Главная
страница 1
Интегрированный урок по литературе, истории, географии по теме« А.С.Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина» в 7 классе. Урок, завершающий тему и, следовательно, обобщающий.

Форма урока: обобщение знаний, интегрированный урок.

Структура уроков данного типа позволяет в полном объёме реализовать принципы интегрирования предметов гуманитарно – эстетического цикла.


Цели урока:

Образовательные: организовать исследовательскую деятельность учащихся в работе

с текстовым материалом, монографиями, ресурсами Интернет, учить обработке и

анализу информации, полученной из сети; формировать информационную компетенцию.
Развивающие: способствовать развитию коммуникативных и познавательных

способностей учащихся, навыков работы с различными источниками,

оригинальности и ассоциативности мышления; развивать коммуникативную компетенцию через работу с художественным текстом, справочными материалами разного типа.
Воспитательные: формировать самостоятельность и креативность мышления

в условиях индивидуальной и парной работы, воспитывать неравнодушное отношение

к прозаическому тексту, понимание и литературоведческое чутье в отборе

материала; воспитывать чувство сопереживания персонажу текста; продолжать работу по развитию речеведческой компетенции учащихся данного возраста.


Методические приемы: индивидуальные сообщения, аналитическая работа

с текстом, словарная работа, приемы сравнения, беседа, самостоятельная работа,

индивидуальная, парная, групповая работа
Формы организации учебной деятельности на уроке: групповая работа, парная работа,

индивидуальная работа.


Оборудование:

- тексты «Повестей Белкина « А.С.Пушкина;

- компьютер и проектор, презентация учебного материала;

- рабочие материалы каждой группы как результат исследовательской работы

по заданному направлению.
Ход урока.

1.Организационный момент.

Учитель. В ранней юности человек впервые серьезно задумывается о цели

жизни, смысле существования, конечности человеческого бытия. Кто поможет

ответить на вечные вопросы? Книги великих, конечно. Их судьбы, их путь, их

поиск.


Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания, постараемся понять, проникнув в

лабораторию писателя, как на основании знания жизни создаёт он художественное

произведение, как соотносятся в нём факты действительности и вымысел, обсудим

значимость художественной детали, покажем необходимость внимательного чтения и

поговорим о своеобразии повестей А.С.Пушкина.

Четыре творческие группы учащихся (литературоведы, географы, историки,

искусствоведы) получили опережающие задания и работали в определённом

направлении. Выводы каждой группы записаны в ваши рабочие листы.


Причина обращения к данному виду урока: я обратилась после исследования вопроса: что читают учащиеся? В каком объёме и как часто?

К правильному литературному чтению их может привести только учитель через создание благоприятной ситуации чтения и исследования произведений классиков русской литературы на доступном им уровне, выбрав малые жанры, входящие в школьную программу. ( «Станционный смотритель» )

При подготовке к уроку детям заранее было дано задание, выполняя которое, они обращались за помощью к учителю, в школьную библиотеку, в сельскую библиотеку, использовали интернет – ресурсы. ( Приложение 1.)
1.Выступление литературоведов.

2.Выступление географов. (Приложение 2)

3.Выступление историков. (Приложение 3)

4.Выступление лингвистов. (Приложение 4)


Для того чтобы почувствовать дух эпохи того времени, обратились с детьми к

иллюстрациям, отображавшим быт времени. Посмотрели небольшие отрывки из кинофильмов по «Повестям покойного И.П.Белкина» А С Пушкина.


Для смены видов деятельности на интегрированном уроке детям была предложена игра «Умники и умницы».

Перед тем как агонистам начать соревноваться, предлагаю им выбрать дорожки.

Напоминаю, что красная дорожка - самый короткий путь к победе, ибо участник

должен правильно ответить на 2 вопроса, не допустив ошибки.

Жёлтая – задаю три вопроса, но здесь возможно допустить одну неточность.

Зелёная – задаю 4 вопроса, здесь можно ошибиться дважды. (Приложение 5)

Подводим итоги, объявляю победителей, узнаю мнение учащихся об игре, её организации и проведении. Ребята рассуждают, что это интересно, активизируется внимание, выстраиваются полученные знания в определенный порядок, развивается мышление, память.

Говорю о том, что «Повести Белкина» А.С.Пушкина не раз экранизировались. Просматриваем кадры из кинофильмов.

« Метель» в 1984г, Режиссер: Петр Фоменко;

«Выстрел» в1966 Режиссер: Наум Трахтенберг и в1981, режиссер: Петр Фоменко

Лидия Ишимбаева

«Барышня - крестьянка» в 1970, режиссер: Дина Лукова и в 1995 Режиссер:

Алексей Сахаров

«Коллежский регистратор», другое название: « Станционный смотритель» в

1925, режиссеры: Владимир Гончуков, Юрий Желябужский, Иван Москвин

«Гробовщик» в 1991 Режиссеры: Петр Фоменко, Алла Тарасова (II), Алексей

Чернобай.

В 1974 г. композитор Г.В.Свиридов создал музыкальные иллюстрации к повести

«Метель».
Завершая урок, я предлагаю ещё раз обратиться к выводам, сделанным каждой группой, и ответить на вопрос :«Актуальны ли проблемы, затронутые в

«Повестях Белкина»?


Творческое домашнее задание (по выбору учащегося):

1) Создать текст, представив своё видение по вопросу «Актуальны ли проблемы, затронутые в «Повестях Белкина» ;



2) Написать сочинение – отзыв на любую из повестей цикла.


Смотрите также:
Урок по литературе, истории, географии по теме«А. С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
42.02kb.
1 стр.
Александр Сергеевич Пушкин лирика, романтические поэмы, «Маленькие трагедии», роман в стихах «Евгений Онегин», повести Белкина; Михаил Юрьевич Лермонтов лирика, «Герой нашего времени»; Николай Васильевич Гоголь поэма
14.12kb.
1 стр.
Урок по литературе 7 класс Конспект открытого урока по литературе в 7 классе по теме «Образ главного героя в героической повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»
92.63kb.
1 стр.
Внеклассное мероприятие по литературе, 7 класс Тема: «Повести Белкина» А. С. Пушкина Цели: расширить представление о творчестве А. С. Пушкина
93.58kb.
1 стр.
Урок по литературе в 7 классе «Воспитание добротой в повести В. Распутина «Уроки французского»
71.58kb.
1 стр.
Л. Н. Толстой «Детство», «Юность». И. С. Тургенев «Записки охотника»
53.81kb.
1 стр.
А. С. Пушкин "Повести Белкина". Тема и идейный смысл одной из них
44.16kb.
1 стр.
Урок по литературе в 7 классе Тема урока: «Нравственные идеалы в повести Толстого Л. Н.
65.51kb.
1 стр.
Темы для рефератов и презентаций Жизнь и творчество русских писателей
41.1kb.
1 стр.
Темы урока: Торговля в средние века- история
31.61kb.
1 стр.
Урок географии в 7 классе по теме по теме «Страны Африки: юар, Египет, Конго». Цель
42.79kb.
1 стр.
Урок развития речи. Характеристика литературного героя. Подготовка к сочинению с разными типами речи
40.08kb.
1 стр.