Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Сахалинский государственный университет»
Утверждаю
Проректор по УР _______ Л. И. Рублева
«___» _______ 2012 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ
Б3.Б.4. История мировой (зарубежной)
литературы
(Античная литература)
Направление подготовки: 032700.62 Филология
Профиль подготовки: Отечественная филология (Русский язык и литература)
Квалификация (степень) выпускника: бакалавр
Форма обучения очная
Южно-Сахалинск
2012 г.
Рабочая программа «История мировой (зарубежной) литературы (Античная литература)» составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки 032700.62 «Филология» и профилю подготовки «Отечественная филология».
1. Цели и задачи изучения дисциплины
Дать общее представление о развитии литературы эпохи античности в единстве литературного, социо-культурного, философского, исторического аспектов, сформировать ценностное отношение к изучению мировой литературы как важнейшей составляющей общеинтеллектуального и духовного развития личности.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Профессиональный цикл. Базовая часть (Б3.Б.4). Дисциплина изучается в 1 семестре. Курс истории зарубежной литературы является базовым для профессиональной подготовки филолога. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и компетенции, полученные в средней общеобразовательной школе, а также в результате изучения курсов введение в литературоведение, введение в профильную подготовку (отечественная филология / зарубежная филология / прикладная филология), философии, культурологии, иностранного языка
3. Требования к результатам освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общекультурных и общепрофессиональных компетенций:
– владение культурой мышления, способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
– способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии (ПК-1);
– владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий (ПК-2);
– владение основными методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на основном изучаемом языке (ПК-4);
– способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации и филологического анализа текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-5);
– способность проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-6);
– владение навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составлении рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-7);
– владение навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-8);
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
– знать закономерности развития русской литературы и культуры XIX века; свободно ориентироваться в системе литературных жанров романтизма и реализма; основные литературные направления и школы данного периода;
– уметь обобщать и самостоятельно углублять теоретические знания, необходимые для объективной оценки современных направлений и концепций в области литературоведения; самостоятельно оценивать и анализировать художественные тексты данного периода; вникать в художественную структуру произведения на двух его уровнях (смысловом и формальном), анализируя содержание и функции разных его компонентов (сюжет, конфликт, система художественных образов) выбирать необходимые для анализа методы, методики и приёмы изучения и описания произведений; аргументированно доказывать выбранную позицию по дискуссионным вопросам;
– владеть (быть в состоянии продемонстрировать) основными методами и приемами исследовательской и практической работы в области литературоведения; иметь навыки сбора и систематизации библиографии по теме учебно-исследовательской работы, научно-исследовательского труда для написания квалификационных работ по филологии.
4. Структура и содержание дисциплины «История мировой зарубежной литературы (Античная литература)»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3,5 зачетные единицы – 126 часов. Лекции – 36 ч., практические занятия – 18 ч., самостоятельная работа – 36 ч.
№
п/п
|
Раздел
Дисциплины
|
Семестр
|
Неделя семестра
|
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
|
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
|
ЛК
|
ПЗ
|
КСР
|
СРС
|
Т-тест, УО - устный опрос (доклад, реферат, сообщение).
|
1
|
Введение. Предмет и задачи дисциплины.
|
1
|
1
|
2
|
|
|
2
|
|
2
|
Миф и
мифология.
Политеизм и
монотеизм.
Эволюция
мифологических представлений, космогонические
мифы.
|
1
|
2
|
2
|
|
|
2
|
Творческая работа
|
3
|
Героический эпос.
Гомер и
его поэмы
«Илиада» и
«Одиссея».
Гомеровский
вопрос.
Эпический
масштаб героя. Поэтика гомеровских
поэм. Гомер в
России.
|
1
|
2, 3
|
2
|
2
|
|
2
|
УО, творческая работа
|
4
|
Дидактический
эпос Гесиода. Кризис эпоса.
«Война
мышей и лягушек».
Басни Эзопа.
|
1
|
4
|
2
|
|
|
2
|
Т
|
5
|
Древнегреческая лирика, ее разновидности: декламационная, хоровая, сольная. Сапфо, Анакреонт и др. Метрическое стихосложение.
|
1
|
4, 5
|
2
|
2
|
|
4
|
УО
|
6.
|
Происхождение
театра. Эсхил
–«отец
трагедии».
Новаторство
Софокла и
Еврипида.
|
1
|
6
|
2
|
2
|
|
2
|
УО, Т
|
7
|
Древнегреческая
комедия.
Аристофан
–«отец
комедии».
Аристофан и
софисты.
|
1
|
7
|
2
|
|
|
2
|
Самостоятельная работа
|
8
|
Древнегреческая
проза:
философская,
историографи-
ческая,
ораторская.
Диалоги
Платона и
трактаты
Аристотеля.
|
1
|
8, 9
|
4
|
2
|
|
4
|
УО, Т, творческая работа
|
9
|
Эллинистический
период
античной
литературы.
Философские
учения эпохи
эллинизма.
|
1
|
10
|
2
|
2
|
|
2
|
УО
|
10
|
Пастораль
как ведущая
форма
эллинистической
литературы.
Феокрит. Лонг. Александрийская
поэзия.
Новоаттическая
драма.
Проза Лукиана.
Плутарх.
|
1
|
11, 12
|
4
|
2
|
|
4
|
УО, Т, самостоятельная работа
|
11
|
Своеобразие
римской
литературы,
ее преемственный
характер.
Римская комедия
Плавта и
Теренция.
Литература
эпохи республики.
Лирика Катулла
и проза Цицерона.
|
1
|
13, 14, 15
|
6
|
2
|
|
4
|
УО, Т
|
12
|
Литература Рима эпохи Августа. Римская классика: Гораций, Вергилий, Овидий.
|
1
|
16
|
2
|
2
|
|
2
|
УО
|
13
|
Литература имперского Рима: Сенека, Ювенал, Марциал, Петроний, Апулей.
|
1
|
17, 18
|
2
|
2
|
|
2
|
УО, творческая работа
|
14
|
Значение
античной
литературы в
развитии
европейской и
мировой культуры
|
1
|
18
|
2
|
|
|
2
|
Т
|
|
|
|
|
36
|
18
|
|
35
|
|
5. Основные образовательные технологии
Лекции, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, использование компьютерных технологий для работы на профильных ресурсах в сети Интернет. Предусматривается широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах составляет не менее 20 % аудиторных занятий.
-
Примерный перечень вопросов для самостоятельной работы
-
Художественные особенности античной литературы.
-
Мифологическое мировоззрение как стадия в процессе осмысления мира. Сказания о богах-олимпийцах.
-
Героический эпос, его жанровые признаки. Поэмы Гомера.
-
Развитие лирики как первой формы изображения индивидуальных человеческих чувств.
-
Связь греческой лирики с общественной жизнью и роль ее в социальной борьбе VII-VI веков до н.э.
-
Темы творчества и жанровое своеобразие лирики Тиртея, Солона, Архилоха, Алкея, Сапфо, Анакреонта, Пиндара.
-
Греческая культура классического периода. Афинская демократия, классическое искусство этого времени. Греческий театр. Народность греческой драматургии. Тематика и строение греческой трагедии.
-
Эсхил – «отец трагедии». Трагедия «Прикованный Прометей», своеобразие ее поэтики.
-
Софокл – поэт расцвета афинской рабовладельческой демократии. Проблема рока и свободной воли человека в трагедии «Царь Эдип». Своеобразие драматургической поэтики.
-
Эврипид – драматург кризиса афинской рабовладельческой демократии. Политические, религиозные и эстетические взгляды Эврипида. Поэтика Эврипида – изображение людей «такими, какие они есть».
-
Возникновение греческой комедии. Структура древнеаттической комедии и круг проблем. Аристофан – «отец комедии». Комедии «Всадники», «Облака», «Лягушки», «Мир».
-
Новая ступень развития античного общества и образование больших государств, эллинистических монархий. Эпикуреизм, стоицизм. Обращение искусства к проблемам семьи и интимных переживаний.
-
Новоаттическая комедия: новое качество реализма и гуманизма в греческой литературе. Менандр, комедия «Третейский суд». Роль случая в композиции комедии. Значение комедий Менандра для римской и новоевропейской комедии.
-
Римское рабовладельческое общество, этапы его развития. Роль римской литературы в развитии мировой литературы.
-
Римский театр, его связь с «новой» комедией. Комедии Плавта. Плебейская идеология драматурга.
-
Переход Рима от положения полиса к положению мировой державы. Обострение социальных противоречий. Катулл, его политические эпиграммы и любовная лирика.
-
«Век Августа». Кружок Мецената. Расцвет римской литературы.
-
Гораций. «Эподы» и «Сатиры». Социально-политическая, морально-философская и любовная тематика «Од» Горация.
-
Вергилий, «Энеида»: ориентация на Гомера и политическая актуальность содержания. Образ Энея как идеал римской доблести.
-
Овидий: скрытая оппозиция реформам Августа в ранних произведениях. «Метаморфозы»: отображение в мифологических сюжетах современной поэту жизни. Значение поэмы Овидия «Метаморфозы» как источника знаний об античной мифологии.
-
Средиземноморская империя под властью римских императоров. Слияние греческой и римской культур в единую античную. Греческий роман, его характерные черты. Своеобразие пастушеского романа Лонга «Дафнис и Хлоя».
-
Примерные темы рефератов
-
Жанровая структура героического эпоса в «Илиаде» Гомера.
-
Роль и характер сравнений в гомеровских поэмах.
-
Образ Прометея в эпосе Гесиода, трагедии Эсхила и трагедии М. Карима «Не бросай огонь, Прометей!».
-
Идейное и художественное своеобразие трилогии Эсхила «Орестея».
-
Пародийный характер поэмы «Батрохомиомахия».
-
«Медея» Еврипида и «Медея» Сенеки.
-
Образ Рима в лирике и эпосе Вергилия.
-
Мировосприятие и мировоззрение древних греков, их отражение в олимпийской мифологии.
-
Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла «Царь Эдип».
-
Роль хора в трагедии Софокла «Царь Эдип».
-
Идеи софистики в трагедии Эврипида «Медея».
-
Особенности мировоззрения Аристофана, проявившиеся в идейной сущности его комедий.
-
Комические приемы в комедиях Аристофана.
-
Роль случая в новоаттической комедии Менандра.
-
Гуманистический пафос комедий Менандра.
-
Жанры и сюжеты идиллий Феокрита.
-
Идея испытаний и ее роль в романе Лонга «Дафнис и Хлоя».
-
Роль Плавта в создании римской комедии.
-
Мир лирического героя Катулла.
-
Жанр буколики в творчестве Вергилия.
-
Мифологическое обоснование римской истории в поэме Вергилия «Энеида».
-
Художественный стиль «Энеиды» Вергилия.
-
Тема судьбы в поздней античной литературе.
-
Отражение философии умеренных стоиков в одах Горация.
-
Идейное содержание лирики Горация.
-
Культурно-исторические идеи «Метаморфоз» Овидия.
-
Изображение нравов и уклада жизни Римской империи первых веков н.э. в романе Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».
-
Роль вставных новелл в идейном содержании романа Апулея «Метаморфозы, или Золотой осел».
Примечание: Приведенные в списке темы могут быть уточнены или дополнены по предложению студентов
3) Вопросы и задания для самоподготовки и самоконтроля
-
Первые памятники античной литературы. В течение какого исторического периода развивается античная литература?
-
На какие периоды можно разбить греческую и римскую литературу?
-
В чем состоит отличие античной литературы от других европейских литератур?
-
В чем состоит историческое значение античной литературы?
-
Кто такие аэды и рапсоды?
-
В чем различие позиций «аналитиков» и «унитариев» в «гомеровском вопросе»?
-
Композиция «Илиады». Композиция «Одиссеи». В чем своеобразие гомеровской поэзии?
-
Кому адресована поэма «Труды и дни»? В чем проявляется суеверие Гесиода?
-
Что характерно для общественной обстановки в Греции в VII-VI вв. до н.э.?
-
На какие виды делится лирика этой эпохи? Тематика и форма греческой элегии. Назовите ее представителей.
-
Мелическая поэзия. Ее представители. Хоровая мелика: виды, представители. В чем проявляется политический и культурный расцвет в V в. до н.э.?
-
Каким образом возникла и сформировалась греческая драма?
-
Устройство греческого театра. Организация театральных представлений. Назначение театральной маски?
-
Что представляет собой «драма сатиров» и каково ее назначение?
-
Почему Эсхила называют «отцом трагедии» и поэтом становления демократии? Какова проблематика пьес Эсхила?
-
Какова социальная направленность «Прикованного Прометея»?
-
Какие идеалы утверждает поэт образом Прометея?
-
В чем состоит драматическое мастерство Софокла, какие изменения внес он в трагедию?
-
Проблематика и художественные достоинства трагедии «Царь Эдип», какие принципы общественной жизни сталкиваются в лице Креонта и Антигоны? В чем состоит трагическая вина Креонта в трагедии «Антигона»?
-
Что следует понимать под «нормативностью» характеров у Софокла?
-
Чем персонажи Еврипида отличаются от персонажей Софокла?
-
Какие идеи, новые для своего времени, звучат в трагедиях Еврипида?
-
В чем проявляется новое отношение к браку и Медеи?
-
Как проявляется отношение Еврипида к традиционным богам в трагедиях «Иполлит» и «Электра»?
-
Образы самоотверженных героинь Еврипида.Что такое «deux ex machine» у Еврипида?
4) Вопросы по итогам освоения дисциплины
-
Греческая мифология как стадия в процессе осмысления мира. Сказание о богах и героях.
-
Периодизация греческой литературы.
-
Греческий героический эпос. Гомер – легендарный творец «Илиады» и «Одиссеи». Гомеровский вопрос.
-
Поэма Гомера «Одиссея». Сказочные мотивы в поэмах Гомера.
-
Поэма Гомера «Илиада»: сюжет поэмы и его отличие от содержания мифа о греко-троянской войне.
-
Объективное и субъективное в поэмах Гомера (отношение к войне, царской власти, полису). Особенности эпического стиля Гомера.
-
Дидактический эпос Гесиода. Поэма «Труды и дни».
-
Греческая литература периода становления полисов. Лирика VII-VI вв. до н.э. Виды греческой лирики.
-
Гражданские элегии Тиртея.
-
Поэтическое творчество Солона.
-
Ямбы Архилоха.
-
Поэзия Алкея.
-
Любовная лирика Сапфо.
-
Творчество Анакреонта.
-
Хоровые песни Пиндара.
-
Греческая литература периода расцвета полисов. Греческая драма. Трагедия как вид драмы. Представление о катарсисе и трагическом герое у Аристотеля.
-
Характеристика творчества Эсхила, проблематика его трагедий.
-
Миф о Прометее и трагедия Эсхила «Прикованный Прометей». Жанровые особенности трагедии.
-
Трилогия Эсхила «Орестея»: проблема рока и справедливости, борьба за упрочнение афинского полиса, боги как блюстители правовых основ полиса.
-
Софокл – драматург эпохи расцвета афинской рабовладельческой демократии. Особенности его мировоззрения, проблематика творчества.
-
Проблема рока и свободной воли человека в трагедии Софокла «Царь Эдип».
-
Трагическая ирония, перипетии и узнавание в трагедиях Софокла.
-
Эврипид – «философ со сцены», драматург кризиса афинской рабовладельческой демократии. Политические, религиозные, эстетические взгляды Эврипида.
-
Миф о Медее и содержание трагедии Эврипида «Медея». Критическое осмысление Эврипидом философского тезиса «человек есть мера всех вещей».
-
Новаторство Эврипида-трагика.
-
Истоки античной комедии. Древнеаттическая комедия, ее социальная основа и общественно-политическая проблематика. Структура комедии.
-
Аристофан – «отец комедии». Особенности мировоззрения комедиографа, проявившиеся в идейной сущности его комедий.
-
Тема кризиса афинской демократии в комедии Аристофана «Всадники».
-
Комедия Аристофана «Облака».
-
Комедия Аристофана «Лягушки».
-
Комедия Аристофана «Мир».
-
Греческая литература эллинистического периода. Жанры «новой» комедии, идиллии, эпиграммы.
-
Новоаттическая бытовая комедия. Менандр, «Третейский суд».
-
Александрийская поэзия. Феокрит.
-
Периодизация и своеобразие римской литературы.
-
Римский театр. Комедия Плавта «Клад».
-
Литература периода кризиса и гибели республики. Ораторское искусство и философия. Цицерон, Лукреций. Поэзия Катулла.
-
Римская литература периода становления империи. «Век Августа». «Энеида» Вергилия – литературный героический эпос.
-
Поэзия Горация. «Сатиры», «Оды».
-
Творчество Овидия. «Метаморфозы».
-
Апулей. «Метаморфозы» («Золотой осел»).
-
Позднегреческий роман. Лонг, «Дафнис и Хлоя».
7
. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
Основная литература по курсу «Античная литература»
I. Художественные тексты:
1.Гомер. "Илиада". "Одиссея".
2.Древнегреческая лирика (Архилох, Сапфо, Анакреонт и др.).
3.Эсхил. "Прометей прикованный". "Орестея".
4.Софокл. "Антигона". "Эдип-царь".
5.Еврипид. "Медея". "Ипполит". "Ифигения в Авлиде".
6.Аристофан. "Всадники'. "Облака". "Лягушки". "Мир" (на выбор 2-3комедии)
7.Аристотель. "Поэтика".
8.Лонг. "Дафнис и Хлоя".
9.Плавт. "Хвастливый воин". "Комедия о горшке".
10.Вергилий. "Энеида".
11.Овидий. "Метаморфозы". "Печальные элегии".
12.Сенека. "Медея". "Федра".
13.Апулей. "Метаморфозы".
II. Критическая литература:
1.Античная литература. — 4-е изд. /Под. ред. А. А. Тахо-Годи. — М., 1986.
2.Радциг СИ. История древнегреческой литературы. — М., 1977.
3.Тройский ИМ. История античной литературы. — 4-е изд. — М., 1983.
4.Чистякова Н.А., Вулих Н.В. История античной литературы. — М.,1972.
5.Анпеткова-Шарова Г.Г., Чекалова Е.И. Античная литература. — Л.,1989.
6. Мифы народов мира: В 2-х т. — М., 1982.
7.Словарь античности /Пер. с нем. — М., 1994.
8.Мифологический словарь /Под ред. Е.М. Мелетинского. — М., 1991.
9.Лосев А.Ф. Античная мифология в ее историческом развитии. — М., 1957.
10.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. — М., 1990.
11.БоннарА. Греческая цивилизация. — М., 1958-1962. — Т. 1-3.
12.Дюрант В. Жизнь Греции. — М., 1997.
13.Дюрант В. Цезарь и Христос. — М., 1995.
14.Лосев А. Ф.Гомер. — М., 1960.
15.Шталь И.В. Гомеровский эпос. — М., 1975.
16.Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. — М., 1995.
17.Античность и современность. — М., 1972.
18.Ярхо В.Н., Полонская К.П. Античная лирика. — М., 1967.
19.Ярхо В.Н. Античная драма. Технология мастерства. — М., 1990.
20.Аверинцев С.С. Плутарх и античная биография. — М., 1973.
21.Тахо-Годи АА. Греческая мифология. — М., 1989.
22.Каллистов Д.П. Античный театр. — Л., 1970.
23. Гиленсон Б.А. История античной литературы. — М.: Флинта: Наука, 2001.
Дополнительная литература по курсу «Античная литература»
I. Художественные тексты:
-
Эсхил. «Орестея».
-
Софокл. «Антигона».
-
Эврипид. «Ипполит». «Ифигения в Авлиде».
-
Плавт. «Хвастливый воин».
-
Теренций. «Свекровь». «Братья».
-
Феокрит. Идиллии.
-
Вергилий. Буколики. Георгики.
-
Сенека. «Эдип». «Медея».
-
Ювенал. Сатиры.
II. Критическая литература:
-
История греческой литературы. М., 1946-1960. Тт. 1-3.
-
Гаспаров М. Л. Занимательная Греция. – М., 1995.
-
Борухович В. История древнегреческой литературы (классический период). М.: Высшая школа, 1962.
-
Головня В.В. История античного театра. М., 1972.
-
Аристофан Сборник статей к 2400-летию со дня рождения Аристофана /Под ред. Дератани Н.Ф. М., 1956.
-
Лосев А.Ф. Гомер. М.: Учпедгиз, 1960.
-
Шталь И.В. Гомеровский эпос. М., 1975.
-
Федоров Н.А. Греческая лирика. Лекция. М.: изд-во МГУ, 1963.
-
Античность и современность. – М., 1972.
-
Ярхо В.Н. Аристофан. М., 1954.
-
Гусейнов Г.И. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия. М., 1982.
-
Соболевский С.И. Аристофан и его время. М., 1957.
-
Ярхо В. Н., Полонская К. П. Античная лирика. – М., 1967.
-
Ярхо В. Н., Полонская К. П. Технология мастерства. – М., 1990.
-
Кнабе Г. С. Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. – М., 1993.
-
Аверинцев С. С. Плутарх и античная биография. – М., 1973.
-
Античная поэтика. – М., 1991.
-
Каллистов Д. П. Античный театр. – Л., 1970.
-
Дуров В. С. Жанр сатиры в римской литературе. – Л., 1987.
-
Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. – М., 1990.
-
Дюрант В. Жизнь Греции. – М., 1997.
-
Беркова Е.А. Буколический роман Лонга. – В сб.: Античный роман. М., 1969.
8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Мультимедийное оборудование; средства обеспечения освоения дисциплины: видеофильмы и слайды для демонстрации, экранизации по произведениям, научно-популярные фильмы по соответствующим темам.
Автор: кандидат филол. наук, доцент Л. В. Дорофеева
Рецензент (ы) _________________________
Программа рассмотрена и одобрена на заседании УМС от «7» ноября 2012 года, протокол № 1