Главная
страница 1 ... страница 3страница 4страница 5страница 6страница 7

Статья 13
Обеспечение права на образование
Республика Беларусь достигла Цели тысячелетия в области развития по обеспечению начального образования.

В отчетный период сделаны важные шаги в развитии национальной системы образования.

Согласно Докладу о развитии человека за 2007 год Беларусь опережает все страны СНГ по уровню грамотности взрослого населения (99,6 процента), а также имеет один из самых высоких в мире уровень грамотности молодежи (99,8 процента).

В Беларуси сохранился высокий уровень качества образования, традиционно присущий белорусской школе, в условиях перехода к массовому высшему образованию (количество студентов высших учебных заведений достигло 445 человек на 10 000 населения).

Улучшена законодательная база, регулирующая отношения в сфере образования. Приняты Законы Республики Беларусь «Об образовании»,
«О высшем образовании», «О профессионально-техническом образовании», «Об образовании лиц с особенностями психофизического развития (специальном образовании)». На дальнейшее развитие правовых, организационных, экономических и социальных основ функционирования и развития системы общего среднего образования направлен Закон Республики Беларусь от 5 июля 2006 г. № 141-З «Об общем среднем образовании».

Разработан и принят в первом чтении Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь проект Кодекса Республики Беларусь об образовании.

Постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25 мая 2006 г. № 53 утверждена Программа развития национальной системы образования на 2006-2010 годы.

В Республике Беларусь установлена система образовательных стандартов, содержащих общие требования к уровням образования и срокам обучения, типам учреждений образования, классификации специальностей, квалификаций и профессий, документам об образовании, обязательный минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, уровень подготовки выпускников, критерии оценки качества образования. Разработка, принятие, изменение и отмена образовательных стандартов осуществляются в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Охват общим базовым, общим средним и профессиональным образованием населения в возрасте от 6 до 21 года составляет свыше 95 процентов.

Система дошкольного образования Республики Беларусь динамично развивается. В настоящее время в стране функционирует 4097 дошкольных учреждений, которые посещают 372 768 детей. Стабильно высоким остается показатель охвата детей дошкольными учреждениями, который составляет 71,4 процента, а охват детей с 3 до 6 лет дошкольными учреждениями - 93,3 процента.

Структура общего среднего образования в Республике Беларусь включает в себя два уровня: общее базовое и общее среднее образование и три ступени: на I ступени срок обучения составляет 4 года (для лиц с особенностями психофизического развития - 4-5 лет), на II ступени - 5 лет, на III ступени - 2 года (в вечерних школах - 3 года). Обеспечивается преемственность и непрерывность всех ступеней общего среднего образования.

Общее базовое образование доступно и обязательно для всех.

Созданы необходимые условия для начала обучения детей в общеобразовательных учреждениях с шестилетнего возраста. На начало 2009/2010 учебного года в первых классах общеобразовательных учреждений обучалось 86 302 учащихся, из них 82,6 процента - детей-шестилеток (в городских населенных пунктах - 67 680 или 78,4 процента учащихся, сельских - 18 622 или 21,6 процента).

В 2009/2010 учебном году функционировало 3664 дневных общеобразовательных учебных заведения (в 2008/2009 учебном году – 3759): в сельских населенных пунктах – 2354, в городских населенных пунктах – 1310. В них обучалось 996 487 учащихся: в сельских населенных пунктах – 238 765 учащихся, городских – 757 722 учащихся (в 2008/2009 учебном году – 1 072 198).

Значительно выросла сеть учреждений нового типа: к началу 2009/2010 учебного года в Беларуси функционировало 213 гимназий (12 гимназий в 1990/1991 г.), 31 лицей (5 лицеев в 1990/1991 г.), 7 учебно-педагогических комплексов.

Развивается сеть учебно-педагогических комплексов «детский сад-школа». Из 973 общеобразовательных учреждений данного типа


945 (97,1 процента) находятся в сельских населенных пунктах.

Созданы необходимые условия для начала обучения детей в общеобразовательных учреждениях с шестилетнего возраста. В 2009/2010 учебном году в первых классах общеобразовательных учреждений обучалось 86 237 учащихся, из них 82,6 процента детей-шестилеток.

В образовательной политике учитываются особенности национального состава населения Беларуси. В 2009/2010 учебном году в 1 897 (52,9 процента) общеобразовательных учреждениях обучение велось на белорусском языке, 1 565 (43,7 процента) – на русском, 118 (3,3 процента) – на двух и более языках.

Действуют льготы для детей из малообеспеченных семей и семей, в которых воспитываются трое и более детей, – для них плата за пользование учебниками и (или) учебными пособиями снижается на 50 процентов. Также существует возможность снижения стоимости за питание.

Начиная с 2003 года, в стране ведется мониторинг качества общего среднего образования, который охватывает все субъекты образовательной деятельности и включает комплексную оценку качества обучения, воспитания, управленческой деятельности, а также психолого-педагогического, медицинского сопровождения учащихся. В 2009 году в мониторинге приняло участие 5294 участников образовательного процесса (педагоги, учащиеся, родители).

Созданы условия для развития творческих способностей детей и молодежи и выявления талантов. Действует 389 учреждений, обеспечивающих получение внешкольного воспитания и обучения, в которых по различным направлениям (техническое, музыкальное, театральное, декоративно-прикладное искусство) занимается свыше 416 тыс. человек.

Предметом постоянного внимания государства является обеспечение учебных заведений квалифицированными педагогическими кадрами, поскольку именно учителю принадлежит ключевая роль в развитии образования.

Постоянно растет профессиональный уровень учителей. Из числа работающих в общеобразовательных учреждениях 90,8 процента учителей имеют высшее образование, 9 процентов – среднее специальное; высшую квалификационную категорию имеют 31,8 процента учителей, первую – 42 процента, вторую – 14,4 процента, без категории – 11,8 процента.

Законодательством Республики Беларусь учителям установлена продолжительность отпуска 56 календарных дней, предусмотрено право педагогическим работникам на льготную пенсию за выслугу лет (30 лет - для мужчин, 25 - для женщин).

Система среднего специального образования представлена различными типами учреждений образования: техникумы, училища, колледжи, профессионально-технические колледжи, интегрирующие образовательные программы среднего специального и профессионально-технического образования, высшие колледжи, где обеспечивается интеграция непрерывного среднего специального и высшего образования, а также учебно-педагогические комплексы, обеспечивающие интеграцию образовательных программ общеобразовательной школы со средним специальным образованием по специальностям искусства, дизайна, физической культуры.

В системе среднего специального образования функционируют более 200 учреждений образования. Созданная сеть учебных заведений равномерно распределена по регионам, что делает среднее специальное образование доступным для различных слоев населения, приближает образовательные услуги к их потребителю, позволяет обеспечить профессиональное образование значительной части молодых людей (включая выпускников общеобразовательных базовых школ) в той местности, где проживают их родители.

Право на получение на конкурсной основе среднего специального образования имеют лица, имеющие общее базовое или общее среднее образование. Лица, имеющие профессионально-техническое и общее среднее образование, могут получить среднее специальное образование по родственной или соответствующей специальности в сокращенный срок.

Ежегодно в средние специальные учреждения образования поступают
14-16 процентов выпускников общеобразовательной базовой школы и столько же – выпускников средней школы.

Обучение в учреждениях, обеспечивающих получение среднего специального образования, осуществляется в дневной, заочной и вечерней формах и длится от 2 до 4 лет. Образование за счет средств бюджета в государственных учреждениях образования получают 70 процентов учащихся дневной формы и 50 процентов - заочной формы обучения.

С целью обеспечения социальной защиты молодежи выпускникам средних специальных учреждений образования, обучавшимся за счет средств бюджета, гарантировано предоставление первого рабочего места.

Поступательное развитие системы среднего специального образования определено Государственной программой, принятой Правительством Республики Беларусь в 2006 году.

В системе профессионального образования обучается более 700 тыс. учащихся и студентов. С учетом современных требований обновляется содержание образования. Ежегодно экономика страны получает свыше 160 тыс. высококвалифицированных рабочих (служащих) и специалистов.

Законом Республики Беларусь «О профессионально-техническом образовании» установлена норма, гарантирующая общедоступность и бесплатность профессионально-технического образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического образования. Прием граждан на обучение за счет средств республиканского или местных бюджетов в государственные учреждения, обеспечивающие получение профессионально-технического образования, осуществляются в пределах контрольных цифр приема, которые устанавливаются с учетом потребности рынка труда, в том числе - заключенных договоров на подготовку рабочих (служащих), баланса распределения школьной молодежи. По договорам и заявкам в 2009 году в учебные заведения профтехобразования принято 94,1 процента от общего количества зачисленных учащихся.

Более 70 процентов выпускников за период обучения получают 2 и более квалификации.

Государство гарантирует предоставление первого рабочего места выпускникам государственных учебных заведений профтехобразования.

Осуществляется процесс преобразования учебных заведений профтехобразования в профессиональные лицеи и профессионально-технические колледжи. В настоящее время функционирует 63 профессионально-технических колледжей, 105 профессиональных лицея и 54 профессионально-технических училища. Около 10 тыс. учащихся получают среднее специальное образование, интегрированное с профессионально-техническим, в сокращенные сроки в профессионально-технических колледжах.

В учебных заведениях профтехобразования (в 2009/2010 учебном году) обучалось более 2 тыс. лиц с особенностями психофизического развития, из них 554 инвалида, около 5,5 тыс. сирот и учащихся, оставшихся без попечения родителей.

В Республике Беларусь действует двухступенчатая система высшего образования: первая ступень (4-5 лет) предполагает подготовку дипломированных специалистов, вторая – магистратура (1-2 года), где формируются навыки научно-исследовательской и научно-педагогической работы с целью подготовки молодого специалиста к научной деятельности.

Подготовка в вузах ведется по 356 специальностям и более чем 1000 специализациям.

Поддержанию высокого уровня образования специалистов в вузах страны способствует их участие в реализации инновационных проектов и привлечение к реализации таких проектов студенческой молодежи. Реализуется принятый в научной сфере страны программно-целевой метод планирования научных исследований, ориентированных на практический результат.

Министерство образования Республики Беларусь, руководство вузов осуществляет большую работу по социальной защите студентов высших учебных заведений: выплата стипендий, компенсация за проезд на транспорте, обеспечение местами в общежитиях, льготный кредит для оплаты первого высшего образования.

В целях сохранения и приумножения интеллектуального, творческого потенциала страны и создания условий для выявления, развития, поддержки и социальной защиты талантливой молодежи Указом Президента Республики Беларусь от 10 мая 2006 г. № 310 утверждена Государственная программа «Молодые таланты Беларуси» на 2006-2010 годы.

За годы реализации программы созданы дополнительные условия для развития интеллектуального и творческого потенциала талантливых детей и молодежи.

Указами Президента Республики Беларусь учреждены 100 стипендий Президента Республики Беларусь аспирантам и увеличено до 200 количество стипендий Президента Республики Беларусь студентам государственных высших учебных заведений и высших учебных заведений потребительской кооперации.

В целях стимулирования интеллектуальной и творческой деятельности Указом Президента Республики Беларусь в 1996 году создан Специальный фонд Президента Республики Беларусь по социальной поддержке одаренных учащихся и студентов. За время существования фонда поощрено свыше 18 тысяч учащихся, студентов, преподавателей.

С целью придания высшему образованию конкурентоспособности на международном уровне и расширению международного сотрудничества в сфере образования в настоящее время Беларусь готовится к присоединению к Болонскому процессу. В 2002 году Беларусь подписала Конвенцию о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе (Лиссабонскую конвенцию).

Вступление Беларуси в Болонский процесс будет способствовать сближению национальных и европейских стандартов высшего образования, развитию интеграции науки, образования и высокотехнологичных производств, проведению международной аккредитации белорусских университетов и участию национальной высшей школы в аккредитации систем образования иных государств. Кроме того, участие в Болонском процессе позволит внедрить национальные механизмы оценки, гарантий и подтверждения качества образования, совместимые с общеевропейскими; обеспечивать совместимость на европейском уровне разных образовательных институтов и программ; расширить доступ к европейским программам академического и научного сотрудничества; повысить привлекательность национальной системы высшего образования для иностранных абитуриентов.

Решение о присоединении к Болонскому процессу направлено в первую очередь на повышение эффективности реализации права граждан на образование и достойный уровень жизни.

В соответствии с законодательством граждане Республики Беларусь, относящиеся к национальным меньшинствам, обладают всей полнотой прав и свобод, гарантированных Конституцией Республики Беларусь, независимо от национального происхождения имеют право выбора языка обучения и воспитания. На основании заявлений законных представителей детей и по решению местных исполнительных и распорядительных органов в общеобразовательных учреждениях создаются классы, в которых обучение и воспитание полностью или частично осуществляется на языке национальных меньшинств или изучается язык национальных меньшинств. В Беларуси функционируют 2 школы с польским языком обучения и 1 школа с литовским языком обучения. В 2009/2010 учебном году на языках национальных меньшинств обучались 564 учеников (на польском - 499 ученика, литовском – 65). В 2009/2010 учебном году в 120 общеобразовательных учреждениях родной язык национальных меньшинств в различных организационных формах (учебный предмет, факультативные занятия, кружковая работа) изучали 4 948 учащихся, из них польский язык - 4634, еврейский - 262, украинский - 52.

Созданы совместные консультационные комиссии по делам школ для белорусского национального меньшинства в Республике Польша и Литовской Республике, а также польского и литовского национального меньшинства в Республике Беларусь.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь» иностранец, которому предоставлен статус беженца, имеет право на обучение в общеобразовательных учреждениях наравне с гражданами Республики Беларусь. В целях адаптации данной категории лиц администрацией общеобразовательных учреждений могут выделяться часы на проведение поддерживающих занятий для изучения русского (белорусского) языка.



Статья 15

п. 67,68. Обеспечение доступа к культурной жизни всех слоев населения

Гарантия культурных прав человека наравне с экономическими и социальными правами является одной из важных составляющих его гармоничного развития.

В Беларуси проводится системная и динамичная культурная политика. Право на участие в культурной жизни гарантировано Конституцией Республики Беларусь. Любой гражданин имеет право проявлять свои способности и реализовывать свои возможности в культурной сфере, наслаждаться искусством. Национальная культура относится к числу стратегических ресурсов, которые в значительной степени определяют все аспекты развития общества.

Основные принципы осуществления и обеспечения культурной деятельности заложены в Законе Республики Беларусь от 4 июня 1991 года «О  культуре в Республике Беларусь» в редакции Закона Республики Беларусь от 18 мая 2004 года.

Ряд категорий граждан пользуются льготами в сфере доступа к культурным ценностям.

Так, Закон Республики Беларусь от 12 декабря 2005 года «О музеях и Музейном фонде Республики Беларусь» предоставляет право гражданам не реже одного раза в месяц, а инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны, военнослужащим срочной военной службы, детям до семи лет, детям-сиротам, детям, которые остались без опеки родителей, учащимся с особенностями психофизического развития, музейным работникам – постоянно посещать экспозиции и выставки музеев, которые полностью или частично финансируются за счет средств республиканского и (или) местного бюджетов, созданные на основе собственных музейных фондов.

Учащиеся школ, профессионально-технических, средних специальных и высших учебных заведений имеют право на 50-процентную скидку на посещение таких экспозиций и выставок.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1992 г. № 720 «О мероприятиях в связи с Международным днем инвалидов» в зрительных залах театров, кинотеатров, концертных залах определены по 5 мест для бесплатного пользования ими инвалидов I группы; предусмотрено право внеочередного приобретения билетов в зрелищные учреждения; предоставлено право инвалидам всех групп пользоваться платными услугами учреждений клубного типа (кроме концертов, спектаклей профессиональных коллективов и киносеансов) со скидкой 50 процентов; предусмотрена обязанность кинотеатров (киноустановок) организовывать льготные киносеансы для инвалидов и ветеранов.

Законодательством предусмотрена возможность возврата билетов на фильмы в кинотеатрах и на театрально-зрелищные представления.

В Беларуси действует 2 тыс. музеев, из них - 147 системы Министерства культуры, 137 кинотеатров и 27 театров, которые организуют культурный досуг и являются доступными всем слоям населения страны.

Устойчивой остается позиция государства по обеспечению доступности для населения в стоимостном отношении концертов и театральных постановок.

Реализацией прав человека в области образования, свободного получения информации и развития личности в Беларуси занимаются 3865 публичных библиотек (из них: 3848 –публичные библиотеки системы Министерства культуры, 3918 библиотек объединены в 132 сети публичных библиотек местных органов власти, 17 – публичные библиотеки других организаций). Общий объем фонда публичных библиотек составляет порядка 67,7 млн. экземпляров (фонд публичных библиотек системы Министерства культуры составляет около 67 млн. экз.). Читателями являются около 3,8 млн. человек (из них: 1,2 млн. – дети и подростки в возрасте до 15 лет, а также 7,2 тыс. - инвалиды по зрению). Процент охвата населения библиотечным обслуживанием в системе государственных публичных библиотек составляет 39 процентов, на селе – 51 процент. На одну государственную публичную библиотеку приходится 2,5 тыс. жителей, что соответствует нормативам ЮНЕСКО. Почти 40 процентов жителей Беларуси являются пользователями публичных библиотек.

Информатизация общества вызвала активную компьютеризацию библиотек, превращение их в современные информационные центры. Сегодня в автоматизированном режиме работают 98 процентов государственных публичных библиотек, на их базе создаются общедоступные Интернет-классы, мультимедийные центры. Компьютеризированы все областные и центральные городские и районные библиотеки. Подключено к сети Интернет 915 библиотек (23,4 процента).

К сети Интернет подключено 634 сельские библиотеки, что составляет 19,4 процента от их общего количества.

В 2009 году каждое четвертое домашнее хозяйство имело доступ в Интернет с домашнего компьютера. Удельный вес таких домашних хозяйств в целом по стране увеличился по сравнению с 2008 годом на 25,5 процентов, в сельской местности в 2009 году - почти в 1,5 раза.

В стране проводится государственная политика по возрождению, сохранению и развитию культур национальных объединений Республики Беларусь. С этой целью оказывается содействие гармонизации межнациональных и межконфессиональных отношений, создаются условия для практической реализации прав граждан Беларуси разных национальностей на удовлетворение культурных и духовных интересов.

В настоящее время в Республике Беларусь проживают представители около 140 национальностей и народностей, функционирует 125 общественных организаций 26 национальностей, для которых созданы все условия для творческой деятельности и дальнейшего развития национальной культуры.

Представители более 20 национальных объединений входят в Совет Республиканского центра национальных культур.

Главным итогом работы национальных культурно-просветительских объединений являются фестивали национальных культур. Участвуя в фестивалях национальных культур, каждая национальность имеет возможность раскрыть культуру своего народа, познакомить их с традициями, обычаями, народными промыслами.

Со стороны государства национальным культурным объединениям оказывается ощутимая помощь в изготовлении сценических костюмов для творческих коллективов национально-культурных объединений, приобретении методической литературы, музыкальных инструментов, организации фестивалей и других культурных мероприятий.

Для выработки рекомендаций по вопросам формирования государственной политики в сфере поддержки национальных меньшинств при Уполномоченном по делам религий и национальностей создан Консультативный межэтнический совет, в состав которого входят представители более 20 представленных в Беларуси национальностей.
п.69 Обеспечение школьного и профессионального образования в области культуры и искусства

В Беларуси ведется планомерная работа по художественно-эстетическому развитию и воспитанию детей и молодежи, созданы и функционируют музыкальные школы, художественные, хореографические, театральные школы, школы народных ремесел. Кроме обеспечения учебного процесса указанные учреждения ведут активную культурно-массовую и просветительную работу, а их воспитанники принимают участие в концертах, международных и национальных фестивалях, конкурсах, смотрах.

Для организации свободного времени молодежи успешно работают клубные формирования, в числе которых коллективы любительского художественного творчества, театральные студии, курсы знаний.

Одним из важнейших достижений культурной политики последнего десятилетия является сохранение и дальнейшее развитие государственной многоступенчатой системы художественного образования в Беларуси.

Систему эстетического образования в стране составляют 523 детские школы искусств разных профилей (художественные музыкальные, хореографические, театральные, народных ремесел), 21 среднее специальное и 3 высших учебных заведения с 6 филиалами в регионах Беларуси. Ежегодно учреждениями образования отрасли выпускается около 3 тыс. человек с высшим и средним специальным образованием по широкому спектру специальностей и специализаций, что, в целом, удовлетворяет кадровые потребности страны.

Уникальными учреждениями образования в сфере искусства являются Республиканская гимназия-колледж при Белорусской государственной академии музыки и Белорусский государственный хореографический колледж.


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад содержит основную информацию о достижениях в обеспечении государством экономических, социальных, культурных и других гарантий белорусским гражданам
1380.5kb.
7 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Dnk/CO/5
118.83kb.
1 стр.
Доклад «об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в ростовской области в 2010 году»
1469.86kb.
9 стр.
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин
93.21kb.
1 стр.
Решение социальных, экономических и культурных проблем определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования
235.77kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Per/2-4
3950.17kb.
29 стр.
Статья 1: Прогресс и развитие демократии 1 11
3529.81kb.
23 стр.
Статья Право народов на самоопределение 7−16 5
580.22kb.
3 стр.
Организация Объединенных Наций E/С. 12/Tkm/Q/1/Ad
770.98kb.
6 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Uzb/2
3129.51kb.
18 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Tgo/1
2582.78kb.
17 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Tza/Q/1-3
76.68kb.
1 стр.