Главная
страница 1 ... страница 2страница 3страница 4

Риски и проблемные зоны


На фоне преимущественно нейтрального тона сообщений как напряженные обозначаются темы повышения квалификации учителей и (в меньшей степени) информатизации образования.

Педагогическое образование.

О необходимости повышения квалификации учителей говорится в разных контекстах: результаты ЕГЭ, реализация федеральных образовательных стандартов нового поколения, введение ОРКСЭ, проект закона «Об образовании», повышение заработных плат бюджетникам. Ощущение недоверия педагогам школ усиливается тем, что на государственном уровне ставится под вопрос существование педагогических вузов как институтов, не справляющихся с задачей подготовки квалифицированных работников отрасли и, вероятно, не имеющих перспектив к изменению. При этом обсуждается необходимость повышения квалификации не только учителей, но и директоров школ, от которых общество ждет эффективного менеджмента. В СМИ сообщается, что в педагогические вузы поступают преимущественно даже не «хорошисты», а директора школ предпочитают принимать на работу в свои школы выпускников классических, а не педагогических университетов. Невнятность представления о способах выращивания компетентных учителей и о способах эффективного повышения квалификации делает вопрос педагогического образования проблемным, требующим проектного решения.

О необходимости повышения квалификации говорят и педагоги (причем, заявляют о необходимости предусмотреть законом возможность каждому учителю повышать свою квалификацию ежегодно), и президент, предлагая привести в соответствие требования к учителям и возможности удовлетворять этим требованиям.

Информатизация образования.

В сообщениях СМИ говорится, что все школы (подавляющее их большинство) имеют собственные сайты. В докладах представителей региональных и муниципальных органов управления образования в начале учебного года сообщается о закупленном и поставленном в школы дорогостоящем современном оборудовании, о приоритетах развития информационных технологий и применения электронных сервисов в образовании. Педагоги говорят и пишут о необходимости разнообразить образовательное пространство ребенка, в том числе за счет использования информационных технологий. Эксперты сообщают об интенсивном развитии дистанционного образования.

При всем при этом эксперты и представители органов власти заявляют о том, что наличие таких ресурсов пока не становится ресурсом развития в полном смысле. Это означает, что интернет в школе не применяется как средство обучения, цифровое оборудование используется не в полной мере и далеко не всеми учителями…

Напряжение в обсуждении темы информатизации образования состоит в том, что при вливании больших сумм в оснащение школ современным оборудованием, отдачи не наблюдается: не только нет изменений качества образования, но даже не так много подтверждений использования в образовательном процессе имеющихся возможностей.



  1. ВЫСКАЗЫВАНИЯ СПИКЕРОВ




    1. Высказывания представителей федеральных органов власти


Владимир Путин, президент РФ: «Конечно, нужно внедрять стандарты профессиональности… Очень важно создание системы повышения квалификации с тем, чтобы учителя не сталкивались с тем, что от них требуют улучшать свою квалификацию, а возможности для этого не создают» (Взгляд.Ру, Москва, 1 сентября 2012 13:28:00. ПУТИН ПОРУЧИЛ ПРИНЯТЬ ДО КОНЦА ГОДА ПРОФСТАНДАРТЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ-ПРЕДМЕТНИКОВ. Президент России Владимир Путин поручил подготовить и принять до конца 2012 года профессиональные стандарты для учителей-предметников).

Дмитрий Медведев, председатель Правительства РФ: «Государство заинтересовано в образованных гражданах. Это приоритет нашего государства. В вузы раньше шли 30-35% выпускников школ, остальные получали среднее образование. Но сейчас другое время, другие тренды во всем мире. Образование должно быть качественным, интересным. Это наша общая задача - и государства, и преподавателей» (ИА Росбалт (rosbalt.ru), Санкт-Петербург, 12 сентября 2012 19:14:00. МЕДВЕДЕВ: ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ БЫЛО, ЕСТЬ И БУДЕТ БЕСПЛАТНЫМ).

Игорь Реморенко, заместитель министра образования и науки по общему образованию и молодежной политике: «…переход к новому качеству школьного образования, которое связано не с запоминанием и воспроизведением материала, а с формированием умения учиться. Если говорить об этом применительно к ЕГЭ, то здесь мы работаем над созданием системы «портфолио», которое позволяет при поступлении в вуз учитывать не только учебные, но и внеучебные достижения школьника. Последним направлением я выделю молодежную политику» (Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации (минобрнауки.рф), Москва, 17 сентября 2012 18:05:00. ИЗВЕСТИЯ ДМИТРИЙ ЛИВАНОВ: ЕГЭ БУДЕТ ПРЕТЕРПЕВАТЬ ЕЖЕГОДНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ. В редакции "Известий" прошел круглый стол с руководством Министерства образования и науки, на котором представители ведомства рассказали о грядущих реформах).

    1. Журналистские комментарии и мнение граждан


Александр Механик: «Концепция «школы компетенций», сформировавшаяся в США, сегодня стала образцом для российских реформаторов образования, в то время как сами американцы с 1960-х годов тосковали по советской «школе знаний», а сейчас берут пример с японцев, повторивших главные черты образовательной политики царской России и СССР» (Эксперт, Москва, 3 сентября 2012 6:00:00. ЭЛИТНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ ВСЕХ. Автор: АЛЕКСАНДР МЕХАНИК. «ШКОЛА КОМПЕТЕНЦИЙ» ПРОТИВ «ШКОЛЫ ЗНАНИЙ»)

Наталья Яковлева: «В Омской области более 100 национальностей, 20 конфессий, и, притом что 85 процентов населения относят себя к русским - априори православным, среди родственников почти в каждой семье найдутся не только мусульмане, но и католики, которых в школьную программу вообще не включили. Похоже, что граждане своим выбором проявляют большую толерантность, чем разработчики курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Учительская газета.ru, Москва, 20 сентября 2012 13:49:00. ВВЕДЕНИЕ ОРКСЭ УВЕЛИЧИТ УЧЕБНЫЙ ГОД ИЛИ ЗАБЕРЕТ ЧАСЫ У ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ. Автор: Учительская газета. Великий Новгород. ОПК или ОСЭ в рамках ОРКСЭ?)

Алексей Рощин: «Реальных, хорошо работающих критериев оценки работы учителя у государства нет. Если воспринимать учительские «двойки» как знак его преподавательских неудач - учитель быстро приучается не ставить не то что двоек, но и вообще плохих оценок; если же использовать внешние тесты - учитель станет подгонять вообще весь процесс обучения под решение тестов, то есть таким образом, по сути, будет выхолощено все содержание учебного процессаРодители должны обрести решающее слово в оценке качества образования, которое преподается их детям (сейчас, как мы знаем, они не имеют никакого). Корень проблемы все в том же - в децентрализации управления» (ИА Росбалт (rosbalt.ru), Санкт-Петербург, 12 сентября 2012 16:58:00. О БЕДНОМ УЧИТЕЛЕ. Алексей Рощин)

Елена Маслова, мама четвероклассника, предприниматель, Великий Новгород: «Я бы не хотела, чтобы в классе, где учится мой ребенок, преподавал учитель года. Настоящее качественное образование, на мой взгляд, дают те педагоги, кто трудится незаметно для начальства, но эффективно для учеников» (Учительская газета.ru, Москва, 24 сентября 2012 19:48:00. ВОПРОС НЕДЕЛИ. Хотите ли вы, чтобы в вашей школе работал учитель года?)

Катерина Борисевич: «Учителя ходят по квартирам, но свои не показывают. Пока эта ситуация напоминает мне игру в одни ворота. Учитель знает про семью ученика все: где кто работает, живут ли родители вместе, их достаток. К тому же каждый год учителя составляют так называемые акты. Приходят в гости и смотрят, как живет семья, есть ли у ребенка письменный стол, кровать. К чему это я? Выходит, что жизнь семьи как на ладошке. А что вправе знать мы, родители?» (Kp.ru, Москва, 14 сентября 2012 1:00:00. СУДИМОСТЬ УЧИТЕЛЕЙ МЫ НЕ ПРОВЕРЯЕМ, ТОЛЬКО СТОРОЖЕЙ. Не исключено, что скоро на работу в школу будут принимать по новым правилам)

Виктория Молодцова: «Сегодня распространенная версия - образование исключительно оказывает услуги, качество которых должен оценивать потребитель... Попытка отдачи исключительно на откуп им формирования образовательной политики - глубочайшая ошибка, так как работодатель не исходит из перспектив, он в плену сиюминутных представлений и сиюминутных доходов, поэтому кадровые проблемы для него не играют никакой роли. Он знает, что за свои деньги всегда найдет специалистов, не будет их в стране, он их привезет из-за рубежа» (Учительская газета.ru, Москва, 24 сентября 2012 21:21:00. СТАЛ МИНИСТРОМ - ОТВЕЧАЙ!)

    1. Экспертные мнения


Рустам Курбатов, директор лицея «Ковчег-XXI»: «Стандарт второго поколения для начальной школы: исследовательская деятельность, групповая работа... Неужели? Мы встрепенулись, почувствовав ветер перемен. Но сами в документе разобраться не смогли, обратились за разъяснениями к специалистам. Пришел специалист. «Парадигма изменилась, - говорит, - но дети ничего не должны заметить». (Новая газета.ru, Москва, 2 сентября 2012 22:59:00. ЗАПИСКИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ).

Татьяна Гаврилова, Ольга Дерюга: «Второй взрослый, работающий в классе, не роскошь, а необходимость, если в классе учатся дети с большим диапазоном способностей, с особыми потребностями. Ассистент учителя – ресурс для индивидуализации образования» (Первое сентября, Москва, 20 сентября 2012 6:00:00. РАБОТА ПО НОВЫМ ФГОСАМ: С ЧЕМ СТОЛКНУЛИСЬ ШКОЛЫ. Автор: Татьяна Гаврилова; Ольга Дерюга. Педагоги наметили перечень самых острых ресурсных дефицитов).

Майкл Барбер, профессор Высшей школы экономики (Москва) и Высшей педагогической школы Гарвардского университета: «У качественного образования несколько составляющих. Во-первых, это, конечно, знания и умения. Экзамен-тест для этого подходит. Другая составляющая - мышление. В современном мире важны самые разные способы мышления: дидактическое, творческое, умение реагировать на события, умение думать в режиме форс-мажора, способность думать сообща, в команде - это тоже важно. Далее - лидерство. Способность производить на людей впечатление, влиять на них: в семье, в классе, на работе, в школе, в регионе, в стране. Здесь важно умение слушать, вести беседу. Вот это уже не учитывается в ЕГЭ ни в одной стране. И мы сейчас много об этом спорим. Национальные экзамены - шаг вперед, но это не конец истории. Ни для Америки, ни для Англии, ни для России» (Российская газета.ru, Москва, 18 сентября 2012 0:22:00. ДОТЯНУТЬСЯ ДО ГАРВАРДА. Автор: МАРИЯ АГРАНОВИЧ. Система образования Британии основана на английском языке и математике).

Рустам Курбатов, директор лицея «Ковчег-XXI»: «Смешно, когда дорогие школы пишут в рекламе, что растят элиту. А на фотографии: мальчики и девочки, руки на партах, такие аккуратные и усидчивые. Будущие клерки. А настоящую элиту «растят» совсем в других условиях» (Новая газета.ru, Москва, 2 сентября 2012 22:59:00. ЗАПИСКИ ДИРЕКТОРА ШКОЛЫ).

Александр Аникеев, министр образования и науки Калужской области: «Качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней учителей. Проходят десятилетия, но для нашей отрасли и сегодня как никогда остается актуальным тезис незабвенного персонажа нашей истории – «кадры решают все!» (Учительская газета.ru, Москва, 3 сентября 2012 11:50:00. В КАЛУЖСКОЙ ОБЛАСТИ ПЕРЕЙДУТ НА КОНТРАКТНО-ЦЕЛЕВУЮ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ ПЕДКАДРОВ. Автор: АЛЕКСАНДР АНИКЕЕВ).

Дмитрий Песков, руководитель направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив: «Студенты ничем не отличаются от профессоров, которые их учат… Вот все стонут по поводу того, что российских вузов нет в мировых образовательных рейтингах… Объясняют наши беды недофинансированием, отсутствием научных публикаций. На самом деле главная причина – лень» (Комсомольская правда, Москва, 19 сентября 2012 6:00:00. ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВУЗОВ ЗАКРЫТЬ, ПРОФЕССОРОВ ЗА ПЛАГИАТ ВЫГОНЯТЬ! Редактор отдела образования "КП" Александр МИЛКУС беседует с отвязанными экспертами, предложившими правительству программу подъема высшего образования до мирового уровня за 3 - 4 года).

Елена Курина, директор школы №13 г.Подольска: «В законе должно быть прописано, что педагог имеет право на бесплатное повышение квалификации не менее чем раз в год. Это повысит качество предоставления образовательных услуг» (Учительская газета.ru, Москва, 20 сентября 2012 14:53:00. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС УЧИТЕЛЯ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ В ЦЕНТРЕ ВНИМАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА).



Маргарита Старкова, заместитель директора по начальной школе гимназии №4 Великого Новгорода: «Родители всех четвероклассников на родительских собраниях выбрали один модуль – «Основы православной культуры». Были родители, которые сомневались в своем выборе, так как они исповедуют другие религии. Но их убедили наши доводы, что, живя в России, надо знать в первую очередь историю и культуру России, в том числе православную культуру. И эти родители добровольно присоединились к большинству. Если бы кто-то из родителей настоял на другом варианте, то, откровенно говоря, мы смогли бы, наверное, осуществить только преподавание «Основ светской этики» (Учительская газета.ru, Москва, 20 сентября 2012 13:49:00. ВВЕДЕНИЕ ОРКСЭ УВЕЛИЧИТ УЧЕБНЫЙ ГОД ИЛИ ЗАБЕРЕТ ЧАСЫ У ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ. Автор: Учительская газета. Великий Новгород. ОПК или ОСЭ в рамках ОРКСЭ?).

Галина Васильева, заместитель директора по учебно-методической работе школы поселка Сырково Новгородского района Новгородской области: «Нам повезло, что в нашем единственном в школе четвертом классе нет детей, в семьях которых исповедуют другую религию. Если бы дети и родители изъявили желание выбрать другой блок в ОРКСЭ, мы должны были бы организовать обучение по иному блоку, но сделать это было бы очень сложно. Ведь учителя не могут работать бесплатно!» (Учительская газета.ru, Москва, 20 сентября 2012 13:49:00. ВВЕДЕНИЕ ОРКСЭ УВЕЛИЧИТ УЧЕБНЫЙ ГОД ИЛИ ЗАБЕРЕТ ЧАСЫ У ДРУГИХ ПРЕДМЕТОВ. Автор: Учительская газета. Великий Новгород. ОПК или ОСЭ в рамках ОРКСЭ?).

Александр Милкус: «Что в Удмуртии, что на Камчатке, что в Москве учителя преподают одни и те же предметы по одним и тем же программам. То есть трудозатраты у них одинаковые. И делают они одно дело особой государственной важности. Но вот получают по-разному… Да, нынешняя система финансирования более толковая - она на самом деле помогает стимулировать тех учителей, кто готов интересно учить и сам продолжает учиться. И в Москве она действительно заработала… А как поощрять учителей в других регионах, когда там просто нет денег на стимулирующий фонд да и в фонде базовом дыры?» (Kp.ru, Москва, 24 сентября 2012 1:00:00. ЗА ЧТО МОСКОВСКИЕ УЧИТЕЛЯ ПОЛУЧАЮТ ПО 100 000 РУБЛЕЙ В МЕСЯЦ. «Комсомолка» заглянула в карман простого московского педагога и очень порадовалась)

Георгий Бовт: «Учительскую зарплату надо привязывать не к среднерегиональной промышленности, а к общефедеральному стандарту… Так что если российское государство ставит целью соблюдать общефедеральные стандарты школьного образования, то должны быть введены примерно одинаковые стандарты оплаты труда учителей по всей стране. Причем не близкие к ивановским, а близкие к московским. Нищий учитель похоронит любую школьную реформу, окончательно угробив наше образование» (Комсомольская правда, Москва, 4 сентября 2012 6:00:00. НИЩИЙ УЧИТЕЛЬ - УГРОЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. Автор: ГЕОРГИЙ БОВТ).

Юрий Мосейкин, директор Института мировой экономики и бизнеса РУДН: «Централизации стало меньше, новые стандарты дают вузам огромную свободу - там не регламентируется содержание образования, много курсов по выбору, и каждый вуз строит образовательный процесс так, как считает нужным. Поэтому нужна организация, которая могла бы установить критерии качества, на основе которых можно будет контролировать ситуацию… Это по силам только экспертному, профессиональному сообществу, имеющему соответствующие компетенции» (РИА Новости (ria.ru), Москва, 27 сентября 2012 16:01:00. МОСЕЙКИН: ОЦЕНИВАТЬ ПОДГОТОВКУ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ДОЛЖНЫ РАБОТОДАТЕЛИ).

Ирина Абанкина считает, что перейти на дипломы собственного образца означало бы в России смену всей системы государственной аккредитации. «У нас существует государственная аккредитация вузов, программ, и в соответствии с ней образовательные учреждения и выдают дипломы гособразца. Так вот, если вузы станут выдавать собственные дипломы, сохраниться ли при этом процедура госаккредитации? Или она станет ненужной?» (ИА Росбалт (rosbalt.ru), Санкт-Петербург, 28 сентября 2012 16:12:00ю ЭКСПЕРТ НЕ ОДОБРИЛА ИНИЦИАТИВУ РСР О ВВЕДЕНИИ ДИПЛОМОВ СОБСТВЕННОГО ОБРАЗЦА).

Владимир Зернов, ректор Российского нового университета, председатель Совета Ассоциации негосударственных вузов России: «Россия - единственная в мире страна, которая делит вузы не по качеству образования, а по форме учредительства. И поддержка вузов у нас идет по тому же принципу. Таким образом, в итоге, мы сначала определяем лидеров, затем говорим им о том, что они должны стать первыми в мире… Наверное, главная причина подобной ситуации - в отсутствии конкуренции» (Взгляд.Ру, Москва, 27 сентября 2012 17:47:00. ПОВЫСИТЬ ЭФФЕКТИВНОСТЬ).

Владимир Филиппов, ректор Российского университета дружбы народов (РУДН): «Я всегда был сторонником дополнения ЕГЭ системой олимпиад. Однако некоторые вузы стали использовать олимпиады как способ обойти ЕГЭ. Если Всероссийская олимпиада школьников – источник качественного контингента, то о многих вузовских олимпиадах такого не скажешь. Это стало особенно очевидно, когда министерство обязало вузы публиковать пофамильные списки тех, кто поступил к ним по итогам вузовских олимпиад… Я считаю, что в будущем количество олимпиад должно еще сократиться, и проводиться они должны с участием заинтересованных вузов, но в меньшей зависимости от них» (РИА Новости (ria.ru), Москва, 20 сентября 2012 12:21:00. РЕКТОР РУДН: КОЛИЧЕСТВО ШКОЛЬНЫХ ОЛИМПИАД ИЗБЫТОЧНО. Материал подготовила Екатерина Рылько (НИУ ВШЭ)).



Евгений Ямбург, член-корреспондент РАО, директор Центра образования № 109 (Москва): «Минувшей весной некоторые выпускники ведущих гимназий и лицеев отказались от сдачи ЕГЭ и, успешно пройдя вступительные экзамены, поступили в зарубежные вузы. Речь идет не о мальчиках мажорах из элитных семей… Уезжают дети из семей среднего достатка… Бегство капиталов беспокоит меня меньше, нежели исход талантливых детей из страны, поскольку вместе с ними исчезают надежды на ее будущее. Да, полного мрака пока нет, но сумерки сгущаются. Все это, на мой взгляд, следует учесть при обсуждении закона «Об образовании» (Новая газета.ru, Москва, 14 сентября 2012 19:38:00. СУМЕРКИ ПРОСВЕЩЕНИЯ (ДИСКУССИЯ В НОВОЙ). Автор: ЕВГЕНИЙ ЯМБУРГ. Текст, контекст и подтекст Закона «Об образовании». В ожидании затмения).

<< предыдущая страница  
Смотрите также:
Аналитическая записка по результатам мониторинга сми по теме «Внедрение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» за период 1-30
510.13kb.
4 стр.
«Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве» за 2010-2011 учебный год
92.44kb.
1 стр.
«Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве»
74.01kb.
1 стр.
Теоретические основы оценки персонала организации Системы, методы и методики оценки персонала 8
712.88kb.
3 стр.
Пояснительная записка Программа по предмету «Литература»
928.99kb.
3 стр.
Информация на коллегию министерства образования и науки Астраханской области по вопросу «О состоянии качества общего образования в Астраханской области по результатам егэ»
577.49kb.
5 стр.
Система оценки качества образования: механизмы независимой оценки
43.7kb.
1 стр.
Проведение единого государственного экзамена в 2012 году
600.37kb.
5 стр.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
1950.23kb.
15 стр.
Пояснительная записка к учебному плану системы дополнительного образования гбоу сош №930 2012-2013учебный год
105.29kb.
1 стр.
Программа основного образования
996.26kb.
4 стр.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
1130.82kb.
6 стр.