Главная
страница 1
Военно-патриотическое воспитание в школе

Заместитель директора

по ВР МОУ «Сытьковская СОШ»



Тришкина О.М.

Жизнь общества сегодня ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, мужественные, смелые, инициативные, дисциплинированные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости, встать на его защиту. В работе нашей школы одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему грамотной личности.

Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. Ее изменение и развитие обусловлено как достижениями первоочередных задач системы патриотического воспитания, так и изменениями, происходящими в экономической, политической, социальной и других сферах российского общества, а также новыми условиями современного мира, что обуславливает гибкость в управлении системой военно-патриотического воспитания в школе.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания — развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Как один из видов многоплановой, масштабной и постоянно осуществляемой деятельности патриотическое воспитание включает социальные, целевые, функциональные, организационные и другие аспекты, обладает высоким уровнем комплексности.

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого – воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Ведущую роль в патриотическом воспитании учащихся играет школьный краеведческий музей, где учащиеся совместно с руководителем Л.М. Карташовым:

1. Собирают материал о подвигах земляков – участников военных событий.

2. Охраняют памятники истории родного города, школы.

3. Проводят культурно-массовую работу среди учащихся и жителей поселка.

В ходе поисковой работы членами музея собирается материал о ветеранах Великой Отечественной войны, выпускниках школы, прошедших службу в рядах Российской армии и участниках локальных войн.

Члены Музея постоянно поддерживают связь с ветеранами войны и труда, заполняют учетные карточки на каждого ветерана, оформляют альбомы о них, проводят экскурсии по новым экспозициям.

В Музее проводятся уроки Мужества, уроки, посвященные истории гражданской и Великой Отечественной войн для учащихся 9 - 11 классов, по афганской и чеченской войнам для учащихся 8-11 классов, а также и для учащихся начальных классов. В Музее есть постоянно действующие экскурсионная и лекторская группы, которые выступают перед учащимися и гостями школы и проводят экскурсии по экспозициям Музея. Традиционно в Музее проходят экскурсии и беседы по темам: «Наш земляк С.Н. Прусаков», «Герои земляки кавалеры высших орденов нашего Отечества», «Уроки мужества», «Локальная война в Афганистане», «Предметы быта».

Традицией стало проведение в школе линейки, посвященной Дню памяти воина-интернационалиста С.Н. Прусакова (25 декабря), Дню освобождения узников фашистских концлагерей (11 апреля), Дню памяти и скорби (22 июня), а также вахта Памяти, а также классные часы, посвящённых памятным датам военной истории нашей страны. В ходе работы по военно-патриотическому воспитанию родились и другие традиции: шефство над местом захоронения Прусаков а, земляка воина интернационалиста, погибшего в Афганистане.

Проблема патриотического воспитания в последнее время стала одной из актуальнейших. Вместе с тем она обретает новые характеристики и соответственно новые подходы к её решению как составной части целостного процесса социальной адаптации, жизненного самоопределения и становления личности.

Особо стоит отметить направление “Я и моё Отечество”, предполагающее формирование гражданского отношения к Отечеству. С этой целью проводились конкурсы инсценированной солдатской песни, смотр Песни и строя, акция “Тимуровец”, встречи с участниками Великой Отечественной войны и военнослужащими Российской Армии, выпуск «Боевых листков» и различные беседы.

В 7-11 классах проходят разнообразные по форме и содержанию мероприятия: фестиваль инсценированной солдатской песни, “Мистер школы” в 8-11 классах, Лучший «стрелок» школы ( 7-11 классах).

Большую помощь в подготовке мероприятий по военно-патриотическому воспитанию оказывают классные руководители, преподаватель ОБЖ, учитель физического воспитания, учителя музыки и истории.

Различные по форме и содержанию конкурсы очень нравятся ребятам. Все это в игровой форме помогает детям осознать свою причастность к судьбе Родины, задуматься о своем вкладе в её процветание.

Традиционным стало проведение вахты Памяти в честь Великой Победы, куда вошли операции «Георгиевская ленточка» для всех учащихся школы, и «Память» (возложение цветов к памятникам павшим в боях в д. Горки, Комлево, Ватулино, Сытьково), и поздравление ветеранов на дому, и конкурс рисунков на асфальте “Нам мир завещано беречь”, и концерт для жителей поселка 9 Мая.

Работа по военно-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Это и участие в конкурсе сочинений и рисунков и открыток ко Дню Победы и презентации о ветеранах Великой Отечественной войны, тружениках тыла.

Кроме работы в объединении «Юный патриот», наши юноши 10 класса ежегодно участвуют в Дне призывника, проводимом в районе на базе воинской части «Устье».

В период подготовки ко Дню защитника Отечества, празднования Великой Победы оформлялись выставки фотодокументов, рисунков, литературы учителем рисования и школьным библиотекарем.

В поисках рациональных путей и средств военно-патриотического воспитания учащихся разрабатывались различные мероприятия и привлекались ветераны войны и труда к работе с учащимися, что помогает на конкретных примерах патриотических поступков воспитывать трудолюбие, чувство гражданского долга, готовность к защите Родины.

В свете этих задач повышается значимость военно-патриотического воспитания молодёжи, так как именно оно должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело подготовки умелых и сильных защитников Родины.

Военно-патриотическое воспитание тесно связано с воспитанием патриотизма. Военно-патриотическое воспитание - образовательная технология двойного назначения, поскольку всеми доступными формами вооружает юного гражданина важнейшими морально-психологическими качествами, необходимыми как защитнику Родины, так и вполне мирному человеку. Ведь смелость, твёрдость характера, физическая выносливость необходимы как защитнику Родины, так и врачу, инженеру. Разве не укрепляют силу воли, не вырабатывают у молодых людей терпение походы, состязания, военизированные игры, смотры песни и строя?

Как видим, задача подготовки защитников Отечества, стоящая перед нами, педагогами, весьма сложная и ответственная. Каждый учитель школы должен пересмотреть, как, с помощью каких средств, методов и приёмов привить современному школьнику чувство патриотизма, которое гарантировало бы укрепление территориальной цельности России; любовь к ней; защиту Родины, как в мирное, так и в военное время(а не предательство и уклонение от служб в армии

Военно-патриотическая работа со школьниками – это проверенный временем способ внушения молодым поколениям глубокого понимания нашей силы и веры в планетарную устойчивость России. Из всего вышесказанного следует, что работа по военно-патриотическому воспитанию в нашей школе идёт по системообразующим направлениям

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и вооружённых Сил. Данное направление включает в себя следующие мероприятия:

Мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над братским захоронением; вахта памяти – выставление почётного караула на братском захоронении, над которым шефствует наша школа; выставление почётного караула у захоронения воина-афганца, земляка С.Прусакова; возложение гирлянды Славы; проведение митингов и других патриотических мероприятий на братском захоронении и в других памятных местах).

Проведение Дня Памяти и скорби 22 июня;

Проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны;

Поздравление и выступление с концертами перед ветеранами великой Отечественной войны и труда, узниками фашистских концлагерей;

Празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотр видеофильмов

Проведение конкурса военно-патриотической песни, лыжных пробегов к воинскому захоронению в д. Горки и другие мероприятия, посвящённые великим праздникам.

II направление. Переписка с родственниками воинов, захороненных на территории Старорузского сельского поселения, о которых конкретнее вам расскажет руководитель объединения «Юный патриот» Л.М. Карташов.

III направление. Тимуровская работа. Да, сейчас эта работа постепенно останавливается, так как ветеранов становится всё меньше.

IV направление. Проведение турниров: шашечный, посвящённый воину-афганцу С.Н. Прусакову; шахматный, посвящённый Дню защитника Отечества и по пинг-понгу, посвящённый Дню Победы.

V направление. Работа над Книгой Памяти. Эта книга – дань нашей глубокой скорбной памяти погибшим героям. Но эта книга создана и во имя живущих. Она напомнит нам, что наши деды и отцы, братья и сестры сложили свои головы за то, чтобы вечно жила Россия, напомнит и о том, что мы, как и она в час опасности, была готовы защищать свое Отечество. Чтобы те, кому суждено жить дальше, были достойными потомками героев, чтобы в суете будней не очерствели в забвении их сердца.

В этой необыкновенной книге нет увлекательного сюжета, яркого художественного слога, щедрой авторской фантазии. Напротив, каждое слово многократно выверено, документально подтверждено. Нет, собственно, и автора – книгу создавал коллектив энтузиастов: ветераны войны, работники районных военных комиссариатов, архивариусы, поисковые группы студентов и школьников, активисты Фонда мира – всех добровольных помощников не перечесть. За каждым словом, каждой цифрой – многолетний напряженный труд многих людей.



Наша Книга памяти составлялась на основе Книги Памяти Московской области, Книги Памяти республики Северная Осетия-Алания, документов Центрального архива Министерства обороны Российской Федерации, Военного комиссариата г. Рузы, данных музея боевой и трудовой славы БМК г. Беслан РСО - Алании, документов Кировского РВК РСО – Алании, воспоминаний жителей Комлевского сельского округа, членов Совета ветеранов Рузского района. Цель поставлена большая и благородная – увековечить имена всех воинов, не вернувшихся с полей сражений Великой Отечественной.
Несмотря на всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа ведёт основную работу по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина - патриота стратегическая роль школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остаётся важнейшей ценностью, одной из духовно-нравственного единства общества. Воспитать человека, любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять её с любовью и добротой

От того, как будет поставлена работа по патриотическому воспитанию во всех школах нашей страны, и зависит во многом выполнение этой сложной проблемы современной жизни. Очень хотелось, чтобы данная система военно-патриотического воспитания была постоянно действующей и направленной на конечный результат – воспитывать гражданина – патриота своей страны.


Смотрите также:
Военно-патриотическое воспитание в школе Заместитель директора по вр моу «Сытьковская сош»
85.07kb.
1 стр.
Руководство военно-патриотическим воспитанием в школе. 2 Военно-патриотическое воспитание в учебном процессе
67.62kb.
1 стр.
Заместитель директора по увр моу «сош №17 г. Вольска» /В. Н. Сафронова / «29» августа 2011 г
219.94kb.
1 стр.
Военно-патриотическое воспитание суворовцев на примере жизни и творчества поэта-воина Федора Глинки
254.94kb.
1 стр.
«Интеллект. Духовность. Гражданственность»
1284.72kb.
7 стр.
Учебно-тематическое планирование по искусству Классы 8
256.66kb.
1 стр.
Г наша школа принимала гостей!
148.95kb.
1 стр.
Справка о состоянии преподавания изобразительного искусства в 1 –4 классах
145.69kb.
1 стр.
Патриотическое воспитание школьников: цели и задачи
129.05kb.
1 стр.
Детская организация «Солнечный круг»: результаты и перспективы. Название детской организации Чемальского района «Солнечный круг»
47.84kb.
1 стр.
Программа «Патриотическое воспитание учащихся сош на базе музея на 2012 2017 уч годы»
381.84kb.
1 стр.
Доклад «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся в школе VIII вида»
105.89kb.
1 стр.