Главная
страница 1
Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Сахалинский государственный университет»

Утверждаю

Проректор по УР _______ Л. И. Рублева

«___» _______ 2012 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.4. История мировой (зарубежной)

литературы

(Античная литература)

Направление подготовки: 032700.62 Филология

Профиль подготовки: Отечественная филология (Русский язык и литература)

Квалификация (степень) выпускника: бакалавр

Форма обучения очная

Южно-Сахалинск

2012 г.

Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700.62 «Филология» и профилю подготовки «Отечественная филология».



1. Цели и задачи изучения дисциплины

Дать общее представление о развитии литературы эпохи античности в единстве литературного, социо-культурного, философского, исторического аспектов, сформировать ценностное отношение к изучению мировой литературы как важнейшей составляющей общеинтеллектуального и духовного развития личности.



2. Место дисциплины в структуре ООП

Профессиональный цикл. Базовая часть (Б3.Б.4). Дисциплина изучается в 1 семестре. Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология / зарубежная филология / прикладная филология), философии, культурологии, иностранного языка


3. Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:

– владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);

– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);

– владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);

– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследова­тель­ской деятельности (ПК-5);

– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);

– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);

– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

знать закономерности развития русской литературы и культуры XIX века; свободно ориентироваться в системе литературных жанров романтизма и реализма; основные литературные направления и школы данного периода;

уметь обобщать и самостоятельно углублять теоретические знания, необходимые для объективной оценки современных направлений и концепций в области литературоведения; самостоятельно оценивать и анализировать художественные тексты данного периода; вникать в художественную структуру произведения на двух его уровнях (смысловом и формальном), анализируя содержание и функции разных его компонентов (сюжет, конфликт, система художественных образов) выбирать необходимые для анализа методы, методики и приёмы изучения и описания произведений; аргументированно доказывать выбранную позицию по дискуссионным вопросам;

владеть (быть в состоянии продемонстрировать) основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области литературоведения; иметь навыки сбора и систематизации библиографии по теме учебно-исследовательской работы, научно-исследовательского труда для написания квалификационных работ по филологии.



4. Структура и содержание дисциплины «История мировой зарубежной литературы (Античная литература)»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,5 зачетные единицы – 126 часов. Лекции – 36 ч., практические занятия – 18 ч., самостоятельная работа – 36 ч.





п/п

Раздел

Дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)

Форма промежуточной аттестации (по семестрам)

ЛК

ПЗ

КСР

СРС

Т-тест, УО - устный опрос (доклад, реферат, сообщение).

1

Введение. Предмет и задачи дисциплины.

1

1

2







2




2

Миф и

мифология.

Политеизм и

монотеизм.

Эволюция

мифологических представлений, космогонические

мифы.


1

2

2







2

Творческая работа

3

Героический эпос.

Гомер и


его поэмы

«Илиада» и

«Одиссея».

Гомеровский

вопрос.

Эпический

масштаб героя. Поэтика гомеровских

поэм. Гомер в

России.


1

2, 3

2

2




2

УО, творческая работа

4

Дидактический

эпос Гесиода. Кризис эпоса.

«Война

мышей и лягушек».



Басни Эзопа.

1

4

2







2

Т

5

Древнегреческая лирика, ее разновидности: декламационная, хоровая, сольная. Сапфо, Анакреонт и др. Метрическое стихосложение.

1

4, 5

2

2




4

УО

6.

Происхождение

театра. Эсхил

–«отец

трагедии».



Новаторство

Софокла и

Еврипида.


1

6

2

2




2

УО, Т

7

Древнегреческая

комедия.

Аристофан

–«отец


комедии».

Аристофан и

софисты.


1

7

2







2

Самостоятельная работа

8

Древнегреческая

проза:


философская,

историографи-

ческая,

ораторская.

Диалоги

Платона и

трактаты

Аристотеля.




1

8, 9

4

2




4

УО, Т, творческая работа

9

Эллинистический

период


античной

литературы.

Философские

учения эпохи

эллинизма.


1

10

2

2




2

УО

10

Пастораль

как ведущая

форма

эллинистической



литературы.

Феокрит. Лонг. Александрийская

поэзия.

Новоаттическая

драма.

Проза Лукиана.



Плутарх.

1

11, 12

4

2




4

УО, Т, самостоятельная работа

11

Своеобразие

римской


литературы,

ее преемственный

характер.

Римская комедия

Плавта и

Теренция.

Литература

эпохи республики.

Лирика Катулла

и проза Цицерона.



1

13, 14, 15

6

2




4

УО, Т

12

Литература Рима эпохи Августа. Римская классика: Гораций, Вергилий, Овидий.

1

16

2

2




2

УО

13

Литература имперского Рима: Сенека, Ювенал, Марциал, Петроний, Апулей.

1

17, 18

2

2




2

УО, творческая работа

14

Значение

античной

литературы в

развитии

европейской и

мировой культуры



1

18

2







2

Т













36

18




35




5. Основные образовательные технологии

Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных технологий для работы на профильных ресурсах в сети Интернет. Предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 20 % аудиторных занятий.



  1. Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы

  1. Художественные особенности античной литературы.

  2. Мифологическое мировоззрение как стадия в процессе осмысления мира. Сказания о богах-олимпийцах.

  3. Героический эпос, его жанровые признаки. Поэмы Гомера.

  4. Развитие лирики как первой формы изображения индивидуальных человеческих чувств.

  5. Связь греческой лирики с общественной жизнью и роль ее в социальной борьбе VII-VI веков до н.э.

  6. Темы творчества и жанровое своеобразие лирики Тиртея, Солона, Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара.

  7. Греческая культура классического периода. Афинская демократия, классическое искусство этого времени. Греческий театр. Народность греческой драматургии. Тематика и строение греческой трагедии.

  8. Эсхил – «отец трагедии». Трагедия «Прикованный Прометей», своеобразие ее поэтики.

  9. Софокл – поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии «Царь Эдип». Своеобразие драматургической поэтики.

  10. Эврипид – драматург кризиса афинской рабовладельческой демократии. Политические, религиозные и эстетические взгляды Эврипида. Поэтика Эврипида – изображение людей «такими, какие они есть».

  11. Возникновение греческой комедии. Структура древнеаттической комедии и круг проблем. Аристофан – «отец комедии». Комедии «Всадники», «Облака», «Лягушки», «Мир».

  12. Новая ступень развития античного общества и образование больших государств, эллинистических монархий. Эпикуреизм, стоицизм. Обращение искусства к проблемам семьи и интимных переживаний.

  13. Новоаттическая комедия: новое качество реализма и гуманизма в греческой литературе. Менандр, комедия «Третейский суд». Роль случая в композиции комедии. Значение комедий Менандра для римской и новоевропейской комедии.

  14. Римское рабовладельческое общество, этапы его развития. Роль римской литературы в развитии мировой литературы.

  15. Римский театр, его связь с «новой» комедией. Комедии Плавта. Плебейская идеология драматурга.

  16. Переход Рима от положения полиса к положению мировой державы. Обострение социальных противоречий. Катулл, его политические эпиграммы и любовная лирика.

  17. «Век Августа». Кружок Мецената. Расцвет римской литературы.

  18. Гораций. «Эподы» и «Сатиры». Социально-политическая, морально-философская и любовная тематика «Од» Горация.

  19. Вергилий, «Энеида»: ориентация на Гомера и политическая актуальность содержания. Образ Энея как идеал римской доблести.

  20. Овидий: скрытая оппозиция реформам Августа в ранних произведениях. «Метаморфозы»: отображение в мифологических сюжетах современной поэту жизни. Значение поэмы Овидия «Метаморфозы» как источника знаний об античной мифологии.

  21. Средиземноморская империя под властью римских императоров. Слияние греческой и римской культур в единую античную. Греческий роман, его характерные черты. Своеобразие пастушеского романа Лонга «Дафнис и Хлоя».

  1. Примерные темы рефератов

    1. Жанровая структура героического эпоса в «Илиаде» Гомера.

    2. Роль и характер сравнений в гомеровских поэмах.

    3. Образ Прометея в эпосе Гесиода, трагедии Эсхила и трагедии М. Карима «Не бросай огонь, Прометей!».

    4. Идейное и художественное своеобразие трилогии Эсхила «Орестея».

    5. Пародийный характер поэмы «Батрохомиомахия».

    6. «Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки.

    7. Образ Рима в лирике и эпосе Вергилия.

    8. Мировосприятие и мировоззрение древних греков, их отражение в олимпийской мифологии.

    9. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла «Царь Эдип».

    10. Роль хора в трагедии Софокла «Царь Эдип».

    11. Идеи софистики в трагедии Эврипида «Медея».

    12. Особенности мировоззрения Аристофана, проявившиеся в идейной сущности его комедий.

    13. Комические приемы в комедиях Аристофана.

    14. Роль случая в новоаттической комедии Менандра.

    15. Гуманистический пафос комедий Менандра.

    16. Жанры и сюжеты идиллий Феокрита.

    17. Идея испытаний и ее роль в романе Лонга «Дафнис и Хлоя».

    18. Роль Плавта в создании римской комедии.

    19. Мир лирического героя Катулла.

    20. Жанр буколики в творчестве Вергилия.

    21. Мифологическое обоснование римской истории в поэме Вергилия «Энеида».

    22. Художественный стиль «Энеиды» Вергилия.

    23. Тема судьбы в поздней античной литературе.

    24. Отражение философии умеренных стоиков в одах Горация.

    25. Идейное содержание лирики Горация.

    26. Культурно-исторические идеи «Метаморфоз» Овидия.

    27. Изображение нравов и уклада жизни Римской империи первых веков н.э. в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

    28. Роль вставных новелл в идейном содержании романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».

Примечание: Приведенные в списке темы могут быть уточнены или дополнены по предложению студентов

3) Вопросы и задания для самоподготовки и самоконтроля

  1. Первые памятники античной литературы. В течение какого исторического периода развивается ан­тичная литература?

  2. На какие периоды можно разбить греческую и римскую литературу?

  3. В чем состоит отличие античной литературы от других европейских литератур?

  4. В чем состоит историческое значение античной лите­ратуры?

  5. Кто такие аэды и рапсоды?

  6. В чем различие позиций «аналитиков» и «унитариев» в «гомеровском вопросе»?

  7. Композиция «Илиады». Композиция «Одиссеи». В чем своеобразие гомеровской поэзии?

  8. Кому адресована поэма «Труды и дни»? В чем проявляется суеверие Гесиода?

  9. Что характерно для общественной обстановки в Греции в VII-VI вв. до н.э.?

  10. На какие виды делится лирика этой эпохи? Тематика и форма греческой элегии. Назовите ее пред­ставителей.

  11. Мелическая поэзия. Ее представители. Хоровая мелика: виды, представители. В чем проявляется политический и культурный расцвет в V в. до н.э.?

  12. Каким образом возникла и сформировалась греческая драма?

  13. Устройство греческого театра. Организация театральных представлений. Назначение театральной маски?

  14. Что представляет собой «драма сатиров» и каково ее на­значение?

  15. Почему Эсхила называют «отцом трагедии» и поэтом становления демократии? Какова проблематика пьес Эсхила?

  16. Какова социальная направленность «Прикованного Прометея»?

  17. Какие идеалы утверждает поэт образом Прометея?

  18. В чем состоит драматическое мастерство Софокла, какие изменения внес он в трагедию?

  19. Проблематика и художественные достоинства трагедии «Царь Эдип», какие принципы общественной жизни сталкиваются в лице Креонта и Антигоны? В чем состоит трагическая вина Креонта в трагедии «Антигона»?

  20. Что следует понимать под «нормативностью» характеров у Софокла?

  21. Чем персонажи Еврипида отличаются от персонажей Софокла?

  22. Какие идеи, новые для своего времени, звучат в трагедиях Еврипида?

  23. В чем проявляется новое отношение к браку и Медеи?

  24. Как проявляется отношение Еврипида к традиционным богам в трагедиях «Иполлит» и «Электра»?

  25. Образы самоотверженных героинь Еврипида.Что такое «deux ex machine» у Еврипида?


4) Вопросы по итогам освоения дисциплины

  1. Греческая мифология как стадия в процессе осмысления мира. Сказание о богах и героях.

  2. Периодизация греческой литературы.

  3. Греческий героический эпос. Гомер – легендарный творец «Илиады» и «Одиссеи». Гомеровский вопрос.

  4. Поэма Гомера «Одиссея». Сказочные мотивы в поэмах Гомера.

  5. Поэма Гомера «Илиада»: сюжет поэмы и его отличие от содержания мифа о греко-троянской войне.

  6. Объективное и субъективное в поэмах Гомера (отношение к войне, царской власти, полису). Особенности эпического стиля Гомера.

  7. Дидактический эпос Гесиода. Поэма «Труды и дни».

  8. Греческая литература периода становления полисов. Лирика VII-VI вв. до н.э. Виды греческой лирики.

  9. Гражданские элегии Тиртея.

  10. Поэтическое творчество Солона.

  11. Ямбы Архилоха.

  12. Поэзия Алкея.

  13. Любовная лирика Сапфо.

  14. Творчество Анакреонта.

  15. Хоровые песни Пиндара.

  16. Греческая литература периода расцвета полисов. Греческая драма. Трагедия как вид драмы. Представление о катарсисе и трагическом герое у Аристотеля.

  17. Характеристика творчества Эсхила, проблематика его трагедий.

  18. Миф о Прометее и трагедия Эсхила «Прикованный Прометей». Жанровые особенности трагедии.

  19. Трилогия Эсхила «Орестея»: проблема рока и справедливости, борьба за упрочнение афинского полиса, боги как блюстители правовых основ полиса.

  20. Софокл – драматург эпохи расцвета афинской рабовладельческой демократии. Особенности его мировоззрения, проблематика творчества.

  21. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла «Царь Эдип».

  22. Трагическая ирония, перипетии и узнавание в трагедиях Софокла.

  23. Эврипид – «философ со сцены», драматург кризиса афинской рабовладельческой демократии. Политические, религиозные, эстетические взгляды Эврипида.

  24. Миф о Медее и содержание трагедии Эврипида «Медея». Критическое осмысление Эврипидом философского тезиса «человек есть мера всех вещей».

  25. Новаторство Эврипида-трагика.

  26. Истоки античной комедии. Древнеаттическая комедия, ее социальная основа и общественно-политическая проблематика. Структура комедии.

  27. Аристофан – «отец комедии». Особенности мировоззрения комедиографа, проявившиеся в идейной сущности его комедий.

  28. Тема кризиса афинской демократии в комедии Аристофана «Всадники».

  29. Комедия Аристофана «Облака».

  30. Комедия Аристофана «Лягушки».

  31. Комедия Аристофана «Мир».

  32. Греческая литература эллинистического периода. Жанры «новой» комедии, идиллии, эпиграммы.

  33. Новоаттическая бытовая комедия. Менандр, «Третейский суд».

  34. Александрийская поэзия. Феокрит.

  35. Периодизация и своеобразие римской литературы.

  36. Римский театр. Комедия Плавта «Клад».

  37. Литература периода кризиса и гибели республики. Ораторское искусство и философия. Цицерон, Лукреций. Поэзия Катулла.

  38. Римская литература периода становления империи. «Век Августа». «Энеида» Вергилия – литературный героический эпос.

  39. Поэзия Горация. «Сатиры», «Оды».

  40. Творчество Овидия. «Метаморфозы».

  41. Апулей. «Метаморфозы» («Золотой осел»).

  42. Позднегреческий роман. Лонг, «Дафнис и Хлоя».

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

Основная литература по курсу «Античная литература»

I. Художественные тексты:

1.Гомер. "Илиада". "Одиссея".

2.Древнегреческая лирика (Архилох, Сапфо, Анакреонт и др.).

3.Эсхил. "Прометей прикованный". "Орестея".

4.Софокл. "Антигона". "Эдип-царь".

5.Еврипид. "Медея". "Ипполит". "Ифигения в Авлиде".

6.Аристофан. "Всадники'. "Облака". "Лягушки". "Мир" (на выбор 2-3комедии)

7.Аристотель. "Поэтика".

8.Лонг. "Дафнис и Хлоя".

9.Плавт. "Хвастливый воин". "Комедия о горшке".

10.Вергилий. "Энеида".

11.Овидий. "Метаморфозы". "Печальные элегии".

12.Сенека. "Медея". "Федра".

13.Апулей. "Метаморфозы".



II. Критическая литература:

1.Античная литература. — 4-е изд. /Под. ред. А. А. Тахо-Годи. — М., 1986.

2.Радциг СИ. История древнегреческой литературы. — М., 1977.

3.Тройский ИМ. История античной литературы. — 4-е изд. — М., 1983.

4.Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. — М.,1972.

5.Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. — Л.,1989.

6. Мифы народов мира: В 2-х т. — М., 1982.

7.Словарь античности /Пер. с нем. — М., 1994.

8.Мифологический словарь /Под ред. Е.М. Мелетинского. — М., 1991.

9.Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М., 1957.

10.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.

11.БоннарА. Греческая цивилизация. — М., 1958-1962. — Т. 1-3.

12.Дюрант В. Жизнь Греции. — М., 1997.

13.Дюрант В. Цезарь и Христос. — М., 1995.

14.Лосев А. Ф.Гомер. — М., 1960.

15.Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.

16.Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. — М., 1995.

17.Античность и современность. — М., 1972.

18.Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. — М., 1967.

19.Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. — М., 1990.

20.Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. — М., 1973.

21.Тахо-Годи АА. Греческая мифология. — М., 1989.

22.Каллистов Д.П. Античный театр. — Л., 1970.

23. Гиленсон Б.А. История античной литературы. — М.: Флинта: Наука, 2001.



Дополнительная литература по курсу «Античная литература»

I. Художественные тексты:

  1. Эсхил. «Орестея».

  2. Софокл. «Антигона».

  3. Эврипид. «Ипполит». «Ифигения в Авлиде».

  4. Плавт. «Хвастливый воин».

  5. Теренций. «Свекровь». «Братья».

  6. Феокрит. Идиллии.

  7. Вергилий. Буколики. Георгики.

  8. Сенека. «Эдип». «Медея».

  9. Ювенал. Сатиры.

II. Критическая литература:

  1. История греческой литературы. М., 1946-1960. Тт. 1-3.

  2. Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М., 1995.

  3. Борухович В. История древнегреческой литературы (классический период). М.: Высшая школа, 1962.

  4. Головня В.В. История античного театра. М., 1972.

  5. Аристофан Сборник статей к 2400-летию со дня рождения Аристофана /Под ред. Дератани Н.Ф. М., 1956.

  6. Лосев А.Ф. Гомер. М.: Учпедгиз, 1960.

  7. Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975.

  8. Федоров Н.А. Греческая лирика. Лекция. М.: изд-во МГУ, 1963.

  9. Античность и современность. – М., 1972.

  10. Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.

  11. Гусейнов Г.И. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982.

  12. Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.

  13. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. – М., 1967.

  14. Ярхо В. Н., Полонская К. П. Технология мастерства. – М., 1990.

  15. Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М., 1993.

  16. Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. – М., 1973.

  17. Античная поэтика. – М., 1991.

  18. Каллистов Д. П. Античный театр. – Л., 1970.

  19. Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. – Л., 1987.

  20. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.

  21. Дюрант В. Жизнь Греции. – М., 1997.

  22. Беркова Е.А. Буколический роман Лонга. – В сб.: Античный роман. М., 1969.

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийное оборудование; средства обеспечения освоения дисциплины: видеофильмы и слайды для демонстрации, экранизации по произведениям, научно-популярные фильмы по соответствующим темам.

Автор: кандидат филол. наук, доцент Л. В. Дорофеева

Рецензент (ы) _________________________



Программа рассмотрена и одобрена на заседании УМС от «7» ноября 2012 года, протокол № 1


Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины «архитектура ЭВМ и систем»
345.18kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
1438.22kb.
7 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины земельное право
216.79kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «моделирование социально-экономических процессов» Направление 080500 Менеджмент
272.37kb.
1 стр.
Рабочая программа учебной дисциплины «дополнительные главы неорганической химии. Химия элементов»
670.48kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Экология металлургического производства
221.17kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины Информационные технологии в менеджменте Направление подготовки
572.63kb.
6 стр.
Рабочая программа дисциплины программирование на языке C# Направление (специальность) подготовки
97.36kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины Страноведение (на иностранном языке) По направлению подготовки
225.31kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины История зарубежной литературы
455.86kb.
3 стр.
Рабочая программа дисциплины Государственное и муниципальное управление Направление подготовки 080200 Менеджмент
273.23kb.
1 стр.
Рабочая программа наименование дисциплины Новые конструкционные материалы
158.65kb.
1 стр.