Главная
страница 1

Рассмотрено и принято

Советом колледжа

протокол № 2

от «27» октября 2011 г.



Утверждено приказом

директора ГАОУ СПО ТО

«Тюменский железнодорожный

колледж» № 218/1

от «28» октября 2011 г.



ПОЛОЖЕНИЕ

о порядке формирования учебно-методических комплексов

по дисциплинам


  1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение предназначено для введения единых требований к учебно-методическому обеспечению дисциплин, входящих в учебные планы, реализуемые в ГАОУ СПО ТО «Тюменский железнодорожный колледж», оснащению образовательного процесса учебно-методическими, справочными и другими материалами, улучшающими качество подготовки специалистов.

1.2. Положение об учебно-методическом комплексе (далее УМК) регулирует процесс подготовки учебно-методического оснащения дисциплин, как с точки зрения содержания, так и формы, в целях сохранения преемственности в преподавании учебных дисциплин, а также создания условий, позволяющих эффективно организовывать и поддерживать самостоятельную работу студентов.

1.3. УМК по каждой учебной дисциплине разрабатывается в целях организации образовательного процесса в соответствии с требованиями основной профессиональной образовательной программы (далее ОПОП) и федеральных государственных образовательных стандартов по профессиям НПО и специальностям СПО (далее ФГОС).

1.4. Процент дисциплин учебного плана, обеспеченных УМК, является основным аккредитационным показателем, характеризующим учебно-методическую деятельность колледжа.

1.5. Требования настоящего Положения являются едиными к исполнению в образовательной деятельности ГАОУ СПО ТО «Тюменский железнодорожный колледж».

1.6. УМК обновляется по мере необходимости, но не реже одного раза в пять лет.


  1. Цели и задачи формирования УМК

Учебно-методические комплексы по дисциплинам формируются с целью систематизации учебных, учебно-методических, нормативно-методических, методических материалов, обеспечивающих качественное преподавание учебной дисциплины.

Разработка и использование УМК в учебном процессе нацелены на решение следующих основных задач:


  • четкое определение места и роли учебной дисциплины в образовательной программе; фиксация и конкретизация на этой основе учебных целей и задач дисциплины;

  • отражение в содержании учебной дисциплины современных достижений науки, культуры и других сфер общественной практики, связанных с данной учебной дисциплиной;

  • последовательная реализация внутри- и междисциплинарных логических связей, согласование содержания и устранение дублирования изучаемого материала с другими дисциплинами образовательной программы;

  • рациональное распределение учебного времени по разделам курса и видам учебных занятий;

  • распределение учебного материала между аудиторными занятиями и самостоятельной работой студентов;

  • планирование и организация самостоятельной работой студентов с учетом рационального использования времени, отведенного на самостоятельную работу;

  • определение круга источников, учебной, методической и научной литературы, необходимых для освоения дисциплины, и формирование библиографического списка;

  • разработка оптимальной системы текущего и итогового контроля знаний студентов.


3. Порядок разработки и процедура представления

учебно-методического комплекса 
3.1. УМК разрабатывается преподавателем (коллективом преподавателей) предметно-цикловой комиссии, обеспечивающей преподавание дисциплины в соответствии с учебным планом подготовки студентов по специальностям (профессиям).

3.2. Создание УМК включает в себя следующие этапы:



  • Разработка учебной программы по дисциплине, входящей в учебный план подготовки студентов по соответствующей специальности (профессии).

  • Подготовка теоретического материала (курса лекций) по дисциплине согласно требованиям ФГОС по профессиям НПО и специальностям СПО, методики проведения практических (семинарских, лабораторных) занятий, выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, дидактических и контрольно-измерительных материалов и т.д.

  • Систематизация и структурирование учебного материала в процессе создания УМК.

  • Оформление исходных текстов УМК.

  • Апробация и корректировка материалов УМК.

3.4. В ходе апробации УМК, дается оценка усвоения учебного материала студентами, соответствия плана проведения всех учебных занятий их фактическим срокам, качества  и логической последовательности изложения учебного материала. При апробации допускается использование неполного комплекта учебных и учебно-методических материалов, но являющегося достаточным минимумом для усвоения дисциплины студентами.

3.5. По результатам апробации материалов УМК разработчики критически оценивают качество содержания УМК и вносят необходимые коррективы.

3.6. Разработанный учебно-методический комплекс должен быть рассмотрен и рекомендован к использованию на заседании соответствующей предметно-цикловой комиссии.
4. Состав и структура УМК
4.1. В контексте данного Положения, учебно-методический комплекс (УМК) рассматривается как совокупность учебно-методических материалов, необходимых и достаточных для организации учебного процесса по дисциплине и способствующих эффективному освоению студентами учебного материала, входящего в основную профессиональную образовательную программу по одной из специальностей (профессии).

4.2. Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств обучения, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике.

4.3. Состав УМК определяется содержанием рабочей программы по соответствующей дисциплине.

4.4. Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине включает следующее:



4.4.1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • ФГОС по профессиям НПО и специальностям СПО;

  • Примерная программа по дисциплине;

  • Рабочая программа по дисциплине;

  • Календарно - тематический план;

  • Документы по охране труда;

  • Паспорт кабинета, мастерской, лаборатории.

4.4.2. Комплект методических материалов по разделам и темам дисциплин:

  • Сборник практических занятий с методическими указаниями по проведению и подготовке;

  • Сборник лабораторных работ с методическими указаниями по их выполнению;

  • Планы, технологические карты, лекции;

  • Задания для самостоятельной работы (по темам);

  • Перечень тематики рефератов, исследовательских работ;

  • Рекомендации по использованию технических средств обучения и информационных технологий;

  • Дидактический материал для закрепления нового материла.

4.4.3. Комплект методических материалов по контролю знаний и умений:

  • Тесты входного, текущего, рубежного, итогового с эталонами ответов;

  • Задания для контрольных работ (если предусмотрены учебным планом);

  • Перечень вопросов и типовых задач, включаемых в экзаменационные материалы или зачет;

  • Экзаменационные билеты (утвержденные);

  • Перечень литературы, нормативно-технической документации, наглядных пособий, технических средств, необходимых для проведения экзамена.

4.4.4. Индивидуальные методические разработки преподавателей:

  • Учебные пособия, методические рекомендации, планы и проекты открытых уроков, презентационные материалы и др.;

  • Новаторские разработки педагогов.

4.4.5. Методический комплект для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов (методические рекомендации):

  • Перечень теоретических вопросов для самостоятельного изучения;

  • Список литературы для выполнения внеаудиторной самостоятельной работы;

  • Распечатка материалов по вопросам и темам для самостоятельного изучения;

  • Перечень тем рефератов и исследовательских работ по дисциплине;

  • Словари терминов и персоналий;

  • Терминологический словарь (глоссарий);

  • Банк заданий расчетного характера, задач, упражнений, тексты ситуаций для анализа и т.п.;

  • Комплект контрольно-измерительных материалов.

4.4.6. Методический комплект курсового и дипломного проектирования:

  • Методические указания по выполнению курсовых и дипломных работ (проектов), содержащие основные требования к их оформлению;

  • Тематика курсовых работ (проектов), дипломных работ (проектов);

  • Нормативно-техническая документация, перечень литературы, рекомендуемых к использованию при выполнении проектов;

  • Образцы курсовых работ (проектов), дипломных работ (проектов);

  • Перечень дисциплин и вопросов, практических заданий, выносимых на междисциплинарный экзамен;

  • Программа государственной итоговой аттестации (междисциплинарный экзамен, дипломный проект, работа).

4.5. В случае использования в преподавании курса раздаточного материала, наглядных пособий, современных информационных технологий и мультимедийных проектов в УМК следует включить соответствующие перечни.

4.6. Учебно-методическая документация, разрабатываемая преподавателем в рамках должностных обязанностей, включает в себя:



  • Рабочие программы дисциплин.

  • Календарно-тематические планы.

  • Экзаменационные материалы (тесты, вопросы, билеты и т.д.)

  • Планы уроков (технологические карты).

  • Тесты (входной, текущий, итоговый контроль).

  • Дидактический раздаточный материал.

  • Материалы к обязательной контрольной работе.

  • Методические указания по проведению лабораторно – практических работ.

  • Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине.

  • Материалы к программе государственной итоговой аттестации (междисциплинарному экзамену, дипломному проекту (работе).

  • Методические рекомендации к курсовому и дипломному проектированию (курсовой работе (проекту), дипломной работе (проекту).

  • Учебно-методический комплекс дисциплины.

  • Папка (портфолио) преподавателя.

 


  1. Методический комплект по учебной практике (производственному обучению) и производственной практике




    1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Требования к уровню подготовки выпускника по учебной (производственное обучение) и производственной практике.

  • Типовое положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 15964 от 29 января 2010 года).

  • Типовое положение об учебной и производственной практике студентов (курсантов), осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) № 673 от 26 ноября 2009 года).

  • Положение об учебной практике (производственном обучении) и производственной практике обучающихся ГАОУ СПО ТО «Тюменский железнодорожный колледж», осваивающих основные профессиональные образовательные программы начального профессионального образования.

  • Положение об учебной и производственной практике студентов ГАОУ СПО ТО «Тюменский железнодорожный колледж», осваивающих основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования.

    1. Комплект методических материалов по организации учебной практики (производственного обучения) и производственной практики:

5.2.1. Примерная программа по учебной практике (производственному обучению) и производственной практике.

5.2.2. Комплект рабочих программ по учебной практике (производственному обучению) и производственной практике (по профилю специальности:



  • Рабочая программа учебной практики (производственного обучения).

  • Рабочая программа практики по профилю специальности.

  • Рабочая программа производственной практики (преддипломной).

  • Рабочая программа производственной практики (квалификационной), стажировка.

5.2.3. Календарно-тематический план.

5.2.4. Перечень выпускных квалификационных работ.

5.2.5. График консультаций.

5.2.6. Образцы отчетной документации студентов по практике (дневники, структура отчета).

5.2.7. Методические указания и рекомендации по учебной и производственной практике.

Приложение 2

Вариант структуры  методических рекомендаций для студентов по изучению дисциплины

 

 

 



МЕТОДИЧЕСКИЕ   РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ СТУДЕНТОВ

ПО ИЗУЧЕНИЮ   УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Рекомендации по использованию материалов учебно-методического

        комплекса:

Данная учебная дисциплина относится к (общепрофессиональным, специальным и т.п.) дисциплинам специальности «Название специальности …». Содержание дисциплины основывается на знаниях полученных студентами при изучении «Название дисциплины 1», «Название дисциплины 2» и т.д.

При работе с настоящим учебно-методическим комплексом особое внимание следует обратить на ...............................................................................

Специфика в изучении раздела № ..... настоящего комплекса проявляется в ..........

Специфика в изучении раздела № ..... настоящего комплекса проявляется в ..........

 

Описание последовательности изучения УМК:

……………………………………. ………………..

Прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, Вам необходимо изучить………..

В процессе освоения дисциплины необходимо регулярно обращаться к списку рекомендованной (основной и дополнительной) литературы……….и т.д.

 

Рекомендации изучения отдельных тем курса:

При изучении темы №.....«Название» особое внимание следует обратить на .....................................................................................................

При изучении темы №.....«Название» особое внимание следует обратить на .....................................................................................................

 

Разъяснения по поводу работы с тестовой системой курса:

После изучения каждой темы Вам предложено выполнить тестовые задания. Специфика выполнения данных заданий заключается в ................................................

Каждый тест оценивается по ___-бальной шкале …………………………………

Тема считается освоенной, если Вы дали не менее  ____% правильных ответов…..

 

Советы по подготовке к экзамену  (зачету):

При подготовке к экзамену (зачету) особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1.    <...........................................................................>.

2.    <...........................................................................>.

3.    <...........................................................................>.

Опыт приема экзамена (зачета) выявил, что наибольшие трудности при проведении экзамена (зачета) возникают по следующим разделам:

- <.............................................>

Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем  .............................................................................................

 

Рекомендации по работе с литературой:



При изучении дисциплины особое внимание следует обратить на следующие литературные источники ...........................и.т.д.


Смотрите также:
Рассмотрено и принято Советом колледжа
111.79kb.
1 стр.
Рассмотрено и утверждено Советом колледжа
576.14kb.
3 стр.
Принято Педагогическим советом колледжа: 2012г
93.27kb.
1 стр.
Рассмотрено и принято на Совете школы
70.67kb.
1 стр.
Методические рекомендации по самостоятельной работе обучающихся по специальностям
765.19kb.
5 стр.
Рассмотрено и принято
4201.79kb.
23 стр.
Учебно-методическое пособие по самостоятельной работе обучающихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья по специальностям
1084.07kb.
7 стр.
Принято Утверждено Ученым Советом приказом ректора сгупс
53.63kb.
1 стр.
Лозбинев Ф. Ю., Осмаковская Е. В. г. Брянск, Департамент промышленности
42.49kb.
1 стр.
На заседании Совета колледжа Директор колледжа
102.42kb.
1 стр.
Решение о создании картины принято Советом Министров Союзного государства
25.92kb.
1 стр.
Положение о районном конкурсе электронных презентаций «Чудесный край Башкортостан» Общие положения
53.86kb.
1 стр.