им. М. Глинки.

2.Сообщение-доклад о творчестве композиторов (М. Глинка, Г. Ломакин, Д.Бортнянский), их деятельности в капелле.
Самостоятельная работа
1.Составление аннотаций к концертам, грамзаписям и видеозаписям Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга.

2.Возможно написание реферата на тему: «История и деятельность старейшего русского хора».


Тема 3в
Хоровой театр. Б. Певзнера
История возникновения жанра. Аналогии хорового театра в скоморошестве, в обрядовом фольклоре.

Элементы хорового театра в ХХ веке. (Исполнение русских народных песен Республиканской хоровой капеллой под управлением А. Юрлова).

Хоровой театр как новый вид хорового исполнительства. Творческий портрет Б. Певзнера. Деятельность Московского камерного хорового театра, его репертуар.

Музыка современных русских композиторов для хорового театра (сочинения В. Калистратова, В. Гаврилина). Хоровые коллективы, работающие в данном жанре.



Основная литература

1.Юрлов, А. Сборник статей и материалов, воспоминаний / сост. И. Марисова. – Москва : Сов. композитор, 1983.

2.Келдыш, Ю. История русской музыки / Ю. Келдыш. – Москва, 1990. – Вып. 1.

3.Романовский, И. В. Хоровой словарь / И. В. Романовский. – Москва : Музыка, 2000.

4.Тевосян, А. Немного о хоровом театре / Искусство в школе. – 1998. – № 5.

Средства обучения

1.Видео. Московский хоровой театр Б. Певзнера, любовные канты петровских времен (№ 128).

2.Видео. Московский хоровой театр Б. Певзнера исп. произведения С. Рахманинова.

3.Видео. Хоровой ансамбль «Глория», х/р Т. Шевелева.

4.Видео. Выступления зарубежных хоровых коллективов на Всемирных Хоровых Олимпиадах (Корея 2002 г, Германия 2004 г., Китай 2006 г).

Практическая работа

Исполнение русских народных песен и других хоровых произведений в жанре хорового театра.



Самостоятельная работа

Подбор репертуара для хорового театра.


Тема 4
Нетрадиционные приемы хорового письма
Классификация нетрадиционных приемов хорового письма.

Хоровое творчество польских композиторов ХХ века (К. Шимановского, К.Пендерецкого, В. Лютославского и др.).

Нетрадиционные приемы хорового письма в творчестве современных русских композиторов («Поэтория» Р. Щедрина, «Лебедушка» В. Салманова, «перезвоны» хоровая симфония-действо В. Гаврилина, «Благослови детей и зверей» С. Баневича, хоры С. Слонимского и др.)
Основная литература
1.Батюк, И. В. Современная хоровая музыка : теория и исполнение. Очерки / И. В. Батюк. – Москва : Московская государственая консерватория, 1999.

2.Григорьева, Г. В. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов / Г. В. Григорьева. – Москва : Музыка, 1991.

3.Кокорева, Л. Музыкальная культура Польши ХХ века. // К. Шимановский, В. Лютославский, К. Пендерецкий. Очерки / Л. Кокорева. – Москва, 1997.

4.Паисов, Ю. Современная русская хоровая музыка 1945-1980 : исследование / Ю. Паисов. – Москва : Сов. композитор, 1991.

5. Тевлин, Б. Хоровые пути : статьи. Воспоминания. Материалы / ред.-сост. В. С. Ценова. – Москва : Музыка, 2001.
Дополнительная литература
1.Батюк, И. Додекафония в хоровой музыке: исполнение и интерпретация / Музыкальная академия. – 1998. – № 1.

2.Белова, О. Великий Гаврилин // Композиторы Российской Федерации : сб. статей / ред. – сост. В. Казенин. – Москва : Сов. композитор, 1983. – Вып. 3.

3.Гаврилин, В. «О музыке и не только» – фрагменты книги «Наш современник» / В. Гаврилин. – 2002. – № 1.

4.Мещрекова, Н. «Иоанн Дамаскин» Танеева и «Перезвоны» Гаврилина : диалог на расстоянии века / Муз. академия. – 2000. – № 1.

5.Пендерецкий, К. «Нас тянет к родному дому» / Муз. жизнь. – 2001. – № 9.

6.Тевосян, А. Концерт в 3-х частях памяти В. Гаврилина / Музыкальная академия. – 2000. – № 1.

7.Тевосян, А. По прочтении Шукшина / Хоровая симфония-действо «Перезвоны» В. Гаврилина // Музыка России : сборник статей / сост. А. Григорьва ; ред. Е. Грошева. – Москва : Сов. композитор, 1988. – Вып. 7

8.Тевосян, А. Валерий Калистратов // Композиторы Москвы : сборник статей / сост. И. Лихачева. – Москва : Сов. композитор, 1988. – Вып. 3.


Средства обучения
1.Грампластинка. В. Салманов «Лебедушка», исп. хор Ленинградского радио и ТВ, дир. Г. Сандлер. (№ 2762).

2.Грампластинка. В. Гаврилин «Перезвоны» симфония-действо для солистов хора, гобоя и ударных, исп. Московский академический камерный хор, дир. В. Минин (№ 2941).

3. Видео. Выступления зарубежных хоровых коллективов на Всемирных Хоровых Олимпиадах (Корея 2002г, Германия 2004г., Китай 2006г).
Практическая работа
Исполнение хором произведений с использованием нетрадиционных приемов хорового письма.
Самостоятельная работа студента
Подбор репертуара: сочинения с нетрадиционными приемами хорового письма.
Тема 5а
История развития дирижирования. Дирижирование – самостоятельная музыкальная специальность. Дирижирование как вид исполнительского искусства
Этапы истории развития дирижирования:

1-й этап

Шумный – управление ритмической стороной исполнения при помощи стука. Развивался несколько столетий.

2-й этап

Смешанный (шумно-бесшумный)

-

хейрономия;

-

использование баттуты;

-

управление коллектива клависинистом – капельмейстером и скрипачом - концертмейстером.

3-й этап

Бесшумный. Возник в к. XVIII – н. XIX в. Первые дирижеры – композиторы К.М. Вебер, Л. Шпор, Г. Спонтини. Новаторство в дирижерском искусстве Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Ф. Мендельсона.

Дирижирование как вид исполнительского искусства. Определение слова «дирижирование».

Основная литература
1.Аносов, Н. П. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания / Н. П. Аносов. – Москва : Сов. композитор, 1978.

2.Гинзбург, Лео. Избранное / Лео Гинзбург. – Москва, 1981.

3.Грум-Гржимайло, Т. Н. Музыкальное исполнительство / Т. Н. Грум-Гржимайло. – Москва : Знание, 1984.

4.Грум-Гржимайло, Т. Н. Об искусстве дирижера / Т. Н. Грум-Гржимайло. – Москва, 1973.

5.Кондрашин, К. П. Мир дирижера (технология дирижирования) / К. П. Кондрашин. – Москва : Музыка, Ленинградское отделение, 1976.

6.Лансдорф, Э. В защиту композитора / Э. Лансдорф. – Москва, 1988.

7.Малько, Н. А. Основы техники дирижирования / Н. А. Малько. – Москва- Ленинград, 1965.

8.Современные дирижеры / сост. Л. Григорьев и Я. Платек. – Москва, 1969.



Дополнительная литература
1.Репетиция оркестра / Музыкальная академия. – 1993. – № 3.
Средства обучения
Видео. Искусство дирижирования. Часть I, II.
Практическая работа
Сообщение-доклад о творчестве первых дирижеров – композиторов.
Самостоятельная работа студента
Обзор методической литературы по данной теме.
Тема 5б
Западноевропейская школа дирижирования, ее яркие представители
Дирижерское искусство XIX века. Новаторство дирижеров, вызванное бурным развитием симфонизма.

Первые профессиональные дирижеры – Г. Берлиоз, К.М. Вебер, Л. Шпор, Р. Вагнер, Ф. Лист, Г. Малер, Х. Бюлов.

Симфоническое дирижирование в первой половине ХХ века. Творческие портреты и деятельность А. Никиша, А. Тосканини, Б. Вальтера, О. Клемперера, О. Фрида, К. Бема, В. Фуртвенглера, Ш. Мюнша и др.

Симфонические дирижеры второй половины ХХ века: Л. Бернстайн, К. Аббадо, З. Мета, Г. фон Караян.


Основная литература
1.Аносов, Н. П. Литературное наследие. Переписка. Воспоминания / Н. П. Аносов. – Москва : Сов. композитор, 1978.

2.Артур Никиш и русская музыкальная культура / ред. Л. Н. Раабен. – Москва, 1975.

3.Берлиоз, Г. Дирижер оркестра / Г. Берлиоз. – Санкт-Петербург, 1993.

4.Вальденго, Дж. Я пел с Тосканини. – 2-е изд., доп / Дж. Вальденго. – Ленинград : Музыка, 1989.

5.Гинзбург, Л. Избранное / Л. Гинзбург. – Москва, 1981.

6.Мюнш, Ш. Я – дирижер / Ш. Мюнш. – Москва, 1960.

7. Робинсон, Пол. Герберт фон Караян / Пол Робинсон. – Москва : Прогресс, 1981.

8.Рабинович, Д. А. Исполнитель и стиль. Избранные статьи / Д. А. Рабинович. – Москва : Сов. композитор, 1981. – Вып. 2.

9.Роллан, Р. Музыкально-историческое наследие. Музыканты наших дней / Р. Роллан. – Москва : Музыка, 1989. – Вып. 4.

10.Современные дирижеры / сост. Л. Григорьев и Я. Платек. – Москва, 1969.

11.Стоковский, Л. Музыка для всех нас / Л. Стоковский. – Москва, 1963.

Дополнительная литература
1.Аббадо, К. Петербург – город удивительной красоты и величия / Музыкальная академия. – 1994. – № 1.

2.Берлинские филармонисты в Москве / Музыкальная жизнь. – 2000. – № 1.

3.Зейфс, Н. Клаудио Аббадо – еще 8 лет спустя / Музыкальная академия. – 2000. – № 1.

4.Малер сегодня / Музыкальная академия. – 1994. – № 1.


Средства обучения
1.Видео. Лучшие дирижеры мира (№ 437).

2.Видео. Караян Г. фон, И. Брамс «Немецкий реквием» (№ 195).

3.Видео. Лучшие дирижеры «Золотой эры» (№ 524).

4.Видео. Бернстайн. Репетиция (№№ 376, 484).



Практическая работа
Сообщение – доклад о творчестве современного зарубежного симфонического дирижера и его оркестра.
Самостоятельная работа студента
Возможно написание реферата на тему: «История и деятельность зарубежного симфонического оркестра» (любого, по выбору).
Тема 5в
История развития русской дирижерской школы
История русского дирижерского искусства в хоровом пении XVI – XVII веков.

Дирижеры первых оперных трупп при царском дворе в н. XVIII в. Первые русские композиторы – Е. Фомин и В. Пашкевич.

Дирижерское искусство первой половины XIX в. Деятельность К.А. Кавоса, К.Ф. Альбрехта, К.Н. Лядова и др.

Основатели отечественной школы дирижирования – Антон и Николай Рубинштейны, М.А. Балакирев. Их вклад в русскую школу дирижирования.

Искусство дирижирования в к. XIX – н. ХХ. Творчество И. Сафонова, А. Зилоти, Ю. Сахновского, С. Кусевицского, С. Рахманинова, М. Ипполитова-Иванова – их значение для русской дирижерской школы.

Дирижерские классы в консерваториях в первой половине ХХ века.

Первые Всесоюзные конкурсы дирижеров.

Основная литература

1.Гордость советской музыки : музыканты – герои Социалистического Труда и лауреаты Ленинской премии / сост. М. Яковлев. – Москва : Сов. композитор, 1987.

2.История русской музыки в нотных образцах. Том I, второе переработанное и дополненное издание / сост и ред. С. Л. Гинзбург. – Москва : Музыка, 1968.

3.Климов, М. Дирижер Ленинградской академической капеллы / М. Климов. – Ленинград : Музыка, 1983.

4.Кондрашин, К. П. Мир дирижера (Технология дирижирования) – Ленинград : Музыка, Ленинградское отделение, 1976.

5.Мелик-Пашаев, А. А. Звучание жизни : творческая биография дирижера А. Ш. Мелика-Пашаева / А. А. Мелик-Пашаев. – 2-е изд. – Москва : Музыка, 1989.

6.Пазовский, А. М. Записки дирижера / А. М. Пазовский. – Москва : Музыка, 1966.

7.Рождественский, Г. Преамбулы : сборник музыкально-публицистических эссе, аннотаций, пояснений к концертам, радиопередачам, грампластинкам / сост. Г. Алфеевская. – Москва : Сов. композитор, 1989.

8.Рождественский, Г. Треугольники. Триптих / Г. Рождественский. – Москва : Слово, 2001.

9. Светланов, Е. Дирижер, композитор пианист / сост. П.В. Лукьяненко. – Москва : Музыка, 1987.

10.Светланов, Е. Ф. Музыка сегодня : сборник статей. – Москва : Сов. композитор.

11.Современные дирижеры / сост. Л. Григорьев и Я. Платек. – Москва, 1969.

12.Фомин, В. Старейший русский симфонический оркестр / В. Фомин. – Ленинград, 1982.
Дополнительная литература
1. Мравинский, Е. Из дневников / Музыкальная академия. – 1995. – № 4-5.

Средства обучения
1.Видео. И. Мусин в программе «Царская ложа»

2.Видео. Е. Мравинский (№ 130).


Практическая работа
Сообщение – доклад о творчестве первых русских дирижеров симфонических оркестров.

Самостоятельная работа студента
Реферат на тему «История и деятельность первых русских симфонических оркестров».

Тема 5г
Современные русские симфонические дирижеры
Творчество современных русских симфонических дирижеров (Ю. Темирканова, Е. Светланова, Г. Рождественского, С. Ростроповича, В. Гергиева, В. Федосеева, В.Спивакова и др.).

Концертная деятельность выдающихся русских симфонических оркестров.


Основная литература
См. литературу к теме 6в.
Дополнительная литература
1.Башмет, Юрий. Считаю себя счастливым человеком / Музыкальная жизнь. – 2000. – № 11.

2.Варгафтик, А. Курсив В. Спивакова / Музыкальная жизнь. – 2000. – № 4.

3.Гергиев, В. В. Ночь перед премьерой / Музыкальная академия. – 1994. – № 2.

4.Гергиев, В. Музыка для меня важнее всего на свете / Музыкальная жизнь. – 2001. – № 7.

5.Кац, А. Дирижер – это профессия второй половины жизни музыканта / Музыкальная академия. – № 3.

6.Лисс, Д. Никто не скажет «нет» / Музыкальная академия. – 2000. – № 2.

7.Магидсон. Декабрьские вечера Российского национального оркестра п/у Владимира Спивакова / Музыка и время. – 2002. – № 2.

8.Темирканов, Ю. Чудовищная профессия / Музыкальная академия. – 2000. – № 2.

9.Фахмин, Ф. Горенштейн М. История одного оркестра или жизнь героя / Музыкальная академия. – 1999. – № 4.

10. Чистяков, А. Счастливый человек? / Музыкальная академия. – 2000. – № 1.


Средства обучения
1.Видео. Г. Рождественский (№ 131).

2.Видео. Светланов Е. документальный фильм «Профессия – дирижер» (№ 192).

3.Видео. Ю. Темирканов (№140, 203)

4.Видео. С. Сондецкис (№ 71)

5.Видео. М. Рострапович (№ 291, 383).
Практическая работа
Сообщение – доклад о творчестве русских современных симфонических дирижерах.
Самостоятельная работа студента
Реферат на тему: «История и деятельность современных русских симфонических оркестров».

Тема 6а

Церковное хоровое пение до XVIII в.

Периодизация Древнерусской духовной музыки:



1-й этап -

начальный - XI – сер. XV вв. – освоение византийской школы. Знаменный распев.

2-й этап -

эпоха расцвета – сер. XV в. – н. XVII в. – рождение в древнерусском певческом искусстве ярко выраженного творческого начала.

3-й этап -

завершающий – XVII в. – н. XVIII в. – рассвет и кризис певческой монодии, появление партесного многоголосия.

Система Осьмогласия, жанры церковных песнопений (тропарь, кондак, стихира, ирмос и др.)
Основная литература
1.Бражников, М. В. Лица и фиты знаменного распева. Исследование / общ. ред. Н. Серегиной, А. Крюкова. – Ленинград : Музыка, 1984.

2.Герасимова – Персидская, Н. А. Русская музыка XVII века – встреча двух эпох / Н. А. Герасимова-Персидская. – Москва : Музыка, 1994.

3.История русской музыки : В 10-Т. Т1. Древняя Русь XI – XVII в. / Ю. В. Келдыш. – Москва : Музыка, 1983.

4.Кошмина, И. В. Русская духовая музыка : пособие для студентов муз. – пед. училищ и вузов : в 2 кн. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – кн. 1. : История. Стиль. Жанры.

5.Матвеев, Н. В. Хоровое пение : учебное пособие по хороведению. – Издательство братства во имя святого князя Александра Невского, 1998.

6.Парфентьев, Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства, XVI-XVII в.в. : Школы. Центры. Мастера. – Свердловск : Урал, 1991.

7.Рапацкая, Л. А. История русской музыки : От Древней Руси до «серебряного века» : учеб. для студ. пед. высш. учебн. заведений. – Москва : Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

8.Рукова, С. А. Беседы о церковном пении со сборником нотных приложений : учебное пособие. – Москва : Издательство Московской Патриархии, РОПО «Древо добра», 1999.

9.Скребков, С. Русская хоровая музыка XVIII века. Очерки. – Москва : Музыка, 1969.
Средства обучения
Видеоэнциклопедия «Праздники православной церкви» (№ 348).

Практическая работа
1.Пение хором гласов и церковных песнопений (тропарь, кондак, стихира, ирмос и др.)

2.Пение знаменных распевов.


Тема 6б
Церковное хоровое пение XVIII – н. ХХ в.в.
Два типа многоголосия в русском церковном пении – строчное и партесное. Духовный концерт ХVIII в. Творчество М. Березовского , Д. Бортнянского, С. Дегтярева и других композиторов.

Деятельность Придворной певческой капеллы и Московского Синодального хора. Два музыкальных направления в церковном пении:

а)Московское, представленное композиторами С. Смоленским, А. Никольским, В.Калинниковым, М. Ипполитовым-Ивановым, С. Рахманиновым и др.

б)Петербургское – М. Римский-Корсаков, М. Балакирев, А. Архангельский, А. Лядов, Г. Львовский и др.

Особенности, различия композиторского письма 2-х направлений.
Основная литература
1.Герасимова-Персидская, Н. А. Партесный концерт в истории музыкальной культуры / Н. А. Герасимова-Персидская. – Москва : Музыка, 1983.

2.Ершов, Н. А. Старейший русский хор / Н. А. Ершов. – Ленинград, 1978.

3.Ильин, В. П. Очерки истории русской хоровой культуры / В. П. Ильин. – Москва : Сов. композитор, 1985.

4.История русской музыки в нотных образцах. Том I. Второе, переработанное и дополненное издание / сост. и ред. С. Л. Гинзбург. – Москва : Музыка, 1968.

5.Локшин, Д. Л. Замечательные русские хоры и их дирижеры / Д. Л. Локшин. – Москва : Музыка, 1963.

6.Традиционные жанры русской духовной музыки и современность : сб. статей, исследований, интервью / редактор–составитель Ю. И. Паисов. – Москва : Композитор, 1999.



Дополнительная литература
1.См. литературу к теме 8а.

2.Новая Московская школа (вступительная статья к сборнику Российской академии музыки им. Гнесиных, 1999 год).

3.Разумовский, Дм. Церковное пение в России / Музыкальная академия. – 1998. – № 1; 1999. – № 1, 2, 3; 2000. – № 1, 2, 3.

4.Рыжакова, Н. Судьба наследия: легенды и факты / Отмечая 250-летие со дня рождения Д. Бортнянского / Музыкальная академия. – 2001. – № 4.



Средства обучения
1.Видео. Рождественские песнопения (№ 356).

2.Видео. Церковная хоровая музыка – С. Рахманинов, А. Струмский, Д. Бортнянский (№ 232).

3.Видео. Хоры П. Чеснокова (№ 221).

4.Видео. Песнопения русской Пасхи (№ 396).


Практическая работа
Игра партитур на фортепиано и исполнение хором духовных сочинений русских композиторов XVIII – нач. ХХ в.в.
Самостоятельная работа студента
1.Реферат на тему: «Творчество композитора …»

2.Аннотация духовного хорового сочинения русского композитора.


Тема 6в
Современная духовная музыка
Возрождение и расцвет духовной музыки во 2-ой половине ХХ века.

Сочинения русских композиторов на канонические тексты, соответствующие канону и исполняющиеся в церкви («Литургия» и песнопения «Всенощного бдения» Вл. Мартынова, «Литургия св. Иоанна Златоуста» Р. Леденева и др.)

Произведения, написанные в жанре церковной музыки, не соблюдающие канон (А. Шнитке «Requiem», В. Артемов «Requiem», А. Раскатов «Stabat Mater»).

Сочинения, не предназначенные для исполнения в церкви, произведения церковного жанра на канонические тексты (как православные, так и католические) (А. Вустин «Блаженные духом» для голоса и ансамбля, «Литургические песнопения» Ю.Фалика, «Светлое воскресение» В. Рубина).

Сочинения – действа религиозного содержания (Н. Каретников «Мистерия апостола Павла», Р. Щедрин «Концертино для смешанного хора»).

Произведения с использованием цитат из подлинных церковных песнопений (Хоровые сочинения Ю. Буцко, Р. Щедрина, А. Шнитке, Г. Свиридова).

Сочинения с использованием ладовых особенностей русской црковной музыки без цитат и произведения с духовной тематикой (не только хоровые).

Основная литература

1.Батюк, Г. В. Современная хоровая музыка : Теория и исполнение. Очерки / Г. В. Батюк. – Москва : Московская гос. консерватория, 1999.

2.Григорьева, Г. В. Русская хоровая музыка 1970-80-х годов / Г. В. Григорьева. – Москва : Музыка, 1991.

3.Паисов, Ю. Современная русская хоровая музыка. 1945-1980 : Исследование / Ю. Паисов. – Москва : Сов. композитор, 1991.

4.Раабен, Л. О духовом ренессансе в русской музыке 1960-80-х годов / Л. О. Раабен. – Санкт-Петербург, 1998.

5.Традиционные жанры русской духовной музыки и современность. Сб. статей, исследований, интервью / редактор – составитель Ю. И. Паисов. – Москва : Композитор, 1999.



Дополнительная литература
1.Гуляницкая, Н. Заметки о стилистике современных духовно-музыкальных композиций / Музыкальная академия. – 1994. – № 1.

2.Ценова В. Реквием в советской музыке от Кабалевского к Артемову? / Музыкальная академия. – 1998. – № 1.



Средства обучения
Грамзаписи, CD духовных сочинений Г. Свиридова, А. Шнитке и др.
Практическая работа
Сообщение – доклад о творчестве современных композиторов, их духовной музыке для хора.

Тема 7а
Литургия
История возникновения литургии – главной части богослужения.

Литургия св. Иоанна Златоуста. Содержание, строение и последовательность службы.

Литургии русских композиторов П. Чайковского, П. Чеснокова, А. Гречанинова, С. Рахманинова и др. Истории создания и драматургия сочинений.
Основная литература

См. литературу к теме 8а и 8б.


Дополнительная литература
1.Кандинский, А. Литургия святого Иоанна Златоуста / Музыкальная академия. – 1993. – № 3.

Средства обучения
1.Видео. Гречанинов А., Херувимская песнь, сопричастный стих из «Литургии св.Иоанна Златоуста», исп. хор ТР. «5 канал», дир. В. Столповских (№ 138)

2.Видео. Гречанинов А., «Верую» (из «Литургии св.Иоанна Златоуста»), исп. хор под упр. В. Минина. (№ 347).


Практическая работа
Игра партитур и исполнение хором сочинений русских композиторов (из Литургии).
Самостоятельная работа студента
Определение богослужения по фрагменту хорового сочинения (из Литургии или Всенощного бдения) и нахождение его места в службе.
Тема 7б

Всенощное бдение
История возникновения Всенощного бдения, его содержание и смысл.

Богослужебные жанры Всенощного бдения (тропарь, кондак, стихира, богородичны и др.).

Строение и последовательность Всенощного бдения XV в. и XIX в. Историческая эволюция чина.

Всенощное бдение русских композиторов (С. Рахманинова, П. Чайковского).


Основная литература
См. литературу к теме 8.
Средства обучения
1.Видео. Рахманинов С., Фрагменты «Всенощного бдения», исп. хор п/у В. Полянского (№ 2).

2.Видео. Рахманинов С. «Всенощное бдение» исп. Гос. академическая капелла Санкт-Петербурга, дир. В. Чернушенко (№ 183).



Практическая работа
Игра партитур и исполнение хором сочинений русских композиторов (из Всенощного бдения).
Самостоятельная работа студента
Определение богослужения по фрагменту хорового сочинения (из Литургии или Всенощного бдения) и нахождение его места в службе.
Тема 8
Stabat Mater. Magnificat. Te Deum. Ave Maria, Месса, Реквием.
Секвенция «Stabat Mater». Особенности жанра, этапы эволюции, содержание и перевод текста.

Magnificat. История возникновения и развития жанра, содержание и перевод текста. Магнификат Я. Обрехта, Дж. Палестрины, К. Монтеверди, И.С. Баха.

Te Deum. – история возникновения, содержание и перевод текста. Te Deum. Г. Берлиоза, А. Брукнера, Б. Бриттена.

Ave Maria.- содержание и перевод католического гимна, вокальные и хоровые сочинения на этот текст.

Месса. История создания, этапы эволюции. Содержание мессы, ее смысл и перевод текстов.

Разновидности мессы:

а)Торжественная – missa solemnis («Торжественная месса Л. Бетховена, мессы Моцарта В.А., И.Гайдна)

б)Короткая месса – missa brevis (Б. Бриттен «Missa brevis»).

в)Заупокойная месса – Reguiem. (Реквием Л. Керубини, Дж. Верди, В.А. Моцарта).

Месса и реквием в творчестве современных композиторов. Свободное обращение с каноническим текстом. («Reguiem» А. Шнитке, Месса Л. Бернстайна, «Reguiem» В. Артемова)


Основная литература
1.Асафьев, Б. В. О хоровом искусстве : сб. статей / сост. и комент. А. Павлова–Арбенина. – Ленинград : Музыка, 1980.

2.Булычевский, Ю. Старинная музыка : Словарь. Переиздание / Ю. Булычевский, В. Фомин. – Москва : Музыка, 1996.

3.Габинский, Г. Мать скорбящая стояла // Наука и религия. – 1974. – № 5.

4.Крунтяева, Т. С. Словарь иностранных музыкальных терминов / Т. С. Крунтяева, Н. В. Молокова. – Москва : Музыка, 2000.

5.Лаппо, С. И. Зарубежная хоровая литература / С. И. Лаппо, Д. Л. Локшин. – Москва : Музыка, 1964. – Вып. 1.

6.Ливанова, Т. Н. История западноевропейской музыки до 1789 г. в 2-х т. Т.1. / Т. Н. Ливанова. – Москва : Музыка, 1983.

7.Локшин, Д. Л. Зарубежная хоровая литература / Д. Л. Ливанова. – Москва : Музыка, 1966. – Вып. 2.

8.Романовский, Н. В. Хоровой словарь / Н. В. Романовский. – Москва : Музыка, 2000.

9.Симакова, Н. Вокальные жанры эпохи Возрождения : учеб. пособие / Н. Симакова. – Москва : Музыка, 1985.

Средства обучения

1.Видео. Бартулис В. Missa brevis, исп. Московский хор молодежи и студентов, дир. А. Пяраускас (№ 296).

2. Видео. Бернстайн Л., Месса, исп. Берлинская филармония, дир. Г. фон Караян (№ 451).

3. Видео. Бетховен. Месса Солемнис (№ 476).

4. Видео. Брамс. Немецкий реквием, исп. Венский хор Берлинский симф. оркестр, дир. Г. фон Караян (№ 570).

5. Видео. Моцарт. Реквием. Исп. Камерный оркестр «Виртуозы Москвы», дир. В. Спиваков (№ 314)

6.Грампаластинка. Дж. Перголези. Stabat Mater, исп. Респуб. русская хоровая капелла им. Юрлова, Московский камерный хор, дир. Р. Баршай.

Практическая работа

1.Игра партитурHHhhh

на фортепиано и исполнение хором зарубежных духовных хоровых сочинений.

2.Сообщение – доклад. Примерные темы:

а) Stabat Mater Перголези.

б) Magnificat И.С. Баха

в) Te Deum А. Брукнера

г) Ave Maria в творчестве зарубежных композиторов.

д) Месса, Реквием зарубежного композитора.
Самостоятельная работа студента

1.Определение жанра духовной музыки по фрагменту хорового сочинения. Перевод текстов.



2.Возможно написание реферата по данной теме.



Смотрите также:
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
118.62kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
348.76kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070106. 01 «Хоровое дирижирование»
139.08kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование
209.79kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс д ля студентов очного отделения, обучающихся по специальности: 070105 «Дирижирование
319.61kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
90.17kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению: 070100. 62 «Инструментальное исполнительство»
174.03kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «История отечественного государства и права»
1289.01kb.
12 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070801. 65 «Декоративно-прикладное искусство»
156.7kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению 070102 «Инструментальное исполнительство»
113.04kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актёрское искусство»
133.82kb.
1 стр.
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности 070302 «Хореографическое искусство»
777.07kb.
5 стр.