Главная
страница 1
Чаур Е.А.

Учитель истории и правоведения,

1 квалификационная категория,

ДОШ №102


Козлова Ю.В.

Учитель художественной культуры,

Категория специалист,

ДОШ №102


Тема: Развитие украинского искусства в конце

ХVІІІ – в первой половине ХІХ вв.

9 класс


Цели урока:

  • Познакомить учеников с достижениями украинского искусства конца ХVІІІ первой половины ХІХ вв.,

  • охарактеризовать памятники архитектурного, пейзажно-паркового, музыкального и изобразительного искусства в украинских землях,

  • определить вклад отдельных деятелей искусства в украинскую и мировую культуру.

  • Развивать умение показывать на карте Украины места, связанные с развитием искусства,

  • умение описывать явления культурной жизни в украинских землях конца ХVІІІ первой половины ХІХ вв.,

  • умения характеризовать памятники архитектурного, пейзажно-паркового, музыкального и изобразительного искусства, определять их авторов,

  • умение оценивать вклад отдельных деятелей в отечественную и мировую культуру,

  • умение подбирать материал и готовить сообщения на заданную тему

  • умение использовать ИКТ и готовить электронные презентации,

  • Развивать познавательную активность и творческие способности учеников.

  • Художественно-эстетическое воспитание учеников, развитие художественного вкуса, умения понимать произведения искусства и выражать свои впечатления от них.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: интегрированный урок-экскурсия (история Украины, художественная культура).

Оборудование: произведения искусства к. ХVІІІ первой половины ХІХ вв. в электронных презентациях.

Литература:

  1. Історія України: підручник для 9 кл. загальноосвіт. навч. закладів / Ф. Г. Турченко, В. М. Мороко. К.: Генеза, 2009. 352 с.

  2. интернет-ресурсы

Ход урока

I. Организационный момент

Подготовка класса к работе. Приглашение к сотрудничеству.



II. Актуализация опорных знаний

Учитель истории:

Мы продолжаем изучать тему «Культурная жизнь в украинских землях в к. ХVІІІ первой половины ХІХ вв.»



Беседа:

  • Какие области культуры мы рассмотрели на прошлом уроке?

  • Имена каких деятелей украинской культуры вы запомнили?

  • Какие факторы влияли на развитие украинской культуры в к. ХVІІІ –– первой половине ХІХ вв.?

ІІІ. Мотивация учебной деятельности

Учитель истории:

Несмотря на отсутствие собственной государственности и политику властей, препятствующую украинскому культурному движению, в первой половине ХІХв. происходило становление украинской национальной культуры. Особенно очевиден этот процесс был в литературной сфере и в искусстве, о котором пойдет речь на сегодняшнем уроке.



Оглашается тема урока . Демонстрируется слайд 1

Оглашаются ожидаемые результаты. Демонстрируется слайд 2

Учитель истории:

Что оставил нам ХІХ век? Давайте заглянем в прошлое, познакомимся с теми произведениями искусства, которые были созданы украинцами почти двести лет назад, попытаемся всмотреться, вдуматься в них. Что хотели запечатлеть в них авторы? Какие свои представления, чувства, идеалы хотели оставить потомкам? Насколько это значимо для нас сегодня?

Говорить об искусстве всегда сложно. Оно принадлежит к «материям высоким», о которых обыденным языком не говорят, требует особой подготовки и знаний. Поэтому мы проводим совместный урок истории Украины и художественной культуры, посвященный украинскому искусству к. ХVІІІ первой половины ХІХ вв.

Содержание учебного материала подсказало форму проведения урока. Это будет урок-экскурсия. Мы отправимся на экскурсию по городам и местечкам Украины, в которых жили и творили деятели украинского искусства. Путешествовать будем с помощью КТ. На местах нас будут ждать экскурсоводы – ваши одноклассники, которые подготовили отдельные тематические экскурсии.

Экскурсия наша познавательная. Поэтому всем предлагается вести экскурсионные дневники. (Ученики ознакамливаются с ними, подписывают и заполняют во время экскурсии).

ІV. Изучение и осмысление нового материала.

1. Архитектура.

Учитель истории:

Искусство к. ХVІІІ первой половины ХІХ вв. это прежде всего архитектура, музыка, живопись. Давайте начнем знакомство с архитектуры.



Демонстрируется слайд 3( Киев нач. ХІХ в.)

В связи с ростом городов в начале ХІХ в. архитектуре стало уделяться все больше внимания. Города начали застраиваться по плану. Менялся их внешний вид: сооружались монументальные каменные дома государственных учреждений, учебных заведений, церкви, дворцы. Особенно выделялись своей архитектурой города Киев, Одесса, Харьков, Полтава. Предлагаю всем отправиться в Киев и познакомиться с его архитектурой. Но вначале послушаем учителя художественной культуры о новом архитектурном стиле, который пришел на смену вычурному барокко.



Учитель художественной культуры:

Сейчас мы познакомимся с особенностями архитектурного стиля классицизм. Пышность, декоративность, присущие барокко, сменяются строгостью, мягкостью, лаконизмом формы, монументальностью. Классицизм за основу взял античный образец с его колонами, фронтонами, капителями. Классицизм как архитектурный стиль зарождается в Европе, со временем приходит и на украинские земли. Именно с начала 19 века на улицах украинских городов появляются здания, выполненные в стиле классицизм.



Демонстрируется слайд 4(Киевский университет)

Например, здание Киевского университета, выстроенного по проекту итальянского архитектора Викентия Беретти в 1834 году. Это яркий пример классицизма в архитектуре. Обратите внимание на колоны, фронтоны, нарядные капители. Здание симметрично, с ярко выраженной центральной частью. Здания эпохи классицизма до сих пор украшают Киев и составляют его историческое лицо.

Сейчас мы отправимся на архитектурную экскурсию по Киеву.

Демонстрируется слайд 5( карта Украины к.ХVІІІ первой половины ХІХ вв.)

Слово экскурсоводу по архитектурным памятникам Киева (готовят сами ученики).

Демонстрируются слайды 6 -12

Учитель истории:

Проверим записи в ваших экскурсионных дневниках.

Какое впечатление произвели на вас архитектурные памятники Киева той эпохи?

Украшают ли они город? Придают ли ему неповторимый вид?

Свидетельствуют ли о его возрасте?

2. Архитектурно-пейзажные парки.

Учитель истории:

Прекрасные здания в классическом стиле возводились не только в городах, но и в богатых имениях, порой здесь строились настоящие дворцы. Красивейшими являются дворец К. Разумовского в Батурине и дворец П.Галагана в с. Сокирцы на Черниговщине.



Демонстрируются слайды13 -14

К дворцам прилегали огромные парки с полянами и озерами. Именно в это время на украинских землях расцветает искусство пейзажно-парковой архитектуры.



Учитель художественной культуры:

Прежде всего, архитектурно-пейзажные парки – это вид искусства.

Для создания парков выбираются территории с неровным рельефом: впадинами, возвышенностями, часто – водоемами. В процессе создания копаются пруды, перемещаются горы земли, вырубаются гроты, формируются аллеи. Местность украшается деревьями и цветами.

Архитектурно-пейзажные парки служили местом для прогулок знати и их гостей, со временем превратились в туристические объекты и памятники искусства.

В Украине есть несколько парков такого рода: Качановка на Черниговщине, Алупкинский парк в Крыму, Александрия в Белой Церкви и Софиевка на Черкащине. Все они создавались в к. ХVІІІ первой половине ХІХ вв..

Давайте отправимся в Умань, в парк Софиевка.



Демонстрируется слайд15.

Софиевка... жемчужина Европы, рай на земле, украинское чудо, символ настоящей любви... Как только не называют это место, широко известное далеко за пределами Украины. Это одно из наиболее выдающихся творений мирового садово-паркового искусства к. ХVІІІ нач. ХІХ вв..



Демонстрируется слайд1 Презентации «Софиевка».

Перед нами – настоящий шедевр, сплав гениальности природы и человека. Свыше полумиллиона экскурсантов приезжают сюда ежегодно с разных уголков планеты. В основу замысла парка положены сюжеты из мифологии Древней Греции и Рима.

Любой элемент парка не только красивый наружно, но и содержит в себе определенный замысел, выражает идею мифа или какого-то события, и все это продуманно и связано между собой так, что в общем сливается в единую симфонию красоты.

Давайте совершим экскурсию по парку.



Слово экскурсоводу по парку «Софиевка» (готовят сами ученики).

Демонстрируются слайды 2-20 презентации «Софиевка»

Учитель истории:

Что вы записали в дневнике?

Вам понравилась Софиевка?

Что особенно вас поразило? Удивило? Запомнилось?



3. Музыкальная жизнь.

Учитель истории:

Заметное место в жизни Украины принадлежало музыкальному фольклору и музыке в целом. Давайте отправимся в село Сокирцы на Черниговщине .



Демонстрируется слайд 16( карта Украины к. ХVІІІ нач. ХІХ вв.)

Слово экскурсоводу (готовят сами ученики). (Слайды 17 – 21 )

Учитель истории:

Профессиональное музыкальное искусство сосредотачивалось в городах, где создавались оркестры, хоры, капеллы, проходили концерты, в учебных заведениях преподавались музыка и танцы.



Слово экскурсоводу (готовят сами ученики)

Демонстрируется слайд 22 ( карта Украины к. ХVІІІ нач. ХІХ вв.)

Звучит музыкальный фрагмент композитора М.Вербицкого.

Учитель истории:

Проверим записи в ваших экскурсионных дневниках.

С какими музыкантами вы познакомились?

Чем музыка первой половины ХІХв. отличается от современной?



4. Изобразительное искусство.

Учитель истории:

Первая половина ХІХ в. – время интенсивного развития украинской живописи, особенно портретного жанра, который терял застывшие формы прошлой эпохи.

Мы возвращаемся в Киев, где посетим выставочный зал Художественного музея, в котором открылась выставка «Украинская живопись первой половины ХІХ века».

Демонстрируется слайд23( карта Украины к. ХVІІІ нач. ХІХ вв.)

Слово экскурсоводу по изобразительному искусству (готовят сами ученики).

Учитель художественной культуры: (Слайд 37)

Давайте обратимся к портрету «Украинская девушка с Подолья» кисти Василия Тропинина. Он поражает нас не только мастерством художника, но и теплым отношением к модели. С портрета на нас смотрит кареглазая, чернобровая, с нежной оливковой кожей молодая украинская девушка. Особо нас поражают пронизывающие карие глаза и улыбающиеся губы, с большим мастерством прорисованные художником.

Обратите внимание, как художник внимательно вырисовывает типичную подольскую вышиванку, кораллы на шее, сколько внимание он уделяет красочности народного убранства. Образ девушки полон особенной чистоты и праздничного настроения. Это собирательный образ украинки, романтический идеал красоты и человечности, кажется, что в ней отображено все лучшее, что нашел Тропинин в Украине.

Учитель истории:

В выставочном зале демонстрируется видеоролик «Творчество художника Т.Шевченко», музыка к нему написана на стихи великого Кобзаря.



Демонстрируются видеоролик о творчестве Т.Шевченко.

Учитель истории:

Проверим записи в ваших экскурсионных дневниках.

Какие произведения Т.Шевченко вам наиболее понравились? Объясните, почему.


  1. Систематизация и обобщение знаний.

Учитель истории:

Наша экскурсия подошла к завершению.



Вопросы учителя:

  • Она вам понравилась?

  • Что нового вы узнали? Имена каких деятелей искусства запомнили?

  • Какие чувства, настроения, мысли вызвали у вас те произведения искусства, с которыми вы познакомились?

  • Что авторы этих произведений хотели в них выразить?

  • Насколько близки они нам? Почему не потеряли своей ценности и по сегодняшний день, вызывают наше восхищение, удивление, преклонение перед талантом их авторов?

Слово учителя:

На украинских землях формировалась национальная культура со своими неповторимыми памятниками искусства, такими как Софиевка в Умани, архитектурные шедевры А.Меленского, художественное наследие Т.Шевченко, В.Боровиковского, В.Тропинина. Мы, потомки тех поколений, должны гордиться культурным наследием своего народа, которое в наше время приобретает все большее признание.

Искусство каждого периода истории неповторимо, как и та эпоха, которая его породила. Оно входит в духовную жизнь нашего народа, как живое свидетельство его созидательной силы на заре национального возрождения.

Проверка знаний учащихся. Демонстрируются слайды 38-43

Подведение итогов урока. Демонстрируется слайд 44


  1. Оценивание деятельности учащихся на уроке:

Учителя выставляют оценки тем ученикам, которые наиболее активно работали на уроке. Остальные получат оценки, завершив дома работу с экскурсионными дневниками.

  1. Домашнее задание:

  • §17, §18.

  • Закончить заполнение экскурсионного дневника и подготовить его к сдаче.

  • Творческое задание: описать понравившийся памятник украинского искусства первой половины ХІХ века.

  • На каникулах посетить Художественный музей города, обратить внимание, есть ли в нем произведения украинского искусства первой половины XIX века, рассказать об этом в классе.

Приложение №1. Пример ученической экскурсии

Экскурсия по парку «Софиевка».

Предлагаю вам переместиться на 200 лет назад и почувствовать дух и аромат 19 века. Попав в музей живой природы «Софиевка», вы сразу убеждаетесь: здесь всё напоминает сказку. И это действительно так, ведь в основу композиционного решения центральной части парка положены сюжеты из мифологии Древней Греции и Рима.

Парк «Софиевка» основан владельцем города Умани, польским магнатом Станиславом Потоцким, который решил преподнести подарок своей жене Софии. Парк является памятником их любви.

Со стороны улицы Садовой мы входим в парк через старый главный вход. Верхнюю часть конусовидной кровли входных башен завершают своеобразные украшения напоминающие факел. Они по аллегории напоминали вход в Афинский рынок.

Продвигаясь к Главной аллее, которая вьётся вдоль русла реки Каменки, любуемся живописными пейзажами, слушаем пение птиц, шелест листвы над головой, удивляемся неповторимой красоте природы. Слева по нашему маршруту лежит малозаметный камень на которым выбиты цифры 1838. Это дата строительства главной аллеи и водопада.

Дальше по главной аллее на высокой каменистой скале виднеется деревянная беседка. Она как будто завершает скалу. Сказа называется Тарнейской, так называлась юго-западная стена капитолийской стены древнего Рима.

Главная аллея привела нас к павильону Флоры. В близи павильон выглядит величественно и в то же время изыскано, благодаря стройным колоннам в дорическом стиле и ажурному барельефу на фризе.

Обращаю ваше внимание на венецианский мостик справа от павильона Флоры. Арочный свод моста украшают гранитные пилоны и кованые цепи. Мы с вами проходим через мостик и спускаемся к Нижнему пруду. Посреди зеркальной поверхности пруда с разинутой пасти змеи стремительно бьёт, со звонким шумом, 14 метровый столб воды. Это знаменитый фонтан «Змея». В аллеях парка под кронами деревьев белеют античные статуи: Арфей, Апполон, Меркурий. На против статуи арфея расположен грот Сцилы. Грот выложен из розового гранита, внутри находятся гранитные лавочки и стол, олицетворяет символ мужества перед лицом смертельной угрозы. Поднявшись по ажурной лестнице находящийся рядом мы оказываемся перед одним из наиболее поразительных зрелищ в парке – Большим водопадом. Можно часами любоваться яркими переливами воды которая падает почти с 15 метровой высоты. Тяжело поверить, что водопад создание человеческих рук.

Около входа на Елисейские поля лежит гранитный валун естественной формы, а рядом с ним отёсанная четырёхгранная шлифованная гранитная колонна. Эти 2 камня случайно оказались рядом и со временем получили название «Природа и искусство». По деревянной лестнице и тенистой аллее поднимаемся к Верхнему пруду. Его общая площадь составляет 9Га. На право в естественной скале высечен большой грот. Он называется грот Венеры, так как при входе в него была установлена статуя Венеры. Рядом проходит русло речки Каменки, мастерски разбитое на 3 маленьких водопада. Называются они «3 слезы» и аллегорически выражают печаль матери по трём умершим детям.

Не заметно для всех мы подошли к выходу. Единожды посетив парк «Софиевка», уже никто не сможет его забыть. Желаю вам всем когда-нибудь побывать в этом чудном месте.

Приложение №2. Пример ученической экскурсии



Киев Андрея Меленского.

Киев конца 18 начала 19 века выглядел совсем не так как сегодня «и что это за город, здесь только крепости и овраги», - писала о нём Екатерина Вторая путешествую по югу России. К началу 19 века был разработан генеральный план реконструкции Киева. Воплощать этот план поручили архитектору Андрею Меленскому.

Андрей Меленский родился в Москве в 1766г. Учился архитектурному искусству в Москве и Питере, там же и начал свою деятельность. Ему пришлось работать у знаменитого европейского архитектора Кваренги. В 1799г. А. Меленский получил должность главного архитектора Киева и принялся за реконструкцию города.

Первым сооружением Меленского в Киеве стала колонна Магдебургского права, в честь обретения Киевом самоуправления при Александре первом. Памятник представляет собой 8угольный арочный бассейн с 16метровой белоснежной колонной над ним, увенчанной шаром и крестом. Другой название памятника «Малый памятник Крещения Руси», так как он расположен недалеко от днепровского берега где, по преданию, князь Владимир крестил Киевлян.

То, что сумел создать в Киеве А. Меленский, поражает. Он распланировал новые улицы. Так вместо Козьего болота появился Крещатик – главная улица нынешней столицы. По проектам Меленского были возведены жилые дома, присутственные места, церкви, учебные заведения. При этом архитектор старался, чтобы Киев не потерял своего исторического лица, оставался олицетворением высокой духовности.

Многие сооружения А. Меленского – это шедевры гражданского градостроительства. Например: Контрактовый дом, один из учебных корпусов Киево-Могилянской академии.

Вероятно, потому, что Меленский был учеником знаменитых архитекторов В. Боженова и М. Козакова, в его творческом наследии много церквей. Давайте познакомимся с церковью на Аскольдовой могиле. Она была возведена в 1810г. В Венгерском урочище на старинном кладбище, где, по легенде захоронен первый киевский князь Аскольд. Память о князе увековечила небольшая церковь – Ротонда, украшенная классической колоннадой. Архитектор избрал круглую форму здания не только для изящества, но и как символ бесконечности нашего мира.

Другой, не менее изящной, является церковь Рождества Христова, тоже круглая с классической колоннадой и портиком у входа. В ней отпевали Т. Шевченко при его перезахоронении из Петербурга в Каневе.

Ещё один пример совершенства формы и гармоничного сочетания здания с окружающей местностью – Воскресенская церковь Флоровского монастыря.

Здания, построенные А. Меленский и поныне украшают Подол, Киево-Печерскую лавру, Андреевский спуск, и другие центральные улицы города. Можно сказать, что Киеву повезло, что сюда приехал такой талантливый мастер. Но не меньшая удача и мастера, творить в таком городе, вдохновляясь его стариной и духовной благодатью. Плодами этого счастливого совпадения любуются не одно поколение киевлян и гостей города.

Приложение №3. Дневник

_______________________________ _________________



Фамилия, имя класс


Где были

С чем познайомились

Содержание









Впечатления от памятника искусства



Смотрите также:
Чаур Е. А. Учитель истории и правоведения, 1 квалификационная категория, дош №102
138.34kb.
1 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
513.18kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
469.62kb.
3 стр.
Яблонская Любовь Вацлавовна, высшая квалификационная категория (Ф. И. О., квалификационная категория учителя) учебный год 2012 2013 пояснительная записка рабочая программа
518.03kb.
4 стр.
Учитель истории, первая квалификационная категория
125.96kb.
1 стр.
Викторина «Брейн-ринг»
267.93kb.
1 стр.
Рабочая программа по чтению и развитию речи в 8 классе Учитель Пицунова Наталья Михайловна, I квалификационная категория
162.07kb.
1 стр.
Интегрированный урок в 11 классе Составители: Хабибова Б. О., учитель истории и обществознания, высшая квалификационная категория
69.24kb.
1 стр.
Толерантность гармония в многообразии
139.25kb.
1 стр.
Педагогический коллектив
58.49kb.
1 стр.
Методическая разработка Войкина И. В., учитель математики, I квалификационная категория г. Кострома 2012год
603.26kb.
4 стр.
Сторчилова людмила евгеньевна, высшая квалификационная категория, учитель английского языка, русского языка и литературы
210.32kb.
1 стр.