Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 мЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по составлению бизнес-плана, представляемого в Региональный фонд поддержки предпринимательства г. Донецк - 2007г. Общие положения Методические рекомендации предлагаются в качестве практического пособия для составления бизнес-планов, представляемых в Региональный фонд поддержки предпринимательства по Донецкой области. Методические рекомендации описывают структуру бизнес-плана с кратким изложением основных требований к отражению информации в каждом разделе. Разделы бизнес-плана должны давать информацию обо всех аспектах реализации проекта, которые указаны в данных методических рекомендациях. Исходя из специфики проекта, содержание разделов и форма подачи информации могут меняться, однако структура бизнес-плана корректировке не подлежит. Информация, подаваемая в бизнес-плане заявителем, должна быть точной, конкретной, достоверной и не содержать допущений, кроме тех, которые связаны с прогнозами развития бизнеса. Заявитель несёт ответственность за предоставленные сведения. В случае выявления экспертизой проекта любых недостоверных данных проект может быть отклонён без дальнейшего рассмотрения на любой стадии экспертизы. Заявитель обязан подать прошитый, подписанный бизнес-план с печатью и указанием количества прошитых страниц. К рассмотрению допускаются бизнес-планы, оформленные в соответствие с данными методическими рекомендациями.
АННОТАЦИЯ Раздел 1. Сведения о заявителе проекта
Раздел 2. Характеристика продукции или оказываемых услуг Раздел 3. Анализ рынка и план маркетинга 3.1. Обоснование выбора и анализ целевого сегмента рынка 3.2. Описание рынка и анализ конкурентов 3.3. Мероприятия по продвижению продукции/услуг Раздел 4. Операционный план 4.1. Характеристика имеющихся производственных фондов и коммуникаций 4.2. Производственные фонды, необходимые для реализации проекта 4.3 Календарный план 4.4. Описание этапов реализации проекта
5.1. Прогноз объёмов производства в натуральном выражении 5.2. Описание необходимого сырья, материалов, комплектующих 5.3. План персонала 5.4. Формирование цены продукции, переменные и постоянные затраты
6.1. План движения денежных потоков (кэш-фло) 6.2. Чистая прибыль от реализации проекта 6.3. Расчёт срока окупаемости проекта и рентабельности 6.4. Расчёт налогов, сборов и других обязательных платежей 6.5. Сводная информация АННОТАЦИЯ В аннотации кратко (2 стр.) описываются все существенные аспекты от цели проекта до результатов его реализации. Название проекта - Название (или ФИО предпринимателя) исполнителя проекта - Юридический статус - Местоположение производства –
Задачи, которые необходимо решить для достижения цели – Результат проекта –
Количество рабочих мест, созданных за период - Срок выхода предприятия на прибыльную работу – Срок окупаемости – Срок полного возврата заёмных средств -
Объём собственных инвестиций исполнителя проекта – Дополнительные источники средств (если будут использованы) – Потребность в заёмных средствах – Общая стоимость проекта конкретизируется в таблице №1. Направления инвестирования средств Таблица 1
Раздел 1. Сведения о заявителе проекта 1.1. Общая информация Этот пункт должен содержать информацию о предприятии или предпринимателе, который является исполнителем проекта: Полное и условное название предприятия Вид деятельности Форма собственности Организационно-правовая форма Состав учредителей и их доли в уставном фонде (для коллективных предприятий) Руководитель предприятия Организационная схема предприятия Кадровая политика, система поощрения труда Юридический адрес Почтовый адрес Контактные телефоны, факс, e-mail, Web-сайт Код ЕДРПОУ Дата создания предприятия/регистрации физ. лица Система налогообложения Основной банковский счет 1.2. Характеристика финансового состояния заявителя Указать, в чём состояла деятельность предпринимателя/предприятия до осуществления проекта: вид деятельности, предпринимательский доход в месяц, планируется ли продолжение прежних видов деятельностью помимо осуществления проекта. Указать, какие финансовые обязательства имеет заявитель (банковские кредиты различных видов, займы, потребительские кредиты, др. обязательства). Раздел 2. Характеристика выпускаемой продукции (услуг) В разделе должен быть приведен перечень продукции, которую планируется выпускать, или услуг, которые планируется оказывать. Разработчик может приводить те описания, которые он считает нужным, для обоснования выбора данной продукции или услуг. Описать стандартность или напротив инновационность продукции/услуг, уровень качества, дополнительное сервисное обслуживание (если планируется). Можно привести в приложениях фотографии или иные демонстрационные материалы, дающие более полное представление о продукции/услугах. Отдельно обратить внимание на экологическую составляющую проекта: не наносит ли производство, его конечные или побочные продукты, а также отходы производства вреда окружающей среде и здоровью людей. Если риск существует, описать способы защиты от нежелательных экологических эффектов, меры предосторожности, средства защиты и т.п. Раздел 3. Анализ рынка и план маркетинга 3.1. Обоснование выбора и анализ целевого сегмента рынка Необходимо кратко охарактеризовать отрасль, в которой планируется работать, основные тенденции её развития, какое место планируется занять в отрасли. Анализ должен содержать данные об общих тенденциях развития отрасли в целом, а затем исходя из территории, на которой планируется вести экономическую деятельность. Описать потребителей товаров/услуг данной отрасли, разбить их на группы, объяснить, на какой сегмент рынка будет направлена деятельность предприятия и почему. 3.2 Описание рынка и анализ конкурентов Приблизительно оценить потребность в товарах или услугах на планируемой территории деятельности. Описать:
Привести краткое описание конкуренции на рынке: приблизительное количество предприятий-конкурентов, цены на подобную продукцию (работы, услуги). Следует уделить внимание фирмам, которые действуют на одной территории и нацелены на один и тот же сегмент рынка Анализ конкурентов Таблица 2.
В разделе даётся также краткая оценка продукции собственного производства по сравнению с аналогами, выпускаемыми на других предприятиях. Сравнение производится как по качественным, так и по стоимостным показателям, а также по организационным мероприятиям, которые позволяют предприятию занять свою нишу на рынке. Обосновать возможные конкурентные преимущества, в соответствии с этим определить основные стратегические ориентиры (цели, задачи) для занятия планируемой доли на рынке. 3.3. Мероприятия по продвижению продукции/услуг В этом подразделе следует указать маркетинговые мероприятия (реклама, акции по продвижению товара, презентации и т.п.), которые планируется осуществлять за расчётный период и затраты на них (если мероприятия предусмотрены). Раздел 4. Операционный план 4.1. Характеристика имеющихся производственных фондов и коммуникаций Необходимо описать наличие и характеристику зданий, сооружений производственного и вспомогательного назначения – как и на каких условиях, они используются. Охарактеризовать обеспеченность необходимыми коммуникациями (электроэнергия, вода, связь и др.), на каких основаниях они будут использоваться, нужны ли дополнительные затраты с началом реализации проекта. 4.2. Производственные фонды, необходимые для реализации проекта Привести описание фондов, необходимых для реализации проекта. Если имущество (движимое/недвижимое) планируется арендовать, указать стоимость аренды за расчётный период, указать условия аренды (приложить копию договора об аренде). Если планируется покупка основных фондов, по каждому объекту обосновать, по каким критериям был выбран конкретный вариант, указать его стоимость и привести копию договора о намерениях с поставщиком оборудования, транспортных средств и др. Если планируется строительство, должна быть приведена смета строительного проекта и календарный план строительства. Расчёт затрат на оборудование представлен в таблице Таблица 3.
Если закупка производится в иностранной валюте, ниже указать её курс. 4.3. Календарный план Составить Таблицу 4, дающую представление об основных этапах осуществления проекта, их сроках, затратах на каждом этапе и результатах. Таблица 4.
4.5. Описание этапов реализации проекта Данный подраздел должен конкретизировать приведенный выше календарный план, что достигается пошаговым детальным описанием всех операций (действий и мероприятий) в ходе реализации проекта. Описание должно отражать информацию о целях проведения мероприятия, сроках исполнения, необходимых затратах для его осуществления. Описание может быть снабжено схемой-алгоритмом проведения всех мероприятий. Раздел 5. Производственный план 5.1. Прогноз объёмов производства в натуральном выражении Данный прогноз производится на основе данных о плановых объёмах сбыта, , а также исходя из наличия/создания производственных мощностей, описанных в операционном плане. Должно быть определено, будут ли создаваться запасы продукции (если нет, то объём производства в натуральном выражении должен соответствовать объёму сбыта). Должно быть указано, когда производство выйдет на плановую мощность. Привести таблицу объёмов производства за расчётный период и график выхода на проектную мощность по месяцам. 5.2. Описание необходимого сырья, материалов, комплектующих Описать, какое сырьё, материалы, комплектующие необходимы для производства продукции/оказания услуг по проекту. Рассчитать потребности в сырье, материалах и комплектующих для производства единицы каждого из товаров/услуг, с указанием их средних цен на рынке. Данные привести в соответствующей Таблице 5. Указать основных поставщиков, обосновать выбор. Таблица 5.
5.3. План персонала Раздел предполагает описание структуры управления предприятием и персоналом, основанной на ней подчинённости и ответственности (лучше оформить схемой). Даётся характеристика руководящего состава предприятия (образование, профессиональные навыки, опыт работы в сфере). Раздел должен содержать сведения о необходимом количестве персонала (количество созданных рабочих мест) о его профессиональном составе и необходимым требованиям, методах поиска и условиях принятия на работу. Отразить принципы профессионального подбора персонала, имеющего соответствующую подготовку и стаж работы. В случае планирования обучения отразить затраты на его осуществление. Указать используемые формы оплаты труда. Для повременной оплаты труда указать месячный оклад, систему премирования, если предусматривается. Cведения об оплате труда отразить в таблице. Таблица 6.
Заработная плата не может быть меньше установленного законодательством минимума. 5.4. Формирование цены продукции, переменные и постоянные затраты Необходимо привести описание основных статей переменных затрат на производство продукции/услуг, которое конкретизируется в таблице 7. Средние переменные затраты на производство единицы товара Таблица 7.
Постоянные затраты Таблица 8.
Исходя из переменных и постоянных затрат, упрощённо рассчитывается себестоимость продукции. Себестоимость = Сумма переменных затрат на производство единицы продукции/услуг + Сумма постоянных затрат в месяц/Объём производства в месяц в натуральном выражении Далее необходимо указать, какой метод ценообразования используется: - издержки + прибыль (описано ниже); - рыночная цена (указать, на цены каких конкурентов ориентируется); - цена уникального товара (при отсутствии конкуренции может быть не привязана к себестоимости); - другой метод (указать, какой). В случае выбора метода «издержки+прибыль» цена формируется на основании себестоимости, а также выбранной заявителем нормы прибыли (указать, почему была выбрана именно такая норма прибыли). Цена = Норма прибыли* Себестоимость Указать, планируются ли изменения цены на протяжении расчётного периода, чем они будут обусловлены. Раздел 6. Финансовые результаты реализации проекта 6.1. План движения денежных потоков (кэш-фло) Отчет о движении денежных средств или "Кэш-фло" (от англ. слова Cash Flow показывает денежные поступления и выплаты, связанные с основными статьями доходов и затрат). Кэш-фло
Таблица 9.
СПРАВОЧНО: Таблица "Кэш-фло" содержит три раздела, соответствующих основным направлениям деятельности: - кэш-фло от операционной деятельности; - кэш-фло от инвестиционной деятельности; - кэш-фло от финансовой деятельности. В разделе "Кэш-фло от операционной деятельности" представлены денежные поступления и выплаты, связанные со сбытом, производством, расчетами по налогам (НДС должен быть включён, кроме тех случаев, когда НДС не платится предпринимателями на едином налоге). Производственные затраты объединены в две группы: "Суммарные переменные издержки" и "Суммарные постоянные издержки". Раздел "Кэш-фло от инвестиционной деятельности" отражает движение денежных средств, связанных с инвестиционным периодом реализации проекта – покупка и продажа активов. Раздел "Кэш-фло от финансовой деятельности" отражает поступления и выплаты денежных средств по операциям, связанным с финансированием проекта. Две итоговые строки "Кэш-фло" отражают баланс наличности на начало и конец каждого периода. Баланс наличности позволяет судить о возможности предприятия генерировать достаточное количество денежных средств для покрытия обязательств. В случае дефицита средств требуется привлечение дополнительных источников финансирования в виде заемного или акционерного капитала. Баланс наличности на начало периода равен балансу наличности на конец предыдущего периода. В пункте необходимо дать текстовые поянения по таблице, указать, когда баланс наличности нарастающим итогом достигает положительного значения и какая сумма средств останется в распоряжении предприятия в конце расчётного периода. 6.2. Чистая прибыль от реализации проекта Для предпринимателей – плательщиков единого налога чистая прибыль рассчитывается по таблице 10. План прибылей/убытков Таблица 10.
План прибылей/убытков ~0Таблица 11.
Расчёт амортизации (для предприятий на общей системе налогообложения) Таблица 12.
В данном пункте должна быть указан период, через который предприятие выйдет на уровень безубыточности, а также сумма чистой прибыли, полученной за расчётный период реализации проекта. 6.3. Расчёт срока окупаемости проекта и рентабельности Срок окупаемости достигается при равенстве накопленной чистой прибыли первоначальным инвестиционным затратам. Расчёт производится по данным из Приложения 3а или 3б. Также рассчитываем основные показатели рентабельности: Рентабельность инвестиций = Чистая прибыль нарастающим итогом / Общая сумма инвестиций Рентабельность производства = Чистая прибыль нарастающим итогом / (Совокупные издержки + Сумма налогов и сборов, кроме единого налога) 6.4. Расчёт налогов, сборов и других обязательных платежей Прогноз налоговых платежей Таблица 13.
В пункте необходимо указать, какая сумма будет выплачена в бюджеты всех уровней в ходе реализации проекта, и сравнить её с суммой компенсации банковских процентов. 6.5. Сводная информация
Смотрите также: Методические рекомендации описывают структуру бизнес-плана с кратким изложением основных требований к отражению информации в каждом разделе
280.67kb.
1 стр.
Краткое содержание плана финансово-хозяйственной деятельности Раздел является кратким изложением плана финансово-хозяйственной деятельности
293.66kb.
1 стр.
Reale mutua” Сертификат личного страхования №000/00000 соответсвующий страховому полису №0000 Настоящий сертификат является кратким изложением условий страхового полиса и не имеет силы договора в случае разногласий
237.43kb.
1 стр.
Доклад глобального экологического фонда
2465.2kb.
21 стр.
Методические рекомендации по составлению бизнес-плана для субъектов малого и среднего предпринимательства
546.54kb.
3 стр.
Программа для 1 и 2 группы г. Новокузнецк Города/группа участников
45.19kb.
1 стр.
Программа для 1и 2 группы г. Кемерово Города/группа участников
63.16kb.
1 стр.
Методические рекомендации по его использованию при задании требований, разработке, оценке и сертификации продуктов и систем информационных технологий по требованиям безопасности информации
762.81kb.
5 стр.
Настоящие методические рекомендации описывают некоторые подходы к формированию модели организации обучения детей-инвалидов по дистанционным технологиям, когда дистанционное обучение осуществляется непосредственно в цдо
1058.96kb.
9 стр.
Методические рекомендации по подготовке, выполнению, оформлению и защите
420.57kb.
3 стр.
Руководство по составлению Бизнес-плана Введение. Для чего нужен Бизнес-план предприятия?
380.35kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов словарь основных понятий 311.73kb.
1 стр.
|