Главная
страница 1страница 2 ... страница 10страница 11
Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет

«Высшая школа экономики»

Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра Управления развития территорий и регионалистики

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

На тему: Инновационное управление в регионе России

Студент группы № 492

Латария Зураб Нодарович

Руководитель ВКР:

Заведующая кафедрой, phD

Леонард Кэролл Скотт
Рецензент

Хорева О.Б.

доцент, к.э.н.

Москва, 2013



Оглавление


Введение 3

Глава 1. Основные модели, тенденции и институты инноваций 6

1.1.Федеральные Нормативно-правовые акты в сфере инноваций 6

1.2.Определение основных понятий, используемых в работе. 10

1.3.Стимулы к инновациям 11

1.4.Инновационный институты 15

1.5.Модель инновационного развития 16

1.6 Модели взаимодействия участников тройной спирали. 19

1.6.1.Университет-инициатор инноваций 20

1.6.2.Бизнес и университет –инициаторы инноваций 20

1.6.3.Региональная власть –инициатор инноваций 20



1.7.Количественная оценка модели тройной спирали. 22

ГЛАВА 2. Инновационное управление в Томской области 27

2.1.Нормативно – правовые акта регионального значения 27

2.2.Кластер Информационные технологии и электроника Томской области 28

2.3.Взаимодействие государства с бизнесом, университетами 32

2.4.Взаимодействие бизнеса и университетов 33

2.5.Результаты взаимодействия государства, университетов и бизнеса 36

2.5.1.Томский политехнический университет 37

2.5.2.ТУСУР 37

Глава 3. Исследование влияния внесения программы развития кластера в число пилотных программ на эффективность взаимодействия внутри кластера. 39

3.1.Исследовательская проблема 39

3.2.Основные понятия исследования 39

3.3.Объект исследования: 41

3.4.Предмет исследования: 41

3.5.Исследовательские задачи 41

3.6.Гипотезы 42

3.7.Методология исследования 42

3.8.Краткая характеристика кластеров 43

3.9.Предполагаемые результаты исследования 44



Заключение 45

Библиографический список 51

Приложения…………………………………………………………………………………….56







Введение


Сегодня как никогда прежде для многих мировых держав задача построения эффективных инновационных систем занимает одну из ключевых ролей в развитии государства. Причин такой тенденции несколько: в первую очередь это повсеместный переход общества в постиндустриальный этап развития, в котором информация и знания являются главными источниками и в то же время продуктами производства. Во-вторых, понимание того, что текущая производственная модель не может больше гарантировать стабильный рост экономики, а зависимость от сырьевых ресурсов может привести к глубокому внутреннему кризису в период циклических спадов. Тем самым прогресс и безоблачное существование общества невозможны без внедрения инноваций и осмысленного управления инновационным развитием.

Позиция Российской Федерации относительно данной проблемы не является исключением, это подтверждается концепцией долгосрочного социально-экономического развития России до 2020 года1, а также Бюджетным посланием Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах. Содержимое этих документов четко показывают внутреннюю политику страны относительно инновационного развития, ставя перед собой задачи обеспечения формирования инновационной системы и инвестиционной среды в целом, создания условий для полного цикла развития инноваций, в том числе путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав собственности, устранения административных барьеров, а также стимулированием инноваций налоговыми льготами. Это не должно ограничиваться защитой государства от внешних угроз, необходимо развитие человеческого капитала формирование государственного спроса на инновационную продукцию, улучшение инвестиционного климата2.

В последнее десятилетие правительство приняло ряд мер по диверсификации экономических структур и уменьшению зависимости от природных ресурсов, однако мировой экономический кризис 2008 года показал, что экономика страны существенно зависит от мировых цен на нефть и других ресурсов. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения производительности труда, для реализации инновационных проектов, и в целом-для модернизации, экономика страны будет уязвима к колебаниям на мировых рынках.3

Тем самым Россия стоит перед выбором: аккумулировать накопленные знания и использовать результаты научной деятельности 20-го века, создавая инновационную систему или стать потребителем инноваций из-за рубежа.

Данная работа ставит перед собой цель рассмотрения и оценки инновационного управления в России на примере Томской области. Постановка цели определила такие вопросы (задачи) как: в чем заключается необходимость внедрения инноваций; какие барьеры существуют на рынке инновационных продуктов и услуг; используются ли в России современные модели инновационного развития; какие факторы влияют на инновационное управление в регионах; а также, какое влияние оказывает государство на эффективность взаимодействия внутри кластера, какова его роль в инновационной системе, и почему инновационными процессами нужно управлять на региональном уровне.

Для решения поставленных задач будет проведен анализ основных нормативно-правовых актов как федерального, так и регионального значения, рассмотрена инновационная инфраструктура и этапы развития науки в России в последние десятилетия, также будет рассмотрена современная модель инновационного развития и возможные формы взаимодействия между участниками инновационной инфраструктуры; будет объяснена необходимость инвестирования в наукоемкие отрасли как для отдельных фирм, так и для государства в целом. Во второй части работы будет рассмотрен Томский инновационный территориальный кластер, оценено влияние участников кластера, и как государство стимулирует развитие инноваций в нем. В третьей части работы будет предложен план исследования влияния государственной поддержки на эффективность взаимодействия внутри кластера.

Как может показаться на первый взгляд перед работой стоят достаточно тривиальные задачи, однако данная тема изучена недостаточно, литература по данной тематике либо отсутствует, либо является устаревшей и не соответствует современных реалиям, имеются ряд статей, но как правило они рассматривают более сложные процессы, а не инновационное управление в целом.

Недостаточная изученность темы делает ее весьма актуальной для изучения, также актуальной ее делает текущая ситуация как в экономике, так и внутриполитическая обстановка - прямые распоряжения правительства и указы президента о развитии инноваций, так и спрос на инновации со стороны потребителей. Предстоит решить поставленные задачи и выяснить какую роль должно занимать государство в инновационном управлении страны в целом, и отдельно в регионах.





следующая страница >>
Смотрите также:
Инновационное управление в регионе России
740.76kb.
11 стр.
Инновационное развитие экономики России: субъекты, ресурсы, механизм
3860.29kb.
27 стр.
Мировая экономическая политика и инновационное развитие россии
701.8kb.
3 стр.
Инновационное управление формированием бренда туристского регионального комплекса
328.28kb.
1 стр.
«Инновационное управление текущими затратами фирмы» по специальности 050509-
16.03kb.
1 стр.
Отчет о проведении второй международной научной конференции «инновационное развитие экономики россии: ресурсное обеспечение»
1502.35kb.
21 стр.
Инвестиционно-инновационное сотрудничество в тэк
47.24kb.
1 стр.
Совершенствование системы регулирования внешней трудовой миграции в регионе
421.88kb.
3 стр.
Программа пятого Международного Форума «Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности»
128.46kb.
1 стр.
Начальник Управления фскн россии по Удмуртской Республике
46.61kb.
1 стр.
Заседание инициативной группы «Модернизация промышленности инновационное развитие Самары»
22.09kb.
1 стр.
Конспект урока географии в 9 классе по теме «Население и трудовые ресурсы Центральной России»
79.83kb.
1 стр.