Главная
страница 1
Научно-практическая конференция учащихся и педагогов

Первые шаги в науку

Исследовательская работа

«Тема праведничества в поэме Н.Мельникова «Русский Крест» и в рассказе А.Солженицына «Матренин двор» 

Милютина Ирина,

ученица 11в класса МБОУ СОШ №11

им. П.М.Камозина г. Брянска.

Научный руководитель:

Диденко Лариса Дмитриевна,

учитель русского языка и литературы.

СОДЕРЖАНИЕ

I.Введение.

II. Основная часть.


  1. Понятие праведничества.

  2. Тема праведничества в рассказе А.Солженицына «Матренин двор».

  3. Тема праведничества в поэме Н.Мельникова «Русский Крест».

III. Заключение.

IV. Список литературы и источников.

V. Приложение.

1. Фотогалерея.

2. Памятка. ЕГЭ по русскому языку, часть С. Банк аргументов.

ВВЕДЕНИЕ

Я думаю о тех смертных, которые любят добро, просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то

ни было. Эти прямые и надёжные люди тоже, мне кажется, должны быть вполне довольны святым порывом любви…
Н. Лесков (из рассказа “Человек на часах”)

Ещё немецкий писатель, знаток русской литературы Т. Манн, определяя нашу словесность, восклицал: “Святая русская литература!” Подразумевая под этим не то, что её писали святые люди, просто основной темой её была тема святости. На протяжении всего тысячелетнего периода житийная литература, сказания о праведниках, духовные стихи были излюбленным чтением нашего народа. И возникшая позднее светская литература, в конце концов, пришла к вечным вопросам российской действительности: “кто виноват?” и “что делать?”. Но самый главный – “как жить дальше?” В качестве примера такого поиска – поэма поэта-земляка Николая Мельникова «Русский Крест» и рассказ Александра Солженицына «Матренин двор».

Актуальность, новизна, теоретическая и практическая значимость этой проблемы определили тему исследования – «Тема праведничества в поэме Н.Мельникова «Русский Крест» и в рассказе А.Солженицына «Матренин двор».

Актуальность исследования. Данное исследование, как никогда, актуально сейчас, когда и молодежь, и старшее поколение жаждут душевной чистоты в век научного и технического прогресса. Н.Мельников, как мог, боролся за свою гибнущую малую родину и предупреждал, что невнимание к нуждам деревни, к морали русского человека приведет к гибели России.

Новизна представленной работы заключается в том, что образ праведника в лирике Н.Мельникова не исследовался. В ходе своей работы я убедилась, что поэма «Русский Крест» не менее назидательна и интересна, чем известный рассказ А.Солженицына «Матренин двор».



Целью данной научно-исследовательской работы является изучение места и роли праведника в современной литературе (на примере поэмы Н.Мельникова «Русский Крест» и рассказа А.Солженицына «Матрёнин двор»); его символическое значение; составление памятки, которую можно включить в банк аргументов для ЕГЭ по русскому языку, приобщение молодого поколения к чтению литературы писателей и поэтов-земляков.

Анализ литературы по данной проблеме дал основание выдвинуть следующую гипотезу: исследование перечисленных произведений будет эффективным, если



  • материал исследовательской работы можно будет использовать на уроках внеклассного чтения по литературе;

  • проблемы, поднятые в этих произведениях, могут быть отражены на экзамене в форме ЕГЭ по русскому языку, в части С;

  • подобранная фотогалерея поможет привлечь внимание читателей-ровесников к чтению произведений поэта-земляка Н.Мельникова.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Изучить произведения Н.Мельникова и А.Солженицына, отражающие интерес авторов к проблеме праведничества.



  1. Найти творческие переклички Н.Мельникова и А.Солженицына.

  2. Подобрать и оформить фотогалерею (о Н.Мельникове);

  3. Представить работу на конференциях разного уровня с целью популяризации творчества нашего земляка – поэта Николая Мельникова.

Объект исследования – праведники в поэме Н.Мельникова «Русский Крест» и в рассказе А.Солженицына «Матренин двор».

Предмет исследования – творческие переклички Н.Мельникова и А.Солженицына.

Фактографические источники. Основными источником информации являются книги Н.Мельникова «Русский Крест» и А.Солженицына «Матренин двор», воспоминания о жизни Н.Мельникова А.Нестика, П. Кузнецова, И.Сушенка и др., аудиоматериалы и видеоматериалы из видеоархива Н.Мельникова.

Характер и структура реферата

Работа научно-исследовательская; состоит из введения, трех глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.



Методы исследования:

  1. Анализ текстов и систематизация полученных результатов.

  2. Обобщение результатов исследования.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

  1. Понятие праведничества.

Понимание праведничества, как социокультурного явления, может опираться на господствующие в обществе представления духовного или светского порядка. Применительно к социокультурной ситуации в России необходимо различать следующие виды понимания слова-термина «праведник»:

— церковное (представления о святых, прославившихся добродетельной жизнью в миру, о неканонизированных или местночтимых святых, а также о благочестивых людях из церковной среды);

— светское, которое делится на: философское (представления о праведничестве, реализующееся в философских системах и теориях и отражающее светское сознание); социальное (представления различных социальных слоев и общностей о праведничестве); художественное (представления о праведничестве, отраженные в творчестве писателей, художников, музыкантов)1.

С XIX веке в России праведничество укоренилось в светской (прежде всего художественной) культуре, став одной из основных категорий, характеризующих творческое наследие русских писателей. Такое представление отразилось в духовной культуре через публикации многочисленных святоотеческих творений («Добротолюбие» и т. п.), в издании житий древних и современных подвижников благочестия, а также сочинений иерархов Церкви и богословов XIX века (святителей Игнатия Брянчанинова, Филарета Дроздова и др.). Это господствующее представление проявлялось и в словарях, например, в светском по характеру «Толковом словаре живого великорусского языка» В. И. Даля. В художественном изображении праведников есть сходство с творческими принципами иконописи и агиографии (житийной литературы) — показывается духовный лик, а не душевно-чувственное лицо героя. В подобном подходе нет абстрактной «схематизации» человеческой индивидуальности, а присутствует изображение глубин духовной жизни человека. По мнению А.Б.Тарасова, «поиски духовной правды весьма значимы и в литературе ХХ века. Праведничество может стать одной из объединяющих идей новой России»2. С этим мнением нельзя не согласиться.

Так кого сегодня можно назвать праведником? Академический Словарь русского языка поясняет: «Праведник - тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности». Еще одно пояснение мы находим в Толковом словаре И.Даля: «... во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник». Думается, что таких людей отличает вера в Бога, любовь к людям, добро, милосердие, бескорыстие, умение прощать, смирение, совестливость, естественность, непритязательность, неприхотливость, выносливость, терпение, жалость ко всему живому, умение радоваться жизни, труду.


  1. Тема праведничества в рассказе А.Солженицына «Матренин двор».

Есть ли сейчас такие люди, которые готовы помочь бесплатно, могут искренне радоваться успехам других, любить и прощать? А. И. Солженицын считал, что они есть и будут всегда, но, к сожалению, встретить такого человека всё труднее.

Всеми этими чертами характера обладала героиня рассказа А.Солженицына Матрена Васильевна Григорьева. Она праведница, нравственный идеал писателя. Ее образ воплощает в себе черты того типа людей, которых в наше время остается все меньше. В бескорыстной помощи - смысл и цель ее жизни. Матрена и подобные ей - это последние «опоры», удерживающие мир от падения. Вспомним библейское предание о Содоме и Гоморре, двух городах, которые Бог обещал пощадить, если там найдется хотя бы десять праведников. Праведников там не оказалось, и города были разрушены. Именно такая судьба, по мнению Солженицына, может ожидать и наш мир.

Рассказ «Матренин двор» наполнен тезисами, рассуждениями, мотивами конфликта двух Россий - исконной, «нутрянной» и чиновной, неправедной бюрократической, официозной*. В этом рассказе, соединившем в себе черты художественного очерка, романа, главным является мотив неузнанного и непонятого праведника. Автор хочет донести до читателя мысль, что без терпения, ограничения, аскетизма, лежащих в основе праведничества Матрены, народу не выжить, как и без честного труда изо дня в день.

Образ Матрены - это образ, списанный с реальной женщины. И имя своей героини автор дал то же, что и у ее прототипа - Матрена. Оно означает, с одной стороны, «знатная женщина», с другой - «мать», «Родина». Эти значения очень важны для понимания характера героини, ведь существует мнение, что имя определяет жизненный путь человека. Солженицын дает нам понять, что судьба Матрены - частица судьбы всего народа.

Внешность героини изображена Солженицыным по всем канонам праведничества. Он не дает нам детального портрета героини. Это женщина с неброской внешностью, «улыбка ее кругловатого лица», «простодушно гладя блекло-голубыми глазами», «...в неярких ее глазах». Но автору важно было показать читателям другое - внутренний свет в ее глазах и «лучезарную улыбку». Вот мы как будто видим, как она «улыбалась чему-то», «просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой». Солженицын пишет: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью. Матрена умеет радоваться жизни, душа ее светла, не омрачена злом и завистью, у нее и лицо красивое»3, - пишет А.Солженицын. Пережить то, что пережила Матрена, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, чутким, не озлобиться на судьбу и на людей, может только сильный человек.

Матрена, сама того не понимая и не стремясь к тому, соответствует всем канонам христианской морали и заповедей. Она обладает бесконечным смирением, не требующим от неё никакого напряжения воли. Она не предаётся греху гордыни, умеет быть благодарной за каждый прожитый миг. Матрёна может довольствоваться малым — тем, что имеет: ей не свойственны чувства зависти, злости, обиды, стяжательства. Праведничество Матрёны основано на её безразличии к материальным ценностям.

Жизненные драмы, личные ее беды, так или иначе, связаны с историческими событиями, которые пережил весь народ - Первая мировая война, на которой попал в плен Фаддей; Великая Отечественная война, с которой не вернулся ее муж; колхоз, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию и настоящая бесчеловечная социальная система, которая оставила Матрену без пенсии, не продает торфа, заставляя воровать. Для единственной козы Матрена не может сготовить сена: «… у полотна - не скоси», «в лесу косить нету», «...в колхозе мне не велят». Таким образом, в рассказе остро раскрываются отношения власти и человека, нравственно-духовная жизнь народа в послевоенной жизни русского села. Реальный быт крестьянства, где идет борьба за выживание, с точностью показан автором. А.Солженицын обличает существующий порядок. Сопоставляя эпизоды, мы убеждаемся, что основой отношений в те годы была ложь. Государство не интересовалось жизнью людей, их права были не защищены. Но люди воспринимали это как обычное явление, так как жить в таких условиях командно-административной системы их приучали с детства. В обществе, где царят ложь и насилие, люди утрачивают «самое чувство правды». Но смирение перед судьбой - не всегда добродетель. Страх губителен для личности. Он умаляет человека и разрушает его душу. Но если одни «брели и хлюпали зловонным болотом общества», то были и люди, кто скользил «как будто поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая»4, - говорил А.Солженицын. Он их относит к праведникам.

Гибель героини рассказа заставляет всех задуматься о том, какое место в жизни деревни занимала Матрена. На ней держалась вся деревня. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село, ни город, ни вся земля наша...». Образ Матрены имеет символическое значение. Это не просто деревенская женщина, а русская крестьянка, которая олицетворяет собой многострадальную женскую долю, о которой писал в своих стихах Н.А.Некрасов, это поруганная православная Русь, которая, несмотря на все испытания, стояла и стоять будет, пока есть праведники на земле русской. Гибелью героини рушится мир духовных ценностей. И это тревожно. Гибель Матрёниного двора — грозное предупреждение Солженицына о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры.



  1. Тема праведничества в поэме Н.Мельникова «Русский Крест».

Почему снова и снова писатели обращаются к теме праведничества? Почему Николай Мельников, наш земляк, говорит об этом в своей поэме «Русский Крест»? Ответ на этот вопрос помогает найти Лариса Баранова-Гонченко. Она пишет: «Сегодня, в умопомрачающее время, писать поэму «Русский крест» о «местном стороже одноруком инвалиде Иване Ростке»? Что это – поэтическое безумие? Отчаянный гражданский поступок? Написать её на одном дыхании Веры, раскаяния, покаяния и воинственного народного национального чувства… Написать без малейшей помощи обманчиво-спасительной иронии, без сленга, …, без аллюзий и иллюзий. Написать с наивнейшим и чистейшим прямодушием традиций…Потому что понял: «Время близко. …». Не страха ради иудейска написан «Русский Крест». В его подробной сюжетности узнаваема длинная некрасовская боль, а в ритме строфы слышна теркинская походка …В «Русском Кресте» слышится продолжение темы «Враги сожгли родную хату» Исаковского»5. Н. Мельников сумел талантливо и смело рассказать о своей эпохе, в которой «сын» потрепанной фуфайки, «брат» изношенных сапог, «бывший пахарь, бывший ухарь» Иван Росток «свой народ собрал в Народ».

Можно предположить, что имя своему герою Н.Мельников выбрал не случайно. Именно с него, с инвалида Ивана Ростка, должна зародиться в русском селе вера в светлое будущее. Росток – начало жизни, а имя Иван – это имя, которое часто встречается в русских народных сказках. Герой с таким именем обычно простоват, доверчив, грешен, но при этом честен и порядочен.


…“брат” изношенных сапог

жил открыто, без утайки…


Этот фольклорный элемент использует Н.Мельников, чтобы читатель поверил: каждый из нас может помочь построить светлое будущее русской деревни. Нужно лишь поверить в свои силы, не гнаться за наживой, как это делала и Матрена из солженицынского «Матрениного двора», быть бескорыстным и уметь прощать. Как и Матрену, односельчане называют Ростка сумасшедшим (опять фольклорный мотив – Иван-дурак):
И глазеют через щели:

- Ну, чего он, буйный, да?

- Бедный Ванька, неужели

к сумасшедшим навсегда?


В соответствии с требованиями праведнической литературы автор поэмы не дает читателю ясной портретной зарисовки, зато часто он обращает внимание на душевную теплоту главного героя.

Что душевной теплотою

все слова его полны,

что Иван - за той чертою,

где притворства не нужны.
Самоотверженно и настойчиво Иван Росток поднимает односельчан, ведя их за собой, на строительство церкви, которая много лет простояла разрушенной в этой деревне. Он обходит все близлежащие деревни и собирает пожертвования на храм. И народ верит ему, потому что дело, которым занимается Росток – праведное. Все объединились благодаря Ростку и теперь уже общему делу.

Просто каждому хотелось

дать Ивану этот грош:

не жилось теперь, не пелось,

пусть хоть будет храм хорош!
Даже мысли не допускал Иван, что он может воспользоваться собранными деньгами. На шуточный вопрос бухгалтера он ответил: «Не греши, пусть даже словом!..” Трудно приходилось герою поэмы, худел он на глазах, но человека красит его душа, а не красивая внешность. Вот и Н.Мельников пишет: «Брови стали как-то строже,/и лицом прозрачный стал,/но глаза - теплей, моложе,/значит, дух не увядал!».

К сожалению, как и А.Солженицын, Н.Мельников трагически заканчивает повествование о жизни И.Ростка. Героя поэмы убили из-за пожертвований, которые он собирал. Но смерть его не была бессмысленной. Как и после смерти Матрены, односельчане осознали, что есть праведники на земле русской.


Потому что силой Веры

всем внушил - спасенье есть,

потому что вспомнил первый

Бога, Русь и предков честь!

И ещё одну параллель можно провести, говоря о рассказе А.Солженицына «Матренин двор» и поэме Н.Мельникова «Русский Крест». У героини Солженицына был прототип, женщина по имени Матрена, а у героя Ивана Ростка появились последователи, одной из которых стала сестра поэта Валентина Алексеевна. Со всем пылом и энергией взялась она за восстановление в родном Н.Мельникову селе Лысые Злынковского района Брянской области храма Успения, который, как и в поэме, долго пустовал, а в девяностых вообще был снесен до основания. И труд её был не напрасен. Храм восстановлен.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Теоретический анализ проблемы праведничества в поэме Н.Мельникова «Русский Крест» и рассказе А.Солженицына «Матренин двор» и проведенное опытно-экспериментальное исследование позволяют сделать следующие выводы:



  1. Роль праведника в современной литературе огромна, «поиски духовной правды весьма значимы и в литературе ХХ века. Праведничество может стать одной из объединяющих идей новой России».

  2. Представленное опытно-экспериментальное исследование создало возможность составить памятку, которую можно включить в банк аргументов для ЕГЭ по русскому языку.

  3. Подобранная фотогалерея помогла привлечь внимание читателей-ровесников к чтению произведений поэта-земляка Н.Мельникова.

  4. Итоги проведенного исследования показали, что поэма «Русский Крест» не менее назидательна и интересна, чем известный рассказ А.Солженицына «Матренин двор». Это произведение можно изучать на уроках внеклассного чтения или включить в перечень произведений для самостоятельного чтения.

Н.Мельников и А.Солженицын продолжили одну из главных традиций русской литературы, согласно которой писатель видит своё назначение в проповедовании духовности, убеждён в необходимости ставить “вечные вопросы” и искать на них ответ. 

Таким образом, задача исследования решена, гипотеза доказана, и результаты позволяют считать, что цель работы достигнута.



СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Энциклопедия гуманитарных наук. А.Б. Тарасов. ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ, 2007 — №3

2. А.Солженицын. Матренин двор. Москва, «Детская литература», 2009

3. Газета «Московские новости», апрель, 1982г. Интервью А.Солженицына

4. Мельников Н.А. Русский Крест. Поэма, стихи, песни, проза. – СПб.: Издательство «Царское Дело», 2011. Предисловие Ларисы Барановой-Гонченко

5. Мельников Н.А. Русский Крест. Поэма о настоящем и грядущих судьбах России. Издательский дом Максима Светланова, 2003

6. http://www.youtube.com/watch?v=fytH7HugUAo

ПРИЛОЖЕНИЕ

ФОТОГАЛЕРЕЯ

МЕЛЬНИКОВ Николай Алексеевич

Родился в селе Лысые Брянской области в 1966 году. В 1990 году закончил ГИТИС им. А.В.Луначарского. Актёр, режиссёр. Лауреат кинофестиваля «Золотой Витязь» (1993 г.) Автор книг «Русский Крест», «Обречённые на свет», известных песен «Поле Куликово», «Поставьте памятник деревне». Первый лауреат Литературной премии имени А.Фатьянова.




Издательский дом «Достоинство» (генеральный директор руководитель художественной галереи «Бронзовое чудо» Николай Тырин) совместно с Автономной некоммерческой организацией «Связь поколений» издали в прекрасном оформлении легендарную поэму замечательного русского поэта Николая Мельникова «Русский Крест».


В предисловии к изданию говорится: «Четыре года назад не стало русского поэта Николая Мельникова. Актер, режиссер, писатель, сценарист, автор-исполнитель Николай Мельников прожил всего 40 лет. Ему не было и 30, когда за свои стихотворения - песни «Поставьте памятник деревне» и «Поле Куликово» он стал первым лауреатом Всероссийской литературной премии имени поэта Алексея Фатьянова «Соловьи, соловьи...» 
Николай Мельников верил в русский народ, в его духовные и творческие силы. Пронзительность его стихов, его боль за поруганное Отечество и, в то же время, вера в «праведность судьбы» никого не может оставить равнодушным...
«Есть Вера, Бог, Отечество и ты!» - эти слова Николая Мельникова являются не только сутью его творчества, но и смыслом всей жизни поэта - его завещанием своим согражданам.

"Роман-газета" № 5, 2009г. Русский крест.

24 мая 2006 года Николай Мельников был найден мертвым на автобусной остановке в Козельске. Официальная причина смерти — сердечная недостаточность. В это время Мельников участвовал в съемках фильма о героических псковских десантниках «Русская жертва». Согласно завещанию, похоронен на кладбище родного села Лысые.







ПАМЯТКА

(ЕГЭ по русскому языку, часть С. Банк аргументов.)



Проблема

Авторская позиция

Аргументы



Проблема праведничества

Поиски духовной правды могут стать одной из объединяющих идей новой России.

1)Не случайно даже после смерти И.Ростка жители деревни продолжили начатое им дело: строительство храма. Собственными праведными поступками главный герой поэмы Н.Мельникова «Русский Крест» «свой народ собрал в Народ!».

2)К сожалению, даже после смерти Матрены, так и не поняли жители деревни, «что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша». А.Солженицын же убежден, что душевная чистота главной героини должна пробудить в людях желание жить честно, праведно.





Проблема веры

Вера помогает человеку найти смысл жизни.

1)Иван Росток, переосмыслив свою грешную жизнь, убедил и жителей деревни в необходимости восстановить разрушенный храм. «Потому что силой Веры/всем внушил - спасенье есть,/потому что вспомнил первый/

 Бога, Русь и предков честь!»

2) Всю жизнь Матрена трудилась, а вера ей помогала ежедневно возвращаться к рутинным обязанностям. «Не сказать, чтобы Матрена верила как-то истово…», «никогда не видал ее молящейся, ни чтоб она хоть раз перекрестилась. А дело всякое начинала "с Богом!" И все у Матрены ладилось. «Может быть, она и молилась, но не показно…». Вера помогала ей выжить в тяжелейших условиях.




Проблема любви к Родине

Любовь к родине проявляется не в громких словах, а в бережном отношении к тому, что тебя окружает.

1)Начав восстанавливать храм в родном селе, И. Росток сплотил жителей-односельчан. Он переосмыслил свою жизнь и постарался помочь словом тем, кто нуждался в напутствии, в поддержке, в совете. Главный герой убедил жителей деревни в необходимости восстановить церковь, построенную предками.

2)Тяжкая доля выпала на жизнь Матрены. «Пенсии ей не платили. Родные ей помогали мало. А в колхозе она работала не за деньги – за палочки». Однако никого не судила Матрена, любила свой дом, свою деревню, помогала всем, кому могла.






Проблема прощения.

Не каждый грех можно замолить, испрвить, но хотя бы попытаться это сделать необходимо каждому грешнику.

1)Иван Росток, был грешен: пил, скандалил, не занимался воспитанием детей, но после разговора со старцем, он понял всю бессмысленность своей жизни, пересмотрел свои поступки и постарался исправиться, за что сыскал уважение среди жителей деревни. А вот его убийцы, что «убили без зазренья,/и не дрогнула рука...», неизвестно, будут ли прощены когда-нибудь. Автор пишет: «Ждать ли им теперь прощенья/за невинного Ростка?»

2) Повествователь в рассказе А.Солженицына очень огорчен тем, что о праведной Матрене односельчане, даже золовка, отзывались нелестно. «Все отзывы ее о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала,…, и, глупая, помогала чужим людям бесплатно…». Поймут ли эти люди, что грешны они и на словах, и на деле? А вот Матрена чиста была душой: «грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила...»





1 Энциклопедия гуманитарных наук. А.Б. Тарасов. ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ., 2007 — №3

2 Там же

3 А.Солженицын. Матренин двор. Москва, «Детская литература», 2009

*Официозный - полуофициальный, находящийся под влиянием правительства, но формально не исходящий от него.— Официоз, газета инспирируемая правительственными чиновниками, но гласно редактируемая частным лицом.



4 газета «Московские новости», апрель, 1982г. Интервью А.Солженицына

5 Мельников Н.А. Русский Крест. Поэма, стихи, песни, проза. – СПб.: Издательство «Царское Дело», 2011 Предисловие Ларисы Барановой-Гонченко




Смотрите также:
Исследовательская работа «Тема праведничества в поэме Н. Мельникова «Русский Крест» ив рассказе А. Солженицына «Матренин двор» Милютина Ирина
176.88kb.
1 стр.
Урок подготовила и провела учитель литературы Шеховцова Лидия Фёдоровна 2008-2009 уч год. Тема урока : «Не стоит земля без праведника». Рассказ А. Солженицына «Матрёнин двор»
51.23kb.
1 стр.
Тезисы по теме: «Определение роли интерьера в создании характера Матрёны в рассказе А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
19.26kb.
1 стр.
Рассказа «Не стоит село без праведника». «Матрёнин двор»
26.89kb.
1 стр.
Рассказе А. Солженицына «Матренин двор»
63.85kb.
1 стр.
Рассказу А. И. Солженицына «Матрёнин двор»
125.12kb.
1 стр.
Урок аналитическая беседа «Кто виноват в судьбе Матрены?» по рассказу А. И. Солженицына «Матренин двор»
120.21kb.
1 стр.
Исследовательская работа «Мифологический мир в прологе к поэме «Руслан и Людмила»
79.63kb.
1 стр.
Исследовательская работа тема: Проблемы биоразнообразия реки Тихая Сосна ученица 9 класса Михайлова Ирина
142.03kb.
1 стр.
«окружающий мир» Исследовательская работа в рамках недели чтения, посвященной книге Д. Дефо «Робинзон Крузо». Тема исследовательской работы: «проращивание семян пшеницы в разных условиях необитаемого острова». Тезисы
41.15kb.
1 стр.
Межгосударственный стандарт конструкции стальные строительные
525.4kb.
6 стр.
Матренин двор
374kb.
3 стр.