Главная
страница 1
Кикас О.Ю. 218-096-127 ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ «Наш край в древности»

Задание для группы № 1

Составьте свою собственную экспозицию по теме
I «Наш край в древности»
Изучаемая проблема: Наш край в древности – это довольно суровая природа, требующая от человека не мало усилий. Однако, эта земля издавна манила людей в разные периоды истории. Что находил здесь человек. Почему селился здесь?

Задания для исследования:

1.Рассмотрите экспозицию. Вспомните рассказ экскурсовода.

2. Найдите орудия труда из основных материалов палеолита или мезолита.

3.Какими способами обрабатывался этот материал? Легко ли это?

4.В чем особенность формы сосудов этого периода? Как они украшены?

5.Зарисуйте или сфотографируйте экспонаты собственной экспозиции. ( Не менее трех – пяти предметов)



  1. Подготовьте рассказ о собственной экспозиции. Помните о проблеме вашей группы.

Памятка эксперту:


Вопросы для экспертов

Предметы для возможной экспозиции

Какими были захоронения народов, населявших территорию нашего края; примеры

- Каким образом в орудиях труда сверлились отверстия?

- Назовите особенность/ти древнейшей керамики

- Какие материалы использовали пруссы для изготовления орудий труда?

- Почему техника изготовления «шнуровой» керамики называется именно так?
3) Проблема: Чем побережье Балтийского моря постоянно привлекало новые народы в разное время


захоронения (кремация, ингумация)

- орудия труда (топоры)

- предметы быта (посуда, бритва)


  1. Помогайте с помощью вопросов работе групп.

  2. Оцените работу группы и отдельных ее членов

  3. Заполните оценочную таблицу. (Эксперт не оценивает работу собственной группы)


Критерии оценки

IV «Прусское общество»


II «Быт и нравы пруссов»



III «Пруссы и их связи»

  1. Собственная экспозиция (красота, эстетичность рисунков, аккуратность) До 5 баллов













  1. Соответствие предложенных предметов теме группы ( до 5 баллов)










  1. Рассказ об экспозиции (логически выверенный, грамотный) До 5 баллов




  1. Решение проблемы

Группы решена полностью – 5; частично – 4)










ИТОГО:










Музейное занятие Итоговая проверочная работа Выполняется в музее после отчета групп. Может быть выполнена в классе.



«Пруссы – древние жители нашего края»
Задание №1

Вставьте предложенные в рамке слова в пропуски.


Давным-давно на прекрасном побережье Свевского моря жил народ, звался он ___________. Пришли они в эти края в _____. Эта земля звалась германцами «эстланд», что означало «____________________».

Может, заманил их сюда удивительный и прекрасный __________, который стали они собирать и ______________. Сами же племена его _________________, т.к. не считали его ценным.

Жили они в ____________. А занятия их были самые разные. Они занимались огородничеством: выращивали ______________________. Они редко пользовались железными орудиями, чаще ________________.

Еще пруссы занимались скотоводством. Больше всего они разводили _______________, но еще и свиней и коров.

Леса этой земли были богаты дичью, поэтому племена занимались ____________, которая была очень важна для них.

Были им известны и ремесла, например, они занимались обработкой ___________, им были знакомы такие металлы, как ____________ и ____________.

Верования играли важную роль в их жизни. Пруссы были __________________. Как защиту от всех неприятностей они носили изображение ____________, который считался у них священным животным.

Были у них и свои священные места - ________. Главная из них звалась __________, она находится недалеко от поселка Знаменска в нынешней Калининградской области. Центром же этой рощи было священное дерево пруссов - ______, перед которым постоянно должен был поддерживаться __________.

Таков был этот народ, пруссы, живший на побережье ныне Балтийского моря, у которого живем теперь мы.
Варианты для заполнения пропусков (слова стоят в начальной форме).


кабан

дерево

продавать

Рамва

восточная страна

городище

бронза

I тыс. н.э.

не использовали

лошадь

роща

охота

прусс

ячмень, овес, лен

железо

янтарь

огонь

деревянный

дуб

язычник

Задание для группы № 2

Составьте свою собственную экспозицию по теме:
II «Быт и нравы пруссов»
Изучаемая проблема: Занятия и бытовая жизнь многих народов древности во многом зависела от окружающей их природы. Подтвердите или опровергните это мнение на примере жизни древних пруссов.

Задания для исследования:


  1. Рассмотрите экспозицию музея. Вспомните рассказ экскурсовода.

  2. Чем занимались древние пруссы?

  3. Какие предметы на это указывают?

  4. Зарисуйте их, сфотографируйте. (Не менее трех - пяти предметов)

  5. Подготовьте рассказ о своих экспонатах. Не забудьте о проблеме для вашей группы.

Памятка эксперту:


  • Вопросы для экспертов

  • Предметы для возможной экспозиции

Найдите предмет, который доказывает, что пруссы занимались разведением коней.

- Найдите предмет, имеющий отношение к занятию огородничеством

- Из какого материала древние пруссы изготавливали посуду?

- Перечислите предметы, которые могли лежать в женском захоронении



  • Перечислите предметы, которые могли лежать в мужском захоронении) Проблема: Насколько тесно древние пруссы были связаны с природой?



  • Предметы захоронений

  • Орудия труда

  • Элементы одежды или украшений



  1. Помогайте с помощью вопросов работе групп.

  2. Оцените работу группы и отдельных ее членов.

  3. Заполните оценочную таблицу. (Эксперт не оценивает работу собственной группы)



Критерии оценки

I «Наш край в древности»


III «Пруссы и их связи»


IV «Прусское общество»



  1. Собственная экспозиция ( красота, эстетичность рисунков, аккуратность) До 5 баллов













  1. Соответствие предложенных предметов теме группы( до 5 баллов













  1. Рассказ об экспозиции (логически выверенный, грамотный) До 5 баллов

  1. Решение проблемы

Группы Решена полностью – 5; частично – 4)










ИТОГО:










Задание для группы № 3

Составьте свою собственную экспозицию по теме:


III «Пруссы и их связи»
Изучаемая проблема: Существуют сведения о том, что пруссы были довольно воинственным народом. Определите свое собственное впечатление о них, используя экспозицию музея.

Задания для исследования:

  1. Рассмотрите экспозицию музея. Вспомните рассказ экскурсовода.

  2. Какие экспонаты рассказывают о торговых связях пруссов?

  3. С какими народами взаимодействовали пруссы?

  4. Каким было это взаимодействие?

  5. Зарисуйте или сфотографируйте экспонаты собственной экспозиции. ( Не менее трех – пяти предметов)

  6. Подготовьте рассказ о вашей экспозиции. Помните о проблеме вашей группы.

Памятка эксперту:


Вопросы для экспертов

Предметы для экспозиции

1.С какими народами взаимодействовали пруссы?

2.Найдите предметы, указывающие на то, что пруссы взаимодействовали с викингами

- Найдите предметы, указывающие на то, что пруссы взаимодействовали с римлянами

- Как вы думаете, были ли пруссы миролюбивы?


- римские монеты

- янтарь

- топоры


- элементы одежды викингов

- элементы одежды римлян



  1. Помогайте с помощью вопросов работе групп.

  2. Оцените работу группы и отдельных ее членов.

  3. Заполните оценочную таблицу. (Эксперт не оценивает работу собственной группы)



Критерии оценки

I «Наш край в древности»


II «Быт и нравы пруссов»

IV «Прусское общество»



  1. Собственная экспозиция (красота, эстетичность рисунков, аккуратность) До 5 баллов













  1. Соответствие предложенных предметов теме группы( до 5 баллов)
















  1. Рассказ об экспозиции (логически выверенный, грамотный) До 5 баллов



  1. Решение проблемы

Группы Решена полностью – 5; частично – 4)











ИТОГО:











Задание для группы № 4

Составьте свою собственную экспозицию по теме:


IV «Прусское общество»

Изучаемая проблема: Многие народы древности успешно развивались и создавали собственные государства. Но не так было с древними жителями нашего края – пруссами. Имея все предпосылки к образованию государства они так и не создали его. Можете ли вы объяснить это. Попробуйте.

Задания для исследования:

1.Рассмотрите экспозицию. Вспомните рассказ экскурсовода.

2.Какую роль играла дружина у пруссов?

3.Какую роль играли жрецы?

4. Как взаимодействовали дружинники и жрецы?

5.Зарисуйте или сфотографируйте экспонаты для вашей собственной экспозиции. (Не менее трех – пяти предметов) Не забудьте о проблеме группы.

6.Подготовьте рассказ о вашей экспозиции. Помните о проблеме вашей группы.

Памятка эксперту:


Вопросы для эксперта

Предметы для экспозиции.

Какой была дружина пруссов: конной или пешей?

-Какой предмет экспозиции указывает на то, что пруссы обожествляли всё, окружавшее их?

- Какую роль в жизни племени играли жрецы?

- Какую роль в жизни племени играли дружинники?

- Могли ли пруссы образовать своё государство?


захоронение (конь)

- дерево


- захоронение (женщина)


  1. Помогайте с помощью вопросов работе групп.

  2. Оцените работу группы и отдельных ее членов.

  3. Заполните оценочную таблицу. (Эксперт не оценивает работу собственной группы)



Критерии оценки

I «Наш край в древности»


II «Быт и нравы пруссов»

III «Пруссы и их связи»



1. Собственная экспозиция (красота, эстетичность рисунков, аккуратность) До 5 баллов











2. ) А Соответствие предложенных предметов теме группы( до 5 баллов)









Б) Рассказ об экспозиции (логически выверенный, грамотный) До 5 баллов




В) Решение проблемы

Группы Решена полностью – 5; частично – 4)












ИТОГО:










Справочные материалы

Земля, на которой ныне стоит город Калининград, имеет давнюю историю. Еще в начале средних веков здесь жили племена пруссов, получившие свое название от Куршского залива, который издревле назывался Русною. Пруссы занимались земледелием, рыболовством, торговлей. Существовал так называемый Янтарный путь, связывающий землю пруссов с Адриатикой, городами Римской империи, куда доставлялось сырье и многочисленные изделия из него. Многие завоеватели покушались на земли древних пруссов, но самые трагические страницы связаны с нашествием Тевтонского Ордена. В 1233 году Орден приступил к планомерному покорению Пруссии.

Период в истории народов Европы с 793 по 1066 год принято называть эпохой викингов. Небольшие отряды их воинов на боевых кораблях (дракарах) неожиданно появлялись у чужих берегов и начинали грабить местное население. Восточная Прибалтика – место постоянных набегов скандинавов. Одновременно с завоеваниями и колонизацией многих территорий именно в эту эпоху формировались торговые связи в пределах Балтийского региона. Шел активный обмен культурными ценностями между отдельными территориями и народами. Этими связями объясняются изменения, которые произошли в экономике пруссов на рубеже I-II тыс. (появление гончарного круга, новаций в земледелии и другие).В VIII IX в не берегах Балтики возникает целый ряд торгово-ремесленных поселений. Начинает работу Янтарный торговый путь. На базе этой торговли, торгово-ремесленных поселений (виков) в будущем возникнет Ганзейский торговый союз.

В X веке на соседних в Древней Пруссией территориях Руси и Польши идет процесс становления государственности. Идет подобный процесс и в Прусии. Основу прусского общества состовляла община. Она состояла из сельского поселения (деревни). Во главе общины стоял староста. Группа общин составляла волость. Волостным административным центром служило укрепленное поселение (городище), в котором проживал представитель местной знати, управляющий округой. Волости объединялись в 12 земель. Попытка Генрих Монте объединить военные силы нескольких прусских земель в период второго прусского восстания потерпела неудачу. Военные вожди не успели выдвинуться на первые позиции в пуском обществе, что и явилось результатом раздробленности земель к началу завоевание крестоносцев.

Быт пруссов включал в себя каркасные постройки. Общество было патриархальным. Мужчина пользовался в семье неограниченной властью. Жен покупали. В обществе шел процесс дифференциации, так необходимый для образования государства.



Однако в XIII веке эти земли привлекли внимание рыцарей крестоносцев, которые прервали развитие прусского общества, уничтожив этот народ в неравной борьбе. Здесь было основано государство крестоносцев.

В 1239 году немецкие рыцари сооружают замок Бальга - самый древний замок на территории нынешней Калининградской области, а в конце 1255 года на северном берегу реки Прегель, на месте сожженного и разграбленного прусского городища Твангесте, было положено начало строительству крепости Кенигсберг, что означает «Королевская гора».


Смотрите также:
Уроку «Наш край в древности»
119.23kb.
1 стр.
«История Орловского края»
55.67kb.
1 стр.
Постепенно Промысел Божий преображает этот край. История есть особая книга
79.68kb.
1 стр.
Подготовила учитель начальных классов
80.09kb.
1 стр.
Конкурс научно- исследовательских работ и творческих проектов воспитанников «я- исследователь!» Исследовательский проект
86.35kb.
1 стр.
«С малой Родины моей начинается Россия»
99.77kb.
1 стр.
Вступление учителя
17.48kb.
1 стр.
Учебный межпредметный проект "Наш край" о проекте
73.7kb.
1 стр.
Интеллектуальная игра-путешествие «Люблю тебя, мой край родной»
319.46kb.
1 стр.
Уроку «Города земли русской», 4класс 2 «Незабудковая гжель»
28.86kb.
1 стр.
Введение. Наш край на карте России
152.56kb.
1 стр.
Наш край. История исчезнувшего поселка
63.22kb.
1 стр.