Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
Глоссарий по культурологии
Акведук (лат. от aqva – вода и duco – веду) – в древнеримской архитектуре мост с желобочным водопроводом, характерными арочными пролетами в местах понижения уровня земной поверхности. Известны были еще в архитектуре Древнего Востока.
Акрополь (греч. Akropolis – верхний город) – верхний город, его укрепленная часть на возвышенности. В древних Афинах на Акрополе находились городские святыни и храмы, во время войны служил убежищем от врагов.
Ампир (от фр. empire – империя) – художественный стиль, созданный во Франции в начале XIX в. Позднее распространился в других странах. Ориентирован на римскую античность, поэтому прозван стилем империи. В искусстве ампира копировались как образцы римского декора, элементы помпейских росписей, так и предметы искусства Древнего Египта. После поражения Наполеона и вступления русской армии в Париж стиль получил распространение в России.
Амфитеатр (от гр. amphi – с обеих сторон и theatron) – древнегреческий театр, в котором места для зрителей располагались полукругом, ступенями, постепенно повышаясь от центра.
Анимизм (от лат. anima, animus – душа, дух) – вера в существование души и духов, обязательный элемент всякой религии.
Античность (от лат. antiquus – древний) – совокупность проявлений культуры древних греков и римлян, которые с эпохи Возрождения принято было считать классическими для всей европейской культуры.
Архаика, архаическое искусство (от греч. archaios – древний) – ранний этап в развитии искусства какого-либо стиля. В основном применяется к раннему периоду египетского и древнерусского искусства. Для Древней Греции период архаики – с Х по VII вв. до н.э. Архаика характеризуется синкретизмом, т.е. невыделяемостью художественной деятельности и ее видов в общей структуре творческой активности человека

Базилика (от греч. basilike – дом базилевса) – здание вытянутой прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн. Первоначально, в Византии, – дом высшего духовного лица города, затем, в Древнем Риме, – общественное здание. Впоследствии стали использоваться христианами для собраний. Постепенно приобрели форму латинского креста.


Барокко (итал. barocco – причудливый, странный) – художественный стиль конца XVI – середины XVIII вв., характеризуемый динамикой, эмоциональной экспрессией, драматизмом, мистическим ощущением пространства. Возник в Италии, затем распространился и в других европейских странах после эпохи Ренессанса.
Библия (от греч. biblia – книги) – сборник разновременных и разнохарактерных сочинений VIII в. до н.э. – II в. н.э. Отражает различные социальные, политические и этические воззрения. Лежит в основе богослужения и догматики иудаизма и христианства. Состоит из Ветхого завета и Нового завета. Выдающийся памятник мировой культуры.
Бронзовый век – исторический период в развитии человечества, характеризующийся открытием и распространением бронзовых орудий и изделий. Датировка колеблется в зависимости от территории. В районе Средиземноморья ранний бронзовый век – 2500–2000 гг. до н.э. Ранний бронзовый век – это время пирамид, период Древнего царства Египта, поздний – гомеровская Троя. Средний и поздний бронзовый век – это время библейской истории, время патриархов Ветхого Завета – от Авраама до Моисея.
Буддизм – одна из трех мировых религий. Возник в Древней Индии в VI–V вв. до н.э. Основателем считается Сиддхартха Гаутама. Расцвет в Индии V в. до н.э. – нач. 1-го тыс. н.э. Распространился в Юго-Восточной и Центр. Азии. В центре буддизма – «учение о четырех благородных истинах»: существуют страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. В буддизме нет противопоставления субъекта и объекта, духа и материи, нет бога как творца и, безусловно, высшего существа.

Византийская культура — первоначально культура Восточной Римской империи, сформировавшаяся в V–XI вв. Основана на традициях эллинической культуры и христианской религии. Название получила от греческого города Византия, на месте которого в 330 г. была основана ее столица – Константинополь.


Возрождение – эпоха в развитии итальянского, а затем и европейского искусства XV–XVI вв. Эстетический идеал эпохи Возрождения заключается в соединении материального и духовного, выдвижении на первый план роли отдельной творческой личности. С Возрождения начинается история профессионального художественного творчества. В эпоху Возрождения существовали различные художественные стили, направления, течения и школы.

Гармония (от греч. harmonia – соответствие, согласие, созвучие) – эстетическая категория, обозначающая цельность, слитность, взаимодействие всех частей и элементов формы. Одушевленную гармонию, наполненную человеческим чувством и смыслом, называют красотой.


Геометрический стиль – художественный стиль, присущий, как правило, архаическому периоду развития той или иной этнической культуры. Впервые проявился в орнаментации орудий труда и предметов быта в эпоху неолита (IV тыс. до н.э.). В архаическом искусстве Средиземноморья известен геометрический стиль вазописи Х–VIII вв. до н.э. Для этого стиля характерно использование простых геометрических форм и составление из них геометрического орнамента.
Готика, готический стиль (от итал. gotico – готы) – художественный стиль в западноевропейском искусстве Х–XV вв. Возник на основе народных традиций германцев, достижений романской культуры и христианского мировоззрения. Проявился в строительстве кафедральных соборов и связанном с ним искусстве каменной и деревянной резьбы, скульптуры, витражей, получил широкое распространение в живописи.
Гуманизм (от лат. humanus – человеческий, человечный) – признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. В более узком смысле – светское вольномыслие эпохи Возрождения, противостоящее схоластике и духовному господству церкви, связано с изучением вновь открытых произведений классической древности.

Декадентство (от фр. dekadens , от позднелат. decadentia – упадок) – общее наименование кризисных явлений европейской культуры второй половины XIX – начала XX в., отмеченных настроениями безнадежности, неприятия жизни, тенденциями индивидуализма. Постоянными темами Д. являются мотивы небытия и смерти, тоска по духовным ценностям, отказ от гражданских идеалов, вера в разум, любование красотой увядания жизни. Д. получило широкое распространение в России, особенно после революций 1905—1907, 1917 гг., в творчестве ряда мастеров объединений «Мир искусства» и «Голубая роза» (К, Бальмонт, 3. Гиппиус, Д. Мережковский, Ф. Сологуб и др.).


Декаданс – то же, что декаденство.
Декадент – представитель декаденства.
Декоративно-прикладное искусство (от лат. dekorare – украшать) охватывает ряд видов творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями декоративно-прикладного искусства могут быть различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, одежда, всякого рода украшения, а также другие изделия, приобретающие художественное качество благодаря приложению к ним труда художника. Произведения декоративно-прикладного искусства своими эстетическими достоинствами, образным строем, характером постоянно воздействуют на душевное состояние человека.
Дизайн (от англ. design – проектировать, чертить, задумывать, а также проект, план, рисунок) – художественное конструирование предметов, проектирование эстетического облика промышленных изделий, предметов с их высокими и эстетическими качествами, предназначенных для непосредственного использования человеком, рациональное формирование целостной предметной среды.
Дорический ордер (гр. dorikos – свойственный дорическим племенам Древней Греции) – один из трех основных архитектурных ордеров, сложился в дорийских областях Древней Греции в период перехода к строительству храмов и сооружений из камня (встречается уже между 600 и 590 гг. до н.э. в самой Греции и дорийских колониях): храм Артемиды в Керкире. Колонна дорийского ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобами.

Железный век – период в развитии человечества, наступивший с распространением металлургии железа и изготовлением железных орудий и оружия. Сменил бронзовый век в основном в начале 1-го тыс. до н.э. Применение железа дало мощный стимул развитию производства и тем самым ускорило общественное развитие. В железный век у большинства народов Евразии происходило разложение первобытно-общинного строя и переход к классовому обществу.


Жанр (фр. genre — род, вид) — исторически сложившиеся внутренние подразделения в большинстве видов искусства. Принципы разделения на жанры специфичны для каждой из областей художественного творчества. В изобразительном искусстве основные жанры определяются прежде всего по предмету изображения: пейзаж, портрет, бытовой жанр, исторический жанр и др., в литературе – поэма, роман, рассказ, повесть, комедия, трагедия. Каждому жанру присущи определенные, характерные только для него, средства художественной выразительности. Это единство специфических свойств его формы и содержания. В современных условиях происходит сложный процесс переплетения и взаимодействия жанров, рождение их новых разновидностей (рок-опера, стихотворная проза и т.д.).
«Жития» – биографии святых и светских лиц, канонизированных христианской церковью («Житие Сергия Радонежского», «Слово о житии князя, Дмитрия Ивановича» и др.).
Икона (от греч. eikon – изображение, образ) – в христианской религии (православии и католицизме) в широком смысле изображение Иисуса Христа, богоматери, святых, сцен из Священного писания, которому церковь приписывает священный характер; в узком значении – произведение специфического вида средневекового искусства, иконописи, имеющее культовое назначение. Иконы рассматриваются церковью не как тождественное божеству изображение, но как символ, таинственно с ним связанный, а потому позволяющий духовное приобщение к «оригиналу», то есть проникновение в мир сверхъестественного через предмет реального мира. Культ иконы способствовал укреплению авторитета церкви, росту ее богатства.
Иконопись – писание икон, вид живописи, религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению.
Иконы представляют собой отдельные живописные композиции, выполняющиеся на деревянных досках, холсте, реже на металлических пластинках. Иконопись отражает эстетический опыт народа. Эстетика иконописи требует воплощения «божественного», сверхчувствительного содержания в зримых идеально возвышенных образах, призванных передать некую внутреннюю духовную сущность реального мира. В иконописи, как правило, отсутствует передача реальных объемов и трехмерного пространства, плоскостное изображение помещается на отвлеченном, нередко «золотом» фоне.
Иконостас (от икона и греч. stasis – место стояния) – перегородка с рядами (чинами) икон, отделяющая алтарь от основной части православного храма. Иконостас – это монументально-декоративное убранство храмов. Чины располагаются один над другим в строгой, последовательности; внизу ряд так называемых местных икон, выше – «деисусный» чин (включая иконы с изображением Христа и обращенных к нему богоматери, Иоанна Предтечи, архангелов), еще выше – «праздничный» (с изображением главных эпизодов из жизни Христа и богоматери) и «пророческий» чины.
Импрессионизм (фр. impressionnisme, от impression – впечатление) – направление в искусстве последней трети XIX – начала XX вв. Название «импрессионизм» возникло после выставки 1874 г., на которой экспонировалась картина художника К. Моне «Впечатление. Восходящее солнце».

Импрессионизм утверждает красоту повседневной действительности, добивается живой достоверности изображения. Произведения импрессионистов в целом отличаются жизнерадостностью, увлеченностью чувственной красотой мира.


Ионический ордер – один из трех главных древнегреческих архитектурных ордеров. Имеет стройную колонну с базой и стволом, прорезанным вертикальными желобками, капитель состоит из двух крупных завитков. Ионический ордер отличается от дорического большей легкостью пропорций и более богатым декором всех частей. Особенно широко был распространен в Греции в эпоху эллинизма.
Исихазм (от греч. hesychia – покой, безмолвие, отрешенность) – мистическое течение в Византии. В широком смысле учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания.
Ислам, мусульманство (ар.) — одна из мировых религий (наряду с христианством и буддизмом), возникшая в VII в. в Аравии. Вероучение ислама изложено в Коране. Основателем ислама считается Мухаммед, которого, по преданию, Аллах избрал своим «посланником», пророком. Основу исламского учения составляет строгий монотеизм (единобожие – вера в Аллаха, Аллах един, всемогущ, он создатель Вселенной), признание Корана вечной, несотворенной священной книгой, вера в воскресение мертвых и в конец света, соблюдение молитвы, поста и других обрядов. Ислам переносит поиски человеческого счастья на небо. Не признает разделения духовных и светских функций, закрепляя неразделенность духовной и светской власти, религии, политики и государства.

Каменный век – древнейший период в истории человечества, когда орудия и оружие изготавливались из камня, дерева и кости. Приблизительные хронологические границы каменного века свыше 2 млн — 6 тыс. лет назад. К. в. делится на древний (палеолит), средний (мезолит) и новый (неолит). Люди каменного века занимались собирательством, охотой, рыболовством. Общественные отношения – «первобытное человеческое стадо», затем родовой первобытно-общинный строй.


Канон (гр. kanon – правило, норма, мерило) – в изобразительном искусстве совокупность твердо установленных правил, определяющих в художественном произведении нормы композиции и колорита, систему пропорций либо иконографию данного типа изображения.

Каноном называют также произведения, служащие нормативным образцом. Системы канона, связанные с религиозными предписаниями, господствовали в искусстве древних культур Востока, в средневековом искусстве Европы и Азии. Для Античности и Возрождения характерны попытки рационалистическим путем найти идеальную закономерность в пропорциях человеческого тела и вывести неизменные, математически обоснованные правила построения человеческой фигуры. К. — все, что твердо установлено, стало общепринятым.


Классицизм – художественный стиль в европейском искусстве XVII – начала XIX в., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. К. стремится к выражению возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов. К. выдвигает такие эстетические нормы, как стойкость перед жестокостью судьбы и превратностями бытия, подчинение личного общему, страстей – долгу, разуму, верховным интересам общества. В литературе: трагедии П. Корнеля, Ж. Расина, А. Вольтера, оды М. Ломоносова, Г. Державина, трагедии А. Сумарокова и Я. Княжнина). В архитектуре (В. Баженов, М. Казаков, А. Воронихин) присущи четкость и геометризм форм, логичность планировки. Изобразительное искусство К. отличается ясностью, уравновешенностью композиции (художник – Г. Угрюмов, скульпторы – И. Мартос, М. Козловский).
Колизей (от лат. colosseus – громадный; колоссальный) – амфитеатр Флавиев в Риме, памятник древнеримской архитектуры (75–80 гг. н.э.). Включает арену (эллиптическую в плане) и поднимающиеся амфитеатром четыре яруса мест для зрителей (ок. 50 тыс.); предназначался для гладиаторских боев и других зрелищ. Построен из туфа, трибуны были покрыты мрамором; для системы сводчатых конструкций использованы кирпич и бетон. На величественном фасаде три яруса аркад (арок), опирающихся на колонны.
Конструктивизм (лат. constructio – построение) – направление в искусстве XX в., преемственно связанное с кубизмом и футуризмом и породившее свой художественный стиль, сказавшийся в советской архитектуре, живописи, прикладном искусстве и поэзии 20-х – начала 30-х гг. Основной установкой конструктивизма было сближение искусства с практикой индустриального быта по линии формы, геометризация контуров и обнажение технической основы строительства в архитектуре, функционально оправданное конструирование в прикладном искусстве, стилизация документов и воспроизведение производственных ритмов поэзии и т.д. (картина В. Татлина «Проект памятника-башни 3-го Интернационала»).
Коринфский ордер – один из трех основных архитектурных ордеров. Имеет высокую колонну с базой, стволом, прорезанным желобками, и пышной капителью, состоящей из нарядного резного узора листьев аканта (акант — род травянистых растений, иначе называемых «медвежья лапа») и небольших волют (волюта — орнамент, скульптурное украшение в виде завитка, спирали). Сложился во второй половине V в. до н.э. Пышный и торжественный коринфский ордер получил наибольшее распространение в архитектуре эпохи эллинизма и Древнего Рима.
Коран (араб. кур'ан, буквально – чтение) – главная «священная» книга ислама, всех мусульман; собрание религиозно-догматических, мифологических и правовых текстов; собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний, молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных пророком Мухаммедом в Мекке и Медине. Выдающийся памятник мировой культуры. В Коране приведены моральные нормы, обязательные для мусульманина. Много места занимают в Коране увещевания быть верным только Аллаху, послушными его посланнику (Мухаммеду) и угрозы по адресу инаковерующих. Коран поддерживает и узаконивает сословное неравенство, освящает частную собственность.
Крестово-купольный храм – тип христианского храма, сложившийся в зодчестве Византии. В исходном, классическом типе крестово-купольного храма купол на парусах опирается на четыре столба в центре здания, откуда, образующиеся при этом угловые помещения также перекрываются небольшими куполами или сводами. Главную роль в композиции храма играет центральный купол, высоко поднятый на барабане. Ярусом ниже располагаются сводчатые рукава креста, еще ниже – угловые помещения.

В целом храм представляет собой систему связанных друг с другом ячеек, выстраивающихся уступами в пирамидальную композицию. Тип крестово-купольного храма в разных своих вариантах получил широкое распространение в церковном зодчестве России, на Балканах, Кавказе и др.


Крито-микенская культура – культура Древней Греции эпохи бронзы (30–12 вв. до н.э.); более широкое название – эгейская культура. К.-м. к. развивалась в основном на островах Эгейского моря (о. Крит, Кикладские острова).

По сравнению с культурами Древнего Востока она отличается более светским, жизнерадостным характером. Искусство большое внимание уделяло человеку и природе, тяготело к устойчивым монументальным симметричным формам и обобщениям. Живопись стремилась к большей жизненности изображения, женские образы поражают элегантностью, изысканным, почти манерным изяществом. Величайшие достижения критских зодчих — дворцы в Кноссе, Фесте, Малии и др. Они отличались свободной планировкой помещений, богатым внутренним убранством, живописно-декоративным характером интерьеров. Это дворцы-лабиринты. Одна из вершин К.-м. к. — вазопись. Ваза – объемная форма критского сосуда – вызывает ощущение движения, текучести, упругого напряжения. Роспись построена на гибких силуэтах, ритме. Очевиден реализм вазовых росписей.


Кубизм (фр. cubisme, от cube – куб) – модернистское течение в изобразительном искусстве (приемы в живописи первой четверти XX в.). Он знаменовал собой разрыв с традициями реалистического искусства. Предметный мир изображался в виде комбинаций правильных геометрических объемов (куба, шара, цилиндра, конуса). Кубизм выделялся тяготением к суровой аскетичности цвета, к простым, весомым, осязаемым формам, к элементарным мотивам (таким как дом, дерево, утварь и др.). Геометризм подчеркивает устойчивость, предметность мира. (П. Пикассо. «Авиньонские девицы», «Дама с веером», «Гитара и скрипка»; Ж. Брак. «Женщина с гитарой»; русские кубофутуристы: К. Малевич. «На сенокосе», В. Татлин. «Натурщица»).
Культ (лат. cultus – почитание) – 1) один из обязательных элементов любой религии, выражающийся в особых магических обрядах, действиях священнослужителей и верующих с целью оказать желаемое воздействие на сверхъестественные силы; 2) преклонение перед кем-либо, чем-либо, почитание кого-либо, чего-либо, чрезмерное возвеличение (культ святых, культ личности).
Куртуазность – изысканная вежливость, любезность, учтивость. Куртуазная литература – придворно-рыцарское течение в европейской литературе XII – XIV вв.; представлено лирикой трубадуров и труверов во Франции, миннезингеров в Германии и рыцарскими романами.

Лад – система взаимосвязей музыкальных звуков, обусловленная тяготением неустойчивых звуков к устойчивым (опорным). Звуки лада в порядке их высоты образуют гамму.


Магия – чародейство, волшебство, колдовство, совокупность обрядов, связанных с верой в способность человека воздействовать на природу, людей, животных, богов; магия является составной частью всех религиозных культов.
Маньеризм (от лат. maniera – манера, стиль) – художественное течение, проявившееся в различных видах искусства Западной Европы XVI в. М. отразил нарастание кризисных явлений в позднем Возрождении, когда главной целью творчества было провозглашено следование «красивой и ученой манере», «идеальным» образцам искусства Ренессанса, но без присущей им глубины содержания и гуманизма. В Италии представителями М. были живописцы А. Бронзино, Ф. Пармиджанино, живописец и архитектор Дж. Вазари, скульптор Б. Челлини.
Массовая культура (от лат. massa – ком, кусок и cultura – возделывание, обработка, воспитание, развитие) – разновидность культуры капиталистического общества (синонимы на Западе: популярная, или поп-культура, индустрия развлечений, потребительская, коммерческая культура). М. к. сознательно ориентирует распространяемые ею духовные и материальные ценности на «усредненный» уровень развития массовых потребителей. Главным каналом распространения М. к. служат средства многотиражной коммуникационной техники (книгопечатание, репродуцирование, пресса, радио, кино, телевидение, видео- и звукозапись). Термин «М. к.» объективно имеет маскировочный характер, поскольку запросы аудитории не образуются стихийно, а в значительной степени формируются содержанием и художественным качеством тиражируемых произведений, что, в свою очередь, обусловливается интересами социальных групп, владеющих (контролирующих) на правах частной и государственной собственности средствами их производства и распространения. Термин «М. к.», хотя содержит в себе указание на массовость этого явления, не означает его народности, он основывается не на содержательном, а на формальном, количественном признаке – способе производства и потребления. Ставка на зрелищность любой ценой привела к нравственной неразборчивости М. к., к культу секса, пропаганде жестокости и насилия, способствующих подобной же трансформации нравов в самой жизни капиталистического общества. Преимущественно товарная и утилитарно-развлекательная по направленности, М. к. не исключает, однако, возможностей использования ее как мощного средства воздействия на общественное сознание не только для нивелировки взглядов и вкусов под сложившийся обывательский стереотип, но и для охранительных целей — идеализации существующих институтов и порядков, пропаганды западного образа жизни.
Мезолит – средний каменный век, переход от древнего к новому каменному веку (около 10 – 5-го тыс. до н.э.). В М. появились лук и стрелы, была приручена собака. М. иногда называли также протонеолитом (от греч. protos — первый и неолит) или эпи-палеолитом (от греч. epi – после и палеолит).
Мистика (от греч. mystikos – таинственный) – религиозная практика, имеющая целью переживание в экстазе непосредственного «единения» с богом, а также совокупность теологических и философских доктрин, оправдывающих и осмысляющих эту практику. При некоторых исторических условиях М. становилась формой протеста против церковной и социальной иерархии; в других случаях оказывала влияние на развитие идеалистической диалектики.
Миф (от греч. mythos – сказание, предание) – характерное для первобытного сознания синкретическое отражение действительности в виде чувственно-конкретных персонификаций и одушевленных существ, которые мыслятся вполне реальными; продукт устного народного творчества, коллективной народной фантазии. Различаются М. героические (сказочные: цикл мифов о Геракле) и этиологические (объясняющие причины событий, обычаев, названий: Миф о Прометее – открытии огня). Уже в Древней Греции была сделана попытка истолковать М. как одушевление природных сил (Метродор), а затем и общественных явлений (Евгемер).

следующая страница >>
Смотрите также:
Глоссарий по культурологии
780.79kb.
5 стр.
Феномен терроризма в информационном пространстве культуры
838.35kb.
4 стр.
Социокультурная ценность труда: глобальный и национальный аспекты
342.53kb.
1 стр.
Глоссарий терминов мсфо ос
1407.73kb.
9 стр.
И ограничения
5155.4kb.
19 стр.
Программа конференции Мурманск 2011 Оргкомитет конференции
247.73kb.
1 стр.
Социокультурные функции детского и молодежного театра 24. 00. 01 теория и история культуры
694.63kb.
4 стр.
Кафедра философии и культурологии
64.12kb.
1 стр.
Формирование культурной среды города и городского ландшафта, смысловое и композиционное значение монастырей в русском городе. Соловьев Кирилл Алексеевич – кандидат культурологии
313.78kb.
1 стр.
Глоссарий терминов стандартов аудиторской деятельности
570.07kb.
4 стр.
Техническое задание содержание общие положения 4 Глоссарий 4
522.64kb.
3 стр.
«Вопросы культурологии», научно-практический и методический журнал, №7, 2012 г. Методологическая дискуссия
39.46kb.
1 стр.