Главная
страница 1
КАНАРСПИ – 50 лет.

В ноябре 2008 года ОАО «НАЗ «Сокол» отмечает 50-летие создания одной из первых систем управления качеством в стране, определившей комплексный подход к созданию авиационной техники, – системы качества КАНАРСПИ (Качество, Надежность, Ресурс С Первых Изделий).

В XXI веке насыщение рынка товарами обостряет конкуренцию между производителями, идеи и методы качества прочно занимают лидирующие позиции на предприятиях, стремящихся производить продукцию, которая будет востребована потребителем. Путь к этому указывают стандарты ИСО серии 9000, разработанные на основе использования опыта передовых предприятий мира, которые активно внедряются в настоящее время на всех предприятиях земного шара, в том числе и в России. Однако мы не должны забывать, что во второй половине XX века в СССР создавались свои системы по управлению качеством, и лучшей из них была признана система КАНАРСПИ, разработанная 50 лет назад на Горьковском авиационном заводе имени С. Орджоникидзе (ГАЗИСО, в настоящее время ОАО «НАЗ «Сокол») под руководством бывшего главного инженера Талгата Фатыховича Сейфи.

Система КАНАРСПИ – первая система управления качеством в СССР, которая охватила все этапы жизненного цикла продукции, а также направления деятельности по созданию сложной и наукоемкой техники, удовлетворяющей потребителя по заданным показателям качества, надежности, ресурса. Внедрение системы КАНАРСПИ стало настоящим прорывом в организации управления производством с целью обеспечения достижения требуемого качества с первых изделий. Эта система позволила перестроить всю систему управления предприятия с ориентацией на качество.

Система КАНАРСПИ на ГАЗИСО внесла неоценимый вклад в развитие технологии самолетостроения. Реализация комплекса мероприятий системы КАНАРСПИ дала возможность коллективу завода успешно выполнить задачу обеспечения военно-воздушных сил страны надежными и высококачественными самолетами. Ярким доказательством этого является самолет МиГ-21, выпускавшийся в те годы ГАЗИСО, лучший истребитель того времени, который эксплуатируется и в настоящее время. Особую роль сыграла система КАНАРСПИ при запуске в производство в 1965 году цельносварного самолета МиГ-25 с принципиально новой технологией изготовления самолетов из нержавеющих сплавов.

Учитывая универсальность системы КАНАРСПИ, возможность ее использования на предприятиях разного профиля независимо от численности, фактическое обеспечение высоких параметров качества, надежности, ресурса и долговечности с первых промышленных образцов на различных форумах принимались решения о распространении опыта работы по системе КАНАРСПИ на другие предприятия. Например: на техническом совещании работников авиапрома и ВВС с участием представителей Совета Министров РСФСР (1959 г.), на заседании Госкомитета по авиатехнике СССР (1964 г.), на заседании Совнаркома РСФСР (1964 г.), на Всесоюзном совещании госкомитета по судостроению (1964 г.) и многих других.

Систему КАНАРСПИ внедрили на предприятиях различных отраслей: станкостроительной (завод фрезерных станков), автомобильной (ГАЗ, ПАЗ), легкой (Горьковский Дом моделей), радиопромышленности (ГЗАС) и др.

На ГАЗИСО в соответствии с принципом непрерывного развития (постоянного улучшения) стали использовать систему КАНАРСПИ в работе с предприятиями-разработчиками и поставщиками материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий. А те, в свою очередь – в работе со своими разработчиками и поставщиками. Таким образом, система КАНАРСПИ вышла за рамки одного серийного завода.

Внедрение системы КАНАРСПИ в то время позволило предприятиям:



  • сократить сроки доводки изделий до заданного уровня качества в 2 – 3 раза;

  • повысить надежность выпускаемых изделий в 1,5 – 2 раза;

  • снизить трудоемкость и цикл монтажно-сборочных работ в 1,3 – 2 раза.

Конечно, система КАНАРСПИ – не застывшая система, она должна постоянно совершенствоваться в соответствии с требованиями времени, потребителей, новых нормативных документов. Так делается, например, на ОАО «НАЗ «Сокол»: внедрение новшеств осуществляется на фундаменте КАНАРСПИ, как дальнейшее ее совершенствование. При этом главный принцип, девиз и название системы: «Качество, Надежность, Ресурс С Первых Изделий» сохраняется.

Разработанная на ГАЗИСО система КАНАРСПИ на многие годы опередила мировую научную мысль в области качества. Более того, отдельные принципы и методы менеджмента качества, применяемые в системе КАНАРСПИ, зачастую более отработаны, чем в рекомендуемых к внедрению международных стандартах по качеству ИСО серии 9000. Досадно, что идеи КАНАРСПИ по причине закрытости заводов в то время не рекламировались должным образом, и приоритет создания целостной системы качества не был закреплен за нашими специалистами.



Отмечая 50-летний юбилей создания системы КАНАРСПИ, работники ОАО «НАЗ «Сокол» гордятся тем, что такая целостная научно-обоснованная система рождена в нашей стране и стремятся к тому, чтобы система КАНАРСПИ была признана на международном уровне, а имя Талгата Фатыховича Сейфи – ее создателя – по праву заняло достойное место в когорте великих деятелей в области качества не только в России, но и всего мира.


Смотрите также:
Канарспи – 50 лет. В ноябре 2008 года ОАО «наз «Сокол» отмечает 50-летие создания одной из первых систем управления качеством в стране, определившей комплексный подход к созданию авиационной техники, – системы качества канарспи
32.73kb.
1 стр.
1 февраля 2012 года Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» отметил 80-летие со дня основания. В честь юбилея 3 февраля во Дворце культуры им. С. Орджоникидзе состоялся торжественный вечер
19.35kb.
1 стр.
1 февраля 2012 года ОАО «Нижегородский авиастроительный завод «Сокол» отмечает 80 лет со дня основания
13.77kb.
1 стр.
Утверждено советом директоров Открытого акционерного общества "Нижегородский авиастроительный завод "Сокол"
102.61kb.
1 стр.
Модель и критерии эффективности внутривузовской системы менеджмента качества
155.16kb.
1 стр.
Системы качества: Системы управления качеством
2057.48kb.
11 стр.
Научные основы создания отказоустойчивых интегрированных вычислительных комплексов систем управления летательными аппаратами
444.11kb.
3 стр.
Сборник по итогам деятельности городской экспериментальной площадки первого уровня «Разработка и внедрение внутришкольной системы управления качеством образования»
2408.43kb.
13 стр.
Письмо от 09. 12. 2004 №676/12-16 "О разработке и внедрении внутривузовских систем управления качеством образования"
118.64kb.
1 стр.
Тезисы по участию и выступлению ОАО
156.89kb.
1 стр.
Победный финал студенческой олимпиады
18.84kb.
1 стр.
Тема 5: Бережливое производство
269.32kb.
1 стр.