Главная
страница 1страница 2 ... страница 6страница 7


ВВЕДЕНИЕ
В соответствии со статьями 16 и 17 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Республика Беларусь представляет объединенный четвертый, пятый и шестой периодический доклад об осуществлении положений Пакта за период 1996–2009 годов.

Так как объединенный периодический доклад охватывает большой временной промежуток, в данном документе прежде всего отражена современная ситуация по выполнению Беларусью Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.

Настоящий доклад подготовлен Министерством иностранных дел на основе материалов, представленных министерствами труда и социальной защиты, юстиции, здравоохранения, образования, культуры, внутренних дел, информации, жилищно-коммунального хозяйства, сельского хозяйства и продовольствия, государственными комитетами по науке и технологиям, по стандартизации.

Доклад содержит основную информацию о достижениях в обеспечении государством экономических, социальных, культурных и других гарантий белорусским гражданам.

Республика Беларусь, выполняя обязательства перед договорными органами ООН, представила периодические доклады в Комитет по правам ребенка (2008 год) и в Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин (2009 год). В этой связи информация, касающаяся соблюдения прав ребенка и обеспечения гендерного равенства, в докладе Комитету по экономическим, социальным и культурным правам не дублируется.

Усилия Беларуси по защите и поощрению экономических, социальных и культурных прав белорусских граждан были отмечены в ходе состоявшегося в мае 2010 года Универсального периодического обзора Беларуси в Совете ООН по правам человека.


I. Основная информация общего характера
Исторически территория Беларуси неоднократно подвергалась насилию извне и разрушительным войнам, входила в состав различных государств. В ходе Второй мировой войны были унесены жизни не менее 30 процентов населения страны, практически полностью уничтожена инфраструктура страны.

В результате аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году радионуклидами была загрязнена почти четверть территории Беларуси, что оказывает долгосрочное негативное влияние на экономику страны, здоровье населения.

В связи с распадом Советского Союза и переходом страны к рыночным отношениям экономическое и социальное положение белорусских граждан снизилось.

Правительству до сих пор приходится принимать во внимание вышеуказанные факторы при выработке государственной политики в сфере защиты и поощрения экономических, социальных и культурных прав граждан.

Несмотря на долгосрочные сдерживающие факторы, постоянным главным ориентиром социально-экономического развития Беларуси выступает решение социальных задач, связанных с последовательным повышением уровня и качества жизни, сокращением масштабов малообеспеченности и созданием предпосылок для последующего роста благосостояния населения.

Высокие темпы роста доходов граждан в 2000-е годы позволили минимизировать численность малообеспеченного населения в стране с 46,7 процента в 1999 до 5,4 процента в 2009 году.

Социальные гарантии в рамках белорусской модели развития выражаются в:

-  гарантиях равенства мужчин и женщин в образовании и трудовой деятельности;

-  гарантиях права молодежи на духовное, нравственное и физическое развитие;

-  гарантиях права на труд как наиболее достойный способ самоутверждения экономического, морального и социального содержания жизнедеятельности человека;

-  гарантиях справедливой доли вознаграждения в экономических результатах труда, но не ниже уровня, обеспечивающего гражданам и их семьям свободное и достаточное существование;

-  гарантиях права на охрану здоровья, включая бесплатное лечение в государственных учреждениях здравоохранения;

-  гарантиях права на социальное обеспечение в старости, по болезни и другим причинам.

Одним из ключевых аспектов обеспечения эффективного социального развития страны является расширение занятости. Уровень безработицы в Беларуси является одним из самых низких в Европе, он составляет в настоящее время менее 1 процента. Государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости особо нуждающимся и особо уязвимым категориям граждан, в том числе родителям многодетных и неполных семей; лицам до 21 года, которые впервые находятся в поисках работы; инвалидам; гражданам, освобожденным из мест лишения свободы. Дополнительные гарантии включают в себя такие меры, как бронирование рабочих мест для определенных категорий граждан, осуществление программ профессионального обучения.

В Беларуси на протяжении последнего десятилетия наблюдается тенденция снижения женской и молодежной безработицы.

Государственная социальная поддержка населения является важнейшей составляющей социально экономической политики Беларуси. С 2007 года в стране активно задействуется принцип адресности при осуществлении государственной поддержки. Эта мера, закрепленная на законодательном уровне, позволяет применять четкий и прозрачный механизм предоставления государственной адресной социальной помощи тем, кто в ней действительно нуждается.

Смысл эффективной адресной социальной защиты состоит в том, чтобы сконцентрировать ограниченные ресурсы на удовлетворении потребностей социально незащищенных слоев населения. Предполагается переход от общих социальных программ к программам адресным, учитывающим потребности конкретных слоев и групп населения, а также определенных регионов. При этом разрабатываются дифференцированные программы, в частности, по инвалидам, одиноким пенсионерам – предоставление различных социальных услуг, обслуживание на дому; многодетным и неполным семьям с низкими доходами – оказание всех видов адресной материальной помощи.

Приоритетной задачей государства в области социальной защиты является забота о семье, детях, в частности, обеспечение необходимых условий для реализации семьей ее экономической, воспроизводственной, воспитательной и культурно-психологической функций; обеспечение прав детей на их полноценное физическое, интеллектуальное, нравственное и социальное развитие.

В системе материальной помощи семьям с детьми государство использует льготы по налогообложению.

Особое внимание уделяется в стране жителям сельской местности, которые острее других ощущают жизненные трудности: неразвитость социальной инфраструктуры, транспортных услуг, бытового обслуживания. Стоит задача осуществлять работу по введению государственных социальных стандартов по всей стране с обязательным учетом региональных особенностей. Введение социальных стандартов направлено на то, чтобы уровень социальной защиты гарантированно улучшался.

Одним из приоритетов социальной политики государства является пенсионное обеспечение. С учетом неблагоприятных тенденций демографического развития (в первую очередь, старения населения) получателями пенсий являются 27 процентов населения. Расходы на выплату пенсий составляют 8 процентов ВВП страны. В 2009 году по сравнению с 2008 годом рост размера пенсий составил более 9 процентов. За период с 2003 по 2008 год доля пенсионеров с пенсией ниже бюджета прожиточного минимума снизилась с 29, 9 процента до 6 процентов от общей численности пенсионеров.

Республика Беларусь активно развивает международно-правовую договорную базу в области пенсионного (социального) обеспечения: соответствующие соглашения (договоры) заключены в рамках СНГ, а также с Литвой и Латвией.

Основополагающее значение в социальной политике Республики Беларусь отводится совершенствованию системы здравоохранения и формированию у населения навыков здорового образа жизни. Система здравоохранения Республики Беларусь сохранила государственный характер, негосударственный сектор в объеме оказываемых медицинских услуг составляет около 5 процентов.

Отмечается постоянное увеличение государственных расходов на здравоохранение: в 2001-2006 годах расходы в данной сфере (в долл. США) увеличились в 2,9 раза (с 537,5 до 1579,5 млн. долл.); в расчете на одного жителя расходы возросли в 2,76 раза. По информации Европейского банка реконструкции и развития («Доклад о процессе перехода за 2005 год»), в Беларуси по сравнению с другими странами СНГ отмечался один из самых высоких уровней расходов на здравоохранение – 4,9 процента ВВП.

Образование и грамотность – важнейшая основа прогрессивного общества. В Республике Беларусь ежегодные расходы на нужды образования за период 2006 – 2010 годы в среднем составили 6 процентов от уровня ВВП. В Беларуси гарантировано бесплатное общее среднее и профессионально-техническое образование, а на конкурсной основе – среднее специальное и высшее образование, которое доступно каждому человеку. При этом особое внимание уделяется обеспечению равенства образовательных возможностей городской и сельской молодежи.

В Беларуси созданы необходимые условия для всестороннего беспрепятственного культурного и творческого развития личности, доступа к культурным ценностям, созданию эстетических ценностей, развитию народных талантов, сохранению историко-культурного наследия.


II. Выполнение общих положений Пакта
Статья 2
п. 9. Международная техническая помощь в целях оказания содействия реализации закрепленных в Пакте прав

Республика Беларусь активно взаимодействует с международными организациями в рамках выполнения страновых программ для Беларуси и осуществления проектов международной помощи по обеспечению экономических, социальных и других прав белорусских граждан.

По инициативе Правительства в настоящее время в страновые программы всех аккредитованных в Беларуси международных организаций включен компонент защиты и поощрения прав человека, который, помимо прочего, предусматривает взаимодействие с международными организациями по вопросам экономических, социальных и культурных прав.

Так, совместно с ПРООН выполнен ряд совместных проектов, содействующих обеспечению поступательной реализации мер государственной политики в области снижения малообеспеченности белорусских граждан: «Развитие диалога и партнерства на региональном уровне по предотвращению роста безработицы и бедности при реструктуризации градообразующих предприятий» (2002-2003 гг.); «Содействие в подготовке основных направлений национальной стратегии предотвращения бедности в Республике Беларусь» (2003-2006 гг.).

В июне 2009 г. началась реализация проекта ПРООН «Разработка модели комплексной региональной социальной политики для предотвращения бедности в Республике Беларусь» (2009-2011 гг.). Данный проект направлен на повышение уровня и качества жизни населения регионов Беларуси в контексте выполнения государственных социальных программ. В рамках осуществления проекта предполагается провести комплексную оценку уровня социального развития регионов и разработать концепцию модели комплексной региональной социальной политики, направленной на сокращение неравенства в уровне и качестве жизни населения.
п.11. Обеспечение экономических прав лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь

В 2001 году Республика Беларусь присоединилась к Конвенции о статусе беженцев 1951 года, Протоколу, касающемуся статуса беженцев, 1967 года и осуществляет защиту лиц, ищущих убежище, и беженцев в соответствии с данной Конвенцией и национальным законодательством.

Основы правового положения иностранцев в Республике Беларусь определяются Законом Республики Беларусь от 3 июля 2009 г.
«О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», согласно которому иностранцам могут быть предоставлены статус беженца, дополнительная или временная защита, а также гарантирована невысылка в государство гражданской принадлежности или прежнего обычного места жительства в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь.

Закон Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», гарантирует иностранцам и лицам без гражданства на территории Республики Беларусь права, свободы и обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, данным Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранцы, которым предоставлен статус беженца в Республике Беларусь, имеют все социально-экономические права, включая право на образование, охрану здоровья и труд, которыми пользуются иностранцы, постоянно проживающие в Республике Беларусь. На них распространяется законодательство Республики Беларусь в области занятости, в частности, им оказывается содействие в профессиональном обучении и трудоустройстве. Кроме того, им предоставлено право на воссоединение семьи, получение денежной помощи, проживание в специально оборудованных местах, льготы при регистрации по месту жительства, а также право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь.

Иностранцы, не подлежащие высылке в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, имеют право на получение разрешения на временное проживание в Республике Беларусь и пользуются всеми правами, которые предоставляются указанной категории иностранцев.

Несовершеннолетние иностранцы, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты, а также которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита, имеют право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и право на медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

По оценкам УВКБ ООН законодательство Республики Беларусь является наиболее прогрессивным на территории стран СНГ.

С 1997 по 2010 годы в компетентные органы государственного управления Беларуси с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты обратилось более 3,5 тыс. иностранцев из 48 государств мира. В первом полугодии 2010 года с ходатайствами о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты в Республике Беларусь обратилось 90 иностранцев.

Беларусь вносит свой вклад в деятельность по сокращению лиц без гражданства. Так, за последние 10 лет количество лиц без гражданства в Беларуси снизилось с 21,6 тыс. до 7,6 тыс. человек.


Статья 3
пп. 12, 13. Обеспечение гендерного равенства применительно к выполнению признаваемых в Пакте прав

В настоящее время Республика Беларусь уже достигла Цели тысячелетия в области развития по обеспечению равенства мужчин и женщин.

Полная информация об обеспечении гендерного равенства применительно к выполнению признаваемых в Пакте прав содержится в седьмом периодическом докладе Республики Беларусь о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (2009 год).
Статьи 4 и 5
п.14. Информированность общественности и подготовка сотрудников правоохранительных органов по вопросам бытового насилия

В Республике Беларусь, в настоящее время сложилась проверенная практика применения правовых норм по фактам совершения правонарушений в сфере семейно-бытовых отношений. В стране совершается менее 2 процентов «бытовых» преступлений от общего числа уголовно-наказуемых деяний, однако все они совершаются против жизни и здоровья личности, поэтому бытовая преступность представляет собой особую социальную опасность, вызывает необходимость постоянного совершенствования работы по ее профилактике.

На государственном уровне принимаются необходимые меры по совершенствованию деятельности, направленной на предупреждение насилия, в том числе в отношении женщин и детей. Республика Беларусь, первая на постсоветском пространстве, приняла Закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», который вступил в силу в феврале 2009 года. В концепцию Закона заложены основы профилактики конкретных видов правонарушений, в том числе пьянства, насилия в семье. Реализация данного Закона позволит разрешить в определенной степени стоящие перед обществом задачи по укреплению правопорядка, защите прав и интересов граждан страны, повысить уровень профилактического влияния на криминогенные процессы в стране.

Основной приоритет в работе по реализации вышеназванного Закона отводится следующему механизму действий - специалист в области здравоохранения отвечает за совершенствование взаимодействия заинтересованных в вопросах предупреждения и преодоления пьянства и алкоголизма, труда и социальной защиты – на разрешение проблем незанятости трудоспособных граждан общественно-полезным трудом, улучшение работы, направленной на повышение уровня социальной защищенности малообеспеченных граждан и, в первую очередь, детей в неблагополучных семьях и престарелых граждан; культуры – на творческое развитие личности; спорта и туризма – на развитии и вовлечении населения в спортивно-массовые, физкультурно-оздоровительные мероприятия.

С 1 июля 2008 г. в Министерстве внутренних дел организована телефонная «прямая линия», на которую можно сообщить (в том числе анонимно) сведения о неблагополучных семьях, лицах злоупотребляющих спиртными напитками и ведущих антиобщественный образ жизни, несовершеннолетних, находящихся в социально-опасном положении, для принятия своевременных мер реагирования. Аналогичные телефонные «прямые линии» были созданы в управлениях внутренних дел областей и г.Минска.

Органами внутренних дел совместно с органами образования, культуры, спорта и туризма и другими заинтересованными на постоянной основе проводятся информационные дни, творческие конкурсы, массовые спортивные мероприятия по пропаганде и освещению здорового образа жизни, профилактике правонарушений.

Повышается роль общественных объединений, в том числе женских, в процессах профилактики и борьбы с насилием. Наиболее активными женскими общественными объединениями являются Белорусский союз женщин, Белорусская ассоциация молодых христианских женщин, Женское независимое демократическое объединение, Белорусская ассоциация трудящихся женщин, «Дети – не для насилия». Каждое из объединений реализует ряд конкретных проектов, направленных на решение проблемы насилия в отношении женщин и детей, в том числе домашнего насилия, во взаимодействии с государственными органами и международными организациями.

С 2002 года действует многопрофильный Кризисный центр для женщин и детей, пострадавших от насилия, общественного объединения «Радислава». При содействии указанной общественной организации в 2007 году в Территориальном центре социального обслуживания населения Первомайского района г.Минска начала работать «Служба помощи гражданам, пострадавшим от насилия».


Статья 6
п. 15 (а). Меры по обеспечению занятости женщин, молодежи, инвалидов

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» государство обеспечивает дополнительные гарантии в области содействия занятости гражданам, особо нуждающимся в социальной защите и не способным на равных условиях конкурировать на рынке труда (статья 11).

В ежегодно разрабатываемых Государственной и региональных программах содействия занятости населения отдельным разделом предусматриваются меры по обеспечению занятости социально уязвимых категорий граждан.

Принятые в последние годы меры, в том числе ежегодная реализация мероприятий Программ содействия занятости населения, позволили существенно изменить тенденции на рынке труда. Одновременно с сокращением числа безработных снизился уровень безработицы, который на 1 января 2010 г. составлял 0,9 процента к численности экономически активного населения. В то же время растет численность занятых в экономике. В 2009 году по сравнению с 2002 годом количество нуждающихся в трудоустройстве женщин снизилось в 1,7 раза, молодежи – в 1,5 раза.

Более 20 процентов безработных из общего числа обратившихся граждан относится к категории особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, которым государство предоставляет дополнительные гарантии в области занятости населения.

Государственной программой содействия занятости населения Республики Беларусь на 2009 год предусматривался комплекс мер по обеспечению занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите и не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда: молодежи до 21 года, инвалидов, женщин, граждан, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы, длительно неработающих граждан.

За 2009 год на постоянную работу трудоустроено 20,9 тыс. безработных, не способных на равных условиях конкурировать на рынке труда, из них 12,4 тыс. – в счет установленной брони, в том числе 0,8 тыс. молодежи в возрасте до 18 лет и 2,4 тыс. инвалидов.

В результате реализации мероприятий Государственной программы в составе безработных удельный вес женщин уменьшился с 60,7 процента на 1 января 2009 г. до 57 процентов на 1 января 2010 г.

Особое внимание уделяется содействию занятости населения, проживающего в сельской местности и малых городах.

В 2009 году обеспечено выполнение основных показателей Государственной программы в части обеспечения занятости сельского населения – за счет всех источников финансирования на селе создано 19,6 тыс. рабочих мест.

Особое внимание уделялось стабилизации ситуации на рынке рабочей силы в малых городах – в 2009 году создано 30,5 тыс. рабочих мест.

В целом в малых городах Беларуси количество безработных снизилось на 0,5 тыс. человек (5,6 процента), количество вакансий также снизилось с 8,2 тыс. до 6,1 тыс. рабочих мест, или на 25,1 процента, в тоже время напряженность на рынке труда малых городов повысилась с 1,0 безработного на 1 вакансию на 1 января 2009 г. (по стране – 0,7) до 1,2 на 1 января 2010 г. (по стране – 1,2).


п. 15 (b). Содействие в трудоустройстве безработным гражданам

Одним из приоритетов Государственной программы содействия занятости населения Республики Беларусь является обеспечение занятости граждан, особо нуждающихся в социальной защите – женщин, длительно неработающих граждан, других категорий.

За счет бюджетных ссуд из средств Фонда социальной защиты населения Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь в 2009 году создано 3,1 тыс. рабочих мест. При этом бюджетные ссуды для создания рабочих мест выдаются нанимателям при условии трудоустройства на них, в приоритетном порядке, молодежи, женщин, длительно неработающих граждан.

В 2009 году органами по труду, занятости и социальной защите в соответствии с Положением «Об организации временной занятости молодежи «Молодежная практика» было трудоустроено 1,5 тыс. человек, из них более 50 процентов – женщин (в том числе 61 женщина-мать, длительное время не работающая в связи с уходом за ребенком), что позволило им приобрести профессиональные знания, умения и навыки практической работы на производстве, повысить конкурентоспособность на рынке труда.

Обеспечивается первоочередное направление на профессиональное обучение:

-  безработных из числа женщин-матерей, длительное время не работавших в связи с уходом за ребенком, по специальностям, пользующимся повышенным спросом на рынке труда, дающим возможность занятия индивидуальной предпринимательской деятельностью, а также надомным трудом;

-  молодежи в возрасте до 21 года по профессиям, востребованным на рынке труда (до 50 процентов от числа зарегистрированных).

В целях повышения конкурентоспособности на рынке труда длительно неработающие граждане направляются на профессиональную подготовку и переподготовку преимущественно по конкретным заказам нанимателей с гарантией последующего трудоустройства.

За 2009 год направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 25 тыс. безработных, из них 11,4 тыс. – женщины, 16,8 тыс. – молодежь в возрасте 16-29 лет.

Анализ структуры граждан, трудоустроенных органами по труду, занятости и социальной защите в 2009 году, показал, что из 130 тыс. безработных 17,8 тыс. человек – длительно неработающие граждане, 3,1 тыс. – граждане, уволенные со срочной военной службы, 1,8 тыс. – граждане, освободившиеся из учреждений уголовно-исполнительной системы МВД, 3,3 тыс. – выпускники учреждений, обеспечивающих получение высшего, среднего специального и профессионально-технического образования.


п. 17. Правовые гарантии от несправедливого увольнения

В Республике Беларусь трудовые отношения между работником и нанимателем регулируются Трудовым кодексом Республики Беларусь

Согласно статье 35 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор может быть прекращен только по основаниям, предусмотренным указанным кодексом.

В соответствии со статьей 42 Трудового кодекса Республики Беларусь трудовой договор, заключенный на неопределенный срок, а также срочный трудовой договор до истечения срока его действия может быть расторгнут нанимателем только в конкретных случаях, определенных данным Кодексом.

Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя производится после предварительного уведомления профсоюза. С предварительного согласия соответствующего профсоюза расторжение трудового договора по инициативе нанимателя может производиться только в случае наличия в коллективном договоре такого условия.

В отличие от других оснований прекращения трудового договора при его расторжении по инициативе нанимателя предусмотрен особый (с большими гарантиями для работников) порядок и условия увольнения.

Это выражается в обязательности принятия мер к переводу на другую работу, уведомлении профсоюза (статья 46 Трудового кодекса Республики Беларусь), предупреждении о предстоящем увольнении, недопустимости увольнения в периоды отпуска (за исключением случаев ликвидации организации, прекращения деятельности индивидуального предпринимателя) и временной нетрудоспособности (статья 43 Трудового кодекса Республики Беларусь) и других мерах (статья 45 Трудового кодекса Республики Беларусь).

С расторжением трудового договора по инициативе нанимателя в связи с ликвидацией организации законодательство в целом ряде случаев связывает предоставление бывшим работникам определенных гарантий, например:

- повышенный размер выходного пособия (статья 48 Трудового кодекса Республики Беларусь);

- право на досрочный выход на пенсию безработным, но не более чем за два года до установленного законодательством возраста (статья 11 Закона Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь»).

Частичная утрата работником трудоспособности, назначение пенсии по инвалидности или возрасту сами по себе не могут являться основанием для расторжения трудового договора по мотивам обнаружившегося несоответствия занимаемой должности или выполняемой работе вследствие состояния здоровья (пункт 2 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь), если работник надлежащим образом выполняет свои трудовые обязанности и данная работа по состоянию здоровья ему не противопоказана.

Расторжение трудового договора по инициативе нанимателя вследствие состояния здоровья работника, препятствующего продолжению данной работы, может иметь место только при наличии подтверждения невозможности выполнения работы по состоянию здоровья медицинским заключением.

Расторжение трудового договора по пункту 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь в связи с неявкой на работу в течение более четырех месяцев подряд вследствие временной нетрудоспособности допустимо только в тех случаях, когда оно вызвано производственной необходимостью.

Временная нетрудоспособность должна длиться непрерывно более 4-х месяцев. Увольнение по пункту 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь возможно только в период временной нетрудоспособности, но не после выздоровления работника, даже если он болел более 4-х месяцев.

При заболевании туберкулезом место работы сохраняется на срок до 12 месяцев, а при временной нетрудоспособности в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием место работы (должность) сохраняется до восстановления трудоспособности или установления инвалидности работника независимо от того, какой период длилась нетрудоспособность. При этом не имеет значения, по чьей вине (работника или нанимателя) произошло трудовое увечье или наступило профзаболевание.

При расторжении трудового договора по пункту 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь наниматель обязан принять меры к переводу работника на другую работу (часть 1 статьи 43 Трудового кодекса Республики Беларусь), а также не позднее, чем за 2 недели уведомить профсоюз (статьи 46 Трудового кодекса Республики Беларусь).

Работники, уволенные по пункту 6 статьи 42 Трудового кодекса Республики Беларусь, сохраняют право на получение пособия по временной нетрудоспособности до выздоровления или установления инвалидности.
п.18. Программы профессиональной подготовки безработных граждан и лиц, принадлежащих к уязвимым группам

В Беларуси одним из приоритетных направлений политики занятости является повышение качества рабочей силы путем развития системы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных. Профессиональное обучение безработных является составной частью системы непрерывного профессионального образования и призвано обеспечивать повышение трудового потенциала населения, формирование рациональной структуры занятости, гармонизацию личных интересов и общественных потребностей, способствовать реализации государственной политики занятости, направленной на смягчение социальной напряженности в обществе и обеспечение оптимальной занятости населения.

Целенаправленная работа по развитию системы профессионального обучения безработных, повышению качества и эффективности их обучения осуществляется органами государственной службы занятости населения. С этой целью создана и совершенствуется соответствующая нормативно-правовая база, основу которой составляют Закон Республики Беларусь от 29 октября 1991 г. «Об образовании» (с изменениями и дополнениями), Закон Республики Беларусь от 15 июня 2006 г. «О занятости населения Республики Беларусь», Закон Республики Беларусь от 29 июня 2003 г. «О профессионально-техническом образовании», Положение о порядке организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 октября 2006 г. № 1334, Положение о непрерывном профессиональном обучении рабочих (служащих), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 мая 2007 г. № 599, другие законодательные акты в сфере занятости и профессионального образования.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» государство гарантирует гражданам, которые имеют статус безработного и зарегистрированы в органах по труду, занятости и социальной защите, бесплатную профессиональную ориентацию, психологическую поддержку, профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации с учетом общественных потребностей и в соответствии с имеющимися склонностями, способностями, навыками и особенностями их психофизического развития.

На профессиональное обучение безработные направляются в случае, если:

невозможно подобрать для них подходящую работу из-за отсутствия необходимой квалификации (специальности);

необходимо изменить профессию (специальность, род занятий) в связи с отсутствием работы, соответствующей имеющимся у безработного профессиональным навыкам;

безработным утрачена способность либо возникли противопоказания к выполнению работы по прежней профессии (специальности).

За период 1997-2009 годов в целях повышения конкурентоспособности на профессиональное обучение направлено 370,9 тыс. безработных.
Таблица № 1. Статистика по профобучению безработных (1997-2009 гг.)



годы

1997

1998

1999


2000


2001


2002


2003


2004


2005


2006


2007


2008


2009

тыс.

чел.


26,8

27,1

28,8

27,5

27,6

28,8

29,6

28,2

27,7

26,5

23,8

22,9

25,0

При этом особое внимание уделяется организации профессионального обучения безработных лиц из числа молодежи, продолжительное время не имеющих работу, инвалидов, одиноких и многодетных родителей, женщин – матерей.


Таблица № 2. Статистика по профобучению безработных с разбивкой по категориям



Направлено на профобучение (тыс. чел.)

2005

2006

2007

2008

2009

всего безработных

27,7

26,5

23,8

22,9

25,0

в том числе:
















высвобожденные в случае ликвидации организации, сокращения численности или штата работников

1,1

0,7

0,5

0,3

0,3

выпускники учреждений образования

7,4

7,1

5,3

3,9

4,4

инвалиды

0,4

0,4

0,4

0,5

0,5

освобожденные из мест лишения свободы







0,2

0,2

0,3

длительно неработающие

3,7

3,6

3,2

3,3

3,6

из общего количества:
















женщины

16,0

14,7

13,2

13,0

11,4

молодежь 16 - 29 лет

20,1

19,1

16,7

15,2

16,8

из них в возрасте до 18 лет

4,2

3,6

2,7

2,0

2,7

проживающие в сельской местности

5,7

6,1

5,4

5,0

5,4

Профессиональное обучение проводится в основном по профессиям, востребованным на рынке труда. Ежегодно 80-85 процентов всех направленных на обучение получают рабочие профессии.

В целях оказания практической помощи безработным в выборе сферы деятельности, профессии с учетом личных способностей и наклонностей, а также потребностей рынка труда, безработным бесплатно предоставляются консультации специалистов по профессиональной ориентации. Граждане могут ознакомиться с информацией о состоянии рынка труда, потребностях региона в кадрах, со спецификой и требованиями, предъявляемыми к той или иной профессии. На основании оценки психофизиологических качеств граждан специалисты-профконсультанты помогают им определить наиболее приоритетные сферы деятельности с учетом их профессиональной пригодности к тому или иному роду деятельности и выбрать профессию для прохождения профессионального обучения.

Профессиональная пригодность направляемых на обучение безработных по медицинским показаниям определяется в учреждениях здравоохранения по месту жительства.

Для прохождения профессионального обучения с безработным заключается договор, в котором определяются права и обязанности сторон, а также их ответственность за нарушение условий договора.

Безработный с его согласия может быть направлен на профессиональное обучение в соответствии с заявкой конкретного нанимателя, гарантирующего его трудоустройство после завершения полного курса обучения. В этом случае заключается трехсторонний договор (орган по труду, занятости и социальной защите – безработный – наниматель).


Таблица № 3. Профессиональное обучение по заказам нанимателей.



Направлено на профобучение (тыс. чел.)

2005

2006

2007

2008

2009

всего безработных

27,7

26,5

23,8

22,9

25,0

в том числе по заказам нанимателей

7,7

7,3

6,4

7,4

9,0

удельный вес от всех направленных, %

27,8

27,5

26,7

32,1

36,1

Профессиональное обучение безработных осуществляется в дневной форме обучения в учреждениях образования и организациях, может быть групповым или индивидуальным. Продолжительность профессионального обучения не может устанавливаться более 12 месяцев. Безработным предоставляется возможность включаться в процесс обучения круглогодично.

В период прохождения профессионального обучения безработным предоставлено право совмещать обучение в свободное от занятий время с трудоустройством на неквалифицированную работу, либо на временную работу по профессии (специальности), по которой они проходят обучение, поставив при этом в известность органы по труду, занятости и социальной защите.

Безработным в период прохождения профессионального обучения предоставляется ряд социальных гарантий и компенсаций. Безработному гарантируется выплата стипендии, размер которой устанавливается Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь». Безработным, направленным на обучение за пределы их постоянного места жительства (в другой район или область), компенсируются расходы на проезд и проживание.

Кроме того, безработные в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите имеют право на получение материальной помощи.

Период прохождения профессионального обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите включается в их стаж работы, о чем производится запись в трудовой книжке.

Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» предусмотрена ответственность нанимателей за повышение квалификации своих работников. В случае, если высвобожденный работник в течение пяти лет, предшествующих высвобождению, по последнему месту работы не прошел профессиональное обучение, средства на его обучение по направлению органов государственной службы занятости возмещаются организацией, его высвободившей. Порядок возмещения определен Инструкцией о порядке и условиях возмещения органам государственной службы занятости населения затрат на обучение, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 27 февраля 1996 г. № 15.


следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад содержит основную информацию о достижениях в обеспечении государством экономических, социальных, культурных и других гарантий белорусским гражданам
1380.5kb.
7 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Dnk/CO/5
118.83kb.
1 стр.
Доклад «об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в ростовской области в 2010 году»
1469.86kb.
9 стр.
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин
93.21kb.
1 стр.
Решение социальных, экономических и культурных проблем определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования
235.77kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Per/2-4
3950.17kb.
29 стр.
Статья 1: Прогресс и развитие демократии 1 11
3529.81kb.
23 стр.
Статья Право народов на самоопределение 7−16 5
580.22kb.
3 стр.
Организация Объединенных Наций E/С. 12/Tkm/Q/1/Ad
770.98kb.
6 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Uzb/2
3129.51kb.
18 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Tgo/1
2582.78kb.
17 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Tza/Q/1-3
76.68kb.
1 стр.