Главная
страница 1
Практикум по модулю «ССП»

Цель: проверка умения различать, что связывает союз и – однородные члены или части сложного предложения; определять виды простых предложений, входящих в состав ССП.

Структура урока:

В данный модуль входят 4 УЭ:

УЭ- 0 Постановочная часть (1 мин)

УЭ-1 Речевая разминка (красноречие 5-7 мин)

УЭ-2 Определите ваш исходный уровень знаний (5 мин)

УЭ- 3 Работа с текстом (20 мин);

УЭ-4 Подведение итогов урока (3-4 мин);

Ход урока:

УЭ-0 Содержание и задачи урока-модуля (1 мин);

УЭ-1 Речевая разминка (красноречие 5 мин)

Цель: развитие умений строить рассуждение.

Задание: Внимательно прочитайте небольшие тексты, выберите один из них и попробуйте рассуждать.

Представьте, что вы ставите цель …(выявить основную мысль, научиться рассуждать, использовать метод «Синквейт»…), что вам это даст?


  1. Есть люди, о которых говорят: это человек слова и дела. Значит, такой человек не предаст, его не надо приневоливать к выполнению своего обещания. На него можно положиться. Как стать таким человеком? По-моему, все зависит от самовоспитания. (По С.М. Михалкову);

  2. Отец и мать дали тебе жизнь и живут для твоего счастья. Все, что дают тебе отец и мать, - это их труд, пот, усталость. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или хорошей дочерью? (По В. Сухомлинскому);

  3. Ф.М.Достоевский говорил, что «красотой спасется мир». Как вы это понимаете?

Кто достиг поставленной цели – молодец! Если пока не получается, не огорчайтесь! Главное – правильно понять его смысл.

Поставьте знак + или – на своем листе оценивания.



УЭ-2 Определите ваш исходный уровень знаний (3 - 5 мин)

Цель: выявить свой исходный уровень знаний по теме;



Ваша цель? Определите его.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА

  1. Расставьте знаки препинания и составьте схемы предложений:

  1. Север дышит ветром ночи и полынь колышет (И.Бунин). 2. Полая вода сошла и река струилась узеньким ручейком (Л.Андреев); 3. Лес тянулся на несколько километров и можно было заблудиться в нем. 4. Вена и уже тепло. 5. Уже смеркалось и в комнате стало темно.




  1. Поставьте знак + или – на своем листе оценивания.

УЭ-3 Работа с текстом (12-15 мин);

Цель: объяснить постановку знаков препинания:



  1. Не пора ли государству общественным организациям наконец всем нам говорящим по()русски встать на его защиту? 2) И в этом нет ничего страшного когда все делается в меру. 3) Русский язык по словам Пушкина «переимчив и общежителен» он легко принимает иностранные слова. 4) Обычно меняется 20 – 30 слов в год сейчас же у нас идет поток слов не только из английского языка но и из сомнительных источников жаргонов уголовников наркоманов и пр.

ГРУППОВАЯ РАБОТА (в тетради)

1 группа ( Зоригто, Номин, Радна и Арюна – старшая в группе).

Алгоритм работы

- сначала выполните задание А;

- затем переходите к групповой работе (Б);

- после того как закончили, проверьте работу по ключу к УЭ- 3.

- поставьте знак + или – на своем листе оценивания.

А. Индивидуальная работа по карточкам (на выбор):

1) Задание: Напишите слово (см. текст в УЭ-3), значение которого объяснено ниже: _____________________ - это речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общелитературных.

2) установите соответствие между предложениями текста и их характеристиками (терминами).

Термины: А) простое предложение

Б) ССП


В) СПП

Г) БСП


Букву выбранного ответа напишите в таблице под номером предложения

1

2

3

4













Б. Групповая работа:

а) данные предложения (УЭ-3) расположите в таком порядке, чтобы получился текст и перепишите в тетрадь;

б) какова тема и основная мысль текста?

в) озаглавьте, определите тип и стиль речи текста;

г) напишите развернутый ответ-обоснование: укажите в нем условия общения, функцию речи, характерные для стиля языковые средства (приведите 2-3 примера из текста, назовите средство языка, укажите его стилистическую роль). Объем – 70-80 слов

ГРУППОВАЯ РАБОТА (в тетради)

2 группа (Саянэ, Туяна, Света, Ксюша – старшая в группе).

Алгоритм работы

- сначала выполните задание А,

- затем переходите к групповой работе (Б);

- после того как закончили, проверьте работу по ключу № 1.

- поставьте знак + или – на своем листе оценивания.

А. Индивидуальная работа по карточкам (на выбор)

1. Включите в одну часть ССП однородные члены предложения, обратите внимание на знаки препинания.

Наступила тишина и стал явственно слышен стук будильника и … . Неожиданно заросли прервались и мы увидели гладь реки и … .

2.Перестройте ССП в простые с однородными членами предложения:

Месяц светил в окно и комната была залита его холодным светом. Солнце поднялось и роса высохла.

3.Перестройте простые предложения с однородными членами в ССП:

Начался сильный дождь и быстро намочил все вокруг. Розы цвели чудесно и радовали маленькую хозяйку.

Б. Групповая работа:

Расставьте знаки препинания и запишите номера 1. ССП; 2. СПП; 3. БСП;

1.Заря прощается с землею

Ложится пар на дне долин

Смотрю на лес покрытый мглою

И на огни его вершин.

2.Знать долго скитаться наскуча

Над ширью земель и полей

На родину тянется туча

Чтоб только поплакать над ней.

3.Серый день ползет лениво

И болтают нестерпимо

На стене часы стенные

Языком неутомимо;

4.С полей несется голос стада

В кустах малиновки звенят

И с побелевших яблонь сада

Струится нежный аромат;



Индивидуальная работа (Долгор). Задание: Пользуясь учебником, расставьте знаки препинания и из данных предложений составьте текст:

1.Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна до самых краев. 2.И поля молчат и село уснуло и все кругом заглохло. 3.Все меньше звуков в ночи и все тише они.



Если вы достигли поставленной цели, молодцы!

УЭ-4 Подведение итогов урока (3-4 мин);

Работаем вместе



  1. Какие умения вы отработали ? Покажите глаголы, выбранные для целеполагания.

  2. С какими результатами вы пришли к концу урока?

  3. Попробуйте оценить собственные знания и умения (нужное обведите кружочком):

А. Я смогу этот материал рассказать (объяснить) другому;

Б. Я повторил для себя этот материал, могу объяснить другому, но с помощью учителя;

В. Я обобщил материал частично, могу это показать;

Г. Я не смогла обобщить материал,

- не могу,

- у меня к вам вопросы есть;



СПАСИБО! ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ НА СЛЕДУЮЩЕМ УРОКЕ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ключ к УЭ-1. А.


  1. Человек;

  2. Такой, таким;

  3. Не предаст, можно положиться; стать таким;

  4. Нужно быть человеком слова и дела. Такой человек не предаст, на него можно положиться. Как стать таким? Думаю, нужно действительно начинать с изменения самого себя, работать над развитием силы воли.

  5. Про такого человека говорят «ответственный».

Б.

1. Отец и мать;

2. Большое, хорошие;

3. Живут, дали, быть хорошим;

4. Отец и мать живут для тебя. Самое большое счастье для отца и матери – хорошие дети. А что значит быть хорошим сыном или дочерью? По-моему, …

5. Ведь отец и мать для меня – самое дорогое в этой жизни.



В. Порядок рассуждения:

Ключевое слово (о чем говорится в тексте?) – красота; Что такое красота? Красота бывает внешняя и внутренняя. Внешняя красота –это одежда, прическа и т.д. Внутренняя красота – это душа человека. Если … Поэтому, Ф.М.Достоевский, говоря, что мир спасется красотой, имел ввиду внутреннюю красоту.

Ключ к УЭ-2. 1) = и =; 2) Двусост., и двусост. 3) двусост , и безличн 4) наз., и безл. 5) безл., и безл.
Ключ к УЭ-3 Работа с текстом. Индивидуальная работа по карточкам:


  1. Не пора ли государству, общественным организациям, наконец, всем нам, говорящим по-русски, встать на его защиту? 2) И в этом нет ничего страшного, когда все делается в меру. 3) Русский язык, по словам Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова. 4) Обычно меняется 20 – 30 слов в год, сейчас же у нас идет поток слов не только из английского языка, но и из сомнительных источников- жаргонов уголовников, наркоманов и пр.

1 группа (Номин. Зоригто, Булат, Арюна – старшая в группе).

А. Индивидуальная работа по карточкам (на выбор):

1) Задание: Напишите слово (см. текст в УЭ-3), значение которого объяснено ниже: ___жаргон____ - это речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много слов и выражений, отличных от общелитературных.

2) установите соответствие между предложениями текста и их характеристиками (терминами).

Термины: А) простое предложение

Б) ССП


В) СПП

Г) БСП


Букву выбранного ответа напишите в таблице под номером предложения

1

2

3

4

А

В

Г

Б

Б. Групповая работа:

а) 1) Русский язык, по словам Пушкина, «переимчив и общежителен», он легко принимает иностранные слова. 2) И в этом нет ничего страшного, когда все делается в меру. 3) Обычно меняется 20 – 30 слов в год, сейчас же у нас идет поток слов не только из английского языка, но и из сомнительных источников- жаргонов уголовников, наркоманов и пр. 4) Не пора ли государству, общественным организациям, наконец, всем нам, говорящим по-русски, встать на его защиту?

б) тема – в русском языке слова меняются; основная мысль- призыв встать на защиту русского языка от пополнения из сомнительных источников.

в) публицистический стиль; тип- повествование; функции речи – воздействие; характерные языковые средства: сочетание книжной и разговорной лексики, разговорные обороты речи, экспрессивные синтаксические конструкции, риторический вопрос, прямое обращение к читателям.



2 группа (Саянэ, Ксюша, Света,Солбон, Номин – старшая в группе).

А. Б. Групповая работа:

Расставьте знаки препинания и запишите номера 1. ССП; 2. СПП; 3. БСП;

1.Заря прощается с землею БСП

Ложится пар на дне долин

Смотрю на лес покрытый мглою

И на огни его вершин.

2.Знать долго скитаться наскуча СПП

Над ширью земель и полей

На родину тянется туча

Чтоб только поплакать над ней.

3.Серый день ползет лениво ССП

И болтают нестерпимо

На стене часы стенные

Языком неутомимо;

4.С полей несется голос стада ССП

В кустах малиновки звенят

И с побелевших яблонь сада

Струится нежный аромат;



Индивидуальная работа (Долгор). Задание: Пользуясь учебником, расставьте знаки препинания и из данных предложений составьте текст:

3.Ночь как бы постепенно наливалась тишиной и вот уже налилась дополна до самых краев. 2.И поля молчат и село уснуло и все кругом заглохло. 1.Все меньше звуков в ночи и все тише они.


Смотрите также:
Практикум по модулю «ссп» Цель: проверка умения различать, что связывает союз и
97.29kb.
1 стр.
Правила соревнований as ссп
97.71kb.
1 стр.
Пояснительная записка к модулю «Экологическая этика» для Рабочей программы по курсу
274.77kb.
1 стр.
Урок во 2 классе 1 четверть Ритмы марша. Цель: формирование умения слышать и различать ритмы марша Задачи
52.23kb.
1 стр.
Конспект организованной образовательной деятельности по образовательным области
41kb.
1 стр.
Программа «Веселая грамматика»
95.09kb.
1 стр.
К. Кулиев моу сош с п. п. Звездный 14декабря 2009г. Цель
46.06kb.
1 стр.
Лабораторная работа № Проверка статистической гипотезы о виде распределения
336.48kb.
2 стр.
Урок химии: Пуценко Наталья Петровна, учитель химии, моу – средней общеобразовательной школы №19, г. Белгород
50.19kb.
1 стр.
Изготовление изделий из сортового проката. Резание металла слесарной ножовкой
63.58kb.
1 стр.
Решение квадратных уравнений
66.73kb.
1 стр.
Уроках географии при изучении тем: «Экономические районы России» (9класс), «Повторение темы
154.19kb.
1 стр.