Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 Урок по биологии в 7 классе Класс Земноводные Тема урока: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных». Учитель биологии Черкашина М.С.
с. Владыкино Тема урока: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных». Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой, об их многообразии, приспособленности к среде обитания; совершенствовать умение распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках. Задачи: Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения скелета, земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания. Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания. Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств. Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству. Способствовать развитию положительных эмоций. Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать, вырабатывать коллективное решение. Методы: 1. Практические (работа со справочными материалами, учебником, таблицами); 2. Наглядные (демонстрация таблиц, моделей; рисунки с изображением земноводных; скелет лягушки); 3. Словесные (эвристическая беседа, рассказ, выступление учащихся, объяснение) Оборудование: изобразительные пособия, наборы дидактических справочных материалов для каждой группы учащихся. Ход урока: 1. Организационный момент. 2. Изучение нового материала. ![]() Ребята, закройте глаза и представьте теплый летний вечер в нашем селе. Какие голоса животных вы слышите? Что это за животные? Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? (школьники перечисляют животных, называя среди других и лягушек). Не кажется ли вам, что звуки лягушек напоминают вам двухголосное пение? О чем оно? Наверное, они делятся впечатлением о прожитом дне, рассказывают о своих горестях и радостях, о своих тайнах и некоторые из них мы с вами постараемся приоткрыть. А случалось ли вам сидя на берегу реки наблюдать за поведением лягушек? (Учащиеся рассказывают о том, как лягушки греются на солнце, взгромоздившись на лист кувшинки, как охотятся за мошками, как могут близко подпустить к себе человека, а затем спрятаться). Куда в первую очередь она старается спрятаться? (в воду) Таким образом, продолжает учитель, лягушек можно встретить и на суше и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. двоякоживущие), подчёркивают главную особенность этих животных. Откройте свои тетради и запишите тему урока: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных» В классе земноводных известно более 2800 видов амфибий, объединенных в три отряда: хвостатые (тритоны, саламандры), бесхвостые (жабы, лягушки), безногие (червяги). (По ходу рассказа учитель демонстрирует схему классификации земноврдных)
Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни. Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу? Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыб сходных с кистеперыми, однако земноводным пришлось быть пионерами буквально во всём, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно. -Какие задачи должны были решать позвоночные при выходе на сушу? (работа с таблицей «Сравнительная характеристика водной и наземно-воздушной сред обитания»)
Вывод: таким образом, у этих животных, должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде. Изучением этих приспособлений и займутся несколько экспертных групп. 1. Экспертная группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных. 2. Экспертная группа морфологов определит особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания. 3. Экспертная группа анатомов определяет, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни. У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал. На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.) Задания группам Экологи Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки. 1. В каких местах чаще всего встречаются земноводные? 2. В какое время года они наиболее активны? 3. От каких факторов среды зависит активность земноводных? 4. Какие виды земноводных встречаются на территории Саратовской области? 5.Есть ли представители земноводных, занесенные в Красную книгу Саратовской области? Морфологи Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания. 1. Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело. 2. Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки? 3. Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки? 4. Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде? 5. Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни. Анатомы Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни. 1. Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей. 2. Рассмотрите череп, определите его форму. 3. Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой. 4. Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище. 5. Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами. 6. Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику. 7. Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу. 8. Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни.
Многие из «изобретений» земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Однако, сумев освоить сушу, они всё же не порвали до конца связь с водой. Какие признаки в строении лягушек свидетельствуют об этом? 1. Тонкая кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому они живут в сырых местах. 2. У многих лягушек пальцы на задних конечностях соединены плавательной перепонкой. 3. Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лёгкие и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха. Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред. На территории Саратовской области в основном обитают представители отряда Бесхвостые. Изучив Красную книгу Саратовской области, следует отметить, что данные представители не занесены в список охраняемых животных. Но амфибии гибнут от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют дети, и взрослые, безжалостно истребляют. А можно предположить, что произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека: 1. Как ограничители численности насекомых. 2. Как кормовой объект пресмыкающихся, птиц, пушных зверей. 3. Как истребитель насекомых – вредителей культурных растений. 4.Служат объектом для науки Это поистине удивительные создания!
Тело земноводного разделено на голову, туловище и хвост (у тритона), две пары конечностей. Тело покрыто голой кожей, на коже много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется атмосферный кислород, поэтому возможно дыхание через кожу. На голове два выпуклых глаза с веками. Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными. Имеется пара ноздрей. Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха. Две пары ног. У лягушек задние ноги длиннее и сильнее передних, поэтому они могут передвигаться прыжками. Есть плавательные перепонки. Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб. Слабо развиты мышцы туловища и хорошо развиты мышцы задних конечностей, что связано со способом передвижения лягушки. Земноводные служат объектами для науки, классическими подопытными животными. В Париже и Токио им поставлены памятники. Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.
В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями. По сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями. 3.Закрепление Тестирование по теме: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных». 1. Земноводные иначе называются: а) двоякодышащими; б) амфибиями; в) рептилиями; г) гадами. 2. Земноводные получили свое название потому, что: а) способны перемещаться в водной и воздушной среде; б) представители одного отряда обитают на суше, а другого – в воде; в) имеют одновременно жабры и легкие; г) один из этапов развития проходит в воде, а другой на суше или в воде. 3. Класс Земноводные делится на отряды: а) лягушки и жабы; б) головоногие и брюхоногие; в) хвостатые и бесхвостые; г) черепные и бесчерепные. 4. К хвостатым земноводным относятся: а) лягушки и жабы; б) саламандры и тритоны; в) черепахи и крокодилы; г) змеи и ящерицы. 5. К бесхвостым земноводным относятся: а) лягушки и жабы; б) саламандры и тритоны; в) черепахи и крокодилы; г) змеи и ящерицы. 6. Позвоночник земноводных состоит из отделов: а) шейного, туловищного, крестцового, хвостового; б) шейного, туловищного, хвостового; в) шейного, туловищного, крестцового; г) головного, шейного, туловищного. Ответы: 1 – б; 2 – г; 3 – в; 4 – б; 5 – а; 6 – а; 4. Домашнее задание. Ознакомиться с материалами учебника и подготовить устный ответ по теме. Кого заинтересовали данные животные, можно подготовить по дополнительным источникам творческие работы в форме: кроссвордов, красочно оформленных сообщений, докладов, сказок и т.д. Смотрите также: Урок по биологии в 7 классе Класс Земноводные Тема урока: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных». Учитель биологии
107.06kb.
1 стр.
Урок биологии в 7 классе. Учитель биологии : Зимина Елена Витальевна Волоконск 2009 Тема урока: «Происхождение млекопитающих. Многообразие современных зверей»
51.43kb.
1 стр.
Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану: Тип Хордовые. Класс Костные рыбы
69.63kb.
1 стр.
Птицы. ( 5 Уроков.) Тема урока №1: Особенности внешнего строения и аппарата движения птиц
150.35kb.
1 стр.
Урок биологии в 6 классе. Шкварцева В. А. ( высшая категория) Тема урока: «Многообразие и значение грибов» Структура урока. № Этап
48.5kb.
1 стр.
Конспект урока по биологии в 6 классе по программе Пасечника В. В. «Прощание с ботаникой» Жукова Надежда Николаевна учитель биологии
89.37kb.
1 стр.
Урок игра по биологии в 7 классе. Слабое звено. По теме: «Птицы» Учитель биологии Духанина Г. П
51.63kb.
1 стр.
Урок биологии 7 класс. Тема урока: «Отряды Грызуны и Зайцеобразные»
51.07kb.
1 стр.
Урок по биологии Тема урока: строение и значение мышц. Групп мышц. Цель урока: Изучение опорно- двигательной системы человека
64.68kb.
1 стр.
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
269.48kb.
1 стр.
Уроки биологии 7 класс Разработала
82.76kb.
1 стр.
Занятие №1. Тема. Возрастные особенности скелета человека. Соединение костей. Работа 1 34.61kb.
1 стр.
|