Главная
страница 1
Секция 3 Новые подходы в организации воспитательной работы

Роль школьных изданий в воспитании личности

Чернушевич Татьяна Владимировна, воспитатель ГПД председатель МО воспитателей

Воспитание экологической культуры: не словом, а делом

Горский Сергей Сергеевич, учитель информатики

Международные образовательные проекты как направление воспитательной работы школы

Подоляко Ольга Евгеньевна, заместитель директора по учебно-воспитательной работе

Формирование образа успешного человека

Кузнецова Юлия Валерьевна учитель русского языка и литературы, председатель МО классных руководителей

Конкурс «Самый классный класс»: формирование активной жизненной позиции школьника

Сергиенко Екатерина Николаевна, воспитатель ГПД 5 «А» класса

Организация ученического самоуправления

Батанова Татьяна Владимировна, учитель истории, руководитель Совета старшеклассников

Секция 3
Новые подходы в организации воспитательной работы

Руководитель секции – Кутузов Александр Геннадьевич,


ректор Московского гуманитарного педагогического института, доктор педагогических наук.





Роль школьных изданий в воспитании личности

Чернушевич Татьяна Владимировна,
воспитатель ГПД
председатель МО воспитателей


Воспитание – дело трудное, и улучшение его условий – одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих близких.

Сократ.

Воспитание призвано способствовать становлению и проявлению таких личностных функций, которые воплощают творческие качества человека.

Важно помочь ученику овладеть приемами творения. Создать для этого благоприятные условия-ситуации, требующие внутренней борьбы с собственными недостатками и преодоления сомнений в своих возможностях.

Вся воспитательная работа в школе направлена на развитие личности ребенка. Одним из направлений в работе являются школьные издания.

Школьные издания призваны не только информировать читателей о событиях школьной жизни, но, главное, - предоставлять возможность каждому ученику хотя бы однажды выступить в роли автора статьи. Ученики делятся впечатлениями о праздниках, экскурсиях, о странах, в которых они побывали. Журнал играет важную роль в воспитании корпоративного духа, создает единое информационное пространство школы.

Основным печатным изданием является журнал «Факел», выходящий с 1998 года, со дня рождения школы. Содержанием первых журналов было отражение школьных событий через небольшие заметки учеников и педагогов. С развитием школы возникла необходимость пересмотреть функции журнала как только источника информации.

В 2005 году была начата работа по изменению концепции школьной прессы «От школьного журнала – к школьным изданиям». Помимо школьного журнала, по инициативе педагогов и учеников вышли в свет альманахи: «Времена года» (4 «А» класс) и «Россия – родина моя» (8 «Г» класс). В мае 2006 г. коллектив четвертых классов работал над собственным изданием «Прощай, начальная школа!»

Эксперимент оказался удачным, и с тех пор выпускной альманах четвероклассников стал ежегодным изданием.

Специальный номер журнала «Факел» ежегодно посвящается выпускникам школы – ученикам одиннадцатых классов; на страницах этого журнала они размышляют о своем прошлом и будущем, подводят итоги школьной жизни.

В настоящее время в «Образовательном центре» четырежды в год издается периодический журнал «Факел». До сентября 2009 года он издавался дважды в год в двух тетрадях – для начальной и средней школы, а в сентябре школьная редакция перешла на более оперативный выход журнала (раз в два месяца) за счет слияния выпусков начальной и средней школы под общей обложкой.

Наши ученики много путешествуют. Возникла необходимость в новом школьном издании. С 2008 года ежегодно издается альманах «Музеон», на страницах которого ребята рассказывают об экскурсиях, путешествиях и музеях, в которых они побывали. Каждый из ребят, чья работа была опубликована в журнале или альманахе, получает свой авторский экземпляр. Для учеников, их родителей этот экземпляр очень важен – он подтверждает значимость работы каждого, поднимает авторитет в глазах одноклассников, делает ученика более уверенным в своих творческих силах.

Школьная жизнь стремительно движется вперед, и редакция стремится не отставать от новых идей. Так, в 2007 году впервые был опубликован «План работы Образовательного центра» для каждого педагога, в 2008 году план, с внесенными изменениями и дополнениями, стал основным рабочим документом педагогов. Сейчас мы, педагоги школы, даже не представляем себе, как мы работали еще совсем недавно без нашей настольной книги!

С марта 2007 года дважды в год издается журнал для педагогов «Образ». Единовременно выпускались и другие издания: альманахи методического объединения учителей иностранного языка «Lingva+», отряда советников «Мы – советники», 6 класса «В» «Как жить дружно и не ссориться», 6 класса «Е» «Наш классный журнал», школьный сериал «До уроков и после».

С редакцией активно сотрудничают учителя русского языка и литературы Маевская О. С., Галаева О. В. и Щипило Л. В., используя страницы журнала «Факел» для публикации лучших прозаических и поэтических произведений своих учеников. Кроме того, необходимо отметить постоянную помощь Маевской О. С. в подготовке материалов для печати. Для воспитателей школы журнал важен в качестве информационного органа, где ребята могут осветить события, происходящие в школе, рассказать новости своего класса, поделиться своими достижениями.

Из числа авторов был сформирован актив редакции, члены которого участвуют в формировании плана наполнения отдельных рубрик, выполняют редакционные задания, предлагают свои интересные идеи.

Таким образом, школьные печатные издания позволяют каждому автору найти возможность для самовыражения и положительно влияют на личностный рост учеников и педагогов.

В апреле 2002 г. журнал «Факел» стал лауреатом открытого конкурса школьных изданий «Больше изданий хороших и разных», организованного Московским комитетом образования и редакцией журнала «Лицейское и гимназическое образование».

В апреле 2009 г. редакция школьных изданий принимала участие в конкурсе «Лучшее школьное издание», проводившемся на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. На конкурс были представлены журнал «Факел» и приложения (альманах «Музеон» за 2008 г. и альманах выпускников четвертых классов). Результатом стало приглашение принять участие в Летней школе для руководителей школьных изданий, проводимой на факультете журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова при поддержке Бюро ЮНЕСКО в Москве и Некоммерческого партнёрства факультетов журналистики.

Представитель школьной редакции Александра Судомоева (9 класс «З») работала в ученическом пресс-центре окружного тура конкурса «Ярмарка идей на Юго-Западе» в качестве журналиста-волонтера.

В текущем учебном году был осуществлен выпуск альманаха «Музеон» и четырех номеров журнала «Факел», из них один спецвыпуск, посвященный культурно-образовательной поездке учеников и педагогов Образовательного центра в Японию. В № 41 (сентябрь-октябрь 2009 г.) журнала «Факел» были опубликованы материалы 86 учеников, а также заметки педагогов и родителей, а в № 42 (ноябрь-декабрь 2009 г.) опубликованы статьи, заметки, литературные произведения 74 авторов. Для «Факела» № 43 (январь-февраль 2010 г.) подготовили свои работы ученики с 1 по 11 класс. К печати готовятся альманахи выпускников четвертых и одиннадцатых классов, а также журнал «Факел» № 44.

Журнал «Факел» отражает школьную жизнь, помогая ученикам реализовать свои способности в разных областях, в том числе и журналистике.

Воспитание экологической культуры: и словом, и делом

Горский Сергей Сергеевич,
учитель информатики

Экологическое воспитание является одной из важнейших составляющих воспитательной работы Образовательного центра. Как и остальным направлениям, экологической работе присуще многообразие форм, тесная интеграция с другими направлениями, использование как внутришкольного, так и внешкольного пространства.

В Образовательном центре экологическая работа ведётся по трём основным направлениям: экологическое просвещение, экологические проекты и экологический туризм.

На встречах с представителями ОАО "Газпром" и РГУ нефти и газа им. Губкина ребята узнают о том огромном внимании, которое уделяется экологическим аспектам нефтегазовой отрасли. Взаимодействуя с природным заказником "Воробьевы горы", посещая Приокско-Террасный заповедник, путешествуя по природно-историческому парку «Битцевский лес», учащиеся прикасаются к природе среднерусской полосы, узнают о проблемах взаимодействия человека и природы. Частыми гостями в школе являются ученые, рассказывающие ребятам о современных научных взглядах на окружающий мир.

С 2006-2007 учебного года в ОЦ Образовательном центре сформировался экологический клуб «Эко», который в 2009 году был преобразован в клуб «Заповеди». Создание экологического календаря, празднование "Дня биоразнообразия", выставка "Природа в рисунках учеников ОЦ", тематические классные часы, участие в акции "День птиц", фотоконкурсы – это неполный перечень дел экологического клуба. А к сбору макулатуры клуб подключил не только школьников, но и сотрудников школы, родителей.

В рамках Детской научно-практической конференции «Ступенька» (начальная школа) и ученической научно-практической конференции (средняя и старшая ступень) работой над экологическими проектами охвачен широкий круг учащихся с 1 по 11 класс. Так, например, в 2008-2009 году, было 13 работ в начальной школе и 10 в средней и старшей, посвященных экологической тематике. Многие из работ были коллективными. Лучшие из них ребята представляли на различных конкурсах и в зарубежных образовательных поездках в Финляндии и Японии.

Последние годы одним из новых направлений воспитательной работы в ОЦ стал экологический туризм. Особенность этого направления состоит в том, что оно несет в себе в качестве составляющих и краеведческую, и военно-патриотическую работу, существенно влияет на формирование личности ребенка в целом.

Одним из партнеров ОЦ в этой работе является Центр детского и юношеского туризма и экскурсий "Черёмушки". Сотрудник центра ведет занятия туристической секции в ОЦ. На них ребята изучают основы поведения в лесу, получают туристические, медицинские навыки, готовятся к участию в туристических слетах, организуют дальние походы.

Яркими мероприятиями стали организованные Центром "Черемушки" однодневные традиционные туристические слеты в Битцевском лесопарке, "Туристическая масленица" в Сосенках. В них принимают участие целые классы, приводя с собой родителей, братьев и сестер.

Уже который год школа принимает участие в многодневном окружном туристическом слете. Туристический быт, контрольный туристский маршрут, ночное ориентирование, конкурсная программа. Эти соревнования делают слет очень насыщенным, готовят ребят к походной жизни, учат их взаимопониманию, командной работе. А чистота лагеря, отсутствие мусора, аккуратное костровище – обязательное требование к каждой команде.

Начиная с ноября 2007 года не менее двух раз в год туристическая группа ОЦ отправляется в многодневные походы. Чаще всего маршрут пролегает по Краснодарскому краю. Это традиционное место школьных походов в период осенних и весенних каникул. Летом группы выезжали в Псковскую область, на север Ленинградской области, а этим летом планируется поход в Хибины. Помимо знакомства с удивительными местами, эти походы дают возможность ребятам испытать себя, поверить в себя и в друзей при преодолении трудностей, накопить туристический и жизненный опыт.

Еще одним направлением работы стали традиционные летние экологические лагеря.

Летом 2004 года группа учащихся начальной школы впервые проходила обучение в летней экологической школе «Медвежата», которая находится в Тверской области, на территории заказника «Чистый лес». Ребята занимаются серьезной научно-исследовательской работой, за короткий срок приобретают практические туристические навыки.

Ученики средней и старшей школы имеют возможность поехать в экологический лагерь на базе НП "Угра". Уникальная природа, уникальная история, уникальные люди. Именно поэтому многие ребята, приняв участие в группе один раз, приезжают на Угру снова и снова. На это рассчитана и активная работа руководителей групп. От зарядки с утра до вечерних игр и песен у костра, в работе, в походе, в занятиях и решении бытовых вопросов – руководители вместе с детьми. Сотрудники парка подарили нам многие интересные идеи, мы рады делиться своими. Так, Медникова И.В. и Абакумова О.В. приготовили к публикации разработки некоторых мероприятий, которые они проводили с детьми в лагере.

Для того чтобы вы точнее представляли, как проходит наше сотрудничество с НП "Угра", мы представляем вашему вниманию видеоролик, смонтированный участником трех экспедиций 9-классником Григорием Мартыновым.
Данный ролик Григорий представлял в Японии, и первой реакцией директора принимающей школы была просьба присоединить к группе 2010 года несколько японских школьников.

Завершая рассказ, хочется заметить, что продолжается работа клуба «Заповеди», ведется проектно-исследовательская деятельность, уже начата работа по организации летнего экологического лагеря на базе НП "Угра", готовится маршрут в Хибины. И мы надеемся, что большинство ребят выйдет стен школы неравнодушными к красоте окружающего нас мира и понимающими значимость работы по его сохранению.



Международные образовательные проекты как направление воспитательной работы школы

Подоляко Ольга Евгеньевна,
заместитель директора по учебно-воспитательной работе


Чего сегодня все ждут от школы? Качественного образования. Среди его основных характеристик - соответствие международным стандартам. Успешность выпускника в современном поликультурном мире зависит от учета школой мировых тенденций в образовании. Необходимо ставить задачи с учетом социального запроса, в том числе в контексте международного сотрудничества, межкультурной коммуникации. В корпоративной школе Газпрома решение этих задач приобретает особую актуальность. Отчет об организации международных программ в Образовательном центре был заслушан на заседании Попечительского Совета в марте 2009 г. – опыт школы был одобрен, его развитие получило поддержку.

При поддержке учредителя эта важная работа развивается по нескольким направлениям:



  1. Языковые стажировки в Великобритании

  2. Культурно-образовательные поездки учащихся в страны изучаемого языка

  3. Изучение опыта стран-лидеров в обеспечении эффективности образовательных систем (по результатам международного исследования PISA) и последующая деятельность по развитию сотрудничества на межшкольном уровне (Финляндия, Япония, Канада).

Все эти направления можно рассматривать как неотъемлемую часть системы воспитательной работы школы. Международные программы способствуют самоопределению школьников в системе ценностей и формированию основ мировоззрения в отношении мира, культуры, общества, что создает основу формирования гражданской идентичности личности. В ходе участия в международных программах осуществляется воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлению разных культур, лучшее осознание своей собственной культуры.

Только в деятельности, в условиях субъектной позиции ученика задачи воспитания решаются наиболее успешно. Развитие всех направлений международных программ в школе осуществляется по пути усиления деятельностной составляющей.

C 2005 г. по решению Попечительского Совета, по запланированной смете реализуется основной международный проект школы: всем выпускникам 9 классов, успешно окончившим курс основной школы, предоставляется возможность пройти стажировку по английскому языку в составе международных групп в летней школе EF в Великобритании. Три недели ребята обучаются в Брайтоне или Оксфорде в составе международных групп. Так же, в международных группах, организуется их досуг (экскурсии, спорт). Такой опыт – это проверка на практике полученных на уроках знаний и умений, своего рода внешняя экспертиза. С другой стороны, в условиях общения со сверстниками это мощный стимул к дальнейшему изучению языка. За прошедшие годы такую школу прошли 223 ученика. Старшеклассники ценят эти поездки.

По итогам стажировки проводится рефлексия (анкетирование), организуются выступления ребят по осмыслению нового социокультурного и языкового опыта. В последние два года организована работа над проектами - с презентацией их на английском языке на школьной конференции по страноведению. Включение проектной деятельности в эту программу способствует развитию познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи). В прошлом году в программе приняла участие психологическая служба. Организованные психологом тренинги по коммуникации отвечали возрастным запросам и устремлениям ребят, стали для них стимулом самопознания, самовоспитания, саморазвития. Теперь в летних языковых стажировках принимают участие и выпускники школы, поощренные за активную, эффективную работу со школьниками. Для учеников – это опыт межвозрастного общения, преемственности поколений среди учеников школы Газпрома, последовательной работы над системой ценностей, корпоративным воспитанием.

С 2009-10уч.г. в проект внесены содержательные изменения: творческой инициативной группой педагогов разработана и в течение учебного года реализуется образовательная программа «Мое открытие Великобритании» (рук. учитель истории Е.В.Курасова ). Работа организуется по разным направлениям: география и история страны; живая природа; культурное наследие Великобритании; традиции Великобритании; спорт. Руководят работой по направлениям учителя разных предметов. В течение учебного года организуется представление проектов по направлениям на тематических классных часах параллели 9 классов – в разных формах (дискуссия, викторина, презентация), но неизменно на английском языке. Ребята работают с интересом, инициативой, проявляя самостоятельность и творчество. Эта работа в группах ляжет в основу вечерних сборов во время поездки. Проект «Мое открытие Великобритании» охватывает работу со всеми участниками (и соучастниками) проекта:

Как о результате программы можно говорить о личных результатах выпускников основной школы. Происходит дальнейшее формирование мотивации изучения иностранных языков, осознание возможностей самореализации средствами иностранного языка, формирование коммуникативной компетенции в межкультурной коммуникации, стремление к лучшему осознанию культуры своего народа, готовность содействовать ознакомлению с ней представителей других стран, толерантное отношение к проявлениям других культур, осознание себя гражданином своей страны и мира.

Важное направление международных программ для школы в целом составляет изучение опыта организации школьного образования в странах-лидерах - по итогам международного тестирования PISA, определяющего эффективность школьных образовательных систем. Мы благодарны Учредителям за понимание нашего стремления к изучению мировых тенденций, внимания к значению внешней, международной экспертизы в образовании.

Бессменный победитель в сопоставительном исследовании PISA – Финляндия. Мы начали с изучения финского опыта. В программе визита в Финляндию (март 2007 г.) делегации администрации и педагогов (7 чел.) были встречи с руководителями системы школьного образования, посещение школы, беседы с учителями, школьниками. В чем секрет лучших? Увидели, что есть вещи, которые надо – и возможно – отрабатывать у нас. Например, практическую направленность обучения. В Финляндии она обеспечивается соответственно составленными, очень качественными учебниками. И вот уже в нашей школе мы работаем над составлением межпредметного банка практико-ориентированных задач… Весной 2008 г. участниками поездки в Финляндию стали 20 педагогов школы. Эта замечательная поездка была организована благодаря финансовой поддержке члена Попечительского Совета школы депутата Государственной Думы Василия Васильевича Зиновьева. Тогда в программе уже был активно организован и обмен опытом. Наши наработки и инициативы в экологическом воспитании детей вызвали большой интерес финских коллег. Месяцем позже мы у себя уже как партнеров по сотрудничеству принимали руководителей школы Юванпуисто из города Эспоо в предместьях Хельсинки. Было обсуждено и подписано соглашение о сотрудничестве наших школ. Весной прошлого года группа младших школьников (15 чел. 4-5 кл.) приняла участие в программе совместной деятельности с финскими школьниками во время поездки в Финляндию в весенние каникулы: ребята представили свои проекты на экологические темы, провели мастер-класс по русской культуре (учили расписывать русскую матрешку). Были на уроках в финской школе, вместе катались на лыжах, играли в национальные игры, показывали свои таланты и умения на концерте. Сейчас идет дистанционный совместный проект «Птичьи истории». Готовится к поездке новая группа участников. В перспективах сотрудничества – представление совместного проекта по экологической тематике на международной конференции. Язык общения –английский.

Неслучайным стал выбор другого партнера по обмену опытом экологического образования и воспитания. Школа Японии уверенно лидирует в мире в обеспечении высокого уровня естественно-научного образования. Визит делегации педагогов Образовательного центра в Японию весной 2008 г. включал прием в Министерстве образования, посещение школ разного типа – как государственных, так и частных. С одной из школ университета Токай – крупнейшего негосударственного университета Японии – установлены партнерские отношения. В сентябре делегация университета Токай во главе с проректором университета г-ном Учуда, в составе которой был и директор нашей партнерской школы г-н Косака, посетила с визитом нашу школу. Увиденный опыт работы вызвал глубокий интерес зарубежных коллег. Возможные точки взаимодействия в интересах взаимного обогащения опыта и развития были детально обсуждены. Было также подписано соглашение о сотрудничестве по разным аспектам школьного образования, в том числе по экологическому и эстетическому воспитанию. В прошлом учебном году произошел обмен детскими рисунками «Дети рисуют родную природу» - в школах были организованы выставки. Несомненно, этот дистанционный проект способствовал развитию умения представлять родную культуру, вести межкультурное общение, развитию взаимопонимания детей – будущих партнеров в экономике, политике, бизнесе.

В октябре 2009 г. группа учащихся совершила поездку по межшкольному обмену. Её содержание освещалось сегодня в докладе зам.директора по воспитательной работе О.В.Шулениной. Воспитательную ценность этой программы трудно переоценить.

Еще одной страной для пристального изучения опыта в школьном образовании стала Канада, также занимающая одно из ведущих мест по итогам тестирования PISA.

Визит делегации педагогов школы в Канаду в феврале 2009 г. обернулся новым осмыслением и развитием нашего собственного опыта – прежде всего в организации воспитания личности, характера школьников. На приеме в Совете Министров образования Канады, организованном при участии посольства Канады в Москве, нам была предоставлена возможность встретиться с официальными лицами, ответственными за организацию международного тестирования PISA из всех провинций страны. Встреча в министерстве образования провинции Онтарио была очень полезна с позиций разработки программ по предметам – с выходом на конкретный результат не только в освоении знаний, но и развитии компетенций и гражданском воспитании. Визиты в школы разных ступеней обучения, как государственные, так и частные, показали систему в работе. Многонациональная страна, где больше половины жителей родились за её пределами, замечательна своей атмосферой не просто толерантности, а дружелюбия, приветливости, открытости, готовности к взаимодействию. Безусловно, это, прежде всего результат школьного воспитания. Работа с системой ценностей на всех этапах школьного обучения организована в различных формах, в том числе с информационным пространством школы. Привезенные из Канады материалы послужили основой новых инициатив: в воспитательной работе это, прежде всего разработка собственного дневника ученика Образовательного центра ОАО «Газпром», организация информационного пространства школы.

Все увереннее чувствуют себя учащиеся школы в качестве пользователей иностранным языком – за пределами урока. Старшеклассники охотно выступают в роли экскурсоводов, сопровождая гостей школы, в том числе на иностранном языке. На англоязычной версии школьного сайта авторами многих материалов выступают ученики.

Другим примером может стать, в частности, переписка, Интернет-общение со сверстниками в разных странах Европы – с новыми друзьям по языковым программам.

В перспективе – расширение форм сотрудничества со школами-партнерами за счет развития дистанционных форм, широкого использования Интернет-технологий (Интернет-конференции и др.).

Как результат поощрительных поездок повышается мотивация учащихся к участию в общественно значимой работе в школе, социальных проектах. Расширяется кругозор учащихся, через организацию опыта межкультурного взаимодействия формируются новые, социально значимые способы деятельности.

Развитие школы осуществляется с учетом международных тенденций развития образования, с использованием лучшего опыта стран-лидеров по эффективности образовательных систем.

Формирование образа успешного человека

Кузнецова Юлия Валерьевна
учитель русского языка и литературы,
председатель МО классных руководителей

Работать в нашей школе действительно интересно, и не только потому, что мы идём в ногу со временем и ставим перед собой самые прогрессивные цели и задачи, но ещё и потому, что мы стремимся подходить к любому вопросу творчески! Идеи витают в воздухе и очень часто воплощаются в жизнь. Зарубежные поездки всегда привносят свой позитивный вклад в творческий процесс. Канада, а точнее, города Торонто и Ванкувер, «познакомили» педагогов «Образовательного центра» с принципиально новым - «воспитательным» - дневником для учащихся канадских школ. «А почему бы не сделать такой дневник для нашей школы?» - задалась вопросом группа творческих педагогов.

Неужели получится? Попробуем! И уже к 1 сентября 2010 года школьники 7 и 8 классов получили такой маленький подарок.

Вам, коллеги, наверное, интересно, каким он получился, этот новый дневник? Безусловно, необычным, конечно, интересным, а главное, это дневник, который может стать помощником, другом и воспитателем, и построен он таким образом, что заставляет задуматься над вопросами, которые можно обсудить с друзьями, одноклассниками, родителями.

Каковы твои жизненные цели? Какие черты характера, важные для успешного человека, у тебя сформированы? - такие вопросы школьникам «задаёт» дневник в самом начале учебного года на первых же страницах, а потом «предлагает» оценить самого себя, качества своего характера по 10-балльной шкале.

Неужели это необходимо школьникам 13-14 лет? Каждый человек хочет быть успешным, и ребёнок не исключение – так посчитала творческая группа педагогов «Образовательного центра», и поэтому ключевым словом года выбрала «Успешность», а девизом года – «Будь успешным!»

Но успешность – понятие сложное, поэтому в содержании Дневника на страницах месяца раскрываются десять составляющих этого понятия: Уважение, Справедливость, Патриотизм, Единство, Школьный дух, Настойчивость, Ответственность, Сотрудничество, Творчество, Толерантность. «Как много и как сложно», - скажете вы! Да, нелегко. Как показал опыт первого полугодия, заполнение дневников оказалось действительно делом нелёгким. Детям трудно было поставить цели на учебный год. На удивление, многие не понимали значения слов, и это лишний раз подтверждало правильность сделанного шага, потому что такую важную воспитательную работу с детьми вести необходимо, и чем раньше, тем лучше.

То, что сложности появятся, педагоги «Образовательного центра» предусмотрели, и, чтобы школьники смогли воспринимать и осознавать представленную информацию, на первой же странице дневника их встречают умные, оптимистичные и весёлые герои русских былин, которые разъясняют ребятам непонятные термины и трудные жизненные ситуации. Герои былин ждут ребят на каждой новой страничке месяца, которая начинается с тематики, девиза, цели месяца, обращения к родителям. На этой же страничке дети могут самостоятельно заполнить сетку-календарь, распланировав с помощью классного руководителя вначале и самостоятельно дальше, что ему предстоит сделать в этом месяце. «А личные дела можно внести в этот календарь?» – спрашивали поначалу ребята. Конечно, эта страничка для тебя!

Вот так шаг за шагом школьники отвечают себе на многие вопросы: как сделать так, чтобы всё успевать и ничего не забывать, как научиться помогать товарищу, как помочь маме и папе и больше времени уделить любимому делу, как стать ответственным и справедливым? Вот так постепенно, может быть, даже медленно, зато верно, дети учатся планировать, работать в команде, помогать, учатся понимать истинное значение слов патриотизм, справедливость, уважение!

В течение месяца ребята встречаются с ещё одним помощником – маленькой книжкой-символом, которая подсказывает им, что можно прочитать в художественных произведениях о настойчивости, толерантности, сотрудничестве! Может быть, именно потому, что заполнять такой дневник можно не только с классным руководителем или самому, а всей семьёй, продумывая совместный досуг, обсуждая произведения художественной литературы для семейного чтения, идея дневника понравилась многим родителям.

Так мы подводим ребёнка к тому, что он учится отвечать самому себе на очень жизненные вопросы: какой я? что я могу? что у меня получается и не получается и почему? При этом важную роль играет организованная рефлексия, позволяющая ребёнку осмыслить свои действия, проанализировать сильные и слабые свои стороны, принять новые решения.

Мы все очень надеемся, что дневник действительно стал помощником для детей и в конце учебного года ребята смогут ответить на вопрос, достигли ли они поставленных целей, что стало причиной успеха, что не получилось, почему и что для них важно сделать в новом учебном году.

Итак, становится очевидным, что при серьёзной осознанной работе с дневником формируются такие ценности успешной личности, как уверенность в своих силах, вера в собственные достижения, ответственность как ценность, потребность в обосновании своих действий и стремление к самоанализу своих поступков.

Вот так дневник из тетради для записи отметок и замечаний превращается в друга, помощника, «связного» между родителями и детьми и (незаметно) в воспитателя нравственного человека, умеющего ставить цели и анализировать полученные результаты, а именно - способствует формированию образа успешного человека.




Конкурс «Самый классный класс»: формирование активной жизненной позиции школьника

Сергиенко Екатерина Николаевна,
воспитатель ГПД 5 «А» класса


То, что происходит с нами и вокруг нас, является отражением наших желаний и мыслей, нашего восприятия мира и людей. Поэтому задачи, которые я ставлю, всегда связаны с положительными результатами и добрыми надеждами, прежде всего в моей душе и в моем сердце.

Это следующие задачи:



    • формирование активной позитивной жизненной позиции учащихся,

    • поддержка инициативы учащихся и помощь в её осуществлении,

    • развитие самостоятельности и ответственности за принятое решение или дело,

    • взаимопомощь и сотрудничество в коллективе детей и взрослых,

    • формирование культуры и толерантного отношения к окружающим.

Конкурс «Самый классный класс», организованный в 2008-2009 учебном году в 5-8 классах, дает возможность последовательно решать все эти задачи, создаёт условия для мотивации учащихся на достижения в различных сферах деятельности, содействует развитию инициативы классов и творческой активности школьников.

Ежемесячно подводятся итоги конкурса, в которых учитываются учебные достижения класса, победы в олимпиадах и конкурсах, участие в научно-практической конференции, участие в спортивных соревнованиях, работа в школьных активах: публикации на сайте школы, в школьных изданиях, работа в телестудии, в активах библиотеки; участие в творческих делах школы, шефская работа, участие родителей в жизни класса и школы.

Но само понятие «соревнование» предполагает проигравших и победителей. Поэтому мы с ребятами решили, что мы будем достойно выигрывать и достойно проигрывать. Так как и одна, и другая стороны медали, в сущности, раскрывают истинные качества человека, учат быть мудрым и работать над собой, исправляя свои ошибки и становясь лучше.

В направлении учебы мы решили, что ответственность каждого очень велика. Поэтому выполнение домашнего задания, внимание на уроках, посещение факультативов, участие в олимпиадах и интеллектуальных марафонах является важным критерием твоего отношения к своему развитию и поддержанию положительной атмосферы в коллективе в целом. Моя роль заключалась в проверке результатов учебы, бесед с родителями, организации дополнительных занятий, помощи в выполнении домашних заданий. Во время самоподготовки домашнее задание записываю на доске, а ребята в дневниках. Так что в дневниках порядок. Каждый знает задание, и если не успевает на самоподготовке сделать, то доделывает дома. Это очень важно, уверенность в выполненном домашнем задании дает спокойное состояние на уроках.

Работа в активах: в библиотеке были проведены библиотечные часы, обсуждения прочитанных книг, занятия с подшефными. Моя роль заключалась в организации времени проведения и в выборе тем выступлений учащихся.

На школьном телевидении ребята выступали с удовольствием. Было интересно увидеть себя на экране, рассказать о школьной жизни, показать съемки родителям - этим я мотивировала детей. Мы вместе выбирали время для съемок.

На сайт школы мы писали статьи о наших мероприятиях. В «Факел» и в «Музеон» писали статьи о наших путешествиях и экскурсиях. Вместе с детьми писали статьи в школе, после самоподготовки.

У подшефных мы проводили мероприятия в разных направлениях. Каждый выбрал, что ему будет интересно провести. У нас были беседы и анкетирование о здоровом образе жизни, викторины о животных, работа с книгой, дети искали загадки, работая в группах, были даже опыты – вулкан из смеси соды и уксуса, невидимое письмо, свойства воды. Моя роль заключалась в совместной с детьми подготовке этих мероприятий, обсуждении хода мероприятия, поддержке инициатив и предложений учащихся.

Девочки придумали конкурс «Евровидение» и провели его. Это была их инициатива. Мы их очень поддерживали. Всё они составили и придумали сами. Конкурсы «Таланты года» позволили выявить способности и таланты ребят. Кто умеет хорошо петь, кто танцевать, рисовать, придумывать школьные знаки, делать презентацию на компьютере. И радостно было нам всем, что у нас каждый силен в какой- либо области. Это нас объединяло и делало уверенными. Моя роль заключалась в моральной поддержке, настрое. «Ты умеешь многое, надо пробовать, проявлять себя, не бояться», – так я говорила детям.

Мы участвовали в школьных концертах. Ансамбль «Свирелька» выступал на всех концертах, музыкальных гостиных, конкурсах «Мисс осень», выезжал с концертами. Маша выступала с номерами художественной гимнастики, Саша играла на фортепиано, Вероника танцевала.

Родители поддерживали нас и радовались за детей. На собраниях мы обсуждали наши победы. Детей хвалили. Родители организовывали выходы в театры, развлекательные центры, поездки в дом отдыха, классные огоньки, сами придумывали и участвовали в конкурсах. Моя роль заключалась в организации, вдохновении, поддержке, индивидуальных беседах с родителями.

С ребятами мы следили за внешним видом, родители нас поддерживали. Мы обсудили на собрании все возможные варианты одежды, желательные для школы. За опозданиями тоже следили, выясняли причины опозданий.

На доске в классе мы вели таблицу, отмечали, как идут наши дела в конкурсах. Ребята сами вписывали, где мы участвовали, что нам надо сделать.

И вот долгожданный момент объявления результатов. Мы договорились, что ведем себя достойно, не возмущаемся. Антон сказал тогда: «Если выиграем, выходим все вместе на награждение». Мы заняли 1 место по итогам 2008-09 учебного года. И все мы почувствовали, что вместе сделали очень много и понимаем друг друга, и поддерживаем, и любим.


Наша поездка в Париж – награда за победу - была продолжением нашего сотрудничества, взаимной помощи, поддержки, умения разделить радость с друзьями. А мы ими стали, я думаю, навсегда!

Организация ученического самоуправления

Батанова Татьяна Владимировна,
учитель истории, руководитель Совета старшеклассников



В нашей школе с 2002 года начало действовать ученическое самоуправление, за восемь лет оно прошло долгий путь поисков и трансформаций и на данном этапе представлено двумя структурами: Советом старшеклассников и Отрядом советников.

В этих организациях учащиеся 9-11 и 5-8 классов соответственно имеют возможность вырабатывать самостоятельность, чувство ответственности, лидерские качества, умение проявлять свою гражданскую позицию, сотрудничать с ученическим и учительским коллективом, поддерживать и развивать школьные традиции. Можно выделить четыре направления в деятельности Совета: образовательное, воспитательное, школьный досуг и связи с общественностью.



Образовательное направление.

  1. День самоуправления

Самое важное мероприятие в учебном году - День Самоуправления, когда ученики средней и старшей школы получают возможность побывать в роли учителя, проводя уроки у учащихся средней и младшей школы, у классов учителей и классов администрации школы и даже в роли школьной администрации. Учащиеся самостоятельно в содружестве с учителями-предметниками разрабатывают уроки, критерии оценивания урока, составляют расписание уроков, выпускают приказ-благодарность стажерам, проводят уроки, посещают и анализируют их, проводят административные совещания, анкетирование, пишут отчеты, подводят итоги дня, оформляют и торжественно вручают грамоты лучшим стажерам и многое другое, почти полностью выполняя все функции административно-педагогического состава школы. Умение работать с общностью, объективно оценивать черты своей личности, оценивать труд сверстников и людей старшего поколения, планировать свою деятельность, умение вести деловую документацию, организаторские и управленческие навыки ученики имеют возможность развивать в ходе Дня самоуправления. Многие ребята с нетерпением ждут этого дня, просят организовывать День Самоуправления чаще, потому что сами осознают его ценность для саморазвития.

2. Участие в работе детских научно-практических конференций

У ребят есть возможность развивать умения взаимодействия во время работы в жюри ученической научно-практической конференции, на которой они работают в качестве экспертов на турах защиты проектов, в роли ведущих пленарного заседания. Старшеклассники являлись авторами атрибутики конференции, участвовали в проведении Дней науки, принимали участие в создании общешкольного проекта «Планета ОЦ». Старшеклассники работают в жюри детской научной конференции «Ступенька», а также ежегодного конкурса «Мисс Осень», в жюри школьных печатных изданий, в стипендиальной комиссии.



3. Участие в жюри конкурса «Учитель года»

Хочется особенно выделить этот конкурс, потому что старшеклассники - члены жюри настолько проникаются сопереживанием к выступающим учителям, что с огромным трудом выделяют победителей, а затем, осуществляя индивидуальный подход, готовят в качестве призов подарки как продолжение увиденной презентации учителя: сочиняют стихи, делают газету, рисуют портреты, пишут философские эссе и благодарственные смс для бабушки победителя.



4. Проведение классных часов с выпускниками школы в Дни студента

Старшеклассники целенаправленно овладевают знаниями и опытом в сфере профессионального самоопределения. Каждый год в преддверии 25 января - Дня студента - старшеклассники с удовольствием сами обзванивают наших выпускников и приглашают их в школу. У представителей самых интересных профессий берут интервью, на его основе ведущие пишут сценарий встречи, на которой выпускники делятся своим студенческим или уже профессиональным опытом.



Воспитательное направление

1. Оганизация празднования Дня Победы

Наш самый любимый праздник в школе — День Победы. Старшеклассники разрабатывают темы Боевых листков для всех старших классов и оформляют стенды, посвященные Великой Отечественной войне, сами заготавливают и раздают георгиевские ленточки, таким образом, выражая свои патриотические чувства и гражданский долг.

В наше время очень актуальной формой патриотического воспитания оказался просмотр современных фильмов о войне, например, «Мы из будущего», и их обсуждение. Так, фильм Саввы Кулиша «Преступления против мира и человечности» заставил старшеклассников серьезно обсудить проблему возрождения нацистской идеологии.

Воспитанию мужественности мы посвящаем День Защитника Отечества, устраивая веселые командные игры «А, ну-ка, мальчики!», «Мы команда», «Первый парень на деревне» и т.д.



2. Дискуссия «Врослые. Дети. Понимаем ли мы друг друга?»

Не только проблема взаимоотношений учителей, учеников и родителей была затронута на общешкольном классном часе: «Взрослые. Дети. Понимаем ли мы друг друга?», но и умение направлять, контролировать коммуникативный процесс, т.к. старшеклассники организовали его в форме дискуссии. В ходе ее подготовки выступавшие приобрели и опыт создания деловой документации: разработали и провели два вида анкетирования, составили диаграммы и презентацию, написали текст выступлений. Одиннадцатиклассник Иван Вакуленко отметил: «Это был мой первый опыт в отработке ораторских навыков», и этот опыт ребятам запомнился и понравился.



3. Подготовка и проведение общешкольного классного часа, посвященного десятилетию школы.

К 10-летнему юбилею ОЦ Совет старшеклассников подготовил и провел общешкольный классный час «История родной школы», целью которого было воспитание любви к школе, знания и уважения к школьным традициям. Это была викторина, на которой классы в параллели соревновались между собой на лучшее знание истории школы. Организаторы викторины продемонстрировали высочайшее умение работать в группе: одни выступали в роли ведущих, другие осуществляли техническую поддержку, третьи пели, четвертые зажигали свечи на торте и торжественно выносили его в зал к зрителям.

«Мы все очень волновались, как все пройдет, чтобы не было срывов и накладок. Но нам помогли хорошие взаимоотношения и взаимовыручка. После проведенной работы могу сказать, что коллектив в Совете подобрался отличный!» - написала Богоутдинова Анастасия.

Школьный досуг – еще одно направление в деятельности Совета старшеклассников.

Для Совета старшеклассников организация школьного досуга - это не только большое удовольствие, но и нелегкий труд. Ребятам удается каждый раз не повториться в оформлении праздничных газет ко Дню учителя, Новому году, Дню влюбленных, Защитника Отечества, 8 Марта и т.д.

Совет организовывает почту на День влюбленных, турниры по волейболу между сборной старшеклассников и сборной учителей, пишет сценарии и проводит веселые забавы на Новый год, командные игры для старшеклассников: «Немного о любви», «Следствие ведут знатоки», КВН и др.

Каждый раз старшеклассники придумывают новую тему для дискотек, например, ближайшая весенняя дискотека пройдет на тему «Музыка, рожденная в Великобритании».



Связи с общественностью

О деятельности самоуправления мы рассказываем посредством самых широких связей с общественностью:



  1. принимаем участие в работе педагогических советов;

  2. выпускаем информационные газеты и афиши;

  3. оформляем уголок Совета;

  4. активно сотрудничаем и сами работаем на школьном телевидении;

  5. печатаемся в журнале «Факел»;

  6. занимаем целый раздел в «Книге года»;

  7. помещаем информацию на школьном сайте;

  8. проводим анкетирование по организационным вопросам.

Как же удается одной организации сделать так много дел? На каких принципах построена ее работа? Какие стимулы заложены в основе? Кто может входить в Совет старшеклассников? Как из учеников разных параллелей рождается дружный коллектив?

Самый главный принцип – это добровольность и на этапе формирования, и, конечно же, в самой работе. А иначе никак нельзя! Мы просим в сентябре классных руководителей направить в Совет старшеклассников двух добровольцев от класса. Бывало, что классный руководитель запишет ученика, а он просто не приходит на наши заседания. А бывает и так, что к середине учебного года приходит новый желающий работать и просит его принять в наши ряды. В прошлом году почти весь 11 класс принимал участие в работе Совета! В нашей организации царит дух сотворчества и сотрудничества, подобно дружной большой семье, которая, бережно сохраняя традиции, непрерывно творчески растет. Этот дух формируется в ходе многочисленных коллективных дел, связанных с самым широким кругом направлений деятельности Совета старшеклассников. Мы уже несколько лет назад отказались от организации министерств, потому что целый год выполнять одни и те же функции становится и неинтересно, и тяжело. Мы определяем круг желающих участвовать в новом мероприятии каждый раз, работает так называемая система добровольно-коллективных дел. Лучше честно откажись сразу, но если уж ты записался в инициативную группу, то либо сделай, либо сам найди себе замену, иначе подведешь своих товарищей и дело провалишь!

Конечно, кроме негласных правил, у нас есть и законы. Принципы создания и работы самоуправленческих организаций содержатся в Уставе Совета старшеклассников. Возглавляет ученическое самоуправление президент Совета старшеклассников, которого избирают после проведения предвыборной кампании учащиеся 5-11 классов. В обязанности президента входит: проводить заседания, инициировать мероприятия, выступать перед общественностью, находиться в тесном контакте с администрацией школы, составлять рейтинги активности членов Совета старшеклассников и многое другое.

Владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя) формируется у учащихся 5-11 классов на традиционных в нашей школе выборах Президента Совета старшеклассников. В ходе выборов выдвигаются кандидаты на пост, создаются группы поддержки, проводится агитация во время политических дебатов, в выступлениях по телевидению, в листовках и плакатах, формируются счетная и наблюдательная комиссии. Вся школа в это время просто бурлит разговорами о кандидатах и прогнозах. В истории нашего самоуправления уже есть президент, которого выбирали 2 срока подряд.

За долгое время многие пункты Устава устарели, в этом году возникла острая потребность обновить наше законодательство, а именно: модернизировать Положение о выборах президента Совета старшеклассников. Именно поэтому впервые состоялась дискуссия среди учащихся 5-11 классов на тему: «Справедливые выборы. Какие они?», на которой принимались голосованием новые предложения о выборах и обсуждались спорные вопросы избирательного процесса. Практически в школе состоялся настоящий референдум по принятию нового избирательного закона.

Для сплочения коллектива Совета старшеклассников в начале года проводится анкетирование и выездные психологические тренинги. Опыт показывает, что эффективнее всего удается формировать дух коллективизма на выездных мероприятиях, где стены помещения не стесняют границ общения. Выездные психологические тренинги, турслеты, туристические поездки за один день переводят отношения малознакомых ребят на доверительный, дружеский уровень, в школу мы возвращаемся уже сплоченной командой. Старшеклассники высоко ценят опыт таких совместных выездов.

В конце года мы обязательно подводим итоги нашей работы по результатам рейтинга, отмечая самых активных членов. Поощрениями могут быть скромные подарки в виде мягких игрушек, памятные грамоты, которые могут повысить общешкольный рейтинг ученика. В особых случаях наших активистов награждают заграничными поездками. Например, в 2008 году 8 человек от Совета ездили в Париж. Но, конечно, мы работаем не за награды. Наш девиз: «Спешите делать добрые дела!», мы всегда готовы поделиться с вами нашими мыслями, делами, временем и талантами. Мы любим свою школу, нам всегда интересно жить, и с нами жить интересно! Это и есть самая настоящая дорога к успеху в будущей жизни!



Закончить свое выступление мне хочется словами члена Совета старшеклассников, одиннадцатиклассницы Анастасии Арабаджян из анкеты-рефлексии, которые обобщают значимость опыта работы Совета старшеклассников для личностного развития учащихся:

«Работа в Совете дает опыт делового взаимодействия с людьми для достижения поставленной задачи. В Совете умения и способности каждого учащегося используются с максимальной эффективностью, благодаря тому, что каждый из нас выбирает деятельность по душе, а также имеет возможность развить навыки и качества, необходимые в различных сферах общественной жизни, особенно умение кооперироваться и коммуникативность. Лично мне Совет дает возможность использовать мои умения не только для себя, но и ради общего дела, поэтому исходящая от товарищей по Совету критика или помощь способствуют расширению моего кругозора в какой-либо области. Но главное, что в Совете мы занимаемся тем, что нам близко, в соответствии с нашими желаниями и возможностями».


Смотрите также:
Секция 3 Новые подходы в организации воспитательной работы Роль школьных изданий в воспитании личности
325.8kb.
1 стр.
Программа для 1-4 классов станковых отделений детских художественных школ
244.33kb.
1 стр.
Общие закономерности организации деятельности школьных музеев
764.77kb.
4 стр.
«Адреса интересного опыта»
230.72kb.
1 стр.
План воспитательной работы
325.56kb.
1 стр.
Отчет анализ воспитательной работы
376.42kb.
3 стр.
Анализ воспитательной работы гоу сош №704 г. Москвы за 2010-2011 учебный год
126.76kb.
1 стр.
Анализ воспитательной работы мбоу
232.46kb.
1 стр.
Об опыте работы над проблемой «Новые подходы к преподаванию русского языка и литературы»
40.79kb.
1 стр.
План воспитательной работы школы на 2012-2013 учебный год
235.14kb.
1 стр.
Комплексный план воспитательной работы гбоу сош 512
669.86kb.
4 стр.
Цели и задачи воспитательной работы на 2012-2013 уч год. Цель воспитательной работы школы
501.75kb.
5 стр.