Главная
страница 1
УДК

Г.Ф.Сидоренко, заведующая отделом организаторов

детского чтения

Центральная детская библиотека им. А.П.Гайдара

ул. Ленина 76, г. Севастополь, Украина. 99011



galinaf2003@ukr.net

Виртуальная библиография как форма оперативного продвижения информации
Виртуальная библиография является современной технологией оперативного продвижения информации.

Прежде чем подойти к раскрытию заявленной темы, следует сказать несколько слов о специализированном отделе Центральной детской библиотеки им. А.П.Гайдара. Детская библиотека обслуживает не только детей, но и взрослое население. Это категории читателей, работающих с детьми: педагогические работники школ, гимназий, педагоги-организаторы социально-педагогических центров по месту жительства, воспитатели дошкольных учреждений, детских домов, интернатов, школьные психологи, студенты учебных заведений педагогического профиля, библиотекари, члены родительских комитетов школ – все кому нужна помощь в организации работы с книгой по воспитанию и обучению детей. Таких пользователей мы называем организаторами детского чтения. Именно для данной категории в 1999 году был организован отдел. В 2006 году пользователями стали 1200 человек, посетившие библиотеку около 6000 раз, им выдано 27000 экземпляров литературы. За это время отдел действительно стал Центром по обеспечению информационной поддержки педагогических работников образовательных, воспитательных, досуговых учреждений по вопросам детского чтения, учебной и внешкольной деятельности среди детей и подростков.

Современный книжный фонд представлен литературой по новейшим педагогическим технологиям, возрастной психологии, семейному воспитанию, детскому творчеству, вопросам детского чтения и организации досуга детей. Материалы более 40 наименований газет и журналов по педагогике отражались в электронной картотеке статей, которая ведется с 2003 года (более 6 тыс. библиографических записей). Благодаря Программе развития и функционирования украинского языка в г.Севастополе этот перечень в 2007 году пополнился еще на 12 названий. Пользователям отдела предоставлен бесплатный доступ к сети Internet. В отделе имеются 3 компьютера, принтер, сканер.

Каким образом происходит информирование названных выше категорий пользователей? Это традиционные, эффективные формы: Дни информации, Дни специалиста, Дни открытых дверей, обзоры литературы на педсоветах, семинарах, курсах повышения квалификации и другие. К каждому мероприятию мы готовим определённую информационную продукцию, а именно: информационные списки «Классному руководителю», которые выходят 2 раза в год; информационные списки по проблемным темам школ города, педсоветов, педагогических чтений, рекомендательные списки. Осуществляется индивидуальное информирование. Информационный материал, помещенный на компакт-дисках или дискетах, передается специалисту руководящего звена учебного заведения. Можно говорить о сложившемся алгоритме доведения информации.

Наши собственные ресурсы размещаем на сайте «Создание виртуальной образовательной библиотеки «Education ODCH». Он был разработан в рамках реализации грантового проекта и представлен под девизом „Открытый доступ к образовательным ресурсам” (подробнее о проекте можно узнать на сайте www.odch.iatp.org.ua). В рубрике «Новинки» представляем все многообразие названий периодических изданий и книг из разных областей: педагогики, детской психологии, семейного воспитания, проблемы чтения и других.

Одна из самых многочисленных категорий пользователей отдела – классные руководители. Их информационные запросы связаны с вопросами: работа методических объединений, разработки классных часов, воспитательных, досуговых мероприятий, школьных праздников. Поэтому было решено помещать на сайте электронный вариант информационного списка «Классному руководителю». Его содержание предусматривает включение всех этих материалов.

Тема рекомендательного списка «Кто такой «просвещенный родитель?», представленного на сайте, была выбрана не случайно, а в результате частых запросов классных руководителей. Список включает несколько анкет, тестов для определения педагогического потенциала семьи, и, непосредственно, материалы о том, что может посоветовать учитель родителям в отношении деликатных ситуаций, складывающихся вокруг ребенка.

На сайте представлена ещё одна форма массового информирования - тематические выставки нетрадиционного характера: выставка- размышление «Трудные темы школьной педагогики»; выставка-диалог «Детское чтение: поговорим о проблемах». Выставка- рекомендация «Вы стали классным руководителем» отличается от представленных ранее наличием информационных списков к разделам выставки: «Каким Вас хотят видеть ученики?»; «Лучше узнать учеников поможет диагностика»; «Что включить в план воспитательной работы»; «Современные классные часы: какие они должны быть?»; «Познакомьтесь с новыми воспитательными технологиями»; «Проблемные ситуации можно предупредить»; «Возьмите в союзники родителей».

Отдел ОДЧ развивает еще одно направление – популяризация литературы на английском языке. С 2003 года в структуре отдела функционирует информационно-ресурсный центр «Lingva», содержащий аутентичную обучающую литературу на английском языке. Основу фонда составила коллекция книг, журналов, медиаресурсов, которую библиотеке подарила волонтер Корпуса Мира, и фонды сектора литературы на иностранных языках отдела «Мир подростка». На протяжении последних лет мы несколько раз получали разноотраслевую литературу из украинско-американского благотворительного фонда “Сейбр-Світло». Это книги по языкознанию, психологии, страноведению, естествознанию, истории, географии, литературоведению, искусству; мега-энциклопедия из 22-х томов «Work book encyclopedia».

Получение гранта Посольства США в Украине способствовало созданию на базе ИРЦ «Lingva» информационного центра «Window on America – школа будущих лидеров». Задача центра - предоставление актуальной информации о США и пополнение фонда библиотеки англоязычными изданиями. Благодаря проекту на средства гранта для полноценного развития Центра приобретены современный компьютер, телевизор и DVD-проигрыватель.

В работе по популяризации изданий на английском языке мы столкнулись с некоторыми трудностями. Территориальная отдаленность лингвистических центров, студий, учебных заведений, занятость, невозможность изменить учебные планы – все это лишало нас возможности привлечь потенциальных пользователей Центра. Тем не менее, шаг за шагом, нам удалось охватить не только школьную аудиторию (учащихся специализированных школ города, углубленно изучающих английский язык, учителей английского языка), но и студентов педагогического училища, индустриально-педагогического колледжа, Санкт-Петербургского гуманитарного университета, СевНТУ, СГГУ. Посредством презентаций ученики, студенты, педагоги познакомились с фондом ИРЦ «Lingva».

Представление информации о литературе Центра на английском языке на сайте отдела позволило привлечь ещё большее число пользователей и стало неотъемлемой частью нашей работы.

На сегодняшний день в сети находятся три рекомендательных списка:


  • «Symbols of America» («Символы Америки»);

  • «The presidents and their time» («Президенты и их время»);

  • «Reference editions in English» («Справочные издания на английском языке»).

Выбор тем обусловлен их изучением в школьном курсе английского языка.

Рекомендательный список литературы «Symbols of America» собрал книги об американской символике. В список вошла целая серия изданий «True book», рассказывающая о флаге, гербе, гимне, статуе Свободы и других символах.

Предложенные книги в первую очередь могут быть использованы на уроках преподавателями английского языка, истории, географии и, конечно, учащимися.

Рекомендательный список литературы «The presidents and their time» содержит книги об истории президентства в США. Предложенные книги не только раскрывают историческую тему, с их помощью можно совершенствовать языковые навыки.

Рекомендательный список литературы «Reference editions in English» включает экциклопедии, словари, справочники, атласы. Предложенные издания подобраны с учетом разного уровня знания языка и ориентированы на развитие познавательных интересов, интеллекта, а также библиографической грамотности. В первую очередь, удовлетворить информационные запросы смогут школьники, углубленно изучающие английский язык, студенты. Разнообразный фактический материал заинтересует и преподавателей.

Книги расположены в алфавитном порядке авторов и заглавий.

Книги содержат интереснейший документальный материал, прекрасно иллюстрированны; могут заинтересовать учащихся, студентов, преподавателей.

Учитывая разный уровень знания английского читателями, аннотации в списках изложены как на русском, так и на английском языках.



Среди периодических изданий, выписываемых Центром, - газеты и журналы для педагогов и учащихся: «English», «English for children», «English for kids and adults», «Speak out», «English for you» и другие. Ведется электронная картотека статей «English», которая отражает материалы этих изданий.

Использование в информационной работе виртуальных технологий предоставляет пользователям библиотеки неограниченные возможности в получении актуальной и оперативной информации.


Смотрите также:
Виртуальная библиография как форма оперативного продвижения информации
58.53kb.
1 стр.
Инструкция по составлению отчетной формы №12 «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения»
179.96kb.
1 стр.
36. Виртуальная память. Плоская, сегментно-страничная организация. Определения
26.51kb.
1 стр.
Pr-стратегия продвижения йоги как одной из форм активности, формирующих здоровый образ жизни населения (2010)
297.54kb.
1 стр.
Подскажем другие источники нужной Вам информации
155.82kb.
1 стр.
План Библиография 1 анотація 4 аннотация 5 Библиография
42.25kb.
1 стр.
Библиография по технической мелиорации грунтов
149.31kb.
1 стр.
Значение библиографии в научной работе. Государственная библиография
35.53kb.
1 стр.
«Рассмотрено» Председатель мо
151kb.
1 стр.
«Гидроксиды. Основания. Кислоты». практическая работа (виртуальная)
68.38kb.
1 стр.
«Библиография»-2011.№2. С. 50-55. Развитие национальных библиографических ресурсов в Азербайджане в 1920-1960-х гг
139.97kb.
1 стр.
Школьная форма
41.47kb.
1 стр.