Главная
страница 1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УДМУРТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

________________________________________________________________

Географический факультет

УТВЕРЖДАЮ

_______________________

«______» ________________20___ г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Экология грибов и лишайников

Направление подготовки

022000 – Экология и природопользование

Профиль подготовки



022010 – Экология

Степень выпускника

БАКАЛАВР

Форма обучения



очная

Ижевск 2011



  1. Цель и задачи освоения дисциплины.

Целью освоения дисциплины «Экология грибов и лишайников» является получение всесторонних знаний о грибах как важнейших компонентов природных экосистем.

Задачи освоения дисциплины



  • знать место грибов в природных экосистемах

  • знать строение и биологические особенности грибов

  • знать важнейших представителей обитающих на территории Удмуртской Республики

использовать знания в практической деятельности

  1. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРА.

Область профессиональной деятельности бакалавра включает:

  • проектные, изыскательские, научно-исследовательские, производственные, маркетинговые, консалтинговые, экономические, юридические, обучающие, экспертные отделы, департаменты, бюро, центры, фирмы, компании, институты, занимающиеся охраной окружающей среды;

  • федеральные и региональные органы охраны природы и управления природопользованием (Министерство природных ресурсов РФ, другие природоохранные ведомства и учреждения);

  • учреждения Министерства регионального развития РФ, Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства экономического развития РФ, Федерального агентства по строительству и ЖКХ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства культуры РФ, Федерального агентства по образованию, Министерства сельского хозяйства РФ и подведомственных им федеральных служб и агентств;

  • Федеральную службу по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное агентство по туризму, Федеральную службу безопасности РФ;

  • органы власти и управления субъектов РФ, муниципальных образований;

  • академические и ведомственные научно-исследовательские организации;

  • образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, а также общеобразовательные учреждения;

  • природоохранные подразделения производственных предприятий и организаций;

  • средства массовой информации;

  • общественные организации и фонды;

  • представительства зарубежных фирм.

Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование являются:

  • природные, антропогенные, природно-хозяйственные, эколого-экономические, производственные, социальные, общественные территориальные системы и структуры на глобальном, национальном, региональном и локальном уровнях;

  • государственное планирование, контроль, мониторинг, экспертиза экологических составляющих всех форм хозяйственной деятельности;

  • образование, просвещение и здоровье населения, демографические процессы, программы устойчивого развития на всех уровнях.

Бакалавр по направлению 022000 Экология и природопользование готовится к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно-исследовательская;

  • проектно-производственная;

  • контрольно-ревизионная;

  • административная;

  • педагогическая.

Бакалавры по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование подготовлены к участию в работе в полевых экологических экспедициях, в научных экологических лабораториях, в вычислительных центрах при проведении научно-исследовательских и производственных экологических работ.

Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения и объединениями работодателей.



Бакалавр по направлению подготовки 022000 Экология и природопользование науки должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • В научно-исследовательской деятельности: Участие в проведении научных исследований в области экологии, охраны природы и других наук об окружающей среде, в академических учреждениях и вузах под руководством специалистов и квалифицированных научных сотрудников, в том числе:

  • проведение лабораторных исследований,

  • осуществление сбора и первичной обработки материала,

  • участие в полевых натурных исследованиях.

  • В проектно-производственной деятельности: сбор и обработка первичной документации для оценки воздействий на окружающую среду, участие в проектировании типовых мероприятий по охране природы, проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности по осуществлению проектов на территориях разного иерархического уровня, разработка проектов практических рекомендаций по сохранению природной среды.

  • В контрольно-ревизионной деятельности: подготовка документации для экологической экспертизы различных видов проектного анализа, участие в контрольно-ревизионной деятельности, экологическом аудите.

  • В административной деятельности: участие в работе административных органов управления, обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности.

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ БАКАЛАВРИАТА ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК-1 – владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-2 – уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

ОК-3 – понимать социальную значимость своей будущей профессии, обладать высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

ОК-4 – использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способен анализировать социально значимые проблемы и процессы;

ОК-5 – обладать базовыми знаниями отечественной истории, пониманием причинно-следственных связей в развитии российского общества, основ философии, основ экономики и социологии, способствующими развитию общей культуры и социализации личности, умением их использовать в области экологии и природопользования, а также базовыми представлениями о приверженности к этическим ценностям;

ОК-6 – иметь базовые знания в области информатики и современных геоинформационных технологий, владеть навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, умением создавать базы данных и использовать ресурсы Интернет, владеть ГИС-технологиями; уметь работать с информацией из различных источников для решения профессиональных и социальных задач;

ОК-7 – обладать базовыми знаниями основ педагогики и психологии, позволяющими освоить методики преподавания и понять психологические особенности межличностных взаимоотношений;

ОК-8 – обладать способностью к использованию организационно-управленческих навыков в профессиональной и социальной деятельности;

ОК-9 – быть способным к использованию знаний иностранного языка в профессиональной и межличностной коммуникации; обладать готовностью следовать легитимным этническим и правовым нормам; обладать толерантностью и способностью к социальной адаптации;

ОК-10 – иметь базовые представления об основах правоведения;

ОК-11 – иметь ясные представления о здоровом образе жизни и физической культуре;

ОК-12 – понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы, возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной безопасности, в т.ч. защиты государственной тайны;

ОК-13 – владеть основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, иметь навыки работы с компьютером как средством управления информацией.



Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • общенаучными:

ПК-1 – обладать базовыми знаниями в области фундаментальных разделов математики в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом экологических наук, для обработки информации и анализа данных по экологии и природопользованию;

ПК-2 – обладать базовыми знаниями фундаментальных разделов физики, химии и биологии в объеме, необходимом для освоения физических, химических и биологических основ в экологии и природопользовании; владеть методами химического анализа, а также методами отбора и анализа геологических и биологических проб; иметь навыки идентификации и описания биологического разнообразия, его оценки современными методами количественной обработки информации;

ПК-3 – иметь профессионально профилированные знания и практические навыки в общей геологии, теоретической и практической географии, общего почвоведения и обладать способностью их использовать в области экологии и природопользования;


  • общепрофессиональными:

ПК-4 – иметь базовые общепрофессиональные (общеэкологические) представления о теоретических основах общей экологии, геоэкологии, экологии человека, социальной экологии, охраны окружающей среды;

ПК-5 – знать основы учения об атмосфере, о гидросфере, о биосфере и ландшафтоведении;

ПК-6 – знать основы природопользования, экономики природопользования, устойчивого развития, оценки воздействия на окружающую среду, правовых основ природопользования и охраны окружающей среды; быть способным понимать, излагать и критически анализировать базовую информацию в области экологии и природопользования;

ПК-7 – знать теоретические основы экологического мониторинга, нормирования и снижения загрязнение окружающей среды, техногенных систем и экологического риска; обладать способностью к использованию теоретических знаний в практической деятельности;



  • компетенциями в области «Экология»:

ПК-8 – знать теоретические основы биогеографии, экологии животных, растений и микроорганизмов;

ПК-9 – владеть методами прикладной экологии, экологического картографирования, экологической экспертизы и мониторинга; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике;



  • компетенции в области «Природопользование»:

ПК-10 – знать теоретические основы биогеографии, общего ресурсоведения и регионального природопользования, картографии;

ПК-11 – владеть методами экологического проектирования и экспертизы, экологического менеджмента и аудита, экологического картографирования; владеть методами обработки, анализа и синтеза полевой и лабораторной экологической информации и использовать теоретические знания на практике.

Дисциплина входит в цикл профессиональной вариативной части. Дисциплина адресована профилю «Общая экология» Изучению дисциплины предшествуют дисциплины: биология, биоразнообразие, современная система природы. Программа дисциплины построена по блочному типу, в ней выделены два раздела – экология грибов и экология лишайников.

Компетенции студента в результате освоения дисциплины.

ПК-8. Знать теоретические основы экологии грибов и лишайников.

ПК-9. Владеть методами экологического мониторинга, обработки полевой информации и использовать теоретические знания на практике.

В результате освоения дисциплины студент должен

Знать:

- место грибов в системе живой природы



- морфо-биологическую характеристику каждой изучаемой группы

- адаптивную характеристику каждой экологической группы

Уметь:

- отличать ядовитые виды грибов своей местности



- использовать виды изучаемых организмов в биоиндикации и мониторинге окружающей среды.

4. Структура дисциплины.

Общая трудоемкость составляет 2 зач. ед., 72 часа, семестр 7.



п/п


Разделы, темы

Неделя семестра

Виды учебной работы

Форма контроля

Компетенции

л

пр

срс

I

Экология грибов



















1.1

Общая характеристика грибов

1.2,3,4

6

12

4

КР

ПК-8, ПК-9

1.2

Грибоподобные организмы

5,6

2

2

3

КР

ПК-8

1.3

Сумчатые грибы

7,8.9

6

6

3

Семинар

ПК-8

1.4

Базидиальные грибы

10,11,12,13,14

8

4

4

КР, семинар

ПК-8

II

Экология лишайников

15,16,17,18

6

2

4

КР

ПК-8,ПК-9




Итого:




28

26

18







5. Содержание дисциплины

5.1. Лекционная часть.

п/п


Тема

Часы

1.

Современная система грибов.

Дается историческая справка о месте грибов в системе живой природы 18-20 видов.



2

2.

Общая характеристика грибов.

Рассматривается строение, питание, рост, размножение грибов, жизненные циклы.



2

3.

Экология грибов.

Рассматриваются экологические группы грибов по питанию, субстрату.



2

4.

Грибоподобные организмы.

Дается краткая характеристика миксомицетов и оомицетов, их экологические особенности



2

5.

Сумчатые грибы – общая характеристика. Строение, размножение, цикл развития. Классификация сумчатых.

2

6.

Паразитические сумчатые грибы.

Рассматриваются представители из разных классов и порядков, вызывающие заболевания растений и человека.



2

7.

Сапротрофные сумчатые грибы.

Рассматриваются сапротрофные представители голосумчатых (дрожжи) и плодосумчатых – макромицеты.



2

8.

Базидиальные грибы – общая характеристика, строение, размножение, цикл развития, классификация.

2

9.

Базидиальные грибы – паразиты.

Рассматриваются головневые и ржавчинные – циклы развития.



2

10.

Базидиальные грибы – ксилотрофы.

Дается характеристика афиллофоравных (трутовиковых) и агариковых, обитающих на древесине.



2

11.

Базидиальные грибы – симбиотрофы.

Характеризуются микоризные грибы-микромицеты: Болетальные, Руссулальные.



2

12.

Гастеромицеты. Гетеробазидиальные

2

13.

Лишайники – общая характеристика.

Строение, размножение, жизненные формы.



2

14.

Экология лишайников.

Экологические группы. Лихеноиндикация.



2




Итого:

28

5.2. Программа практических занятий.

Практические занятия проводятся в форме семинаров, экскурсий в природу и в форме письменной контрольной работы.



    1. Экскурсия в сосновый лес (п. Селычка) – 6ч.

Экологические группы макромицетов. Проводится сбор грибов разных экологических групп: ксилотрофы – паразитические и сапротрофные, подстилочные и гумусные сапротрофы, микоризные – 4 часа. Записываются признаки конкретных видов грибов из разных групп – 2 часа.

    1. Экскурсия по городу.

Экология лишайников. Маршрут экскурсии: ул. Удмуртская, Воткинское шоссе, парк Космонавтов, смешанный лес. Студентов проводят учет лишайников эпифитов и эпигейных по покрытию и обилию в разных биотопах по степени антропогенного влияния и делают вывод о степени загрязненности воздушной среды.

    1. Рубежная контрольная работа.

Вопросы.

  1. Признаки грибов сходные с растениями – 4 балла

  2. Признаки грибов сходные с животными - 4 балла

  3. Вегетативное тело грибов - 4 балла

  4. Бесполое и половое размножение грибов - 4 балла

  5. Слизевики – общая характеристика - 4 балла

  6. Экологические группы грибов по типу питания - 4 балла

  7. Паразитические слизевики, циклы развития - 4 балла

  8. Экологические группы оомицетов, их - 4 балла

Литература:1,2,3,7 лекции

    1. Сумчатые грибы – семинарское занятие. 2 часа

Вопросы:

  1. Вегетативное тело сумчатых

  2. Бесполое размножение

  3. Половое размножение

  4. Жизненный цикл

  5. Классификация сумчатых

  6. Голосумчатые – дрожжи

  7. Тафриновые

  8. Типы плодовых тел

  9. Типы сумок

Литература: 1,3,7 лекции

    1. Плодосумчатые грибы - семинарское занятие. 2 часа

Вопросы:

1) Плектомицеты

2) Пиреномицеты

3) Грибы – плесени

4) Паразитические сумчатые

5) Дискомицеты

6) Сапротрофные сумчатые

7) Микоризные сумчатые

8) Практическое значение

Литература 3,5,6 лекции



    1. Рубежная контрольная работа. 2 часа

Вопросы:

  1. Общая характеристика хитридиомицетов - 4 балла

  2. Общая характеристика зигомицетов - 4 балла

  3. Мукоровые грибы – строение, размножение, экология, представители - 4 балла

  4. Сумчатые – общая характеристика - 4 балла

  5. Цикл развития сумчатых грибов - 4 балла

  6. Спорынья пурпурная – цикл развития - 4 балла

  7. Мучнисторосяные грибы - 4 балла

  8. Сморчковые грибы - 4 балла

Литература: 1,3,5 лекции

    1. Базидиальные грибы - семинарское занятие. 2 часа

  1. Общая характеристика отдела

  2. Размножение

  3. Цикл развития базидиальных

  4. Типы базидий

  5. Классификация отдела

  6. Головневые грибы

  7. Ржавчинные грибы

  8. Парадии бизидиомицетов

  9. Гименомицеты

  10. Гастеромицеты

Литература: 1,3,5 лекции

    1. Лишайники - семинарское занятие. 2 часа

Вопросы:

  1. Природа лишайников

  2. Микобионт

  3. Фикобионт

  4. Размножение лишайников

  5. Типы талонов

  6. Гомеомерное строение

  7. Питание и рост лишайников

  8. Классификация лишайников

Литература: 1,3,8 лекции

    1. Рубежная контрольная работа. 2 часа

Вопросы:

  1. Базидиальные грибы – общая характеристика - 4 балла

  2. Классификация отдела (классы, пародии) - 4 балла

  3. Цикл развития твердой головки пшеницы - 4 балла

  4. Цикл развития хлебной ржавчины - 4 балла

  5. Характеристика фикобионта и микобионта - 4 балла

  6. Жизненные формы лишайников - 4 балла

  7. Экологические группы лишайников - 4 балла

  8. Биологические и физиологические формы лишайников - 4 балла

Литература: 1.4, 8 лекции.

6. Образовательные технологии.

При проведении занятий используются традиционные технологии сообщающего обучения: лекции, собеседования, семинары. В ряде лекций используется проблемный принцип изложения нового материала. Задается проблема на лекции. На следующей лекции студенты пытаются дать пути ее разрешения, а затем уже преподаватель подытоживает результаты.

На практических занятиях-экскурсиях студенты активно используют компетенции на практике.

Программа самостоятельной работы студентов (СРС)



Код комп.

Тема

Вид

Форма

Объем

в часах


Уч.-метод.

материал


ПК-8

Общая характеристика грибов

КР

СРС

4




ПК-8

Грибоподобные организмы

КР

СРС

3




ПК-8

Сумчатые грибы

С, КР

СРС

3




ПК-8

Базидиальные грибы

С, КР

СРС

4




ПК-8

ПК-9


Лишайники

КР

СРС

4




Условные сокращения:

С. – подготовка к семинару

КР – подготовка контрольной работе

Содержание СРС

Вопросы к семинарам и контрольным работам, приведены выше в разделе 6 данной программы.

График контроля СРС



Недели

семестра


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Форма

контроля

















КР




С




С




КР




С




С

КР




7. Оценочные средства контроля успеваемости

Текущий контроль проводится в форме семинарских занятий и письменных контрольных работ. Промежуточная аттестация проводится в форме зачета. Вопросы к семинарским занятиям и контрольным работам приведены выше в разделе 6. Вопросы для зачета приведены здесь в виде терминов.



  1. Плазмодий

  2. Ризомицемий

  3. Склероций

  4. Ризоморфы

  5. Конидии

  6. Пряжки

  7. Плектенхима

  8. Плазмодиофора

  9. Ксилотрофы

  10. Копротрофы

  11. Сапротрофы

  12. Карботрофы

  13. Герботрофы

  14. Симбиотрофы

  15. Эктомикориза

  16. Голосумчатые

  17. Плодосумчатые

  18. Соматогамия

  19. Гаметангиогамия

  20. Дикарион

  21. Клейстотеций

  22. Апотеций

  23. Гломовые

  24. Первичный мицелий

  25. Головня

  26. Устомицеты

  27. Гименомицеты

  28. Гименофор

  29. Пиреномицеты

  30. Афиллофоровые

  31. Эцидий

  32. Гетеробазидия

  33. Изидии

  34. Сорали

  35. Фикобионт

  36. Гетеромерное слоевище

  37. Эпигейные виды

  38. Эпиксильные виды

  39. Накипный таллом

  40. Лихеноиндикация

За каждый правильный ответ дается один балл. Для зачета надо набрать не менее 21 балла. Студенты, набравшие за рубежный контроль 50-60 баллов, от сдачи зачета освобождаются.

8. Учебно-методическое обеспечение.

Основная литература.

      1. Мухин В.А. Низшие растения: уч.пос. / Екатеринбург: Изд.ур.ун-та. 2007. – 200 с.

      2. Белякова Г.В. и др. Ботаника Т. 1,2. Водоросли, грибы: Учебник. – М.: Академия. – 2006. – 320 с.

      3. Тычинин В.А. Систематика грибов: уч.-метод. пособие. / Ижевск: УдГУ. – 2008. – 80 с.

      4. Тычинин В.А. Определитель лишайников. Ижевск: УдГУ. – 1995.

Дополнительная литература.

      1. Переведенцева Л.Г. Микология: Учебник / Пермь: Перм. гос. ун-т. – 2009. – 199 с.

      2. Дьяков Ю.Т. Введение в альгологию и микологию: Уч. пос-е. – М.: МГУ, 2006. – 192 с.

      3. Мюллер Э., Лефлер В. Микология. – М.: Мир, 2995. – 343 с.

      4. Пауков А.Г. Лишайники Ср. Урала / Екатеринбург: Ур. Ун-т, 2005. – 207 с.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Требования к аудиторному оборудованию, в том числе к неспециализированному компьютерному оборудованию и программному обеспечению общего пользования:



  1. Ноутбук.

  2. Проектор.

  3. Экран.

Для подготовки к занятиям студенты должны иметь свободный доступ в Интернет.

10. Регламент утверждения рабочей программы

Разработчик рабочей программы дисциплины



ФИО

Ученая степень

Ученое звание

Должность

Контактная информация (служебные E-mail и телефон)

Тычинин Виктор Алексеевич

Канд. биол. наук

Доцент

Профессор

916-433

Экспертиза рабочей программы

Первый уровень

(оценка качества содержания программы и применяемых педагогических технологий)



Наименование кафедры

Дата заседания

протокола

Общей экологии







Выписка из решения

Второй уровень

(соответствие целям подготовки и учебному плану образовательной программы)



Уполномоченный орган (методическая комиссия)

Дата принятия решения

протокола










Выписка из решения

Иные документы об оценке качества рабочей программы дисциплины

(ФЭПО, отзывы работодателей, студентов и пр.)



Документ об оценке качества

Дата документа

протокола










Утверждение рабочей программы дисциплины

Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

документа










Внесение изменений в рабочую программу дисциплины

(обновление и переутверждение рабочей программы)



Уполномоченный орган (должностное лицо)

Дата принятия решения

протокола




















Смотрите также:
Рабочая программа дисциплины (модуля) Экология грибов и лишайников Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
234.51kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) экологическая токсикология направление подготовки 022000 Экология и природопользование
240.87kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины биоразнообразие Направление подготовки 022000 Экология и природопользование
503.91kb.
4 стр.
Направление- 022000. 62 «Экология и природопользование» Байыр-оол Шончалай Орлановна
306.12kb.
5 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) наименование: Экология металлургического производства
221.17kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальности 013100 "Экология", направления 511100 "Экология и природопользование"
82.73kb.
1 стр.
Рабочей программы дисциплины Радиационной экологии по направлению подготовки 022000 «Экология и природопользование»
14.6kb.
1 стр.
Программа дисциплины для специальностей 013100 «Экология», 320200 «Биоэкология», направления 511100 «Экология и природопользование»
76.47kb.
1 стр.
Программа учебной дисциплинЫ «информатика»
146.68kb.
1 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) правоведение направление подготовки: Информационная безопасность Профиль подготовки
1525.79kb.
12 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «информационные технологии в юридической деятельности» Направление подготовки
573.84kb.
4 стр.
Рабочая программа дисциплины (модуля) «Математические методы в исторических исследованиях» Направление подготовки
782.1kb.
4 стр.