Главная
страница 1
Министерство здравоохранения Кыргызской Республики
Министерство образования и науки Кыргызской Республики

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
(проект)

Бишкек-2011


Введение
Актуальность. Перспективы развития системы здравоохранения Кыргызской Республики в значительной мере зависят от качества подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, состояния их профессионального уровня, как главного ресурса здравоохранения.

Система непрерывного последипломного образования в этом контексте в настоящее время играет наиболее важную, но в тоже время сложную и противоречивую роль.

Последипломное образование не является простым продолжением существующей системы вузовского образования или дополнительной надстройкой над ней, призванной компенсировать недостатки додипломного этапа, а выступает особой областью, с особыми отношениями участников образовательного процесса, с особой образовательной мотивацией, особыми целями – молодых специалистов, сочетающих работу с учебой. Поэтому данная образовательная система направлена на совершенствование теоретических и практических навыков выпускников высших медицинских образовательных организаций, повышение степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности, а также для удовлетворения потребностей в медицинских кадрах организаций здравоохранения в регионах Республики в соответствии с проводимыми в стране социально-экономическими реформами.
Настоящая Концепция станет основой для разработки законодательных, нормативных правовых актов, инструментов и методов для совершенствования и устойчивого развития последипломного образования и кадровой политики, определяющей эффективность системы здравоохранения страны.


I. Анализ текущей ситуации


  1. Состояние системы медицинского образования в Кыргызской Республике.

Медицинское последипломное образование в нашей республике осуществляется в соответствии с Законами Кыргызской Республики «Об образовании», «Об охране здоровья граждан Кыргызской Республики», постановлением Правительства КР от 31 июля 2007 года №303 «О медицинском последипломном образовании в КР», а также ее актуальность в настоящее время нашло отражение в проекте Национальной программы реформирования здравоохранения КР «Ден-соолук» на 2012-2016 гг. в компоненте «Инвестирование в человеческие ресурсы».

Медицинское образование является одним из главных элементов процесса реформирования сектора здравоохранения. В настоящее время выпуск врачебных кадров осуществляют 5 медицинских образовательных организаций (КГМА, КРСУ, ОшГУ, МВШМ и АзМИ). Общее количество выпускников ежегодно растет (2006 г.- 788 чел., 2010 г. – 1362 чел., 2011 г.-1526 чел.). Из выпуска 2011 года 1266 выпускников (83%) прошли обучение на контрактной основе. Из них 291 иностранные граждане.

Выпускники 2010-2011 года обучения.



факультеты/вуз

КГМА (б/к)

КРСУ

(б/к)

ОшГУ

(б/к)

АзМИ

(б/к)

МВШМ МУК к.

всего

1.

Лечебное дело

304 (94/210)

71 (27/44)

385

(41/344)


-

-

760

(162/598)



2.

Лечебное дело для иностранных граждан

103

(-/103)


-

147

-

41

291

3.

Педиатрический

37 (27/10)

23

(14/9)


25

(2/23)


-

-

85

(43/42)


4.

Общественное здравоохранение

33 (16/17)

-

-

-

-

33

(16/17)


5.

Высшее сестринское образование

11

(1/10)


-

-

-

-

11

(1/10)


6.

Стоматологический

129 (19/109)

82

(9/73)


63

(-/63)


-

-

273 (28/245)

7.

Фармацевтический

60 (10/50)

-

-

-

-

60

(10/50)





всего

677

(167/509)



176

(50/126)


620 (43/577)

-

41

1526 (260/1266)

Стратегия реформы высшего медицинского и фармацевтического образования (утверждена приказом МЗ КР от 24.06. 2008 г. №324) сфокусирована на повышении качества образования на додипломном уровне.

На данный момент реформа додипломного медицинского образования успешно продвигается при постоянной поддержке Швейцарского бюро по сотрудничеству (SDC). Пересмотрен Государственный образовательный стандарт по специальности «Лечебное дело» и учебные программы с ориентацией на подготовку врача общей практики (семейного врача). Также пересматриваются ГОСТы по другим специальностям, предусмотрено увеличение часов для клинической практики с целью улучшения клинических навыков студентов, идет переход с предметного метода обучения на проблемно- ориентированное обучение. С целью совершенствования клинических навыков созданы учебные центры по отработке практических навыков студентов.

В целях совершенствования практических навыков выпускников высших медицинских образовательных организаций, повышения степени их готовности к самостоятельной профессиональной деятельности по избранной специальности, а также удовлетворения потребностей в медицинских кадрах организаций здравоохранения в отдаленных регионах и малых городах республики принято постановление Правительства КР от 31 июля 2007 года №303 «О медицинском последипломном образовании в КР», где утверждены Положения об интернатуре и клинической ординатуре. Данная специализация предусматривает обучение на региональных клинических базах (ООБ, ОЦСМ, ТБ и районных ЦСМ). Согласно вышеуказанным положениям врачи-интерны и клинические ординаторы осуществляют врачебную деятельность под руководством высококвалифицированных специалистов и имеют право на получение оплаты за труд в порядке внутреннего совместительства.

Последипломное обучение проводится в образовательных организациях и научно-исследовательских учреждениях, имеющих соответствующую лицензию на право образовательной деятельности, на реализацию программ клинической ординатуры и интернатуры (КГМА, КГМИПиПК, КРСУ и 6 НЦ и НИИ).



Выпускники клинической ординатуры 2007-2011 гг.

вузы

2007

2008

2009

2010

2011

ФПМО КГМА

175 (70/105)

161 (57/104)

60 (23/37)

69 (5/64)

80 (из них 25 ин.гр.)

КГМИПиПК

70 (31/39)

64 (18/46)

28 (6/22)

41 (10/31)

56 (20/36)

КГМИПиПК южный филиал

215 (60/155)

238 (74/164)

72 (22/50)

72 (32/40)

60 (39/21)

НЦКиТ

4 (-/4)

13 (-/13)

15 (-/15)

11 (-/11)

11 (-/11)

БНИЦТО

6 (-/6)

5 (-/5)

7 (-/7)

8 (-/8)

15 (-/15)

НЦОхМиД

1 (-/1)

1 (-/1)

4 (-/4)

-

6 (-/6)

НХЦ

2 (-/2)

4 (-/4)

3 (-/3)

5 (-/5)

12 (-/12)

КНИИКиВЛ

-

-

-

-

-

НИЦХСиТО

-

-

4 (-/4)

3 (-/3)

3 (-/3)

КРСУ

63 (56/9)

73 (56/17)

90 (60/30)

78 (71/7)

110

всего

536 (217/319)

486 (149/337)

283 (111/172)

288 (118/170)

353



Выпускники интернатуры 2008-2011 гг.

вузы

2008

2009

2010

2011

ФПМО КГМА

140 (69/71)

146 (69/77)

149 (77/72)

211 (из них 30 ин.гр.)

КГМИПиПК

8 (1/7)

5 (3/2)

9 (7/2)

16 (9/7)

КГМИПиПК южный филиал

224 (74/150)

167 (60/107)

125 (36/89)

102 (35/67)

КРСУ

-

-

48 (48/-)

56

всего

372 (144/228)

318 (132/186)

283 (120/163)

385

Сегодня в стране остается проблемным обеспечение квалифицированными кадрами первичной медико - санитарной помощи (ПМСП), особенно в сельских регионах. Это связано, в первую очередь, с отсутствием надежных механизмов распределения и закрепления кадров.

Отсутствие ответственности местных органов самоуправления по созданию условий для закрепления молодых специалистов на местах, а также неравномерное обеспечение медицинским персоналом сохраняются  из-за отсутствия четкого механизма регулирования процесса найма, карьерного роста, системы вознаграждений и мотиваций.

Существует также реальная проблема недостаточного качества подготовки и переподготовки медицинских и фармацевтических кадров, что обусловлено рядом причин.

Ежегодно Министерством здравоохранения выделяется определенное количество бюджетных мест по специальности «Семейная медицина» (от 15 до 40 мест в год). Однако количество желающих поступить и, соответственно, количество выпускников по этой специальности с каждым годом уменьшается (2006 – 36 выпускников «Семейной медицины», 2011-16 выпускников).

Одной из основных причин является несовершенство нормативно - правовой базы, регламентирующей условия приема, подготовки и контроля качества в системе медицинского и фармацевтического образования, в основу которой взята система общих подходов без учета специфики именно медицинского образования.

Другая, но не менее важная причина - слабая, практически не обновлявшаяся материально - техническая база медицинских организаций образования, влияющая на качество подготовки медицинских кадров и конкурентоспособность на международном рынке. Основной причиной слабой материально - технической базы является недостаточное финансирование, предусмотренное на обучение в образовательных организациях. Частично эту проблему руководители медицинских организаций образования решают за счет приема студентов на договорную форму обучения, зачастую с низким базовым уровнем знаний.

Еще одной серьезной проблемой является недостаточная практическая подготовка выпускников медицинских вузов и колледжей. Медицинские образовательные организации не располагают собственными учебно - клиническими центрами для приобретения и отработки практических навыков. Образовательные организации вынуждены арендовать клинические базы в организациях здравоохранения, при этом, не имея возможностей полноправного допуска к пациентам, использования медицинской аппаратуры, оснащения и другое.

Медицинское образование в республике не в полной мере отвечает требованиям, которые предъявляются к нему как со стороны практического здравоохранения, так и со стороны потребителей медицинских услуг. Существующая система подготовки медицинских работников слабо адаптирована к новым целям и задачам процесса предоставления медицинских услуг населению и не обеспечивает конкурентоспособность специалистов.

В этой связи необходимо выделить основные направления, в рамках которых следует произвести серьезные изменения, предполагающие создание эффективно действующей системы медицинского образования, ориентированной на стратегические потребности отрасли здравоохранения.

Следует определить единые задачи медицинского образования и политики здравоохранения, принципы кадрового планирования, разработать стандарты, соответствующие потребностям общества и приближенные к международным стандартам обучения, обеспечив соответствующее соотношение теории и практики в учебном процессе и ресурсы для непрерывного образования на основе действенной нормативной правовой базы медицинского образования.

Качество работы медицинских кадров основывается на уровне полученной подготовки и уровне профессиональной компетенции при выполнении функций. Для этого следует, прежде всего, четко сформулировать квалификационные требования к специалистам различного профиля, оказывающим медицинскую помощь на различных этапах, определить уровень компетенции.

Соответственно, в деятельности системы последипломного образования в здравоохранении имеются свои недостатки и нерешенные проблемы:


  • отсутствие завершенной законодательной и нормативной базы, в том числе определяющей мотивацию к повышению квалификации и профессиональной переподготовке специалистов;

  • отсутствие социальной защиты и закрепления молодых специалистов в отдаленных районах республики, большой отток молодых специалистов за пределы страны, что привело к недобору врачей-интернов и клинических ординаторов по социально значимым специальностям;

  • отсутствие эффективного взаимодействия органов управления здравоохранением регионов и образовательных организаций по учету, анализу состояния, определению потребности и планированию последипломного обучения специалистов;

  • отсутствие четкого механизма прохождения интернатуры, взаимосвязи образовательных организаций и организаций практического здравоохранения;

  • не совершенность системы контроля и мониторинга за всеми аспектами последипломного образования со стороны высших образовательных организаций, органов управления здравоохранения и местными базовыми организациями, где проводится последипломное обучение специалистов.

Все это требует пересмотра содержания медицинского последипломного образования, разработки новых тактических подходов к подготовке специалистов по медицинским и фармацевтическим специальностям.
2. Основные модели медицинского образования в мире

Основными моделями медицинского образования, по которым в настоящее время в мире ведется подготовка специалистов с медицинским образованием, являются англосаксонская и германская.

Медицинское образование в соответствии с англосаксонской моделью, широко представленной в США, Канаде, Англии, состоит из четырех циклов: общего домедицинского высшего образования, общего медицинского, последипломного образования и дальнейшего образования, то есть повышения квалификации.

Задачей общего домедицинского высшего образования является подготовка по естественным наукам. Такая подготовка в англосаксонских странах проходит домедицинской школы. В США и Канаде она осуществляется в рамках бакалавриата с продолжительностью 3 - 4 года, в Англии на двухгодичных курсах по естественнонаучным дисциплинам. Для поступления в медицинскую школу претенденты должны пройти конкурсный отбор. Кроме конкурса аттестатов, большинство медицинских школ проводит тестирование абитуриентов.

Программы общего медицинского образования в англосаксонских странах существенно различаются. Обучение продолжается в США обычно четыре - пять лет, в Великобритании - пять - шесть. Затем следуют два года или более занятий, в течение которых основной акцент переносится на работу студентов в клинике, а число лекционных часов сокращается.

Обязательным условием допуска к самостоятельной практике является резидентура с продолжительностью в США и Канаде от трех до пяти лет, в Англии - один - шесть лет в зависимости от специализации.

По окончании резидентуры врачи продолжают образование и периодически повышают свою квалификацию.

В целом подготовка квалифицированного врача в этих странах занимает от 11 до 14 лет, а по некоторым направлениям (кардиохирургия, нейрохирургия и другие) - еще больше.

Студенты, которые желают заниматься научно - исследовательской работой, могут обучаться по направлению мастерских программ в течение одного - двух лет. После сдачи экзаменов и получения диплома с присвоением степени мастера наук в соответствующей области они могут продолжить научно - исследовательскую деятельность.

Современная система медицинского образования в Германии считается в мире достаточно эффективной. Она менее стандартизирована по сравнению с англосаксонской моделью.

Обязательным условием поступления на медицинский факультет является прохождение двухлетней программы "Абитур", где изучаются общегуманитарные дисциплины, два иностранных языка.

Продолжительность обучения на медицинском факультете составляет шесть лет, а для получения допуска к самостоятельной практике в Германии необходимо 11 лет, при условии сдачи экзамена для получения лицензии. При этом в течение 4,5 - 5,5 лет претендент должен отработать в качестве практиканта и ассистента врача.

Обучение на медицинском факультете во Франции продолжается 6 лет.

До настоящего момента в этой стране поступлению на медицинский факультет предшествовало обучение общегуманитарным дисциплинам на подготовительных восьмимесячных циклах. Начиная с этого года, данный этап отменен, и выпускники школ получили право участвовать в конкурсе для поступления в медицинскую школу.

Процедура приема на медицинский факультет включает в себя конкурс на основании результатов вступительного письменного экзамена.

После окончания шести лет студенты сдают сертификационный экзамен, который включает в себя теоретические и практические вопросы. Успешная сдача экзамена дает право на получение диплома об окончании медицинского факультета.

Период последипломного образования во Франции называется интернатурой, продолжительность которой зависит от специализации и составляет от двух до шести лет. После окончания интернатуры специалисты получают сертификат, дающий им право на самостоятельную практику.

Проведенный анализ показывает, что, несмотря на некоторые различия, в целом в построении системы медицинского образования во всем мире прослеживается общая тенденция: в структуре, в продолжительности обучения, условиях приема в медицинские организации образования и допуска к самостоятельной профессиональной деятельности. Согласно рекомендациям Всемирной федерации медицинского образования (ВФМО), выделяют базовое медицинское образование (преклиника и клиника), последипломное медицинское образование (резидентура или специализация) и непрерывное профессиональное развитие (повышение квалификации врачей). При этом каждая модель строится с учетом национальных особенностей и требований существующей в стране системы здравоохранения.



  1. Цель, приоритетные направления и ключевые задачи

Основной стратегической целью развития последипломного

образования является совершенствование работы в сфере послевузовского образования, создание гибкой и мобильной системы, способной удовлетворить потребность в последипломном образовании и обеспечении организаций здравоохранения республики, особенно отдаленно расположенных регионов, необходимыми специалистами, соответствующих государственным и международным образовательным критериям.

Для достижения этой цели требуется решить следующие приоритетные задачи:



  1. совершенствование нормативно - правовой базы медицинского последипломного образования;

  2. эффективное совершенствование процесса преемственности при обучении специалистов на додипломном уровне, в интернатуре и клинической ординатуре;

  3. разработка и утверждение государственных стандартов подготовки специалистов в интернатуре и ординатуре;

  4. изменение структуры и содержания программ последипломной подготовки медицинских и фармацевтических кадров;

  5. изменение системы оценки качества, уровня профессиональной компетенции и допуска к профессиональной деятельности;

  6. укрепление материально - технической базы медицинских организаций образования;

  7. совершенствование работы по подготовке кадров по социально значимым специальностям, связанным с потребностями системы здравоохранения республики;

  8. внедрение устойчивых и эффективных механизмов закрепления выпускников интернатуры и клинической ординатуры в регионах.

Таким образом, в основу Концепции развития последипломного образования в Кыргызской Республике будет заложен принцип необходимости подготовки и повышения квалификации специалистов отрасли с учетом потребности региональных секторов здравоохранения в конкретных специалистах.

Реализация Концепции будет осуществляться по следующим направлениям:



  1. совершенствование нормативно - правовой базы последипломного медицинского образования;

  2. создание новой системы подготовки, оценки качества и уровня профессиональной компетенции медицинских и фармацевтических кадров с учетом международных требований;

  3. укрепление материально - технической базы медицинских организаций образования;

  4. повышение мотивации у студентов и преподавателей в достижении высоких результатов процесса обучения.

1. Совершенствование нормативно - правовой базы медицинского и фармацевтического образования

В условиях повышения требований к профессиональной компетенции специалистов здравоохранения возрастает ответственность всех участников образовательного процесса, начиная с органов управления и заканчивая самими обучающимися. В настоящее время к подготовке специалистов - медиков предъявляются общие требования и подходы, не учитывающие специфику медицинского образования. В этой связи, необходимо определить роль Министерства здравоохранения, ответственного за кадровое обеспечение здравоохранения республики, в вопросах государственного управления в области медицинского и фармацевтического образования, разработки нормативных правовых актов, затрагивающих специфику медицинского образования (регламентация учебного процесса, составление учебных программ, планов, государственных общеобязательных стандартов, вопросы оценки качества медицинского образования, аттестации, аккредитации и других).

В этом направлении будут:

1) сформирована нормативная правовая база медицинского образования с учетом медицинской специфики - внесены соответствующие изменения в систему подготовки медицинских кадров с целью приближения к международным стандартам образования - государственной аккредитации организаций медицинского и фармацевтического образования независимо от форм собственности;

2) законодательно закреплены вопросы управления и координации медицинского и фармацевтического образования;

3) законодательно определены обязательства организаций практического здравоохранения по предоставлению клинических баз медицинским организациям образования.




  1. Создание новой системы подготовки, оценки качества и уровня профессиональной компетенции медицинских и фармацевтических кадров с учетом международных требований.

    1. Изменение структуры последипломной подготовки

Для оптимизации системы последипломного профессионального образования целесообразно программы обучения сфокусировать на конечной цели – подготовке врача общей практики. Основой программы должно стать приобретение компетенций (навыков и умений).

Высшее медицинское образование по клиническим дисциплинам включает следующие обязательные этапы обучения (таб. в приложении 1):


А. Додипломная базовая подготовка в течение 5-6-ти лет;

А1. Обучение специалистов, связанных с лечебной деятельностью, по окончании которой выдается диплом:

  • Квалификационная степень-врач, специальность «Лечебное дело»-6 лет;

  • Квалификационная степень-врач, специальность «Педиатрия»-6 лет;

  • Квалификационная степень-врач, специальность «Медико-профилактическое дело»-5 лет;

  • Квалификационная степень-врач, специальность «Стоматология»-5 лет.

А2. Обучение специалистов, не связанных с лечебной деятельностью:

  • Квалификационная степень -фармацевт, специальность «Фармация»-5 лет;

  • Квалификационная степень - менеджер сестринского дела, преподаватель, специальность «Сестринское дело»-5 лет.

По окончании медицинского ВУЗа выпускник, желающий заниматься
практической лечебной деятельностью, обязан пройти:

Б. Обучение в клинической ординатуре с выдачей сертификата по специальностям:

  • «Семейная медицина» для выпускников факультетов «Лечебное дело» и «Педиатрия»;

  • «Стоматолог общей практики» для выпускников факультета «Стоматология»;

  • «Общественное здравоохранение» для выпускников факультета «Медико-профилактическое дело».

Клиническая ординатура по семейной медицине осуществляется в организациях здравоохранения республики, утвержденных Министерством здравоохранения в качестве клинических баз.

Время обучения в клинической ординатуре входит в профессиональный и общий трудовой стаж. Обучение врачей–ординаторов осуществляется по учебным планам и типовым программам, соответствующим требованиям государственных образовательных стандартов.

На врачей-ординаторов полностью распространяются правила внутреннего распорядка, права и льготы, установленные для медицинских работников клинической базовой организации, предусмотренные законодательством Кыргызской Республики и Коллективным договором.

Продолжительность рабочего дня и нормативы нагрузки для врачей-ординаторов устанавливаются в соответствии с трудовым законодательством Кыргызской Республики, а также учебными планами и типовыми программами, согласованными с Минздравом Кыргызской Республики.

Контроль по вопросам подготовки врачей-ординаторов возлагается на руководителей организаций здравоохранения, образовательных организаций и Министерство здравоохранения Кыргызской Республики.

По окончании клинической ординатуры образовательной организацией выдается врачам–ординаторам удостоверение (сертификат) установленного образца по специальности – семейный врач.


В. Обязательное прохождение 2-х годичной отработки в организациях здравоохранения.

Врачи – ординаторы после окончания клинической ординатуры обязаны пройти двухгодичную отработку в качестве семейного врача по распределению комиссии МЗ КР.

Прошедшие вышеперечисленные обязательные этапы обучения и отработку, в дальнейшем могут либо продолжить обучение в клинической ординатуре в течение 2- 4 лет для приобретения узкой специальности по различным направлениям, либо заниматься практической деятельностью в качестве семейного врача.
Г. Обучение в клинической ординатуре 2-4 года в зависимости от специальности

Клиническая ординатура является уровнем специализированного и углубленного последипломного обучения выпускников высших медицинских образовательных организаций (далее – образовательные организации), согласно утвержденному Министерством здравоохранения Кыргызской Республики перечню медицинских специальностей, по которым предусматривается прохождение клинической ординатуры.

В клиническую ординатуру принимаются врачи, прошедшие клиническую ординатуру по специальности Семейная медицина и имеющие не менее чем двухлетний опыт практической работы. Время обучения в клинической ординатуре входит в профессиональный и общий трудовой стаж.

Клиническим ординаторам, осуществляющим лечебно-профилактическую работу, разрешается оплата за труд в порядке внутреннего совместительства.

Обучение клинических ординаторов осуществляется в организациях здравоохранения, утвержденных Министерством здравоохранения Кыргызской Республики в качестве клинических баз. Обучение и врачебная деятельность клинического ординатора проводится под руководством высококвалифицированных специалистов образовательных, научно-исследовательских и лечебно-профилактических организаций.

Клиническим ординаторам, освоившим профессиональные программы и прошедшим государственную аттестацию, выдается сертификат (удостоверение) установленного образца.

Выпускники клинической ординатуры будут иметь право продолжить обучение в докторантуре.

2.2. Изменение содержания образования, внедрение новых образовательных технологий

Изменение содержания образовательных программ последипломного медицинского образования предполагает ориентир на существенное улучшение качества с учетом международных стандартов. Разработка отечественных стандартов последипломного образования будет осуществляться с учетом универсальности научной основы медицины, базирующейся на доказательствах, с отражением состояния здоровья, характера заболеваемости населения Кыргызской Республики, его различных регионов, а также форм оказания медицинской помощи.

Содержание образования будет соответствовать квалификационным характеристикам специалистов практического здравоохранения, в которых будут заложены основные компетенции выпускника. В рамках додипломного образования ведется работа по введению ранней клинической подготовки студентов, внедрение модульного, междисциплинарного подхода в освоении дисциплин, принципов доказательной медицины, активное использование в образовательном процессе зарубежных печатных и электронных учебников как по базовым фундаментальным, так и по клиническим дисциплинам. Внедрение практики так называемых стандартизированных пациентов создаст одинаковые условия и для отработки клинических навыков у обучающихся и их оценки. В качестве новых технологий оценки знаний обучающихся предполагается внедрение института независимых экзаменаторов.

Для реализации названных мероприятий будут:

1) направлены в зарубежные медицинские университеты лучшие преподаватели - методисты для освоения и внедрения на местах новых образовательных технологий;

2) разработаны и внедрены новые Государственные образовательные стандарты (ГОС) с учетом международного опыта;

3) внедрены экзамены для оценки качества подготовки выпускников последипломного образования независимыми экзаменаторами.
2.3. Сертификация

Процедура сертификации, определяет допуск специалистов к самостоятельной клинической деятельности после клинической ординатуры. Сертификация предполагает сдачу экзамена по избранной специальности. Для подготовки к его внедрению будет:

1) проведена экспертиза реализуемых образовательных программ и обучение отечественных специалистов технологиям разработки тестовых заданий по теоретической и клинической медицине с привлечением зарубежных специалистов;

2) сформирован банк тестовых заданий по основным клиническим специальностям;

3) создана организация независимых экзаменаторов для внедрения системы оценки уровня знаний и практических навыков специалистов сферы здравоохранения.

Внедрение данной системы позволит создать единые требования к оценке готовности лиц для осуществления самостоятельной медицинской (клинической) деятельности.

С целью создания равных условий при оценке уровня знаний и практической подготовки специалистов, получивших медицинское и фармацевтическое образование по действующим стандартам, будут предусмотрены специальные сертификационные курсы повышения квалификации и переподготовки.

Сертификат специалиста будет давать право на самостоятельную практическую деятельность. Процедуру ресертификации со сдачей аттестации планируется проводить каждые 3/5 лет (3 года для специалистов семейной медицины).




  1. Укрепление материально - технической базы медицинских организаций образования

Повышение качества подготовки медицинских кадров невозможно в условиях устаревшей и давно не обновлявшейся материально - технической базы организаций образования. С целью ее укрепления на первом этапе будут:

1) проведена инвентаризация материальной базы всех организаций образования;

2) разработаны и утверждены нормативы оснащения организаций образования;

3) усовершенствованы учебно - клинические центры для отработки клинических навыков;

4) разработаны механизмы создания собственных клиник.





  1. Повышение мотивации у обучающихся и преподавателей в достижении высоких результатов процесса обучения

Переход на качественно новую ступень развития нашего общества повышает требования к знаниям, квалификации и творческой активности всех, кто причастен к воспитанию молодого поколения. С этой целью:

1) медицинскими образовательными организациями будут учреждаться собственные гранты из внебюджетных средств для поддержки лучших преподавателей и молодых ученых;

2) будут выделяться гранты для направления на повышение квалификации в ведущие университеты мира лучших педагогов для освоения новых образовательных технологий;

3) на повышение квалификации за рубеж будут направляться лучшие преподаватели - клиницисты для освоения современных диагностических и лечебных технологий и внедрение их в учебный процесс;

4) будет разработана система дифференцированной оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов и колледжей в зависимости от качества оказываемых образовательных услуг.

Получение качественного образования станет целью каждого обучающегося в медицинской организации образования. Государство обеспечит все необходимые условия для достижения данной цели, но и сам обучающийся должен четко осознавать свою роль в получении образования. Он должен быть заинтересован в овладении необходимыми знаниями, умениями и отношениями. Правом студента будет возможность участвовать в разработке образовательных программ, давать оценку качеству организации учебного процесса и качеству работы преподавателя.

Государственная поддержка реализации Концепции

Для государственной поддержки реализации Концепции необходимыми являются:

- обеспечение комплексного межотраслевого подхода к вопросам реформирования высшего медицинского и фармацевтического образования, который основывается на национальных интересах;

- организация межведомственного сотрудничества по решению проблем медицинского и фармацевтического образования с учетом потребностей здравоохранения и общества;

Финансовое обеспечение реализации Концепции

Реализация Концепции осуществляется за счет средств государственного и местных бюджетов, а также за счет других источников финансирования, предусмотренных действующим законодательством Кыргызской Республики.



Ожидаемые результаты

Реализация Концепции обеспечит переход к принципиально новому качеству последипломного образования, которое направлено на решение приоритетных вопросов отечественного здравоохранения, в частности:

1) внедрение системы подготовки медицинских и фармацевтических кадров, которая обеспечит повышение их профессионального уровня, качества предоставления профилактической и медицинской помощи населению;

2) преемственность между додипломной и последипломной подготовкой

4) обеспечение подготовки специалистов на додипломном и последипломном этапах подготовки в соответствии со стандартами Всемирной федерации медицинского образования и с учетом национальных особенностей;

5) приведение к европейским стандартам научного и учебно-методического обеспечения, с учетом принципов доказательной медицины, отечественного опыта организации последипломного образования;

6) повышение качества подготовки медицинских кадров и их конкурентоспособности на отечественном, европейском и мировом рынках труда;

5) согласование сроков подготовки, перечня специальностей, по которым осуществляется подготовка специалистов;

7) согласование рынка образовательных услуг, которые предоставляются в сфере медицинского образования, с потребностями отрасли практического здравоохранения, путем увеличения объемов государственного заказа на подготовку врачей;

8) обеспечение трудоустройства выпускников медицинских образовательных организаций в соответствии с потребностями отрасли здравоохранения, предоставление им первого рабочего места, создание достойных условий труда и проживания;

9) осуществление последипломной подготовки специалистов по базовым специальностям путем соединения медицинской практики и обучения;

10) введение системы набора специалистами кредитов по всем видам профессиональной деятельности с целью допуска к экзаменам на присвоение определенной квалификационной категории;

11) улучшение организации, материально-технического обеспечения и компьютеризации учебного процесса;

13) улучшение социального статуса педагогических и научно-педагогических работников и студентов вузов, уменьшение педагогической нагрузки и расширение самостоятельной работы субъектов обучение.





Смотрите также:
Концепция развития последипломного образования в кыргызской республике
286.6kb.
1 стр.
Программа Конференции по государственно-частному партнерству в Кыргызской Республике: «От политики к проектам»
76.51kb.
1 стр.
Развития туризма в Кыргызской Республике на период до 2015 года Бишкек 2012
441kb.
3 стр.
Концепция модернизации системы образования Республики Молдова
404.69kb.
3 стр.
Кмс 1195: 2010 национальный стандарт кыргызской республики
555.18kb.
4 стр.
Закон Кыргызской Республики «О свободе вероисповедания и религиозных организациях в Кыргызской Республике»
52.01kb.
1 стр.
Концепция государственной программы развития специального образования
77.38kb.
1 стр.
Государственные закупки в кыргызской республике за 2011 год
422.82kb.
3 стр.
Академия образования им. Ы. Алтынсарина концепция развития профильного обучения в республике казахстан
214.4kb.
1 стр.
Проект концепции развития сестринского дела в республике Беларусь на 2009-2014 годы
169.95kb.
1 стр.
Закон кыргызской республики об основных принципах бюджетного права в Кыргызской Республике в редакции Законов кр от
571.57kb.
3 стр.
«Духовно-нравственное воспитание как одно из приоритетных направлений в работе Педагогической академии последипломного образования»
60.94kb.
1 стр.