Главная
страница 1
МОУ лицей №24


Творческий отчет учителей начальных классов.

Окружающий мир.

4 класс.
Тема урока:

«Отечественная война

1812 года.

Бородинское сражение».

(Исследовательская деятельность.)


Разработала и провела

учитель начальных классов

Шубина Татьяна Викторовна.

Елец


Апрель 2010 г.

Окружающий мир. 4 класс.

Тема урока:

Отечественная война 1812 года.

Бородинское сражение.
Цели урока:


  • формировать представление о войне 1812года через развитие навыков исследовательской деятельности учащихся;

  • развивать познавательный интерес, умение делать выводы;

  • вовлечь учащихся в поисковую познавательную деятельность и тем самым способствовать личностно значимым переживаниям событий;

  • формировать положительную мотивационную деятельность на уроке, путем создания атмосферы заинтересованности каждого ученика;

  • способствовать формированию патриотических чувств через отношение к историческим событиям, произведениям искусства, памятникам.

Оборудование урока:

  1. Компьютер.

  2. Мультимедийный проектор.

  3. Интерактивная доска.

  4. Презентация.

  5. Выставка литературы, посвященная войне 1812года;

Ход урока.

  1. Оргмомент. Сообщение темы и целей урока.

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Как Кутузов бил французов

Каждый рассказать готов.

- Сегодня на уроке мы узнаем, об опасности, нависшей над нашей страной в 1812 году, как мужественно вел себя русский народ, какой отпечаток наложила Отечественная война 1812 года на современников и на творчество писателей, художников, композиторов, архитекторов.

Тема урока «Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение».

Эпиграф:

Не зная прошлого,  невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.

М. Горький.

- В ходе урока нам предстоит раскрыть смысл слов Максима Горького, на основе знаний, которые вы получили в ходе исследования данной темы.

Мы с вами разбились на группы: историки, искусствоведы, филологи, религиоведы, архитекторы. Каждая группа вела исследовательскую работу по теме «Отечественная война 1812 года, Бородинское сражение». Сегодня каждый из вас представит результат этой сложной, но интересной работы.


  1. Проверка домашнего задания.

- В начале урока проведем проверочную работу по теме прошлого урока «Екатерина Вторая».

А) Соедини линиями.




крепостные

  • Люди, которые принадлежали к господствующему слою населения.

дворяне

  • Крестьяне, «прикрепленные» к своим владельцам.

Б) Заполни пропуски в предложениях:

Во времена правления императрицы ________________________ еще краше стала столица Российской империи _________________________. Россия утвердилась на берегах _________________________ и ________________________ морей. Мы гордимся славными именами _______________________________________ - военачальников, немало сделавших для Отечества.


  1. Изучение нового материала.

Результаты исследовательской работа учащихся.

- Итак, перейдем к теме нашего урока.

Отечественной войне 1812 года принадлежит особое место в нашей истории. Не раз поднимался русский народ на защиту своей земли от захватчиков, приходивших и с запада, и с востока. Но никогда прежде угроза порабощения не порождала такого сплочения сил, такого духовного пробуждения нации, как это произошло в дни нашествия Наполеона.

- О знаменитых полководцах Отечественной войны 1812 года, Бородинского сражения расскажут ребята группы «историков».

При самостоятельном изучении этого вопроса мы узнали, что Михаил Илларионович Кутузов – русский полководец, сделался известен еще при Екатерине II. При взятии Измаила он отличился храбростью и умением. Суворов в донесении писал о нем: «Кутузов шел у меня на левой руке, но был моею правой рукой». Не раз его жизнь находилась в опасности, от одной раны он лишился глаза, в другой раз пуля прострелила ему шею, но судьба хранила героя. «Видно, - говорил доктор, - Бог бережет голову Кутузова на что-нибудь необыкновенное, если он остался жив после двух таких опасных ран». С тактикой и искусством Наполеона Кутузов был знаком на деле. В 1805 году Россия помогла Австрии против Наполеона, русскими тогда командовал Кутузов. Отступление русских войск сопровождалось такими хитрыми и искусными манёврами, что Наполеон прозвал Кутузова старой лисицей.

Наполеон Бонапарт – человек необычной судьбы. Он родился 15 августа 1769 года на небольшом острове Корсика, принадлежавшем Франции. Сын бедного дворянина Наполеон закончил военную академию в Париже, когда ему было 16 лет. В 24 года он уже был генералом, а в 1804 году Наполеона провозгласили императором.

В течение 10 лет, пока Наполеон был императором, Франция почти непрерывно воевала. В конце концов, он стал властелином Европы, но ему хотелось завоевать весь мир. «Через три года я буду господином всего мира…Остается Россия, но я раздавлю ее», - заявил Наполеон перед вторжением в Россию. Рассказывают, что он приказал выбить медаль с изображением Бога и надписью «Тебе небо, мне землю».

Наполеон собрал 600 тысяч войска из подвластных ему народов и двинул их к России. «Я иду в Москву, - говорил он, - и в одно или два сражения все кончу. Император Александр на коленях будет просить у меня мира!» В самом деле, все предвещало французам несомненный успех: громадность сил, гений полководца, его удача и непобедимость. В русском народе имя Наполеона распространяло какой–то таинственный страх. Но общее мнение было: лучше погибнуть, нежели покориться ненавистному врагу.

Переправившись через реку Неман, Наполеон отправил один отряд войск к северу, с целью угрожать Петербургу, а сам с главными силами устремился на Москву. Император Александр мог выставить против страшного врага не более 200 тысяч войска. Но с первого же шага неприятеля по России народ сам стал подниматься на защиту Отечества: мирные поселяне превращались в смелых воинов. Государь издал манифест о народном ополчении, в котором говорил: «Да встретит неприятель в каждом дворянине Пожарского, в каждом гражданине – Минина! Соединитесь все!»



Предыстория.

Но, все же, с начала вторжения французской армии на территорию Российской империи в июне 1812 года русские войска постоянно отступали. Быстрое продвижение и подавляющее численное превосходство французов лишали возможности главнокомандующего русской армией, генерала Барклай-де-Толли, подготовить войска к сражению. Затянувшееся отступление вызвало общественное недовольство, поэтому Александр I сместил Барклая-де-Толли и назначил главнокомандующим генерала Кутузова. Однако и ему пришлось отступать, чтобы выиграть время для сбора всех сил.


- Крупнейшим генеральным сражение Отечественной войны 1812 года явилось Бородинское сражение.

- Слово «филологам».


Про ночь накануне Бородинской битвы Михаил Лермонтов рассказывает так:

Михаил Лермонтов

Бородино.

Прилег вздремнуть я у лафета,


И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
Но тих был наш бивак открытый:
Кто кивер чистил весь избитый,
Кто штык точил, ворча сердито,
Кусая длинный ус.
- Работа со словарём.

- Слово «историкам». Они расскажут про ход Бородинского сражения.



Бородинское сражение.

В конце августа численный перевес все еще был на стороне французов. Но Кутузов знал, что нельзя слишком долго сдерживать рвущуюся в бой арию. Тем более что русское общество было готово сделать все для победы.

Вечером 22 августа главные силы русской армии оставались у села Бородино, в 110 км от Москвы. К югу от села, километрах в пяти была деревня Утица – на Старой Смоленской дороге. Развернувшись между ними на холмистой местности, русская армия преградила неприятелю путь на Москву. Когда главнокомандующий осматривал Бородинское поле, высоко в небе над ним парил исполинский орел. «Куда он, туда и орел», - вспоминал ординарец Кутузова. Это сочли за добрый знак.

Русская армия насчитывала 132 тысячи человек. Французская армия – 135 тысяч. Штаб Кутузова, полагаясь, что в армии противника около 190 тысяч человек, избрал оборонительный план.

Французы подошли к Бородино на следующий же день, но были задержаны у деревни Шевардино. 24 августа неприятель штормовал Шевардинский редут. Небольшой отряд русских войск храбро отражал атаки превосходящих сил противника.

- М. Лермонтов так описывает Бородинское сражение в своем стихотворении «Бородино»:



М. Лермонтов.

Бородино.

И вот нашли большое поле:


Есть разгуляться где на воле!
Построили редут.
У наших ушки на макушке!
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки -
Французы тут как тут.

Забил заряд я в пушку туго


И думал: угощу я друга!
Постой-ка, брат мусью!
Что тут хитрить, пожалуй к бою;
Уж мы пойдем ломить стеною,
Уж постоим мы головою
За родину свою!

В это время на Бородинском поле русские солдаты спешно возводили укрепления. В центре обороны, на Кургановой высоте, была развернута батарея из 18 орудий. Она входила в состав корпуса, которым руководил генерал Н. Н. Раевский. Левее от батареи Раевского, недалеко от села Семеновского, были вырыты земляные укрепления (флеши), на которых разместили 36 орудий. Это был ключевой пункт обороны левого фланга, которым командовал П. И. Багратион.



26 августа 1812 года в половине шестого утра началось Бородинское сражение. Наполеон намеревался прорвать русские позиции в центре, обойти левый фланг, отбросить русскую армию от Старой Смоленской дороги и освободить себе путь на Москву. Но обходный маневр не удался: близ Утицы французы были оставлены. Основной же удар Наполеон обрушил на Багратионовы флеши. Их штурм продолжался почти непрерывно в течение шести часов. Багратион получил тяжелое ранение, командование флангом перешло к генерал-лейтенанту П. И. Коновницыну. Около полудня, ценою огромных потерь, французы овладели укреплениями. Русские войска отошли на ближайшие холмы. Попытка французской кавалерии сбить русских с новой позиции успеха не имела.

В это же время были отбиты две атаки французов на батарею Раевского. Пока готовилась третья атака, в тылу французов оказалась русская кавалерия во главе с казачьим атаманом М. И. Платовым и генералом Ф. П. Уваровым. Прошло несколько часов, пока французы организовали отпор. Это время Кутузов использовал для переброски подкреплений в «горячие точки». Третья решающая атака на батарею Раевского была предпринята около двух часов дня. Схватка длилась более полутора часов. Под напором превосходящих сил русские были вынуждены отойти. Наполеон бросил им вслед кавалерию. Но русская кавалерия ответила контратакой, и французы были остановлены. Путь на Москву по-прежнему для них был закрыт. День закончился под грохот артиллерии. Канонада Бородинского сражения была слышна у московских застав. С наступлением темноты Наполеон приказал оставить ряд захваченных пунктов, в том числе батарею Раевского.

В боях Наполеон потерял 58,5 тысяч солдат и офицеров. Потери русской армии – 44 тысячи.

В Бородинском сражении русская армия имела небольшой перевес в количестве пушек, но французы вели более сосредоточенный огонь. На действиях русской артиллерии сказалась гибель в разгар сражения ее командующего генерала А.И. Кутайсова. Русская армия потеряла около тысячи офицеров и 23 генерала. Умер от раны отважный Багратион.

Ввиду больших потерь и принимая во внимание, что у Наполеона остался нетронутый резерв, Кутузов приказал утром 27 августа отойти с поля сражения.
Вот как К. Ф. Рылеев в своем стихотворении говорит о действиях Кутузова:

На страшном поле Бородинском,

В бою кровавом, исполинском,

Ты показал, что может росс!

На Бога веру возлагая,

Врагов все силы презирая,

Он всюду, завсегда колосс.

С своими чувствами сражаясь,

Решился ты Москву отдать;

Но, духом паче укрепляясь,

Един лишь ты возмог сказать:

«Столицы царств не составляют!»


Физкультминутка.

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом.

Буду помогать ему

Охранять нашу стану.

Брат сказал: «Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником,

Станешь пограничником!»

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было войны!
- На войну с Наполеоном поднялся весь народ.


  1. Работа с учебником. С. 116,117.

- Почему война 1812 года называется Отечественной войной?

А.С.Пушкин

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля:

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Не праздник, не приемный дар,

Она готовила пожар

Нетерпеливому герою.

- О каком обычае упоминает А.С.Пушкин? Почему Наполеон ждал ключей от Кремля?

В этом отрывке А.С.Пушкин упоминает об обычае в средневековых европейских городах: преподносить ключи от города победителю в случае капитуляции.


- Почему война 1812 года называется Отечественной войной?

Можно сделать вывод, что Отечественная война 1812 года была национально-освободительной войной. Так называемая “великая” армия Наполеона была разгромлена и побеждена народом России, объединившимся в справедливой войне за освобождение своего Отечества. “Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. На том стояла, и стоять будет земля русская!”

Н.Г.Чернышевский писал: “Главнейшими же причинами нашего торжества в 1812 году должны быть признаваемы … патриотизм народа, мужество нашей армии и искусство наших полководцев”.
А.С.Пушкин «Бородинская годовщина», отрывок.


    1. Работа по теме.

- В ходе исследования темы группа «религиоведов» узнала о следующем историческом факте.

Вскоре после Бородинской битвы вдова генерала Тучкова, погибшего в великом сражении, на месте его гибели воздвигла часовню, а затем основала Спасо – Бородинский женский монастырь, впоследствии став в нем игуменьей Марией.

В монастырях традиционно занимались хлебопечением.

Монахини Бородинского монастыря изобрели особый вид долго не черствеющего, заварного ржано-пшеничного хлеба, названного «бородинским».

Вскоре, «бородинский» хлеб стали выпекать повсюду, и он завоевал широкую известность.

Александр Симонов



Легенда о Бородинском хлебе.

На Бородинском поле шло сраженье,

Картечи визг, как по стеклу ножом,

И вот французов легкою мишенью

Стал наш обоз с мукой и фуражом.
То ли ядро шальное, то ли мина,

То ли снаряд в фургон с мукой попал,

А следом шел фургон с корицей, тмином,

И взрыв муку и тмин перемешал.


Ну а солдат кормить-то чем-то надо?

Негоже продовольствие бросать!

Ведь с тмином та мука, поди, не с ядом…

Так слали «Бородинский» выпекать.

И говорят, что даже сам Кутузов,

А может быть, и сам Багратион,

Нахваливали меткость тех французов,

Что так удачно вмазали в фургон.


Вот так из века, ставшего былинным,

Пришел к нам хлеб, который всем знаком.

Как хорошо, что был фургон тот с тмином,

А не с фасолью или чесноком!


- Группа «архитекторов» провела большую исследовательскую работу. И сейчас она поделятся своими знаниями.
Наша группа выяснила, что в конце 19 века в Москве на деньги, собранные по всей России, в честь победы над Наполеоном был сооружен прекрасный храм Христа Спасителя. Подробнее о нем вы сможете узнать из газеты «Ларец с историями. Отечественная война 1812 года».

Александровская колонна.

Александровская колонна – памятник, установленный в центре Дворцовой площади, в Санкт-Петербурге в честь победы России над Наполеоном. Созданная по проекту О. Монферрана в 1834 году, колонна достигает 47,5 метров в высоту. Эта самая высокая в мире колонна, изготовленная из цельного камня. Она была названа честь российского императора Александра I, который царствовал в России во время войны с Наполеоном. На вершине памятника – фигура ангела, лицу которого скульптор Б. Орловский придал черты Александра I. Попирающий змею ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном.


Триумфальная арка.

Триумфальная акра была воздвигнута в честь победы над Наполеоном. Она была построена в 1834 году.

Кроме того, памятника культурного наследия стали еще около 90 зданий и сооружений на территории Москвы.
- А вот группа «искусствоведов» выяснила, какое отражение война 1812 года нашла и в творчестве художников.

Картины Василия Верещагина о войне 1812 года.

Василий Верещагин – художник. Его идеалом в искусстве была «правда и простота», а целью – служение творчеством своему Отечеству.

Работа над серией картин, посвященных войне 1812 года, художник начал в 1887 году. Данная живописная хроника из 20 произведений охватывает события от Бородинского сражения до бегства Наполеона из России. В серию входят 2 портрета французского императора.

Художник отказался от продажи картин за границу. В 1902 году серию приобрело российское правительство.

Картины экспонируются, как и задумал Верещагин, при специальном освещении, музыкальном и шумовом сопровождении, с литературными текстами самого художника.
Музей – панорама «Бородинская битва»

Музей – панорама «Бородинская битва» является единственным музеем Москвы, экспозиция которого полностью посвящена Отечественной войне 1812 года. Центральным экспонатом музея является одноименная панорама – блестящий образ военно-исторической живописи начала ХХ в., посвященный одному из ключевых моментов российской истории.

Идея написания панорамы «Бородино» возникла в канун векового юбилея победы. Автором картины стал академик живописи Франц Рубо. Слово «панорама» в переводе с древнегреческого означает «вижу круг». Панорама, сочетая живописное полотно, предметный план и особое освещение, обладает большой силой воздействия на зрителя. Длина панорамы «Бородино» по окружности 115 м, а высота составляет 15 м. полотно представляет события, происходившие на поле битвы около полудня 26 августа 1812 года. Художник показал разгар сражения, когда «вся пехота, кавалерия и артиллерия дрались отчаянно». Осмотр картины сопровождается звуковыми эффектами, воспроизводящими звуки боя и фрагментами увертюры П.И.Чайковского «1812 год», которые гармонично звучат в панорамном зале.
- «Искусствоведы» расскажут о музыкальных произведениях, посвященных Отечественной воне 1812 года.
П. И. Чайковский увертюра «1812 год».

В увертюре «1812 год» П.И.Чайковский проявил себя как живописец-баталист, потрясающе нарисовав музыкальными средствами картины великой войны и подвига русского народа в ней.

Первое исполнение увертюры "1812 год" состоялось 8 августа 1882 г. в Москве. Успех ее возрастал с каждым годом. Еще при жизни Чайковского, она исполнялась неоднократно в Москве, Смоленске, Павловске, Одессе, Харькове, в том числе и под управлением самого композитора. Имела она большой успех и за границей: в Праге, Берлине, Брюсселе.
- Слушание отрывка увертюры.
Сергей Прокофьев опера «Война и мир».

Опера создавалась на протяжении двенадцати лет.

В гениальном литературном произведении Л. Н. Толстого «Война и мир» дана обширная галерея действующих лиц, показаны разнообразные картины жизни светского общества и народа в период, когда решались исторические судьбы России.

Основной задачей оперы Прокофьева было отчетливо выявить патриотическую идею, показать красоту и богатство душевного мира героев.

Опера Прокофьева «Война и мир» — выдающееся произведение современного музыкального театра. Её последние шесть картин раскрывают преимущественно тему народной борьбы. Стремительное развитие действия, быстрая, динамичная смена контрастных эпизодов подчеркивают драматизм музыки.


    1. Закрепление изученного.

Тестовая работа.

        1. Где прошло решающее сражение?

  1. у села Бородино

  2. на Куликовом поле

  3. на реке Нева

        1. Почему Кутузов решил отступить?

  1. из-за голода

  2. чтобы сберечь силы

  3. из-за погодных условий

        1. Какие произведения искусства, архитектуры созданы в честь победы над Наполеоном?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________

    1. Подведение итогов.

- Вы провели большую плодотворную работу по данной теме. На уроке мы заслушали интересные выступления участников групп.

Пользуясь полученными знаниями, ответим на вопрос, который мы поставили перед собой в начале урока. Как же вы понимаете слова М. Горького «Не зная прошлого,  невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего»?



Вывод:

Грандиозная победа, достигнутая в 1812 году в результате титанических усилий всех народов России, требовала своего отражения в разнообразных памятниках, произведениях литературы, музыки. И будь то монастыри, обелиски, триумфальная арка, оперы, увертюры, стихи, напоминающие о подвигах героев Отечественной войны 1812 года, - это прекрасное воплощение преемственности традиций поколений, это отражение признательности потомков.


Это та нить, которая тянется от далекого прошлого к сегодняшним дням, к умам и сердцам нашего поколения, делая человека духовно богаче.

В преемственности славных дел поколений - залог роста культуры и патриотизма русского - человека. Это подтверждение того, что завтрашняя история берет начало сегодня. Только человек, выросший в условиях нашей действительности, человек с широким кругозором способен по-настоящему понять и оценить великий подвиг своих предков, увековечив его в камне, в металле, воздвигая все новые и новые свидетельства безграничного уважения людей к памяти героев, отдавших жизнь за Родину.

Я призываю вас быть достойными своих предков, любите свою Родину так, как преданно любили её они. И тогда никто и ничто нас не сломит. Сегодня на уроке вы еще раз вспомнили исторические события, литературные, музыкальные, а так же художественные произведения, посвященные героизму и отваге русского народа. Если вы, после всего, что мы услышали, хотя бы на каплю больше стали любить свою Родину, я буду считать свою задачу выполненной.


    1. Выставление оценок. Домашнее задание.

Историки: задание 5, стр. 43 рабочая тетрадь; опережающее задание: о технических достижениях второй половины 19 века, отмена крепостного права 1861 года.

Архитекторы: работая с дополнительной литературой, подготовить сообщение о памятнике, посвященном Отечественной войне 1812 года.

Филологи: сочинить четверостишие на тему «Отечественная война 1812 года».

Искусствоведы: с. 118-119, подготовить сообщение о семье русского художника Василия Андреевича Тропинина.






Смотрите также:
Творческий отчет учителей начальных классов. Окружающий мир. 4 класс. Тема урока: «Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение»
162.31kb.
1 стр.
Открытыйуро к поистори и натем у: «отечественна я война 1812 года» 10 класс
38.31kb.
1 стр.
Отечественная война 1812 г в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Кутузов и Наполеон. 1 курс (слайд 1)
91.71kb.
1 стр.
Урок истории -8 класс. Учитель истории: Рамазанова Зоя Юрьевна. Тема урока: «Отечественная война 1812 года». Повторительно-обобщающий урок. Форма урока : урок-соревнование
92.63kb.
1 стр.
Сценарий урока «Отечественная война 1812 года»
430.91kb.
1 стр.
200 лет со дня Бородинского сражения
187.28kb.
1 стр.
Конспект открытого урока: «Отечественная война 1812 года» Учитель Пятецкий Л. М
58.5kb.
1 стр.
Урок истории и литературы
121.41kb.
1 стр.
План-конспект урока «Окружающий мир» 4 класс Тема урока: Древняя Греция Тип урока: урок усвоения новых знаний
101.26kb.
1 стр.
Скажи-ка, дядя, ведь не даром Москва, спаленная пожаром, Французу отдана? Ведь были ж схватки боевые, Да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия, Про день Бородина!
14.9kb.
1 стр.
Анализ работы кафедры учителей начальных классов за первое полугод
1227.6kb.
4 стр.
"Отечественная война 1812 года"
10.61kb.
1 стр.