Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2страница 3![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() при Администрации Президента Республики Беларусь ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ № 6 (90) ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК ВАЖНЕЙШИЙ ФАКТОР РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ (для информационно-пропагандистских групп) Минск 2011 Ответственные за выпуск – В.Г. Дедков, Е.А. Касперович Материал подготовлен на основании материалов Государственного секретариата Совета Безопасности Республики Беларусь, данных, размещенных на
На этом фоне подходы к национальной безопасности объективно не могли оставаться неизменными. Указом Президента Республики Беларусь от 9 ноября 2010 г. № 575 утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Республики Беларусь.
Новая редакция Концепции – это документ качественно более высокого уровня. Он выступает как концептуальная и методологическая основа для последующих решений и действий руководителей всех уровней. В ее основе заложены следующие принципы обеспечения национальной безопасности:
В данной Концепции определены стратегические национальные интересы: обеспечение независимости, территориальной целостности, суверенитета, незыблемости конституционного строя республики; устойчивое экономическое развитие и высокая конкурентоспособность белорусской экономики; достижение высокого уровня и качества жизни граждан. Они просты, понятны и близки людям: нам не надо чужого, мы хотим жить в мире и согласии, самостоятельно определять и обеспечивать свое достойное будущее. Сформирован четкий посыл, что Беларусь, как и любая другая страна, будет рационально и прагматично продвигать свои интересы в широком контексте формирования нового мироустройства. Кроме того, этот документ имеет ярко выраженную практическую и прикладную направленность и нацелен на обеспечение стабильного развития страны, защищенности в повседневной жизни и уверенности в завтрашнем дне каждого белорусского гражданина. Более зрелым и гибким стал и подход к анализу факторов, неблагоприятных для национальной безопасности. Если ранее они квалифицировались как угрозы, сейчас в Концепции используются понятия рисков, вызовов и угроз. Это позволяет более сбалансировано расставлять приоритеты в защите национальных интересов: угрозы требуют немедленного реагирования, вызовы – реагирования в перспективе, риски говорят об опасности на стадии зарождения. В новой редакции Концепции нашли отражение и учтены результаты отечественных исследований (более 10 ведущих научно-исследовательских институтов) в сфере национальной безопасности, проводившиеся с 2006-го по 2010 год, использован передовой опыт зарубежных государств (изучен и адаптирован для белорусских реалий опыт 15 стран мира, включая Российскую Федерацию, США, Китай, Великобританию, Францию, Польшу, Казахстан, Украину, Азербайджан). В документе сохранена преемственность с ранее действовавшими концепциями, а также использованы принципиально новые подходы. Реализован новый подход к построению системы обеспечения национальной безопасности. В рамках основных направлений этой деятельности расширен и конкретизирован инструментарий нейтрализации реальных и потенциальных негативных воздействий на национальную безопасность. В частности, ставятся задачи структурной перестройки экономики Республики Беларусь путем ускоренного развития высокотехнологичных конкурентоспособных секторов с высокой добавленной стоимостью, производств на местных ресурсах, опережающего развития сферы услуг, в первую очередь информационно-коммуникационных и деловых, реализации транзитного потенциала страны. Одним из приоритетных направлений выступает повышение эффективности управления внешним долгом Республики Беларусь, снижение стоимости и рисков его обслуживания. Закреплена задача вхождения республики в число первых 30 стран мира по условиям ведения бизнеса. В плане нейтрализации внутренних источников угроз в научно-технологической сфере необходимо завершить формирование эффективной национальной инновационной системы и реализовывать новую технологическую стратегию развития экономики страны. Производственная сфера должна ориентироваться на создание совместных компаний по выпуску высокотехнологичной и сложно-технической продукции, развитие сектора наукоемких услуг. Эффективным фактором решения поставленных задач должен стать экспорт капитала (технологий) в страны третьего мира, создание за рубежом сборочных производств по белорусским технологиям. В социальной сфере республика намерена войти в число первых 50 стран мира с высоким уровнем развития человеческого потенциала. При этом действия государства будут направлены на обеспечение достойного уровня и качества жизни населения, в том числе за счет роста реальной заработной платы и иных доходов, совершенствования системы пенсионного обеспечения и адресной социальной помощи, развития системы государственных социальных стандартов. Важнейшими направлениями здесь являются создание условий для эффективной полной занятости населения, более рационального использования трудовых ресурсов, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы. В демографической сфере главным приоритетом государственной политики станет всестороннее стимулирование рождаемости, обеспечивающее учеличение численности населения республики. Повышение престижа крепкой семьи и совершенствование системы поддержки семей с тремя и более детьми – принципиально важные направления обеспечения демографической безопасности. Важными задачами останутся снижение смертности, увеличение продолжительности жизни населения, охрана здоровья матери и ребенка, сохранение репродуктивного и общего здоровья населения. В информационной сфере государство гарантирует обеспечение установленного законодательством порядка доступа к государственным информационным ресурсам, в том числе удаленного, и возможностям получения информационных услуг. Будет продолжена работа по завершению формирования комплексной государственной системы обеспечения информационной безопасности также и путем оптимизации механизмов государственного регулирования деятельности в этой сфере. При этом большое значение отводится усилению деятельности правоохранительных органов по предупреждению, выявлению и пресечению преступлений против информационной безопасности. Актуальность обеспечения безопасности в информационной сфере наглядно демонстрируют особенно четко проявившиеся в текущем году источники угроз для Беларуси, в том числе открытость и уязвимость информационного пространства Республики Беларусь от внешнего воздействия. Вполне закономерно, что в новой Концепции одним из приоритетных направлений выделено информационное обеспечение государственной политики, составной частью которого выступает информационное противоборство. Этот термин в государстве закрепляется впервые. Под ним понимается комплексное использование информационных, технических и иных методов, способов и средств для воздействия на информационную сферу с целью достижения политических, экономических и иных задач либо защиты собственного информационного пространства. Свою военную безопасность республика будет обеспечивать исходя из принципов оборонной достаточности и стратегического сдерживания потенциальной агрессии, отдавая приоритет невоенным средствам. Первостепенное внимание при этом будет уделено развитию патриотизма в обществе, воспитанию у граждан чувства ответственности за защиту Отечества, повышению мотивации военной службы, укреплению кадрового потенциала Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и военизированных организаций. Дальнейшее развитие получат вопросы совершенствования социальной защиты военнослужащих. Нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экологической сфере будут способствовать обеспечение экономического роста в пределах хозяйственной емкости биосферы и улучшение экологической ситуации в Республике Беларусь на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, современных систем защиты экологически опасных объектов, разработки и внедрения экологобезопасных технологий, возобновляемых источников энергии. В итоге подготовлен фундаментальный, комплексный и достаточно компактный документ, учитывающий принципы преемственности государственной политики в сфере национальной безопасности и содержащий значительное количество новаций. К основным сферам национальной безопасности (безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах), определенным в Концепции 2001 года, добавлены еще две. Во-первых, научно-технологическая сфера – это обусловлено возрастающей ролью передовых технологий и науки в реализации национальных интересов нашей республики, существующей острой необходимостью перехода экономики к передовым технологическим укладам. Во-вторых, демографическая сфера. Объективно демографическая ситуация в стране непростая. В целом уровень достигнутых показателей пока недостаточен для активного воспроизводства. Всего в Концепции рассматриваются восемь основных видов безопасности, отвечающих основным сферам жизнедеятельности личности, общества и государства:
В целях излишнего дробления содержания и в силу тесной взаимосвязи безопасность в других, более узкоспециализированных, областях отдельно не выделяется и рассматривается в рамках той или иной основной сферы. В частности, вопросы финансово-кредитной, энергетической и продовольственной безопасности учтены в рамках экономической безопасности. Государственной и пограничной – в рамках политической безопасности, общественной безопасности – рассмотрены в рамках социальной безопасности. Кроме того, учтено, что обеспечению энергетической, продовольственной и ряду других видов безопасности посвящены отдельные нормативные акты. Впервые в Концепции на основе комплексного анализа сформулированы основные тенденции современного мира на новом историческом этапе. Среди них усиливающееся влияние глобализации, кардинальное изменение расстановки сил на планете и связанная с этим всеобщая нестабильность. Начавшийся переход от однополярного к многополярному мироустройству, а также обострение борьбы за сферы влияния и природные ресурсы. Динамичное формирование новых центров силы и прагматизация политики. Выход на первый план экономических приоритетов. Повышение значимости информационной сферы. С учетом перечисленных выше тенденций в новой Концепции определены роль и место Беларуси в современном мире. Наша республика рассматривается как состоявшееся, независимое, суверенное европейское государство, которое не относится ни к одному из мировых центров силы, проводит миролюбивую внешнюю политику и стремится к созданию условий для приобретения нейтрального статуса.
В данном документе также впервые сформулированы национальные интересы, которые разделены на стратегические – без них немыслимо само существование суверенного государства, и основные, которые распределены по сферам национальной безопасности. В качестве стратегических национальных интересов выделены:
Среди основных национальных интересов:
Четко разделены понятия «источник угрозы» и «угроза». Источники угроз являются объективно существующими причинами, а угрозы выступают их следствием, подразумевающим наличие как явных субъектов, так и объектов воздействия национальной безопасности. Выстроена четкая и логичная последовательность – риск, вызов, угроза национальной безопасности, которые обозначают различную степень опасности. Исходя из этого осуществлено и разделение источников угроз на внутренние и внешние. Современные риски, вызовы, угрозы национальной безопасности их источники, как правило, носят комплексный характер, полностью или частично охватывают сразу несколько сфер. Например, актуальнейшая экономическая угроза – низкая конкурентоспособность относительно развитых стран. С одной стороны, в ее основе лежит ряд внутренних источников в экономической сфере. В частности, низкий уровень самообеспечения сырьевыми и энергетическими ресурсами, устаревшие технологии и основные средства, высокая энергоемкость и материалоемкость производства. С другой стороны, очевидно, что также действует внешний источник, относящийся к политической сфере, – использование отдельными государствами или группами государств давления, экономических и ресурсных преимуществ для продвижения своих интересов. Он оказывает непосредственное отрицательное влияние на конкурентоспособность отечественных товаропроизводителей. С целью избежать дублирования задействован следующий понятный и логичный методологический подход: в Концепции выделено то, что защищаем (национальные интересы), от чего защищаем (угрозы и источники), как защищаем (направления нейтрализации) и кто защищает (система обеспечения национальной безопасности). В Концепции впервые четко сформулировано, какая роль отводится гражданам и общественным объединениям в сфере национальной безопасности. Прямо указано: «Граждане участвуют в обеспечении национальной безопасности посредством реализации своих прав и обязанностей (в том числе исполнения священного долга по защите Республики Беларусь), предусмотренных Конституцией Республики Беларусь, законами Республики Беларусь, нормативными правовыми актами Президента Республики Беларусь. Свое видение национальных интересов, способов и средств их защиты они реализуют путем участия в выборах, референдумах и других формах непосредственной демократии, а также через государственные органы и органы местного самоуправления». Конкретизированы и иные пути участия граждан, общественных и иных организаций в обеспечении национальной безопасности: непосредственная защита законными способами и средствами прав и свобод граждан, интересов общества; разработка и внесение в государственные органы предложений по совершенствованию нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в различных сферах обеспечения национальной безопасности. Таким образом, новая Концепция сконцентрирована на главной задаче – продолжить активное формирование условий, в которых страна будет стабильно развиваться, а белорусские граждане – чувствовать свою защищенность и уверенность в завтрашнем дне. Реализация положений Концепции будет способствовать укреплению доверия граждан к власти, позитивному восприятию международным сообществом внешней политики Беларуси и в целом послужит существенным вкладом в консолидацию власти и общества, сохранение и развитие Беларуси как независимого суверенного государства. Именно необходимость сохранения и укрепления суверенитета является сегодня решающим фактором гармонизации интересов личности, общества и государства в Беларуси. СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ, НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ, СОЦИАЛЬНАЯ И ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ Реальная независимость страны и социально-политическая стабильность в обществе могут быть достигнуты, прежде всего, в условиях экономической безопасности государства. На пути к ее достижению в Республике Беларусь сделано немало: сохранен и развивается промышленный и научно-технический потенциал страны, растет сельскохозяйственное производство, расширяется география и номенклатура белорусского экспорта. Важнейшим фактором укрепления экономической безопасности страны являются высокие темпы роста экономики. За последние годы по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал страна стабильно занимала лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и Европы в целом. Так, в настоящее время доля Беларуси в мировом производстве составляет: тракторов – 8–10%, большегрузных автомобилей – около 30, калийных удобрений – около 10, картофеля – более 3, животного масла – более 2, молока – более 1% и т. д. По производству мяса и молока на душу населения Беларусь не только превосходит все страны СНГ, но и находится на уровне таких развитых стран как ФРГ, Великобритания, Франция. Эти цифры свидетельствуют не только об укреплении экономической безопасности страны за последние годы, но и о том, что роль и значение Беларуси в мировом производстве многих важнейших видов продукции значительно превосходят ее удельный вес в численности населения мира (0,18%). Значительные показатели достигнуты и в текущем году. За январь–апрель 2011 г. ВВП вырос на 12,3%, промышленное производство – на 12,9, продукция сельского хозяйства – на 4,2, инвестиции в основной капитал – на 23,4%. Вместе с тем традиционные экономические угрозы сохраняются. К ним относятся: высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая энерго- и материалоемкость продукции, низкая наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами и др. В результате жесточайшей конкуренции на мировых рынках, негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса, изменений в геополитической ситуации возникают новые реальные или потенциальные экономические угрозы. В Концепции национальной безопасности, в связи с этим, выделены блоки угроз, связанные с устойчивостью национальной финансовой и денежно-кредитной системы, ростом внешнего долга, относительно низкой диверсификацией белорусского экспорта и импорта, необходимостью ускоренного привлечения прямых иностранных инвестиций для структурной перестройки экономики и ее модернизации. В роли внешних источников угроз экономической безопасности потенциально могут выступать: ухудшение условий внешней торговли, привлечения кредитных и инвестиционных ресурсов; принятие зарубежными государствами протекционистских мер; развитие транзитных коридоров, систем транспортировки энергоресурсов, альтернативных имеющимся в нашей стране; дискриминация Республики Беларусь в рамках международных союзов и образований.
Смотрите также: Информационный материал
574.67kb.
3 стр.
Информационный материал №10 (46) социальное развитие
572.35kb.
3 стр.
Информационный материал №12 (84) беларусь – социальное государство
800.66kb.
4 стр.
Информационный материал по краеведению
10.04kb.
1 стр.
Гоу впо ргтэу научно-информационный материал №5
151.14kb.
1 стр.
Гоу впо ргтэу научно-информационный материал №1
172.93kb.
1 стр.
Мгупп научно-информационный материал «характеристика производства продуктов питания» по теме
153.94kb.
1 стр.
Информационный материал
268.13kb.
1 стр.
Информационный материал
647.93kb.
4 стр.
Информационный материал
647.95kb.
4 стр.
Информационный материал «Порядок учета в специальном стаже периодов ухода за детьми» Вопрос
17.36kb.
1 стр.
Информационный материал 315.33kb.
1 стр.
|