Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4

Рейтинг регионов по количеству публикаций по теме


ТОП-10 регионов

N

Регион

Количество сообщений

Округ

1

Москва

455

Центральный федеральный округ

2

Санкт-Петербург

29

Северо-Западный федеральный округ

3

Свердловская область

15

Уральский федеральный округ

4

Тюменская область

9

Уральский федеральный округ

5

Республика Саха(Якутия)

6

Дальневосточный федеральный округ

6

Брянская область

4

Центральный федеральный округ

7

Иркутская область

3

Сибирский федеральный округ

8

Красноярский край

3

Сибирский федеральный округ

9

Алтайский край

2

Сибирский федеральный округ

10

Краснодарский край

1

Южный федеральный округ


  1. РЕФЕРАТИВНЫЙ ОБЗОР




    1. Динамика информационного потока


Динамика информационного потока относительно предмета мониторинга представлена диаграммой (рисунок 1).

Рисунок 1.

Для всплесков активности потока информации в сентябре были следующие поводы:

4 сентября (46 сообщений) в ГД состоялось заседание комитета по образованию с участием Дмитрия Ливанова, где обсуждался законопроект «Об образовании».

18 сентября (46 сообщений) в ГД был рассмотрен проект закона, предусматривающий отчисление студента, предоставившего ложные сведения в приемную комиссию.

20 сентября (30 сообщений) на заседании Правительства был рассмотрен проект федерального бюджета.


    1. Характеристика информационного поля

Информационное поле в сентябре отличается небольшим количеством сообщений, среди которых темы – лидеры не определяются. Необходимо также отметить, что преимущественно в сообщениях содержится косвенное упоминание предмета мониторинга.



      1. Качество образования. Понять, оценить.


У качественного образования много составляющих, и знаниевая, для которой вполне подходит ЕГЭ как инструмент оценивания, – одна из них. Что касается остальных – то для ряда составляющих нет инструментов оценки не только в России, но и в других странах. В этом сходятся и российские, и зарубежные эксперты.

Министерство образования и науки РФ всерьез взялось за разработку нового инструмента оценки качества образования: портфолио может стать тем, что расскажет о выпускнике то, о чем молчит ЕГЭ.

Родители должны обрести решающее слово в оценке качества образования. Такие суждения чаще можно услышать от лидеров образования. Сами же родители говорят об этом более редко и более робко.

Всегда ли решающее слово в оценке образовательной услуги должно быть у потребителя? А если этот потребитель – бизнесмен, которому как работодателю выгоднее взять трех нелегалов из ближнего зарубежья, чем одного выпускника российского вуза? Эксперты размышляют над способами вовлечения бизнес-сектора в профессиональное образование.

Качество системы образования не может быть выше качества образования работающих в ней учителей. О необходимости модернизации системы педагогического образования и повышения квалификации работников образования активно говорят и работники образования, и потребители образовательных услуг.

Учителя московских школ и эксперты в сфере образования выступают за отмену оформления лишних отчетных бумаг, которые отрывают их от образовательного процесса, и отмечают, что одним из показателей работы учителя может стать только личное присутствие директора школы на уроке.

Президент России поручил подготовить и принять до конца 2012 года профессиональные стандарты для учителей-предметников.

Портфолио учителя, особенно учителя начальных классов, - то, что поможет родителю оценить перспективный уровень и характер образования, которое этот учитель может обеспечить. Родителей смущает тот факт, что об условиях жизни семьи учитель знает все, а о жизни учителя неизвестно ничего.

Поставленная в зависимость от качества работы в теории, в регионах она близка к единой для всех на практике. Заработная плата учителя.

При равных трудозатратах, при единых требованиях к работе в Уссурийске и в Москве учителя получают несравнимо разные зарплаты. Справедливо ли это? Этим вопросом задаются и педагоги региональных школ, и неравнодушные к проблемам образования граждане. Вакансий в московских школах нет.

Эксперты отмечают, что выпускники школ все больше стремятся не в Москву, а в престижный вуз, который не обязательно находится в столице.

Выпускники московских школ начинают отдавать предпочтение зарубежным вузам, при этом отказываясь от сдачи ЕГЭ за ненадобностью.

Электронный опрос москвичей, проведенный в апреле этого года, показал, что 79% респондентов удовлетворены качеством образования в городе.

Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов заявил, что российские образовательные программы начальной школы более эффективны, чем их аналоги в зарубежных странах. «Наши дети после четвертого класса читают и считают лучше, чем школьники четвертого класса любой страны мира», - подчеркнул министр.



      1. Начался новый учебный год.


Начался новый учебный год. 1 и 3 сентября в школах прошли торжественные линейки, посвященные Дню знаний.

Владимир Путин посетил московскую гимназию 1519, Дмитрий Медведев – СПбГТИ, Дмитрий Ливанов - Национальный исследовательский технологический университет МИСиС.

Старт учебного года по традиции предваряло широкое обсуждение профессиональным сообществом результатов и приоритетов образовательной политики.

Более 13 миллионов российских школьников сели за парты в День знаний, впервые в новом 2012-2013 учебном году звонок прозвучал для более 1,5 миллиона первоклашек.

По данным министерства образования и науки РФ, свыше 30 миллионов человек в новом учебном году будут обучаться в 100 тысячах образовательных учреждений различных уровней по всей стране.

Дефицит учителей в российских школах на начало учебного года - более 17 тыс. человек. Преимущественно учителя нужны сельским школам. В основном не хватает педагогов по иностранному языку, математике, физкультуре. Это 0,75%.



      1. Реализация нововведений в школах.


ФГОС.

Достичь требуемых ФГОС результатов невозможно без переосмысления педагогической позиции учителя.

Кто и как воспользуется стандартом? Возможностью некоторого выбора старшеклассниками количества учебных часов по тем или иным предметам на деле вся новизна «старшеклассных» стандартов может и ограничиться. Если зацикленность учителей и родителей на задачах проскальзывания в вузы к тем отдаленным временам сохранится в нынешнем объеме, то любые стандарты для старших классов останутся величиной пренебрежимо малой в сравнении с тестами ЕГЭ, по существу не особо со стандартами связанными.

Вместо четких указаний, что в каком классе по какому предмету надо сообщить в темах и расчасовках, что и в каком порядке будет проверяться начальством, стандарт представил ценностные ориентиры, связанные с переосмыслением большинства параметров школьной действительности.

Как нормативный документ новые стандарты смотрятся сомнительно с многих точек зрения.

Работать по-другому учителю сильно мешает прежняя система ценностей. Но будем справедливы: препятствуют модернизации и многочисленные объективные причины. Другая деятельность требует другого пространства. Например, идея введения дополнительных часов внеурочной деятельности перспективна, но мы убеждены, что это возможно лишь при наличии дополнительных помещений. Чтобы выполнить его требования, школьное пространство должно включать игровые комнаты, помещения для кружковой работы, спортивный зал с соответствующим оборудованием и (в идеале) бассейном. Если всерьез заниматься проектной деятельностью, невозможно обойтись без лабораторных помещений и мастерских. Значительно расширят возможности оранжерея и сад около школы как площадка для естественно-научных экспериментов. Ведь новый подход предполагает, что ребенок должен получать значительную часть знаний в процессе исследований.

Второй взрослый, работающий в классе, не роскошь, а необходимость, если в классе учатся дети с большим диапазоном способностей, с особыми потребностями. Ассистент учителя – ресурс для индивидуализации образования.

Учитель мало того что остается наедине с повысившимися требованиями, до сих пор остается открытым вопрос о пересмотре оплаты труда учителей начальной школы.

Метапредметный подход, по мнению профессионалов, будет размывать жесткие рамки урока.

Все больше родителей в России отдают предпочтение авторским методикам образования.



«Основы религиозных культур и светской этики».

В новом учебном году порядка 42% семей выбрали основы светской этики, 32% - основы православной культуры, 21% семей остановились на основах мировых религиозных культур, 4% интересны основы исламской культуры и менее 1% желают изучать основы иудейской и буддийской культуры.

Выбор модулей в Петербурге сложился таким образом: основы светской этики выбрали более 50 процентов, основы мировых религиозных культур - почти 40 процентов, основы православной культуры - 9, 7 процентов, и менее одного процента досталось основам исламской культуры, основам иудейской культуры и основам буддийской культуры.

Некоторые родители считают, что учить детей такому предмету должны либо доктора исторических или философских наук, либо священники, а обычный учитель, по их мнению, не способен в деталях разобраться в столь тонких материях.

Тем, что немного родителей в Омской области выбрали для своих детей православную культуру, всерьез озабочены священники. Особенно если учесть, что крещеных в регионе около 73 процентов. Председатель отдела религиозного образования и катехизации Омской епархии считает, что самый полезный учебник «Основы православной культуры».

Промежуточные итоги преподавания курса «Основы религиозной культуры и светской этики» в школе подвели участники «круглого стола» в Москве. Участники мероприятия выразили мнение, что предмет пока еще слишком сырой и может даже представлять некоторую опасность. В защиту программы выступил доктор педагогических наук, заведующий лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской Академии образования Игорь Метлик. Он уверен, что предмет не только не разделил школы, но и сплотил. Метлик уверен в том, что через год будут обсуждаться положительные результаты. Руководитель Центра образовательных проектов издательства «Просвещение» Александр Данилюк не разделяет оптимистичного настроения коллеги и считает, что проблема состоит в некоторой психологической неподготовленности учителей.

В сельских школах учителя не могут обеспечить ОРКСЭ в полном объеме и остаются очень довольными, если все ученики класса выбирают один модуль.

За счет чего в расписании появился урок ОРКСЭ? В школах Воронежской области он заменил чтение.



      1. Информационные технологии в школах.


Мониторинг школьных сайтов, подготовленный совместно НИУ ВШЭ, издательством «Просвещение» и Российским новым университетом (РосНОУ), показал, что сделать хороший сайт для школы - непростая и многомерная задача. Большинство из них не предоставляет элементарной информации о поступлении в школу, платных услугах, учителях, условиях обучения. Первое место в рейтинге занял сайт физико-математического лицея города Сергиева Посада Московской области.

С января 2013 года во всех школах Удмуртии появятся электронные дневники. Родители смогут в режиме он-лайн следить за оценками детей и домашним заданием. В прошлом году 40 первых школ Ижевска и районов Удмуртии попробовали поработать с электронными журналами и дневниками. В этом году систему стали активно внедрять. И уже к началу второго учебного полугодия дети станут приносить домой электронные оценки. Первое время обычные дневники и школьные журналы будут жить в школах параллельно с электронными. Но постепенно бумажные документы станут вытесняться. В Региональном центре информатизации и оценка качества образования называют удивительные сроки - уже через два года бумажные дневники могут совсем исчезнуть из жизни школьников.

Школы подмосковного Железнодорожного переходят на электронные дневники и журналы успеваемости, с начала учебного года они введены уже в 15 образовательных учреждениях. Электронный дневник, кроме оценок, содержит информацию, благодаря которой родители смогут узнавать, пропускает ли ребенок уроки, расписание его занятий и даже познакомиться с темой каждого урока. Также родители могут получить доступ к информации о замечаниях, полученных школьником, или о его поощрениях. Планируется, что электронные дневники и журналы успеваемости внедрят во всех школах Подмосковья.

Электронные дневники и журналы также планируют использовать в этом году в школах Королева, Рошаля, Климовска и Дубны, а в Долгопрудном такие дневники появятся в 2014 году. В Московской области для учителей организовываются семинары по использованию электронных дневников и журналов.

В прошлом году в нескольких десятках школ по стране проходила апробация различных устройств, на которых воспроизводятся электронные учебники. Среди них были как простые «читалки», так и устройства с возможностью воспроизведения мультимедийного контента. По итогам проекта был выработан набор рекомендаций, каким образом издательствам можно переходить на электронные формы учебников. И дальше регионы самостоятельно начали расширять сеть школ, использующих такие технологии.

В сыктывкарских школах год апробировались электронные учебники. Участники-учителя говорят, что сначала ученикам понравился эксперимент, но в ходе обучения выяснились отрицательные стороны этих устройств: работают книжки медленно, «зависают», время отклика (когда «переворачивается» страница) довольно продолжительное. В конце учебного года некоторые дети, заявив, что обычный учебник лучше, вовсе перестали приносить экспериментальные книги в школу.

Международный венчурный фонд Runa Capital Сергея Белоусова, Александра Галицкого и Дмитрия Чихачева инвестировал $5 млн в образовательный интернет-проект «Дневник.ру». Средства будут направлены на глобальную экспансию сервиса, предназначенного для учителей, школьников и родителей. «Дневник.ру» направит инвестиции Runa Capital на развитие дополнительных сервисов и мобильных приложений, версию для ВУЗов и на разработку уникальной системы каталогизации и распространения образовательного контента.

В России набирает популярность интернет-обучение. Один из наиболее известных проектов данного направления - это YouTube EDU, который объединяет учащихся и преподавателей в одной всемирной аудитории. Ресурс www.lektorium.tv, озаглавленный как «Лекции ведущих лекторов России в свободном доступе», сообщает, что только за последний год команда «Лекториума» записала более тысячи академических лекций. Настоящим кладезем видеоуроков для тех, кто хочет получить второе (третье, пятое, семнадцатое) высшее, станет сайт UniverTV (www.univertv.ru). Это полноценный виртуальный институт, где найти лекцию, что называется, «по вкусу» сможет кто угодно. Учиться «почти как в школе» могут и учащиеся средних учебных заведений - к их услугам сайт InternetUrok (www.interneturok.ru). Также на сайте производится «разбор» задач ЕГЭ нынешнего года. Те, кто понимает английский язык или хочет учиться на нем, могут зайти на официальный сайт академии - www.khanacademy.org.

Министерство образования и науки направило в регионы официальное письмо (№ДЛ-150/08) о недопустимости запрашивать у школы информацию в бумажном виде, если она уже размещена на школьном сайте в Интернете. Общеобразовательным учреждениям рекомендовано размещать информацию по широкому спектру своей деятельности на официальном школьном сайте в Сети. Как ожидается, реализация принятого плана действий по снижению бюрократизации позволит сократить число запросов в адрес региональных, муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений и ввести в эксплуатацию единую автоматизированную систему мониторинга образования, а также осуществить переход на оказание государственных услуг в электронном виде.

В Северной Осетии объявлен народный контроль за образованием. Республиканские чиновники призывают: если ваш ребенок не пользуется всеми благами современных технологий - жалуйтесь! Главная цель местного министерства образования и науки на ближайшее время - запустить единое электронное образовательное пространство на территории всей республики. В настоящий момент ведомством уже закуплена новая партия оборудования 2012 года выпуска с гарантией на три года (вместо одного, как раньше). Также планируется к 1 ноября 2012 года перейти на электронную запись ребенка в детский сад, а со временем - перевести вопросы контроля питания и доступа в школы на технологию универсальной электронной карты. И это далеко не все возможности системы единого республиканского образовательного пространства.



      1. Не утихают волнения относительно ЕГЭ-2012 и вступительной кампании. В подведении итогов точка еще не поставлена.


По сравнению с 2011 годом в классических университетах качество приема абитуриентов улучшилось по большинству естественнонаучных дисциплин. Также меняется ситуация в педобразовании, средний балл абитуриентов - 61 из 100, то есть твердая «четверка». Педвузов, принявших в основном троечников, осталось меньше 10%. У абитуриентов появился интерес к инженерному образованию. Среди технических университетов сформировалась группа, в которой средний балл приема превышает 70 из 100, то есть вузы этой группы приняли больше половины отличников. Сейчас таких вузов уже 11 из 133, а два года назад было только четыре. Вместе с тем, на сложные инженерные и естественнонаучные специальности по-прежнему зачисляются и очень слабые абитуриенты, которые вряд ли смогут освоить программу. Например, по эксплуатации авиационных систем 7 из 19 вузов имеют средний балл 55 и выше. По автоматике и управлению 20 из 120 вузов приняли больше половины троечников на бюджетные места.

Сайты вузов стали более открытыми с точки зрения размещения информации о ходе приема на бюджетные места. В этом году не было вузов, которые не разместили приказы о зачислении. В прошлом году 12 вузов не опубликовали приказы. Сократилось и количество университетов, которые не указывают суммы баллов каждого абитуриента в приказах о зачислении. В этом году таких вузов 12, в прошлом - 48.

На серьезное расхождение результатов ЕГЭ и дополнительных испытаний внимание министра обратил депутат от ЕР Николай Булаев. По его данным, нередки случаи, когда «стобалльники» проваливали экзамены в вузах, и наоборот. Ливанов заверил, что Минобразования ведет мониторинг подобных случаев и над проблемой стоит поработать.

Противостоят ЕГЭ в основном жители мегаполисов, которые до сих пор могли почти монопольно пользоваться бесплатным высшим образованием для своих детей в лучших вузах.

В новом законе «Об образовании» может появиться норма, которая позволит всем вузам проводить дополнительные экзамены при приеме абитуриентов. Эксперты предупреждают, что нововведение подстегнет волну коррупции в приемных комиссиях.

Преступления и наказания.

Директор казенного учреждения «Региональный информационно-аналитический центр системы образования» Омской области Виталий Федотов обвиняется в том, что сфальсифицировал результаты единого государственного экзамена.

На Всероссийской олимпиаде школьников снова выявлены «фальшивые» призеры и победители. Трое финалистов конкурса эссе «Юношеская восьмерка» 2010 года оказались в числе призеров олимпиады по математике 2011 года, как минимум один из них смог поступить в МГИМО без экзаменов. Родители детей, не попавших в число призеров, уверены, что столкнулись с элементарным обманом.

      1. Сдать ЕГЭ-2013: отсчет пошел.


Определены минимальные баллы для сдачи ЕГЭ-2013.

Чтобы успешно поступить в вуз летом, уже сейчас нужно усиленно готовиться к ЕГЭ. В основном старшеклассники разрываются между двумя классическими вариантами: подготовительные курсы при вузах и частный репетитор.

Более половины россиян, имеющих детей школьного возраста, убеждены, что старшеклассникам не обойтись без репетиторов. Об этом свидетельствуют результаты опроса, проведенного порталом Superjob.ru. По данным исследования, 61% родителей полагают, что без репетиторов сегодняшние старшеклассники вряд ли преуспеют в обучении. По мнению респондентов, качество школьного образования оставляет желать лучшего, к тому же будущим абитуриентам нужны более глубокие знания по профильным дисциплинам. Лишь 14% опрошенных считают, что для получения знаний нужны не репетиторы, а тщательное изучение школьной программы и самостоятельные занятия. Треть родителей (33%) уверены, что репетиторы нужны уже в самом начале школьной жизни. В исследовании приняли участие 1000 респондентов, имеющих детей школьного возраста.

Согласно данным Фонда общественного мнения от августа 2012 года, 25% родителей нанимают своим детям-школьникам репетиторов. Этот процент становится гораздо выше, если речь идет об 11-классниках. Другие родители, сомневающиеся в том, что современная российская школа может дать ребенку набор компетенций и навыков, делающих его конкурентоспособным на рынке труда, отправляют детей учиться за границу. Некоторые решают перевести детей на семейное обучение.

Некоторые эксперты убеждены, что подготовиться к ЕГЭ можно самостоятельно, посещая школьные занятия, используя качественную литературу для выпускников и официальные сайты, которые облегчают подготовку к Единому госэкзамену.

      1. Меры борьбы с коррупцией и бюрократией.


Дмитрий Медведев опубликовал очередной пост в своем видеоблоге. На этот раз глава правительства уделил внимание проблеме научного плагиата. Премьер-министр полагает, что дипломные работы должны стать общедоступными, а проверка на плагиат должна осуществляться в автоматическом режиме.

В России будет создана единая общедоступная база диссертаций, сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. «Мы сделаем так, чтобы каждая диссертация была опубликована в интернете. В дальнейшем будем двигаться по направлению к созданию единой государственной базы данных документов об образовании, то есть дипломов». Ливанов с сожалением констатировал, что часто студенческие дипломные и курсовые, а также магистерские работы полностью или частично скачиваются из интернета. По словам министра, сейчас его ведомство работает над тем, чтобы каждый вуз был оснащен системами проверки работ, которые выполняются студентами, на плагиат.

В ходе заседания Общественного совета при МОН в сентябре были рассмотрены вопросы дебюрократизации отечественной системы образования и сокращения числа вузов, а также определены дальнейшие направления работы совета. Позже Минобрнауки России приняло план действий по снижению бюрократизации в своей деятельности, реализация которого позволит сократить число запросов в адрес региональных, муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений; ввести в эксплуатацию единую автоматизированную систему мониторинга образования; осуществить переход на оказание государственных услуг в электронном виде.

Министерство образования и науки направило в регионы официальное письмо (№ДЛ-150/08) о недопустимости запрашивать у школы информацию в бумажном виде, если она уже размещена на школьном сайте в Интернете. Общеобразовательным учреждениям рекомендовано размещать информацию по широкому спектру своей деятельности на официальном школьном сайте в Сети. Как ожидается, реализация принятого плана действий по снижению бюрократизации позволит сократить число запросов в адрес региональных, муниципальных органов управления образованием и общеобразовательных учреждений и ввести в эксплуатацию единую автоматизированную систему мониторинга образования, а также осуществить переход на оказание государственных услуг в электронном виде.

Госдума приняла в первом чтении правительственные поправки в образовательное законодательство, позволяющие отчислять студентов, которые при поступлении предоставили недостоверные сведения о результатах ЕГЭ или подложные документы, дающие им льготы при зачислении. Норма коснется как вузов, так и учреждений СПО. Норма закона будет работать только в том случае, если мошенничество студента выявится каким-то случайным образом, считают эксперты. В настоящее время процедура проверки предоставляемых документов существует, но она является исключительно добровольной. Сами же представители вузов говорят, что вряд ли кто-то будет устраивать масштабные проверки.

Подтасовывать результаты диагностических работ нет смысла? По замыслу их цель - не карать, а анализировать ошибки. При этом учителя постоянно стремятся разными способами улучшить результаты мониторинговых процедур.


      1. Меры по повышению качества высшего профессионального образования.


В рейтинге OECD Россия заняла первое место в мире по числу людей в возрасте от 25 до 64 лет, имеющих высшее образование. Таких в стране более 54%. На втором месте оказалась Канада (51%), третье место досталось Израилю (46%). США оказались лишь на четвертой позиции (42%). В десятку самых образованных стран вошли также Япония, Южная Корея и Великобритания. Авторы доклада объясняют такие высокие показатели России тем, что высшее образование «исторически» является здесь вопросом престижа.

ВУЗы стимулируют рейтингами.

Высшая школа экономики представила рейтинг качества вузов за 2012 год. Более 500 российских государственных вузов ранжированы в нем на основе среднего проходного балла ЕГЭ, который потребовался абитуриентам для поступления на бюджетные отделения. По мнению авторов рейтинга, ситуация в российском высшем образовании несколько улучшилась, но инженерные вузы по-прежнему привлекают лишь троечников. Рейтинг вузов подготовлен экспертами Высшей школы экономики (ВШЭ) по заказу Общественной палаты РФ. Таким образом, список показывает, какие вузы пользуются популярностью у абитуриентов, и одновременно дает понять, куда им легче поступить. А общественность видит, какие вузы согласны принимать даже троечников - для сохранения бюджетного финансирования.

В то время как члены Общественного совета при Министерстве образования и науки РФ вносят предложение - убрать из критериев оценки работы губернатора результаты Единого экзамена школьников региона, - само министерство инициирует составление топ списка вузов, основанного на сравнении все тех же баллов ЕГЭ. Рейтинг по среднему баллу приема, уверены чиновники, уже наглядно продемонстрировал правильность курса, взятого ведомством: вузы заметно исправились, а махинаций стало меньше.

В мировых рейтингах российские вузы выглядят бледно. Компания QS опубликовала рейтинг ведущих университетов мира World University Rankings 2012, согласно которому МГУ и СПбГУ опустились на несколько строк, зато региональные вузы России улучшили свои позиции. Эксперты отмечают, что все рейтинги носят субъективный характер, но такую тенденцию в любом случае можно считать победой российского образования. Руководство российских вузов, которые смогли повысить свои позиции в рейтинге ведущих университетов мира (QS World University Rankings 2012) или удержать их, не считают этот результат неожиданным, однако полагают, что результат этого года мог бы быть лучше, если бы система оценки учитывала данные за более короткий период.

Ректор МГУ Виктор Садовничий отметил, что международные вузовские рейтинги не отражают реального качества образования. По мнению Садовничего, об этом было бы корректнее судить по степени востребованности выпускников у работодателей.

Союз ректоров предлагает перейти к динамическим показателям, чтобы замерять не только возможные параметры, но и качество процесса, и результат выхода обучения.

Число обучающихся в российских вузах на фоне демографического спада и оптимизации сети вузов к 2015 году сократится практически на один миллион, говорится в прогнозе социально-экономического развития РФ на 2013 год и плановый период 2014-2015 годов, опубликованный на сайте Минэкономразвития.

Перечень слабейших вузов России, подлежащих реструктуризации, будет готов к 1 ноября. Ректоры ведущих вузов и представители Минобрнауки в последний раз на заседании совета Ассоциации ведущих вузов России обсудили критерии, согласно которым будут определяться неэффективные вузы. Окончательное решение о том, какие вузы сохранить, а какие реструктурировать, руководство страны примет в марте 2013 года. 549 государственных вузов участвуют в мониторинге - все государственные, независимо от их ведомственной принадлежности. На первом этапе – до 15 сентября они должны были предоставить отчеты в министерство в электронной форме через личные кабинеты. 18 вузов не представили отчеты.

В начале сентября 2012 года состоялось совещание замминистра образования и науки РФ Александра Климова с представителями Ассоциации негосударственных вузов. На совещании было выработано решение о начале процесса мониторинга деятельности частных образовательных учреждений высшего профессионального образования. В совещании приняли участие более 30 ректоров негосударственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, представляющие наиболее крупные вузы нашей страны.

Уникальный диплом.

Российский союз ректоров выступил с новыми инициативами. Улучшить качество вузовского образования, создать конкурентную среду, сделать программы образования каждого высшего учебного заведения уникальными и наполненными высокой наукой, по мнению представителей организации, поможет замена диплома государственного образца собственным дипломом вуза. А непредвзято контролировать качество вузовского образования позволит выделение госэкзамена в отдельный институт. Генеральный секретарь Российского союза ректоров Ольга Каширина полагает, что госэкзамен должен стать отдельным от вузов институтом и сдавать его в обязательном порядке будут лишь студенты-бюджетники, учеба которых, по сути, представляет собой выполнение вузами государственного задания. По ее мнению, госэкзамен должен стать инструментом допуска в государственную муниципальную службу, на работу в компанию с участием государственного капитала. При этом проводить госэкзамен должны внешние для вузов эксперты: представители органов исполнительной и законодательной власти, а также ведущих профессиональных сообществ.

Ирина Абанкина, Директор «Института развития образования» ГУ-ВШЭ, считает, что перейти на дипломы собственного образца означало бы в России смену всей системы государственной аккредитации. Сейчас, как отметила эксперт, функция аккредитации образовательных программ возложена на Рособрнадзор, и вузы не имеют права выдавать диплом, если не прошли ее. Таким образом, диплом фактически подтверждает, что и условия, и кадры, и оборудование в вузе соответствуют требованиям стандартов, и по итогам образовательного процесса можно добиться результатов, которые требует государство. Каким образом будет осуществляться контроль в случае с собственными дипломами пока не известно.

Профстандарты помогут.

В России по программам социально-экономических наук и управления обучается треть всех студентов, и качество этих программ в последние 15-20 лет вызывает особые нарекания. Созданная недавно Ассоциация ведущих вузов России в области экономики и менеджмента (АВРЭМ) будет совершенствовать стандарты социально-экономического образования, помогая государству искоренять халтуру в высшей школе.

На совещании с педагогами и руководителями профильных структур по вопросам развития профессионально-технического образования Ямала губернатор округа Дмитрий Кобылкин предложил полпреду президента в УрФО Игорю Холманских инициировать разработку стандартов по всем профессиям и специальностям. Требования к квалификации станут основанием для улучшения качества профессионального образования. В регионах, где значительная часть работоспособного населения занята на промышленных предприятиях, уже начали работать над повышением уровня профобразования молодых кадров. По мнению президента Всероссийского фонда образования, доктора педагогических наук, профессора, академика МАНПО Сергея Комкова, действующие госстандарты уже неоднократно подвергались критике со стороны образовательного сообщества. Например, по стандарту НПО, мастер отделочных работ, чтобы подготовить поверхность к оклеиванию обоями, «должен перед этим оклеить поверхность макулатурой». Или чтобы подготовить поверхность к оштукатуриванию, сначала надо «вручную изготовить драночные щиты» и т.д. Инициаторы внедрения новых профстандартов на Ямале (предложения были озвучены в ходе последнего визита полпреда в регион 11 сентября) обеспокоены тем, что чаще всего сейчас работодатель решает привезти сотрудников со стороны, чем выращивать собственные кадры.

Конкурс.

Минобрнауки России готовится к проведению третьего конкурса мегагрантов, правила которого правительство РФ определило в мае этого года. Теперь проекты будут утверждать на три года с объемом финансирования до 90 миллионов рублей на весь период. Плюс - участникам программы придется обеспечить софинансирование своих проектов. Конкурс призван запустить серьезную международную мобильность, а также создать точки роста – лаборатории прорывного уровня с точки зрения научных достижений.



Зарплата.

Смолин напомнил, что заработная плата российского профессора, согласно исследованию американских ученых, ниже не только американского, немецкого, французского, канадского, индийского, китайского, бразильского, но, что удивительно, и нигерийского, и эфиопского.



ВУЗы идут в школы.

21 сентября в Московском институте стали и сплавов (МИСиС) состоялась первая международная конференция "Инженерная культура: от школы к производству", посвященная методам повышения интереса учеников к предметам естественно-научного цикла и техническим специальностям. В конференции приняли участие представители всех уровней и ступеней государственной системы образования из различных регионов страны. Обеспокоенность проблемой и поддержку участникам конференции выразил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. Первый комплексный ресурсно-технический центр по итогам конференции решено организовать на базе Национального исследовательского технологического университета Московского института стали и сплавов «МИСиС» и его филиалов.

Новосибирский государственный аграрный университет совместно с министерством образования и науки НСО запустили уникальный образовательный проект. Главной целью этого проекта является популяризация естественных наук среди школьников. Ребят обучают профессора, кандидаты биологических наук, доценты - одним словом, лучшие преподаватели вуза. В рамках образовательного проекта для ребят предусмотрены экскурсии в научные учреждения города, специализирующиеся в сфере биотехнологий.

      1. Скандал месяца.


Суд запретил физико-математическую школу для одаренных детей в Новосибирске. Инспекторы провели проверку и выявили ряд нарушений. В частности, в учреждении отсутствовала няня, дефектолог, логопед и даже вожатый. Но самое главное - в качестве учителей там работают вузовские преподаватели, то есть профессора и кандидаты наук. И это не соответствовало юридическому статусу интерната. Школу (структурное подразделение Новосибирского государственного университета) оштрафовали и в судебном порядке обязали устранить нарушения. Основная коллизия заключалась в том, что ликвидировать проблему можно было, лишь уволив почти весь преподавательский состав, взяв на его место простых учителей. Здравый смысл победил. Это решение было отменено в вышестоящей инстанции. Но в сущности предписание устранить нарушения – по закону.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Аналитическая записка по результатам мониторинга сми по теме «Внедрение модели управления развитием системы оценки качества общего образования, ориентированной на современные результаты образования» за период 1-30
510.13kb.
4 стр.
«Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве» за 2010-2011 учебный год
92.44kb.
1 стр.
«Формирование модели оценки качества общего образования в г. Москве»
74.01kb.
1 стр.
Теоретические основы оценки персонала организации Системы, методы и методики оценки персонала 8
712.88kb.
3 стр.
Пояснительная записка Программа по предмету «Литература»
928.99kb.
3 стр.
Информация на коллегию министерства образования и науки Астраханской области по вопросу «О состоянии качества общего образования в Астраханской области по результатам егэ»
577.49kb.
5 стр.
Система оценки качества образования: механизмы независимой оценки
43.7kb.
1 стр.
Проведение единого государственного экзамена в 2012 году
600.37kb.
5 стр.
Пояснительная записка Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
1950.23kb.
15 стр.
Пояснительная записка к учебному плану системы дополнительного образования гбоу сош №930 2012-2013учебный год
105.29kb.
1 стр.
Программа основного образования
996.26kb.
4 стр.
Планируемые результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования
1130.82kb.
6 стр.