Главная
страница 1страница 2 ... страница 4страница 5
БОГОСЛОВСКО-ЭТИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ АКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ БИОМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.​

А) Актуальность темы диссертационного исследования.​

Б) Степень научной разработанности проблемы.​

В) Объект, предмет, цели и задачи исследования.​

Г) Теоретическая и методологическая основа исследования.​

Д) Научная новизна диссертационного исследования​

Е) Основные положения, выносимые на защиту​


Глава I. Православное богословие и биоэтика.​

Предпосылки.​

Богословские принципы православной биоэтики​

а) Человек есть творение Бога.​

б) Человек – образ и подобие Бога.​

г) Вочеловечение Христа как основа православной этики.​

г) Понимание греха.​

д) Христианская любовь как основа этического учения.​

е) Жизнь человека самоценна.​

Христианское вероучение и светское право. Перспективы взаимодействия.​


Глава II. Биомедицинские технологии как предмет этического и правового регулирования в РФ​

2.1 Биоэтика и право. Проблемы взаимоотношения в современном российском законотворчестве.​

2.2 Общий обзор законодательных актов РФ в сфере биомедицинских технологий​

2.3. Международные соглашения в области регулирования биомедицинских технологий.​


ГЛАВА III. Богословско-этическая оценка нормативно-правовых актов Российской Федерации в области трансплантологии​

3.1 Краткий экскурс в историю трансплантации органов.​

3.2 Основные биоэтические проблемы трансплантации органов, тканей и клеток человека​

3.3 Правовое регулирование трансплантологии в Российской Федрации.​

3.4 Этико-правовые проблемы трансплантации органов от живого донора​

Условие добровольности.​

Условие информированного согласия.​

Условие исключения коммерческих сделок.​

Условие социальной защиты донора.​

3.5 Этико-правовая проблематика забора органов у трупного донора.​

Констатации смерти в контексте смерти мозга​

Вопрос согласия​

Проблемы реципиента​

Запрет трансплантации органов, способных повлиять на идентичность реципиента​

Проблематика справедливого распределения органов.​
ГЛАВА IV. Богословско-этическая оценка нормативно-правовых актов Российской Федерации по запрету эвтаназии.​

4.1 Краткий экскурс в историю эвтаназии.​

4.2 Понятие и виды эвтаназии.​

Определение эватаназии.​

Виды эвтаназии.​

4.3 Богословско-этическая оценка эвтаназии​

А) Витализм​

Б) Апология различных форм эвтаназии​

В) Принцип избирательного нелечения​

О смысле и ценности страданий.​

4.4 Этико-правовая оценка эвтаназии.​
Глава V. Богословско-этическая оценка нормативно-правовых актов Российской Федерации в области применения современных репродуктивных технологий.​

5.1 Краткая история развития вспомогательных репродуктивных технологий.​

5.2 Общий христианско-этический взгляд на проблему бесплодия.​

5.3 Методы искусственного оплодотворения и их морально-этическая оценка.​

А) Интракорпоральная инсеменация​

Б) Экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО).​

1. Проблема нравственной оценки практики ЭКО.​

2. Условие сохранности эмбрионов.​

3. Оценка практики криоконсервации.​

4. Оценка феномена «посмертного зачатия».​

5. Условие применения ЭКО исключительно в рамках супружеских отношений.​

6. Суррогатное материнство.​

5.4. Этико-правовая оценка нормативно-правовых актов РФ в сфере применения вспомогательных репродуктивных технологий.​
Глава VI. Богословско-этическая оценка нормативно-правовых актов Российской Федерации в отношении генной инженерии, клеточной терапии и клонирования.​

6.1. Терминология.​

6.2 Краткая история развития евгенических идей и практик генной инженерии.​

- Основные этапы развития генной инженерии.​

6.3. Методы генной инженерии и их морально-этическая оценка.​

Общая церковно-этическая оценка генных исследований.​

Методы генной инженерии.​

Этическая оценка диагностической генетики.​

Этическая оценка пренатальной диагностики.​

Этическая оценка генной терапии.​

Производственная геноинженерия.​

Этическая оценка перестроечной геноинженерии.​

Перестроечная геноинженерия животных и растений.​

Этическая оценка клонирования.​

Репродуктивное клонирование.​

Терапевтическое клонирование и проблематика применения стволовых клеток.​

6.4. Этико-правовая оценка нормативно-правовых актов РФ в сфере генно-инженерной деятельности, клеточных технологий и клонирования.​

Международно-правовые акты в области генно-инженерной деятельности.​

Нормативно-правовые акты Российской Федерации в области регулирования генно-инженерной деятельности.​

Правовые акты Российской Федерации в области регулирования клеточных технологий.​


VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.​

VIII. БИБЛИОГРАФИЯ.​

8.1 ИСТОЧНИКИ:​

Официальные церковные документы:​

Российское законодательство:​

Международное законодательство:​

8.2 ИССЛЕДОВАНИЯ:​

8.3 ПУБЛИКАЦИИ:​


ВВЕДЕНИЕ.

А) Актуальность темы диссертационного исследования.

Современное научное биомедицинское знание позволяет глубоко проникнуть в человеческую природу. Особенно ярко это проявляется в сфере применения биомедицинских технологий, позволяющих контролировать и направлять глубинные процессы зарождения, течения или прекращения жизни человека. Необдуманное использование биотехнологий может негативно отражаться не только на физическом и духовном здоровье людей, к которым их применяют, но и в целом влиять на общественные отношения. Условия и возможные последствия применения биотехнологий выходят далеко за пределы только лишь научных исследований, медицинской практики или их промышленного использования.

По этой причине остро встает проблема нормативно-правового регулирования данной сферы. Одно из пониманий происхождения права, вполне оправданно истолковывает его как юридическое оформлением морали, этики и идеологии. Поскольку современная биомедицина есть новое явление в нашей жизни, то возникает еще один серьезный вопрос: какие этические, моральные и идеологические основания могут быть фундаментом для разработки норм правового регулирования биомедицинских технологий? Очевидно, создание таких законодательных норм становится теперь областью своеобразной конкуренции различных идеологических, философских, религиозных, и этических концепций.

Наибольший градус такого противостояния проявляется в столкновении традиционных христианских ценностей с ценностями современного секулярного либерализма. Либерально-секулярная идеология стремится упразднить моральные границы, обусловленные христианским взглядом на природу и жизнь человека, а также теорией естественного права. Вместе с этими набирающими силу тенденциями возникает все большая опасность утилитарного отношения к человеку и попрания его достоинства, как сотворенного по образу и подобию Творца.

Необходимость защиты христианских ценностей и богоподобного достоинства человеческой личности вынуждает Церковь активно вступить в общественную дискуссию по вопросам применения биомедицинских технологий, в целом, и их юридического регулирования, в частности. Этим, в первую очередь, обуславливается актуальность темы данного исследования.

На постсоветском пространстве Российская Федерация занимает ведущее место в разработке и внедрении биомедицинских технологий. Соответственно этому развитию формируется и нормативно-правовая база, призванная регулировать их применение. Российское законодательство в данной сфере представляет своего рода образец для создания правовых основ в области использования биотехнологий в других странах постсоветского пространства и те этические проблемы, которые активно обсуждались / обсуждаются в России, вероятно рано или поздно возникнут или уже возникли в странах, составляющих каноническую территорию Русской Православной Церкви. Поэтому, опыт христианско-этической оценки практики применения и правового регулирования биотехнологий в России, может быть востребованным в церковно-общественном диалоге соседних с Российской Федерацией государств.

Актуальность данной темы обусловлена также необходимостью реагировать не только на отдельные вызовы, но анализируя актуальную информацию, отслеживать общие тенденции и формулировать общую богословско-этическую оценку юридического регулирования и практического применения биомедицинских технологий.

Б) Степень научной разработанности проблемы.

За последние два десятилетия проблемы биоэтики привлекли к себе широкое внимание исследователей: медиков, филососфов, юристов, богословов. В контексте темы исследования необходимо упомянуть следующие направления:


- во-првых, труды и публикации, касающиеся религиозно-этической оценки применения биомедицинских технологий: (И. В. Силуянова, протопр. И. Брек, Л.Б. Ляуш, Э. Сгречча, В. Трамбоне, иером. Дмитрий (Першин), прот. М. Обухов, прот. С. Лепин, прот. Георгий Рой, прот. С. Коровинский).
- во-вторых, труды и публикации светских авторов по вопросам биомедицинской этики: эвтаназии, трансплантации человеческих органов, прерывания беременности, изменения биологического пола (В.М. Димов, А.И. Коновалов, Ю.А. Конюшкина, Н.Е. Крылов, Н.Е. Порфирьев, С.Г. Стеценко, С.И. Тасаков, Е.Д. Хомская, Р.Э. Шарапов и др.);
- в третьих, труды о проблемах правового регулирования сферы здравоохранения, квалификации преступлений против личности в контексте применения новых медицинских технологий (С.И. Абельцев, И.А. Аверичев, И. Алихаджиева, С.И. Бояров, Е.И. Грибова, О.С. Дмитриев, Е.С. Клементьева, А.И. Кузнецов, В.И. Кухарук, Е.В. Логинова, Е.О. Маляева, М.Н. Малеина, Д.Ю. Мамонтов, М.А. Махмудова, А.А. Мохов, Т. Нуркаева, С.И. Расторопов, А.А. Рёрихт, А.М. Рожнов, В.П. Сальников, Н.И. Святенюк, С.Г. Стеценко, Д.И. Степанов, И.С. Федотов, С.И. Щерба, А.С. Якименко и др.);

В целом богословско-этическая оценка светского законодательства в области применения современных биомедицинских технологий создает солидную базу для проведения исследования. В последнее время те или иные законодательные проекты становились предметом религиозно-этического анализа. Но, вместе с тем, следует еще раз подчеркнуть, что комплексного исследования данной проблемы еще не проводилось.

В) Объект, предмет, цели и задачи исследования.

Объектом диссертационного исследования выступает корпус нормативно-правовых актов Российской Федерации регулирующих применение биомедицинских технологий, а предметом – соотношение и взаимодействие религиозно-этических и правовых норм в процессе социально-нормативной регуляции общественных отношений в сфере биомедицинских технологий.

Целью диссертационного исследования является богословско-этический анализ принципов и форм соотношения и взаимодействия норм светского права и христианской биоэтики как одного из способов нормативной регуляции общественных отношений.

Реализация цели диссертационного исследования предполагает решение следующих задач:

– выделить основные христианские антропологические идеи, необходимые для концептуального богословско-этического анализа норм светского права в сфере применения биотехнологий;

- определить спектр морально-этических, медицинских и юридических проблем, возникающих в данном контексте;

- прогнозировать развитие ситуации с применением биотехнологий и практикой их юридического оформления в РФ и на постсоветском пространстве;

- способствовать выработке общей церковной позиции по проблемам применения биотехнологий;

- обобщить аргументацию и в целом опыт защиты христианских этических норм в контексте развития биотехнологий;

– представить христианско-этическую и юридическую оценку основных нарушений норм и оснований христианской этики и нравственности при использовании современных биомедицинских технологий;

- выявить границы конфликтного поля между христианскими вероучительными и морально-этическими нормами и декларациями либерального секуляризма при обсуждении проблематики применения биотехнологий;

– определить этическую роль и значение юридических запретов в нормативной регуляции медицинских технологий.

Г) Теоретическая и методологическая основа исследования.

В диссертации автор опирался на библейскую, святоотеческую богословско-антропологическую традицию, как на основу для этической оценки нормативно-правовых актов РФ в сфере регулирования биомедицинских технологий. Кроме того, автор в своем анализе и выводах сообразовался с официальными документами РПЦ, с результатами исследований и богословско-этических оценок современных православных богословов и исследователей в области биоэтики. Большую роль при этом играла сформированная методология богословско-этического анализа юридических актов российского законодательства. Концептуально-методологической основой работы стали системный подход, а также методы, научного, аналитического, сравнительного, исторического анализа. В ходе диссертационного исследования использовались также метод экспертных оценок.

Д) Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

– определены основные христианские богословско-этические принципы, на основании которых может осуществляться приемлемое с христианской точки зрения нормативно-правовое регулирование общественных отношений в ходе использования биомедицинских технологий;

– систематизированы основные принципы богословско-этического анализа в соотношении христианских этических норм и норм светского права РФ в сфере современной биомедицины;

– дана оценка основных расхождений практики юридического регулирования современных биомедицинских технологий в РФ с основаниями православного вероучения и нормами христианской этики;

- разработана методология богословско-этического анализа юридических актов, регулирующих практику применения биомедицинских технологий;

- показана необходимость активного участия Церкви в формировании нормативно-правовых норм, призванных обеспечить правильное с точки зрения христианской этики юридическое регулирование и практическое применение биомедицинских технологий.

Е) Основные положения, выносимые на защиту:

1.​Православная антропология представляет собой главную основу для религиозно-этической оценки развития, применения и правового регулирования современных биотехнологий.

2. Православная Церковь находится в принципиально новых обстоятельствах общественной жизни и это ставит ее перед необходимостью научиться отстаивать христианскую позицию, а также актуализировать для современного общества христианскую этику. Церковь призвана выработать такую систему отношений со светским миром, которая позволит предложить обществу христианское видение решения тех или иных общественных проблем, в том числе и проблем касающихся развития биотехнологий, как убедительную альтернативу решениям, обусловленным иными мировоззренческими предпосылками.

3. Критерий смерти мозга может быть признан Церковью как критерий наступившей смерти человека. Признание этого критерия возможно на основании богословско-антропологических доводов и необходимо для положительной этической оценки практики изъятия органов от трупного донора.

4. Определяющим для религиозно этического взгляда на проблему эвтаназии становятся мотивационные и субъективные критерии. Эвтаназия, как таковая, предполагает преднамеренное ускорение смерти больного действием или бездействием. Если такого намерения нет, то отказ от того или иного вида жизнеподдерживающих мероприятий не может считаться эвтаназией.

При правовом регулировании проблемы эвтаназии с христианско-этической точки зрения необходимо избегать двух крайностей: а) допустимости убийства бездействием или так называемой «пассивной эвтаназии»; б) расширенного толкования запрета на эвтаназию, как абсолютной недопустимости прекращения жизнеподдерживающих медицинских мероприятий.

5. Признается допустимой практика ЭКО при соблюдении обязательного требования сохранения жизни всех эмбрионов, при условии неиспользования «донорского» генетического материала, при применении этой методики в контексте супружеских отношений. Целесообразность такой позиции обуславливается перспективой общественного диалога: полное отвержение практики ЭКО делает диалог со советским обществом и законодателями по вопросу применения ВРТ малоперспективным, данная же позиция, не игнорируя принципов христианской этики и антропологии, позволяет утвердить, и на законодательном уровне в том числе, разумный христианский взгляд на проблему ЭКО.

6. Практика донорства эмбрионов не может считаться нравственно оправданной. Но в перспективе того, что неиспользованные эмбрионы могут быть уничтожены, такая практика представляется меньшим злом. С этической точки зрения важно, чтобы донорство осуществлялась безвозмездно.

7. Некоторые тенденции в современном развитии генной инженерии имеют непосредственную связь с дискредитировавшими себя евгеническими идеями 20-х – 40-х гг. XX века, приведшими к преступлениям против человечества.

8. Впервые за всю историю нашей цивилизации осуществление евгенических идей с помощью генной инженерии попадает в сферу технически осуществимого. Такие перспективы обретают неизвестную доселе общественную актуальность. Все это придает христианско-этическому анализу генно-инженерных биотехнологий и общественно-государственному контролю их развития первостепенную важность.



Глава I.

Православное богословие и биоэтика.

1.1 Предпосылки.

При изучении любого предмета в первую очередь необходимо найти и принять определенные начальные точки отсчета. В контексте данной темы важно определить богословскую основу для этических выводов и оценок современной практики применения и правового регулирования биомедицинских технологий в Российской Федерации.

Тот или иной взгляд на проблемы применения и правового регулирования современных биомедицинских технологий зависит от конкретного мировоззрения. Мировоззрение, на котором основана православная биоэтика, – это православная христианская вера. В православии нет формального разделения между богословием и этикой. Этическое учение Православной Церкви есть практическая реализация ее догматического вероучения. Соответственно, православное вероучение есть первое и главное основание для этических выводов и оценок. Православная этика находит источник своего вдохновения в Духе Святом «сообщающем всем, приобщенным к телу Христову, - как пишет В. Н. Лосский, - способность слышать, воспринимать, знать истину саму по себе, всю полноту которой нельзя охватить, полагаясь только на природные возможности человеческого разумения».

Таким образом, в своих этических выводах и оценках мы исходим из нашей веры, а не из соображений интересов науки, общества, государства, некоей целесообразности или выгоды.

Этические оценки и выводы относительно биомедицинских технологий мы основываем прежде всего на православной антропологии. «Всякое размышление, о морально-этических факторах человеческой жизни, - пишет признанный авторитет в области православной биоэтики протопресвитер Иоанн Брек, - должно учитывать антропологическую перспективу, верную Преданию Церкви». Кроме того, важную роль в контексте рассматриваемой темы имеют такие направления православного богословия как сотериология и эсхатология.

Вместе с тем, необходимо отметить, что развитие науки в целом и биомедицины в частности создают ситуации неизвестные в предыдущие тысячелетия формирования христианской вероучительной и этической традиции. Соответственно здесь не может быть прямого заимствования святоотеческого опыта или некоей адаптации к современным нуждам научно-богословского наследия предыдущих столетий. Известного призыва богословия XX века: «Вперед к Отцам», в применении к современной ситуации будет уже недостаточно. Бесспорно, необходимо глубокое изучение святоотеческого опыта, но осмысление этого наследия должно осуществляться в контексте проблем современного мира.

Беря за основу для этических оценок Священное Предание нашей Церкви, мы, с другой стороны, не должны ограничиваться лишь собственно «церковным» измерением проблемы. Для адекватной христианско-этичекой оценки недостаточно лишь богословского знания. Недостаточно и лишь поверхностного ознакомления с проблемами современности. Здесь необходимо глубокое проникновение в суть явлений и процессов, которым Церковь призвана дать оценку. Такое углубление не возможно без взаимной открытости и диалога. Церковь не диктует обществу свое видение, но предлагает христианскую истину, как основу для нравственных решений в научной и общественной жизни.


1.2 Богословские принципы православной биоэтики

В основе православной биоэтики лежат следующие богословские принципы:

а) Человек есть творение Бога.

Каждый человек есть чадо Божье, призванное Всевышним Творцом к жизни. Соответственно, только Бог может считаться полноправным распорядителем человеческой жизни от момента ее возникновения и до самого последнего момента ее существования. Основываясь на этом, мы можем утверждать, что жизнь каждого человека священна, и как таковая требует к себе должного отношения. По этой же причине православное богословие однозначно утверждает – все люди равны по ценности и обладают одинаковыми привилегиями.

Будучи полновластным распорядителем жизни человека, Бог направляет каждую человеческую личность к определенной цели (t1lo~) и ничто не должно мешать человеку, как чаду Божьему, достигнуть своего высшего предназначения. Все, что нарушает суверенитет Бога в отношении жизни человека, есть не только деяния направленные против самого человека, но и против его Творца.

Эти богословские положения имеют принципиальное значение для оценки всего комплекса вопросов, связанных с применением биомедицинских технологий и, особенно, для оценки практик генной инженерии, репродуктивных технологий и эвтаназии. Любые формы евгеники и вторжение в процесс раннего эмбрионального развития, генетические манипуляции и эксперименты над человеком, вмешательство в процесс умирания, с целью умерщвления человека – все это нарушает суверенитет Бога в отношении человеческой жизни и унижает ее священность.

При этом возникает трудный вопрос о границах допустимого вмешательства науки и биомедицины в процессы зарождения, течения и окончания жизни человека. Утилитарный подход в биомедицине и в практике правового регулирования, не видя в человеке трансцендентного начала, исходит, как правило, из перспектив научных открытий, из имеющихся научных возможностей или потенциальных выгод от применения биотехнологий, не оглядываясь при этом на выводы философии, этики и, тем более, на этические ограничения исходящие от предпосылок христианской веры. В этой связи возникает важный вопрос об основаниях для диалога и возможного взаимодействия между Церковью и светским обществом в сфере практического применения, этического и правового регулирования биомедицинских технологий.

Необходимо отметить, что вопрос о границах научного биомедицинского вмешательства не менее проблематичен и для православного богословия. На сегодняшний день мы можем констатировать, что по целому ряду спорных вопросов, вызванных практикой применения биомедицинских технологий, православное богословие не дает четких ответов. В частности, не сформулирована четкая общецерковная позиция в отношении практики ЭКО и в целом по проблемам современных репродуктивных технологий. В дискуссиях о трансплантации органов от трупных доноров и в дискуссиях об эвтаназии не определена позиция нашей Церкви относительно смерти мозга, как критерия для констатации смерти человека. Не выяснен целый ряд вопросов касающихся т.н. пассивной эвтаназии и др.


б) Человек – образ и подобие Бога.

«Верующие люди, - пишет Святейший Патриарх Кирилл, - не устают напоминать миру о человеческом достоинстве, почему они видят в нем непреходящую богоданную ценность. В основе этого — постоянное памятование о том, что, согласно Библии, человек создан по образу и по подобию Божию. Это означает, что природа человека заключает в себе отображение Божественной природы Абсолюта и в силу этого обладает непреходящей абсолютной ценностью».

Проблематика применения биотехнологий напрямую связана с вопросом достоинства человеческой личности. С точки зрения христианского богословия достоинство человека зиждется на библейском факте его творения по образу и подобию Божию, а также на учении о Святой Троице. «Человек, - пишет протопресвитер Иоанн Брек, - есть личность постольку, поскольку несет в себе причастность всем Лицам Святой Троицы… Индивидуальные качества отличают нас друг от друга, подлинная же «личностность» связует союзом причастности Богу и друг другу. Мы в праве именоваться личностями лишь в той степени, в какой воплощаем в себе и сообщаем друг другу красоту, истину и любовь, связующие Отца, Сына и Духа в вечном триединстве. Поэтому Триединый Бог – мерило и одновременно источник и конечное исполнение всего, что есть в человеческом опыте истинно личностного».

Вне трансцендентного религиозного измерения природы человеческой личности, едва ли возможно найти прочные основы для утверждения человеческого достоинства. Соответственно, общество, отказавшееся от христианских основ своего мировоззрения, при внешнем декларировании прав и свобод индивидуума, неизбежно будет склоняться к утилитарному и даже тоталитарному отношению к личности человека, к его жизни и к его телесной природе. «Удивительно то обстоятельство, - пишет Святейший Патриарх Кирилл, - что правозащитники, призванные отстаивать от внешних посягательств неотъемлемые права индивидуума и утверждать достоинство личности, не слишком громко высказываются по проблеме угрозы человеческому достоинству со стороны новейших технологий… Почему в случаях нарушения прав человека, связанных со свободой слова и самовыражения, наблюдается очень острая реакция? И почему подобной реакции нет, когда нарушается презумпция человеческого достоинства в ходе медицинских экспериментов?».

Отметим также, что в современном секулярном сознании происходит смешение понятий личности и индивидуальности. То, что теперь называют борьбой за права личности, есть ни что иное, как борьба за возможность для индивидуума утверждать свою самость вплоть до упразднения естественных нравственных начал.

Отказ от христианского видения достоинства человеческой личности чреват печальными последствиями: «Потускнение образа Божьего, - пишет В. Гуроян, - приводит к полному распаду человеческой личности на ее составные элементы, коими являются тело и душа. Доказательством служит склонность человека к двум крайностям, одна из которых – анархия, представляющая собой постоянное противостояние независимых друг от друга самостей, а другая – тоталитаризм, когда человек низводится до уровня простого индивидуума и становится «винтиком» социального организма».

Поэтому только утверждение богообразия человеческой личности и ее богоподобного назначения способно сохранить и защитить достоинство человека как такового. Утверждение индивидуализма открывает для человека путь к нравственному произволу, приводящему в конечном итоге к порабощению человеческой личности.

г) Вочеловечение Христа как основа православной этики.

Одна из фундаментальных основ христианской этики – Боговоплощение. Движимое любовью Божественное Слово онтологически приобщилось к нашей плоти. Таким образом, все что касается природы человека, касается и Самого Христа. Боговоплощение связывает Божественную и человеческую природы воедино. Христос – Новый Адам, соответственно каждый человек сопричастен Ему, и Он, в силу своего вочеловечения, сопричастен каждому человеку. Святитель Иларий Пиктавийский объясняет: «Сам Иисус Христос являет нам природу нашей жизни в Нем, приобщая нас к таинству плоти и крови». Во Хриcте человеческая природа исцелена, обожена и вознесена одесную престола Всевышняго. Само тело человека стало «храмом Духа Святого» (1 Кор. 6, 19-20). Достоинство человеческой личности, данное в творении человека по образу и подобию Бога, еще более утверждается вочеловечением Бога Слова.

Все это с христианской точки зрения имеет далеко идущие этические последствия. Все манипуляции над человеческой духовно-телесной природой, угрожающие достоинству личности человека, затрагивают не только самого человека, но и Нового Адама – Богочеловека Христа. По этой же причине Церковь не может быть равнодушной к попыткам унизить духовно-телесную природу человека.

г) Понимание греха.

В контексте обсуждаемой темы очень важно выяснить категорию греха, как ложного ошибочного пути. Этика призвана определить, что в жизни общества правильно и что неправильно, и обосновать свои выводы, исходя из критериев истины. Своеобразие христианской этики в том, что она в своих суждениях исходит из двух основных предпосылок: во-первых, из истины христианской веры; и, во-вторых, из реальности греха, вызываемого действием в мире силы зла, стремящейся отвратить человека от истины и противопоставить его Богу.

Грех не есть только лишь нарушение установленного Богом ограничения. В своей глубинной основе грех - есть своеволие и противопоставление воли человека Божьей воле, признание независимости своего существования по отношению к Богу, в восприятии собственной жизни, как абсолютного центра существования. Только отказавшийся от своеволия человек предает себя в руки Господа, обретая способность распознавать волю Божью и отличать добро от зла.

В сфере разработки и применения биомедицинских технологий такое своеволие человека как по отношению к своей телесной природе, так и по отношению к Богу проявляется наиболее ярко. Человек претендует едва ли не на роль творца или, по крайней мере, производителя человеческой природы, бесцеремонно вмешиваясь в самые сокровенные ее процессы без какой-либо оглядки на Бога. Все это в конечном итоге расширяет горизонт действия зла в нашем мире и Церковь Христова, выполняя свою миссию в этом мире, призвана противостоять таким тенденциям.

д) Христианская любовь как основа этического учения.

Божественная Любовь к человеческому роду есть «внутренний закон» жизни христианской Церкви и суть ее существования. Христианская любовь – одна из первооснов православной этики. Отличительной чертой подлинной любви и христианской направленности личности есть способность распознавания добра и зла. Не что иное, как Богом заповеданная любовь к роду человеческому в целом, и к каждому человеку в отдельности, побуждает Церковь выступать на защиту истинного достоинства человека против всех угроз, откуда бы они ни исходили. Одну из таких угроз в современном мире представляет бесконтрольное, не ограниченное этикой и здравым смыслом развитие биотехнологий. Отсутствие чувства любви к людям при разработке и внедрении биотехнологий способно породить новую форму тоталитаризма.

Но с другой стороны, ради той же любви, мы, как христиане, не имеем права отвергать развитие тех направлений науки, которые действительно способны помочь человеку в решении его проблем.

е) Жизнь человека самоценна.

Кантовское положение, интегрированное в правовые системы многих стран, согласно которому человек может быть только целью тех или иных благ, но не средством их достижения, вполне соответствует и христианскому взгляду на человека. Человек как чадо Божье не должен становиться объектом манипуляций. Его жизнь, выражаемая в духовно-телесном двуединстве человеческой природы, обладает ценностью сама по себе, как дарованная Богом. Ценность жизни человека не может определяться степенью его функциональных возможностей. В связи с бурным прогрессом современной генетики следует отметить, что требование защиты целостности человека распространяется и на его генетические структуры: воздействовать на них можно, во-первых, лишь во имя его собственного блага и, во- вторых, с его добровольного и осознанного согласия

1.3 Христианское вероучение и светское право. Перспективы взаимодействия.

В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» о взаимоотношении христианского вероучения и светского права говорится следующее: «Право призвано быть проявлением единого божественного закона мироздания в социальной и политической сфере. Вместе с тем всякая система права, создаваемая человеческим сообществом, являясь продуктом исторического развития, несет на себе печать ограниченности и несовершенства…. в тех случаях, когда человеческий закон совершенно отвергает абсолютную божественную норму, заменяя ее противоположной, он перестает быть законом, становясь беззаконием» (IV.2).

Эта исчерпывающая оценка, данная в общецерковном документе и закрепленная соборным авторитетом, имеет основополагающий характер для рассматриваемой нами темы и во многом обусловливает задачу исследования: определить какие нормы современного российского законодательства, призванные регулировать применения биомедицинских технологий, соответствуют или не соответствуют «божественной норме».

Однако исследовательского анализа и констатации имеющихся расхождений было бы не достаточно. Гораздо острее стоит вопрос о дальнейших перспективах. Очевидно, современный мир, и Россия здесь не исключение, стремительно идут по пути секуляризации, что естественно находит свое отражение во всех сферах жизни общества, в том числе и в правотворчестве.

Церковь оказывается в принципиально новых условиях и нам важно определиться с нашей позицией. Это может быть или позиция противостояния или позиция диалога. При этом необходимо отдавать отчет в том, что христиане в нашем обществе теперь в меньшинстве. Стоит задача воссоздать христианскую этику в новых условиях и предложить христианское видение как рационально оправданную альтернативу, найти убедительные аргументы, научиться отстаивать христианскую позицию, не слишком увлекаясь мечтой о христианизации мира. Кроме того, необходимо выработать такую систему отношений со светским обществом, которая позволит и на теории и на практике вести эффективный церковно-общественный диалог. Современный мир развивается стремительно. По этой причине и Церковь, в особенности православное богословие, призваны оперативно и конкретно реагировать на новые вызовы времени.

Таким образом, православная биоэтика должна ответить на вопрос: как Православие может взаимодействовать с научно-медицинскими и политическими институтами, которые сложились в нашем обществе, с тем, чтобы, во-первых, аргументировано представить свое видение проблем развития биотехнологий, во-вторых, убедительно предостеречь ученых, медиков, законодателей, и в целом общество, от этически неверных суждений и действий.



следующая страница >>
Смотрите также:
А актуальность темы диссертационного исследования.​
1381.08kb.
5 стр.
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
305.15kb.
1 стр.
Методика расследования побоев
359.09kb.
1 стр.
Общая характеристика работы актуальность темы исследования
330.69kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
2837.36kb.
12 стр.
I. Общая характеристика работы Актуальность темы исследования
320.66kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования. Проведение данного исследования обусловлено всем современным культурным, политическим и экономическим положением в России
157kb.
1 стр.
Введение актуальность темы исследования
1651.63kb.
11 стр.
Развитие центробежных тенденций в Югославии введение актуальность исследования
521.61kb.
3 стр.
Актуальность темы исследования. Проблема совершенствования управления экономическим развитием одна из ключевых в современной России
103.31kb.
1 стр.
Актуальность темы исследования
821.45kb.
7 стр.
Актуальность темы исследования
165.05kb.
1 стр.