Главная
страница 1
Содержание
Введение……………………………………………………………………2

Глава 1. Педагогическая техника и ее роль на уроках Мировой художественной культуры………………………………………………………5



    1. Нравственное содержание уроков мировой художественной культуры……………………………………………………………..5

    2. Педагогическое мастерство и его значение в процессе освоения мировой и отечественной художественной культуры в средней школе ………………………………………………………………7

    3. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства на уроках МХК……………………………………………………..10

Глава 2. Использование педагогических техник на уроках МХК на практике…………………………………………………………………………19

Заключение…………………………………………………………………34

Список используемой литературы………………………………………..36

Введение
Успех решения педагогических задач обусловлен высоким уровнем педагогических способностей и умений: владеть собой, ситуацией, уметь ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи.

Педагогическая техника — элемент педагогического мастерства, форма организации поведения преподавателя. Знание, направленность и способности без умений, без владения способами действий — не гарантия высоких результатов.

Критериями мастерства педагога могут выступать: целесообразность (по направленности), продуктивность (по результату — уровню знаний, воспитанности школьников), оптимальность (в выборе средств), творчество (по содержанию деятельности).

Главное свойство преподавателя, обладающего высоким уровнем владения мастерством — яркая гуманистическая направленность педагога: не только стремление навести порядок, но и желание изменить отношения воспитанников к лучшему, опираясь на создаваемое общественное мнение. Важно, что все действия педагога должны быть пронизаны уважением к человеку и оптимизмом, целесообразны, продуманны, упорядочены. Педагог должен владеть ситуацией, уметь ее перестроить, обеспечивая неожиданность воздействия и успех решения ситуативной задачи1.

Таким образом, техника — совокупность приемов. Ее средства — речь и невербальные средства общения. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением: владение своим организмом (мимика, пантомимика; управление эмоциями, настроением (снятие излишнего психического напряжения, создание творческого самочувствия); социально-перцептивные способности (внимание, наблюдательность, воображение); техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, и раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения: дидактические, организаторские, конструктивные, коммуникативные умения; технологические приемы предъявления требований, управления педагогическим общением, организации коллективных творческих дел и пр.

Еще в 20-е годы XX в. возникло понятие “педагогическая техника”, и с тех пор она исследуется многими педагогами и психологами (В.А. Кан-Калик, Ю.И. Турчанинова, А.А. Крупенин, И.М. Крохина, Н.Д. Никандров, А.А. Леонтьев, Л.И. Рувинский, А.В. Мудрик, СВ. Кондратьева и др.). Педагогическая техника входит в педагогическую технологию как ее инструментальная сторона. Т.е. в любом педагогическом процессе, и в том числе имеющем технологический характер, всегда есть и педагогическая техника. Учитель, воздействуя на учащихся, стремится донести до них свои идеи, мысли, чувства. А каналами связи, передачи своих намерений и, если нужно, — распоряжений, требований к ученикам, — служат слово, речь, выразительный жест, мимика.

Объект нашего исследования – уроки мировой художественной культуры.

Предмет исследования – педагогическая техника на уроках МХК.

Цель исследования – выявить роль педагогической техники на уроках МХК.

Цель предопределила следующие задачи исследования:

- дать определение педагогической технике и выявить ее роль на уроках Мировой художественной культуры.

- рассмотреть нравственное содержание уроков мировой художественной культуры

- рассмотреть роль педагога в процессе освоения мировой и отечественной художественной культуры в средней школе

- проанализировать роль педагогической техники как элемента педагогического мастерства на уроках МХК

- рассмотреть использование педагогических техник на уроках МХК на практике.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка.



Глава 1. Педагогическая техника и ее роль на уроках Мировой художественной культуры.

    1. Нравственное содержание уроков мировой художественной культуры

Наша страна нуждается в национальной системе личностного развития интеллектуально-одаренных людей, обладающих такими качествами, как инициативность, толерантность, творческое мышление. Поэтому основная задача учителя – развитие всех видов интеллекта, соприкасающихся с наукой, научным и художественным творчеством, искусством, интеллектуально-творческим мышлением.

«Ребенок, уйдя с урока, должен еще долго оставаться под впечатлением от услышанного, увиденного, прочувствованного и продуманного, от только что совершенного для себя открытия». (М. М. Поташник)2

Анализируя этапы творческого процесса на уроках мировой художественной культуры, можно прийти к выводу, что дети, стараясь показать и раскрыть свой социальный опыт, сами создают реальные ситуации общения, служащие импульсом для размышления и аргументирования своей точки зрения, учатся формулировать кратко и точно свои мысли.

К сожалению, в современной школе предмет мировая художественная культура оттесняется из образовательного процесса, что и подтверждается в стандартах второго поколения. А ведь именно на уроках мировой художественной культуры формирование нравственных ценностей происходит в процессе эмоционального переживания и сопереживания образов искусства, на основе диалога культур складывается видение художественной картины мира, формируется эмоциональное отношение к миру.

Уроки мировой художественной культуры способствуют ребенку сформировать навыки диалогового обучения, на материале образа человека в мировой культуре помогают скорректировать свою поведенческую модель.

Современный мир не может существовать без толерантности как по отношению к личности, так и по отношению к различным эстетическим культурам.

Именно предмет мировая художественная культура помогает ученику понять себя, заняться поиском смысла, узнать о том, как этот поиск шел в других эпохах. Недооценка морально-нравственных и художественно-эстетических ценностей приводит к враждебности, развитию агрессивности, порождает насилие и жестокость.

Для развития общества и государства необходима способная к творческому преобразованию мира личность. Поэтому мировая художественная культура – это не только предмет в учебном процессе, но и способ познания мира и себя в этом мире.

Без эстетического восприятия мира не может идти речь о формировании творческой личности, которая в состоянии полноценно реализовывать себя в реальном социуме. На мой взгляд, именно научные конференции по философии культуры и искусства востребуют человека – педагога или учащегося во всей мощи его природных способностей, так как на наших глазах рождается образ человека – творца, молодого ученого.

Но есть обиженные, не получившие желаемого призового места? Но это тоже нравственный урок, который получает ребенок (да и педагог), что важнее ценить истину, проявлять уважительное отношение к другим выступающим и коллегам, а не самолюбование собой как победителя.

Современный учитель (учитель МХК особенно) должен быть «сам творцом и прививать любовь к творчеству своим воспитанникам». (П. С. Арсеньев)3. Следовательно, педагогическое обучение не должно быть нацелено на механику заучивания для тестового отчета, а воспитывать человека, активно ответственного, умеющего ценить культурно-нравственное наследие человечества.

Поэтому и возрастает значение уроков мировой художественной культуры как средство для развития духовной личности, потому что нам нужна творческая интеллигенция, а не «образовщина» (А. И. Солженицын)4.

Школа XXI века должна воспитывать интеллектуально-творческую личность, для которой творчество ассоциируется с сердцем, как гласит вечная библейская истина: «Большое счастье давать, чем получать», которая возможно станет девизом для российской школы настоящего и будущего5.


    1. Педагогическое мастерство и его значение в процессе освоения мировой и отечественной художественной культуры в средней школе

Как и всякая педагогическая деятельность, работа учителя мировой и отечественной художественной культуры включает в себя некоторые компоненты: цель, средства, объект и субъект деятельности. При этом если субъект и объект являются общими для всех форм педагогической деятельности (объект - ученик, субъект - учитель), то цели и средства преподавания данной дисциплины достаточно специфичны.

Безусловно, целью любого учителя является всестороннее развитие личности ученика. Однако конкретные задачи, исходящие из этой цели, учитель мировой и отечественной художественной культуры должен выдвигать сам, сообразуясь с педагогическими условиями. Это обстоятельство требует от учителя данной дисциплины постоянных творческих действий, умения видеть задачи различной степени удаленности и сопоставлять их с реальной конкретной обстановкой. А потому - владеть творческими навыками и искусством импровизации. Для этого преподавателю необходимо быть особенно эрудированным и одновременно тщательно готовить каждое свое занятие, «проигрывая» все возможные варианты хода урока.

Достаточно специфичны и средства, используемые преподавателями данной дисциплины для достижения своей цели. Если преподаватель любой другой дисциплины может выдвинуть перед учеником требование: «Ты должен знать, уметь, делать», а значит основные средства их деятельности - изложение конкретного материала и выработка определенных навыков, то требование учителя мировой и отечественной художественной культуры к своим ученикам следующее: «Ты должен понять, желать, творить». Безусловно, такая постановка вопроса вынуждает преподавателя не просто давать материал, а «протягивать» его через личность ученика, обращаться к его мировосприятию, вызывая настоятельную потребность в самостоятельном действии, включать учащихся в формирование самого процесса освоения предмета.

Отсюда вытекают и основные требования к личности учителя мировой и отечественной художественной культуры:

- коммуникативность, включающая в себя безусловную расположенность к ученикам, доброжелательность и глубокое уважение;

- перцептивные способности - профессиональная зоркость, умение проникать в сознание ученика и бережно относиться к его чувствам и переживаниям;

- динамизм личности - способность к волевому воздействию и логическому убеждению, умение владеть аудиторией, чувствовать ее «дыхание»;

- эмоциональная устойчивость - способность владеть собой;

- креативность - способность к творчеству;

- артистизм - способность преображаться в зависимости от ситуации, хорошее владение речью и интонацией;

- способность делать материал доступным пониманию;

- творческое применение методов преподавания;

- педагогическая требовательность;

- способность к внеклассной работе.

Закономерно, что указанные личностные качества должны присутствовать в комплексе. Только в этом случае уроки мировой и отечественной художественной культуры могут стать формой подлинного познания мира и себя.

К этому можно добавить и так называемые сопутствующие качества личности: организованность, любознательность, трудолюбие, самообладание, активность, настойчивость, эмоциональность, высокую нравственность. Дети очень чувствительны, они замечают все: искренность учителя, его заботу. Или безразличие, манеры, опрятность, одежду, культуру речи, знание материала, сообразительность, находчивость, юмор и др. Все эти качества они особенно хотят видеть у учителя мировой и отечественной художественной культуры, поскольку сам материал, изучаемый на уроках, обязывает к совершенству.

Овладеть этими простыми приемами достаточно сложно. Нельзя повторяться, необходимо находить новые оттенки, оригинальные способы освоения материала. Без этого трудно привлечь учеников, покорить их чувства и мысли. Успешное овладение педагогическим мастерством способствует росту симпатии к учителю и во многом решает главное: вырабатывает постоянный, устойчивый интерес к предмету.

Одним из важнейших признаков мастерства является высокий уровень педагогической техники учителя: совершенное использование педагогических приемов, сознательный выбор нужного метода обучения, способа воздействия на учеников. Учитель-мастер, владея всем арсеналом педагогических средств, выбирает наиболее экономные и эффективные приемы, обеспечивающие достижение целей с наименьшими усилиями и потерями. Без профессиональных навыков педагогической техники невозможно овладеть таким сложным и насыщенным учебным предметом.



    1. Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства на уроках МХК

Под технологией образования, согласно определению ЮНЕСКО, понимается системный подход создания, применения и определение всего процесса преподавания и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования. Следовательно, помимо методов обучения (взаимосвязанных способов деятельности преподавателя и учащихся, направленных на овладение ими знаниями, умениями и навыками, на воспитание и развитие в процессе обучения) и средств обучения (специально разработанных вещественных, материальных объектов, предназначенных для повышения эффективности учебного процесса) современная педагогическая технология подразумевает наличие средств и способов информатизации; как-то: система сбора, обработки, хранения, и поиска информации посредством определённого вида техники; набор программных средств; и, соответственно инструкции и оценка эффективности их применения.

Процесс освоения предмета «Мировая и отечественная художественная культура» - явление сложное, многогранное, динамичное. Оно сродни искусству, которое скорее «познает», чем «изучает» мир. Всякий, избравший предмет делом жизни, столкнется с тем, что в теории педагогики нет раздела, посвященного практическим навыкам развития подсознательного уровня, здесь следует обратиться к театральной педагогике. Тем более, что преподавателя скорее можно назвать актером, а сам предмет - «театром одного актера».

Поэтому учителю мировой и отечественной художественной культуры просто необходимо знать принципы театрального действия, его законы. В этом ему поможет система К.С.Станиславского, которая рассматривает специфику творчества через природу человека - творца. В ней впервые решается вопрос сознательного овладения подсознательным, непроизвольным процессом творчества, проявления таланта личности в деятельности. Система К.С.Станиславского необходима преподавателю еще и потому, что это не только наука об актерском мастерстве, но и наука о том, как, опираясь на объективные законы, растить, развивать и обогащать способности личности. Она предлагает методику повышения в творческой деятельности «коэффициента полезного действия» всякого дарования.

Понимание К. С. Станиславским действия как единства физического и психического исключает отдельное развитие внутренних или внешних, телесных или душевных элементов поведения учителя и требует тесной связи метода и педагогической техники. Именно поэтому мастерство педагога мировой и отечественной художественной культуры обусловливается тремя связанными частями6:

- педагогической теорией;

- педагогической техникой;

- методом работы над материалом и его организацией.

Но если теорию достаточно изучить, то педагогической техникой и методом работы с материалом нужно овладеть, выработать определенные навыки. Это достигается длительной и систематической практикой, когда техника доводится до степени подсознания, до рефлекторной деятельности.

Вникая в секреты учителя-мастера, обнаруживаем отточенность приемов педагогического воздействия, искусную постановку и решение самых разнообразных практических задач. Важная роль здесь принадлежит специальным умениям: мобилизовать учащихся на интенсивную познавательную деятельность, правильно поставить вопросы, общаться с коллективом и отдельными личностями, владеть своим настроением, голосом, мимикой, движениями и др. Педагогическая техника как раз и способствует гармоничному единству внутреннего содержания деятельности учителя и его внешнего выражения. Здесь необходим синтез духовной культуры и педагогически целесообразной внешней выразительности.

Таким образом, педагогическая техника представляет собой совокупность приемов, позволяющих реализовать задачи, поставленные перед конкретным предметом. Ее средства - речь и невербальные средства общения. Сюда включается две группы компонентов:

- первая группа связана с умением педагога управлять своим поведением (мимика, пантомимика, снятие излишнего психологического напряжения, создание творческого самочувствия, внимание, наблюдательность, воображение, техника речи);

- вторая группа компонентов связана с умением воздействовать на личность и коллектив, организовать познавательную деятельность, раскрывает технологическую сторону обучения (организаторские, конструктивные, коммуникативные умения, технологические приемы организации творческих дел на уроке и в процессе самостоятельной работы учеников).

Рассмотрим наиболее важные для учителя мировой и отечественной художественной культуры компоненты педагогической техники.

Прежде всего, это внешний вид, который для учителя мировой и отечественной художественной культуры имеет особенное значение. Нелепо выглядит неряшливый преподаватель, рассказывающий о прекрасных образцах мирового искусства. Поэтому в данном случае особенно недопустимо небрежное отношение к своей внешности.

Прическа, костюм, украшения в одежде учителя мировой и отечественной художественной культуры всегда должны быть подчинены решению педагогической задачи - эффективному воздействию на формирование личности ученика. Необходимо во всем соблюдать чувство меры и понимание обстановки.

Эстетическая выразительность внешнего вида учителя сказывается и в том, насколько приветливо выражение его лица, в собранности, сдержанности движений, оправданном жесте, осанке и походке. Ему противопоказаны суетливость, неестественность жестов, внутренняя вялость. Более того, педагогу, общающемуся с великими произведениями искусства и приобщающему к прекрасному молодое поколение, просто необходимо уметь осуществлять психофизическую настройку на предстоящее занятие, управлять своим эмоциональным состоянием во время общения.

Процесс восприятия и понимания материала тесно связан со сложным процессом учебного слушания, на которое на уроках мировой и отечественной художественной культуры отводится большая часть времени. Поэтому ясно, что процесс формирования личности ученика в значительной степени зависит от совершенства речи учителя.

Некоторые считают, что голос и тембр представляют собой исключительно природный дар человека. Но современная экспериментальная физиология утверждает, что качество голоса можно коренным образом улучшить. Сегодня разработана система упражнений по технике речи, которая позволяет учителю донести до ученика все богатство содержания предмета. Преподаватель мировой и отечественной художественной культуры обязан обратить особое внимание на данную систему и, при необходимости, посвятить достаточное время для самосовершенствования в этой области. Систему подобных упражнений можно найти в работах З.В.Савковой и В.П.Чихачева о голосе лектора, в пособиях для театральных вузов, а также в книге Д.Х.Вагаповой «Риторика в интеллектуальных играх и тренингах»7.

Каждый учитель стремится сделать образовательный процесс учеников творчески насыщенным, приносящим им не просто удовлетворение, а ощущение сопричастности к тем процессам преобразований, которые станут их профессиональной деятельностью после окончания школы, пробуждать постоянный интерес к получению знаний.

Для раскрытия личностного потенциала учеников учитель делает акцент на активные формы учебно-воспитательного процесса – взаимодействие, сотрудничество учителя и учащихся. Процесс обучения становится более интенсивным с постоянно усложняющейся деятельностью, поскольку только через собственную деятельность ученик усваивает науку, способы познания, совершенствует личностные качества.

Используемые учителем педагогические технологии качественно меняют цели и характер обучения, способы взаимодействия участников образовательного процесса, активизируют процессы их саморазвития и рефлексии. Применение технологий на уроках МХК имеет определенную этапность: знакомство, практическое применение, внесение собственных элементов, формирование собственной индивидуальной технологии.

Вот некоторые технологии, которые может использовать на уроках МХК учитель:

- Информационные технологии (интерактивная доска). Электронная «классная доска» (ЭКД) позволяет внедрять элементы интерактивного обучения, как в классе, так и на ученических конференциях, во внеклассной работе и демонстрировать лучшие ученические продукты. Данные, написанные на исходной поверхности, могут транслироваться на мониторы телевизионных экранов, которые установлены в школьных кабинетах. Эти данные могут быть показаны в режиме реального времени.

- Исследовательская технология. Формирование одной из важнейших (ключевых) инструментальных компетенций личности ученика – исследовательской компетенции, выражающейся в наличии взаимосвязанных знаний, умений, навыков необходимых для качественной, продуктивной деятельности в сфере образования, самообразования и саморазвития.

- Технология оценки качества образования и учебных достижений учащихся. Портфель ученика - технология самооценки познавательного, творческого труда ученика. Формирование учебного «портфеля» - набора документов - является одной из современных методик оценивания и учета образовательных достижений учащихся. Портфолио выступает альтернативным способом оценивания и самооценки, идея портфолио связана с новыми целями образования – с новой культурой учения. Ученический портфель по физике позволяет развивать творческую среду для выявления одаренных ребят и осуществлять их поддержку, предоставлять возможности для самореализации и творческого успеха.

- Технология развития критического мышления. Развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих учиться самостоятельно. Поиск ответа на задачу, у которой нет готового способа решения, позволяет развивать у учащихся: готовность к планированию действий, подбор достаточной информации, настойчивость в напряжении ума, готовность исправлять свои ошибки, отслеживать ход рассуждений, поиск компромиссных решений.

Для этого используются различные методы: работа с информацией, организация индивидуальной работы, работа в парах и группах сменного состава, творческая переработка информации (составление кластеров, написание синквейна, эссе и др.).

- Технология проектной деятельности. Проектная деятельность - это процесс развития творческого потенциала учащихся на уроках и во внеурочной деятельности через развитие исследовательских способностей и навыков исследовательского поведения, формирование компетенций учащегося. Работа над проектом позволяет осуществлять личностно ориентированное обучение:

· усиление роли ученика в управлении собственной учебно-познавательной деятельностью;

· проблематика и содержание творческой и информационной проектной деятельности ориентированы на творческие потребности, интересы и потенциальные возможности ученика, включают широкий спектр видов и сфер практической деятельности, создавая условия самоопределения учащихся;

- Учебная экскурсия как технология развития познавательной активности учащихся. Учебная экскурсия позволяет расширить рамки образовательного процесса, перенеся учащихся из школьного здания в информационное пространство города. Историческое и научное прошлое нашей страны предстает перед учащимися в лицах конкретных людей. Данная форма организации обучения позволяет проводить наблюдения, изучение явлений и процессов в естественных условиях.

В последнее время в школах широкое распространение получила технология использования персонального компьютера на уроках МХК. Это позволяет как учителю, так и учащимся более успешно находить, изучать и усваивать материал, проводить презентации8.

В развитии коммуникативной компетентности можно выделить два направления: нормативное (усвоение социально заданных норм) и творческое (конструирование норм, исходя из собственного опыта). Основываясь на представлении о различных аспектах коммуникативной компетентности, можно классифицировать приёмы и методы развития коммуникативной компетентности на уроках мировой художественной культуры следующим образом:

ü приёмы и методы, развивающие коммуникативные качества, относящиеся к взаимодействию с объектами окружающего мира и его информационными потоками, работа строится на основе анализа и корректировки восприятия и воспроизведения в процессе общения (нетрадиционные формы проведения лекций, семинары, направленные на коллективно-мыслительную деятельность);

ü приёмы и методы, развивающие коммуникативные качества, связанные с необходимостью взаимодействовать с другими людьми, работа направлена на развитие способности к интерпретации  (анализ конкретных ситуаций, разбор действий по инструкции, дискуссии, круглые столы, мозговые штурмы);

ü приёмы и методы, направленные на творчество в общении и взаимодействии, развивающие мировоззренческие качества, определяющие эмоционально-ценностные установки ученика (сложные ролевые конструкции, проблемное обучение, коллективные творческие дела)9.

Таким образом, для повышения познавательной активности учащихся на уроках предмету мировой художественной культуры преподавателю предлагается множество различных методов и форм, которые он может использовать в своей профессиональной деятельности, и учителю необходимо выбрать наиболее адекватные для каждого класса.

Таким образом, педагогическая техника имеет огромное значение в процессе освоения мировой и отечественной художественной культуры. Она позволяет реализовать возможности предмета и провести действительно яркий и выразительный урок.



Глава 2. Использование педагогических техник на уроках МХК на практике.

Рассмотрим несколько примеров разработок урока с применением различных педтехник.



Тема урока: Художественная культура Японии

Тип урока: изучения новых знаний

Вид занятий: беседа об искусстве

Цели урока:

- обучающая: знать культурные доминанты и эстетические идеалы художественной культуры Японии, основные направления в храмовом зодчестве и парковом искусстве, графике и ДПИ.

- развивающая: развитие памяти, качеств мышления и мировоззрения

- воспитательная: воспитание толерантности и любви к прекрасному



Оборудование:

1)для учителя: доска, мел, компьютер, проектор, экран, диск РС СD-RОМ библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура», альбом «Культура страны восходящего солнца»

2)для учащихся: тетрадь, ручка

Зрительный ряд: см. «оборудование»

Музыкальный ряд: Японская музыка для театра Кабуки. Японская традиционная музыка. Барабаны Тайко

Литература: Из опыта работы преподавателей

Автор идеи проекта- Н.К. Виноградова, автор-составитель -С.И.Гудилина

Интернет на уроках искусства. Педагогическая технология создания и использования информационно- коммуникативной среды.-М.,2004.;

Н.М.Сокольникова

Изобразительное искусство. Основы живописи.- Обниск, 1996.

Оформление классной доски:

Слева направо- дата, тема урока

Ниже:


  1. Цвета Кабуки - темно-зеленый (цвет сосновых игл), коричневый (цвет гор), темно-красный, темно-синий, красный, оранжевый, розовый (цвет сакуры), темно-синий, красный, оранжевый, желтый, фиолетовый, голубой.

  2. Термины: синтоизм, ксилография (техника гравюры на дереве), уйкие-э (изображение быстротекущего мира), нецке

  3. Китагава Утамаро, Андо Хиросиге, Кацусика Хокусай

№ п\п


План урока

Время, мин.



1

Организационный этап

2-3

2

Этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний

5

3

Этап усвоения новых знаний

30

4

Этап информации учащихся о домашнем задании и инструкции по его выполнению

2-3

ХОД УРОКА

Действия учителя

Действия ученика

Методы

обучения

Средства

обучения

Формы

организации

1.после взаимного приветствия учитель предлагает занять свои места, бегло осматривая рабочие места, выясняет наличие всех учащихся

Занимают свои места, готовят тетради и письменные принадлежности

контроль

Ранее полученные знания

фронтальная

2.звучит японская музыка. «У кого терасса подле воды, тот раньше других луну увидит». Эта японская пословица об удивительной любви человека к природе. Именно в любви к природе коренится у японцев любовь к прекрасному. Стремление к гармонии с природой – главная черта японского искусства. Убедится в этом – цель нашего урока. Перед началом знакомства с архитектурой и парковым искусством запишем три вопроса, на которые вы ответите в своих тетрадях в ходе урока: 1)Какие по-вашему мнению цвета характерны для Японии? . (На доске предложены различные варианты. Вам необходимо выписать три цвета, которые по-вашему должны быть характерными для Японии -цветами Кабуки)

2) С какими архитектурными постройками мы познакомились (монастырь, храм, пагода, замок, дворец, павелион, сад)?

3)Какие отличительные особенности архитектурных сооружений вы бы назвали?


Учащиеся слушают, а затем записывают вопросы

Рассказ, проблемные вопросы

УМК

фронтальная

3.Начинает показ слайдов и ,комментируя их ,рассказывает о синтоизме, культе гор и камней, цветов и деревьев, становлении художественно – образной системы.(для составления комментариев по своему усмотрению предлагается приложение №1).После просмотра слайдов посвященных архитектуре и парковым комплексам, обсуждается увиденное.

«Цивилизацией сосновой иглы»- так называют культуру японцев из-за их любования деталями растений и цветов. Так ли это мы убедимся, познакомившись с работами японских мастеров в технике гравюры по дереву- ксилографии. И я снова хочу задать вам несколько вопросов : 1)Китагава Утамаро – изображение кого стало главной темой мастера?

2)Андо Хиросиге- пейзажист, портретист, баталист?

3)Кто создал графическую серию "Тридцать шесть видов Фудзи» ( Кацусика Хокусай )

Показ слайдов и их комментирование с последующим обсуждением.

Рассказ о нецке и последний вопрос перед просмотром: Какие сюжеты использовали японские мастера, вырезая нецке?




Слушают, рассматривают, делают записи.

Называют цвета Кабуки, архитектурные сооружения и их особенности и говорят о том, что именно парковое искусство оказало влияние на нашу культуру.



Рассказ,

Показ,


Беседа.

УМК

Фронтальная,

индивидуальная



Зайти на сайт art.ioso.ru. и выполнить реферат по теме урока. Сдать тетради для проверки письменных ответов

Делают записи в дневниках. Сдают тетради










В данном случае учитель применяет в своей работе такие методы обучения как контроль, рассказ, беседа, показ. Методы работы не только устные и письменные, но и визуальные. Во многом активизации на уроке способствует применение таких средств обучения, как компьютер, проектор, экран, диск РС СD-RОМ библиотека электронных наглядных пособий «Мировая художественная культура», альбом «Культура страны восходящего солнца». Форма организации урока – фронтальная.

Вот еще один пример:

Урок МХК с применением ИКТ, 8 класс

Тема: «Истоки русской архитектуры»

Цель: изучить характерные черты народного деревянного зодчества, в том числе вспомнить о традициях, связанных со строительством.

Задачи:


Обучения – способствовать воспитанию нравственных отношений к Родине, традициям русского ми мордовского; формирование нравственно – эстетической отзывчивости на прекрасное, закрепление умений выделять главные характерные особенности архитектурных сооружений, применять полученные знания на практике при выполнении творческой работы

Развития - способствовать развитию творческих способностей и эмоциональной сферы.

Воспитания - воспитывать уважение к обычаям и традициям своего народа, стимулировать интерес к русскому искусству, чувство ответственности за сохранение и развитие народных традиций.

Ход урока:

Наш урок мне бы хотелось начать словами великого русского классика Н.В. Гоголя:

«…Архитектура – та же летопись мира: она говорит тогда, когда уже молчат и песни, и предания и когда уже ничто не говорит о народе. Пусть же она является в таком виде, чтобы при взгляде на нее осенила нас мысль о минувшей жизни и вызвала бы у нас благодарность за ее существование…»

Текстовый слайд: тема урока.

Тема урока: «ИСТОКИ РУССКОЙ АРХИТЕКТУРЫ».

Слайд – шоу: фотографии леса, обряды мордвы.

…Жизнь человека всегда была глубоко связана с природой родного края. Характер природы формировал способ жизни людей, определял как добывать пищу, строить дом, чтобы почитать красотой и о чем мечтать. В наших краях люди в древности жили по берегам рек и озер в окружении леса. Реки и зимой и летом служили дорогами, а непроходимый лес защищал от врагов.

Вспоминая традиции мордвы нужно отметить, что отношение к дереву, к лесу было особым. С древних пор мордву называли лесным народом. Именно в лесах она проводила традиционные моления, обращалась с теми или иными насущными просьбами к Вирь-аве. Некоторым деревьям приписывались лечебные свойства. Заболев, люди приходили на поклонение к таким деревьям, вешали на них в качестве жертвенного подарка куски холста, платки, ленты. Если ребенок долго болел, то прибегали к такому эффективному средству: протаскивали его сквозь расщепленное дерево. Причем мальчика протаскивали через дуб, девочку через березу. При первом обмывании новорожденного его парили веником, мальчика дубовым, чтобы был сильным и долго жил, девочку березовым, чтобы была стройной и красивой. Рябиновый веник должен был не только передать ребенку силу и красоту дерева, но и уберечь его от нечистой силы. С этой же целью рябиновые ветки клали в люльку к младенцу на 40 дней.

Слайд – шоу: репродукции работ Илюхина, Ф.В. Сычкова

… Красота нашей земли создана не только природой. Она сохраняет следы людского труда. Наши предки отвоёвывали землю у леса и превращали её в пашню. Век за веком ухоженная крестьянином суровая природа обретала сглаженность и покатость. Природа изменялась трудом человека.

… Люди строили свой мир, в котором присутствовали неразрывное единство с природой и чувство родства с окружающим миром.

Дерево служило основным материалом. Из дерева крестьянин мастерил почти все предметы, нужные ему в быту. Избы тоже рубили из дерева. Отсюда и слово «деревня».

- Какие породы деревьев выбирали для строительства?

- В ходу были сосна, дуб, липа. Осина для этих целей использовалась гораздо реже.

Так, в одной эрзя-мордовской песне говорится: «Кто строит сосновый дом, тот пусть скажет, что с избой он»: поверху идёт дым из дома, низом стелется его тепло. Кто строит осиновую избу, тот пусть скажет, что без избы он: поверху идёт тепло её, низом идёт дым её.

Деревенские избы в старину строились не по порядку, а как говорили, на радостном месте, Чтобы хозяину было удобно и чтобы соседу не мешать.

Со временем стали их выстраивать фасадом, т.е. лицом к дороге, и получилась « у - лица».

… Избы раньше в сёлах никогда не красили ни чем, не обшивали. Люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.

…В пасмурный день бревна изб смотрятся как серебряные, в погожий день они голубеют, порой они темно-коричневые, а на солнце - как теплый светящийся мед.

… Не сразу, не вдруг родилось строительное мастерство. Веками накапливался опыт, очищался от всего случайного, передавался из рук в руки, из поколения в поколение. Так вырастала народная мудрость.

Текстовый слайд: традиционная изба.

- Что означало слово «изба»?

Изб- это слово звучало в древности как «истьба», «истопка», т.е. жилище которое отапливалось изнутри и служило надежным укрытием от холода.

Крестьянин ставил свой дом – избу прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно, и чтобы всякий кто смотрел на него, радовался.

В устройстве избы соблюдался порядок, найденный трудом многих поколений. Заранее рубили массивные бревна, чаще всего сосновые.

А когда древесина становилась сухой, начинали ставить избу.

Со стороны посмотреть, кажется, что горизонтальные бревна одно сквозь другое пропущены. Получается это так. Отступая от края бревна, делается вырубка до середины глубины, круглая как чашка, в нее и ляжет другое бревно. Такой способ скрепления назывался «в обло» или «с остатком». Остаток нужен был, чтобы углы не промерзали и не загнивали от влаги. Пазы в жилых зданиях прокладывались мхом и конопатились паклей. В конструкции избы все не случайно, все со смыслом.

- Что было основным инструментом плотника?

- Основным инструментом плотника был топор, которым работали с удивительным мастерством. Даже гвозди были не нужны. Все прочно, надежно.

Каждый ряд скрепленных друг с другом бревен составляет «венец».

Срубленный четырехугольник из бревен назывался «клетью»

Если клеть покрывали кровлей и ставили в ней печь, то ее называли «избой»

Крытое пространство между клетями называлось «сени».

Текстовый слайд: новые термины.

Запись терминов в тетрадь.

Слайд: фотографии корабельной резьбы.

Изба она и есть изба, а похожих на нее нет, как нет похожих людей.

У каждой свое лицо, своя осанка. Хозяин каждой избы старался украсить свой дом как можно богаче, красивее. В каждом регионе России были свои традиции.

- Какое название носит резьба, которой украшали мордовские избы?

Название «корабельная резьба» происходит от слова «корабль». Такой резьбой украшали волжские суда. Среди артелей русских плотников, строивших суда, были и мордовские. Артели плотничьего дела работали по деревням в свободное от судостроения время. Строили крестьянские избы, переносили корабельную резьбу на украшение домов. Но пришло время, когда на Волге, как и на других судоходных реках старинные суда были вытеснены паровыми. Оставшись без работы, талантливые резчики уходили в деревни, распространяя там свое искусство. В резьбе преобладал растительный орнамент. Главный элемент – ветвь, плавно изгибающаяся. От нее в обе стороны отходили овальные завитки. На конце ветви и завитках вырезали цветок или виноградную кисть. Такая резьба была дорогой и ею украшали дома зажиточных крестьян. Остальные украшали геометрическим орнаментом.

Слайд – шоу: фотографии различных типов изб.

Избы строили самые разнообразные. Простейшим типом русского крестьянского дома была односрубная изба – четырехстенок с сенями, когда сруб не перегораживался внутри, а изба состояла из одной комнаты.

Изба – пятистенок состояла из двух смежных помещений, разделенных рубленой стеной - перегородкой. Если таких перегородок было две, то получалась изба – шестистенок.

Текстовый слайд: хоромы.

В таких избах комнат было гораздо больше. Такие богатые городские дома

назывались хоромы. Они представляли собой целый комплекс двух – трех этажных деревянных срубов, связанных между собой сенями и переходами.

Нижние помещения ором отводились под хозяйственнее комнаты. На втором и третьем этажах размещались жилые комнаты и покои: столовые, спальни, гостиные.

Комнаты в верхней клети назывались горницы ( в крестьянском доме горницей называли летнюю не отапливаемую комнату)

Клеть над столовой, которая иногда напоминала башню и служила для приема гостей, называли повалушей ( от древнего слова «повальный, общий»

Светлое верхнее помещение над сенями с окнами на 4 стороны называлось терем.

Иногда вокруг терема устраивалась крытая галерея – гульбище.

Слайд: фотографии различных бытовых построек.

Деревня – это не только жилые избы.

- Какие еще постройки можно встретить?

- Здесь и амбары для хранения зерна, сараи, гумно, баньки у воды. Все умно, просто и красиво.

Слайд – шоу: деревянные храмы.

В центре села на лучшем и видном месте стоит церковь. Храмы, устремленные к небу были видны отовсюду. Сюда приходили люди со своими надеждами, несли свое горе и радости.

Самые древние церкви не многим отличались от избы. У них только более высокие, заостренные кровли на тонкой шейке главка.

Шатровой храм - это четырехугольный сруб – четверик, на котором стоит восьмерик – восьмигранное основание шатра. Внизу такое здание часто бывало окружено гостеприимным крыльцом – гульбищем.

Шаг за шагом шло развитие архитектурных форм от простого к сложному. Это особенно видно в образе знаменитого Преображенского собора с острова Кижи в Карелии. Как праздничный хор устремлены вверх купола – луковки. Главный, но торжественный и изменчивый ритм пронизывает все здание. Главки словно объединены могучей силой, но мягкой, женственной. Вот и кокошники появились как украшения у соборов. Такие многоглавые храмы стали вершиной русского деревянного храмового зодчества.

«… Не мало чудесных деревянных церквей было создано в 17 веке «без единого гвоздя». Но эта, воздвигнутая словно прощальная память о Древней Руси, когда Русь уже стала Россией, - целая поэма. И не даром само имя Кижи стало как бы символом красоты русской народной души…»

И. Грабарь

Текстовый слайд: вопросы.

Вопросы на закрепление нового материала:

Какие породы деревьев использовались при строительстве на Руси?

Что являлось основой любого деревянного строения?

Из каких частей состоит традиционный крестьянский дом?

Как украшались избы в мордовских деревнях?

Как назывались богатые городские дома?

Чем отличалось строение деревянного храма?

Самостоятельная работа учащихся

Выполнение в тетради эскизов деревянных построек с указанием основных составляющих (применение новой терминологии)

Слайд: домашнее задание.

Домашнее задание:

Нарисовать хоромы или сказочный дворец в русском стиле, объяснить творческую работу, применяя новую терминологию.

… Знать свою культуру, свои корни необходимо. Сей постулат, надеюсь, не нужно доказывать. Достаточно заметить – и, скорее всего, это будет верно (хотя и не ново), что без прошлого нет будущего, нет развития, как отдельного человека, так и общества в целом…

В ходе данного урока учитель использовал различные методы работы – беседа, самостоятельная работа, контроль. На наш взгляд, наличие слайдов позволило детям лучше представить и усвоить полученный материал. Учителем используется не только материал по теме, но и ряд цитат, которые расширяют познания учащихся и по литературе. Речь учителя связна, логически построена. На наш взгляд, рассказ об архитектуре достаточно интересен для учащихся.



Заключение

Педагогическая техника — это и есть комплекс умений, который позволяет учителю на уроках мировой художественной культуры ярко выразить себя и успешно воздействовать на учащихся, добиться эффективного результата. Это— умение правильно и выразительно говорить (общая культура речи, ее эмоциональная характеристика, экспрессивность, интонация, внушительность, смысловые акценты); умение мимикой и пантомимикой (выразительными движениями лица и тела) — жестом, взглядом, позой передать другим оценку, отношение к чему-либо; умение управлять своим психическим состоянием — чувствами, настроением, аффектами, стрессами; умение видеть себя со стороны. Психологи это называют социальной перцепцией — она тоже входит в педагогическую технику. Сюда же отнесем способность к перевоплощению, способность к игре, нейролингвистическое программирование (НЛП).

В зависимости от того, в какой мере учитель владеет средствами и каналами взаимодействия, можно говорить и о педагогическом мастерстве. Хорошее владение учителем педагогической техникой — условие, необходимое для эффективной его работы. Отмечая роль педагогической техники в работе учителя, А.С. Макаренко говорил, что хороший педагог умеет разговаривать с ребенком, владеет мимикой, может сдержать свое настроение, умеет “организовывать, ходить, шутить, быть веселым, сердитым”, каждое движение педагога воспитывает. В педагогических вузах обязательно надо преподавать и постановку голоса, и позу, и владение своим лицом.

Какова же роль педагогической техники в педагогической технологии?



Как уже говорилось, педагогическая технология включает целепологание, диагностику и учебно-воспитательный процесс. В стремлении, направленном на достижение цели, хороших результатов добивается тот учитель МХК, который свободно владеет различными приемами педагогической техники, использует юмор, благожелателен и в то же время настойчив в общении с учащимися, обнаруживает находчивость и способность к импровизации. Все это — приемы педагогической техники, которые используются в педагогической технологии10.

Список использованной литературы

  1. Байкова Л.А. Педагогическое мастерство и педагогические технологии / Л.А.Байкова, Л.К.Гребёнкина // Педагогическое общество России. - 2001.

  2. Бершадский М.Е. Дидактические и психологические основания образовательной технологии / М.Е.Бершадский, В.В.Гузеев // Центр «Педагогический поиск». - 2003.

  3. Вескер А.Б. Театральная педагогика. Учебное пособие. - М. Издательство МПУ «Народный учитель», 2007 г. - стр. с 25 по 33 и с 40-42.

  4. Гузеев В.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В.Гузеев, А.Н.Дахин и др. // Центр «Педагогический поиск». - 2004.

  5. Интеллект будущего: Сборник творческих работ.- Обнинск, 2010.- №1.

  6. Интеллект будущего: Сборник творческих работ.- Обнинск, 2009.- №3.

  7. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.

  8. «Основы педагогического мастерства» (Под редакцией И.А. Зязюна. - М., 1989 г.

  9. Педагогическое мастерство и педагогические технологии: Учебное пособие для педагогических вузов / Сост. Л.К.Гребенкина и др. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 250 с.

  10. «Педагогическая практика в начальной школе» (Под ред. Г.М. Коджаспировой, Л.В. Борисовой - М., 2008 г. стр. 12-16.

  11. Питкасистый П.И., Портнов М.Л. «Искусство преподавания» 2008. стр. с. 24 по 46

  12. Подласый И.П. «Педагогика» 1 ч. 2007. стр. с 104-121

  13. Поташник М.М. Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий// Народное образование.- 2010.- №7.

  14. Савинков А.И. Развитие детской одарённости в условиях образования// Развитие личности.- 2002.- №3.

  15. Смирнов С.А. «Педагогика педагогические теории, системы, технологии». 2009. стр. с 66-78.

  16. Тихомиров В., Рубин Ю., Самойлов В. Качество обучения в виртуальной среде: компьютерные технологии в обучении / В.Тихомиров, Ю.Рубин, В.Самойлов // Высшее образование в России. - 1999. - № 6.

  17. Учителю о педагогической технике. Под ред. Л.И. Рувинского. - М., Педагогика, 1987 г. - ст. р. 87-99.

  18. Харламов И.Ф. «Педагогика» 2009. стр. с 58-77.

  19. Юрданов О.В. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения / О.В.Юрданов //Сборник научных трудов. - 2005. - №2.



1 Харламов И.Ф. «Педагогика» 2009. стр. с 58-77.


2 Поташник М.М. Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий// Народное образование.- 2010.- №7

3 Интеллект будущего: Сборник творческих работ.- Обнинск, 2010.- №1.


4 Гузеев В.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В.Гузеев, А.Н.Дахин и др. // Центр «Педагогический поиск». - 2004.


5 Харламов И.Ф. «Педагогика» 2009. стр. с 58-77.


6 Харламов И.Ф. «Педагогика» 2009. стр. с 58-77.


7 Гузеев В.В. Образовательные технологии XXI века: деятельность, ценности, успех / В.В.Гузеев, А.Н.Дахин и др. // Центр «Педагогический поиск». - 2004.


8 Юрданов О.В. Применение информационных технологий в сфере образования и обучения / О.В.Юрданов //Сборник научных трудов. - 2005. - №2.


9 Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии: Учебно-методическое пособие / Г.Ю.Ксензова. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 224 с.


10 Поташник М.М. Вам какой урок нужен: инновационный или обучающий// Народное образование.- 2010.- №7




Смотрите также:
Педагогическая техника как элемент педагогического мастерства на уроках мхк
339.25kb.
1 стр.
Конкурс педагогического мастерства по применению эор в образовательном процессе «Формула будущего 2011» г. Москва
20.51kb.
1 стр.
Противоправное поведение и преступность несовершеннолетних в россии и на украине как социально-педагогическая проблема
96.48kb.
1 стр.
Андриади И. П. Основы педагогического мастерства
23.77kb.
1 стр.
Управление образования и молодёжной политики Сасовский район Рязанская область
154.28kb.
1 стр.
Формирование толерантности учащихся на уроках обществознания в 6-9
419.04kb.
1 стр.
Описание педагогического опыта
479.5kb.
2 стр.
Оценка педагогического мастерства педагогов
842.89kb.
6 стр.
Справочник «Оптовая торговля Оптовые поставщики» Бытовая техника и электроника Видео-, аудиотехника Климатическая техника Кухонная техника Мелкая бытовая техника
93.42kb.
1 стр.
План проведения научно-практических конференций
99.06kb.
1 стр.
План: Школа и педагогическая мысль в Европе XVII – XVIII веков
1769.9kb.
9 стр.
«Педагогическая академия последипломного образования»
100.05kb.
1 стр.