Главная
страница 1
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Владыкинская Средняя Общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»

Урок по биологии в 7 классе

Класс Земноводные

Тема урока:



«Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».

Учитель биологии

Черкашина М.С.

с. Владыкино


Тема урока:

«Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».

Цель урока: Обеспечить усвоение учащимися знаний об особенностях строения земноводных как первых наземных позвоночных, окончательно не порвавших с водной средой, об их многообразии, приспособленности к среде обитания; совершенствовать умение распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах и рисунках.

Задачи:

Образовательные: сформировать понятие об образе жизни, особенностях внешнего строения и строения скелета, земноводных на примере лягушки в связи со средой обитания.

Воспитательные: продолжить работу по формированию научного мировоззрения на примере развития общебиологического понятия о связи внешнего строения земноводных со средой обитания. Способствовать экологическому и нравственному воспитанию на примере показа значения земноводных в природе и необходимости бережного, гуманного отношения к ним; воспитание коммуникативных качеств.

Развивающие: развивать познавательный интерес и мотивацию к познанию и творчеству. Способствовать развитию положительных эмоций. Развивать логическое мышление, биологическую речь, умение анализировать, делать выводы и аргументировано отвечать на поставленные вопросы; умение высказывать собственное мнение и его обосновывать, вырабатывать коллективное решение.

Методы:

1.     Практические (работа со справочными материалами, учебником, таблицами);

2.     Наглядные (демонстрация таблиц, моделей; рисунки с изображением земноводных; скелет лягушки);

3.     Словесные (эвристическая беседа, рассказ, выступление учащихся, объяснение)



Оборудование: изобразительные пособия, наборы дидактических справочных материалов для каждой группы учащихся.

Ход урока:

1.     Организационный момент.

2.     Изучение нового материала.

Ребята, закройте глаза и представьте теплый летний вечер в нашем селе. Какие голоса животных вы слышите? Что это за животные? Вы узнаете эти голоса? Кому они принадлежат? (школьники перечисляют животных, называя среди других и лягушек).

Не кажется ли вам, что звуки лягушек напоминают вам двухголосное пение? О чем оно? Наверное, они делятся впечатлением о прожитом дне, рассказывают о своих горестях и радостях, о своих тайнах и некоторые из них мы с вами постараемся приоткрыть.

А случалось ли вам сидя на берегу реки наблюдать за поведением лягушек? (Учащиеся рассказывают о том, как лягушки греются на солнце, взгромоздившись на лист кувшинки, как охотятся за мошками, как могут близко подпустить к себе человека, а затем спрятаться). Куда в первую очередь она старается спрятаться? (в воду)

Таким образом, продолжает учитель, лягушек можно встретить и на суше и в воде. Не случайно их относят к классу Земноводных или Амфибий. Оба названия класса, «земноводные» (рус. Земля и вода) и «амфибии» (с греч. двоякоживущие), подчёркивают главную особенность этих животных.

Откройте свои тетради и запишите тему урока: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных»

В классе земноводных известно более 2800 видов амфибий, объединенных в три отряда: хвостатые (тритоны, саламандры), бесхвостые (жабы, лягушки), безногие (червяги). (По ходу рассказа учитель демонстрирует схему классификации земноврдных)

Класс

Земноводные (Амфибии)

Отряд

Бесхвостые

Хвостатые

Безногие

Представители

Лягушки

Жабы


Жерлянки

Тритоны

Саламандры



Червяга

Амфибии распространены повсеместно, но более многочисленны они в широтах с теплым и влажным климатом. Большинство из них одинаково хорошо чувствуют себя и на суше и в воде. Весной амфибии уходят в воду. Здесь они размножаются и проводят своё детство. Но как только молодое поколение немного подрастёт, у них возникает тяга к суше, и они покидают одну стихию ради другой. Но связь с ней сохраняют в течение всей жизни.

Земноводные появились на Земле более 350 млн. лет назад. Как вы думаете, кто им проложил путь на сушу?

Особенности развития современных амфибий свидетельствуют о происхождении этой группы позвоночных от рыб сходных с кистеперыми, однако земноводным пришлось быть пионерами буквально во всём, что касалось жизни в воздушной среде, на суше. А приспосабливаться им пришлось ко многому: условия жизни в водной и воздушной среде отличаются очень сильно.

-Какие задачи должны были решать позвоночные при выходе на сушу? (работа с таблицей «Сравнительная характеристика водной и наземно-воздушной сред обитания»)

Характеристика среды обитания

Вода

Суша

1.Плотность среды

Высокая

Невысокая

2.Доступность кислорода

Количество кислорода, растворенного в воде, относительно невелико и может существенно меняться в зависимости от условий.

Кислород – составная часть воздуха, его количество постоянно, а доступность неограниченна.

3.Вес тела в среде

Сила тяжести уравновешивается архимедовой силой

Вес тела в полной мере определяется силой тяжести

4.Испарение с поверхности тела

Испарения нет, избыток влаги.

Существенное испарение, особенно при высокой температуре.

5.Температурный режим

Колебания температуры в ограниченных пределах

Существенные колебания температуры как в течение суток, так и в разные сезоны года.

6.Прозрачность среды (видимость)

Небольшая

большая

Вывод: таким образом, у этих животных, должны были возникнуть особые приспособления для жизни в новой среде. Изучением этих приспособлений и займутся несколько экспертных групп.

1.     Экспертная группа экологов определяет, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения животных.

2.     Экспертная группа морфологов определит особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

3.     Экспертная группа анатомов определяет, какие особенности строения скелета появились у лягушки в связи с переходом к наземному образу жизни.

У каждой группы на столах имеются задания, над которыми они будут работать, учебники и весь необходимый для исследования дополнительный материал.

На выполнение задания вам отводится 10 минут. С результатом выполненного задания выступает один представитель от группы. Оцениваться результаты работы группы будут с учётом всех участников группы, правильности и глубины ответа. Итак, приступаем к работе (по истечении отведённого времени, представители групп отчитываются о проделанной работе и делают выводы.)

Задания группам



Экологи

Проблема: определить, как влияет среда обитания на образ жизни и характер поведения лягушки.

1.     В каких местах чаще всего встречаются земноводные?

2.     В какое время года они наиболее активны?

3.     От каких факторов среды зависит активность земноводных?

4.     Какие виды земноводных встречаются на территории Саратовской области?

5.Есть ли представители земноводных, занесенные в Красную книгу Саратовской области?



Морфологи
Проблема: определить особенности внешнего строения лягушки в связи со средой обитания.

1.     Рассмотрите внешний вид лягушки. Обратите внимание на форму и окраску тела, наличие конечностей, укороченное и компактное тело.

2.     Какое значение имеет такое строение в жизни лягушки?

3.     Рассмотрите голову лягушки и найдите на ней ноздри, глаза, барабанные перепонки, определите, имеют ли глаза веки, где расположены глаза, ноздри. Какую роль играет такое строение и расположение органов в жизни лягушки?

4.     Найдите у лягушки передние и задние конечности. Чем они отличаются друг от друга? Что располагается между пальцами задних конечностей? Какое приспособление имеет такое строение для жизни в воде?

5.     Сформулируйте и запишите в тетради выводы об особенностях внешнего строения лягушки в связи с наземным и водным образом жизни.



Анатомы

Проблема: выяснить, какие особенности строения скелета лягушки появились в связи с переходом к наземному образу жизни.

1.     Найдите в скелете лягушки основные отделы: череп, позвоночник, пояса передних и задних конечностей.

2.     Рассмотрите череп, определите его форму.

3.     Найдите позвоночник, подсчитайте число позвонков в нём. Обратите внимание на прочное соединение многих позвонков между собой.

4.     Найдите плечевой пояс – опору передних конечностей. Он состоит из вороньих костей, лопаток, ключиц и грудины, которые полукольцом охватывают туловище.

5.     Рассмотрите кости передних конечностей, плечо, предплечье, которое состоит из двух костей и кисть с четырьмя пальцами.

6.     Найдите пояс задних конечностей – таз. Он состоит из сросшихся костей и плотно примыкает к позвоночнику.

7.     Обратите внимание на длинные кости задних конечностей: бедро, голень, стопу.

8.     Сформулируйте в тетради выводы об особенностях строения скелета лягушки в связи с её наземным образом жизни.

Выступление первой группы экспертов.

Многие из «изобретений» земноводных оказались настолько совершенными, что сохранились и далее в неизменном виде у всех наземных позвоночных. Однако, сумев освоить сушу, они всё же не порвали до конца связь с водой.

Какие признаки в строении лягушек свидетельствуют об этом?

1.     Тонкая кожа земноводных нуждается в постоянном увлажнении, поэтому они живут в сырых местах.

2.     У многих лягушек пальцы на задних конечностях соединены плавательной перепонкой.

3.     Через влажную тонкую кожу легко осуществляется газообмен. Многие земноводные поглощают больше кислорода через кожу, чем через лёгкие и могут долгое время оставаться под водой, не всплывая за новой порцией воздуха.

Итак, можно сделать вывод о том, что лягушка – животное, приспособленное к обитанию и в воде и на суше. У неё можно обнаружить черты приспособленности к каждой из двух сред.

На территории Саратовской области в основном обитают представители отряда Бесхвостые. Изучив Красную книгу Саратовской области, следует отметить, что данные представители не занесены в список охраняемых животных. Но амфибии гибнут от последствий хозяйственной деятельности человека, их преследуют дети, и взрослые, безжалостно истребляют. А можно предположить, что произойдет на Земле, если количество амфибий уменьшится. Для этого вспомним, какую роль они выполняют в природных сообществах, какое значение имеют в природе и жизни человека:

1.     Как ограничители численности насекомых.

2.     Как кормовой объект пресмыкающихся, птиц, пушных зверей.

3.     Как истребитель насекомых – вредителей культурных растений.

4.Служат объектом для науки

Это поистине удивительные создания!

Выступление второй группы

Тело земноводного разделено на голову, туловище и хвост (у тритона), две пары конечностей. Тело покрыто голой кожей, на коже много желез, которые выделяют слизь. Благодаря слизи на поверхности кожи создается жидкостная пленка, в которой растворяется атмосферный кислород, поэтому возможно дыхание через кожу.

На голове два выпуклых глаза с веками.     Глаза лягушек различают только движущие предметы, а неподвижные детали окружающего фона они начинают видеть только, когда движутся сами. Человек сконструировал несколько электронных моделей лягушачьего глаза, они применяются при слежении за самолётами и вместе с аэродромными локаторами делают полёты более безопасными. Имеется пара ноздрей. Барабанная перепонка отделяет от внешней среды полость среднего уха.

Две пары ног. У лягушек задние ноги длиннее и сильнее передних, поэтому они могут передвигаться прыжками. Есть плавательные перепонки.

Мышечная система у земноводных сложнее, чем у рыб. Слабо развиты мышцы туловища и хорошо развиты мышцы задних конечностей, что связано со способом передвижения лягушки.

Земноводные служат объектами для науки, классическими подопытными животными. В Париже и Токио им поставлены памятники.

Вокальные таланты бесхвостых амфибий получили широкую известность. Они первыми создали оркестры. Например, свистящие квакши образуют дуэты, трио, квартеты и квинтеты, в которых есть свои запевалы. С голосом лягушки могут соперничать только птицы.




Выступление третьей группы экспертов.

В связи с жизнью на суше и передвижениями с помощью прыжков скелет лягушки отличается относительно широким черепом, коротким позвоночником, наличием поясов конечностей, длинными задними и короткими передними конечностями. По сравнению с рыбами у земноводных только часть туловищной мускулатуры сохраняет сегментированное лентовидное строение, развиваются специализированные мышцы. У лягушки, например, более 350 мускулов. Наиболее крупные и мощные из них связаны со свободными конечностями.



3.Закрепление

Тестирование по теме: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных».

1. Земноводные иначе называются:

а) двоякодышащими;


б) амфибиями;
в) рептилиями;
г) гадами.

2. Земноводные получили свое название потому, что:

а) способны перемещаться в водной и воздушной среде;


б) представители одного отряда обитают на суше, а другого – в воде;
в) имеют одновременно жабры и легкие;
г) один из этапов развития проходит в воде, а другой на суше или в воде.

3. Класс Земноводные делится на отряды:

а) лягушки и жабы;


б) головоногие и брюхоногие;
в) хвостатые и бесхвостые;
г) черепные и бесчерепные.

4. К хвостатым земноводным относятся:

а) лягушки и жабы;


б) саламандры и тритоны;
в) черепахи и крокодилы;
г) змеи и ящерицы.

5. К бесхвостым земноводным относятся:

а) лягушки и жабы;


б) саламандры и тритоны;
в) черепахи и крокодилы;
г) змеи и ящерицы.

6. Позвоночник земноводных состоит из отделов:

а) шейного, туловищного, крестцового, хвостового;


б) шейного, туловищного, хвостового;
в) шейного, туловищного, крестцового;
г) головного, шейного, туловищного.

Ответы: 1 – б; 2 – г; 3 – в; 4 – б; 5 – а; 6 – а;

4. Домашнее задание.

Ознакомиться с материалами учебника и подготовить устный ответ по теме.



Кого заинтересовали данные животные, можно подготовить по дополнительным источникам творческие работы в форме: кроссвордов, красочно оформленных сообщений, докладов, сказок и т.д.


Смотрите также:
Урок по биологии в 7 классе Класс Земноводные Тема урока: «Местообитания, особенности внешнего строения, скелета и мускулатуры земноводных». Учитель биологии
107.06kb.
1 стр.
Урок биологии в 7 классе. Учитель биологии : Зимина Елена Витальевна Волоконск 2009 Тема урока: «Происхождение млекопитающих. Многообразие современных зверей»
51.43kb.
1 стр.
Урок по учебному плану. Тема урока по учебно-тематическому плану: Тип Хордовые. Класс Костные рыбы
69.63kb.
1 стр.
Птицы. ( 5 Уроков.) Тема урока №1: Особенности внешнего строения и аппарата движения птиц
150.35kb.
1 стр.
Урок биологии в 6 классе. Шкварцева В. А. ( высшая категория) Тема урока: «Многообразие и значение грибов» Структура урока. № Этап
48.5kb.
1 стр.
Конспект урока по биологии в 6 классе по программе Пасечника В. В. «Прощание с ботаникой» Жукова Надежда Николаевна учитель биологии
89.37kb.
1 стр.
Урок игра по биологии в 7 классе. Слабое звено. По теме: «Птицы» Учитель биологии Духанина Г. П
51.63kb.
1 стр.
Урок биологии 7 класс. Тема урока: «Отряды Грызуны и Зайцеобразные»
51.07kb.
1 стр.
Урок по биологии Тема урока: строение и значение мышц. Групп мышц. Цель урока: Изучение опорно- двигательной системы человека
64.68kb.
1 стр.
Тема 1 «Биология как наука. Методы научного познания. Признаки и уровни организации живой природы»
269.48kb.
1 стр.
Уроки биологии 7 класс Разработала
82.76kb.
1 стр.
Занятие №1. Тема. Возрастные особенности скелета человека. Соединение костей. Работа 1
34.61kb.
1 стр.