Главная
страница 1страница 2страница 3страница 4


Управление образования и науки

Липецкой области
ГООУ ДОД Детский оздоровительно – образовательный центр (спорта и туризма)

Методические рекомендации

для учителей физической культуры





Липецк – 2008

Методические рекомендации для учителей физической культуры.

В пособии описывается значение и роль функциональной музыки как средства повышения эффективности урока физической культуры, даны методические рекомендации по её использованию в структуре урока, а так же представлены материалы по планированию уроков с музыкальной стимуляцией по разным видам программного материала.

Составитель: Темирёва О.Н. – методист отдела содержания и развития образования.


Редактор: Алексеева В.В. – заместитель директора ДООЦ

(спорта и туризма) по учебно – воспитательной и методической

работе.
Ответственный за выпуск: Кащеев А.С. – директор ДООЦ

(спорта и туризма).



Пояснительная записка

В последние годы наиболее активные специалисты физической культуры всё чаще и настойчивее говорят о целесообразности прикладного использования на уроках и спортивных занятиях функциональной музыки. В пробных опытах энтузиасты функциональной музыки пытались применять ее на занятиях даже по тем видам спорта, которые в современном массовом сознании с музыкой вообще не связаны - легкая атлетика, футбол, волейбол, баскетбол, лыжные гонки, различные виды борьбы, бокс и некоторые другие.

Функциональная музыка, опосредованно воздействуя на деятельность учащихся, не тер­пит легкомысленного, поверхностного или диле­тантского подхода. Неправильное употребление данной музыки зачастую делает ее использова­ние бессмысленным и даже вредным. В школах на уро­ках физической культуры её следует применять с определенной осторожностью, со знанием дела, к месту и ко времени. Для этого от учителей и учащихся требуется определенная приспосо­бленность к новым условиям занятий и строгое выполнение всех необходимых правил, незна­ние или игнорирование которых может прине­сти большой вред.

Мы попытаемся ответить на самые основополагающие вопросы: какую именно му­зыку целесообразно использовать на уроках; в каких урочных заданиях, где, когда, в какое время и каким конкретно образом.



Ι. Методика музыкальной стимуляции уроков

Функциональная музыка - действенное средство повышения эффективности уроков физической культуры. Она требует к себе очень серьезного отношения со стороны педагога, желающего использовать ее в своей практике. Кое-кому на первый взгляд может показаться, что ничего особенного в прикладном применении функцио­нальной музыки и нет - только вклю­чай на уроке магнитофон или проигрыватель, и положительный результат автоматически обе­спечен. Однако в действительности всё оказы­вается далеко не так просто.

Учителя и тренеры к этому нововведению профессионально не подготовлены и часто затрудняются с поисками ответов на самые основополагающие вопросы: какую именно му­зыку целесообразно использовать на уроках; в каких урочных заданиях, где, когда, в какое время и каким конкретно образом.

В результате аналитического изучения полученных данных было выявлено, что для эффективного использования функциональной музыки необходимо в первую очередь наличие определенной степени свободного внимания во время работы и ее удобное сочетание с воспринимаемой музыкой.

Оказалось, что музыкальную стимуляцию на уроке целесообразно использовать не непрерывно (так она быстро надоедает и теряет свое стимулирующее значение), а эпизодически, лишь в той работе, которая характеризуется повторяющимся выполнением простых или твердо заученных упражнений, не требующих от учащихся большого сосредоточения внимания на выполняемой деятельности.

Лучше всего таким требованиям отвечают учебные задания, выполняемые во время разминки во вводной части урока; во время совершенствования ранее изученных упражнений или специальных двигательных навыков в основной части, а также во время, отведенное для дыхательных и двигательных упражнений на расслабление в заключительной части урока. При этом по физиологическому закону доминанты отвлечение внимания, свободного от работы, на приятный побочный раздражитель не только не вредит выполняемой деятельности, а, напротив, рефлекторно усиливает и об­легчает ее, делает более полным сопутствующее расслабление мышц-антагонистов и мышц, не принимающих непосредственного участия в реализуемом двигательном акте.

А вот те виды урочной деятельности, которые требуют от занимающихся особенно внимательного слежения за рабочей информацией от внешней или внутренней (прежде всего мышечной) среды, лучше осуществлять в обычных условиях, без побочных раздражителей. Сюда относятся специфическая деятельность учащихся во время начального построения, рапорта дежурного ученика, сообщения педагогом задач урока и другой ситуационно необходимой устной информации, а также при изучении и первичном закреплении нового материала, игр, требующих сосредоточения, и соревнований.

В этих обстоятельствах музыка, отвлекая на себя внимание занимающихся, может снижать активность восприятия необходимой рабочей информации и готовность быстрого реагирования на непрерывные изменения в режиме поступающих информационных сигналов. В результате снижается качество выполняемой работы и повышается угроза травматизма, особенно во время напряженных игр и соревнований, где даже кратковременное отвлечение внимания на любой побочный раздражитель, в том числе и музыкальный, грозит ошибкой, проигрышем или травмой.


1. Повышение эффективности вводной части урока.

Как известно, начало каждого урока физической культуры характеризуется пониженной работоспособностью учащихся, а ритмика их двигательной деятельности в это время (после предшествующего урока по другому учебному предмету, ходьбы или поездки в школу, лицей, колледж) не совпадает с ритмикой учебно-тренировочного процесса. Наличие этих факторов вполне закономерно осложняет учебную работу и требует от педагога затраты определенного времени на предварительное врабатывание занимающихся, для чего в общепринятой структуре урока выделена его вводная часть.

В целях облегчения и ненавязчивого ускорения процесса врабатывания учащихся полезно использовать специальную разновидность функциональной музыки (условно назовем ее музыкой врабатывания), выполняющую функции возбуждения двигательной активности на фоне положительных эмоций и гармонического подведения всего организма занимающихся к высоким физическим нагрузкам, запланированным а основной части урока.

Задачи музыки врабатывания - поднять настроение учащихся, опосредованно настроить их психику и двигательный аппарат на ритм учебного процесса, внести в выполняемую работу элементы гармонизации, привлекательности и комфорта, помочь более эффективному решению общих и специальных задач вводной части урока.

Приятным условным сигналом к начальному построению учащихся может служить включение кратковременных (10-20 сек.) музыкальных позывных с заранее оговоренной, нравящейся занимающимся мелодией. Такой условный сигнал поможет более успешному отвлечению учащихся от посторонних мыслей, дел и забот и ненавязчиво настроит их на организованное начало урока на фоне положительных эмоций, улучшающих отношение к предстоящей учебной деятельности.

Музыку врабатывания целесообразно включать в начале разминки. Музыкальное звучание в этом случае может продолжаться до конца разминки (обычно 6-8 мин.)

Программу, предназначенную для музыкальной стимуляции разминки, составляют в основном из спортивных, народных или эстрадно-танцевальных мелодий с близкими и понятными ученикам темами, с четким и ясным ритми­ческим рисунком, органически соответствующим ритмическим особенностям выполняемых упражнений. Такая музыка побуждает учащихся подсознательно «укладывать» определенные структурные элементы выполняемых ими упражнений в строгие рамки времени, ограниченные музыкальным мотивом, музыкальной фразой или музыкальным предложением, синхронизи­ровать опорные точки, акценты целостного дви­гательного акта с определенным числом воспринимаемого музыкального счета.

Возникающая при этом гармония прекрасной музыки и изящной пластики собственного тела доставляет занимающимся дополнительное эстетическое удовольствие, повышает удовлетворенность выполняемой физической работой и усиливает мотивацию к активизации разминки, от успешности которой в немалой мере зависит результативность всего последующего урока.

Для более успешного решения типовых задач разминки подбираемый для ее стимуляции музыкальный материал должен характеризоваться яркостью и логичностью структурных построений, изредка медленным, а чаще умеренным и оживленным движением, преимущественно короткими музыкальными фразами, четким членением на мотивы.

Немаловажное значение для опосредованного музыкального управления процессом разминки имеют усиленное подчеркивание пульса мелодии и строгая размеренность темпа.

Всевозможные разновидности ходьбы (обычная, строевая, спортивная, на носках, на пятках, на внутреннем или наружном своде стопы, приставным и скрестным шагом, в полуприседе, в приседе и т.д.}, а также различные гимнастические упражнения во время ходьбы успешно стимулируют мелодиями марша. Прекрасно подходят для этого такие виды современного марша, как спортивный, строевой, походный (или скорый), колонный (обычно написанный в размере 6/8 с единой во всех голосах ритмической фигурой, что придает ритму этого вида марша особую четкость). Наряду с ними можно пользоваться и другой подходящей к данному случаю маршеобразной музыкой.

Применяемые во вводной части урока различные варианты бега - бег на месте, обычный гладкий бег, бег с препятствиями, с высоким подниманием бедра, левым или правым боком, спиной вперед, вращением влево или вправо, в сочетании с разнообразными движениями рук, туловища, головы и т.д. - можно от­лично сопровождать музыкальными произведе­ниями в размерах 4/4 и 2/4.

Бег умеренной интенсивности хорошо стимулируется мелодиями, исполняемыми в темпе 160-180, а быстрый бег инициируется музыкальным темпом, колеблющимся около 200 ударов метронома в 1 мин.

Разнообразные прыжки и подскоки на мес­те и в движении, на одной или на обеих ногах заметно облегчаются искрометной танцеваль­ной музыкой, написанной в размерах 2/4 и 4/4. Частые и невысокие прыжки и подскоки успешно поддерживаются музыкой типа польки, а намеренно затянутые, широкие или высокие прыжки - музыкой типа гавота.

При выполнении общеразвивающих и специально подводящих физических упражнений непроизвольная музыкальная стимуляция осуществляется следующим образом.

Упражнения, характеризующиеся закругленностью линий, мягкостью переходов, плавностью и широтой амплитуды движений (сюда относятся большинство упражнений для развития гибкости и силы, выполняемые в медленном или умеренном темпе), стимулируют музыкой трехдольного размера (типа вальса), в темпе 50-100 ударов метронома в 1 мин.

Аналогичной музыкой стимулируют и упражнения, выполняемые на три счета. Например, из основной стойки: 1 - наклониться вперед, руки в стороны; 2 - присесть, руки вперед; 3 - вернуться в исходное положение.

Упражнения порывистого, рывковообразного характера, с четкими переходами или с акцентами усилия на определенную фазу движения (к ним относятся большинство скоростно-силовых упражнений, а также упражнения на растягивание мышц и суставных связок, осуществляемых рывками в энергичном темпе, например, взмахи и разведение рук или ног, наклоны и повороты туловища или головы, пружинящие приседания, выпады, попеременная смена ног в выпаде и т.п.) стимулируют музыкой четырехдольного размера (типа марша), в темпе 120-160 ударов метронома в 1 мин.

В контексте опосредованного повышения эффективности вводной части урока физической культуры в функции музыки врабатывания входит искусно завуалированное управление направленностью внимания занимающихся.

Начальную часть или даже всю первую половину музыки врабатывания составляют из наиболее интересных и информативных для данного контингента юных слушателей музыкальных произведений - ярких, выразительных, либо новых, с элементами неожиданности, невольно притягивающих к себе внимание занимающихся. Затем в музыкальную программу планомерно включают несколько менее яркие и уже знакомые слушателям мелодии, не требующие такого пристального внимания. А самые последние минуты музыки врабатывания содержат привычные, неоднократно слышанные занимающимися инструментальные произведения без текстовой информации и, следовательно, еще меньше занимающие внимание, так что учителю только и остается воздействовать на школьников в соответствии с музыкальным сопровождением в нужном направлении по своему усмотрению.

В итоге занимающиеся нежно, ненавязчиво, но целеустремленно подводятся к основной части урока на фоне хорошего настроения, повышенной работоспособности и непроизвольного освобождения от посторонних мыслей и забот, обычно еще долго мешающих им сосредоточиться на решении главных задач урока и таким образом подрывающих его продуктивность.
2. Основная часть урока.

По нормативным положениям теории и методики физического воспитания в первой половине основной части урока физической культуры обычно решают наиболее сложные педагогические задачи. Эти задачи связаны с ознакомлением, детальным анализом и разучиванием нового программного материала, обилием устной теоретической информации и речевых контактов учителя с учениками, что требует от них повышенного рабочего внимания и создает трудности для музыкального восприятия.

Двигательная деятельность учащихся на данном этапе урока чаще всего ритмически не регламентирована, и применение здесь музыкального сопровождения неудобно и нецелесообразно. Подобная нецелесообразность обусловлена также принципом дискретного применения музыки (нужна периодическая передышка, иначе слушать ее быстро надоест) и фактором полезного функционального последействия музыки врабатывания, который, исчезая не сразу, а лишь постепенно, будет автоматически поддерживать повышенный уровень работоспособности занимающихся еще некоторое время.

Совершенно иные условия рабочей деятельности складываются во второй половине основной части урока при совершенствовании уже сформированных двигательных умений и на­выков. Здесь внимание учащихся становится значительно более свободным, и их волевые усилия направлены не столько на слежение за техническими деталями совершаемых двигательных действий, сколько на преодоление нарастающей усталости и потери желания к продолжению интенсивной работы. Устных объяснений педагога становится намного меньше, и рабочая деятельность учащихся здесь обычно протекает при определенных, заранее заданных учителем ритме, темпе и скорости движений. Таким образом, выполняемая работа снова становится весьма удобной для музыкальной стимуляции.

Кроме того, на этом этапе урока в результате накопления физического и психического утомления, как правило, наблюдается заметное снижение работоспособности, и музыкальная активизация деятельности занимающихся становится не только удобной, но и ситуационно необходимой.

Появление внешних признаков утомления и явное снижение рабочей активности учащихся могут служить учителю важным условным сигналом о необходимости снова обратиться к благотворной помощи функциональной музыки. Наиболее простым и действенным в употреблении это средство оказывается при фронтальном способе выполнения физических упражнений, когда все ученики работают одновременно и синхронно. Вызываемые музыкой положительные эмоции в сочетании с непроизвольной ре­гуляцией ритмики выполняемой работы замет­но снижают ощущение усталости или пресыщения и порождают новый живительный всплеск работоспособности.

Разумеется, при практическом использовании такого сильнодействующего психофизиологического средства, каким является функциональная музыка, учитель должен обладать развитым чувством меры и художественным вкусом и не злоупотреблять ею в слишком больших дозах, иначе можно всё испортить и результат по­лучится обратный ожидаемому.

Музыкальную стимуляцию деятельности уча­щихся в основной части урока лучше всего при­менять тогда, когда им дается задание выполнить какое-либо упражнение, отдельный технический прием, действие или серию последовательных двигательных действий (несколько десятков раз подряд или в течение нескольких минут в четко запланированном режиме и с определенной интенсивностью}. В зависимости от конкретных педагогических задач проводимого урока это могут быть ходьба, бег, прыжки в длину или в высоту, разнообразные метания, общеразвивающие и специальные упражнения без предметов и с предметами, акробатические упражнения, простые и опорные гимнастические прыжки, лазание и перелезание. Сюда входят и различные тренировочные упражнения (без сопротивления соперника) в ведении, обводке, приеме, подаче, передаче мяча, жонглировании мячом, бросках мяча, ударах по мячу из раздела учебной программы по футболу, волейболу, баскетболу, гандболу и др. Ко всему этому можно смело добавить совершенствование техники включенных в учебную программу лыжных ходов, поворотов, подъемов, спусков на лыжах и т.д.



Главные задачи функциональной музыки, используемой в основной части урона,- замедлить процесс пресыщения выполняемой работой, сделать данную работу эмоционально приятной и незаметно активизировать уставших учащихся. Применяемая для этого музыка должна выполнять роль ритмического, приятного для слуха звуколидера, к которому занимающиеся подсознательно приспосабливают ритмику своих тренировочных движений. Условно назовем такие мелодии лидирующей музыкой.

Исследования показали, что разумно орга­низованное музыкальное лидирование на этом этапе основной части урока помогает сохранить высокую интенсивность двигательной активности учащихся даже при значительном утомлении, когда сознательно поддерживать высокий темп работы они уже не хотят или не могут.

При составлении программ лидирующей музыки целесообразно подбирать музыкальные произведения с подчеркнутым акцентированием сильных долей такта и четко выраженным пульсом мелодии.

Сильные доли музыкального такта подчер­киваются ритмической остановкой или энергичным дроблением длительности, вступлением новой гармонии, акцентом громкости, глубоким басом, мелодической вершиной. Учителю физической культуры это важно знать потому, что сильная доля такта в музыкальном аккомпанементе подсознательно связывается занимающимися с нарастанием мышечного усилия и выдохом, а слабая доля такта - с ослаблением мышечного усилия и вдохом. Это является весьма существенным элементом в процессе непроизвольной психофизиологической стимуляции двигательных действий человека.

Таким образом, функциональная музыка временно как бы подменяет управляющего уроком педагога, освобождает его от ряда утомительных обязанностей и способствует непроизвольному становлению наиболее рациональной техники движений.

Музыкальные темпы подбирают в зависимости от задаваемого учащимся темпа работы и ритмического рисунка выполняемых двигательных действий.

Содержание и дозировка лидирующей музыки зависят от педагогических задач, решаемых в указанное время, специфики используемого программного материала и особенностей основной двигательной деятельности учащихся.

Оптимальная продолжительность звучания лидирующей музыки в основной части 45-минутного урока физической культуры составляет 10-12 мин. при занятиях циклическими видами спорта и 6-8 мин. при занятиях ациклическими или смешанными видами спорта. На сдвоенных 90-минугных уроках, скажем, по лыжной подготовке, эти дозы соответственно корректируются в сторону увеличения.

Наиболее целесообразно применять лидирующую музыку на тех уроках, где основной вид деятельности учащихся связан с продолжительным и скучным выполнением несложных по структуре однообразных движений циклического характера: спортивная ходьба, бег на средние и длинные дистанции, лыжные гонки, скоростное плавание и т.д.

Дл достижения желаемого рабочего эффекта включаемые в программу лидирующей музыки произведения должны характеризоваться не чрезмерно высокой, а лишь умеренной яркостью и увлекательностью, чтобы занимающиеся не переключались полностью на их восприятие, отчего выполняемая работа может вообще приостановиться как малозначащая, по сравнению с захватывающей музыкой.

На уроках, связанных с ациклическими или смешанными видами спорта, особенно там, где основная деятельность учащихся сопряжена с большой концентрацией внимания, и выполняемые двигательные действия требуют систематической сознательной корректировки в зависимости от постоянно меняющейся обстановки (подвижные и спортивные игры, единоборства, сложные упражнения на «трудных» гимнастичес­ких снарядах и т.п.), применять музыкальное сопровождение чаще всего рискованно и нецелесообразно. Ведь во время такой ответственной деятельности любое, даже незначительное отвлечение внимания нежелательно и опасно, ибо чревато ошибкой, проигрышем, падением, срывом со снаряда или травмой.

В связи с указанными особенностями такой деятельности применяемая здесь музыка не должна быть агрессивной по отношению к вниманию занимающихся. Функциональная музыка в данном случае должна создавать лишь общий звуковой фон, приятный для слуха и максимально легкий для восприятия.


3. Заключительная часть урока.

Согласно требованиям теории и методики физического воспитания в заключительной части урока физической культуры учитель обязан обеспечить плавное, целенаправленное снижение физического и эмоционального возбуждения учащихся, а также создать благопри­ятные условия для успешного протекания восстановительных процессов в их организме и преемственного перехода к последующей учебной, производственной, общественной или иной деятельности.

С этой целью обычно используют различные варианты медленного бега, ходьбы, ритмические и танцевальные упражнения, мерно повторяющиеся упражнения на расслабление, ды­хательные упражнения и т.п. Рабочие характеристики всех этих упражнений легко поддаются необходимым музыкальным корректировкам. Следовательно, для прикладного использования функциональной музыки здесь складываются благоприятные условия, и перед учителем открывается еще одна перспективная возможность повышения плодотворности проводимых им уроков.

Учитывая основное функциональное назначение музыкальных сочинений, предлагаемых в заключительной части урока, условно назовем их успокаивающей музыкой.



Главные задачи успокаивающей музыки - помочь снизить чрезмерное эмоциональное возбуждение, возникающее при насыщенной двигательной деятельности (особенно после азартных спортивных игр и других состязательных действий, проводимых ближе к концу основной части урона), снять утомление, содействовать более эффективному решению других задач заключительной части урока, а также спо­собствовать освобождению центров двигательной деятельности организма занимающихся от большого, часто одностороннего напряжения.

Необходимый положительный результат достигается путем заранее спланированной непроизвольно расслабляющей ритморегуляции выполняемых движений и ненавязчивого переключения внимания учащихся на новый эмоционально привлекательный раздражитель, облегчающий переход к следующему по учебному расписанию уроку. Подбираемые для этого композиции произведений успокаивающей музыки должны характеризоваться медленным, ровным темпом, плавным уравновешенным движением, тихим или умеренным звучанием, мягкой метрической пульсацией, мерно повторяющимися интонационными формулами, спокойным ритмическим рисунком, отсутствием резких перепадов громкости звука.

В программу успокаивающей музыки включают нравящиеся данному контингенту слушателей песни или инструментальные пьесы нежной, оптимистической окраски. Изредка их полезно сочетать с мелодиями задумчивого, грустного или даже печального характера, что по контрасту эмоционального фона рефлекторно углубляет состояние покоя и умиротворенности слушателей.

Продолжительность звучания успокаиваю­щей музыки обычно колеблется от 3 до 5 мин., исключая время, планируемое на подведение итогов урока и задание на дом.

Хорошо отвечают требованиям, предъявляемым к успокаивающей музыке, используемой в заключительной части урока, и задушевные, красивые мелодии медленных вальсов. Это свя­зано с тем, что обыкновенно выполняемые в за­ключительной части урока неторопливые, сво­бодные, «закругленные» движения успешно уп­равляются плавной, спокойной музыкой с так­товым размером 3/4.

Весьма плодотворным способом решения проблем заключительной части урока оказы­вается также периодическое использование в конце уроков физической культуры звукозапи­сей естественных или изображаемых в музыке звуков природы.

Обычно учащимся очень нравится слушать естественные звуки природы. Правда, во избе­жание возможного пресыщения, подобные «де­ликатесы» целесообразно использовать не ре­гулярно, а эпизодически, не чаще одного - двух раз в месяц, по окончании выполнения дви­гательных и дыхательных упражнений на рас­слабление.

Слушать умиротворяющие голоса природы лучше всего в состоянии комфортабельного мы­шечного покоя при волевой заторможенности остальных чувств. Для этого следует предложить занимающимся максимально удобно сесть или лечь в подходящем месте на спину, закрыть гла­за, расслабиться, отвлечься от связанных с уче­бой или других мыслей и переживаний. А затем беспрепятственно отдаться наслаждению звуко­вой гармонией и порождаемым его приятным ощущениям, мысленно представив себя без­мятежно отдыхающим в живописном уголке на лоне прекрасной природы.

Кратковременное восприятие этих или других произведений успокаивающей музыки в опи­санных условиях комфортабельного пассивного бодрствования создает состояние углубленного торможения во всех утомленных звеньях цент­ральной нервной системы, что, по законам фи­зиологии, способствует значительно более пол­ному расслаблению и отдыху всего организма учащихся, а, следовательно, и более быстрому восстановлению затраченных ими сил.


следующая страница >>
Смотрите также:
Методические рекомендации для учителей физической культуры Липецк 2008 Методические рекомендации для учителей физической культуры
629.2kb.
4 стр.
Методические рекомендации для учителей и инструкторов физической культуры организаций для детей-сирот и детей
241.36kb.
1 стр.
Методические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1045.73kb.
11 стр.
Методические рекомендации «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»
1224.03kb.
6 стр.
Методические рекомендации для учителей физической культуры Бийск 2005 г. Ббк научный редактор : кандидат педагогических наук
310.03kb.
1 стр.
Методические рекомендации для учителей физической культуры по подготовке к аттестации на I и высшую квалификационные категории
310.08kb.
1 стр.
Анализ работы методического объединения учителей естественных наук и физической культуры школы №1203 г. Москвы за 2010-2011 учебный год
74.72kb.
1 стр.
Методические рекомендации по дисциплине: Акмеология физической культуры и спорта для специальности: 032. 101. 65 «Физическая культура и спорт»
103.85kb.
1 стр.
Организация учебно-тренировочного процесса по гандболу в спортивных секциях
374.57kb.
1 стр.
Методические рекомендации для студентов и дипломантов факультета культуры Санкт-Петербург 2009
536.02kb.
4 стр.
Методического объединения учителей физической культуры
113.11kb.
1 стр.
Методические рекомендации введение предлагаемое методическое пособие разработано кафедрой «Физической культуры»
503.48kb.
3 стр.