|
«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»» Санкт-Петербургский филиал
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра
|
Область применения и нормативные ссылки
Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности 080100.62 «Экономика» подготовки бакалавра, изучающих дисциплину Экономическая история.
Программа разработана в соответствии с:
-
Образовательным стандартом НИУ ВШЭ, утверждённым 02.07.2010 http://www.hse.ru/data/2010/12/24/1208100158/meneg.pdf;
-
Образовательной программой подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика»
-
Рабочим учебным планом университета по направлению подготовки бакалавров по направлению 080100.62 «Экономика», утверждённым в 2011г.
1. Цели освоения дисциплины
Целями освоения дисциплины Экономическая история являются: ознакомление с основными фактами истории развития хозяйственной жизни на Земле, формирование научного представления о ходе этого развития, подготовка выпускников к информационно-аналитической, педагогической и научно-исследовательской деятельности в сфере науки Экономическая история в качестве исполнителей или руководителей младшего уровня, а также к продолжению обучения в магистратуре и аспирантуре..
2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
-
Знать
Понятийный аппарат экономической истории;
Содержание теорий и концепций экономической истории, персональных представителей данных теорий и концепций;
Основные методы анализа явлений экономической истории и особенности применения этих методов;
Главные количественные параметры крупных эпох экономической истории и динамику соответствующих показателей;
Сущность основных общественно-экономических форм в их историческом соотношении и генетической связности;
Объяснения причин различий этих форм, обоснования процессов их дивергенции и конвергенции, видоизменения под действием внутренних причин и внешних условий существования.
-
Уметь
Адекватно использовать понятийный аппарат экономической истории при объяснении реальных экономических ситуаций, возникающих в ходе исторического развития;
Применять различные концептуальные подходы в трактовке историко-экономических явлений;
Интерпретировать и критически оценивать предлагаемые статистические данные, относящиеся к сфере экономической истории;
Видеть преемственность и повторяемость в эволюции общественно-экономических форм, моменты поступательного развития в процессе смены этих форм;
Отличать необходимое и случайное в фактах экономической истории, невозможное и нереализованное в ней;
Иллюстрировать общие положения историко-экономической теории конкретно-историческим материалом;
Грамотно излагать своё понимание закономерностей и знание фактов мировой хозяйственной истории.
-
Иметь навыки (приобрести опыт)
Теоретической обработки и структурной организации фактического материала по экономической истории;
Корректной постановки проблем, возникающих в ходе экономического развития
Самостоятельного анализа конкретных ситуаций и экономических форм, встречающихся в хозяйственной истории человечества;
Выявления ведущих экономических тенденций исторической эпохи, большого региона планеты, крупной страны;
Сопряжения национально-региональных экономических структур и тенденций их изменения с характеристиками статики и динамики глобальной экономики;
Прогнозирования возможных направлений развития экономических ситуаций глобального и крупнорегионального масштаба, эволюции хозяйственных институтов соответствующего уровня;
Создания текстов профессионального назначения с использованием методологии теорий хозяйственно-исторического процесса;
Участия в дискуссиях по историко-экономической тематике.
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
Компетенция
|
Код по ФГОС/ НИУ
|
Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)
|
Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции
|
Общенаучная компетенция в части усвоения смысла основных исторических форм хозяйственной организации, понимания логики их преемственности.
|
ОНК-1
|
Демонстрирует способность анализировать социально-значимые проблемы и экономические явления в перспективе их исторической протяжённости.
Готов использовать основные закономерности теории исторической изменчивости экономических структур.
|
Лекционный курс
Семинарские занятия
Выполнение домашних
заданий
Самостоятельная работа
|
Социально-личностная и общекультурная компетенция в области освоения критического мышления, обобщения информации, постановки цели и выбору путей ее достижения.
Способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса экономических изменений в региональном и всемирном масштабах, в долгосрочном и краткосрочном периодах.
|
СЛК-1
СЛК-3
СЛК-4
СЛК-7
|
Обладает культурным кругозором, умеет интерпретировать социально-экономичекие процессы в мире и своей стране.
Демонстрирует способности представлять результаты своей работы для других специалистов, отстаивать свои позиции в профессиональной среде, критиковать (оценивать) позицию коллеги. Умение и готовность к кооперации с коллегами, понимание и объяснение выгодности кооперативных действий, работе в коллективе.
|
Семинарские занятия, дискуссионные технологии, коллективные творческие работы
|
Инструментальная компетенция в области компьютерных технологий и навыков поиска, чтения и общения
|
ИК-1 ИК-2
|
Демонстрирует способность работать с информацией в контексте учебного курса в глобальных компьютерных сетях, умеет пользоваться литературой на русском и иностранных языках
|
Семинарские занятия
Выполнение домашних
заданий, предполагающих пользование компьютером и Интернетом.
Выступления с докладами.
Самостоятельная работа
|
Профессиональная компетенция в области сбора и анализа исходной информации
|
ПК-1
|
Владение начальными навыками научных исследований, методами историко- экономического анализа и интерпретации исторических данных по экономической истории, а также умением критически использовать существующие представления о тенденциях изменения хозяйственной ситуации для выработки позитивных и нормативных суждений о современной экономике отдельной страны и мирового сообщества в целом
|
Семинарские занятия
Выполнение домашних
заданий
Выступления с докладами с использованием слайдов
Самостоятельная работа
|