Главная
страница 1страница 2страница 3


Информационно-аналитический центр

при Администрации Президента Республики Беларусь



ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

9 (81)




ПОСЛЕДНИЙ ГОД ПЯТИЛЕТКИ:

ВЫПОЛНЕНИЕ РЕШЕНИЙ ТРЕТЬЕГО

ВСЕБЕЛОРУССКОГО НАРОДНОГО СОБРАНИЯ

(ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ИТОГИ РАБОТЫ
НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В 2006–2010 гг.)

(для информационно-пропагандистских групп)


Минск 2010

Ответственные за выпуск – Е.А. Касперович, А.В. Козлович

Материал подготовлен с использованием информации, предоставленной министерствами здравоохранения, промышленности, сельского хозяйства и продовольствия, экономики, облисполкомами и Минским горисполкомом, а также данных Национального банка Республики Беларусь, Национального статистического комитета Республики Беларусь, Межгосударственного статистического комитета СНГ






ТИПОВОЙ ПРОЕКТ ВЫСТУПЛЕНИЯ
Третьим Всебелорусским народным собранием (2–
3 марта 2006 г.) была принята Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–
2010 гг., являющаяся «руководством к действию» для всех органов государственного управления. Параметры, заложенные в этом документе, стали основой для ежегодных прогнозов социально-экономического развития страны, принимаемых бюджетов и приоритетных направлений денежно-кредитной политики.

Главной целью социально-экономического развития страны на 2006–2010 гг. было определено дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности экономики, создания государства, удобного для людей. Исходя из этой цели, главными приоритетами социально-экономического развития страны на текущую пятилетку являются:

  • всестороннее гармоничное развитие человека, формирование эффективной системы здравоохранения;

  • инновационный путь развития экономики, энерго- и ресурсосбережение;

  • наращивание экспортного потенциала страны;

  • развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей, социальной сферы села;

  • развитие малых и средних городов;

  • жилищное строительство.

В решении поставленных задач 2010 год является определяющим. Он знаменателен не только тем, что завершает выполнение Программы, принятой третьим Всебелорусским народным собранием, но и тем, что закладывает основы развития страны в предстоящей пятилетке.

Макроэкономическая ситуация в 2010 году характеризуется ускорением экономического роста. По всем основным прогнозным показателям достигнута ощутимая положительная динамика. За январь–июль темп роста валового внутреннего продукта составил 107%, продукции промышленности – 109,6, сельского хозяйства – 108,4, инвестиций в основной капитал – 105%, экспорта товаров – 123,7%. Уровень инфляции (4,4% за январь–июль) не превышает заданных на этот год пределов (8–10%).

В настоящее время работа Правительства и органов государственного управления всех уровней направлена на закрепление позитивных тенденций и достижение к концу года уровня прогнозных показателей. Это позволит обеспечить в 2010 году темп роста валового внутреннего продукта не ниже 111%, а по итогам пятилетки – 146,4% при прогнозе 146–155%.

Определяющий вклад в создание ВВП вносит промышленность. Несмотря на влияние мирового кризиса, в целом за пятилетие она имеет высокую динамику развития. Ожидается, что темп роста промышленного производства составит за этот период 145,5%. Данный результат находится в границах заданий Программы (143–151%) и является одним из самых высоких среди стран СНГ и Европейского союза.

В соответствии с задачами по развитию промышленного комплекса, поставленными в пятилетней программе, в 2006–2010 гг. на ведущих белорусских предприятиях осуществлялись мероприятия по техническому перевооружению и модернизации производства, выпуску новых видов продукции.

В РУП «БМЗ» организовано производство бесшовных горячекатаных стальных труб с выходом на годовой объем производства 250,0 тыс. т в год.

В ОАО «Горизонт» и ОАО «Витязь» развернут выпуск LCD-телевизоров 26", 32", мультимедийных телевизоров для приема аналогового и цифрового вещания, цифрового телевизора.

Выполнение заданий Государственной целевой программы «Станкостроение» позволило освоить в республике производство широкой номенклатуры металлообрабатывающего и высокоточного автоматизированного оборудования.

Реализация в ОАО «МАЗ» важнейшего инвестпроекта по техническому перевооружению позволила создать на предприятии мощности по производству базовых моделей принципиально нового поколения автомобилей и автопоездов, соответствующие требованиям стандарта Евро-3. Кроме того, на предприятии изготовлены: установочная серия автопоездов МАЗ с двигателем уровня Евро-4; опытный образец супернизкопольного городского автобуса с двигателем уровня Евро-5; опытная партия седельных тягачей с силовыми агрегатами уровня Евро-4.

ОАО «Белорусский автомобильный завод» освоено производство карьерных самосвалов высокого технического уровня, в т. ч. «БелАЗ-7555Р» грузоподъемностью 55–60 т с двигателем мощностью 522 кВт,
«БелАЗ-75307» грузоподъемностью 220 т с двигателем мощностью 1 716 кВт, «БелАЗ-75310» грузоподъемностью 240 т с двигателем мощностью 1 864 кВт.


ОАО «ММЗ» освоено производство серии новых 4-, 6-, 8-цилиндровых дизельных двигателей для автомобилей, автобусов, тракторов, комбайнов, дорожно-строительной техники. Впервые в республике освоены 8-цилиндровые V-образные дизельные двигатели мощностью до 312 кВт (425 л. с.).

(Вниманию выступающих: рекомендуется привести примеры по реализации инновационных проектов в области, районе, на предприятии.)

Белорусская промышленность выстояла в условиях мирового финансово-экономического кризиса, хотя в Беларуси именно индустрия ввиду своей экспортоориентированности более всего оказалась подвержена его негативному влиянию. В то же время кризис еще раз подтвердил актуальность курса на модернизацию промышленного производства и повышение конкурентоспособности белорусской продукции.



Сельское хозяйство страны стабильно из года в год наращивает объемы производства. Республика полностью обеспечивает собственную продовольственную безопасность.

Особую роль в развитии сельскохозяйственного производства и социальной инфраструктуры на селе сыграла реализация Государственной программы возрождения и развития села на 2005–2010 гг. В соответствии с этой Программой за 2005–


2009 гг. значительно выросли объемы производства животноводческой и растениеводческой продукции, произошли техническое переоснащение и модернизация производственной сферы села, введены в строй 1 188 агрогородков, в них построено
7 087 жилых домов (квартир) общей площадью 603,7 тыс. кв. м.

(Вниманию выступающих: здесь целесообразно привести региональные данные о реализации Программы возрождения села с конкретными примерами по региону, населенному пункту (агрогородку), сельскохозяйственному предприятию.)

За прошедшие годы в сельском хозяйстве проведена значительная работа по технико-технологической модернизации отрасли.

С 2004 по 2009 год реконструированы и технически переоснащены 1 104 молочнотоварные фермы, 184 комплекса по выращиванию и откорму свиней и крупного рогатого скота, 60 птицефабрик. По
Указу Президента № 332 от 13.06.08 построены и введены в эксплуатацию 118 новых молочнотоварных ферм.


За указанный период сельскохозяйственным организациям поставлено 14 049 тракторов, 4 039 погрузчиков, 8 368 зерноуборочных комбайнов, 2 259 кормоуборочных комбайнов и другой сельскохозяйственной техники и оборудования.

По производству важнейших видов сельскохозяйственной продукции в расчете на душу населения Беларусь вышла на лидирующие позиции среди стран СНГ. Белорусский АПК не только в полном объеме обеспечивает продовольственную безопасность страны, но и экспортирует значительные объемы продуктов питания. С 2005 по 2009 год экспорт продовольственных товаров увеличился более чем в 2 раза и достиг


2 217,6 млн. долл. США.

Экспорт продовольствия становится одним из основных источников поступления валюты в страну. Поэтому


Президент Беларуси А.Г. Лукашенко неоднократно обосновывал возможность и необходимость значительного наращивания экспорта продовольствия в ближайшие годы.

По предварительным оценкам, в текущем году в хозяйствах всех категорий темп роста производства различных видов сельхозпродукции составит: зерна (с учетом кукурузы) – 87% (7,4 млн. т); картофеля – 109,5% (7,8 млн. т); сахарной свеклы – 100,7% (4 млн. т); плодов и ягод – 101% (697 тыс. т); молока – 103,4% (6,8 млн. т); реализации скота и птицы – 107,9%


(1 440 тыс. т). Прогнозируется, что по итогам года объем продукции сельского хозяйства увеличится в целом на 5,1% (при прогнозе 10–11%).

Учитывая погодные условия нынешнего года, этот результат можно рассматривать как определенное достижение. Во многих странах произошло снижение уровня производства сельскохозяйственной продукции (в России по этой причине запрещен экспорт зерна), что уже сейчас привело к росту цен на мировом рынке на отдельные виды продовольственных товаров.

Следует отметить, что в сельскохозяйственных организациях и хозяйствах населения сложились разнонаправленные векторы роста производства продукции. С 2004 по 2009 год производство сельхозпродукции в организациях выросло на 50,2%, а в хозяйствах населения сократилось на 8,9%. В итоге, с учетом предварительных результатов текущего года, темп роста производства сельхозпродукции в хозяйствах всех категорий составит за 2006–2010 гг. 128% (пятилетний прогноз – 134–145%).

Развитие реального сектора экономики напрямую зависит от роста объемов инвестиций. На протяжении всего пятилетия темпы роста инвестиций имели только положительную динамику. Даже в 2009 году, когда бушевал мировой финансово-экономический кризис и в большинстве стран темпы роста инвестиций имели отрицательные показатели, в Беларуси инвестиции в основной капитал выросли на 4,7%. Причем доля инвестиций в основной капитал в валовом внутреннем продукте составила 30,3%, что значительно превышает показатели соседних стран (к примеру, в России – 19,2%).

В настоящее время темп роста инвестиций в основной капитал по итогам 2010 года оценивается в размере 113%, что меньше годового прогноза (123–125%). Вместе с тем, благодаря заделам в предыдущие годы, можно говорить о том, что программные задания по инвестиционной деятельности в целом за пятилетку будут не только выполнены, но и перевыполнены: при прогнозе 198–215% темп роста инвестиций расчетно составит 224,4%.

Сложившиеся в течение пятилетки высокие темпы роста инвестиций в основной капитал позволят снизить износ активной части основных средств к концу 2010 года, как это и предусмотрено Программой, до 57,5% (за 2005 год – 69,5%).

Значительная доля инвестиций в основной капитал (25%) направляется на строительство жилья. Обеспечение населения жильем остается одним из главных приоритетов социально-экономического развития страны.

Ежегодно, начиная с 2005 года, наблюдается устойчивая тенденция по увеличению объемов строительства жилья, в том числе и для граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Беларусь стабильно занимает лидирующие позиции среди стран СНГ по показателям жилищного строительства.

В 2009 году в Беларуси построено 5,8 млн. кв. м общей жилой площади, или 604 кв. м в расчете на 1 тыс. населения.

Для сравнения: для России этот показатель составил 421 кв. м, Казахстана – 401, Азербайджана – 156, Украины – 139, Армении – 123, Молдовы – 112 кв. м.

Ежегодными программами жилищного строительства отдельно предусматривается строительство жилья для многодетных семей, социального жилья, жилых помещений для отселения граждан, проживающих в непригодных для проживания ветхих и аварийных жилых домах. Особое внимание уделяется строительству жилья в сельской местности и малых городах (до 30% от общего ввода жилья).

В 2010 году ожидаемый объем жилищного строительства должен составить 6,96 млн. кв. м. В результате задание Программы на пятилетку будет перевыполнено – 26,7 млн. кв. м жилья при плане 23,5–26 млн. кв. м.

Программой социально-экономического развития на


2006–2010 гг. прогнозировался динамичный рост экспорта товаров и услуг. Предполагалось также, что республика выйдет на положительное сальдо во внешней торговле.

За годы пятилетки существенно расширились номенклатура экспортируемых товаров и услуг и география поставок. Предприятия республики начали активно осваивать рынки Латинской Америки, стран Ближнего Востока, южной и юго-восточной Азии. Значительно активизирована работа: по организации системы сервисного обслуживания эксплуатируемой за рубежом техники белорусского производства и обеспечению этой техники запасными частями; по реализации продукции на внешних рынках на условиях лизинга; по укреплению и развитию собственных товаропроводящих сетей за рубежом; по развитию существующих сборочных производств и созданию новых.



Например, по итогам 2009 года за рубежом функционировало 56 сборочных производств (тракторов, сельскохозяйственной, автомобильной, карьерной техники, автокомпонентов, двигателей и лифтов).

Сейчас ведется работа по созданию сборочных производств: РУП «МТЗ» – в Ливии, Судане, ЮАР,
Малайзии, Индии, Китае, на Филиппинах; ОАО «Амкодор» – в Индии; грузовиков и автобусов ОАО «МАЗ», техники МЗКТ – в Сирии; грузовой техники «МАЗ» – в Иране; по расширению действующих сборочных производств – в Египте (автомобили МАЗ и тракторы МТЗ) и Эфиопии (тракторы МТЗ). Эта форма сотрудничества позволяет преодолевать высокие тарифные барьеры на ввоз готовой продукции и тем самым повышать конкурентоспособность белорусских сложнотехнических изделий на внешних рынках.

Однако, несмотря на значительную активизацию экспортной деятельности, республике так и не удалось выйти на положительное сальдо внешнеторговых операций.

На внешнеторговые показатели республики в последнее время весьма негативно повлияли два фактора: мировой кризис, вызвавший падение белорусского экспорта товаров в прошлом году более чем на 30%, и введение Россией с 1 января 2010 г. экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. Решение России существенно затруднило работу нефтеперерабатывающей промышленности Беларуси и привело к значительному сокращению экспорта нефтепродуктов.

Из-за отсутствия экспорта нефти в январе–июне 2010 г., а также существенного снижения поставок на внешние рынки нефтепродуктов темпы роста экспорта товаров и услуг оцениваются в 2010 году на уровне 122,3%, импорта – 115%, отрицательное сальдо – 4 580 млн. долл.

В результате за 2006–2010 гг. темп роста экспорта товаров и услуг оценивается в размере 167,2% (по Программе – 155–162%), импорта – 195,7% (по Программе – 151–158%).

Рост импортных цен на энергоносители в период 2005–2010 гг., а также сокращение в 2009 году поставок по основным экспортным позициям не позволяют достичь положительного сальдо внешней торговли.



Цены на энергоносители для Беларуси росли следующим образом: с 47 долл. за 1 тыс. кубометров газа в 2005 году до 186 долл. 2010 году и с 218 до 396 долл. за тонну нефти соответственно.

Важную роль в динамичном развитии белорусской экономики сыграла проводимая Национальным банком денежно-кредитная политика, которая обеспечивала устойчивость национальной валюты и доступность кредитных ресурсов.

В период с 1 января 2006 г. по 1 января 2009 г. номинальный курс белорусского рубля снизился к доллару США лишь на 2,2% – с 2 152 до 2 200 белорусских рублей за 1 доллар США.

Ситуация изменилась с возникновением и развитием мирового финансово-экономического кризиса, потребовавшего девальвации национальных валют. Вслед за Россией, Украиной, Казахстаном и другими государствами в начале января 2009 года Беларусь была вынуждена произвести единовременную девальвацию белорусского рубля.

Со 2 января 2009 г. Национальный банк осуществил привязку курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют, в которую в равных долях вошли доллар США, евро и российский рубль. На протяжении всего 2010 года параметры изменения курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют находились в предусмотренных Национальным банком значениях – плюс/минус 10% по отношению к стоимости корзины на начало текущего года. Изменение стоимости корзины иностранных валют за 7 месяцев составило 0,7%.

При этом с 1 января по 1 июля 2010 г. в результате взаимных колебаний курсов мировых валют курс белорусского рубля снизился к доллару США на 5,4%, к российскому рублю – на 2,2%, к евро – увеличился на 10%.

В обеспечении стабильности национальной валюты и экономической безопасности государства особую роль играют золотовалютные резервы страны. В Беларуси с 1 января 2006 г. по 1 июля 2010 г. они выросли в 4,3 раза и составили на 1 июля 2010 г. 5,53 млрд. долл. Существенному их росту способствовали внешние заимствования, предоставленные Россией и МВФ.

На динамику экономического развития страны значительно воздействует такой фактор, как доступность кредитных ресурсов. Исходя из этого, ставка рефинансирования в Беларуси до осени 2008 года имела стабильную тенденцию к снижению. Влияние мирового финансово-экономического кризиса на белорусскую экономику выразилось в том числе и в подорожании кредитных ресурсов.

Однако с оживлением мировой и белорусской экономики процентная политика в стране ориентирована на постепенное снижение общего уровня процентных ставок в экономике. В течение января–августа 2010 г. Национальный банк уже


5 раз снижал ставку рефинансирования, установив ее с 18 августа на уровне 11% годовых (13,5% – в январе). Это позволило существенно снизить стоимость кредитов и увеличить объемы кредитования. Так, по данным на 1 августа 2010 г., по сравнению с аналогичной датой прошлого года объем выданных банками кредитов экономике увеличился более чем на 34%.

В текущей пятилетке реализован ряд значимых мероприятий, направленных на снижение налоговой нагрузки на предприятия, упрощение налоговой системы, либерализацию экономики республики и повышение ее инвестиционной привлекательности.

Например, к настоящему времени упрощен практически весь перечень процедур, которые предприниматель должен пройти от создания частного предприятия до начала своей деятельности. Установлен переход на заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования.

Сегодня для регистрации субъекта хозяйствования необходимо всего 3 документа (заявление, копия устава и документ, подтверждающий уплату государственной пошлины), а сама регистрация осуществляется в день подачи этих документов.

Дополнительный импульс улучшению бизнес-климата призван дать взятый республикой курс на вхождение в число тридцати стран с наилучшими условиями для ведения бизнеса и привлекательным инвестиционным климатом в рейтинге Всемирного банка «Ведение бизнеса».

С целью дальнейшей либерализации экономики, раскрепощения предпринимательской инициативы в настоящее время осуществляется разработка проекта Директивы № 4 Президента Республики Беларусь.

Главной целью и стержневым направлением политики


Республики Беларусь является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, создание государства, удобного для людей.

Несмотря на форс-мажорные обстоятельства кризисного 2009 года, страна не отступила от выполнения напряженных заданий текущей пятилетки в области доходов населения.

За 2006–2009 гг. темпы роста реальных доходов белорусских граждан составили 153,4% при пятилетнем задании 149–156%. В первом полугодии 2010 г. доходы выросли в реальном исчислении еще на 8%.

Для сравнения: реальные располагаемые денежные доходы населения в первом полугодии текущего года увеличились: в Азербайджане – на 5,2%, России – 4,8, Украине – 3,7%.

Особое внимание в нашей стране уделяется повышению заработной платы как главного, базового источника доходов. За четыре года пятилетки реальная заработная плата в стране увеличилась в 1,4 раза, за шесть месяцев 2010 года – еще на 8,1%. В совокупности это уже дает нижнее значение пятилетнего задания роста реальной заработной платы (152–158%).

В июне 2010 г. средняя начисленная заработная плата достигла 1 235 тыс. руб., или 410 долл. США в эквиваленте.

А ведь еще в январе т. г. средняя зарплата в Беларуси составляла 1 000 000 руб. – 350 долл. Столь осязаемый ее рост за пять месяцев в совокупности с планами Правительства существенно повысить уровень оплаты труда работников бюджетной сферы дают основания ожидать, что задача достижения средней заработной платы, в эквиваленте равной 500 долл., к концу года будет выполнена.



Среди отраслей экономики по уровню оплаты труда по итогам полугодия лидируют: наука и научное обслуживание (1 525 тыс. руб.), строительство (1 470 тыс.), транспорт (1 307 тыс.), связь (1 309 тыс.), промышленность (1 236 тыс.).

В то же время сохраняется отставание по оплате труда в сельском хозяйстве (719 тыс. руб.), а также основных отраслях бюджетной сферы: социальное обеспечение (646 тыс.), образование (767 тыс.), культура и искусство (813 тыс.), здравоохранение (849 тыс.).

В региональном разрезе самый высокий уровень зарплаты сложился в г. Минске (за январь–июнь – 1 474 тыс. руб., в том числе в июне – 1 611 тыс.), Минской (1 073 тыс. и 1 206 тыс.) и Гомельской областях (1 047 тыс. и 1 178 тыс.). При этом самые высокие темпы роста реальной заработной платы за полугодие были в Минской (109,7%), Брестской (109,6%) и Могилевской областях (108,9%). Указанные области выполнили доведенные задания по размеру среднемесячной заработной платы.

Не выполнили установленные задания по оплате труда по итогам полугодия Витебская, Гродненская (процент выполнения у каждой – 99,0%) и Гомельская области (99,1%).

Поэтому, наряду с существенным повышением средней заработной платы в стране, не менее важной задачей является обеспечение приоритетного роста заработной платы в отраслях и регионах страны, где она существенно отстает от общереспубликанского уровня. Соответствующие задания доведены до заинтересованных организаций и их вышестоящих органов. Реализуются меры по повышению реальной заработной платы в отраслях экономики, на предприятиях всех форм собственности. Дело – за неуклонным выполнением принятых мер.



(Вниманию выступающих: целесообразно остановиться на вопросах выполнения заданий по заработной плате применительно к конкретному району, городу, предприятию.)

В числе первостепенных задач – повышение размера пенсий.

В январе–августе 2010 г. среднемесячный размер пенсии по возрасту составил 500 тыс. руб., в том числе в августе – 555 тыс.

За 2006–2009 гг. реальный размер пенсии по возрасту возрос на 37,0%, в январе–июле – еще на 12,8%. Тем самым, выполнение задания пятилетки об увеличении реального размера пенсии по возрасту на 52% становится вполне реальным.

Периодически повышается и минимальный размер пенсии, что позволяет более надежно защитить тех, кто имеет очень низкий индивидуальный коэффициент для расчета пенсии. Так, минимальный размер пенсии увеличился с
234 тыс. руб. в июне 2009 г. до 271 тыс. – в июне 2010 г.

Удельный вес лиц, получающих пенсию ниже бюджета прожиточного минимума пенсионера, сократился с 13,4% в декабре 2005 г. до 6,2% – в июне 2010 г.

Отмеченные факты свидетельствуют о том, что в настоящее время в нашей стране уделяется серьезное внимание обеспечению высоких темпов роста доходов населения, повышению их покупательной способности.

Вместе с тем для выхода на напряженные параметры прогноза текущего года и заданий всей пятилетки потребуются дополнительные меры по повышению личных доходов граждан со стороны Правительства, местных исполнительных и распорядительных органов, нанимателей.

Ключевым вопросом, определяющим уровень и качество жизни населения, его социальное самочувствие, является обеспечение продуктивной занятости. Сохранению штата работников, повышению их профессионального потенциала, реконструкции и созданию новых рабочих мест, сокращению безработицы и оказанию содействия нуждающимся в трудоустройстве, повышению их конкурентоспособности на рынке труда в Беларуси уделяется пристальное внимание.

В результате принятых мер численность населения, занятого в экономике, увеличилась с 4 403 тыс. человек в


2005 году до 4 622 тыс. – в январе–июне 2010 г. Произошло снижение числа безработных с 67,9 тыс. человек в конце
2005 года до 37,8 тыс. – в конце июля 2010 г., а уровня безработицы – соответственно с 1,5 до 0,8%.

В отличие от многих государств в прошлом году, несмотря на влияние мирового экономического кризиса, в Беларуси удалось не допустить всплеска безработицы, сохранить контролируемую и стабильную обстановку в сфере занятости населения.



Для сравнения: на конец 2009 года в службах занятости населения стран СНГ состояло на учете около 3 млн. безработных, в том числе в Азербайджане –
41 тыс., Казахстане – 53 тыс., Армении – 84 тыс.,
Украине – 532 тыс., России – 2 147 тыс. безработных. Уровень зарегистрированной безработицы составлял: в Казахстане – 0,6%, Азербайджане – 1, Украине – 2,6, России – 2,8, Армении – 7,1%. Если в Беларуси на 100 вакансий, заявленных нанимателями в государственную службу занятости, приходилось 176 незанятых лиц (включая безработных и не зарегистрированных безработными, но ищущих работу), то в
России – 324, Азербайджане – 388, Казахстане – 675, Украине – 824, Молдове – 2 893, Армении – 11 689 незанятых.

В 2010 году в результате оживления деятельности субъектов хозяйствования качественно улучшилась конъюнктура республиканского и региональных рынков труда. Если в I квартале текущего года число безработных превышало количество вакансий в 1,1–1,2 раза, то в начале III квартала свободных рабочих мест стало уже почти в 1,5 раза больше численности безработных. Спрос на рабочую силу превысил ее предложение не только по г. Минску, но и по Минской и Могилевской областям, а в Брестской и Гродненской областях число вакансий и количество безработных сравнялись.

Как в целом по стране, так и по всем областям фактический уровень безработицы уже оказался значительно ниже значений, предусмотренных пятилетним заданием на 2010 год (1,5–2%): Брестская, Витебская и Гомельская области – по – 1%, Могилевская область – 0,9, Минская – 0,8, г. Минск – 0,4%.

Еще несколько лет назад в самых сложных регионах страны, таких, например, как Поставский, Ганцевичский, Краснопольский, уровень безработицы составлял 5–10%. В настоящее время он снижен в 2 и более раза.

Созданию благоприятной ситуации в сфере занятости в значительной степени способствовал инвестиционный процесс, набравший за последние годы в стране значительные обороты. С 2006 года в республике создано 691 тыс. рабочих мест, на которые трудоустроены около 100 тыс. безработных.

За четыре с половиной года направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 111 тыс. безработных, из них 75,8 тыс. – из числа молодежи в возрасте 16–29 лет.

Особое внимание уделяется решению проблем занятости в малых городах и на селе.

С 2006 года в сельской местности за счет всех источников финансирования создано 78 тыс. рабочих мест, в том числе 4,8 тыс. – в агрогородках. Количество безработных из числа сельских жителей снизилось с 12 тыс. человек на начало
2006 года до 8,1 тыс. – на 01.07.2010 и практически сравнялось с количеством имеющихся на селе вакансий.

В малых городах республики численность безработных уменьшилась с 44,1 тыс. человек на начало 2008 года до


38,9 тыс. – на начало июля т. г., а уровень безработицы снизился соответственно с 1,4% (в целом по республике – 1%) до 0,9% (0,8%).

Эти факты свидетельствуют о том, что острота проблемы региональной и сельской безработицы в целом снята.



следующая страница >>
Смотрите также:
Типовой проект выступления
648.84kb.
4 стр.
Последний год пятилетки
651kb.
4 стр.
Материал для информационно-пропагандистских групп
845.02kb.
6 стр.
Материал для информационно-пропагандистских групп
1099.06kb.
7 стр.
Типовой проект выступления
914.25kb.
5 стр.
Последний год пятилетки: выполнение решений третьего Всебелорусского народного собрания
593.75kb.
4 стр.
Выполнение решений третьего всебелорусского народного собрания
405.53kb.
3 стр.
Постановление О повестке дня сорок третьего заседания Законодательного Собрания Ямало-Ненецкого автономного округа пятого созыва 21 ноября 2012 г. № Законодательное Собрание Ямало-Ненецкого автономного округа постановляе т
116.95kb.
1 стр.
G. Отчет Генерального секретаря мсэ
137.49kb.
1 стр.
Утвеждена решением Местного политического совета
277.49kb.
1 стр.
Выборы депутатов Собрания депутатов муниципального образования село Находка третьего созыва
47.72kb.
1 стр.
Выборы депутатов Собрания депутатов Белокалитвинского городского поселения третьего созыва Белокалитвинского района
1318.66kb.
6 стр.