Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1страница 2 «Верейковская средняя школа» Тимошко Галина Ивановна Мотивационная деятельность учителя на уроках русского языка и литературы Из опыта работы 2012 год Информационный лист Автор опыта: Тимошко Галина Ивановна, педагогический стаж 27 лет; высшая квалификационная категория; образование высшее (Гродненский государственный университет имени Янки Купалы, 1985год); специальность: учитель русского языка и литературы, белорусского языка и литературы Педагогическое кредо: Урок - это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции. Тема обобщения опыта: Мотивационная деятельность учителя на уроках русского языка и литературы Цель обобщения опыта: распространение передового педагогического опыта, оказание помощи учителям-филологам по осуществлению мотивационной деятельности на уроке Награды:
![]() Учитель русского языка и литературы Тимошко Галина Ивановна Содержание
русского языка и литературы (из опыта работы)…………. 7
Введение Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Формирование мотивации учения- это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики. Поэтому проблема учебной мотивации считается одной из центральных в педагогике и педагогической психологии. Актуальна для всех участников учебно- воспитательного процесса: учащихся , родителей и учителей. Мотивация – одна из сложнейших педагогических проблем. Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию “Не хочу!” Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника “В наше время дети относятся к учёбе совершенно безразлично”, “Дети невнимательны, равнодушны к учёбе, у них нет мотивации”... Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового? Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы, влияющие на активность или пассивность поведения. Изучение мотивации – это стремление понять, как и почему люди начинают действовать, стремясь к достижению цели, почему проявляют настойчивость, что дает им силы преодолевать порой очень сложные препятствия. Мотивация — важный компонент регуляции любой деятельности человека. Ее изучением занимались и занимаются различные ученые с древнейших времен по наши дни. В различные периоды жизни человека значимыми становятся разные виды деятельности. Для подростка необходима учебная деятельность, как основа последующего успешного функционирования в обществе, соответственно, необходимо развитие мотивации обучения. ИКТ являются одними их средств развития такой мотивации. Основой успешной учебной деятельности любого школьника является высокий уровень мотивации к данному виду деятельности. Надо сказать, что мотивации как одному из ведущих факторов любой деятельности придавалось огромное значение с древних времен. Свидетельством этого можно могут служить работы Аристотеля, Демокрита, Платона, которые изучали потребность как основу получения знаний, опыта, рассматривали ее как основную движущую силу. Возникли попытки объяснить, что и как заставляет человека действовать. Другими словами уже в то время ученые пытались выяснить структуру мотивации, условия ее формирования, механизмы действия. Следует отметить, что четко определить как структуру, так и механизм формирования и действия мотивации, а также дать, по крайней мере, четкое определения терминам мотив и мотивация не удалось ни тогда, ни сейчас. В настоящее время существует большое количество теорий мотивации, которые отражают различные взгляды на такие феномены как нужда, потребность, мотив, мотивация, интересы, склонности и т д. Вопросами мотивации поведения человека занимались такие известные ученые-психологи, как А.Ф. Лазурский, Н.Н. Ланге, А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн [3,5]. Л.С. Выготский -- первый, кто начал изучать вопрос формирования произвольной мотивации [4]. Огромнейший вклад в развитие мотивации учебной деятельности сделан Л.И. Божович, А.К. Марковой [2, 4]. Все ученые, занимавшиеся проблемой мотивации учебной деятельности, подчеркивают большую значимость ее формирования и развития у школьников, так как именно она является гарантом формирования познавательной активности учащегося, и как следствие -- развивается мышление, приобретаются знания, необходимые для успешной деятельности личности в последующей жизни. В задачи учителя входит формирование и развитие мотивации учебной деятельности, познавательной активности школьника. Это весьма сложный и долгий процесс, требующий учета многих факторов, среди которых-- индивидуальные различия школьников, их возрастные особенности развития.
Изменяется общество, изменяется подрастающее поколение, их взгляд на мир. Соответственно, изменяется социальный заказ общества школе. Сегодня мы уже не встретим учеников, которые всем классом будут зачитываться одной книгой, молча и безропотно выполнять все задания и требования учителя. Изменились и требования к современному уроку. Современный урок- это урок, который стоит на уровне своего века, отвечает требованиям своего времени. Каковы же основные требования современного урока? Это: 1) субъективность; 2) мотивированность обучения; 3) личностный подход; 4) активизация обучения; 5) рефлективность обучения. Поэтому в своей педагогической деятельности при подготовке современного урока большую роль уделяю мотивации обучения. Считаю, что «мотивация гораздо больше , чем способности определяет поведение и действие ученика». Мне, как и каждому учителю, известна такая ситуация: ученик может учиться, но он ленив, ко всему относится спустя рукава. Очень часто у ученика нет желания учиться или он утратил это желание. Для меня стало очевидным, что высокая мотивация может компенсировать низкий уровень способностей ученика. Работая по осуществлению мотивации обучения, пришла к выводу, мотивация- одна из сложнейших современных педагогических проблем. Готовясь к уроку, всегда ставлю перед собой вопрос: как преодолеть равнодушное отношение к учёбе, ко всему новому? Что делать, чтобы победить реакцию «Не хочу!»? Можно ли учителю управлять развитием мотивационной сферы школьника? Как повысить мотивацию ребят? Как увлечь их знанием нового? Именно эти вопросы я стараюсь разрешить в своей педагогической деятельности на уроках русского языка и литературы. При подготовке каждого урока направляю учебную деятельность на достижение конкретных целей. Здесь я полностью согласна со словами Марка Твена, который заметил, что кто не видит конечной цели, очень удивляется, что пришёл не туда. Для реализации этих целей очень важно сформировать у учащихся ярко выраженные мотивы, потребности в их деятельности. Для того, чтобы у ученика было желание учиться, он должен чувствовать необходимость в знаниях и интерес к ним. На мой взгляд, это зависит во многом от личности и деятельности учителя, отобранного им материала и методов преподавания. Такая мотивация основана на положительных эмоциях, которые вызывает учитель у ребят: - симпатия или любовь к учителю; - интересное ведение учителем уроков; - наглядность; - технические средства обучения; - использование учителем ИКТ. Это внешняя мотивация обучения у ребят. Пришла к выводу, что мотивацией к обучению может также быть: - интерес к предмету у ученика; - желание хорошо овладеть предметом, чтобы потом успешно пройти ЦТ и поступить в ВУЗ; - желание заслужить одобрение друзей, одноклассников; - стремление учиться лучше, чтобы выполнить обещание перед родителями. Но заметила, что мотивы обучения могут быть и отрицательными: - желание быть лучшим из-за завышенного самолюбия; - страх перед строгим учителем; -нежелание быть объектом осмеяния класса из-за своего незнания. Хотелось бы отметить, что, изучая учащихся, я увидела в них различные уровни мотивации обучения. Высокий уровень. У таких детей есть познавательный мотив. Они добросовестны, сильно переживают, если получают низкую отметку. В практике этого учебного года это такие ученики, как Полубок А., Безгодова М., Горбачик В., Рышкель Н. Достаточный уровень. Это хорошая учебная мотивация. Ребята успешно и ровно работают на уроке. Средний уровень. У учащихся положительный интерес к школе. Они хорошо чувствуют себя в школе, но больше любят внеклассную деятельность, а , к сожалению, учебный процесс их мало интересует. Здесь можно было бы назвать ребят , которые с удовольствием уходят с уроков на внеклассные мероприятия: Панасик А., Толочко Д., Сурмач В., Данильчик В., Кислушко В. Удовлетворительный уровень. У учащихся низкая школьная мотивация. Такие ученики посещают школу неохотно, пропускают занятия. На уроках они часто занимаются посторонними делами, играми, у них большие трудности в учёбе. Это такие учащиеся, как Новоковский А., Маркус В., Ермак А. Я бы выделила и самый низкий уровень мотивации наших учащихся: у них негативное отношение к школе, они имеют серьёзные трудности в обучении, не справляются с учебной деятельностью, у них проблемы с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, нахождение в ней для них невыносимое. (Яновский П., Августинович Е., Седляр Ю., Маржало А.) В определённых случаях они могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, игнорируют нормы и правила школы. Исходя из знания данных уровней учебной мотавации, я использую следующие методы и приёмы на уроках: - словесные, наглядные и практические методы; - метод стимулирования: поощрения и порицания; - метод занимательных упражнений; -метод создания ситуации новизны, актуальности знаний; - метод ситуации успеха. Невысокий уровень познавательной мотивации- не недостаток ученика, а его беда. Всегда ставлю перед собой задачу: выяснить причины этого явления и постараться изменить ситуацию к лучшему. А сделать это можно только одним путём-- через формирование учебной деятельности. Думаю, что при прочих благоприятных условиях( здоровье ученика, отношение к нему учителя) результат не заставит себя ждать. При работе с учениками низкой мотивации я использую следующие методические рекомендации: -ученику даются только базовые знания; - усвоение знаний происходит вместе и их практическим применением; - в классе создаётся атмосфера сотрудничества, доверия, взаимоуважения; -учитель должен подкреплять и поощрять достижения данного ученика, пускай и незначительные. Заметила, что значительный результат даёт метод наглядности. Его я реализую через использование материалов кабинета русского языка и литературы: иллюстрации к произведениям, иллюстрации картин художников, портреты писателей, поэтов, литературных критиков, деятелей культуры. Иллюстративный материал широко представлен в предметном кабинете, он пополняется и систематизируется. Мною он использовался при изучении повести Короленко «Дети подземелья», романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», поэмы Гоголя «Мёртвые души», рассказа М. Шолохова «Судьба человека» и др. И, конечно же, прекрасный результат даёт использование мультимедийных презентаций на уроках литературы и языка. Примером могут служить проведённые мною уроки: урок русской литературы в 5 классе « И вижу я себя ребёнком…»Тема детства в стихотворении Н. Некрасова «Крестьянские дети», урок литературы в 9 классе «История души человеческой» на страницах романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени», урок-размышление в 10 классе «Что есть истина?» Путь к духовному воскрешению» по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», факультативное занятие в 9 классе « Строение односоставных предложений». Систематически использую для повышения мотивации обучения учащихся мультимедийные презентации на уроках литературы в 11 классе: творчество М.Булгакова, А. Ахматовой, М.Цветаевой, Б. Пастернака, А. Солженицына. Например, при изучении творчества А. Солженицына и его рассказа « Один день жизни Ивана Денисовича» мною использовалась презентация о сталинских репрессиях, о лагерях, приводились цифры количества политзаключённых белорусов, русских, украинцев в 1941, в 1949 годах. Ребят заинтересовывают белые пятна истории, пробуждают их интерес к тому, о чём они не знали ранее. Одиннадцатиклассников взволновали масштабы трагедии целого народа. Мультимедийные презентации накоплены и систематизированы в нашем предметном кабинете( копилка методкабинета), в ИБЦ нашей школы. Пришла к выводу, что этот приём очень необходим в старших классах, где изучаются литературные явления и имена ранее не известные учащимся. Использую в своей практике просмотр экранизаций художественных произведений: «Война и мир», «Собачье сердце», «Тихий Дон», «Судьба человека», «Мёртвые души», «Снежная королева» и многие другие. В соей языковой и литературной практике использую также следующие приёмы, которые позволяют мне мотивировать работу учащихся на различных этапах урока: - лирическое вступление к уроку: читаю стихотворение или предлагаю прослушать музыкальный фрагмент для последующих рассуждений; - использую притчи, басни; - провожу мини-игру «Кто? Что?» - конкурс находчивых; - выбор ( задания для себя, выбор целей); - телеграмм; - инсценирование; - жизненная ситуация; - оценка в кредит или кредит доверия; - разгадывание грамматических загадок; - минутка улыбки и др. методы и приёмы. Ввожу в практику использование электронных физминуток, которые снимают напряжение, оживляют ребят, мотивируют их дальнейшую деятельность на уроке. Обучение на уроках русского языка и литературы, направленное на мотивацию учащихся, формирует у них способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выход из неё, обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности, развивает такие черты, как умение выслушать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в общение, проявляя при этом толерантность, необходимый такт, взаимопонимание. А эти качества очень необходимы выпускнику современной школы, который вступает во взрослую жизнь. Заключение Конечно, отдельные установки и действия педагогов можно отнести к разным компонентам формирования мотивационной сферы. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач может быть отнесена и к мотивам, и к постановке целей. Изучая проблемы мотивации, я убедились в том, что учителя с демократическим стилем управления учебной деятельностью стремятся создать для ребят ситуацию успеха, вызвать ощущение продвижения вперёд, переживание успеха в учебной деятельности. Для этого они правильно подбирают уровень сложности заданий, справедливо, “по заслугам” оценивают результат деятельности школьников. Они используют все возможности учебного материала, чтобы заинтересовать класс: создают проблемные ситуации, активизируют самостоятельное мышление, организуют сотрудничество учащихся, выстраивают позитивные отношения с классом, проявляют искреннюю заинтересованность в успехах ребят. Необходимое условие для всего этого -- знание индивидуальности каждого учащегося, опора на имеющиеся у него возможности и мотивы. Известно: педагоги с авторитарным и опекунским стилем руководства склонны чаще использовать внешние стимулы. Они считают, что учащихся надо заставлять учиться, постоянно поощрять или наказывать, привлекать родителей к совместному контролю над детьми. Во многих случаях и это помогает мотивировать детей. И всё же решение проблемы -- в развитии внутренней мотивации, в умелом использовании собственных мотивов школьника, в первую очередь — познавательных, социальных. Это, повторю, не означает, что использование внешних стимулов, метод “кнута и пряника” не нужен совсем. Есть учащиеся с очень слабо развитыми мотивами, в работе с ними без использования внешнего стимулирования не обойтись. Но все таки нужно стремиться к тому, чтобы ребенок учился не ради оценки или чтобы избежать наказания, а ради знаний. Развитие мотивации к учению строится на достижении успеха. Это требует создания особой учебной деятельности с градацией сложности задач, времени усвоения, особого стиля взаимодействия учителя и учащегося на уроке. Технология развития мотива достижения достаточно полно представлена в компьютерных играх: в них существует серия заданий различной сложности, которые можно выбирать; ребёнок получает полную информацию о результате своей деятельности, может оценить качество выполнения задания (обратная связь); сложность заданий такова, что успех возможен только при определённых усилиях, играющий ребёнок воспринимает всю ответственность за ситуацию. Все перечисленные выше формы работы позволяют реализовать потребность в самостоятельности, развивают инициативность, мышление. С самого начала урока учащиеся получают возможность проявить себя. Ребята видят свой вклад в урок, который становится уже совместным «произведением» учителя и учащегося. Реализуется принцип «обучения в сотрудничестве». При таком подходе тема урока становится очень важным элементом урока, решающим комплекс задач, ориентированных на развитие личности учащегося: целеполагание, планирование, активизация материала, создание проблемной ситуации. Литература:
Приложения Приложение 1 Упражнения и педагогические приёмы для развития мотивации на уроках 1. “Линия времени” Черчу на доске линию, на которой обозначаю этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному. 2. Метафоры С точки зрения НЛП метафора не тождественна “метафоре” в филологии, хотя в основе тоже сходство. В НЛП метафора – притча. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики. Использую метафоры в основном в 6 классе, так как тема “Притчи”, изучаемая на литературе, позволяет начать разговор об аллегории, о раздумьях над, казалось бы, обычными текстами. Метафоры ценны тем, что каждый для себя берёт из их содержания то, что необходимо, понимает её по-своему. Коллективно метафоры не разбираем. Мне кажется, ребята ценят мою веру в их мудрость. Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб. 3. Шестиклассники и семиклассники в силу возрастных особенностей начинают всерьёз интересоваться своими интеллектуальными возможностями, резервами памяти, внимания и т.д. Предлагаю им на уроке поговорить о свойствах, например, памяти, и на примерах изучаемой лексики, орфографии и пунктуации мы учимся эффективным приёмам запоминания. Особенно это уместно при подготовке к написанию контрольного словарного минимума. 4. Один из вариантов рефлексии по предмету: ![]() 5. Одна из составляющих мотивации – умение ставить цель, определять зону ближайшего развития, понимать, зачем нужно писать грамотно. В начале года я прошу ребят ответить на ряд вопросов:
На что ты хочешь, чтобы он был похож в этом году? Что тебе нужно сделать для этого? Какая нужна помощь? Б. Какую отметку ты бы хотел иметь по предмету за I триместр? Что тебе нужно сделать, чтобы это было так? Чья помощь и в какой форме тебе нужна? Как ты поймёшь, что результат достигнут? В. Записать не менее 6 ответов на вопросы: – Чего не случится, если я буду писать грамотно? – Чего не случится , если я не буду писать грамотно? – Что случится, если я буду писать грамотно? – Что случится, если я не буду писать грамотно? Эти опросники провожу в начале или в конце триместра. Иногда предполагаемые итоговые отметки ребята выставляют карандашом сразу в дневник. Некоторых это стимулирует. 6. Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой наблюдаю, как растёт на глазах уверенность учеников в своей лингвистической компетенции. 7. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно вывешиваю на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Некоторые стараются. 8. В старших классах практиковала “Защитный лист”. Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, я держала ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда набирается материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами. 9. Оценка – не отметка Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое. 10. Кредит доверия В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше. 11. Образовательная стратегия – Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”? – Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо? Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами. 12. Закрепление правил в игре с мячом Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему. 13. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения. Упражнения типа: – Что ты видел, слышал, чувствовал, когда ехал в школу; во время прогулки по осеннему парку; когда выполнял домашнее задание по русскому языку; на берегу моря. и т.д. 14. В начале урока: – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен? (Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.) – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок… – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски… 15. “Да-нетка” Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит: – связывать разрозненные факты в единую картину; – систематизировать уже имеющуюся информацию; – слушать и слышать соучеников. Например, я загадала какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения могу ограничить детей в количестве задаваемых вопросов. 16. “Оратор” За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо. 17. “Автор” … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему? … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы? … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д. 18. “Фантазёр” На доске записана тема урока. – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. ………… – Вот видите, как важно….. 19. Очень важно не только записать на доске тему урока, но и вызвать у детей эмоциональный отклик, отношение к этой теме. Я это делаю через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт. – Что вы уже знаете об этой теме? – Подберите слова об этом или на эту тему……. –Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно! (Не правда ли, звучит, как открытие!) 20. “Кумир” На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы? 21. “Профи” Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы? 22. “Суд” Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся. Приложение 2 Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов" Цели:
Оборудование: таблица, тексты. Ход урока I. Мотивационный этап урока Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошел сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). Все снежинки оказались на земле. Тихо все кругом, наступила звездная ночь. Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу “Доброе утро!” Я рада вновь видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний день принесет нам всем радость общения друг с другом. Мне очень хочется, чтобы мы с вами во время работы на уроке покорили сегодняшнюю вершину. Успехов вам и удач! II. Сообщение темы и задач урока.
Итак, тема нашего урока “Словообразование имен прилагательных с помощью суффиксов”. Сегодня на уроке мы будем рассматривать образование прилагательных с помощью суффиксов, работать над использованием прилагательных с разными суффиксами. Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему. III. Работа с текстом. (I абзац) (Смотри приложение) Перед вами лежит текст, работаем с ним, будьте внимательны. Чтение текста учителем.
Бархатная кайма, серебряный ковер, сказочные существа; задумчивый лес, молчаливые сугробы.
Сказочный – волшебный, удивительный, поразительный, восхитительный, загадочный, чудесный, прекрасный. Задумчивый – печальный, грустный. Счастливый – веселый, радостный.
Учитель прикрепляет лист IV. Новая тема. - На доске написаны 3 прилагательных из текста, покажите, как образуются прилагательные. ![]()
(Прилагательные образуются от разных частей речи с помощью суффиксов) Учитель прикрепляет лист
Учитель прикрепляет лист ![]() V. Здоровьесберегающая пауза. Сядьте ровно, выпрямите спину, расправьте плечи. Любопытная Варвара Смотрит влево, смотрит вправо… А потом опять вперед – Тут немного отдохнет. Теперь Варвара смотрит вверх! Выше всех, все дальше вверх! Возвращается обратно – Расслабление приятно. Шея не напряжена, а расслаблена. А теперь посмотрим вниз – Мышцы шеи напряглись! Возвращаемся обратно – Расслабление приятно. А сейчас резко зажмурьте глаза и резко их откройте. VI. Работа с текстом ( II - III абзац)
Продолжаем работать с текстом.
Три девочки работают индивидуально. Проверка. Фронтальный опрос с выделением суффиксов.
Молодцы! Оценки. VII. Домашнее задание. Дома вам нужно будет написать небольшое сочинение-миниатюру (из 5-6 предложений) на одну из тем: “Зимнее дерево”, “Зимняя ветка”, “Снежный сугроб”, “Зимнее утро”, “Узор на стекле”. Чтобы ваше сочинение получилось красивым и ярким, вам нужно использовать прилагательные с разными суффиксами. VIII. Работа с текстом. Внимание! Вслушайтесь в текст. Хозяйка зимнего леса, госпожа Вьюга, приглашает нас на вальс, и перед глазами проносятся люди, дома, машины, деревья. На белом фоне отчетливо вырисовываются унылые, хмурые лица взрослых и счастливые, улыбающиеся мордашки мальчишек и девчонок.
При проверке учитель открывает доску, на которой уже записаны эти слова, Дети читают свои слова, проговаривая суффиксы, а учитель фиксирует все на доске. IX. Валеологическая минутка. Много было названо добрых чувств: доброжелательность, сострадание, душевность, испытывая которые мы чувствуем радость. Ведь “нет в мире прекраснее чувства, чем ощущение, что ты сделал людям хоть каплю добра”. Но есть чувства, разрушающие наше здоровье. Ученик-валеолог: Помните – ты злой, у тебя будет всегда болеть кишечник; много плачешь, будут болеть почки; беспокойный, позволяешь себе неразумные выходки, будет болеть желудок, разрушится защитное поле, которое оберегает тебя от простуды. - А какому человеку не страшны никакие болезни? Да, веселому, улыбающемуся. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь. И на душе стало радостно и светло. X. Творческая работа.
Фронтальный опрос ( 2-3 человека). Примерное объявление. Пропал щенок рыжеватого окраса. У него умные черненькие глазки-бусинки, длинные пушистые ушки, коротенький хвост. Щенок очень ласковый, дружелюбный, веселый и забавный. Откликается на кличку Пушок. Мы очень скучаем по нему. - Наш друг обязательно найдется. Но лучше, если наши друзья будут всегда рядом с нами. XI. Подведение итогов. Оценочная деятельность. - Работая на уроке, получая новые знания, мы поднялись еще на одну вершину. По каким ступеням мы поднимались вверх. (Ответы учащихся с опорой на вывешенные в течение урока таблички.) 1. Роль прилагательных Прилагательные нам нужны для того, чтобы наша речь стала яркой, выразительной красивой;
2. Образование прилагательных
3. Суффиксы прилагательных
XII. Рефлексия
Два ученика читают стихотворения. 1. Все в мире сейчас загадочно, Все будто летит куда-то, Метельно, красиво, сказочно… А сказкам я верю свято. 2. Седины пасмурного дня Плывут всклокоченные мимо, И грусть вечерняя меня Волнует непреодолимо.
Я рада, что вы уходите с этого урока с радостным настроением. Мне было приятно работать с вами. Спасибо за урок. До свидания. Приложение 3 УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ Тема урока: «И вижу я себя ребенком…» Н.А.Некрасов. Стихотворение «Крестьянские дети» Тип урока: изучение нового материала. Задачи урока: Обучающие:
Развивающие:
Воспитательные:
ОБОРУДОВАНИЕ: учебное пособие для 5-го класса под ред. Т.Ф. Мушинской; презентация репродукций картин к стихотворению Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»: В.Г.Перов «Тройка», А.Г. Венецианов «Захарка», В. Е. Маковский «Крестьянские дети»; портрет Н.А.Некрасова. НА ДОСКЕ: 1.Эпиграф к уроку. Играйте же, дети, растите на воле, На то вам и красное детство дано. 2.Портрет поэта 1.Организационный момент. Улыбнитесь друг другу. Подарите тем, кто вас окружает, частичку своего хорошего настроения. Тихонько сели. 2.Повторение ранее изученного. Актуализация опорных знаний учащихся. ( Использование слайдов презентации) 3.Тема и цель урока. Мотивация учебной деятельности учащихся на уроке.
4.Изучение нового материала. -Прочитайте эпиграф к сегодняшнему уроку, записанный на доске. Как вы понимаете эти слова? -В конце урока мы еще раз вернемся к ним. Родившись в дворянской семье, Некрасов почему-то пишет стихотворения о крестьянских детях. -Помочь разобраться в этом нам помогут наши докладчики (дано заранее задание: найти материал о детстве Некрасова). Докладчик 1. «Грешнево лежало отнюдь не «в неведомой глуши». Здесь Некрасову, народному поэту, крепко повезло. Некрасов с самого начала оказался на такой большой дороге, но до поры до времени не ехал, а, так сказать, сидел натней, Русь же ехала и – ещё больше – шла перед ним. «Костромская почтовая дорога ( луговая),- описывали её в середине 19 века военные статистики Генерального штаба, - идет от Ярославля по левому берегу реки Волги по ровным и низменным местам и близ села Борок входит в Костромскую губернию. Всего от Ярославля до границы губернии этим трактом считается 45 вёрст, в пределах губернии находится одна почтовая станция Тимохинская в 27 верстах от Ярославля, на коей лошади содержится 20, а повёрстная плата по 1, 0,5 копейки серебром. Для прохода войск и тяжестей эта дорога весьма удобна». Так что большая дорога действительно широко входила во всю жизнь, в самый быт этих мест. «Сельцо Грешнево, - вспоминал сам поэт, - стоит на (трактовой) низовой ярославско-костромской дороге…барский дом выходит на самую дорогу, и все, что по ней шло и ехало и было ведомо, начиная с почтовых троек и кончая арестантами, закованными в цепи, в сопровождении конвойных, было постоянной пищей нашего детского любопытства». «Всё, что по ней шло и ехало и было ведомо» - и это дни, месяцы и целые годы».
Докладчик 2. Из воспоминаний сестры Н.А.Некрасова Анны Буткевич. «…За нашим садом непосредственно начинались крестьянские избы. Я помню, что это соседство было постоянным огорчением для нашей матери: толпа ребятишек, нарочно избиравшая для своих игр место по ту сторону садового решетчатого забора, как магнит притягивала туда брата – никакие преследования не помогали. Впоследствии он проделал лазейку и при каждом удобном случае вылезал к ним в деревню, принимал участи в их играх, которые нередко оканчивались общей дракой…» -Чтобы лучше представить то историческое время, в которое жил Н.А.Некрасов, рассмотрим репродукцию картины Маковского. ПРЕЗЕНТАЦИЯ- слайд 3. (репродукция картины Владимира Егоровича Маковского «Крестьянские дети» -Конечно, господскому сыну не дозволялось дружить с детьми крепостных крестьян. Докладчик 3. Николай Скатов в своей статье о Некрасове писал следующее: «…Надо сказать, что Некрасов-мальчик рос, и тем воспитывался, с деревенскими мальчишками и девчонками. «Отношения мои к грешнёвцам были такие: …Благодарение Богу, Я совершил ещё раз Милую эту дорогу, Вот уж запасный амбар, Вот уж и риги…как сладок Тёплого колоса пар! -Останови же лошадок! Видишь: из каждых ворот Спешно идёт обыватель. Всё-то знакомый народ, Что ни мужик, то приятель. Я постоянно играл с деревенскими детьми, и когда мы подросли, то естественно, что между нами была такая короткость». Поэт действительно с раннего детства знал народную жизнь изнутри, самым непосредственным, домашним образом знал, приятельствуя, часто одних и тех же людей в разном возрасте и наблюдая в разных положениях, а иногда – позднее – и вмешиваясь. И помогая. И в поэзии потому же он мог, как никто, писать о крестьянском деревенском детстве. <...> Некрасов сочувствовал тяжелой жизни крестьян. Подготовленный ученик читает наизусть отрывок из стихотворения «Крестьянские дети» «Однажды в студеную зимнюю пору…» -Взвалновали ли вас эти строки? -Этот отрывок взят из большого стихотворения «Крестьянские дети». -Как зовут мальчика? (Власом). Сколько ему лет? ( Шестой миновал) -Как выглядит мальчик? ( в бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребенка к другому) ПРЕЗЕНТАЦИЯ – СЛАЙДЫ 4-8.
А теперь все тихо встали, Дружно руки вверх подняли! Руки в стороны, вперед. Потянулись и нагнулись, В исходное положение вернулись! Повернулись влево - вправо, вправо-влево! Тихо сели. Вновь за дело. 5.Чтение учителем стихотворения Н.А.Некрасова «Крестьянские дети» ( 12 минут) Нацеливание: -проследите за сменой настроения автора, какие чувства испытывает автор от встречи с детьми? ( бодрое, жизнерадостное, сочувствие к крестьянским детям) 6.Выявление уровня восприятия учащимися стихотворения. -Что понравилось? Что не понравилось? -Что поняли? А что не поняли? -Что заставило улыбнуться, а что –задуматься? -Что интересного в стихотворении? Мы с вами уже говорили, что отрывок «Однажды в студеную зимнюю пору…» - это составная часть большого стихотворения Некрасова «Крестьянские дети». Это значит, что само стихотворение неоднородно: в нем есть составные части. 7. Работа с композицией стихотворения, составление плана, заполнение таблицы. - С чего начинается стихотворение? ( рассказчик повествует о случае, который произошел с ним на охоте). -До каких слов идет рассказ об этом случае? ( «…Так рядом с Гаврилой…- «Услышит, молчи!» -Это значит, что со слов после черты: «О милые плуты! Кто часто их видел…» - идет совсем другая часть, другая тема. Но закончен ли на этом рассказ о случае на охоте? ( После просмотра текста, дети найдут, что в конце стихотворения после горизонтальной черты автор вновь возвращается к этому случаю со словами: «Теперь нам пора возвратиться к началу». -Итак, рассказчик говорит, что он задремал в сарае, потом проснулся и увидел, что за ним наблюдают крестьянские дети. -Каково было сразу поведение детей? ( они боялись, но постепенно осмелели). -Что стал делать рассказчик? Чем он развеселил детей? В начале стихотворения не говорится о том, что имя собаки – Фингал. Рассказчик стал командовать своей собаке «выкидывать штуки». Дрессированная собака стала выполнять команды хозяина, и сарай сразу превратился в цирковую арену: ( найти в тексте) Обширная область собачьей науки Ему в совершенстве знакома была; Он начал такие выкидывать штуки, Что публика с места сойти не могла, Дивятся, хохочут! Уж тут не до страха! -Чем закончилось неожиданное представление? Прочитайте. -Итак, мы увидели, что начало и конец стихотворения рассказывают нам о встрече охотника с крестьянскими детьми. В какой ситуации возможен такой рассказ? Каковы интонации рассказчика? К кому он может быть обращен, кто слушатели этой истории? Представьте себе непринужденную атмосферу вечерней дружеской беседы в помещичьем доме, когда в гостях у хозяина собираются его друзья и рассказывают друг другу различные случаи, которые приключались с ними. В такую атмосферу погружают нас доверительные интонации и добрый юмор рассказчика: так говорят со старыми знакомыми, с которыми и раньше вместе смеялись и шутили. Приложение 1 ЗАПОЛНЕНИЕ ТАБЛИЦЫ.
-История встречи с детьми – как красивая рама большой картины. Приложение 2 Это стихотворение можно сравнить с домом . У нас есть стены дома—начало и конец. На следующем уроке мы посмотрим, что же внутри этого дома, и где крыша? ( начертить на доске схематично). Для того, чтобы следующий урок был продуктивным, надо поработать дома. Запишите д.з. стр. 196- 205 читать, таблица – заполнить 2 графу карандашом ( озаглавить части 2,3). 8. Повторение и закрепление пройденного. -Как произошла встреча героя с крестьянскими детьми и что ему в них сразу понравилось? -Принадлежит ли сам автор к крестьянам? -Чему «подивились» дети и какой «приговор изрекли»? Почему они решили, что незнакомец «не барин»? -Работа с эпиграфом. 9. Итоги.Рефлексия Смотрите также: Тимошко Галина Ивановна Мотивационная деятельность учителя на уроках русского языка и литературы
444.84kb.
2 стр.
Уроках русского языка и литературы". В "Концепции модернизации российского образования"
131.17kb.
1 стр.
Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы
52.88kb.
1 стр.
Использование топонимического краеведческого материала на уроках русского языка и литературы
85.36kb.
1 стр.
Петрановская Л. Гт30 Игры ни уроках русского языка: Пособие для учителя
1402.93kb.
9 стр.
Изучение теоретических понятий на уроках литературы выступление учителя русского языка и литературы моу сош №24
92.01kb.
1 стр.
Обобщение педагогического опыта учителя русского языка и литературы моу «Гимназия №6» г. Воркуты
168.24kb.
1 стр.
Сборник научно-исследовательских работ учеников 8 класса. Томск-2008. Посвящается учителю русского языка и литературы
1334.05kb.
10 стр.
Тема опыта
312.58kb.
1 стр.
Методическое объединение учителей русского языка и литературы
311.96kb.
1 стр.
Сборник научно-исследовательских работ учеников 5 класса. Томск-2008. Посвящается учителю русского языка и литературы
942.98kb.
4 стр.
План проведения предметной методической недели кафедры учителей русского языка и литературы 61.75kb.
1 стр.
|