Главная
страница 1

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ЗАПАДНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГОРОДА МОСКВЫ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 323

119415, Москва, пр. Вернадского, д. 57

телефон/факс (495) 431-19-82, e-mail: school323@inbox.ru, www.sch323.mskzapad.ru

ИНН 7729422035 КПП 772901001 ОГРН 1037739488236






«Рассмотрено»

Заседание педагогического совета ГБОУ СОШ № 323

Протокол № ___

От «__»20___г.




«Согласовано»

Заместитель директора по УВР ГБОУ СОШ № 323

Антифеева О.Н.

«__»________________20___г.




«Утверждаю»

Директор ГБОУ СОШ № 323

Звягин А.С.

Приказ № ___

От«__»_________________20___г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

курса «Начальный курс географии».

5 класс.

Базовый уровень.

Составитель: учитель географии

высшей квалификационной категории

ГБОУ СОШ №323

Корнюшкин С.А.

Москва 2012



I. Пояснительная записка.
Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г.

Цели и задачи курса.
«Начальный курс географии. 5 класс» – это пропедевтический курс по отношению к курсу географии в основной школе. Главная особенность этого курса – за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Содержание курса включает пять основных блоков:

1.Что изучает география

2.Как люди открывали Землю

3.Земля во Вселенной

4.Виды изображения земной поверхности Земли

5.Природа Земли

Поскольку ряд важных межпредметных связей, например, с математикой, физикой, биологией, историей не могут быть установлены из-за того, что география опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы. Поэтому многие вопросы в курсе 5-го класса рассматриваются на уровне представлений.

Основная цель данного курса – познакомить школьников с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием и взаимовлиянием природы и человека; пробудить интерес к естественным наукам и к географии в частности, начать формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Таким образом, на метапредметном уровне при изучении этого курса формируется интерес к естественнонаучным дисциплинам, происходит знакомство с особенностями живой и неживой природы.

На предметном уровне основная задача курса – пробудить интерес к географии, познакомить с таким важным источником географической информации как карта, начать формирование картографической компетенции учащихся.

На личностном уровне важно познакомить школьников со значимостью географических знаний, заложить у них основы формирования отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности.




II. Содержание курса.
Что изучает география (4 ч).
Живая и неживая природа планеты Земля.

Явления природы (гроза, смена дня и ночи, землетрясения, дождь, снег, листопад, смена времен года, ветер и др.).

Влияние человека на природу Земли (или – Человек на Земле).

Науки о природе (естественные науки): астрономия, география, физика, химия, биология, геология, экология.

Физическая география – наука о природе Земли. «Ветви» физической географии: геоморфология, климатология, гидрография, биогеография, океанология и др.

Социально-экономическая география – наука о хозяйстве, населении (демография) и др.

Основные методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.
Как люди открывали Землю (3 ч).
Для чего люди изучали Землю.

Географические открытия в древности: плавания финикийцев.

Географы древнего мира – греческие ученые Геродот, Пифей, Эратосфен и их открытия.

Географические открытия в Средние века. Путешествия Бартоломео Диаша. Васко да Гама, Марко Поло.

Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.).

Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1521 – 1522 гг.).

Открытие Австралии голландским мореплавателем Виллемом Янсзоном (1606 г.).

Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820 г.).

Открытия русских путешественников. Освоение Севера России новгородцами и поморами. Путешествие в Индию Афанасия Никитина (XV в.). Освоение русскими Сибири: походы в Западную Сибирь Ермака Тимофеевича (XV в.); плавание по Северному Ледовитому океану Семена Ивановича Дежнева (1648 – 1649 гг.). Экспедиции Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1741 г.).

Земля во Вселенной (8 ч).
Представления древних народов о Вселенной.

Учение Пифагора о шарообразности Земли. Система мира по Аристотелю и Птолемею.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

Новая модель мира польского астронома Николая Коперника. Представления о Вселенной итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея.

Современные представления о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы, планеты-гиганты и карлики.

Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты.

Многообразие звезд и созвездий. Солнце – ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы.

Уникальная планета Земля.

Исследования космоса.
Виды изображения земной поверхности Земли (4 ч).
Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Компас.

План местности.

Географическая карта.
Природа Земли (9 ч)
Гипотезы о возникновении планеты Земля Ж. Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта. Современные представления о возникновении Солнца и планет.

Внутреннее строение Земли: ядро и мантия. Земная кора, слагающие ее горные породы и минералы. Движение земной коры.

Землетрясения и вулканы.

Путешествие по материкам: разнообразие их природы.

Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Движение воздуха.

Атмосферные явления: гроза, дождь, снег, ветер, ураганы, смерчи.

Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере.

Почва – особое природное тело. Основное свойство почв. Русский ученый В.В. Докучаев – основоположник учения о почвах.

Человек и природа. Человек – часть природы. Усиление воздействия человека на природу от древних времен до наших дней.



Природа – источник жизни. Необходимость бережного и разумного отношения к природе. Правила поведения в природе.
Резерв времени – 6 ч.
III. Учебно – тематический план.


раздела.

Наименование разделов.

Всего часов.

Практические работы.

1

Что изучает география?

4

-

2

Как люди открывали Землю?

3

-

3

Земля во Вселенной.

8

-

4

Виды изображений поверхности Земли.

4

4

5

Природа Земли.

9

-

ИТОГО:




28 + 6 (резерв)

4


IV. Календарно – тематическое планирование.




Название раздела, темы, урока

Кол - во

часов

Тип урока

Дата по плану

Дата по факту




Раздел 1. Что изучает география?

4










1.

Мир, в котором мы живем.


1

Урок изучения нового материала

3-7.09




2.

Науки о природе.


1

Урок изучения нового материала

10-14.09




3.

География – наука о Земле.


1

Урок изучения нового материала

17.09-21.09




4.

Методы географических исследований.


1

Комбинированный урок

24.09-28.09







Раздел 2. Как люди открывали Землю?

3










5.

Географические открытия древности и Средневековья.


1

Урок изучения нового материала

1.10-5.10




6.

Важнейшие географические открытия.



1

Комбинированный урок

8.10-12.10




7.

Открытия русских путешественников.


1

Комбинированный урок

15.10-19.10







Раздел 3. Земля во Вселенной.

8










8.

Представления о Вселенной в древности.

1

Урок изучения нового материала

22.10-26.10.




9.

Изучение Вселенной от Коперника до наших дней.


1

Комбинированный урок

29.10-1.11




10.

Солнечная система.


1

Комбинированный урок

12.11-16.11




11.

Планеты-гиганты.


1

Комбинированный урок

19.11-23.11




12.

Небесные тела.


1

Комбинированный урок

26.11-30.11




13.

Мир звезд.


1

Комбинированный урок

3.12-7.12




14.

Уникальная планета Земля.


1

Комбинированный урок

10.12-14.12




15.

Современное исследование космоса.


1

Урок обобщающего повторения.

17.12-21.12







Раздел 4. Виды изображений поверхности Земли.

4










16.

Стороны горизонта.

Практическая работа: Определение сторон горизонта с помощью компаса.


1

Урок – практикум.

14.01-18.01




17.

Способы ориентирования.

Практическая работа: Ориентирование с помощью местных признаков.

1

Урок – практикум.

21.01-25.01




18.

План местности и географическая карта.

Практическая работа: Чтение плана местности и географической карты.

1

Урок – практикум.

28.01-1.02




19.

Урок-практикум по теме «План местности и географическая карта».

Составление простейшего плана местности.

1

Урок – практикум.

4.02-8.02







Раздел 5. Природа Земли.

9










20.

Как возникла Земля.



1

Урок изучения нового материала

11.02-15.02




21.

Внутреннее строение Земли.


1

Комбинированный урок

18.02-22.02




22.

Землетрясения и вулканы.


1

Комбинированный урок

25.02-1.03




23.

Путешествие по материкам.


1

Комбинированный урок

4.03-8.03




24.

Вода на Земле.


1

Комбинированный урок

11.03-15.03




25.

Воздушная оболочка Земли.

1

Комбинированный урок

18.03-22.03




26.

Живая оболочка Земли.


1

Комбинированный урок

1.04-5.04




27.

Почва – особое природное тело.


1

Комбинированный урок

8.04-12.04




28.

Человек и природа.

1

Урок обобщающего повторения.

15.04-19.04




29.

Резерв времени.













30.

Резерв времени.













31.

Резерв времени.













32.

Резерв времени.













33.

Резерв времени.













34.

Резерв времени.















V. Требования к уровню подготовки учащихся.
Учащиеся должны знать и уметь:

  • - использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации для решения учебных и практико-ориентированных задач;

  • - анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

  • - по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) находить и формулировать зависимости и закономерности;

  • - определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

  • - в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации выявлять содержащуюся в них противоречивую информацию;

  • - составлять описание географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

  • - представлять в различных формах географическую информацию необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

  • - ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

  • - читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

  • - строить простые планы местности;

  • - создавать простейшие географические карты различного содержания;

  • - моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

  • - различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

  • Использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

  • - проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

  • - оценивать характер взаимодействия деятельности человек и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.




  • - использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

  • - приводить примеры, показывающие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

  • - воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

  • - создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

VI. Перечень учебно – методического обеспечения.
1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). Москва, Дрофа, 2012.

2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова). Москва, Дрофа, 2012.



3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина). Москва, Дрофа, 2012.

4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание.


Смотрите также:
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
120.17kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
313.47kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
70.13kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
1337.17kb.
9 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
1235.78kb.
7 стр.
Департамент образования города Москвы Юго-Западное окружное управление образования
807.23kb.
6 стр.
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования
38.38kb.
1 стр.
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования
355.55kb.
1 стр.
Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования
47.91kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
19.66kb.
1 стр.
Департамент образования г. Москвы Западное окружное управление образования Департамента образования
55.31kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
57.54kb.
1 стр.