Главная
страница 1
Содержание курса 11 класса

Введение


Русская литература в контексте мировой художественной культуры 20 века. Литература и глобальные исторические потрясения в судьбе России 20 века. Три основные направления: русская советская литература, литература, официально не признанная властью, литература Русского зарубежья. Основные темы и проблемы. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов.

Литература начала 20 века

Развитие художественных и идейно-нравственных традиций русской классической литературы. Своеобразие реализма в русской литературе начала 20 века. Человек и эпоха – основная проблема искусства. Реализм и модернизм, разнообразие литературных стилей, школ, групп.

Писатели – реалисты начала 20 века

И. А. Бунин. Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Крещенская ночь», «Собака», «Одиночество» и др. Тонкий лиризм пейзажной поэзии, изысканность словесного рисунка, колорита, сложная гамма настроений. Философичность и лаконизм поэтической мысли.

Рассказы: «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник». Своеобразие лирического повествования. Мотив увядания и запустения дворянских гнёзд. Предчувствие гибели традиционного крестьянского уклада. Обращение писателя к широчайшим социально-философским обобщениям в рассказе «Господин из Сан-Франциско». Психологизм бунинской прозы и особенности «внешней изобразительности». Тема любви в рассказах. Поэтичность женских образов. Своеобразие художественной манеры И. Бунина.

Теория литературы. Психологизм пейзажа. Рассказ (углубление представлений).

А. И. Куприн. Жизнь и творчество.

Повести «Поединок», «Олеся», рассказ «Гранатовый браслет» (одно по выбору0. Поэтическое изображение природы в повести «Олеся», богатство духовного мира героини. Толстовские традиции в прозе Куприна. Проблема самопознания личности в повести «Поединок». Смысл названия повести. Трагизм любовной темы в повестях «Олеся», «Поединок». Любовь как высшая ценность мира в рассказе «Гранатовый браслет». Трагическая история любви Желткоыва и пробуждение души Веры Шеиной. Поэтика рассказа. Символическое звучание детали в прозе Куприна. Роль сюжета в повестях и рассказах писателя. Традиции русской психологической прозы в творчестве Куприна.

Теория литературы. Сюжет и фабула эпического произведения.

М. Горький. Жизнь и творчество.

Рассказ «Старуха Изергиль». Романтический пафос и суровая правда рассказов М. Горького. Народно – поэтические истоки романтической прозы писателя. Смысл противопоставления Данко и Ларры. Особенности композиции рассказа.

«На дне». Социально – философская драма. Смысл названия произведения. Атмосфера духовного разобщения людей. «Три правды» в пьесе и их трагическое столкновение: правда факта (Бубнов), правда утешительной лжи (Лука), правда веры в человека (Сатин). Новаторство Горького – драматурга.

Теория литературы. Социально – философская драма как жанр драматургии.

Серебряный век русской поэзии

Символизм

«Старшие символисты»: Н. Минский, Д. Мережковский, З Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб.

«Младосимволисты»: А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов.

Влияние западноевропейской философии и поэзии на творчество русских символистов. Истоки русского символизма.

В. Я. Брюсов. Слово о поэте. Стихотворения: «Творчество», «Юному поэту», «Каменщик», «Грядущие гунны» и др. Брюсов как основоположник русского символизма. Сквозные темы поэзии Брюсова: урбанизм, история, смена культур, мотивы научной поэзии. Рационализм, отточенность образов и стиля.

К. Д. Бальмонт. Слово о поэте. Стихотворения (три по выбору). Цветопись и звукопись поэзии Бальмонта. Тема России в эмигрантской лирике.

А. Белый (Б. Н. Бугаев). Слово о поэте. Стихотворения (три по выбору).

Акмеизм


Статья Н. Гумилёва «Наследие символизма и акмеизм» как декларация акмеизма. Западноевропейские и отечественные истоки акмеизма.

Н. С. Гумилёв. Слово о поэте. Стихотворения: «Жираф», «Озеро Чад»и др. романтический герой лирики Гумилёва. Яркость, праздничность восприятия мира. Активность, действенность позиции героя, неприятие серости, обыденности существования. Трагическая судьба поэта после революции.

Футуризм

Манифесты футуризма. Отрицание литературных традиций, абсолютизация самоценного, «самовитого» слова. Урбанизм поэзии будетлян. Группы футуристов: эгофутуристы (И. Северянин и др.), кубофутуристы (В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, Вас. Каменский), «Центрифуга» (Б. Пастернак, Н. Асеев и др.). Преодоление футуризма крупнейшими его представителями.

И. Северянин (И. В. Лотарёв). Стихотворения из сборников: «Громокипящий кубок», «Ананасы в шампанском», «Романтические розы» и др. (три по выбору). Поиски новых поэтических форм. Фантазия автора как сущность поэтического творчества. Поэтические неологизмы.

Теория литературы. Символизм. Акмеизм. Футуризм (нач. представления). Изобразительно-выразительные средства художественной литературы: тропы, синтаксические фигуры, звукопись (углубление и закрепление представлений).

А. А. Блок. Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Незнакомка», «Россия», «Ночь, улица, фонарь, аптека…», «В ресторане», «Река раскинулась…», «На железной дороге».

«Вхожу я в тёмные храмы…», «Фабрика», «Когда вы стоите на моём пути…» и др. (на выбор).

Литературные и философские пристрастия юного поэта. Темы и образы ранней лирики: «Стихи о Прекрасной Даме». Романтический мир раннего Блока. Музыкальность поэзии Блока, ритмы и интонации. Блок и символизм. Образы «страшного мира», идеал и действительность в художественном мире поэта. Тема Родины в поэзии Блока. Исторический путь России в цикле «На поле Куликовом». Поэт и революция.

Поэма «Двенадцать». История создания поэмы и её восприятие современниками. Многоплановость, сложность художественного мира поэмы. Символическое и конкретно-реалистическое в поэме. Герои поэмы, сюжет, композиция. Авторская позиция и способы её выражения в поэме. Многозначность финала.

Теория литературы. Лирический цикл. Верлибр (свободный стих).авторская позиция и способы её выражения в поэме.

Новокрестьянская поэзия (обзор)

Н. А. Клюев. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Рожество избы», «Вы обещали нам сады…», «Я посвящённый из народа…» (или др. на выбор). Духовные и поэтические истоки новокрестьянской поэзии.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять в кустах багряных…», «Мы теперь уходим понемногу…», «Письмо матери», «Спит ковыль. Равнина дорогая…», «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», «Не жалею, не зову, не плачу…», «Русь советская», «Сорокоуст».

«Я покинул родимый дом…», «Собаке Качалова», «Клён ты мой опавший, клён заледенелый…» или др. на выбор.

Всепроникающий лиризм – специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема его творчества. Народно-поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Любовная тема в творчестве Есенина.

Есенин и имажинизм. Богатство поэтического языка. Цветопись в поэзии Есенина. Сквозные образы есенинской лирики. Трагическое восприятие революционной ломки традиционного уклада русской деревни.

Теория литературы. Фольклоризм литературы. Имажинизм. Лирический стихотворный цикл.

Литература 20-х годов 20 века

Обзор с монографическим изучением одного – двух произведений.

Общая характеристика литературного процесса. Литературные объединения («Пролеткульт», «Кузница», «Серапионовы братья» и др.).

Тема России и революции: трагическое осмысление темы в творчестве поэтов старшего поколения (Блок, Гиппиус, Белый. Ходасевич, Бунин, Мережковский, Ахматова, Цветаева, Мандельштам и др.).

Поиски поэтического языка новой эпохи, эксперименты со словом (Хлебников и др.).

Тема революции и Гражданской войны в творчестве писателей нового поколения («Конармия» Бабеля, «Разгром» Фадеева). Трагизм восприятия прозаиками старшего поколения («Плачи» Ремизова, «Солнце мёртвых» Шмелёва). Поиски нового героя эпохи («Голый год» Пильняка, «Чапаев» Фурманова, «Ветер» Лавренёва).

Русская эмигрантская сатира, её направленность (А. Аверченко. «Дюжина ножей в спину революции», Тэффи. «Ностальгия»).

Теория литературы. Орнаментальная проза (нач. представления).

В. В. Маяковский. Жизнь и творчество.

Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», «Скрипка и немножко нервно», «Лиличка!», «Юбилейное», «Прозаседавшиеся».

«Разговор с фининспектором о поэзии», «Сергею Есенину», «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви», «Письмо Татьяне Яковлевой» или 3 – 5 других на выбор.

Начало творческого пути: дух бунтарства и эпатажа. Поэзия и живопись. Маяковский и футуризм. Поэт и революция. Пафос революционного переустройства мира. Космическая масштабность образов. Поэтическое новаторство Маяковского (ритм, рифма, неологизмы, гиберболичность, пластика образов, дерзкая метафоричность, необычность строфики, графики стиха). Своеобразие любовной лирики поэта. Тема поэта и поэзии в творчестве Маяковского. Сатирическая лирика и драматургия поэта.

Теория литературы. Футуризм. Тоническое стихосложение. Рифма составная (каламбурная), рифма ассонансная.

Литература 30-хгодов 20 века (обзор)

Сложность творческих поисков и писательских судеб в 30-е годы. Понимание миссии поэта и значения поэзии в творчестве Ахматовой, Цветаевой, Пастернака, Мандельштама и др.

Новая волна поэтов: Б. Корнилов, П. Васильев, М. Исаковский, А. Прокофьев, Я. Смеляков, М Светлов и др.

Тема русской истории в литературе 30-х годов: А. Толстой. «Пётр Первый», Ю Тынянов. «Смерть Вазир-Мухтара», поэмы Д. Кедрина, К. Симонова, Л. Мартынова.

Утверждение пафоса и драматизма революционных испытаний в творчестве М. Шолохова, Н. Островского и др.

М. А. Булгаков. Жизнь и творчество.

Романы «Белая гвардия», «Мастер и Маргарита» (на выбор).

История создания и публикации романа «Мастер и Маргарита» Своеобразие жанра и композиции. Роль эпиграфа. Многоплановость, разноуровневость повествования: от символического (библейского или мифологического) до сатирического (бытового). Сочетание реальности и фантастики. «Мастер и Маргарита» - апология творчества и идеальной любви в атмосфере отчаяния и мрака.

Теория литературы. Разнообразие типов романа в русской прозе 20 века. Традиции и новаторство в литературе.

А. п. Платонов. Жизнь и творчество. Повесть «Котлован». Высокий пафос и острая сатира. Тип платоновского героя – мечтателя и правдоискателя. Философская многозначность названия повести. Необычность языка и стиля Платонова.

Теория литературы. Индивидуальный стиль писателя. Авторские неологизмы.

А. А. Ахматова. Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Песня последней встречи», «Сжала руки под тёмной вуалью…», «Мне ни к чему одические рати…», «Мне голос был…», «Родная земля».

«Я научилась просто, мудро жить…», «Приморский сонет» (или др. на выбор). Искренность интонаций и глубокий психологизм ахматовской лирики. Любовь как возвышенное и прекрасное, всепоглощающее чувство в поэзии Ахматовой. Процесс творчества как тема ахматовской поэзии. Разговорность интонации и музыкальность стиха. Слиянность темы России и собственной судьбы. Гражданский пафос лирики Ахматовой в годы Великой отечественной войны.

Поэма «Реквием». Трагедия народа и поэта. Смысл названия поэмы. Библейские мотивы и образы в поэме. Широта эпического обобщения и благородство скорбного стиха. Тема суда времени и памяти. Особенности жанра и композиции.

Теория литературы. Лирическое и эпическое в поэме. Сюжетность лирики.

О. Э. Мандельштам. Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…», «За гремучую доблесть грядущих веков…», «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…», «Мы живём, под собою не чуя страны…» и др.

Культурологические истоки творчества поэта. Слово, словообраз в поэтике поэта. Музыкальная природа эстетического переживания в стихотворениях поэта. Описательно-живописная манера и философичность поэзии Мандельштама. Импрессионистическая символика цвета. Поэт и «век-волкодав». Поэзия Мандельштама в конце 20 – начале 21 века.

Теория литературы. Импрессионизм. Стих, строфа, рифма, способы рифмовки.

М. И. Цветаева. Жизнь и творчество.

Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Стихи к Блоку», «Кто создан из камня…», «Тоска по родине! Давно…».

«Попытка ревности», «Стихи о Москве», «Стихи к Пушкину» или 2 – 3 др. по выбору.

Уникальность поэтического голоса Цветаевой. Искренность лирического монолога-исповеди. Тема творчества, миссии поэта, значения поэзии. Тема Родины. Фольклорные истоки поэтики. Трагичность поэтического мира Цветаевой, определяемая трагичностью эпохи.

Теория литературы. Стихотворный лирический цикл, фольклоризм литературы, лирический герой.

М. А. Шолохов. Жизнь. Творчество. Личность. «Тихий Дон» - роман-эпопея о всенародной трагедии. История создания. Широта эпического повествования. Герои эпопеи. Система образов романа. Тема семейная в романе. Семья Мелеховых. Трагедия целого народа и судьба одного человека. Проблема гуманизма в эпопее. Женские судьбы в романе. Шолохов как мастер психологического портрета. Утверждение высоких нравственных ценностей. Традиции Л. Толстого в прозе Шолохова. Художественное своеобразие романа.

Теория литературы. Роман-эпопея. Традиции и новаторство в художественном творчестве.

Литература периода Великой Отечественной войны

Литература «предгрозья»: два противоположных взгляда на неизбежно приближающуюся войну. Лирика Ахматовой, Пастернака, Н. Тихонова, Исаковского, Суркова, Прокофьева, Симонова. Берггольц; песни А. Фатьянова; поэмы «Зоя» Алигер, «Февральский дневник» Берггольц, «Сын» А. Антокольского. Органическое сочетание высоко патриотических чувств с глубоко личными, интимными переживаниями лирического героя.

Человек на войне, правда о нём. Жестокие реалии и романтика в описании войны. Очерки, рассказы, повести А. Толстого, Шолохова, Паустовского, Платонова и др.

Глубочайшие нравственные конфликты, особое напряжение в противоборстве характеров, чувств, убеждений в трагической ситуации войны: драматургия Симонова, Л. Леонова.

Значение литературы периода Великой Отечественной войны для прозы, поэзии, драматургии 2-ой половины 20 века.

Литература 50 – 90-х годов

Новое осмысление военной темы в творчестве Ю. Бондарева, В. Богомолова, Г. Бакланова, В. Некрасова, В. Быкова, Б. Васильева и др.

Новые темы, идеи, образы в поэзии периода «оттепели» (Б. Ахмадуллина, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и др.). Молодые поэты – шестидесятники: В. Соколов, В. Фёдоров, Н. Рубцов, Д. Самойлов, Л. Мартынов и др.

«Городская» проза: Д. Гранин, В. Дудинцев, Ю. Трифонов и др.

«Деревенская» проза: С. Залыгин, В. Белов, В. Астафьев, Б. Можаев, Ф. Абрамов, В. Шукшин и др.

Драматургия. Нравственная проблематика пьес А. Володина («Пять вечеров»), а. Арбузова («Иркутская история»), В. Розова («Гнездо глухаря»), А. Вампилова («Прошлым летом в Чулимске») и др.

Литература Русского зарубежья (В. Набоков, В. Ходасевич, Г. Иванов, Г. Адамович, б. Зайцев, М. Осоргин и др.).

Многообразие оценок литературного процесса в критике и публицистике.

Авторская песня. Её место в развитии литературного процесса и музыкальной культуры страны. Песенное творчество А. Галича, Ю. Визбора, В. Высоцкого, Б. Окуджавы и др.

А. т. Твардовский. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Вся суть в одном-единственном завете…», «Памяти матери», «Я знаю, никакой моей вины…».

«В тот день, когда закончилась война…», «Дробится рваный цоколь монумента…», «Памяти Гагарина» (или 2-3 других на выбор).

Лирика крупнейшего русского эпического поэта 20 века. Размышления о настоящем и будущем родины. Чувство сопричастности к судьбе страны, утверждение высоких нравственных ценностей. Искренность исповедальной интонации поэта.

Теория литературы. Традиции и новаторство в поэзии. Гражданственность поэзии. Элегия как жанр лирической поэзии.

Б. Л. Пастернак. Жизнь и творчество. Стихотворения: «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всём мне хочется дойти…», «Гамлет», «Зимняя ночь».

«Марбург», «Быть знаменитым некрасиво…» (или 2 др. на выбор). Тема поэта и поэзии в творчестве пастернака. Любовная лирика поэта. Философская глубина раздумий. Человек и природа в поэзии Пастернака.

Роман «Доктор Живаго» (обзор с анализом фрагментов). История создания и публикации романа. Жанровое своеобразие и композиция. Образы – символы и сквозные мотивы в романе. Образ главного героя. Женские образы в романе.

А. И. Солженицын. Жизнь. Творчество. Личность.

Повесть «Один день Ивана Денисовича». Своеобразие раскрытия «лагерной» темы в повести. Образ Ивана Денисовича Шухова. Проблема русского национального характера в контексте трагической эпохи.

Теория литературы. Прототип литературного героя. Житие как литературный повествовательный жанр.

В. Т. Шаламов. Жизнь и творчество.

Рассказы «На представку», «Сентенция» (или 2 др. на выбор). Автобиографический характер прозы Шаламова. Жизненная достоверность, почти документальность «Колымских рассказов» и глубина проблем, поднимаемых писателем. Характер повествования. Образ повествователя. Новаторство Шаламова – прозаика.

Теория литературы. Новелла. Психологизм художественной литературы.

Н. М. Рубцов. «Видения на холме», «Русский огонёк», «Звезда полей», «В горнице» (или др.). Основные темы и мотивы лирики Рубцова – Родина-Русь, её природа и история, судьба народа, духовный мир человека, его нравственные ценности. Драматизм мироощущения поэта.

В. П. Астафьев. «Царь-рыба», «Печальный детектив» (на выбор). Взаимоотношения человека и природы в романе «Царь-рыба2. Утрата нравственных ориентиров – главная проблема в романе «Печальный детектив».

В. Г. Распутин. «Последний срок», «Прощание с Матёрой», «Живи и помни» (одно на выбор). Тема отцов и детей в повести «Последний срок». Народ, его история, его земля в повести «Прощание с Матёрой». Нравственное величие русской женщины, её самоотверженность в повести «Живи и помни».

И. А. Бродский. Стихотворения: «Осенний крик ястреба», «На смерть Жукова», «Сонет» (или 3 др.). Широта проблемно-тематического диапазона поэзии Бродского.

Теория литературы. Сонет как стихотворная форма.

Б. Ш. Окуджава. Слово о поэте. Стихотворения: «До свидания, мальчики», «Ты течёшь, как река. Странное название…», «Когда мне невмочь пересилить беду…» или др. Память о войне в лирике поэта-фронтовика. Поэзия «оттепели» и песенное творчество Окуджавы. Развитие романтических традиций в поэзии Окуджавы.

Теория литературы. Литературная песня. Романс. Бардовская песня.

Ю. В. Трифонов. Повесть «Обмен». «Городская» проза в повести Трифонова. Осмысление вечных тем человеческого бытия на фоне и в условиях городского быта. Проблема нравственной свободы человека перед лицом обстоятельств. Смысловая многозначность названия. Тонкий психологизм писателя.

Теория литературы. Психологизм художественной литературы. Повесть как жанр повествовательной литературы.

А. В. Вампилов. Пьеса «Утиная охота» (или др.). Проблематика, основной конфликт и система образов. Своеобразие композиции. Образ главного героя. Смысл финала пьесы.

Из литературы народов России

Мустай Карим. Жизнь и творчество башкирского поэта, прозаика, драматурга. Стихотворения: «Подует ветер…», «Тоска», «Давай, дорогая, уложим и скарб и одежду…», «Птиц выпускаю» или др. Лирика М. Карима. Отражение вечного движения жизни, непреходящих нравственных ценностей в лирике поэта. Тема памяти о родных местах, мудрости предков. Любовная лирика поэта. Глубокий психологизм лирики.

Теория литературы. Национальное и общечеловеческое в художественной литературе.

Литература конца 20 – начала 21 века

Общий обзор произведений последнего десятилетия.

Проза: В. Белов, Е. Носов, В. Крупин, Т. Толстая, Л. Петрушевская, В. Токарева и др.

Поэзия: Б. Ахмадуллина, А. Вознесенский, Е. Евтушенко, Ю. Друнина, Ю. Мориц, О. Фокина, О. Селакова и др.

Из зарубежной литературы

Д. Б. Шоу. «Дом, где разбиваются сердца», «Пигмалион» (одна из пьес по выбору).

«Дом, где разбиваются сердца». Влияние Чехова на драматургию Шоу. «Английская фантазия на русские темы». Мастерство писателя в создании индивидуальных характеров.

«Пигмалион». Власть социальных предрассудков над сознанием людей. Проблема духовного потенциала личности и его реализации. Характеры главных героев. Открытый финал.

Теория литературы. Парадокс как художественный приём.

Т. С. Элиот. Слово о поэте. Стихотворение «Любовная песнь Дж. Альфреда Пруфрока». Тревога и растерянность человека на рубеже новой эры, начавшейся Первой мировой войной. Ирония автора.

Э. М. Хемингуэй. Рассказ о писателе с краткой характеристикой романов «И восходит солнце», «Прощай, оружие!». Повесть «Старик и море» как итог долгих нравственных исканий писателя. Образ главного героя. Единение человека и природы.



Э. М. Ремарк. «Три товарища» (обзор). Ремарк как наиболее яркий представитель «потерянного поколения». Трагическая концепция жизни в романе. Своеобразие художественного стиля писателя.

Теория литературы. Внутренний монолог.


Смотрите также:
Литература, официально не признанная властью, литература Русского зарубежья. Основные темы и проблемы. Тема исторической памяти, национального самосознания. Поиск нравственного и эстетического идеалов. Литература начала 20 века
126.64kb.
1 стр.
Литература 19 века Русская литература 19 века в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы 19 века
73.01kb.
1 стр.
Литература английского декаданса: истоки, становление, саморефлексия
583.39kb.
3 стр.
Литература Курдюмова Т. Ф. Литература 6 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф. Литература 7 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф. Литература 8 кл. Дрофа Курдюмова Т. Ф. Литература 9 кл. Дрофа Архангельский А. Н. Литература 10 кл
90.23kb.
1 стр.
Программа Международной конференции 5 8 апреля 2011 «Зарубежная литература XIX века Актуальные проблемы изучения»
254kb.
1 стр.
Программа Международной конференции 5 8 апреля 2011 «Зарубежная литература XIX века Актуальные проблемы изучения»
254.71kb.
1 стр.
И. Н. Сухих Литература. В двух частях. М, "Академия",2010 Литература. Практикум. Под ред. И. Н. Сухих М, "Академия",2010 Тема для сочинений выбирается одна из предложенного перечня Проза конца XIX начала XX века
196.19kb.
1 стр.
Тематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное
176.64kb.
3 стр.
Литература •Историческая книга •Фантастика •Русская литература •Зарубежная литература •Аудиокниги на английском языке
59.72kb.
1 стр.
Тема Специфика литературного процесса конца ХХ – начала ХХI века
91.04kb.
1 стр.
Литература начала ХХ века: развитие, жанры, тематическое своеобразие
112.57kb.
1 стр.
Вопросы к экзамену по курсу «Русская литература конца XX начала XXI века»
35.73kb.
1 стр.