Главная
страница 1



Правительство Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Национальный исследовательский университет
«Высшая школа экономики»

НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург

Факультет экономики



Программа дисциплины "Организационная психология»


для направления 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра)


Курс: 3

Автор программы:

Агафонова Ирина Николаевна, канд. психол. наук, доцент кафедры психологии, inagaf@mail/ru
Одобрена на заседании кафедры психологии «_3 сентября 2012 г

Протокол №1

Зав. кафедрой ___________/ Голубкова О.А./
Согласовано УМО «___»____________ 20012 г

______________ /Шереметова В.В./
Утверждена Советом факультета экономики «___»_____________2012 г.

Председатель ______________/_______________/


Санкт-Петербург, 2012



Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.

Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов для направления 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра), изучающих дисциплину «Организационная психология».

Программа разработана в соответствии с:



  • Образовательным стандартом ГОБУ ВПО ГУ-ВШЭ по направлению 080100.62 «Экономика» (подготовка бакалавра) http://www.hse.ru/org/spb/orkko/structure%20standards-hse .

  • Образовательной программой по направлению 080100.62 «Экономика» (подготовка бакалавра).

  • Рабочим учебным планом Санкт-Петербургского филиала Государственного университета – Высшей школы экономики по направлению 080100.62 Экономика (подготовка бакалавра)


2. Цели освоения дисциплины


Целями освоения дисциплины «Организационная психология» являются:

1 – освоение знаний о психологических феноменах, закономерностях и механизмах деятельности человека в организации;

2 – формирование умений применять психологические знания в профессиональной деятельности экономиста как сотрудника организации.

3 – обеспечение личностного самопознания и развития как ресурса эффективной профессиональной деятельности экономиста.



3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:



Компетенция

Код по ОС/ НИУ ВШЭ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

готов использовать основные законы научных дисциплин в профессиональной

деятельности,




ОНК-1

Воспроизводит знания о психологических феноменах, закономерностях и механизмах деятельности человека в организации; обозначает формы и ситуации их использования в профессиональной деятельности

Лекционные и практические занятия, проводимые в активных и интерактивных формах.

Готов к организационно-управленческой работе с малыми коллективами


ИК-3

Понимает психологические феномены и процессы, протекающие в малых коллективах, владеет некоторыми технологиями работы с данными феноменами и процессами.

Лекционные и практические занятия, проводимые в активных и интерактивных формах.

владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу,

восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения




СЛК–1

Сопоставляет различные психологические теории, обосновывает их преимущества и ограничения. Может адаптировать их к конкретной ситуации.

Лекционные и практические занятия, проводимые в активных и интерактивных формах.

способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь


СЛК-6


Логичные, аргументированные, ясные выступления на практических занятиях.

Практические занятия, включающие активную устную речь.

готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

СЛК-7

Эффективно кооперируется с другими студентами в процессе выполнения групповых проектов и его представлении.

Лекционные и практические занятия, проводимые в активных и интерактивных формах.

способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства


СЛК-9

Активен в выполнении индивидуальных заданий.

Лекционные и практические занятия, проводимые в активных и интерактивных формах.

способен критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать

средства развития достоинств и устранения недостатков




СЛК-10

Адекватно реагирует на критику, проявляет готовность к устранению недостатков.

Лекционные и практические занятия, проводимые в активных и интерактивных формах.


4. Место дисциплины в структуре образовательной программы


Настоящая дисциплина относится к циклу гуманитарных и социально-экономических дисциплин и является дисциплиной по выбору.


5. Тематический план учебной дисциплины






Название темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя­тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Организация как система.

8

4

-

-

4

2

Психологические основы построения индивидуальной карьеры

14

2

-

4

8

3

Подбор, обучение, оценка персонала

28

4

-

8

16

4

Лояльность сотрудников и клиентов

14

2

-

2

10

5

Организационная культура

10

4

-

-

6




Контрольная работа и подготовка к ней

18

-

-

2

16




Подготовка к зачету

16










16







108

16

-

16

76



6. Формы контроля знаний студентов





Тип контроля

Форма контроля

1 Модуль




Текущий

(неделя)


Контрольная работа

*

тест из 36 вопросов на 40 минут

Итоговый

Зачет

*

тест из 36 вопросов на 40 минут



    1. Критерии оценки знаний, навыков


Результаты теста оцениваются в соответствии с методическими рекомендациями НИУ ВШЭ по составлению контролирующих тестов и внедрению тестирования в образовательный процесс.

На практических занятиях оценивается общая активность, правильность выполнения задания, творческий подход, умение устной презентации.

Правильное (обоснованное и аргументированное) и творческое выполнение задания, демонстрация высоко сформированного умения устной презентации – 9-10 баллов.

То же, с демонстрацией умения устной презентации выше среднего – 8 баллов.

Правильное, но менее полное (системное) выполнение с демонстрацией умения устной презентации выше среднего – 7 баллов.

То же, с средним уровнем умения устной презентации – 6 баллов.

То же, с умением устной презентации ниже среднего – 5-4 балла.

Неправильное (в разной степени) выполнение – 1.3 балла.

Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале.


6.2 Порядок формирования оценок по дисциплине



Оцениваются следующие виды работы студента:

Аудиторная работа на лекционных и практических занятиях. Оцениваниется посещение. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале определяется как Оаудиторная.

Самостоятельная работа студента. В самостоятельной работе оценивается качество выполнения заданий практикумов, качество подготовленного индивидуального и грпупповых проектов. Результирующая оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется как – Осам. работа.

Текущая успеваемость. В текущую успеваемость входит оценка за контрольную работу Она составляет Отекущий., которая входит в накопленную оценку
Онакопленный = 0,2·Отекущий(к.р.) + 0,3·Осам. работа(сем.и практ) + 0,1·Оаудиторная
Итоговый контроль (зачет). Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете:

Оитоговый = 0,4·Озачет + 0,6· Онакопленный

Способ округления оценки - арифметический


7. Содержание дисциплины




    Тема 1. Организация как система. (лекция - 4 часа)

    Понятие системы. Организация как социотехническая система. Организация как социальная система. Жизненные стадии и циклы организации.

    Литература по теме 1.


  1. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с., (Глава 5. Организация как феномен. Глава 6. Жизненные стадии и циклы организации)

  2. Почебут Л.Г. В.А. Чикер,. Организационная социальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. -298 стр., глава 3. (Социальная психология организаций, с. 48 – 60)

Дополнительная литература по теме 1.



  1. Е. Иванова. Тренинг управления изменениями в организации. – СПб., Речь, 2007. – 292 с., стр. 57 – 64 (Организация как открытая система)


Тема 2. Психологические аспекты индивидуальной карьеры (лекция – 2 часа)

    Понятие карьеры, ее виды. Сущность успешной карьеры и составляющие карьерного роста.

    Жизненный цикл работника и составляющие карьерного цикла работника. Трансформация карьерных ориентаций.



    Практическое занятие 1. «Ценностные ориентации в карьере» (2 часа)

    Практическое занятие 2. «Вы и ваша карьера» (2 часа)

    Литература по теме 2.



1. «Организационная социальная психология» Почебут Л.Г. В.А. Чикер, Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. -298 стр., гл. 9 с. 195 – 212.



Дополнительная литература по теме 2.
  1. Г. Р. Латфуллин, О. Н. Громова. Организационное поведение., Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. — 432 с ., гл 11. Управление карьерой.







    Тема 3. Оценка персонала (лекция 2 часа)

    Понятие оценки персонала, функции оценки. Процессы подбора, расстановки кадров, обучения, аттестации. Понятие о профессионально важных качествах. Компетентностный подход к оценке персонала. Ключевые компетенции и технология разработки модели ключевых компетенций.



    Практическое занятие 3. «Разработка моделей ключевых компетенций для различных должностных позиций экономиста». (2 часа)

    Практическое занятие 4. «Резюме» (2 часа).

    Практическое занятие 5, 6 «Собеседование при приеме на работу. Интервью по компетенциям» (4 часа)

    Литература по теме 3.



1. «Организационная социальная психология» Почебут Л.Г. В.А. Чикер, Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. -298 стр., гл. 8 с. 178 – 194.

    Дополнительная литература





  1. Н.Костарева, Ю.Болматова, А.Терентьева. Опыт разработки и описания моделей компетентностей для компании отрасли «Х» в условиях ее реорганизации. http://www.hrm21.ru/rus/actual/?action=show&id=20113

  2. С.Иванова. Оценка компетенций методом интервью. СПб., 2012, - 160 с.

  3. С.Иванова. Искусство подбора персонала. СПб., 2010, - 168 с.

  4. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с., раздел 9.2.



    Тема 4. Лояльность сотрудников и клиентов (лекция 2 часа)

    Понятие лояльности. Поведенческий подход к лояльности. Подход к лояльности как к социальной установке. Типы лояльности сотрудников, некоторые приемы развития лояльности сотрудников

    Клиентская лояльность и технологии ее формирования.

    Практическое занятие 7. «Разработка рекомендаций специалисту по формированию лояльности клиентов» (2 часа)

    Литература по теме 4.





  1. Носова Н.С. Лояльность клиентов, или Как удержать старых и привлечь новых клиентов/ – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К»; Саратов: ООО «Анлейс», 2009. – 192с.

    Дополнительная литература



    1. Голубкова О.А., Сатикова С.В. "Практикум по организационному поведению." //Учебное пособие .- СПб., Изд-во "Деметра", 2005, 160 стр.

    2. Доминяк В. Измерение лояльности: действующая модель. // Персонал-Микс, 2004, №2, c.114-119, №3, c. 105-108

    3. Мухортова О. Как мы работаем над созданием лояльности. http://b2blogger.com/articles/column/muhortova/137.html.

    4. Посыпанова О.С., Анцыпович Н.Е. Лояльность потребителей как вид социальной установки. http://economicpsychology.ru/library/loyalnost-potrebiteley-kak-vid-sotsialnoy-ustanovki.

Тема 5. Организационная культура (лекция 4 часа).

Понятие организационной культуры, значение. Типы организационной культуры по Камерону и Куинну, их характеристика. Структура организационной культуры по Э.Шейну. Управление развитием организационной культуры.



Практическое занятие 8. Взаимодиагностика готовности к контрольной работе и контрольная работа (тест) (2 часа)

    Литература по теме 5.



  1. Камерон К., Куинн Р.. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. — СПб: Питер, 2001. — 320 с.




  1. Шайн Э. Организационная культура и лидерство/пер. с англ. под ред. В. А. Спивака. -СПб: Питер, 2002


8. Образовательные технологии


В реализации программы, кроме лекционных занятий, используются интерактивные формы практических занятий, включающие выполнение дискуссии в малых и большой группах, разработку индивидуальных и групповых проектов, просмотр и анализ учебных видеоматериалов.


9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

    1. Тематика заданий текущего контроля


9.1.1.Контрольная работа представляет собой тест из 36 вопросов на 40 минут

Примерные вопросы теста:

1. С позиции У. Р. Эшби , «Система есть отображение на ……………… объектов, отношений и их свойств в решении задачи исследования, познания».

2. Проблемная ориентация, ориентация по борьбу считается желательной для персонала на стадии развития организации:



    1. формирование

    2. интенсивный рост

    3. стабилизация

    4. кризис

3. Адаптация к составу и содержанию работы по Латфуллину и Громовой – этап карьерного цикла:

          1. первый

          2. второй

          3. третий

          4. четвертый

Общий объем самостоятельной работы для подготовки к контрольной работе составляет 16 часов.



    1. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины

Общий объем самостоятельной работы по подготовке к зачету – 16 часов.




10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

10.1 Базовый учебник


Почебут Л.Г. В.А. Чикер,. Организационная социальная психология. Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «Речь», 2002. -298 стр.

Электронна версия базового учебника доступна.


10.2 Основная литература


  1. С.Иванова. Искусство подбора персонала. СПб., 2010, - 168 с.

  2. Г. Р. Латфуллин, О. Н. Громова. Организационное поведение., Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2004. — 432 с .,

  3. Носова Н.С. Лояльность клиентов, или Как удержать старых и привлечь новых клиентов/ – М.: Издательско-торговая компания «Дашков и К»; Саратов: ООО «Анлейс», 2009. – 192с.

  4. Управление персоналом: Учебник для вузов /Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М: ЮНИТИ, 2002. —560 с.,

  5. Камерон К., Куинн Р.. Диагностика и изменение организационной культуры / Пер. с англ. под ред. И. В. Андреевой. — СПб: Питер, 2001. — 320 с.

  6. Шайн Э. Организационная культура и лидерство/перс англ. под ред. В. А. Спивака. -СПб: Питер, 2002

10.3 Дополнительная литература


  1. Голубкова О.А., Сатикова С.В. "Практикум по организационному поведению." //Учебное пособие .- СПб., Изд-во "Деметра", 2005, 160 стр.

  2. Доминяк В. Измерение лояльности: действующая модель. // Персонал-Микс, 2004, №2, c.114-119, №3, c. 105-108

  3. Иванова Е. Тренинг управления изменениями в организации. – СПб., Речь, 2007. – 292 с.,

  4. Иванова С. Оценка компетенций методом интервью. СПб., 2012, - 160 с.

  5. Мухортова О. Как мы работаем над созданием лояльности. http://b2blogger.com/articles/column/muhortova/137.html.

  6. Н.Костарева, Ю.Болматова, А.Терентьева. Опыт разработки и описания моделей компетентностей для компании отрасли «Х» в условиях ее реорганизации. http://www.hrm21.ru/rus/actual/?action=show&id=20113

  7. Посыпанова О.С., Анцыпович Н.Е. Лояльность потребителей как вид социальной установки. http://economicpsychology.ru/library/loyalnost-potrebiteley-kak-vid-sotsialnoy-ustanovki.

  8. Формирование и поддержание корпоративной культуры в организации. http://www.rusconsult.ru/cms-news.php?mode=view_news&id=798

10.4 Справочники, словари, энциклопедии


  1. Словарь психологических терминов http://psy.rin.ru/cgi-bin/dictionary.pl

  2. Большой психологический словарь http://www.koob.ru/mesheryakov_b/bolshoy_psihologicheskiy_slovar

  3. Современное сообщество HR- профессионалов. http://www.hrm21.ru/



11. Материально-техническое обеспечение дисциплины


Обеспечение мультимедийным проектором.



Смотрите также:
Программа дисциплины Организационная психология  для направления 080100. 62 Экономика (подготовка бакалавра) Курс: 3
143.47kb.
1 стр.
Программа дисциплины Организационная психология для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра профиль «Статистика»
203.64kb.
1 стр.
Область применения и нормативные ссылки
134.29kb.
1 стр.
Программа дисциплины для направления 080100. 62 Экономика Специализация Мировая экономика подготовки бакалавра
261.13kb.
1 стр.
Программа дисциплины Экономическая история для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
394.07kb.
4 стр.
Программа дисциплины Экономика Германии для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
250.31kb.
1 стр.
Программа дисциплины Микроэкономика для направления 080100. 62 "Экономика" подготовки бакалавра
546.72kb.
8 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
411.4kb.
4 стр.
Программа дисциплины Социальная психология (2 -3 курс) для направления 030300. 62 «Психология» подготовки бакалавра
603.2kb.
5 стр.
Программа дисциплины Итальянский язык для направления 080100. 62 Экономика, специализация "Мировая экономика"
378.78kb.
5 стр.
Программа дисциплины Английский язык для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
588.87kb.
2 стр.
Программа дисциплины бухгалтерский учет и анализ для направления 080100. 62 «Экономика» подготовки бакалавра
210.58kb.
1 стр.