Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3 руководитель МО заместитель руководитель МОУ ____________/____________/ руководителя по УВР « Большекабанская СОШ» ФИО МОУ «Большекабанская СОШ» __________/_____________/ протокол № __1______от ____________/_______________/ ФИО «__29__»___08__________2011г. «____29___»___08__________2011г. приказ № 49 от «___31_____»____08____2011г.
ФИЛЬЧЕВА СВЕТЛАНА ВАЛЕНТИНОВНА, УЧИТЕЛЬ 1 КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ, 10 КЛАСС Рассмотрено на заседании педагогического совета протокол № __7_______ «__29____»______08___2011г. 2011-2012 учебный год Пояснительная записка Данная рабочая программа по русскому языку для 10-11 классов создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова) Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем) Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных(владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы. Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.
В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения. В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения. Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта: «Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», «Культура учебно-научного и делового общения », « Культура разговорной речи», «Культура публичной речи», «Информационная переработка текста», « Формы существования русского национального языка( литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго)», «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», « Синонимия в системе русского языка», «Словари русского языка и лингвистические справочники, их использование», « Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».
Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется научному, публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи). Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации. Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:
В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему: 1 дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка; 2 закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию; - закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка; -совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся; - обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования; 3 развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; - формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками. В программу включены два дополнительных часа, которые используются для углубления и расширения знаний и подготовки к сдаче ЕГЭ. Программа рассчитана на 102 учебных часа Используемый учебно-методический комплект: 1 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001. 2 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010 3.. Русский язык 10-11 класс учебник ВФ.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко М.Просвещение 2010г. 3.Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И.Власенкова И.В.Золотарева,Л.Д.Дмитриева, М.»ВАКО»,2008 г. 4.Русский язык дидактические материалы 10-11 кл. М.Просвещение, 2010 Дополнительные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ: 5.Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку, Казань 2010 (ИРО) 6.Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ 10-11 классы Л.А.Кулюкина,А.А.Позднякова М.»Астрель»,2009 7.Русский язык ЕГЭ Т.М.Пахнова «От анализа текста к сочинению и изложению» М.»Экзамен» 2010 8.Русский язык М.М.Баронова Экспресс репетитор для подготовки к М.»Астрель»,2009 9.Русский язык Подготовка к ЕГЭ Изд-во «Легион» Ростов на Дону, 2009 10.Русский язык ЕГЭ русский язык без репетитора. М.»Эксмо» 2008г. 11.Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Методика и опыт. Казань 2008г. (О.В.Волкова,Т.О.Скиргайло) Формы обучения: Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи. Методы и приёмы обучения: -обобщающая беседа по изученному материалу; - различные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - виды работ, связанные с анализом текста, с его переработкой( целенаправленные выписки, составление плана, тезисов, конспекта); - составление учащимися авторского текста в различных жанрах( подготовка реферата, доклада, написание анализа, рецензии, творческих работ в жанре эссе, очерка, рассказа ит.д); - наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя; -изложения на основе текстов типа описания, рассуждения; -письмо под диктовку; -комментирование орфограмм и пунктограмм. Виды деятельности учащихся на уроке - оценивание устных и письменных высказываний/текстов с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач; -взаиморецензирование; -анализ языковых единиц с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления; - разные виды разбора(фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический, лингвистический, лексико-фразеологический, речеведческий); - лингвистический анализ языковых явлений и текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка; - разные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста: просмотровое, ознакомительное, изучающее, ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др; - аудирование; - информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану; пересказ текста с использованием цитат; переложение текста; продолжение текста; составление тезисов; редактирование; -создание текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров; реферирование; докладирование; рецензирование; аннотирование и т.д. - создание устных высказываний различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения, с учётом основных орфоэпических, лексических, грамматических норм современного русского литературного языка, применяемых в практике речевого общения; - участие в дискуссии; - создание письменных текстов делового, научного и публицистического стилей с учётом орфографических и пунктуационных норм современного русского литературного языка; - составление орфографических и пунктуационных упражнений самими учащимися; -работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации ( в том числе представленных в электронном виде), конспектирование. Учебно-тематическое планирование по русскому языку Класс 10 Учитель Фильчева Светлана Валентиновна Количество часов: Всего 105 часов. В неделю 3 часа. Из них:
1 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2001. 2 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Методические рекомендации к учебнику « Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи» для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. - М., «Просвещение»,2010 3.. Русский язык 10-11 класс учебник ВФ.Греков,С.Е.Крючков,Л.А.Чешко М.Просвещение 2010г. 3.Поурочные разработки по русскому языку к УМК А.И.Власенкова И.В.Золотарева,Л.Д.Дмитриева, М.»ВАКО»,2008 г. 4.Русский язык дидактические материалы 10-11 кл. М.Просвещение, 2010 Дополнительные материалы для подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ: 5.Методические рекомендации по выполнению и оцениванию задания с развернутым ответом ЕГЭ по русскому языку, Казань 2010 (ИРО) 6.Практикум по русскому языку для подготовки к ЕГЭ 10-11 классы Л.А.Кулюкина,А.А.Позднякова М.»Астрель»,2009 7.Русский язык ЕГЭ Т.М.Пахнова «От анализа текста к сочинению и изложению» М.»Экзамен» 2010 8.Русский язык М.М.Баронова Экспресс репетитор для подготовки к М.»Астрель»,2009 9.Русский язык Подготовка к ЕГЭ Изд-во «Легион» Ростов на Дону, 2009 10.Русский язык ЕГЭ русский язык без репетитора. М.»Эксмо» 2008г. 11.Готовимся к ЕГЭ по русскому языку Методика и опыт. Казань 2008г. (О.В.Волкова,Т.О.Скиргайло)
Смотрите также: Конкурсе «Лучший изобретатель Красноярска 2011 года»
35.01kb.
1 стр.
Рабочая программа педагога куликовой Ларисы Анатольевны, учитель по литературе в 7 классе Рассмотрено на заседании
561.96kb.
4 стр.
Программа внеклассного кружка «Проектная работа в педагогике» Учитель-логопед: Гарапова Лилия Ленаровна
152.04kb.
1 стр.
Руководитель мо заместитель Директор
522.89kb.
3 стр.
Заместитель руководителя Руководитель
86.01kb.
1 стр.
Отчет раздел «культура и искусство» Руководитель фцб «Развитие человеческого потенциала»
181.48kb.
1 стр.
Руководитель рмо заместитель руководителя
427.95kb.
3 стр.
Руководитель мо заместитель директора по увр директор
522.71kb.
5 стр.
Муниципальное бюджетное
61.44kb.
1 стр.
Рабочая программа по истории для 9 –х классов
370.23kb.
2 стр.
Администрация городского округа жигулевск
73kb.
1 стр.
Учебно-тематическое планирование по искусству Классы 8 256.66kb.
1 стр.
|