Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса «Начальный курс географии». 5 класс. Базовый уровень. Составитель: учитель географии высшей квалификационной категории ГБОУ СОШ №323 Корнюшкин С.А. Москва 2012 I. Пояснительная записка. Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии 5—9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012 г. Цели и задачи курса. «Начальный курс географии. 5 класс» – это пропедевтический курс по отношению к курсу географии в основной школе. Главная особенность этого курса – за весьма непродолжительное время познакомить школьников с одним из интереснейших школьных предметов – географией, сформировать интерес к этому предмету, научить пятиклассников внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы. Содержание курса включает пять основных блоков: 1.Что изучает география 2.Как люди открывали Землю 3.Земля во Вселенной 4.Виды изображения земной поверхности Земли 5.Природа Земли Поскольку ряд важных межпредметных связей, например, с математикой, физикой, биологией, историей не могут быть установлены из-за того, что география опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы. Поэтому многие вопросы в курсе 5-го класса рассматриваются на уровне представлений. Основная цель данного курса – познакомить школьников с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием и взаимовлиянием природы и человека; пробудить интерес к естественным наукам и к географии в частности, начать формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Таким образом, на метапредметном уровне при изучении этого курса формируется интерес к естественнонаучным дисциплинам, происходит знакомство с особенностями живой и неживой природы. На предметном уровне основная задача курса – пробудить интерес к географии, познакомить с таким важным источником географической информации как карта, начать формирование картографической компетенции учащихся. На личностном уровне важно познакомить школьников со значимостью географических знаний, заложить у них основы формирования отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности. II. Содержание курса. Что изучает география (4 ч). Живая и неживая природа планеты Земля. Явления природы (гроза, смена дня и ночи, землетрясения, дождь, снег, листопад, смена времен года, ветер и др.). Влияние человека на природу Земли (или – Человек на Земле). Науки о природе (естественные науки): астрономия, география, физика, химия, биология, геология, экология. Физическая география – наука о природе Земли. «Ветви» физической географии: геоморфология, климатология, гидрография, биогеография, океанология и др. Социально-экономическая география – наука о хозяйстве, населении (демография) и др. Основные методы географических исследований: географическое описание, картографический, сравнительно-географический, аэрокосмический, статистический.
Географические открытия в древности: плавания финикийцев. Географы древнего мира – греческие ученые Геродот, Пифей, Эратосфен и их открытия. Географические открытия в Средние века. Путешествия Бартоломео Диаша. Васко да Гама, Марко Поло. Открытие Америки Христофором Колумбом (1492 г.). Первое кругосветное путешествие Фернана Магеллана (1521 – 1522 гг.). Открытие Австралии голландским мореплавателем Виллемом Янсзоном (1606 г.). Открытие Антарктиды русскими мореплавателями Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым (1820 г.). Открытия русских путешественников. Освоение Севера России новгородцами и поморами. Путешествие в Индию Афанасия Никитина (XV в.). Освоение русскими Сибири: походы в Западную Сибирь Ермака Тимофеевича (XV в.); плавание по Северному Ледовитому океану Семена Ивановича Дежнева (1648 – 1649 гг.). Экспедиции Витуса Беринга и Алексея Ильича Чирикова (1741 г.).
Учение Пифагора о шарообразности Земли. Система мира по Аристотелю и Птолемею. Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней. Новая модель мира польского астронома Николая Коперника. Представления о Вселенной итальянских ученых Джордано Бруно и Галилео Галилея. Современные представления о строении Вселенной. Планеты Солнечной системы, планеты-гиганты и карлики. Небесные тела: астероиды, кометы, метеоры, метеориты. Многообразие звезд и созвездий. Солнце – ближайшая к нам звезда, центр нашей Солнечной системы. Уникальная планета Земля. Исследования космоса.
План местности. Географическая карта.
Внутреннее строение Земли: ядро и мантия. Земная кора, слагающие ее горные породы и минералы. Движение земной коры. Землетрясения и вулканы. Путешествие по материкам: разнообразие их природы. Вода на Земле. Мировой океан и воды суши. Круговорот воды в природе. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Движение воздуха. Атмосферные явления: гроза, дождь, снег, ветер, ураганы, смерчи. Биосфера – живая оболочка Земли. В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Почва – особое природное тело. Основное свойство почв. Русский ученый В.В. Докучаев – основоположник учения о почвах. Человек и природа. Человек – часть природы. Усиление воздействия человека на природу от древних времен до наших дней. Природа – источник жизни. Необходимость бережного и разумного отношения к природе. Правила поведения в природе. Резерв времени – 6 ч. III. Учебно – тематический план.
IV. Календарно – тематическое планирование.
V. Требования к уровню подготовки учащихся. Учащиеся должны знать и уметь:
VI. Перечень учебно – методического обеспечения. 1. География. Начальный курс. 5 класс. Учебник (авторы А. А. Плешаков, В. И. Сонин, И. И. Баринова). Москва, Дрофа, 2012. 2. География. Начальный курс. 5 класс. Методическое пособие (автор И. И. Баринова). Москва, Дрофа, 2012. 3.География. Начальный курс . 5 класс. Рабочая тетрадь (авторы В. И. Сонин, С. В. Курчина). Москва, Дрофа, 2012. 4. География. Начальный курс. 5 класс. Электронное мультимедийное издание. Смотрите также: Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
120.17kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
313.47kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
70.13kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
1337.17kb.
9 стр.
Департамент образования города Москвы Юго-Западное окружное управление образования
807.23kb.
6 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
1235.78kb.
7 стр.
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования
355.55kb.
1 стр.
Департамент образования города Москвы Западное окружное управление образования
38.38kb.
1 стр.
Департамент образования города Москвы Северо-Западное окружное управление образования
47.91kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования
19.66kb.
1 стр.
Департамент образования г. Москвы Западное окружное управление образования Департамента образования
55.31kb.
1 стр.
Департамент образования города москвы западное окружное управление образования 57.54kb.
1 стр.
|