Главная
страница 1
Психолого-педагогические аспекты работы с семьями, в которых дети признаны находящимися в социально опасном положении
Рулько Н.П.

педагог-психолог

ГУО «СШ № 3 им. В.М. Усова г.Гродно»

Целью работы педагога-психолога с семьей, где дети признаны находящимися в социально-опасном положении является определение комплекса коррекционно-профилактических мероприятий, направленных на оказание психологической помощи семье, обеспечение системного подхода к коррекционно-профилактической работе с семьей.


На первом этапе работы проводится диагностическая работа, которая включает в себя следующее:

1. Посещение семьи. Беседа с родителями в домашней обстановке. Выявление проблем неблагополучия.

2. Выявление причин семейного неблагополучия, выяснение остроты социальных проблем (алкоголизм родителей, наркомания и таксикомания детей, как результат недостаточного внимания к ребенку со стороны родителей, жестокое обращение с детьми и т.д.). Проводится диагностика стиля семейных отношений, воспитательных возможностей родителей, анкетирование родителей по проблеме включенности в жизнь ребенка. Также на данном этапе происходит выявление трудностей в работе классного руководителя по взаимодействию с семьей.

3. Исследование личностных особенностей ребенка, процесса реализации потребностей в общении и взаимодействии с окружающими, эмоциональной привязанности, особенностей социального окружения ребенка (социометрические измерения, анкетирование, беседы с учителями, наблюдение за учеником в урочной и внеурочной деятельности).


На втором этапе проводится консилиум по работе с семьей. На нем присутствуют педагоги, работающие с данным ребенком и семья. Вырабатываются меры, соглашение по устранению причин неблагополучия, пути решения проблемы.
Третий этап–информационно-просветительская работа с семьей, которая включает в себя повышение психолого-педагогической грамотности родителей, культуры взаимоотношений, идивидуальную коррекционно-консультативнюую работу со взрослыми членами семьи с целью изменения условий семейного воспитания ребенка:

-психологическое просвещение родителей по вопросам воспитания детей (профилактика жестокого обращения (приложение 1);

-помощь родителям в воспитании положительных и преодалении отрицательных качеств в ребенке;

-контроль за организацией режима дня ребенка и условиями проживания в семье;

-психологическая поддержка родителей по устранению причин неблагополучия, восстановлению потенциала семьи;

-работа по повышению эффективности общения в диаде «родитель-ребенок».


Параллельно, на основе ранее проведённой диагностики, организуется помощь и работа с ребенком:

-коррекция проблемного поля (личностные особенности, развитие познавательных процессов и т.д.);

- развитие поведенческих и коммуникативных навыков, эмоциональной сферы (занятие «Твое настроение и самочувствие» (приложение 2);

-психологическая помощь ребенку через коллектив класса;

-коррекция отношения педагога к ребенку;

-гумманизация межличностных отношений в классном коллекиве, создание благоприятного психологического микроклимата в классе, способствующего эмоциональному комфорту ребенка.


Работа организуется в тесной взаимосвязи с учителями-предметниками, классными руководителями, проводится анализ результативности работы с семьей.

Приложение 1.

Информация для родителей:

ЖЕСТОКОЕ ОБРАЩЕНИЕ С РЕБЁНКОМ

Одним из наиболее тяжёлых и разрушительных примеров отношений в диаде «родитель-ребёнок» является жестокое обращение с детьми. Независимо от возраста ребёнка жестокий родитель разрушает ожидания любви, доверия и привязанности, которые столь существенны для развития здоровой личности и социального развития.

Традиционно различают 4 категории жестокого обращения с детьми.

Физическое насилие – нанесение ребёнку физических травм и телесных повреждений, применение жестоких физических наказаний: избиения, истязания, сотрясения, удары (в том числе с использованием различных предметов в качестве орудий насилия), пощёчины, таскания за уши, прижигания горячими предметами, укусы, вовлечение ребёнка в употребление алкоголя, наркотиков, принуждение к приёму отравляющих веществ, медицинских препаратов, вызывающих одурманивание, попытки удушения, утопления ребёнка.

Психологические последствия физического насилия:

- выраженные негативные эмоции (страх, тревога, растерянность, беспокойство);

- дезадаптация в детском саду, школе;

- проявления неврозоподобной симптоматики;

- расстройства сна, аппетита, потеря веса;

- энурез, энкопрез, тики, ночные страхи;

- в подростковом возрасте – протестные реакции на наказания, уходы из дома, поиск поддержки в асоциальных компаниях, суицидальные проявления в поведении.

Сексуальное насилие – вовлечение зависимых, незрелых детей в сексуальную активность, которую они не полностью осознают. Это обнажение, оральные, анальные и сексуальные генитальные контакты, детская порнография, демонстрация непристойных действий, сексуальные ритуалы, инцесты (включая отчимов и опекунов).

Последствия сексуальных посягательств:

- у дошкольников – тревога, ночные кошмары, избегающее поведение, уходы, депрессия, боязливость, задержка развития, чрезмерный контроль ребёнка за окружением, агрессия, антисоциальное и неконтролируемое поведение, неадекватное сексуальное поведение;

- у школьников – страх, невротическое и общее психическое заболевание, агрессия, ночные кошмары;

- у подростков – резкое изменение всего стиля жизни, агрессивность и неконтролируемость, потеря интереса к привычным занятиям, чувство вины, самоуничтожение, ощущение угрозы, отвращение не только к насильнику, но и к другим людям, весь мир воспринимается как враждебный и опасный;

- физические нарушения – генитальные повреждения, беременность, заболевания, передающиеся половым путём, головная боль, боли в животе, энурез, расстройства сна и аппетита;

- агрессивное, жестокое, противоправное поведение, воровство, зависимость от алкоголя и наркотиков, избегание или наоборот повторение ситуации;

- самокалечение, мысли и попытки суицида;

- учащение мастурбации, повторение сексуальных действий с другими.



Пренебрежение потребностями ребёнка или отсутствие заботы о нём – родители или замещающие их лица не обеспечивают ребёнка пищей, кровом, одеждой, гигиеническими условиями, соответствующими его потребностям, что наносит вред психическому и физическому здоровью ребёнка. Это пренебрежение потребностями в образовании, присмотре, медицинской помощи (несогласие на вакцинацию при хроническом заболевании у ребёнка), физическим и эмоциональным здоровьем. Данный вид насилия чаще встречается в семьях с выраженными материальными проблемами. Но во многих малообеспеченных семьях этот дефицит может компенсироваться теплотой, заботой и участием.

Последствия пренебрежением нуждами ребёнка:

- физическая ослабленность, болезненность;

- ребёнка дразнят за его внешний вид (плохая одежда, неприятный запах);

- плохое поведение (трудности самоконтроля, двигательная расторможенность, повышенная утомляемость);

- хроническое чувство неуспешности, низкая самооценка;

- недостаточность общих знаний, соответствующих возрасту, словарного запаса, плохая ориентированность в социальных вопросах.



Эмоциональное или психологическое насилие – постоянное отвержение, унижение, превращение ребёнка в «козла отпущения» людьми, которые должны беречь его и заботиться о нём. Эмоциональное насилие настолько распространено, что каждому человеку приходилось хоть раз переживать его. Однако длительные переживания эмоционального насилия или повторяющееся грубое психологическое давление может оказать серьёзное влияние на формирование личности ребёнка. Сюда относят:

- отвержение – взрослый не понимает ценности, важные для ребёнка, пренебрегает существенно важными для него потребностями;

- изоляция – взрослый ограждает ребёнка от нормального общественного опыта, не даёт ему заводить друзей, формирует у ребёнка представление о том, что он один в этом мире и не может ни на кого полагаться;

- терроризирование – взрослый словесно оскорбляет ребёнка, создавая атмосферу страха и запугивания;

- игнорирование – взрослый намеренно не даёт ребёнку эмоционально и личностно развиваться;

- развращение – ребёнка вовлекают в пагубное антисоциальное поведение, что приводит к формированию искажённого представления об общественных нормах, правах и способах поведения в обществе.



ПОЧЕМУ ВЗРОСЛЫЕ ПРИБЕГАЮТ К НАКАЗАНИЯМ: ПРИЧИНЫ ЖЕСТОКОГО ОБРАЩЕНИЯ С ДЕТЬМИ

  1. медико-психиатрические причины. Установлено точно, что многие взрослые, проявляющие жестокость в обращении с детьми, сами в детстве подвергались подобному обращению.

  2. социально-экономические причины. Бедность, безработица или внезапная потеря работы, скученность (перенасыщенность) или наоборот, изоляция в обществе, приводящая к нарастанию эмоционального напряжения, неудовлетворённости собой, окружающими и жизнью в целом.

  3. ситуационные причины. Особенности поведения ребёнка, несоответствие ребёнка ожиданиям родителя, нарушение отношений в семье, переживание острого или хронического стресса, отделение ребёнка от матери в младенческом возрасте на длительное время, изоляция родителя от привычного социального окружения.

Сегодня преднамеренное нанесение серьёзных травм ребёнку или выступление причиной его смерти являются серьёзными уголовными преступлениями, кара за которые варьирует от лишения родительских прав до высшей меры наказания.



Приложение 2
Занятие с детьми

ТВОЕ НАСТРОЕНИЕ И САМОЧУВСТВИЕ

Цель: закреплять навыки распознавания положительных и отрицательных эмоций, учить способам управления собственным настроением.

Основные понятия: положительные и отрицательные эмоции, способы регуляции настроения, способы выражения эмоций.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Представьте себе или вспомните, если такое уже было, что вам подарили вашу любимую игру или коньки, или самокат, или необыкновенный пенал, словом то, что вам очень-очень хотелось. А теперь скажите, какие эмоции человек испытывает в такие моменты? Конечно, радость, ему очень приятно и весело. Вот такие эмоции, когда нам хорошо, весело, приятно, радостно, называются положительными. Как мы выражаем положительные эмоции? Мы улыбаемся, смеемся, еще мы можем передать положительные эмоции с помощью слов, например: «Как мне хорошо!», «Как я рад!», «Как здорово!». А еще мы можем выразить свои положительные эмоции через действия или движения (пантомимику), например, подпрыгивать от радости или хлопать в ладоши.

А теперь представьте такую ситуацию. Вы играете, предположим, в «Денди», и, как ни стараетесь, вам не удается набрать нужное количество очков. Естественно, вы будете испытывать огорчение. Это отрицательная, или неприятная, эмоция. Когда еще люди испытывают отрицательные эмоции? Когда им больно, обидно, грустно, страшно. Отрицательные эмоции так же, как и положительные, выражаются в словесной форме (когда нам плохо, мы говорим: «Не повезло», «Вот беда»), с помощью мимики лица, позы тела и различных движений, то есть пантомимики.

Вообразите: вы плещетесь в теплой приятной воде у берега моря (или озера, реки – где вам больше нравится). Яркий солнечный летний день. Вам хорошо в воде. И, вдруг – крик с берега: «Немедленно вылезай из воды, сколько можно купаться!» Понятно, какие вы будете испытывать эмоции в этот момент, положительными их не назовешь. Но, тем не менее, каждый свои эмоции на одно и то же событие проявляет по-разному. Кто-то, явно огорчившись, немедленно выйдет из воды; кто-то начнет спорить, просить покупаться еще минуточку; кто-то сделает вид, что не услышал указаний с берега; кто-то будет ныть... Вариантов выражения эмоций очень много. Иногда мы переживаем свои эмоции очень ярко, сильно, бурно реагируем на ту или иную ситуацию. А бывает, что наши эмоции проявляются очень слабо, тихо и даже, можно сказать, незаметно для окружающих. Например, мальчик упал и ушибся, но ему не хотелось показать товарищам, что ему больно: он старается сдержать свои эмоции и не плакать.

Но бывают такие важные моменты в жизни человека, когда, как бы он ни старался скрыть свои эмоции, они все равно проявляются очень сильно и ярко. У вас, наверное, это был самый первый школьный день, а может быть, еще какое-то важное событие.

Вспомните сказку Г.Х. Андерсена «Гадкий утенок». Как вы думаете, какие персонажи этой сказки сильно проявляли свои эмоции, а какие нет?

Давайте предположим, что вы ученые-исследователи. Ваша задача – определить, какие эмоции испытывает человек в различных ситуациях, как он их выражает, как пытается их скрывать, на какие события он реагирует положительными эмоциями, на какие – отрицательными, на какие – ярко и сильно? Проведите такой эксперимент (ведь вы теперь не просто ученики или ученицы, а исследователи; исследователи, особенно психологи, очень любят проводить эксперименты): придите домой после школы и приберитесь в своей комнате или на своем столе, помойте посуду или подметите пол, постирайте (что вы предпочитаете), сделайте самостоятельно уроки; еще попробуйте в этот день не играть в свои любимые игры и даже не смотреть телевизор. Конечно, такой эксперимент сразу поставить трудно. Можно провести подготовительную работу или разбить эксперимент на отдельные этапы. Но в любом случае главная цель исследования – изучить эмоциональные реакции родителей, братьев, сестер, бабушек и дедушек в условиях эксперимента. Как они будут реагировать на твое поведение: положительно или отрицательно? Какие эмоции будут преобладать – удивление, радость, умиление или другие?

Результаты эксперимента можно отмечать в таблице.

Из этой таблицы сразу видно, что наши действия вызывают различные эмоции у окружающих. Мы своим поведением по-разному воздействуем на других. Такую таблицу можно составить и по отношению к друзьям, для того, чтобы лучше понимать друг друга и стараться как можно меньше огорчать близких людей.




Мои действия

Эмоциональная реакция мамы

положительная

отрицательная

сильная

слабая

вид эмоций

Получил «5» за диктант

+







+

радость

Разбил вазу




+

+




гнев

Вынес мусор

+




+




радость

Заведите дневник, где вы будете фиксировать свои наблюдения и заносить данные в таблицу.


Мои действия

Эмоциональная реакция

положительная

отрицательная

сильная

слабая

вид эмоций

















Какой вид эмоций наиболее часто встречается в ответ на ваши действия?

Подумайте, какими важными качествами должен обладать человек для того, чтобы стать, например, артистом или разведчиком, водителем, учителем, врачом, банкиром, дипломатом... Профессий очень много, и качеств для каждой профессии вы тоже можете перечислить множество. Но есть одно важное качество, которое нужно человеку в любой серьезной работе, - это умение владеть своими эмоциями. Разве можно быть хорошим хирургом с трясущимися от волнения руками? Или дрессировщиком, который от страха не входит в клетку с животными? Или известным артистом, нагоняющим тоску на зрителей? А в некоторых профессиях, например космонавта или летчика, необходимо пройти испытание на эмоциональную устойчивость. Что же это такое и для чего она нужна?

Вы уже знаете, что бывают произвольные и непроизвольные действия. Когда двухлетний малыш плачет от боли, он просто выражает свои отрицательные эмоции. Он это делает непроизвольно. А как школьник реагирует на боль? Всегда ли он плачет или в состоянии сдержать свои эмоции, то есть подключить свою волю и заставить себя не плакать?

Например, идет обсуждение какой-то важной темы на уроке, ученики увлеклись и некоторые бурно проявляют свои эмоции по поводу данного вопроса. Но вот учитель сказал: «Тихо», - и все затихли, то есть перестали так громко выражать свои эмоции. Значит, не всегда и не везде уместно активно проявлять свои эмоции. С возрастом человек учится сдерживать свои эмоции и управлять ими. Однако не всем и не всегда это удается. Но тот, кто умеет владеть собой, считается эмоционально устойчивым человеком, то есть сдержанным.

Мы познакомились с миром эмоций. Мы обсудили, что на любую ситуацию человек эмоционально реагирует: он то волнуется, то боится, то радуется, то печалится. И с помощью эмоций передает свое отношение к действительности.

Мы узнали, что эмоции выражаются словами и без слов, с помощью мимики, жестов, пантомимики. Эмоции возникают только в процессе взаимодействия, общения. Эмоции бывают положительные и отрицательные и отличаются по силе воздействия. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в различные цвета, делают ее многогранной и удивительной, без них всё вокруг было бы скучным и однообразным. Исследование эмоциональной сферы человека очень интересное и увлекательное занятие. Здесь мы затронули лишь некоторые вопросы этой загадочной стороны человеческой жизни. В дальнейшем ты узнаешь много нового об эмоциях и их проявлениях.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ:

1. Вспомните и расскажите ситуацию, когда вы сумели сдержать свои эмоции.

2. Как вы думаете, в каких случаях уместно проявлять и выражать эмоции, а в каких нет?

3. Сравните эти две картинки и ответьте, на какой из них художник изобразил сдержанного человека, а на какой – нет.

4. Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы вызвать положительные эмоции у мамы или у бабушки, папы, учителей, друзей? Постарайтесь это сделать.

5. Постарайтесь вспомнить, какие эмоции преобладали у вас сегодня: положительные или отрицательные?

6. Как можно изобразить радость и грусть? Сделайте два рисунка, которые называются «Радость» и «Грусть».

7. Измерение настроения и самочувствия.

8. Разработайте сценарий для «Театра здоровья».
ИНФОРМ-ДАЙДЖЕСТ

Как управлять своим настроением

Настроение – психическое состояние, которое сопровождается положительными или отрицательными эмоциями. В зависимости от этого мы называем свое настроение хорошим или плохим. Когда у нас хорошее настроение, мы чувствуем себя хорошо, любая работа спорится в наших руках, мы готовы поделиться своим настроением с близкими людьми. Хорошее настроение сопровождается улыбкой или смехом. Если же настроение «испортилось» или ухудшилось, нам не хочется ни с кем общаться, все падает из рук, хочется плакать. Мы чувствуем разочарование, растерянность, тоску, уныние. Выражение лица грустное, уголки губ опущены. Что делать в такой ситуации?

Психологи рекомендуют несколько способов избавления от плохого настроения. Во-первых, подумайте о том, что произошло и вызвало плохое настроение. Это поможет в будущем избежать подобных ситуаций. Во-вторых, переключитесь на другой вид деятельности, не имеющий никакого отношения к причине вашего расстройства.

Если рядом есть доброжелательный и умеющий слушать собеседник (мама, папа, брат, сестра, друг), то «поплачьтесь ему в жилетку». Цените таких людей, помогайте им. В трудные для вас минуты они возьмут «на себя» часть ваших отрицательных переживаний.

Кроме того, вы можете написать письмо. Опишите все свои огорчения и переживания в письме к другу, которое никогда не пошлете. Сохраните его, перечитайте спустя некоторое время. Это поможет вам посмотреть на себя со стороны.

Сделайте себе подарок. Например, займитесь весь день только тем, что вам нравится. Некоторые получают удовольствие и от вкусной еды. Помогите ближнему - и получите двойной выигрыш: сделайте доброе дело и избавтесь от плохого настроения.

Один из самых простых и древних способов расстаться с унынием – растворить печаль во сне. Недаром говорят: «Утро вечера мудренее».

Если же, несмотря на все вышесказанное, настроение у вас не улучшилось, обратитесь к специалисту по этой проблеме – школьному психологу. Поверьте, уж он-то точно знает, как помочь в создавшейся ситуации.



Бывает и так, что настроение ухудшилось не у вас, а у вашего друга. Может быть, он сломал ногу, заболел или потерял близкого человека. Тогда стать психологом необходимо вам. Нужно спокойно выслушать товарища, не перебивая, не поглядывая на часы. Затем попытайтесь помочь ему, предложив один из вышеперечисленных способов или свой собственный. Важно, чтобы ваш друг почувствовал в вас поддержку, чтобы он доверял вам и был уверен в вашем доброжелательном отношении к нему.

Посещая больных одноклассников дома, помните, что больному легче будет справиться с болезнью, если у него будет хорошее настроение. Не стоит говорить фразы следующего характера: «Один мой знакомый тоже так болел, а потом он умер» или «Да, такую болезнь непросто перенести, тебе еще долго придется валяться в постели». Поэтому лучше рассказать смешную, веселую историю, анекдот, настроить вашего товарища на быстрейшее выздоровление.


Смотрите также:
Психолого-педагогические аспекты работы с семьями, в которых дети признаны находящимися в социально опасном положении
149.75kb.
1 стр.
Приложени я к публичному докладу приложение №1 социально-демографическая ситуация микрорайона
1058.4kb.
7 стр.
Этапы работы педагога-психолога с семьёй, находящейся в социально опасном положении
81.83kb.
1 стр.
Социальные и психолого-педагогические аспекты здоровьесберегающей деятельности субъектов образовательного процесса в доу
76.84kb.
1 стр.
Ответственные 1 общие вопросы 1
166.14kb.
1 стр.
Отчет о выполнении муниципальной долгосрочной программы
43.99kb.
1 стр.
Мероприятия, которые могут быть включены в виды помощи при составлении индивидуальных планов защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении
43.67kb.
1 стр.
Комплексная психолого-лингвистическая экспертиза манипулятивного воздействия: социально-психологические и когнитивные аспекты
77.7kb.
1 стр.
План сетевого взаимодействия на 2012 – 2013 учебный год рц гимназии №1526 Следующий год работы Ресурсного центра планируется посвятить теме: «Рефлексивно-педагогические аспекты нравственного воспитания»
40.3kb.
1 стр.
«Молодежь и государство: научно-методологические, социально-педагогические и психологические аспекты развития образования в современном пространстве»
59.93kb.
1 стр.
Обмен опытом, а также ознакомление с обязывающими в Польше решениями относительно социальной помощи и социальной работы
32.64kb.
1 стр.
Работа с детьми "группы риска" и их семьями Осипова Юлия Михайловна
52.08kb.
1 стр.