Главная
страница 1


Всероссийский конкурс

«Недаром помнит вся Россия»

МКОУ «Романовская средняя общеобразовательная школа»



Исследовательская работа
на тему: «Русская Православная Церковь
в Отечественной войне 1812 года»


Выполнила:

Ученики 9 класса Пухова Елизавета

Таркова Полина, Речкина Светлана.
Руководитель:

Учитель литературы Сычева В.Н.


Март 2012 г.



Содержание

Введение 3

1. Становление ведомства военного духовенства в русской армии 4

2. Основные задачи военного духовенства в Отечественной войне 1812 г. 5

3. Участие духовенства в сборе пожертвований на создание ополчения 6

4. Участие духовенства в народном ополчении и регулярной армии 7

Заключение 10

Список использованных источников и литературы 12



Введение


Актуальность темы. Участие Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года определялось тем положением, которое она занимала в России как «идеологической и духовной основой империи, определявшей мировоззрение русско­го народа»1. Особенно ярко идеологическая роль Церкви проявилась в армии, где патриотическое воспитание солдат велось силами военного духовенства.

И в наши дни православное христианство остается источником нравственности, учит людей бескорыстной помощи, сочувствию, преданности своему народу и любви к Отечеству. Поэтому сегодня, когда идет реформирование российской армии, и поднимается вопрос о введение в штатные расписания воинских частей должности военных священников, обсуждение проблемы взаимодействия Церкви и армии представляется весьма актуальным.



Целью данной работы является изучение роли Русской Православной Церкви в победе российского народа в Отечественной войне 1812 года.

Выполнение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

определить этапы становления ведомства военного духовенства в русской армии;

изучить деятельность военного духовенства в Отечественной войне 1812 г.;

дать оценку вклада духовенства в сборе пожертвований на создание ополчения, его участия в народном ополчении и регулярной армии.

В ходе исследования были применены следующие методы:



  1. анализ научной литературы по теме исследования;

сбор и анализ официальных источников и мемуарных свидетельств участников войны 1812 года;

формулирование выводов и самостоятельных суждений о роли Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 года.

При написании работы были использованы следующие источники:

– официальные документы (императорские указы и манифесты, военные уставы);

– воспоминания современников рассматриваемых событий.

Теоретической основой работы стали исследования, раскрывающие роль Русской Православной Церкви в войне 1812 года.

В частности, впервые в научной литературе этот вопрос поднимает Г.И. Щавельский.

Специально этой проблеме посвящены монографии наших современников Л.В. Мельниковой и С.Ю. Чимарова.

Кроме того, значение армейского духовенства в войне 1812 года раскрывается в публицистических статьях Н.С. Крылова.


1.Становление ведомства военного духовенства в русской армии


Должность военных священников в русской армии впервые появилась при императоре Петре I. Согласно Воинскому (1716 г.) и Морскому (1720 г.) ус­тавам, при каждом полку и на каждом корабле должен был находиться священнослужитель, главная обя­занность которого заключалась в совершении богослу­жений: на флоте – в воскресные и праздничные дни, в армии – три раза в день – «по вся утра и вечеры, и пред полуднем»1.

Важным этапом в формировании института воен­ного духовенства стало царствование Павла I. В это вре­мя произошли коренные преобразования в его управле­нии. Именным указом от 4 апреля 1800 года2 должность полевого обер-священника была сделана постоянной: ему было по­ручено «главное начальство» (в административном и су­дебном отношениях) над всеми полковыми священника­ми «как в военное время, и тогда, когда войска в движении, равно и в мирное время». Полевому обер-священнику было предоставлено право опре­делять, переводить и увольнять священников своего ве­домства. В его руках объединилось управление военным духовенством армии и флота.

Наконец, именным указом от 9 мая 1800 г. им­ператор Павел I предписал всем воинским чинам «по де­лам, до Духовного начальства касающимся», относиться «прямо к обер-священнику, а не в консистории»3. Таким образом, серия императорских указов (апреля – мая 1800 г.) окончательно обособила военное духовенст­во от епархиального. Управление духовенством военного ведомства было предоставлено, на правах епархиального архиерея, обер-священнику армии и флота, который для большего авторитета был назначен, в лице П.Я. Озерец­ковского, членом Святейшего Синода.

В начале Отечественной войны 1812 г., соответственно разделению русских войск по армиям и наименованию последних, были учреждены должности полевых обер-священников 1-й и 2-й дейст­вующих армий. Полевой обер-священник назначался Святейшим Синодом, по представлению обер-священника армии и флота и по согласованию с главнокоманду­ющим армии, и осуществлял руководство над духовенст­вом не только армии, но и госпиталей, находящихся в губерниях и областях, объявленных на военном положе­нии. Во время войны в ведение полевого обер-священни­ка временно поступали также священнослужители фло­та, соединенного с армией под управлением одного главнокомандующего. Полевой обер-священник должен был наблюдать за исполнением полковыми священника­ми своих обязанностей, представляя обер-священнику армии и флота их послужные списки.

Кроме того, согласно «Учреждению для управления большой действующей армией» от 27 января 1812 г., бы­ли введены должности корпусных священников, пользо­вавшихся правами полевых обер-священников действую­щих армий и, так же как и последние, подотчетных обер-священнику армии и флота.

Все эти меры упорядочили управление духовенством военного ведомства и облегчая его деятельность во вре­мя Отечественной войны.


2.Основные задачи военного духовенства в Отечественной войне 1812 г.


Основной зада­чей ведомства во­енного духовенства было удовлетворение религиозных чувств воинов че­рез совершение богослужений и треб. «Русский солдат, – писал Г.И. Шавельский, – не страшится смерти, но боится умереть без причастия, быть зарытым без церковного погребе­ния»1. Поэтому для православных воинов было очень важно наличие в полку священника, который утешал ра­неных, напутствовал умирающих, погребал убитых.

Од­нако деятельность священника не ограничивалась совершением богослужений и погребением умерших. Военный пастырь был также учителем и вдохновителем православного русского воинства, руководителем его ду­ховно-нравственной жизни. В религиозных беседах и проповедях полковые священники на доступном солдатам языке, с точки зрения православия, объясняли такие важные проблемы, как необходимость воинского состояния и войн, возможность сочетания военной службы и спасения своей души, обязанности воина на поле брани и в мирное время, отношение к императору, друг к другу и к противнику, важность и значение присяги, знамен, оружия и др. Священнослужители объясняли солдатам священный характер войны в защиту Отечества, которую благословляют Бог и Православная церковь, а также важность и престижность положения воина, призванного защищать веру, Отечество и государя. Таким образом, духовно окормляя солдат, Церковь укрепляла моральный дух Русской армии, являвшийся важным условием ее боеспо­собности.

Во время Отечественной войны 1812 г. проповеди военного содержания звучали не только в армии и на флоте, но и в приходских храмах. Их смысл заключался в том, чтобы объяснить народу справедливый, освободительный ха­рактер войны и призвать к мобилизации моральных и фи­зических сил для решения общей задачи – организации отпора врагу. Своими проповедями духовенство укрепля­ло веру армии и народа в религиозное значение войны, представляя ее не только как политическую борьбу за целостность и благосостояние государства, но и как священный подвиг за сохранение незыблемости православной веры и Святой Церкви1.

В воззвании Святейшего Синода, вышедшем вслед за манифестом Александра I от 6 июля 1812 г. о созыве ополчения2 и оглашенном во всех храмах, Наполеон пред­ставлялся как узурпатор, богоотступник, поработитель человечества, гонитель христианской Церкви, провозгла­сивший себя «лжемессией». Основные положения, изложенные в этом воззвании: о справедливой войне в защиту Отечества, благословляемой Богом, о Наполеоне как враге России и Православной церкви, а также о важной миссии, возложенной Богом на Россию, которой предназначено остановить завоевания французского императора и освободить Европу, получили развитие в речах, проповедях и молитвах священнослужителей, обращенных к армии, ополчению и народу3.

Например, епископ Августин (Виноградский), викарий Московского митрополита Платона, 17 июля написал молитву «о победе на врага» для ежедневного чтения на литургии в церквах Московской епархии. Текст молитвы был напечатан в 1500 экз. и разослан по монастырям и церквам епархии4. Подобные молитвы читались и в других епархиях.

Помимо проповеднической деятельности, духовенст­во принимало непосредственное участие в основных со­бытиях 1812 года (организации и деятельности народно­го ополчения, партизанском движении), военное духовенство сопровождало регулярную армию во всех переходах и сражениях.


3.Участие духовенства в сборе пожертвований на создание ополчения


Как уже говорилось, сразу после выхода Высочайшего манифеста от 6 июля 1812 г. Святейший Синод выступил с соответствующим воззванием, в котором, в частности, предписал духовенству «научить всех словом и делом не дорожить никакою собственностью, кроме Веры и Отечества». В плане выполнения духовенством этого предписания показателен случай, произошедший 25 июля 1812 г. в г. Тамбове во время заседания Дворянского собрания, рассматривавшего вопрос о создании ополчения. Преосвященный Иона – епископ Тамбовский и Шацкий, совершив Божественную литургию, во всем облачении вошел в дом, где проходило собрание, исполнил молебственное пение с коленопреклонением и обратился к дворянству и купечеству с краткой речью, призвав «ополчиться единодушно и сокрушить зубы скрежещущего врага», доказать, что «мы за святость веры, за дом Божией матери, за честь и славу великого Монарха нашего готовы победить или умереть». Иона первым внес 3 тыс. руб. на создание ополчения. Этот поступок, по словам очевидца, «побудил все состояния к похвальному соревнованию»1.

Пожертвования от духовенства поступали в местные Духовные консистории, откуда, по согласованию с губернаторами, направлялись в губернские комитеты народного ополчения. Епархиальные архиереи сообщали в Святейший Синод о собранных средствах и о лицах, пожелавших поступить в ополчение. В архиве Синода хранятся рапорты архиереев 32 епархий. Согласно этим рапортам, духовенство пожертвовало на ополчение огромные средства.


4.Участие духовенства в народном ополчении и регулярной армии


Согласно рапортам в Святейший Синод епархиальных архиереев, в ополчение поступило 412 человек духовного сословия. Среди них значительное место занимают ученики духовных академий, семинарий и уездных училищ. Так, Казанская духовная академия дала 56 человек, Киевская – 22, Калужская духовная семинария – 50, Нижегородская – 2, Харьковский Коллегиум – 8. Ученик Костромской духовной семинарии Василий Яхонтов, служивший в ополчении урядником, за успехи был произведен в унтер-офицеры.

Помимо семинаристов и церковнослужителей, которые, как не имевшие священного сана, могли взять в руки оружие, при отрядах народного ополчения состояли священники. Они выполняли те же функции, что и военное духовенство в регулярной армии. Губернаторы, обращаясь к епархиальным архиереям с просьбой назначить в ополчение священнослужителей, называли последних «духовными вождями, способными внушать новоизбранным воинам их обязанности и побуждения не щадить жизни для защиты веры, царя и Отечества». Со своими отрядами священники участвовали в сражениях, некоторые из них из походов не вернулись. Так, в октябре 1814 г. под Варшавой скончался протоиерей III отряда Санкт-Петербургского ополчения Алексей Шашкевич2.

В регулярной армии каждый полк имел своего священника, свою походную церковь и, как правило, свою икону, считавшуюся покровительницей этого армейского подразделения. Во время Отечественной войны в русской армии находилась также общая святыня – Смоленская икона Божией Матери, воспринимавшаяся всеми как истинная Путеводительница – Одигитрия. 5 августа 1812 г. при оставлении русской армией Смоленска эта икона была взята по распоряжению М. Б. Барклая де Толли и находилась в русской армии, сопровождая ее во всех событиях и битвах 1812 г., вплоть до освобождения Смоленска. Накануне Бородинской битвы, 25 августа 1812 г., Смоленскую икону Божией Матери пронесли по всему военному лагерю. Вечером перед ней в присутствии М. И. Кутузова был отслужен молебен. Участнику сражения Ф. Н. Глинке при описании этого события удалось передать настроение, царившее при этом в русском лагере: «Духовенство шло в ризах, кадила дымились, воздух оглашался пением и святая икона шествовала. Сама собою, по влечению сердца, стотысячная армия падала на колени и припадала челом к земле, которую готова была упоить досыта своей кровью. Везде творилось крестное знамение, по местам слышались рыдания. Главнокомандующий, окруженный штабом, встретил икону и поклонился ей до земли»1, его примеру последовали генералитет и вся армия.

Богослужения и молебны, регулярно проводимые полковыми священниками, поднимали моральный дух русской армии, укрепляли ее мужество. Перед сражением, обходя позиции своих полков, священники напоминали солдатам об их долге и присяге. На поле брани под неприятельским огнем они напутствовали умирающих, а при необходимости воодушевляли солдат личным примером – вставали с крестом в руке впереди полка, увлекая его в атаку.

Согласно данным архива Синода, в 1812 г. в ведомстве армейского духовенства состояло 240 человек, около 200 из них участвовали в Отечественной войне. 14 полковых священников получили во время войны ранения и контузии. Священник Черниговского драгунского полка Забуженков погиб в Бородинском сражении2.

Многие священнослужители получили награды. Наибольшую известность во время войны получил священник 19-го егерского полка Василий Васильковский, награжденный за подвиг в сражении под Малоярославцем орденом Святого Георгия 4-го класса. В истории России это был первый случай вручения такой награды священнику3.

Среди партизан также было немало церковнослужителей и даже священников, которые часто являлись организаторами и руководителями крестьянских отрядов. Например, в Московской губернии во главе одного из крестьянских партизанских отрядов стоял священник Верейского Рождественского собора Иоанн Никифорович Скобеев. Его заслуги особенно проявились при штурме г. Верея генерал-майором Дороховым. Собрав тысячу крестьян Вышегородской волости, Скобеев с их помощью срыл на Земляном валу сделанные французами укрепления, «изыскал во многих домах скрывшихся неприятелей, сжег неприятельские ворота, фуры и брички». Кроме того, по просьбе Дорохова отец Иоанн собрал 500 конных вооруженных крестьян, которые усилили его корпус, и подготовил 7 подвод для раненых воинов. Крестьяне с полной готовностью откликались на все призывы Скобеева, который, по его собственным словам, «будучи более 20 лет увещателем во всех присутственных местах, был совершенно им известен, и по известности снискал от них к себе доверенность и уважение»1.

Партизанскими подвигами отличился также дьячок села Рюховского Волоколамского уезда Московской губ. Василий Григорьевич Рагузин, организовавший из 500 крестьян отряд, успешно защищавший от неприятеля окрестные селения. Не ограничиваясь партизанскими набегами, Рагузин занимался разведкой. Для этой цели ему был дан открытый лист, согласно которому крестьяне предоставляли ему подводы и оказывали всяческое содействие. После войны за свои подвиги Рагузин был награжден серебряной медалью для ношения в петлице2.

Многосторонняя деятельность духовного сословия свидетельствует о том, что оно всеми имевшимися в его распоряжении средствами старалось вызвать в народе сознание национального единства и ор­ганизовать его на борьбу с врагом.

Заключение


Итак, Русская православная церковь сыграла значительную роль в победе России над наполеоновской Францией. Основными направлениями деятельности Церкви во время войны 1812 г. были: антинаполеоновская церковная проповедь, участие духовенства в организации и деятельности народного ополчения и движения сопротивления на оккупированной территории, а также пастырская деятельность военного духовенства в регулярной армии.

Следует отметить, что роль Русской православной церкви в войне с Наполеоном не ограничивалась фактами непосредственного участия представителей духовного со­словия в основных событиях 1812 года, а была неразрыв­но связана с духовной жизнью всего русского общества. Православное духовенство проводило многостороннюю деятельность, направленную на сплочение русского общества и организацию движения сопротивления.

О том, что все сословия в 1812 году объединяла православная вера, через призму которой воспринимались происходящие события, свидетельствует, в частности, сооружение храма Христа Спасителя, который стал подлинным памятником православного понимания народом особенностей этой войны. На медали, учрежденной в честь победы в Отечественной войне, была выбита надпись: «Не нам, не нам, но имени Твоему». В манифесте от 25 декабря 1812 года «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского»1 одной из причин победы императором Александром I было признано единение всех «государственных чинов и состояний» (войска, вельмож, дворянства, духовенства, купечества, народа), которые «не щадя ни имуществ своих, ни жиз­ни, составили единую душу, ... толико же пылающую лю­бовью к Отечеству, колико любовью к Богу».

Знаком признания заслуг духовенства Русской Православной Церкви в Отечественной войне 1812 г. стало назначение ему почетной награды в манифесте Александра I от 30 августа 1814 года – бронзового креста на Владимирской ленте с надпи­сью: «1812 год» 2.

В настоящее время, когда происходит заметная утрата российским обществом традиционных ориентиров и нравственных ценностей, о чем свидетельствуют чудовищная, кощунственная акция участниц панк-группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя 21 февраля 2012 года, следует помнить, что избавление нашей Родины от «лютого и сильного врага», во многом произошло благодаря тому сознанию национального единства и самоотверженной любви к Отечеству, которые посеяла в народе Православная Церковь и ее служители.

Список использованных источников и литературы


Источники

  1. Воинский устав о полевой пехотной службе. – СПб.: Сенатская типография, 1797. – 144 c.

Глинка, Ф. Н. Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.) / Ф. Н. Глинка. – Смоленск: Свиток, 2008. – 96 с.

Именной указ Павла I от 4 апреля 1800 г. «О состоянии армейским Священникам в военное время под ведением Обер Священника» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXVI. № 19369. – СПб.: Типография II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1830. – С. 114.

Именной указ Павла I от 9 мая 1800 г. «О сношении всем воинским чинам по делам, до Духовного начальства касающимся, с Обер-Священником» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXVI. № 19415. – СПб.: Типография II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1830. – С. 155.

Манифест Александра I от 25 декабря 1812 г. «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXXII. № 25295. – СПб.: Типография II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1830. – С. 486-487.

Манифест Александра I от 30 августа 1814 г. «О учреждении крестов для Духовенства, а для воинства, дворянства и купечества медалей и о разных льготах и милостях» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXXII. № 25671. – СПб.: Типография II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1830. – С. 906-910.

Манифест Александра I от 6 июля 1812 г. «О сборе внутри Государства земского ополчения» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXXII. № 25176. – СПб.: Типография II Отд. Собственной Е.И.В. Канцелярии, 1830. – С. 388.

Устав морской о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море. / Напечатася повелением царскаго величества, 6-м тиснением. – СПб.: При Императорской Академии наук, 1780. – 306 с.

Литература

Крылов, Н. С. Армейское духовенство в войне 1812 г. / Н. С. Крылов // Бомбардир. – 2000. – № 10. – С. 75 – 79.

Мельникова, Л.В. Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь / Л.В. Мельникова // Отечественная история. – 2002. – № 6. – С. 27-38.

Мельникова, Л.В. Русская православная церковь в Отечественной войне 1812 года / Л.В. Мельникова. – М.: Изд-во Московского Сретенского монастыря, 2002. – 240 с.

Чимаров, С.Ю. Русская православная церковь и Вооруженные Силы России в 1800 – 1917 гг. / С.Ю. Чимаров. – СПб.: Нестор, 1999. – 272с.

Шавельский, Г.И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном / Г.И. Шавельский. – СПб.: Кн-во «Сельского вестника»; М.: Т-во И.Д. Сытина, 1912. – 32 с.




1 Крылов Н. С. Армейское духовенство в войне 1812 г. // Бомбардир. 2000. № 10. С. 75.

1 Устав морской о всем, что касается доброму управлению, в бытности флота на море. / Напечатася повелением царскаго величества, 6-м тиснением. – СПб., 1780. С. 93, 112; см. также: Устав воинский о должности генералов-фельдмаршалов, и всего генералитета, и протчих чинов, которые при войске надлежат быть, и оных воинских делах и поведениях, что каждому чинить должно / Напечатася повелением ея императорскаго величества, 4-м тиснением. – СПб., 1776. С. 98.

2 Именной указ Павла I от 4 апреля 1800 г. «О состоянии армейским Священникам в военное время под ведением Обер-Священника» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXVI. № 19369. – СПб., 1830. С. 114

3 Именной указ Павла I от 9 мая 1800 г. «О сношении всем воинским чинам по делам, до Духовного начальства касающимся, с Обер-Священником» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXVI. № 19415. – СПб., 1830. С. 155.

1 Шавельский Г.И. Военное духовенство в борьбе России с Наполеоном. – СПб.; М., 1912. С. 14.

1 Крылов Н.С. Армейское духовенство в войне 1812 г. / Н. С. Крылов // Бомбардир. – 2000. – № 10. С. 76.

2 Манифест Александра I от 6 июля 1812 г. «О сборе внутри Государства земского ополчения» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXXII. № 25176. – СПб., 1830. С. 388.

3 Мельникова Л.В. Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь // Отечественная история. 2002. № 6. С. 30.

4 Там же. С. 30.

1 Мельникова Л.В. Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь // Отечественная история. 2002. № 6. С. 31.

2 Крылов Н.С. Указ. соч. С. 77.

1 Глинка Ф. Н. Очерки Бородинского сражения (Воспоминания о 1812 г.). – Смоленск, 2008. С. 39.

2 Мельникова Л.В. Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь // Отечественная история. 2002. № 6. С. 33.

3 Там же. С. 34.

1 Крылов Н.С. Указ. соч. С. 78.

2 Там же. С. 78.

1 Манифест Александра I от 25 декабря 1812 г. «О принесении Господу Богу благодарения за освобождение России от нашествия неприятельского» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXXII. № 25295. – СПб., 1830. С. 486.

2 Манифест Александра I от 30 августа 1814 г. «О учреждении крестов для Духовенства, а для воинства, дворянства и купечества медалей и о разных льготах и милостях» // Полное собрание законов Российской империи. Собр. 1 Т. XXXII. № 25671. – СПб., 1830. С. 906-907.


Смотрите также:
Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь. Неприятель, вошедший в Смоленскую древнюю Российскую Губернию
77.99kb.
1 стр.
Русская Православная Церковь в Отечественной войне 1812 года
155.51kb.
1 стр.
Православная Церковь Америки: От духовной Миссии к Поместной Церкви
151.07kb.
1 стр.
«Отечественная война 1812 года и Русская Православная Церковь»
298.76kb.
1 стр.
Русская Православная Церковь во время Великой Отечественной Войны Церковь на оккупированной территории
146.39kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» советское государство и русская православная церковь в период с
212.82kb.
1 стр.
Смоляне герои Отечественной войны 1812 года
108.38kb.
1 стр.
Экскурсия по картинной галерее, посвящённой Отечественной войне 1812 года. Учитель
131.28kb.
1 стр.
Курсовая работа российская православная церковь как субъект социальной работы студентка I курса группы сор-01-1
227.16kb.
1 стр.
Викторина «герои отечественной войны 1812 года»
223.26kb.
1 стр.
Бородино битва гигантов. 1812-2012 памятники отечественной войны 1812 года
37.96kb.
1 стр.
Православие в России. Церковь и русская армия
120.58kb.
1 стр.