Главная
страница 1

На правах рукописи


Блит Кристина Константиновна



Обучение технико-тактическим действиям джиу-джитсу

на начальном этапе подготовки

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Санкт-Петербург - 2007


Работа выполнена в Санкт-Петербургском Государственном Университете физической культуры им. П.Ф. Лесгафта


Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор Левицкий Алексей Григорьевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук,

профессор Ашкинази Сергей Максимович


кандидат педагогических наук, доцент Косачев Алексей Алексеевич

Ведущая организация: Санкт-Петербургский Государственный Университет.


Защита диссертации состоится «15» марта 2007г. в 13.00 на заседании диссертационного совета Д 311.010.01 Санкт-Петербургского Государственного Университета физической культуры им П.Ф. Лесгафта по адресу: Санкт-Петербург, ул. Декабристов, 35.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта.

Автореферат разослан 14 февраля 2007 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета,



к.п.н., профессор Л.А.Егоренко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ.

Актуальность. Современный этап развития физической культуры и спорта характеризуется большим разнообразием видов спорта, постоянным появлением и развитием новых направлений. Ежегодно в классификации видов спорта вносятся изменения и дополнения. Существует большое количество разнообразных школ и систем, следующих тем или иным учениям. Однако, появление новых видов спорта не всегда ведет за собой достаточное внимание к нему со стороны деятелей науки, многие аспекты вновь появившихся направлений остаются неохваченными. В результате педагогический процесс протекает без достаточной научной базы, преподавателям не хватает апробированных систем подготовки. Часто учебно-тренировочный процесс строится на основе существующих методик из базовых видов спорта и не учитывает специфики избранной специализации. Подобная проблема наблюдается, в частности, в подготовке спортсменов единоборцев. Вид спорта джиу-джитсу в нашей стране официально признан в 2003 году (приказ №198 Государственного комитета Российской Федерации по физической культуре и спорту от 03.04.2003г). На протяжении последних двух лет проводятся официальные старты: первенства и чемпионаты городов, регионов, России. Но при этом существует недостаточное количество разработок по теории и методике данного вида спорта. Тренеры вынуждены применять программы из других видов борьбы и единоборств: самбо (Рудман Д.Л., 2000; Гаткин Е.Я., 2001 и др.), дзюдо (Попова А.Ф., 1989; Манолаки В.Г., 1993; Путин В.В., Шестаков В.Б., Левицкий А.Г., 2000; Белов А.В., 2000; Федоров Ю.Г., 2004 и др.), карате (Ояма М., 2001, Иванов-Катанский С.А., 2001 и др.), бокс (Градополов К.В., 1965, Романенко М.И., 1978, Дегтярев И.П.,1979 и др.), рукопашный бой (Чихачев Ю.Т.,1979, Блажко Ю.И.,1990, Туманов А.А., 1998), ушу (Маслов А.А., 1981, Богачихин М.М., 1990 и др.), тхэквон-до (Федулов С.М., 1991 и др.). В перечисленных видах спорта существует достаточно большое количество научно-обоснованных методик, но они не могут в полной мере заменить программы подготовки по джиу-джитсу. Таким образом, создание специальных методик подготовки спортсменов в джиу-джитсу является сегодня актуальным вопросом и требует к себе внимания со стороны ученых. Исследование проблемы методического обеспечения тренировочного процесса джиу-джитсу является актуальным и определяется потребностью современного общества в решении вопросов детско-юношеского спорта.

Гипотеза: предполагается, что разработка комплекса форм, средств и методов технической подготовки спортсменов, специализирующихся в джиу-джитсу, поможет упорядочить тренировочный процесс в данном виде спорта, позволит специалистам целенаправленно и научно обоснованно обеспечивать тренировочный процесс в группах начального обучения.

Объект исследования – учебно-тренировочный процесс спортсменов стиля джиу-джитсу на начальном этапе обучения.

Предмет исследования – начальная технико-тактическая подготовка спортсменов джиу-джитсу.

Цель работы - теоретически разработать и экспериментально обосновать

комплекс форм, средств и методов обучения технике джиу-джитсу на начальном этапе подготовки.



Задачи исследования:

  1. Выявить характерные особенности технической подготовки спортсменов в ударно-бросковых видах единоборств и определить заинтересованность в занятиях джиу-джитсу спортсменов разных возрастных групп.

  2. Систематизировать технико-тактический арсенал джиу-джитсу, определить принципы взаимосвязи технических действий.

  3. Разработать комплекс средств и методов начальной технической подготовки спортсменов джиу-джитсу и апробировать его эффективность на практике.

Методы исследования:

  1. Теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы.

  2. Метод опроса.

  3. Метод контрольных упражнений.

  4. Педагогическое наблюдение.

  5. Метод экспертных оценок.

  6. Анализ видеоматериалов.

  7. Стенографирование и хронометраж учебно-тренировочных и соревновательных поединков.

  8. Педагогический эксперимент.

  9. Методы математической статистики.

Научная новизна исследования определяется следующим:

  • проанализирована сущность и современное состояние теоретической и практической базы подготовки спортсменов единоборцев с целью определения уровня научно обоснованной информации по направлению джиу-джитсу;

  • систематизированы технические действия джиу-джитсу, разработана система начальной технической подготовки спортсменов джиу-джитсу;

  • проанализирована динамика интереса к данному виду спорта по результатам анализа состава участников соревнований за период 2001-2004 гг. и выявлено увеличение числа спортсменов, команд и городов-участников к 2004 году по сравнению с 2001;

Теоретическая значимость состоит в разработке методики обучения джиу-джитсу, базирующейся на комплексе средств и методов, способствующих оптимизации процесса начальной технической подготовки. В исследовании систематизированы технические действия джиу-джитсу, раскрывается их взаимосвязь, предложена последовательность изучения технических действий джиу-джитсу, разработаны комплексы контроля начальной технической подготовленности занимающихся.

Практическая значимость определяется внедрением в практику экспериментальной системы начальной технической подготовки спортсменов джиу-джитсу. Разработаны и реализованы средства и методы подготовки, описана схема изучения технических действий. Проверена эффективность внедренных технологий. Даны практические рекомендации для тренеров-преподавателей детских и юношеских групп по применению методики начальной технической подготовки.

Исследование было организовано в три этапа: поисковое исследование (начальный этап, сентябрь 2001 – август 2002 гг.), педагогический эксперимент (основной этап, сентябрь 2002 – май 2003 гг.), обработка результатов эксперимента (заключительный этап, август 2003 – сентябрь 2004 гг.).



Достоверность полученных результатов обеспечивается продолжительностью диссертационного исследования, построением методических идей на базе современной теории и методики физической культуры, репрезентативностью выборки испытуемых, корректностью статистического анализа полученных результатов, использованием информативных тестов.

Полученные в ходе проведения исследования данные были математически обработаны и статистически проверены. Достоверность определялась с помощью программы Statgraphics Plus3 (t-критерий Стьюдента), а так же путем применения метода весовых коэффициентов (Д. Каханер, М. Моулер, С.Нэш, 1998). Применение весовых коэффициентов при обработке результатов исследования позволило определить эффективность программ подготовки спортсменов контрольной и экспериментальной групп и выявить разницу в эффективности, составившую 32,3 % в пользу разработанного комплекса (р<0,05).



Апробация и внедрение результатов работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на итоговых научно-методических конференциях студентов и аспирантов СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта в 2001-2004 гг., на научно-практических конференциях кафедры педагогики СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, посв. памяти А.А. Сидорова в 2003-2004 гг., на итоговых научных конференциях профессорско-преподавательского состава СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта в 2002-2005 гг., на VI Международной научно-практической конференции, посв. памяти проф. Е.М. Чумакова, РГУФК Москва, в 2006 г.

Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс начинающих спортсменов джиу-джитсу СДЮШОР Василеостровского района г. Санкт-Петербурга, СК «Факел» г. Санкт-Петербурга и отделения спортивной секции единоборств на базе ГОУ НПО Профессиональный лицей метрополитена Санкт-Петербурга.



Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Систематизация технического арсенала джиу-джитсу, определение соподчиненности и взаимосвязи технических действий способствует более тщательному планированию программ обучения технике джиу-джитсу, содействует реализации принципов обучения и является важным аспектом при разработке экспериментальных программ подготовки спортсменов.

  2. Обучение двигательным действиям джиу-джитсу в процессе учебно-тренировочной деятельности спортсменов может быть рационализировано путем применения предложенной схемы последовательности изучения технических действий джиу-джитсу в борьбе стоя и в борьбе лежа, основа которой заключается в распределении технических действий джиу-джитсу для поурочного изучения, что выражается в создании представлений, выработке умений и навыков выполнения приемов разных классов и групп технического арсенала этого вида спорта.

  3. Разработанный комплекс средств и методов начальной технической подготовки юных спортсменов джиу-джитсу включает в себя подводящие, подготовительные упражнения для изучения технического арсенала джиу-джитсу, предлагает схему изучения технических действий, а так же предлагает средства контроля освоения техники данного вида спорта. Применение данного комплекса обеспечивает достоверное повышение технико-тактической и физической подготовленности, результативности соревновательных поединков и качества учебно-тренировочного процесса.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, выводов, практических рекомендаций, списка литературы и четырех приложений. Основная часть диссертации изложена на 190 страницах компьютерного текста, включая 18 рисунков и 8 таблиц. Список литературы насчитывает 163 источника, из них 14 на иностранных языках. Данное исследование соответствует координационному плану Федерального агентства по физической культуре и спорту по выполнению научных разработок высшими учебными и научно-исследовательскими заведениями за период 2001-2005 гг. и сводному плану в области физической культуры и спорта на период 2001-2005 гг. (направление 2.2.5).
СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ.

Теоретический анализ и обобщение литературных данных по вопросам построения тренировочного процесса для начинающих спортсменов джиу-джитсу показали, что проблема начальной технической подготовки спортсменов недостаточно полно освещена в работах современных авторов, а так же определили необходимость изучения данного аспекта педагогической деятельности. Значимость указанной проблемы подтвердилась в ходе проведения анкетирования 26 тренеров, готовящих занимающихся к выступлениям в соревнованиях по джиу-джитсу ­(из Санкт-Петербурга, Москвы, Липецка, Всеволожска, Приозерска, Кенгиссепа, Тосно и других городов). Анализ информации, полученной в ходе проведения анкетирования, позволил сделать следующие обобщения: - большинство тренеров, готовящих своих учеников для участия в соревнованиях по джиу-джитсу, не применяют специальные методики технической подготовки джиу-джитсу;



    • недостаточное количество научно обоснованных методик затрудняет планирование подготовки тренировочного процесса джиу-джитсу, ощущается потребность в освещении особенностей подготовки спортсменов разных возрастных групп;

    • отсутствие достаточного количества информации о джиу-джитсу и разработанных календарных планов соревнований снижает заинтересованность в этом виде спорта как в отдельной дисциплине, в результате соревнования по джиу-джитсу расцениваются как промежуточные старты в процессе подготовки занимающихся к выступлениям по другим видам единоборств;

    • в соревнованиях в большей мере участвуют спортсмены со специализацией дзюдо, самбо, каратэ, бокс, рукопашный бой, а не спортсмены джиу-джитсу;

    • подготовка спортсменов джиу-джитсу затруднена из-за недостаточного распространения правил соревнований и низкой квалификации судей.

Рис. 1. Количество команд-участников в областных соревнованиях джиу-джитсу в 2001 году.

На начальном этапе исследования был проанализирован интерес спортсменов разных возрастных групп к соревнованиям по джиу-джитсу.

Из рис.1 видно, что большее количество участников наблюдалось на соревнованиях среди юношей и девушек. Несколько меньшее количество участников оказалось в соревнованиях возрастных групп мальчиков и девочек, - это говорит о меньшем количестве подготовленных к соревнованиям занимающихся данного возраста, что связано с отсутствием научно обоснованных и апробированных методик подготовки. Так же меньшее количество участников было в соревнованиях среди взрослых. Это дает нам возможность сделать предположение о снижении интереса к джиу-джитсу по причине отсутствия разработанной схемы достижения высокого спортивного результата в этом виде спорта, нечеткой постановкой перед спортсменами отставленных целей (официальные Чемпионаты страны по джиу-джитсу в 2001 году еще не проводились), что подтвердилось в ходе проведения бесед и анкетирования тренеров.

Количество участвовавших организаций в соревнованиях среди мужчин и женщин было принято за единицу. Исходя из этого, было рассчитано количество команд в других возрастных группах: количество команд в группах юниоры/девушки и юноши/девушки оказалось равным и составило 1.29, в группе мальчики/девочки 1.00.

Как видно из диаграммы (рис. 1), в командных соревнованиях число команд не превысило число участников ни одной из возрастных групп, что связано с недостаточной популярностью джиу-джитсу, а так же с определенной сложностью подбора для участия в соревнованиях спортсменов в конкретных весовых категориях при невысоком общем числе занимающихся.

Результаты проведенных опросов и наблюдений подтвердили наше предположение о необходимости создания теоретической базы по подготовке спортсменов и судей джиу-джитсу, поиска путей популяризации данного вида спорта.

Систематизация технико-тактических действий джиу-джитсу.

В результате работы над систематизацией технических действий джиу-джитсу была предложена схема, отражающая многоуровневый состав техники и позволяющая понять взаимосвязь отдельных приемов. При апробации комплекса начальной технической подготовки схема успешно применялась как средство реализации метода наглядного воздействия.

На основании изученных данных учебно-методической литературы, согласно принципам единой классификации технических действий спортивной борьбы мы проанализировали технические действия, применяемые в джиу-джитсу, и смогли выделить несколько уровней: классы, подклассы, группы и подгруппы технических действий.

В джиу-джитсу выделяют два основных класса технических действий: действия в борьбе стоя и действия в борьбе лежа.

Класс «борьба стоя» (рис. 2) состоит из подклассов технических действий: броски, переводы, удары, болевые приемы. Подкласс бросков в борьбе стоя делится на группы: броски прогибом, броски наклоном, броски подворотом. Подкласс ударов делится на группы: удары ногами и удары руками. Подкласс переводов из борьбы стоя в борьбу лежа делится на группы: рывком, нырком, выседом, разножкой, вращением.

Класс «борьба лежа» (рис. 3) состоит из подклассов: удержания, болевые приемы, удушающие приемы, переворачивания, прорывы, броски. Подкласс болевые приемы подразделяются на группы: скручиванием, разгибанием, ущемлением. Это разделение на группы относится к болевым приемам в борьбе стоя и борьбе лежа. Подкласс удержания делится на группы: удержания сбоку, удержания поперек, удержания со стороны головы, удержания со стороны плеча, удержания верхом, обратные удержания сбоку. Подкласс удушающие приемы делится на группы: зажиманием, затягиванием.

Технические действия джиу-джитсу в борьбе стоя.



Рис. 2.

Подкласс переворачиваний делится на группы в зависимости от способа проведения переворачивания: ключом, рычагом, скручиванием, накатом, рывком, прогибом. Подкласс прорывы делится на группы: прорывы с выходом на удержание, прорывы с выходом на болевой прием, прорывы с выходом на удушение.

Каждая группа делится на подгруппы в зависимости от способа проведения технического действия.

Систематизация технических действий спортивного раздела джиу-джитсу представлена впервые. Схемы демонстрировались занимающимся экспериментальной группы на учебно-тренировочных занятиях при изучении новых технических действий, а также при разучивании комбинаций приемов, что позволило реализовать принцип сознательности и активности.


Характеристика предложенного комплекса средств и методов начальной технической подготовки спортсменов джиу-джитсу.

Техническая подготовка джиу-джитсу состоит из изучения нескольких разделов техники. Это техника страховки (самостраховки и подстраховки партнера), техника захватов, техника стоек и перемещений, техника выведения из равновесия, техника проведения действий в борьбе стоя и в борьбе лежа (отдельные действия, комбинации действий, контратаки).

Каждый из разделов требует внимательного подхода и планомерного изучения. В предлагаемом комплексе мы рассматриваем поэтапное ознакомление с каждым из разделов.

Для обучения техническим действиям джиу-джитсу в борьбе стоя и в борьбе лежа была разработана поурочная схема. Технические действия скомпонованы в группы для тренировочных занятий с учетом педагогических принципов (последовательности обучения – от простого к сложному, сознательности и активности, закрепление пройденного материала, изучение новых элементов как для создания представления о многообразии техники, так и для поддержания интереса к занятиям). Для наглядности мы построили своеобразную круговую спираль, отражающую пропорциональность технического арсенала спортсмена джиу-джитсу, что позволило распределить время, затрачиваемое на изучение и совершенствование техники (рис. 4). Каждая группа состоит из приемов, относящихся к разным классам технических действий, разным подклассам и группам. После выделения блоков в технике были проведены направляющие к тем техническим действиям, которые стали основными в каждом занятии (те действия, которые будут изучаться или совершенствоваться в основной части данного урока).


Каждый виток спирали состоит из 12 последовательно организованных блоков. В каждый блок входит изучение технических действий в борьбе стоя (бросковая и ударная техника) и в борьбе лежа. Два блока посвящены закреплению изученных двигательных действий. На каждый блок отводится несколько тренировочных занятий. Применение подобной схемы позволяет разучить технические действия (получить представления, научиться выполнять подводящие и подготовительные упражнения) из различных классификационных групп.



КЛАСС


ПОДКЛАСС

Технические действия джиу-джитсу в борьбе лежа

Рис. 3

ГРУППА

Результаты апробации предложенного комплекса.

Полученные в ходе проведения исследования фактические данные представлены в таблицах 1, 2. В эксперименте приняло участие 28 мальчиков 9-11 лет, занимающихся джиу-джитсу, которые были разделены случайным образом на контрольную и экспериментальную группы (по 14 человек в каждой). В обеих группах тренировались спортсмены первого года обучения. Контрольная группа занималась по методике, применяемой тренерами на протяжении нескольких лет и базировавшейся на программах подготовки спортсменов разных видов единоборств. Экспериментальная группа занималась по методике, специально разработанной для групп начальной подготовки джиу-джитсу. Констатирующий эксперимент длился с сентября 2002 по май 2003 гг., проведено 112 занятий.

В процессе проведения исследования для определения уровня подготовленности занимающихся проводились тестовые замеры по показателям физической, технической и теоретической подготовленности.

Анализ данных по физической подготовленности спортсменов показал, что к завершающему этапу исследования оценка в экспериментальной группе достоверно повысилась в следующих показателях: а) подвороты под прием, (р< 0,001), подтягивания на перекладине (р<0,001), бег 30м (р< 0,05), вис на перекладине (р<0,001), прыжок в длину с места (р<0,001), уровень развития гибкости (р<0,001). Показатели тестирования в челночном беге статистически не различались (р>0,1). В контрольной группе обнаружены достоверные различия по всем семи показателям. Полученные данные свидетельствуют, что прирост результатов у испытуемых возрастал от этапа к этапу.

Таблица 1.


Результаты тестирования спортсменов контрольной группы


по этапам исследования. (n=14)

Показатели

15.09.

2002


15.01.2003

15.05.2003




М±m

M±m

Прирост к начальн. замеру, %

M±m

t,p


Прирост к

промежуточному замеру,%



Прирост к начальн. замеру,

%


Компонент физической подготовленности

10 подворотов под прием на время, сек

23,40±

0,57


21,70±0,52

7

20,67±0,44

4,14


<0,001

5

12


подтягивания, раз

2,14± 0,42

7,00± 0,41

227

7,64±0,44

8,32


<0,001

9

257


челночный бег, 10х3, сек

9,39± 0,23

8,92± 0,27

5

8,91±0,14

2,36


<0,05

0

5


бег, 30 м, сек

6,24± 0,14

5,89± 0,12

6

5,80±0,14

1,98


<0,01

2

7

вис на согнутых руках на перекладине, сек

2,39± 0,32

4,11± 0,34

72

5,78±0,38

6,13


<0,001

41


142


прыжок в длину с места, см

100,57±

3,99


132,86±

5,33


32

131,79±3,59

6,37


<0,001

-1

31


гибкость, см

3,21± 0,30

3,64± 0,23

13

3,93±0,27

1,79


<0,05

8

22


Компонент теоретической подготовленности

теоретическая подготовка, тест 1

3,50± 0,23

3,64± 0,17


4

3,64±0,17

0,46


>0,01

0

4

теоретическая подготовка, тест 2

3,86± 0,23

3,93± 0,17

2

4,07±0,25

0,59


>0,01

4

5


Компонент технической подготовленности

техническая подготовка, результаты экзаменов

-

4,21±0,19

(белый пояс)






4,00±0,15

(желтый пояс)









ПОТД (отнош. кол-ва техн. действ. за поединок к числу изученных действий)

-

0,11±0,02




0,13±0,01





18

ПЭТД (отнош. кол-ва оцененных техн. действ. к общему числу атак )

-

0,18±0,02




0,21±0,04





17

Таблица 2.

Результаты тестирования спортсменов экспериментальной группы

по этапам исследования. (n=14)


Показатели

15.09.

2002


15.01.2003

15.05.2003




M±m

M±m

Прирост к начальн. замеру,

%


M±m

t, p


Прирост к промежу точному замеру, %

Прирост к начальн. замеру,

%


Компонент физической подготовленности

10 подворотов под прием на время, сек

24,04± 0,63

21,55± 0,65

10


20,04±0,36

5,80


<0,001

7

17

подтягивания, раз

2,29± 0,34

6,43± 0,48

181

7,07±0,41

7,81


<0,001

10

209


челночный бег, 10х3, сек

9,18± 0,24

8,65± 0,23

6

8,69±0,20

1,52


>0,1

1

7


бег, 30 м, сек

6,09± 0,18

5,62± 0,11

8

5,67±0,09

2,28


<0,05

-1

7

вис на согнутых руках на перекладине, сек

2,86± 0,37

4,21± 0,25

47

6,33±0,37

7,24


<0,001

50


121


прыжок в длину с места, см

112,57± 4,34

135,14±4,76

20

140,50±1,77

5,66


<0,001

4

25


гибкость, см

2,93± 0,34

3,79± 0,24

29

4,43±0,20

4,36


<0,001

17

51


Компонент теоретической подготовленности

теоретическая подготовка, тест 1

3,57± 0,23

4,14± 0,18


16

4,64±0,17

3,51


<0,01

12

30

теоретическая подготовка, тест 2

3,71± 0,22

4,21± 0,21

14

4,50±0,17

2,62


<0,05

7

21


Компонент технической подготовленности

техническая подготовка, результаты экзаменов

-

4,43±0,17

(белый пояс)






4,64±0,13

(желтый пояс)









ПОТД (отнош. кол-ва техн. действ. за поединок к числу изученных действий)

-

0,15±0,02




0,19±0,01




27

ПЭТД (отнош. кол-ва оцененных техн. действ. к общему числу атак )

-

0,19±0,02




0,25±0,05




32

Теоретическая подготовленность занимающихся экспериментальной группы в процессе исследования улучшилась по двум показателям: тест-1 средний балл составил 4,64±0,17 (прирост к начальному этапу 30%, р<0,01), тест-2 средний балл составил 4,50±0,17 (прирост к начальному этапу 21%, р<0,05). Теоретическая подготовленность занимающихся контрольной группы на завершающем этапе исследования составила: тест-1 средний балл 3,64±0,17, тест-2 средний балл 4,07±0,25 (р>0,1).

Обращает на себя внимание превосходство спортсменов экспериментальной группы по данным технической подготовленности. Так, результаты сдачи экзамена на учебный пояс в конце исследования у занимающихся экспериментальной группы оказались равными 4,64±0,13 балла, в то время как у занимающихся контрольной группы результат оказался хуже и составил 4,00±0,15 балла (р<0,01).

Данные по объему и эффективности технических действий, применяемых в соревновательных поединках, также оказались лучше в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. У спортсменов экспериментальной группы значение показателя объема технических действий (ПОТД) было определено 0,19±0,01, у спортсменов контрольной группы 0,13±0,01 (t=3,79; p<0,01); значение показателя эффективности технических действий (ПЭТД) у спортсменов экспериментальной группы было определено 0,25±0,05, у спортсменов контрольной группы 0,21±0,04 (t=1,77; p<0,1).

Применение предложенного комплекса средств и методов технической подготовки джиу-джитсу положительно воздействовало на результаты учебно-тренировочных и соревновательных поединков спортсменов (каждый спортсмен провел 5 встреч), что выразилось в преимуществе экспериментальной группы по количеству побед и отразилось в соотношении победителей между спортсменами экспериментальной и контрольной группы - (46:24).


ВЫВОДЫ

  1. Анализ и обобщение научной литературы, данные анкетного опроса специалистов по вопросам организации учебно-тренировочного процесса спортсменов-единоборцев, педагогические наблюдения позволили выявить характерные особенности технической подготовки спортсменов в контактных единоборствах (технический арсенал, способы контроля освоения двигательных действий), которые были адаптированы к специфике джиу-джитсу. Результатом проведенной работы стал сформированный комплекс форм, средств и методов обучения технике джиу-джитсу на начальном этапе подготовки.

  2. Изучение количественного состава участников региональных соревнований джиу-джитсу на протяжении нескольких соревновательных сезонов выявило популярность данного вида спорта среди спортсменов разных возрастов, что подтвердило предположение о необходимости создания систем технической подготовки джиу-джитсу для занимающихся всех возрастных групп.

  3. Предложена систематизация технических действий джиу-джитсу и описаны принципы взаимосвязи технических действий джиу-джитсу на основе пространственных и динамических характеристик. Применение данной систематизации в спортивной работе способствует организации тренировочного процесса и обеспечивает реализацию принципов обучения. Выделено 2 класса (приемы в борьбе стоя, приемы в борьбе лежа), 8 подклассов (броски, переводы, удары, болевые приемы, удушения, удержания, переворачивания, прорывы), 34 группы технико-тактических действий спортивного направления джиу-джитсу.

  4. В ходе исследования разработана система начальной технической подготовки джиу-джитсу, включающая в себя комплекс средств и методов, направленных на обучение и совершенствование двигательных действий (подготовительные, подводящие упражнения, тренажеры, - применение их в тренировочном процессе), а так же на контроль освоения техники джиу-джитсу (зачетные требования, поясная система). Апробация предложенного комплекса показала его эффективность в отношении положительных изменений в уровне физической подготовленности занимающихся экспериментальной группы. Прирост параметров к заключительному этапу исследования показал достоверные улучшения показателей тестовых замеров: количество подтягиваний, вис на перекладине, бег 30 м, показатель гибкости, время 10 входов в прием и прыжок в длину с места.

  5. Практическое использование разработанной системы начальной технической подготовки джиу-джитсу показало успешность овладения двигательными действиями избранного вида спорта, что отразилось на результатах сдачи контрольных нормативов занимающимися. Сдача норматива на присвоение учебного пояса в экспериментальной группе показала более высокий средний балл по сравнению с контрольной группой (4,64±0,13 и 4,00±0,15 соответственно, р<0,01).

  6. Внедрение предложенного комплекса средств и методов обучения технике джиу-джитсу в учебно-тренировочный процесс положительно отразилось на показателях соревновательной деятельности занимающихся и результатах соревновательных поединков. По итогам проведенных контрольных, учебно-тренировочных и соревновательных встреч между двумя группами победу в 46 поединках из 70 одержали занимающиеся экспериментальной группы, что выразилось в преимуществе спортсменов экспериментальной группы над спортсменами контрольной и составило 31,4 %. Достоверно увеличились показатель объема технико-тактических действий (р<0,01) и показатель эффективности технико-тактических действий (р<0,1) в экспериментальной группе по сравнению с контрольной.

Список работ, опубликованных по теме диссертации:

1. Ратова, К.К. Особенности развития сенсорных способностей у дзюдоисток младшего школьного возраста // Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: Вестник Балтийской Педагогической Академии.- 2001.- Вып. 40 (№4) . - С. 169-173.

2. Ратова, К.К. Сравнительный анализ технического арсенала дзюдоистов, применяемый в соревновательных поединках мужчинами и женщинами // Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном образовании: Материалы научно-практической конференции кафедры педагогики СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, посв. памяти А.А. Сидорова (Сидоровские чтения) Вып 3 / под науч. ред М.В, Прохоровой. -СПб, 2003. - С. 139-142.

3. Ратова, К.К. Технические действия, результативно применяемые дзюдоистами в соревновательных поединках // Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном образовании: Материалы научно-практической конференции кафедры педагогики СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, посв. памяти А.А. Сидорова (Сидоровские чтения) Вып 4 / под науч. ред М.В, Прохоровой. -СПб, 2004.- С 148-151.

4. Ратова, К.К. Обучение технике джиу-джитсу на начальном этапе подготовки спортсменов. // Проблемы педагогической деятельности в физической культуре и спорте и пути их решения в физкультурном образовании: Материалы научно-практической конференции кафедры педагогики СПбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, посв. памяти А.А. Сидорова/ Ред. М.В. Прохорова, С.Н. Бекасова. – Калининград: Изд-во КГУ, 2005. – С.92-98.

5. Ратова, К.К. Систематизация технического арсенала спортивного направления джиу-джитсу/Актуальные проблемы педагогики спорта//Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: Сб. науч. тр./ под.ред. И.П. Волкова; БПА.- СПб., 2005. – С. 134-138.

6. Ратова, К.К. Джиу-джитсу – демонстрация техники. Правила проведения соревнований/Актуальные проблемы педагогики спорта//Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: Сб. науч. тр. / под.ред. И.П. Волкова; БПА.- СПб., 2005. – С. 138-142.

7. Ратова, К.К. Обучение технике джиу-джитсу на начальном этапе подготовки спортсменов/Актуальные проблемы педагогики спорта//Теория и практика управления образованием и учебным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы/ Сб. науч. тр. / под.ред. И.П. Волкова; БПА.- СПб., 2005. – С. 142-146.

8. Ратова, К.К. Технико-тактическая подготовка начинающих спортсменов в джиу-джитсу/ Исследования молодых ученых в практику единоборств//Материалы VI Международной научно-практической конференции, посв. памяти проф. Е.М. Чумакова / под ред. С.В.Елисеева.– М.: Лика, 2006.- С. 11-16.



9. Блит К.К., Левицкий А.Г. Спортивное джиу-джитсу. Современное состояние и перспективы развития/ Научно-теоретический журнал «Ученые Записки Университета им. П.Ф. Лесгафта». – Вып. 21.- СПб.: СПбГУФК им. П.Ф. Лесгафта, 2006. – С. 43-47.



Смотрите также:
Обучение технико-тактическим действиям джиу-джитсу на начальном этапе подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
271.86kb.
1 стр.
Методика применения народных подвижных игр на уроках физической культуры в 6 классах в школах мозамбика 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.16kb.
1 стр.
Методика тренировки юных шахматистов на этапе начальной специализированной подготовки 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
415.84kb.
2 стр.
Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
226.55kb.
1 стр.
Педагогический контролЬ за технико-тактической деятельностью игроков команды по мини-футболу 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
472.23kb.
3 стр.
Совершенствование скоростно-силовой подготовки квалифицированных разгоняющих бобслеистов 13. 00. 04 теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
366.13kb.
2 стр.
Диссертационной работы
69.34kb.
1 стр.
Программа вступительного экзамена по специальности
83.55kb.
1 стр.
Советы по защите докторских и кандидатских диссертаций
56.84kb.
1 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.92kb.
4 стр.
Система управления специальной физической и технической подготовкой высококвалифицированных легкоатлетов-прыгунов 13. 00. 04 Теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры
847.88kb.
4 стр.
Теория и методика формирования техники и тактики передвижений спортсменов в соревновательном пространстве и технология совершенствования приемов в многолетней тренировке (на примере фехтования) 13. 00
605.7kb.
5 стр.