Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 6страница 7

Статья 7
п. 19. Гарантии получения минимальной заработной платы и ее индексация

Основной целью государственной политики Республики Беларусь является обеспечение стабильного роста уровня жизни населения, в первую очередь, за счет повышения заработной платы как основного источника доходов.

Действующая в Беларуси система оплаты труда работников позволяет обеспечить адекватную оплату их труда в зависимости от сложности, количества, качества, условий работы, уровня квалификации и занимаемой должности (профессии).

Правовой основой в сфере трудовых отношений, регулирующих применение труда мужчин и женщин, в нашей стране является Конституция Республики Беларусь, которая гарантирует предоставление женщинам равных с мужчинами возможностей в получении образования и профессиональной подготовке, в труде и продвижении по службе (работе), в общественно-политической, культурной и иных сферах деятельности (статья 32). Кроме того, в статье 42 Конституции определено, что женщины и мужчины, взрослые и несовершеннолетние имеют право на равное вознаграждение за труд равной ценности.

Среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте увеличилась в 2009 г. по сравнению с 1996 г. в 3,9 раза и составила в 1996 г. – 89,1 долл. США, в 2009 г. – 350,2 долл. США.

В январе-июне 2010 года среднемесячная заработная плата в стране увеличилась по сравнению с соответствующим периодом 2009 года на 15,2 процента и составила 1104,1 тыс. рублей. Реальная заработная плата в Беларуси выросла на 8,1 процента.

Законодательством о труде Республики Беларусь в качестве государственного минимального социального стандарта в области оплаты труда за работу в нормальных условиях при выполнении установленной (месячной или часовой) нормы труда определена минимальная заработная плата.

Механизм установления, повышения и применения минимальной заработной платы определен Законом Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «Об установлении и порядке повышения размера минимальной заработной платы».

В соответствии с упомянутым Законом размер минимальной заработной платы (месячной и часовой) ежегодно с 1 января устанавливается Советом Министров Республики Беларусь исходя из уровня занятости и производительности труда, потребностей работника в материальных благах и услугах, экономических возможностей республиканского и местных бюджетов, а также нанимателей, сложившихся величин средней заработной платы в экономике, пенсий, стипендий, пособий, компенсаций и других социальных выплат и в течение года подлежит индексации в порядке, предусмотренном законодательством для индексации доходов населения с учетом инфляции.

Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 декабря 2009 г. № 1700 «Об установлении размера минимальной заработной платы» с 1 января 2010 г. минимальная заработная плата установлена в размере 258 600 рублей (часовая минимальная заработная плата – 1530 рублей).

Размер минимальной заработной платы (месячной и часовой), установленный законодательством, является обязательным для нанимателей в качестве низшей границы оплаты труда всех категорий работников независимо от занимаемой должности (профессии).
п. 20. Создание условий труда, регулирование условий ненормированного труда, предоставление оплачиваемого и неоплачиваемого отпуска

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь рабочим считается время, в течение которого работник в соответствии с трудовым, коллективным договорами, правилами внутреннего трудового распорядка обязан находиться на рабочем месте и выполнять свои трудовые обязанности.

К рабочему относится также время работы, выполненной по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной продолжительности рабочего времени (сверхурочная работа, работа в государственные праздники, праздничные и выходные дни).

Рабочее время нормируется путем установления норм его продолжительности на протяжении календарной недели (рабочая неделя) и в течение суток (рабочий день, рабочая смена).

Нормальной признается продолжительность рабочего времени, равная полной или сокращенной его норме.

Полная норма продолжительности рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Для работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени - не более 35 часов в неделю. При этом его общая продолжительность при включении в него времени доставки работников к месту работы под землю и обратно на ее поверхность не может превышать 37 часов 45 минут в неделю.

Устанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени для:

- работников в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет - не более 23 часов в неделю, от шестнадцати до восемнадцати лет - не более 35 часов в неделю;

- учащихся общеобразовательных учреждений и учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования, работающих в течение учебного года в свободное от учебы время, не может превышать половины максимальной продолжительности рабочего времени, предусмотренной абзацем вторым настоящей части для лиц соответствующего возраста;

- инвалидов I и II группы - не более 35 часов в неделю;

- работающих на территории радиоактивного загрязнения в зоне эвакуации (отчуждения), в том числе временно направленных или командированных в эти зоны, не может превышать 35 часов в неделю.

К работе в ночное время, даже если она приходится на часть рабочего дня или смены, не допускаются:

1) беременные женщины;

2) работники моложе восемнадцати лет.

Инвалиды при условии, что такая работа не запрещена им индивидуальными программами реабилитации инвалидов, а также женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, могут привлекаться к работе в ночное время только с их письменного согласия.

Сверхурочной считается работа, выполненная работником по предложению, распоряжению или с ведома нанимателя сверх установленной для него продолжительности рабочего времени, предусмотренной правилами внутреннего трудового распорядка или графиком сменности.

Привлечение к сверхурочным работам допускается только с согласия работника, за исключением случаев, предусмотренных Трудовым кодексом Республики Беларусь, а также коллективным договором, соглашением.

Женщины, имеющие детей в возрасте от трех до четырнадцати лет (детей-инвалидов - до восемнадцати лет), и инвалиды могут привлекаться к сверхурочным работам только с их согласия, причем инвалиды только в случае, если такая работа не запрещена им индивидуальными программами реабилитации инвалидов.

Всем работникам предоставляются выходные дни (еженедельный непрерывный отдых). Работа в выходной день может компенсироваться по соглашению сторон предоставлением другого дня отдыха или повышенной оплатой.

Работа не производится в государственные праздники и праздничные дни, установленные и объявленные Президентом Республики Беларусь нерабочими. Работа в государственные праздники и праздничные дни оплачивается в повышенном размере.

В соответствии с Трудовым кодексом Республики Беларусь работники имеют право на трудовые и социальные отпуска.

Под отпуском понимается освобождение от работы по трудовому договору на определенный период для отдыха и иных социальных целей с сохранением прежней работы и заработной платы.

Работникам предоставляются следующие виды отпусков:

1) трудовые отпуска:

основной отпуск,

дополнительные отпуска;

2) социальные отпуска:

по беременности и родам,

по уходу за детьми,

в связи с обучением,

в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС,

по уважительным причинам личного и семейного характера.

Продолжительность основного отпуска не может быть менее 24 календарных дней.

Перечни организаций и должностей, а также категорий работников с продолжительностью основного отпуска более 24 календарных дней, условия предоставления и конкретная продолжительность этого отпуска устанавливаются Правительством Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь.

Продолжительность основного отпуска обязательна для всех нанимателей.

Наниматель обязан предоставлять работнику трудовой отпуск, как правило, в течение каждого рабочего года (ежегодно).

Запрещается отказ в предоставлении трудового отпуска работникам моложе восемнадцати лет и работникам, имеющим право на дополнительный отпуск в связи с вредными и (или) опасными условиями труда.

За время трудового отпуска за работником сохраняется средний заработок. Наниматель обязан выплатить средний заработок за время трудового отпуска не позднее чем за два дня до начала отпуска.

При увольнении независимо от его основания работнику, который не использовал или использовал не полностью трудовой отпуск, выплачивается денежная компенсация.

В случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором, наниматель обязан при предоставлении трудового отпуска (а при разделении его на части - при предоставлении наибольшей части отпуска) производить работнику единовременную выплату на оздоровление в размере, определяемом законодательством, коллективным договором, соглашением, трудовым договором.

Социальные отпуска работникам предоставляются в целях создания благоприятных условий для материнства, ухода за детьми, образования, удовлетворения семейно-бытовых потребностей и для других социальных целей.

Право на социальные отпуска работников не зависит от продолжительности, места и вида работы, наименования и организационно-правовой формы организации.

На время социальных отпусков сохраняется прежняя работа и в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом или коллективным договором, соглашением, - заработная плата.

Социальные отпуска предоставляются сверх трудового отпуска.

Социальные отпуска предоставляются за тот календарный год, в котором работник имеет на них право.

Наниматель обязан по желанию работника предоставить отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней следующим категориям работников:

1) женщинам, имеющим двух и более детей в возрасте до четырнадцати лет или ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет;

2) ветеранам Великой Отечественной войны и ветеранам боевых действий на территории других государств;

3) осуществляющим уход за больным членом семьи в соответствии с медицинским заключением;

4) инвалидам, работающим на производствах, в цехах и на участках, специально предназначенных для труда этих лиц;

5) иным работникам в случаях, предусмотренных законодательством, коллективным договором, соглашением.

По семейно-бытовым причинам, для работы над диссертацией, написания учебников и по другим уважительным причинам помимо тех, которые предусмотрены частью первой статьи 189 Трудового кодекса Республики Беларусь, работнику по его письменному заявлению может быть предоставлен в течение календарного года отпуск без сохранения заработной платы не более 30 календарных дней, если иное не предусмотрено коллективным договором, соглашением.
п. 21 Обеспечение равной оплаты труда мужчин и женщин, имеющих одинаковую квалификацию

Информация о гарантиях по оплате труда мужчин и женщин, имеющих одинаковую квалификацию, содержится в седьмом периодическом докладе Республики Беларусь о выполнении положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (2009 год).


п. 23. Обеспечение безопасных и благоприятных условий труда на рабочем месте

В Республике Беларусь проделана значительная работа по воссозданию и функционированию в новых условиях государственной системы управления охраной труда. Сформирована национальная нормативная правовая база, регулирующая данную сферу социально-трудовых отношений. Ратифицированы Конвенции МОТ № 155 «О безопасности и гигиене труда и производственной среде», № 167 «О безопасности и гигиене труда в строительстве», № 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле».

Законодательство об охране труда основывается на Конституции Республики Беларусь и состоит из Трудового кодекса Республики Беларусь, Гражданского кодекса Республики Беларусь, Закона Республики Беларусь «Об охране труда», Законов Республики Беларусь «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О техническом нормировании и стандартизации», «О пожарной безопасности», «О санитарно-эпидемическом благополучии населения», «О здравоохранении», Уголовного кодекса Республики Беларусь, Кодекса об административных правонарушениях.

Вопросы охраны труда и связанные с ней отношения регулируются отдельными декретами и указами Президента Республики Беларусь.

Правовую базу охраны труда составляют также постановления Правительства Республики Беларусь, межотраслевые и отраслевые правила по охране труда, строительные нормы и правила, санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы, государственные стандарты и стандарты предприятий. Всего в Беларуси применяется свыше 2 тыс. нормативных правовых актов по охране труда.

Законодательство об охране труда направлено на регулирование общественных отношений в данной области и реализацию установленного Конституцией Республики Беларусь права граждан на здоровые и безопасные условия труда.

Основными принципами регулирования вопросов охраны труда являются:

сохранение жизни и здоровья работающих в процессе трудовой деятельности;

обеспечение гарантий права работающих на охрану труда;

установление обязанностей всех субъектов правоотношений в области охраны труда;

совершенствование правоотношений и управления в области охраны труда.

Осуществляются меры по внедрению в организациях республики СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Требования», направленного на минимизацию профессиональных рисков и предупреждение несчастных случаев на производстве, разработанного на основе OHSAS 18001: 2007.

В целях реализации требований статьи 41 Конституции Республики Беларусь нормы Закона Республики Беларусь «Об охране труда» применяются в отношении всех работодателей и работающих граждан.

Определены обязанности по охране труда не только нанимателей, но и юридических и физических лиц, предоставляющих работу гражданам по гражданско-правовым договорам и иным основаниям, предусмотренным законодательством. В связи с этим в Законе Республики Беларусь «Об охране труда» применяются термины «работающий» и «работодатель».

Согласно Закону работающий имеет право на: условия труда, соответствующее требованиям охраны труда; необходимые средства индивидуальной защиты при выполнении работ, требующих их применения; обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с законодательством; получение достоверной информации от работодателя, соответствующих государственных органов и общественных объединений об условиях и охране труда, существующем риске нанесения вреда здоровью, мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, а также компенсациях по условиям труда; бесплатное обучение  (инструктирование) безопасным методам и приемам труда; отказ от выполнения работы в случае возникновения непосредственной опасности для жизни и здоровья его и (или) окружающих до устранения этой опасности, приостановления и запрещения проведения работ специально уполномоченными государственными органами надзора и контроля, при отсутствии средств индивидуальной защиты, непосредственно обеспечивающих безопасность труда.

Обязанности по обеспечению здоровых и безопасных условий труда  возложены на работодателя (нанимателя).

Введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленное на обеспечение более эффективной социальной защиты потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, стимулирование нанимателей к созданию здоровых и  безопасных условий труда.

Налажена работа по переподготовке и повышению квалификации руководителей и специалистов в области охраны труда. Создана система проверки знаний по этим вопросам на всех уровнях управления. Ежегодно проходит проверку знаний по данной тематике свыше 30 тыс. руководителей и специалистов различных уровней управления.

Организована переподготовка лиц, имеющих высшее техническое образование, с присвоением квалификации «специалист по охране труда».

Работа по охране труда осуществляется на основе соответствующих программ, которыми определяется цель и основные направления деятельности  в данной области на перспективу, как правило, на 5 лет. Реализуются республиканская, отраслевые и территориальные целевые программы по улучшению условий и охраны труда на 2006-2010 годы. Основная цель названных программ – улучшить условия труда работников, снизить уровень производственного травматизма и профессиональной заболеваемости в организациях республики.

За несоблюдение требований по охране труда законодательством установлена дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.

Создана система государственного надзора и контроля  и общественного контроля за соблюдением законодательства о труде и об охране труда. При Министерстве труда и социальной защиты создан Координационный совет, который осуществляет координацию деятельности соответствующих государственных и общественных органов по данному вопросу. Аналогичные советы функционируют при областных и Минском городском  исполнительных комитетах.

Согласно данным статистики в результате проводимой работы и принимаемых мер численность потерпевших на производстве в 2009 году по сравнению с 1996 годом сократилась в 4,5 раза, а погибших - в 1,7 раза.
Статья 8
п. 24. Создание и вступление в профессиональные союзы

Основными законодательными актами Республики Беларусь, регулирующими отношения в сфере профсоюзов, являются Закон Республики Беларусь от 22 апреля 1992 г. «О профессиональных союзах» в редакции Закона Республики Беларусь от 14 января 2000 г. и Декрет Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 «О некоторых вопросах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений».

Закон определяет правовой статус профессиональных союзов, союзов (ассоциаций) профессиональных союзов, их организационных структур. Декретом Президента Республики Беларусь от 26 января 1999 г. № 2 установлены условия создания и порядок государственной регистрации (постановки на учет) профсоюзов.

В соответствии с нормами статьи 14 Трудового кодекса Республики Беларусь дискриминация, то есть ограничение в трудовых правах или получение каких-либо преимуществ в зависимости от пола, расы, национального происхождения, языка, религиозных или политических воззрений, участия или неучастия в профсоюзах или иных общественных объединениях, имущественного или служебного положения, недостатков физического или психического характера, не препятствующих выполнению соответствующих трудовых обязанностей, запрещается.

Подобное правило содержится в статье 4 Закона Республики Беларусь
«О профессиональных союзах». Принадлежность или непринадлежность к профессиональным союзам не влечет за собой каких-либо ограничений трудовых, социально-экономических, политических, личных прав и свобод граждан, гарантируемых законодательством. Запрещается обуславливать прием на работу, продвижение по работе, а также увольнение принадлежностью к определенному профсоюзу, вступлением или выходом из него.

С учетом создания благоприятных условий в Беларуси развито профсоюзное движение. По состоянию на 1 января 2010 г. в Республике Беларусь зарегистрировано 35 профессиональных союзов (33 республиканских, 1 территориальный и 1 профсоюз организации). Зарегистрировано 2 союза (ассоциации) профессиональных союзов: Ассоциация профсоюзов «Белорусский Конгресс демократических профсоюзов» и Федерация профсоюзов Беларуси.

В стране зарегистрировано 22864 организационные структуры профсоюзов. При этом за шесть месяцев 2009 года было зарегистрировано 487 организационных структур профсоюзов (для сравнения, на 1 января 2007 г. в Беларуси насчитывалось 22 021 организационных структур профсоюзов).
п.25. Механизм ведения коллективных переговоров

Законодательство Республики Беларусь содействует развитию коллективно-договорных процессов. Так, согласно статье 357 Трудового кодекса Республики Беларусь в случае, если профсоюз обращается с требованием о начале коллективных переговоров, наниматель обязан начать их в семидневный срок.

Право на ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров предоставлено всем профсоюзам вне зависимости от степени их представительности.

Соглашения и коллективные договоры предоставляют дополнительные социально-трудовые гарантии работникам и не могут ухудшать их положение по сравнению с нормами, установленными законодательством.

В Беларуси регулярно заключаются генеральные соглашения между Правительством Республики Беларусь, республиканскими объединениями нанимателей и профсоюзов. Так, 19 декабря 2008 г. заключено Генерального соглашение между Правительством Республики Беларусь, республиканским объединениями нанимателей и профсоюзов на 2009-2010 годы.

Коллективные переговоры ведутся на отраслевом, местном уровнях, а также в организациях.

Если оценивать количественные показатели, которые достигнуты в Беларуси, можно говорить о достаточно высоком уровне развития социального диалога в стране. По состоянию на 1 января 2010 г. в Республике Беларусь насчитывалось: 1 генеральное соглашение, 46 отраслевых тарифных соглашений, 490 местных соглашений и 18181 коллективный договор (зарегистрированных в органах по труду, занятости и социальной защите).
п.26. Право на проведение забастовки

Право на проведение забастовки гарантируется Конституцией Республики Беларусь (статья 41) и регулируется Трудовым кодексом Республики Беларусь (статьи 389 – 399).

Решение о проведении забастовки принимается на собрании или конференции работников тайным голосованием.

Представительный орган работников обязан в письменной форме уведомить нанимателя о решении провести забастовку не позднее двух недель до ее начала.

Стороны коллективного трудового спора обязаны принять необходимые меры для обеспечения во время забастовки в организациях законности, сохранности государственной и частной собственности, общественного порядка, минимума необходимых работ (услуг).

Принуждение к участию в забастовке либо отказу от участия в ней запрещается.

Законом могут быть установлены ограничения реализации права на забастовку в той мере, в какой это необходимо в интересах национальной безопасности, общественного порядка, здоровья населения, прав и свобод других лиц.
Статья 9
п. 27. Система социального обеспечения

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь (статья 47) гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь от 31 января 1995 г. № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования» государственное социальное страхование представляет собой систему пенсий, пособий и других выплат гражданам Республики Беларусь за счет средств государственных внебюджетных фондов социального страхования в случаях, предусмотренных данным Законом.

Основными принципами государственного социального страхования являются:

обязательное участие работодателей и работающих граждан в формировании государственных внебюджетных фондов социального страхования;

распределение средств от трудоспособных граждан к нетрудоспособным, от работающих к неработающим;

гарантированность пенсий, пособий и других выплат в соответствии с законодательством;

равенство граждан Республики Беларусь независимо от социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, рода занятий, места жительства в праве на государственное социальное страхование;

дифференциация условий назначения пенсий, пособий, других выплат по государственному социальному страхованию и их размеров;

участие представителей юридических и физических лиц, уплачивающих взносы на государственное социальное страхование, в управлении государственным социальным страхованием.

Средства государственного социального страхования состоят из взносов на государственное социальное страхование в государственные внебюджетные фонды социального страхования, доходов от их капитализации и размещения, других поступлений.

Средства государственного социального страхования аккумулируются в государственных внебюджетных фондах социального страхования, создаваемых актами Президента Республики Беларусь и законами Республики Беларусь.

Средства государственного социального страхования не подлежат изъятию, не облагаются налогами и не могут быть использованы на цели, не предусмотренные законодательством о государственном социальном страховании.

Размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование устанавливаются актами Президента Республики Беларусь и (или) законами Республики Беларусь.

Размеры (тарифы) взносов на государственное социальное страхование устанавливаются в зависимости от страхового случая и могут дифференцироваться по условиям труда и категориям работников.

Обязательному государственному социальному страхованию подлежат:

граждане, работающие по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и частных нотариусов, а также на основе членства (участия) в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

индивидуальные предприниматели (кроме иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в Республике Беларусь, в том числе являющихся индивидуальными предпринимателями; а также индивидуальных предпринимателей, которые одновременно с осуществлением предпринимательской деятельности состоят в трудовых, а также связанных с ними отношениях, основанных на членстве (участии) в организациях любых организационно-правовых форм; обучаются в дневной форме получения образования в учреждениях, обеспечивающих получение профессионально-технического, среднего специального и высшего образования; являются получателями пенсий; имеют право на пособие по уходу за ребенком в возрасте до трех лет), а также частные нотариусы;

осужденные к лишению свободы, привлекаемые к выполнению оплачиваемых работ;

неработающие инвалиды, не достигшие возраста, установленного статьей 11 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (мужчины - по достижении 60 лет и при стаже работы не менее 25 лет; женщины - по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет), получающие ежемесячную страховую выплату, установленную для застрахованных лиц законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - ежемесячная страховая выплата);

лица, получающие пособие по временной нетрудоспособности в связи с повреждением здоровья вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - в связи со страховым случаем).

Право на выплаты по государственному социальному страхованию приобретается в зависимости от уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующие страховые случаи.

Условия назначения выплат по государственному социальному страхованию могут включать требования о минимальном периоде уплаты взносов на государственное социальное страхование на соответствующий страховой случай до его наступления.

К случаям, при наступлении которых застрахованные граждане приобретают право на выплаты по государственному социальному страхованию, относятся:

болезнь и временная нетрудоспособность;

беременность и роды;

рождение ребенка, уход за ребенком в возрасте до трех лет;

инвалидность;

достижение пенсионного возраста;

потеря кормильца;

потеря работы;

смерть застрахованного или члена его семьи.

По государственному социальному страхованию застрахованные граждане обеспечиваются:

пенсиями по возрасту, инвалидности, в случае потери кормильца, за выслугу лет, профессиональными пенсиями;

пособиями по беременности и родам;

пособиями, связанными с рождением ребенка, уходом за ребенком в возрасте до трех лет;

пособиями по болезни и временной нетрудоспособности, выплатами, связанными с санаторно-курортным лечением и оздоровлением;

пособиями по безработице;

пособиями на погребение.

Условия, размеры и порядок назначения и осуществления выплат по государственному социальному страхованию определяются в соответствии с законодательством, регулирующим вопросы государственного социального страхования по соответствующему страховому случаю.

При одновременном происшествии таких страховых случаев, как инвалидность, достижение пенсионного возраста и потеря работы, выплачивается один вид пенсии или пособия.

Гарантированное Конституцией Республики Беларусь право на пенсионное обеспечение реализуется через Закон Республики Беларусь


«О пенсионном обеспечении» и другие законодательные акты.

Пенсионным обеспечением в Республике Беларусь охвачен каждый нетрудоспособный, постоянно проживающий на территории страны, независимо от гражданства, деятельности в прошлом и других обстоятельств.

Законом предусматривается предоставление трудовых пенсий: по возрасту, по инвалидности, по случаю потери кормильца (в том числе сиротам), за выслугу лет, за особые заслуги перед страной. Право на пенсию обусловлено уплатой обязательных страховых взносов (для пенсий по возрасту – в течение не менее 5 лет). При этом в целях усиления пенсионных гарантий инвалидам и семьям, потерявшим кормильца, право на трудовую пенсию предоставляется независимо от продолжительности уплаты страховых взносов.

В соответствии с Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» государство гарантирует безработным выплату пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов по труду, занятости и социальной защите, оказание материальной помощи безработным и членам их семей, находящихся на их иждивении (статья 10). Пособие по безработице назначается органами по труду, занятости и социальной защите. Размер пособия составляет от 0,7 до двух размеров базовой величины (на 1 января 2010 г. размер базовой величины составлял 35 тыс. рублей).

Срок выплаты пособия по безработице не может превышать 26 календарных недель в течение каждого 12-месячного периода, исчисленного со дня регистрации в органах по труду, занятости и социальной защите.

Выплата пособия по безработице сохраняется в период выполнения безработным оплачиваемых общественных работ, а также временной работы, о которой заранее уведомлены органы по труду, занятости и социальной защите.

Безработным, имеющим на иждивении детей в возрасте до 14 лет или ребенка-инвалида до 18 лет, размер пособия увеличивается на 10 процентов, а при наличии трех и более детей (двух и более детей-инвалидов) указанного возраста – на 20 процентов.

По состоянию на 1 января 2009 г. пособие по безработице получали 17,3 тыс. человек (46,5 процента от общей численности безработных, состоявших на учете).

На 1 января 2010 г. пособие по безработице получали 19,9 тыс. человек (49,4 процента от общей численности безработных, состоявших на учете). Средний размер пособия по безработице в декабре 2009 г. составлял
45 тыс. рублей.

Семьи, воспитывающие детей, имеют право на следующие виды государственной помощи:

гарантированные денежные выплаты на детей в связи с их рождением и воспитанием (система государственных пособий семьям, воспитывающим детей);

обеспечение бесплатным питанием детей до двух лет жизни в малообеспеченных семьях в соответствии с возрастными физиологическими нормами;

оказание адресной социальной помощи в случае малообеспеченности либо иной трудной жизненной ситуации;

трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы родителям и детям;

льготы в сфере пенсионного обеспечения;

социальное обслуживание семьи.

Система социальных пособий, гарантий и льгот семьям, воспитывающим детей, в Республики Беларусь является одной из самых эффективных среди стран СНГ. Нормативно-правовая база постоянно совершенствуется в целях усиления социальной защиты семей с детьми.

С 1 января 2010 г. размер пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет увеличен с 80 до 100 процентов бюджета прожиточного минимума. В 2009 году в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума четырежды пересматривались размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей. По сравнению с 2008 годом среднемесячные размеры пособий на детей в возрасте до 3 лет и старше 3 лет выросли на 14,5 процента и составили соответственно 193,8 и 72,7 тысяч рублей.

Системой государственных пособий в 2009 году охвачено около 449 тыс. детей, что составляет более 25 процентов от их общего количества.

Одной из масштабных социальных программ, направленных на поддержку малообеспеченных семей с детьми, является государственная адресная социальная помощь, которая оказывается с 1 января 2001 г.


С 1 января 2010 г. она предоставляется в виде ежемесячного социального пособия семьям, среднедушевой доход которых не превышает 100 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, единовременного социального пособия находящимся в трудной жизненной ситуации семьям, среднедушевой доход которых не превышает 150 процентов бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, а также социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации детям, не являющимся инвалидами, но нуждающимся в таких средствах, и инвалидам III группы – без учета уровня доходов семьи.

В 2009 году адресную социальную помощь получили 52,5 тыс. семей с несовершеннолетними детьми на сумму более 34 млрд. рублей. Основными получателями адресной социальной помощи являются многодетные и неполные семьи – 60,4 процента от всех получателей.


п. 28 Пересмотр размеров социального (пенсионного) обеспечения

Государственными минимальными социальными стандартами в области пенсионного обеспечения являются минимальные размеры пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца.

С 1 января 2000 г. минимальные размеры пенсий увязаны с бюджетом прожиточного минимума в среднем на душу населения (рассчитывается в ценах последнего месяца каждого квартала) и дифференцированы по основаниям предоставления пенсий.

В целях повышения уровня пенсионного обеспечения законодательством установлен механизм перерасчета (индексации) трудовых пенсий.

Минимальные трудовые пенсии индексируются при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (как правило, четыре раза в год). Также перерасчет трудовых пенсий осуществляется в связи с ростом средней заработной платы работников в республике за квартал, если она по сравнению с аналогичной величиной, примененной при предыдущем перерасчете пенсий, увеличилась более чем на 15 процентов. При этом в течение года должно быть не менее одного перерасчета по такому основанию.

При наличии финансовых средств могут производиться внеочередные перерасчеты пенсий по решениям Президента Республики Беларусь.

В целом рост пенсий, как правило, сопоставим с ростом доходов занятого в экономике населения. Последние десять лет соотношение средней пенсии по возрасту и средней заработной платы обеспечивается на уровне не менее 40 процентов. В 2005 году величина средней минимальной пенсии по возрасту доведена до бюджета прожиточного минимума пенсионера. В 1996 году это соотношение составило – 49,6 процента, в 2000 году – 72,7 процента, в 2009 году – 109,5 процента.

Результатом принимаемых в государстве социальных мер стало сокращение удельного веса лиц, получающих пенсию в размере и ниже бюджета прожиточного минимума пенсионеров, в общей численности пенсионеров с 94,9 процента в декабре 1996 года до 6,7 процента в декабре 2009 года.


п. 29 Социальная помощь семьям и лицам, относящимся к уязвимым группам

Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию, назначается социальная пенсия. С 1 июля 2008 г. размеры этой пенсии соотнесены с бюджетом прожиточного минимума в среднем на душу населения и не могут быть ниже 50 процентов указанного бюджета. Размер социальных пенсий перерасчитывается при изменении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения. Финансирование социальных пенсий осуществляется за счет средств налоговых поступлений.

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь
от 14 сентября 2009 г. № 458 «О государственной адресной социальной помощи», вступившим в силу с 1 января 2010 г., наиболее нуждающимся семьям и гражданам предоставляется государственная адресная социальная помощь в виде ежемесячного и (или) единовременного социальных пособий, а также социального пособия на оплату технических средств социальной реабилитации.

Ежемесячное социальное пособие предоставляется семьям и гражданам при условии, если их среднедушевой доход по объективным причинам не превышает 100 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения, утвержденного Правительством Республики Беларусь, за два последних квартала (критерий нуждаемости).

Размер ежемесячного социального пособия на одного получателя составляет положительную разность между критерием нуждаемости и среднедушевым доходом семьи (гражданина).

Указанное социальное пособие назначается с месяца подачи заявления на период от одного до шести месяцев с учетом предпринимаемых семьей (гражданином) мер по улучшению своего материального положения. Ежемесячное социальное пособие может быть назначено повторно. При этом суммарный период его выплаты в течение двенадцати месяцев, начиная с месяца обращения, не должен превышать шести месяцев.

Единовременное социальное пособие может быть предоставлено семье или гражданину, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, объективно нарушающей их нормальную жизнедеятельность, если их среднедушевой доход, не превышает 150 процентов критерия нуждаемости.

Размер единовременного социального пособия устанавливается в сумме до 500 процентов критерия нуждаемости в зависимости от трудной жизненной ситуации, в которой находится семья (гражданин).

Наличие трудной жизненной ситуации, дающей право на получение государственной адресной социальной помощи, устанавливается комиссией на основании акта обследования материально-бытового положения, составленного по ее поручению коллегиально (не менее трех человек) специалистами органа по труду, занятости и социальной защите, территориального центра социального облуживания населения с привлечением представителей органов местного самоуправления, общественных объединений.

Указанное социальное пособие назначается не более одного раза в течение календарного года.

Социальное пособие на оплату технических средств социальной реабилитации предоставляется детям в возрасте до 18 лет, не признанным инвалидами, но нуждающимся по медицинским показаниям в таких средствах, а также инвалидам III группы, кроме лиц, инвалидность которых наступила в результате противоправных действий, по причине алкогольного, наркотического, токсического опьянения, членовредительства, независимо от величины среднедушевого дохода семьи (гражданина) в размере стоимости технических средств социальной реабилитации.

Данное социальное пособие назначается для оплаты наиболее жизненно важных технических средств социальной реабилитации с учетом сроков их эксплуатации.

Решение о назначении государственной адресной социальной помощи принимается постоянно действующей комиссией, созданной районным (городским) исполнительным комитетом. Обеспечение деятельности комиссии осуществляется органом по труду, занятости и социальной защите.

Решение о назначении и размере государственной адресной социальной помощи либо об отказе в ее назначении принимается комиссией в следующие сроки:

в течение 5 рабочих дней со дня подачи заявления при представлении заявителем всех документов, необходимых для назначения государственной адресной социальной помощи;

в течение 5 рабочих дней после получения последнего необходимого для ее назначения документа, в случае, если требуемые документы запрашиваются органом по труду, занятости и социальной защите.

О назначении или отказе в назначении государственной адресной социальной помощи (с указанием причин отказа и порядка обжалования) заявителю сообщается в течение трех рабочих дней после принятия соответствующего решения комиссии.

Решение комиссии о назначении (отказе в назначении) социальных пособий может быть обжаловано в вышестоящий орган по труду, занятости и социальной защите. При несогласии с принятым этим органом решением спор разрешается в судебном порядке.

Министерством труда и социальной защиты организован и проводится мониторинг оказания государственной адресной социальной помощи.
п. 30 Дополнительные программы социального обеспечения

Гарантии в области обязательного пенсионного обеспечения и страхования могут дополняться программами добровольного дополнительного пенсионного страхования, которые предлагаются страховыми организациями.



п. 31 Пенсионные права мужчин и женщин

Одним из направлений социальной политики Республики Беларусь является пенсионное обеспечение. В органах по труду, занятости и социальной защите на учете состоит 2,5 млн. пенсионеров, из которых 1,7 млн. женщин (67,7 процента).

Общеустановленный пенсионный возраст в стране: для мужчин - 60 лет, для женщин - 55 лет. Для трудовой пенсии по возрасту требуется не менее 5 лет работы с уплатой пенсионных взносов

В установленных случаях законодательство предусматривает снижение пенсионного возраста. Определяющим критерием при этом выступает не принадлежность предприятия-работодателя к государственному либо частному сектору экономики, а социальный статус лица либо характер профессиональной деятельности.

Право на пенсионное обеспечение по возрасту на общих основаниях женщинам предоставлено по достижении 55 лет и при стаже работы не менее 20 лет. В стаж, дающий право на трудовую пенсию, наряду с работой, в период которой уплачивались страховые взносы, засчитывается время ухода за ребенком в возрасте до трех лет в пределах 9 лет в общей сложности, за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет и некоторые другие виды деятельности. За каждый полный год стажа работы сверх требуемых для назначения пенсии 20 лет предусматривается увеличение размера пенсии (в пределах 75 процентов заработка, принимаемого для исчисления пенсии).

Учитывая социальный статус, матерям, родившим и воспитавшим пять и более детей, матерям детей-инвалидов (инвалидов с детства), матерям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, снижен возраст, а в ряде случаев также и стаж для назначения пенсии.


п. 32 Социальное страхование индивидуальных предпринимателей

С 1 августа 2002 г. лица, работающие в неформальном секторе экономики (индивидуальные предприниматели), подлежат обязательному государственному социальному страхованию. Отдельным категориям граждан, например творческим работникам, лицам, занимающимся народными промыслами, предоставлено право участвовать в правоотношениях по государственному социальному страхованию.


пп. 33,39. Обеспечение экономических и социальных прав мигрантов, беженцев и их семей

Экономические и социальные гарантии защиты прав и интересов лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь, регламентированы действующим законодательством Республики Беларусь.

В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами.

С 3 июля 2009 г. вступил в силу новый Закон Республики Беларусь


«О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь», согласно которому иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть предоставлен не только статус беженца, но также дополнительная и временная защита. Кроме того, определены категории иностранцев, не подлежащих высылке в соответствии с международными обязательствами Республики Беларусь, а также урегулировано их правовое положение.

Иностранцы, которым в Республике Беларусь предоставлен статус беженца, имеют все социально-экономические права, а также права в области образования и здравоохранения, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, если иное не определено законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь. Кроме того, им предоставлено право на воссоединение семьи, получение денежной помощи, проживание в специально оборудованных местах, льготы при регистрации по месту жительства, а также право на судебную защиту наравне с гражданами Республики Беларусь.

Органы государственной службы занятости организуют профессиональное обучение и трудоустройство иностранцев, которым предоставлен статус беженца, по месту их жительства или временного проживания, а также трудоустройство иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты, и иностранцев, которым предоставлена дополнительная защита, по месту их временного проживания.

Несовершеннолетние иностранцы, ходатайствующие о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты, и несовершеннолетние иностранцы, которым предоставлены статус беженца или дополнительная защита, имеют право на обучение в учреждениях, обеспечивающих получение дошкольного и общего среднего образования, и право на медицинское обслуживание наравне с несовершеннолетними гражданами Республики Беларусь.

Иностранцам, ходатайствующим о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты, а также иностранцам, которым предоставлен статус беженца, гарантировано получение денежной помощи в порядке и размерах, определенных Советом Министров Республики Беларусь. Кроме того, иностранцам, ходатайствующим о предоставлении статуса беженца или дополнительной защиты, и иностранцам, которым предоставлена дополнительная защита, гарантировано пользование иными правами, предусмотренными актами законодательства и международными договорами Республики Беларусь для иностранцев, временно проживающих в Республике Беларусь, а иностранцам, которым предоставлен статус беженца, - для иностранцев, постоянно проживающих в Республике Беларусь.

Социально-экономические права иностранных граждан на территории Беларуси также регулируются Законом Республики Беларусь от 4 января 2010 г. «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь», который гарантирует иностранцам на территории Республики Беларусь права, свободы и обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, данным Законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь.

Иностранцы в Республике Беларусь имеют право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также право на свободное использование своих способностей и имущества для трудовой, предпринимательской и иной деятельности в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Содействие интеграции и адаптации мигрантов является одним из приоритетных направлений Государственной миграционной программы на 2006-2010 годы. В этих целях предусматривается осуществление мер по интеграции лиц, признанных беженцами, в белорусское общество во взаимодействии и при поддержке международных организаций (МОМ, УВКБ ООН, Европейской Комиссии, ПРООН).


<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Доклад содержит основную информацию о достижениях в обеспечении государством экономических, социальных, культурных и других гарантий белорусским гражданам
1380.5kb.
7 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Dnk/CO/5
118.83kb.
1 стр.
Доклад «об обеспечении гарантий государственной защиты прав и законных интересов ребенка в ростовской области в 2010 году»
1469.86kb.
9 стр.
Декларация об искоренении насилия в отношении женщин
93.21kb.
1 стр.
Решение социальных, экономических и культурных проблем определяется готовностью личности жить и работать в новых социально-экономических условиях, способностью к осуществлению непрерывного образования
235.77kb.
1 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Per/2-4
3950.17kb.
29 стр.
Статья 1: Прогресс и развитие демократии 1 11
3529.81kb.
23 стр.
Статья Право народов на самоопределение 7−16 5
580.22kb.
3 стр.
Организация Объединенных Наций E/С. 12/Tkm/Q/1/Ad
770.98kb.
6 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Uzb/2
3129.51kb.
18 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Tgo/1
2582.78kb.
17 стр.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Tza/Q/1-3
76.68kb.
1 стр.