Главная
страница 1страница 2страница 3



GE.05-30291 (R) 250405 260405




ОРГАНИЗАЦИЯ

ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ

E




1




ЭКОНОМИЧЕСКИЙ

И СОЦИАЛЬНЫЙ СОВЕТ

Distr.


TRADE/2005/18 TRADE/CEFACT/2005/28

16 February 2005
RUSSIAN

Original: 






ЕВРОПЕЙСКАЯ ЭКОНОМИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
КОМИТЕТ ПО РАЗВИТИЮ ТОРГОВЛИ, ПРОМЫШЛЕННОСТИ

И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Девятая сессия, 23-28 мая 2005 года

Пункт 9 предварительной повестки дня


Центр по упрощению процедур торговли и электронным

деловым операциям (СЕФАКТ ООН)

Одиннадцатая сессия (22-24 июня 2005 года)



Пункт 7 предварительной повестки дня
ИНСТРУМЕНТЫ ЕЭК ООН ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ ПО УПРОЩЕНИЮ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ В РАМКАХ ДОХИЙСКОЙ ПРОГРАММЫ РАБОТЫ ВТО:

ОБЗОР СТАТЕЙ V, VIII И Х ГАТТ 1994 ГОДА
Записка секретариата
Упрощение процедур торговли в настоящее время является важным вопросом для переговоров в рамках Дохийской программы работы ВТО. Эти переговоры направлены на уточнение и улучшение соответствующих аспектов статей V, VIII и Х ГАТТ 1994 года, которые содержат положения, касающиеся транзита товаров, сборов и формальностей при осуществлении импортно-экспортных операций, а также вопросов транспарентности. В настоящем документе поясняется, каким образом стандарты в области упрощения процедур торговли и перевозки, конвенции и рекомендации, разработанные под эгидой Европейской экономической комиссии (ЕЭК ООН), в частности ее Центром по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) и Комитетом по внутреннему транспорту, могут оказать помощь членам ВТО в выполнении операционных требований, предусмотренных вышеупомянутыми статьями. Кроме того, в нем описываются программа и инструменты ЕЭК ООН в области укрепления потенциала, которые призваны служить для стран руководством в процессе внедрения инструментов по упрощению процедур торговли. Настоящий документ посвящен тем конкретным аспектам положений статей V, VIII и Х ГАТТ 1994 года, по которым ЕЭК ООН может оказать экспертную помощь и предложить инструменты для решения приоритетных задач и удовлетворения потребностей членов ВТО, определенных в представленных ими сообщениях и других источниках ВТО.

I. ВВЕДЕНИЕ
1. Организация Объединенных Наций разрабатывает и ведет договорные документы в области упрощения процедур торговли и перевозок, включая международные конвенции, стандарты, рекомендации, руководящие принципы и кодексы наилучшей практики. В частности, через свой Центр по упрощению процедур торговли и электронным деловым операциям (СЕФАКТ ООН) Европейская экономическая комиссия Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН) осуществляет глобальные функции по разработке таких инструментов в отношении торговых процедур и документации. Кроме того, Комитет по внутреннему транспорту ЕЭК ООН с помощью многосторонних и региональных конвенций содействует гармонизации и совершенствованию норм и правил перевозки, а также упрощению и согласованию процедур пересечения границ.
2. В решении, принятом 1 августа 2004 года Генеральным советом ВТО по Дохийской программе работы, которая содержится в документе WT/L/579, члены ВТО путем выраженного консенсуса постановили начать переговоры по вопросам упрощения процедур торговли в соответствии с "Условиями для переговоров по упрощению торговли", изложенными в приложении D к этому документу. В Условиях указано, что переговоры "призваны уточнить и улучшить соответствующие аспекты статей V, VIII и Х ГАТТ 1994 года в целях более быстрого перемещения, таможенного оформления и выпуска во внутреннее обращение товаров, включая товары, следующие транзитом"1. Условия также содержат заверения в отношении полного учета принципов особого и дифференцированного подхода для развивающихся и наименее развитых стран, а также повышения эффективности, технической помощи и мер в области наращивания потенциала, осуществляемых в рамках сотрудничества с международными организациями.
3. Кроме того, в Условиях оговорен учет деятельности соответствующих международных организаций в области упрощения процедур торговли. В этом контексте весьма актуальное значение приобретает деятельность Организации Объединенных Наций, в частности работа, подготовленные материалы и накопленный опыт и знания СЕФАКТ ООН и Комитета по внутреннему транспорту, деятельностью которых руководит ЕЭК ООН. Важная роль ЕЭК ООН в области упрощения процедур торговли и перевозок в полной мере признается членами ВТО, о чем свидетельствуют различные представленные ими материалы2. Все партнеры в рамках Организации Объединенных Наций, а также ВТО прилагают усилия для обеспечения синергизма и недопущения дублирования в работе.
4. В настоящем документе поясняется, каким образом стандарты в области упрощения процедур торговли и перевозок, конвенции и рекомендации, разработанные под эгидой Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (ЕЭК ООН), в частности СЕФАКТ ООН и в Комитете по внутреннему транспорту, могут оказать помощь членам ВТО в удовлетворении операционных требований, предусмотренных вышеуказанными статьями. Кроме того, в документе описываются инструменты и программа ЕЭК ООН в области наращивания потенциала, призванные служить руководством для стран в процессе внедрения инструментов в области процедур торговли. Настоящий документ не является исчерпывающим и в нем рассматриваются лишь те аспекты статей V, VIII и Х ГАТТ 1994 года, по которым ЕЭК ООН может оказать экспертную помощь и предоставить инструменты для решения приоритетных задач и удовлетворения потребностей членов ВТО, определенных в представленных ими сообщениях и других источниках ВТО3.
II. СТАНДАРТЫ И КОНВЕНЦИИ ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (ЕЭК ООН) В ОБЛАСТИ УПРОЩЕНИЯ ПРОЦЕДУР ТОРГОВЛИ И ГРУЗОПЕРЕВОЗОК
А. Статья 5 ГАТТ 1994 года и инструменты ЕЭК ООН
5. Процедуры и требования к документам, применяемые к грузам на этапе транзита, имеют ряд общих целей с процедурами и требованиями к документам, применяемым при пересечении грузами границы, в ходе импорта и экспорта. Традиционно при перемещении товаров через территорию одного или нескольких государств таможенные органы каждой страны применяют национальные меры контроля и процедуры, включая санитарный и фитосанитарный контроль, режим карантина и требования безопасности. Эти меры являются различными в зависимости от страны, однако зачастую предусматривают контроль груза на границе каждой страны и применение национальных требований в области безопасности, таких, как гарантии, таможенные закладные и депонирование пошлины. Применение таких мер в каждой стране транзита влечет за собой значительные расходы и задержки в международной перевозке товаров.
6. В статье V (Свобода транзита) устанавливаются базовые принципы, обеспечивающие свободный транзит через территорию каждой страны-члена, однако не содержится никаких указаний по поводу того, каким образом эти принципы должны применяться. Делегации Канады, Европейского сообщества и Кореи4 представили три предложения. Они касаются следующих вопросов: а) упрощение и стандартизация таможенных процедур и требований к документации, включая управление рисками и ограничение досмотра; b) обеспечение недискриминационного режима между различными видами транзитных перевозок, индивидуальными перевозчиками и типами перевозимых грузов; и с) осуществление действующих и региональных инструментов и договоренностей в области транзита.
7. Практические решения, касающиеся этих вопросов, содержатся в двух Конвенциях:


  • Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП (Конвенция МДП)5;




  • Международная конвенция о согласовании условий проведения контроля грузов на границе (Конвенция о согласовании).

8. Эти конвенции представляют собой основные многосторонние инструменты ЕЭК ООН, направленные на упрощение процедур пересечения границы, и применяются ко всем видам транспорта. Эти инструменты эффективно используются в течение длительного времени как в рамках, так и за пределами региона ЕЭК ООН.


9. Система МДП по своему характеру является мультимодальной. Вместе с тем она требует, чтобы по крайней мере один из этапов перевозки производился автомобильным транспортом. Конвенция насчитывает 65 договаривающихся сторон, и зона ее действия простирается на всю территорию Европы, Северную Америку, Ближний Восток и несколько стран Южной Америки, в том числе Чили и Уругвай. Недавно заинтересованность в присоединении к Конвенции выразили другие государства Африки, Азии и Южной Америки.
10. Конвенция МДП предусматривает освобождение от таможенного контроля в соответствии с процедурой МДП товаров, перевозимых в утвержденных и опломбированных транспортных средствах, составах транспортных средств или контейнерах, если только не имеется каких-либо подозрений в отношении нарушений. Конвенция сокращает обычные требования национальных транзитных процедур, устраняя необходимость в досмотре груза в ходе транзитных операций, за исключением проверки целостности пломб и осмотра внешнего состояния грузового отделения или контейнера. Конвенция также устраняет необходимость задействования национальной системы гарантий и национальных систем документирования.
11. Кроме того, преимущества обеспечивает использование единого транзитного документа - "книжки МДП"6, что позволяет снизить риск представления неточных или неполных данных таможенным органам.
12. В целях упрощения таможенных формальностей и документации в рамках проекта "Компьютеризованная электронная МДП-е-TIR" ЕЭК ООН планирует внедрить в систему МДП механизм электронной обработки данных. За счет предоставления компетентным органам средств для получения предварительной информации о грузе и управления рисками система е-TIR также позволит повысить безопасность международной производственно-распределительной цепочки.
13. Конвенция о согласовании имеет целью сокращение требований в отношении соблюдения формальностей, а также видов и продолжительности контроля, в частности путем национальной и международной координации процедур контроля и методов их применения. Конвенция насчитывает 44 договаривающиеся стороны, главным образом в Европе и Центральной Азии. Приложения к Конвенции посвящены следующим видам контроля: таможенному, медико-санитарному, ветеринарному, фитосанитарному, контролю на соответствие техническим стандартам и контролю качества.
14. ЕЭК ООН в настоящее время разрабатывает еще одно приложение к этой Конвенции, в котором будут подробно описаны элементы, необходимые для эффективных процедур пересечения границы в международных дорожных перевозках. Это приложение будет охватывать требования для ускорения процедур пограничного контроля в отношении различных видов груза, включая скоропортящиеся пищевые продукты; для согласования технических положений, касающихся ускоренного контроля транспортных средств, используемых для перевозки товаров; и для водителей (в том числе упрощенную процедуру получения виз для профессиональных водителей). На более позднем этапе могут быть добавлены положения о пограничном контроле применительно к другим видам транспорта.
15. ЕЭК ООН также является куратором других многосторонних нормативно-правовых инструментов, относящихся к транзиту товаров: а) упрощение процедур временного допущения транспортных средств и контейнеров; b) упрощение процедур международных железнодорожных перевозок; и с) регламентация перевозок опасных грузов и скоропортящихся пищевых продуктов. К другим касающимся транзита вопросам, которыми занимается ЕЭК ООН, относятся проблемы стран, не имеющих выхода к морю, и организация транспортных коридоров, а также логистика.
В. Статья VIII ГАТТ 1994 года и инструменты СЕФАКТ ООН
16. В статье VIII (Сборы и формальности, связанные с ввозом и вывозом) признается необходимость упрощения экспортно-импортных формальностей и документации. Вместе с тем она не содержит каких-либо обязательных требований в этой области. В своих сообщениях, касающихся данной статьи, несколько членов ВТО предложили использовать международные стандарты для упрощения документации и процедур при пересечении границ7.
17. В рамках СЕФАКТ ООН ЕЭК ООН разрабатывает инструменты для сокращения, упрощения, согласования и автоматизации процедур, информационных потоков и документации в сфере международной торговли. Эти инструменты включают в себя международные стандарты, рекомендации, руководящие принципы, наилучшую практику и другие средства для стандартизации торговой документации, упрощения и согласования процедур торговли, автоматизации и использования информационной технологии, а также унифицированные коды для международной торговли. Некоторые из этих инструментов конкретно упоминаются в пересмотренном тексте Киотской конвенции ВТАМО.
18. Ниже приводится информация о некоторых из основных инструментов СЕФАКТ ООН.
19. Формуляр-образец Организации Объединенных Наций (ФОООН): С учетом важности документов в международной торговле ЕЭК ООН разработала формуляр образец Организации Объединенных Наций для внешнеторговых документов (ISO 64222). Будучи международным стандартом для торговых документов как в бумажной, так и электронной форме ФОООН служит фундаментом для ряда таких основных документов, используемых в настоящее время в сфере международной торговли, как


  • единый административный документ (используется в странах Европейского союза);




  • декларация об опасных грузах (ЕЭК ООН);




  • Сертификат ВСП (Всеобщей системы преференций) (ЮНКТАД);




  • авиагрузовая накладная Международной ассоциации воздушного транспорта (МАВТ));




  • транспортно-экспедиционные инструкции (используются Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА));




  • сертификат о происхождении товара (пересмотренная Киотская конвенция ВТАМО);




  • экспортная декларация товаров (пересмотренная Киотская конвенция ВТАМО);




  • Стандартный коносамент (Международная палата судоходства).

20. ЭДИФАКТ ООН: В целях ускорения международных информационных потоков ЕЭК ООН ввела в использование стандарт для электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ ООН). ЭДИФАКТ ООН представляет собой единственный и наиболее широко используемый международный стандарт для электронного обмена данными, разработанный с учетом потребностей государственных органов и деловых кругов во всем мире. ЭДИФАКТ ООН предлагает пользователям единообразную "безбумажную" документацию и единый "язык", что позволяет ускорить международные торговые операции и сократить издержки за счет устранения необходимости ручного переписывания и ввода данных.


21. Проект UNeDocs: СЕФАКТ ООН расширил свою деятельность в целях включения в нее работы по упрощению процедур обмена информацией с помощью таких проектов в области электронного бизнеса, как ebXML8 и документы Организации Объединенных Наций для электронной торговли (UNeDocs). Проект UNeDocs призван содействовать более эффективному использованию бумажных торговых документов за счет применения электронных средств. Его цель - добиться более высокой степени интеграции операций в производственно-распределительной цепи, значительно сократить операционные издержки и связанные с ними риски и способствовать борьбе с мошенничеством. Цель проекта UNeDocs состоит не в том, чтобы изъять из оборота бумажную документацию, а скорее в том, чтобы открыть путь к переходу от бумажной к электронной документации путем разработки форматов электронных документов, эквивалентных соответствующим бумажным формулярам.
22. В марте 2004 года СЕФАКТ ООН разработал первый набор международных электронных документов9 на основе ФОООН, состоящий из следующих 12 документов:


  • счет-фактура

  • заказ

  • оферта

  • уведомление об отправке накладной

  • международная накладная

  • свидетельство о происхождении

  • экспортные таможенные декларации

  • указания грузоотправителя

  • необоротная морская накладная

  • необоротный транспортный документ МАСП

  • оборотный транспортный документ МАСП

  • экспедиторские инструкции.

23. "Одно окно": В 2004 году СЕФАКТ ООН принял Рекомендацию 33 по созданию механизма "одного окна". На практике "одно окно" призвано ускорить и упростить информационные потоки между торговыми организациями и государственными органами и принести существенные выгоды всем сторонам, участвующим в трансграничной торговле. Одно окно:




  • обеспечивает возможность представления стандартизованной информации и документации через единый пункт ввода для выполнения всех нормативных требований, связанных с вывозом, ввозом и транзитом; если информация имеет электронный формат, то отдельные элементы данных вводятся лишь однократно;




  • обеспечивает, в случае необходимости, координацию процедур контроля и проверки, осуществляемых различными государственными органами;




  • обеспечивает для обмена информацией нормативную базу, гарантирующую конфиденциальность и безопасность в процессе обмена информацией;




  • обеспечивает средства для получения платежей пошлин и других сборов;




  • обеспечивает доступ к официальной информации, касающейся торговли.

24. "Одно окно" вовсе не обязательно требует внедрения и использования самой передовой информационно-коммуникационной технологии (ИКТ), однако, если правительства выберут и возьмут на вооружение соответствующие ИКТ-технологии, его эффективность может значительно возрасти. Поскольку в данной концепции особое внимание уделяется вопросам предварительного анализа информации и рисков, то его ценность для государственных органов и трейдеров в контексте новых требований в области безопасности возрастает.


25. Данная рекомендация дополняется руководящими принципами по осуществлению, призванными оказать помощь государственным органам и трейдерам в планировании и создании механизма "Одного окна". В руководящих принципах описываются основные вопросы, которые следует учитывать, некоторые из имеющихся инструментов и необходимые меры.
26. Другие стандарты и инструменты: СЕФАКТ ООН также разработал дополнительные стандарты и инструменты, касающиеся статьи VIII ГАТТ, которые могут быть дополнительно рассмотрены членами ВТО. К их числу относятся:


  • Справочник элементов внешнеторговых данных Организации Объединенных Наций (СЭВД ООН, ISO 7372);




  • Код стран ИСО: код для представления названия стран (Рекомендация 3, ISO 3166);




  • Национальные органы по упрощению процедур торговли: обеспечение на национальном уровне координации работ по упрощению процедур торговли (Рекомендация 4);




  • Классификатор Организации Объединенных Наций торговых и транспортных пунктов (ЛОКОД ООН, Рекомендация 16);




  • Меры по упрощению процедур международной торговли (Рекомендация 18).

27. СЕФАКТ ООН в настоящее время заканчивает подготовку руководства по эталонному анализу и занимается пересмотром Рекомендации по мерам по упрощению процедур, касающихся морских транспортных документов (Рекомендация 12).


28. Все стандарты и рекомендации СЕФАКТ ООН размещены в открытом и бесплатном доступе на вебсайте СЕФАКТ ООН по адресу: http://www.unece.org/cefact.
С. Статья Х ГАТТ 1994 года и инструменты ЕЭК ООН
29. Основная цель статьи Х (Публикация и применение торговых правил) состоит в обеспечении транспарентности за счет публикации и предоставления всем соответствующим сторонам всех правил, законов, распоряжений и другой информации, влияющей или касающейся международных торговых операций, включая трансграничные процедуры и таможенную администрацию.
30. Участникам торговли необходимо в полной мере понимать нормы и правила торговли других стран, с тем чтобы иметь возможность пользоваться преимуществами в торговле, вытекающими из обязательств членов ВТО. Поэтому транспарентность имеет жизненно важное значение для обеспечения эффективности и стабильности международной производственно-распределительной цепочки и опирающейся на установленные правила системы пересечения границ товарами. Она также играет ключевую роль для обеспечения определенности и согласованности в сфере применения норм и правил международной торговли. По этой причине транспарентности была посвящена одна из статей в первоначальном ГАТТ, и в последующий период она была включена во все соглашения ВТО.
31. Положения о транспарентности включены в большинство многосторонних, региональных и двусторонних соглашений, в том числе конвенций и рекомендации ЕЭК ООН. Так, в рекомендации 11 СЕФАКТ ООН по вопросам документации при международных перевозках опасных грузов международному сообществу предлагается согласовать требования в отношении документации, касающейся опасных грузов, для различных видов транспорта и для различных сторон, занимающихся грузовыми перевозками. В ней также рекомендуется разработать единую формулировку для текста официальной декларации и стандарта для информации на случай аварии при перевозке.
32. Конвенция о согласовании также содержит положения, касающиеся обеспечения транспарентности. К примеру, она требует от договаривающихся сторон создать справочные пункты, которые могут предоставить соответствующую информацию о технических правилах и стандартах, которые были приняты или предложены для принятия.
III. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ И УКРЕПЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА
33. В Условиях закреплено, что члены ВТО предлагают соответствующим международным организациям совместными усилиями принять меры, "с тем чтобы повысить эффективность и оперативность технической помощи и наращивания потенциала и добиться большей слаженности усилий"10.
34. Какие бы правила в области упрощения торговли ни были разработаны членами ВТО, они в конечном счете будут определяться возможностями каждой страны-члена обеспечить их осуществление. Это привносит элемент гибкости за счет признания того факта, что каждая страна сталкивается с неодинаковыми проблемами и обладает различными возможностями с точки зрения принятия мер в области процедур упрощения торговли. ЕЭК ООН признает и поддерживает ключевую роль адресных мер по наращиванию потенциала и технической помощи в каждой стране в деле осуществления этих мер.
35. ЕЭК ООН располагает обширным арсеналом инструментов и средств, которые могут использоваться для повышения эффективности осуществления положений, касающихся упрощения процедур торговли. ЕЭК ООН обеспечивает также платформу для обсуждения вопросов политики и организует международные, региональные и национальные рабочие совещания по наращиванию потенциала в области осуществления мер по упрощению процедур торговли.
36. Так, в октябре 2004 года ЕЭК ООН организовала трехдневный Семинар по созданию инфраструктуры, связанной с упрощением торговых процедур, который был адресован разработчикам политики и специалистам, занимающимся вопросами упрощения процедур торговли, в частности из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Семинар, в котором приняли участие представители 42 стран, помог им понять конкретные преимущества, связанные с применением стандартов и инструментов СЕФАКТ ООН в области упрощения процедур торговли. В ходе семинара было организовано обучение по вопросам согласования и упрощения документации, создания "Одного окна" для торговой информации и документации, стандартов и кодов, способствующих эффективному осуществлению статей V, VIII и Х ГАТТ и обеспечивающих эффективность производственно-распределительной цепочки.
37. В ноябре 2004 года ЕЭК ООН и российские власти совместно организовали в Москве рабочее совещание по упрощению процедур торговли. В ходе этого мероприятия были намечены конкретные проекты, направленные на решение приоритетных задач и удовлетворение потребностей Российской Федерации в области упрощения процедур торговли.
38. В 2005 году ЕЭК ООН планирует организовать четыре региональных рабочих совещания по проблемам наращивания потенциала при поддержке других четырех региональных комиссий Организации Объединенных Наций. Первое из них, которое состоится в марте в Куала-Лумпуре, будет организовано совместно с Экономической и социальной комиссией для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО ООН), а также Таможенным управлением Малайзии. В июне ЕЭК ООН проведет в Женеве третий Международный форум ЕЭК ООН по упрощению процедур торговли, главной темой которого станет "Упрощение процедур торговли и безопасность".

следующая страница >>
Смотрите также:
Инструменты еэк ООН для решения задач по упрощению процедур торговли в рамках дохийской программы работы вто: обзор статей V, VIII и Х гатт 1994 года
509.06kb.
3 стр.
Еэк ООН неизменно демонстрирует сильную приверженность поддержке процесса экономического сотрудничества в Европе и Северной Америке
58.04kb.
1 стр.
Доклад о работе восьмой сессии
485.12kb.
3 стр.
"гатт/вто и его роль в развитии международной торговли"
775kb.
4 стр.
Доклад семинара „Интегрированный подход к упрощению процедур торговли и государственно-частное сотрудничество в Центральной Азии“
186.59kb.
1 стр.
Совещание Рабочей группы по статистике Специальной программы ООН по развитию экономики стран Центральной Азии (спека)
26.68kb.
1 стр.
Справочник по системе документации Всемирной торговой организации
447.47kb.
11 стр.
Доклад о работе пятьдесят восьмой сессии добавление 3
813.37kb.
9 стр.
1. Техническое сотрудничество является важным инструментом, способствующим осуществлению основной деятельности еэк ООН по программам
514.42kb.
5 стр.
К марту 2010 года станет ясно, возможно ли завершить в следующем году Дохийский раунд переговоров по либерализации мировой торговли, ведущихся в рамках Всемирной торговой организации /вто
56.91kb.
1 стр.
Совещание высокого уровня представителей министерств охраны окружающей среды и образования еэк ООН вильнюс, 17-18 марта 2005 года Выступление Карине Даниелян, Армения Уважаемая госпожа Председатель, ваши превосходительства, дамы и господа!
28.89kb.
1 стр.
Информация о совещании экспертов по коммерческим регистрам
44.05kb.
1 стр.