Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1 МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1 ГОРОДА БИЛИБИНО ЧУКОТСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА» ![]() ГОРИХ И.В “С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, неясность сна, шум и тень садов, тяжкое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского прибоя”. К. Г. Паустовский Если прислушаться, то можно услышать, что мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приемники, телевизоры, звон колокольчика, тиканье часов, птичьи голоса. Все это звуки. Но для того, чтобы люди могли обращаться, что-то сообщать друг другу, очень важны звуки речи. Из звуков речи состоят слова. Фонетика – одна из наиболее трудно усваиваемых разделов науки о языке. Особое внимание нужно обращать на различие понятий “звук” и “буква”, вычленять звуки из слова и характеризовать их при звуковом анализе, правильно выделять ударные слоги, умение делить слова на слоги. При обучении грамоте учимся делить слова на слоги, определять ударение в словах. Для закрепления провожу задания, которые детям интересны. Привожу примеры таких заданий. Игра “Переселение зверей”. (Учитель рассказывает содержание игры.) Дикие звери и птицы построили многоэтажные дома. Когда же стали распределять дома, то начались споры, кому где жить. И тогда решили: те животные , чьи названия состоят из одного слога, пусть живут на первом этаже, чьи названия из двух слогов – на втором этаже и т. д .. Учитель называет животное, дети отвечают, на каком этаже будет жить то или иное животное. Примеры животных: куница, лось, лиса, заяц, хорь, бобр, косуля, волк, росомаха, рысь, медведь, горностай, ласка, еж, барсук, енот. Игра “Переезд”. Звери решили себе купить мебель. На первую машину погрузили мебель, в названии которой один слог (стол, шкаф, стул), на вторую – название из двух слогов (диван, ковер, люстра, кровать, кресло), на третью – из трех слогов (зеркало, тумбочка). Игра “Новоселье”. Звери решили отпраздновать новоселье. Они отправились в магазин и стали закупать только те продукты, в названии которых ударение падает на второй слог. Выберем, что закупили звери. Слова: торт, печенье, булка, конфеты, мороженое, лимонад, компот, ватрушка, пирог, сок, лимоны, груши, капуста, морковь.
Однажды Волк с Лисой отправились ловить рыбу. После рыбалки решили поделить рыбу. Волку досталась рыба, в названии которой один слог, а лисе – та рыба. в названии которой два слога. Дети говорят, что Волку достанется сом, ерш, лещ, язь, линь, а Лисе – карась, щука, плотва, налим, угорь, окунь, жерех. Содержание этого задания можно изменить. Например: Волку досталась рыба. в названии которой звуков меньше, чем букв, а Лисе – рыба, в названии которой звуков столько, сколько букв. Значит, Волк получит такую рыбу, как карась, голавль, окунь, пескарь, линь. У Лисы будут сом, плотва, красноперка, налим, карп. Игра “В лес по ягоды и грибы”. Решили звери на зиму запасти ягод и грибов. Стали в лес ходить. Решили собирать только те ягоды, в названии которых ударение падает на второй слог. (Называю по два слова, а дети выбирают нужное ). Клюква или брусника? Малина или земляника? Черника или костяника? Белочка грибы на зиму сушить стала, но собирала только те грибы, в названии которых 3 слога. (На доске картинки с изображением грибов. Дети выбирают и называют: боровик, лисичка, моховик, опенок, волнушка). Игра “В зоопарке”. Ребята были в зоопарке. Но смотрели не всех зверей, а только тех , в названии которых три слога. (Называю по два животных, а дети выбирают нужное слово). Слон или бегемот? Косуля или медведь? Волк или лисица? Мартышка или тигр? Лев или носорог? Крокодил или росомаха? Леопард или манул? Задания. 1. Назовите слова, в которых при изменении ударения меняется смысл: пироги, замок, кружки, стоит. 2. Нужно изменить звук, чтобы получилось новое слово: карта – парта, тушить – тужить, врач – грач, колос – голос. 3. Нужно к слову добавить новый звук, чтобы появилось новое слово: сон – стон, каска – краска, кошка – крошка, ролик – кролик, тучка – штучка, сук – стук. Начиная со второго класса на уроках русского языка провожу фонетическую зарядку. Задания постепенно усложняются. Это же самое задание о животных можно усложнить. Выбрать тех животных, в названии которых есть только твердые согласные Слон или бегемот? Тигр или волк? Барсук или крокодил? Носорог или медведь? Панду или обезьяна? Зебра или норка? Фонетическую зарядку чаще всего провожу в начале урока. Это могут быть занимательные вопросы, ответы на которые дети обычно не знают. Даю 3 –4 варианта ответов. По подсказке они отвечают на вопрос. Таким образом, проверяю не только знание фонетики, но и развиваю любознательность. Примеры таких вопросов. 1. Чем питается животное большая панда? а) бамбук,
2. В 1980 году в Москве проходили XXII Игры Летней Олимпиады. Какое животное было символом Олимпиады? а) лиса,
3. Какое озеро, единственное в мире, является наполовину пресным, наполовину соленым? а) Балхаш,
4. Какая страна первая обрела флаг? а) Япония,
Подсказка: в отгадке 6 звуков. 5. В какой стране впервые стали пользоваться ложками? а) Индия, б) Греция, в) Египет? Подсказка: 6 букв, 7 звуков, ударение падает на второй слог. 6. Какое из данных животных обитает только в Австралии? а) бегемот,
7. Назовите самую высокую гору в Европе. а) Монблан,
8. Самая большая река в мире. а) Енисей,
9. У какой птицы самые широкие крылья? а) альбатрос,
10. Какую страну можно из конца в конец проехать на метро? а) Ватикан,
11. Кто изобрел носовые платки? а) французы,
12. В какой стране самый большой стадион? а) Англия,
13. Самая большая планета из нашей Галактики. а) Сатурн,
14. Самый густонаселенный город в мире. а) Токио,
15. Какая птица спит в воздухе? а) орел,
Иногда задаю вопросы на уроке по разным темам. Обычно на уроке задаю 3 – 4 вопроса. Некоторые вопросы связаны между собой по темам. Например: “Южная Америка”, “Северная Америка”. 1. Лист какого дерева изображен на флаге Канады? а) тополь, б) клен, в) дуб, г) рябина. Подсказка: 1 слог, 3 согласных, 1 согласный звук мягкий. 2. Самая большая страна в Северной Америке. а) Мексика,
3. Самая большая страна Южной Америки. а) Аргентина,
4. В какой стране Южной Америки находится самое сухое место на Земле. а) Боливия,
Для домашнего задания составляю более сложные задания, на которые требуется больше времени. Если на уроке дети отвечают устно, то эти задания выполняют письменно. Карточка № 1. В огороде выросли следующие овощи: морковь, капуста, репа, редька, укроп, картофель, огурцы, помидоры, свекла, лук, петрушка, салат, горох, перец, чеснок. Хозяйка для приготовления салата взяла следующие овощи:
В результате дети получают предложение. Для приготовления салата хозяйка взяла помидоры, морковь, перец, лук. Карточка № 2. 1) В саду созрели груши, яблоки, сливы, вишни, арония, ирга, смородина, крыжовник. Для приготовления компота хозяйка взяла следующие фрукты: в названии плодов звуков больше, чем букв (арония, яблоки). 2) Какие плоды лежат в вазе, если в их названии букв больше, чем звуков? (Апельсины). Карточка № 3. 1. В магазине “Одежда” висят пальто, плащи, платья, юбки, блузки, брюки, рубашки, кофты. Что купила мама дочке, если в названии одежды букв больше, чем звуков? Мама дочке купила пальто. 2. В магазине “Обувь” продают сапоги, ботинки, туфли, тапки, босоножки, кеды. Что купил папа сыну, если в названии обуви 3слога, последний слог ударный. Папа сыну купил сапоги. Для быстрой проверки составляю тесты. Тест № 1. А. Сколько гласных звуков в русском языке? 1) – 8,
Б. Какая гласная буква обозначает 1 звук? 1) – е,
В. Какая гласная буква обозначает 2 звука? 1) – а,
Г. Сколько звуков и букв в слове огонь? 1) 5 букв, 5 звуков,
Д. Какая буква не обозначает звука? 1) – а, 2) – э, 3) – ы, 4) – ъ. Ответы: А – 5, Б – 4, В – 4, Г – 3, Д – 4. Таким образом, используя такие задания, можно и проверять, и закреплять знание фонетики. Смотрите также: К. Г. Паустовский Если прислушаться, то можно услышать, что мир наполнен звуками. Шумит ветер, гудят машины, звучат приемники, телевизоры, звон колокольчика, тиканье часов, птичьи голоса. Все это звуки. Но для того, чт
70.1kb.
1 стр.
Жк телевизоры купить телевизор жки телевизоры телевизор цена
28.96kb.
1 стр.
Основные направления в российской литературе 2001-2002 гг. Сейчас уже все реже можно услышать голоса, кричащие: «У нас нет литературы»
150.4kb.
1 стр.
Лекции была самой серьезной из всех, какие я когда-либо слышал: «Я не тело, я не индиец, вы не американцы Все мы духовные души »
86.7kb.
1 стр.
Проект я исследователь «музыкальные шумелки»
97.94kb.
1 стр.
Снегом все запорошило- и деревья, и дома. Это значит наступила Белоснежная зима! Все поют и веселятся, Водят шумный хоровод, Потому что нынче праздник. Что за праздник? Новый год!
24.09kb.
1 стр.
-
61.55kb.
1 стр.
Смертельный талон
27.66kb.
1 стр.
Выбор телевизора
123.9kb.
1 стр.
Звуки [з], [з´]. Буквы З, з
73.46kb.
1 стр.
Вступление 3 I. Произношение свистящих звуков Отрабатываем звуки «С»,
452.72kb.
1 стр.
Ветер Рекорд 110.2kb.
1 стр.
|