Главная
страница 1
МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ ОЧНО-ЗАОЧНАЯ

НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

«ПРАВОСЛАВИЕ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
СВЕТ ПЕНЗЕНСКОЙ ГОЛГОФЫ

Автор: Костылева Арина,

учащаяся 9 класса

МБОУ СОШ города Кузнецк-8

Научный руководитель:

Шибаева Жанна Владимировна,

учитель истории и

обществознания

МБОУ СОШ города Кузнецк-8

Консультант:

протоиерей Николай Грошев,

проректор

Пензенской Духовной Семинарии


Саратов 2013


Содержание



Введение

Тема новомученичества актуальна, потому, что наше поколение теряет духовные корни, превознося на первый план потребительские проблемы. Недаром говорится, что народ, который не знает свое прошлое - не имеет будущего. Духовность неотделима от бытия, также как история России, практически неотделима от ее Православной культуры.

Проблемой неизученности этого вопроса остается не только наше личное нерадение и преступное равнодушие к памяти мучеников и тех русских людей, наших земляков, которые пострадали от режима сатаны, но и то, что в годы гонений уничтожались все документы и фотографии, подтверждающие наличие родственных связей с духовенством. Ведь как сказал протоиерей Владимир Воробьев, ректор ПСТГУ: «Помнить - трудно, поскольку гонения были направлены не только против конкретных людей, но и против памяти. Тогда стремились стереть все».

Цель: расширить знания об истории церковно-государственных отношений в годы гонений.

Для достижения указанной цели были поставлены задачи:

1) изучить документы, мемуары, фотографии;

2) на основе анализа составить целостную картину трагедии Пензенской земли в годы гонений.

Мученичество — в высшей степени характеристичное явление. Слово «мученик», которым переводится у славян греческое μαρτυς — свидетель, передает лишь второстепенную черту факта и явилось как отзыв непосредственного человеческого чувства на повествование о тех ужасных страданиях, которые переносили martures. Мученики — это борцы веры.

О высоте подвига мучеников в истории христианской церкви свидетельствует уже то, что Сам Иисус Христос благоволит называть Себя «μαρτυς» — «свидетелем верным» и мучеников — по славянскому словоупотреблению — Своими «свидетелями». Но Христос называется также и «апостолом исповедания нашего» и на апостолов возлагает служение быть Его свидетелями, мученичество есть продолжение апостольского служения в мире.

Минувший XX век стал веком неслыханных, но жестокости и продолжительности тотальных гонений на Русскую Православную Церковь, проводимых на государственном уровне. Планы создания светлого коммунистического будущего предполагали полное уничтожение Православной Церкви, дехристианизацию всех сфер жизни русского общества и принудительную замену традиционной духовности ложным социалистическим учением.

Это время стало особенно трагическим для России, потерявшей миллионы своих сынов и дочерей не только от рук внешних врагов, но и от собственных гонителей-богоборцев. Среди злодейски убиенных и замученных в годы гонений было множество православных: мирян, монахов, священников, архиереев, единственной виной которых оказалась твердая вера в Бога.

Чтобы осознать всю утрату, чтобы понять, чего лишился великий русский православный народ в советское время, нужно хотя бы ненадолго, но ярко представить себе прошлую Россию. Былое великолепие монастырей и храмов, их неисчислимые духовные и материальные богатства, маститых старцев-священников, святых угодников Божиих - печальников и украшение земли Русской; вспомнить колокольный звон, крестные ходы и церковные праздники, собиравшие тысячи людей разного сословия и достатка, объединяемых одной Христовой Верой, да и всю историю нашего Отечества. Ибо нельзя рассмотреть историю России без Православия, как нельзя изучить историю Православной Церкви в отдельности от истории России. Поэтому всякие попытки изучить и понять, Русскую историю в отрыве от ее православной основы ложны и обречены на неудачу.

Ужасы XX века были не только небесной карой за цареубийство и богоотступничество русского народа, но и утверждением Православия на крови мучеников. Как капля воды отражает океан, так и островок России - земля Пензенская - несла в себе отражение всех произошедших в Советском Союзе событий, болезненно отрываясь от старого уклада и еще только приспосабливаясь к новым уродливым формам жизни.

А где они - те люди, которые вели преданную службу Богу? Кто, же были их убийцы? Откуда взялась та чудовищная, слепая жестокость, которая тупо и хладнокровно губила все живое, все лучшее, все святое? На этот вопрос я постараюсь ответить и приоткрыть эти страшные страницы, которые малоизвестны моему поколению.

Глава 1 Приказ смерти

Советское правительство намерилось дать последний решительный и беспощадный бой религии, чтобы, наконец, раз и навсегда уничтожить веру в Бога и, в первую очередь, Православную Церковь.

В разработке приказа № 00447 главная роль принадлежала заместителю наркома внутренних дел Михаилу Петровичу Фриновскому как ни печально, выходцу из среды духовенства Пензенской губернии. Он родился в 1898 году в Наровчате в семье учителя. Образование получил в Краснослободском духовном училище, которое закончил в 1914 году. После окончания в 1916 году 1 класса Пензенской духовной семинарии, Фриновский проявил себя как активный революционер-анархист и в 1919 году вошел в ряды чрезвычайной комиссии, а затем ОГПУ.

С выходом приказа № 00447 в Пензенской епархии начались порайонные облавы на церковников. Хватали всех: священников и монахов, членов церковных советов и православных братств, активных прихожан и просто верующих людей. Хватали всех, кого находили; кого не находили сразу - отслеживали и тоже арестовывали. Это чаще происходило ночью, после проведения обыска и погрома в доме намеченных жертв.


Глава 2 Фабрика смерти

2.1 Пензенская губернская тюрьма

Главной фабрикой смерти в годы большого террора стала Пензенская губернская тюрьма, расположенная на улице террориста Каракозова, близ ж/д. станции Пенза IV. До прихода большевиков учреждение существовало почти 100 лет. Однако наиболее мрачную репутацию тюрьма приобрела именно в годы советской власти. Всего за 20 лет с 1918 по 1938 г. через страшное узилище прошли тысячи исповедников веры Христовой - епископы, священники, монахи, благочестивые миряне, представители всех сословий Царской России, словом все те, кто не мог перешагнуть через совесть и смириться с навязанным режимом сатаны.

Мы же скажем, что если описать судьбу и мучения всех пострадавших за Веру, Царя и Отечество в застенках Пензенской тюрьмы, родится огромная Книга скорби - Книга о распятии Святой Руси. Но только через скорби и страдания пролежит путь в Царствие Небесное. Сколько же исповедников, мучеников прошло через эти застенки, восполнило число отпавших ангелов и соединилось с Предвечным Младенцем - Христом?!

В Пензенской тюрьме отбывал наказание Владыка Иоанн (Поммер). Здесь архипастырь стал свидетелем массового расстрела заключенных во дворе тюрьмы и чудом остался жив. Так же в тюрьме неоднократно содержались лучшие представители пензенского духовенства из ближайшего окружения Владыки Иоанна. В 1918 году в Пензенской тюрьме оказался 83-летний протоиерей Троицкого монастыря Василий Маловский - старейший преподаватель семинарии, учитель В. О. Ключевского. Здесь томился ректор духовной семинарии, «пензенский златоуст» протоиерей Матфей Архангельский, у которого в камере началось язвенное кровотечение. Неоднократно в этом месте отбывал срок священник Александр Беляев, будущий священномученик Августин, архиепископ Калужский и Боровский. Здесь сидел старейший клирик епархии кафедральный протоиерей Владимир Лентовский, будущий епископ Пензенский Борис. Список этот может быть продолжен до бесконечности.

Неоднократно в Пензенской тюрьме содержался великий исповедник, святой старец Иоанн Оленевский. Господь всякий раз изводил из темницы блаженного старца, но тюремное пребывание всегда тягостно сказывалось на его слабом здоровье. В один из арестов он исцелил от мучительной экземы начальника тюрьмы, который в знак благодарности отпустил старца на свободу, но и сам был снят с должности.

В конце 30-х годов власти окончательно отказались от поддержки обновленческого движения, поэтому хватали всех, кто имел любое отношение к религии. Фабриковались мифические дела о фашистских и повстанческих организациях, состоящих из большого числа церковников. В составе таких организаций лучшие представители старого духовенства проходили вместе с обновленцами. Параллельно с арестами церковнослужителей в газетах появлялись грязные статьи, обильно поливающие исповедников нечистотами. Священство и епископат обвиняли в шпионаже, фашизме, террористической деятельности, содомии и прочих смертных грехах. Травля христиан достигала своего апогея накануне массовых казней с тем, чтобы создать у населения негативное отношение к «виновникам» и подготовить общественность к их «таинственному» исчезновению.

Но по слову Евангельскому «...нет ничего тайного, что не сделалось бы явным, ни сокровенного, что не сделалось бы известным и не обнаружилось бы» [Лук. 8, 17]

Александр Солженицын в произведении «Архипелаг Гулаг», касаясь этой темы, кратко и точно описывает состояние осужденного на смерть: «А убить себя человек дает почти всегда покорно. Всю ночь все не спят. В полном упадке ждут вывода на смерть. Иногда ночью гремят замки, падают сердца - меня не меня? Но наступает предел, когда хочется крикнуть: «Стреляйте поскорей».

Глава 3 Годы Большого террора

Большой террор в Пензе достиг своего пика в январе - марте 1938 года, когда только за три дня, с 21 по 23 января, в городе было арестовано почти все оставшееся духовенство, это 39 человек священников, монахинь бывшего Троицкого монастыря. Среди них такие известные пастыри старой духовной школы, как иеромонах Нифонт (Беззубов-Пурилкин), священники Андрей

Волков, Владимир Карсаевский, Михаил Пазельский, Константин Студенский, Александр Преображенский и другие. Все они были заключены в Пензенскую тюрьму и проходили по одному делу № 7454. Большинство мучеников были расстреляны 13 марта 1938 года.

В Наровчатском районе большой террор отличался особой изощренностью. Расстрелы духовенства и верующих производились как в подвале местного управления НКВД (ныне сельсовет), так и в Наровчатском тюремном замке. Но это далеко не всё. В 1990 году Русской Православной Церкви был передан комплекс Троицкого Сканова монастыря. Каково было удивление комиссии по обследованию монастырских пещер, когда в отдельных ходах обнаружили множество скелетов и черепов с пулевыми отверстиями. Некоторые пещерные ходы оказались заложенными и поэтому до сих пор не обследованы. По мнению сотрудников Наровчатского заповедника, монастырские пещеры стали не только местом захоронения, но непосредственно местом расстрелов духовенства и верующих. Действительно, трудно представить, что людей убивали в одном месте, а затем по узким проходам тела заносили в пещеры. Скорее всего, мучеников загоняли в пещерные тупики и уже здесь приводили приговор в исполнение. Кроме того казни происходили в районе самой Скановой горы, где поныне находят останки мучеников.

В 1937 году во время «чистки» Наровчатского района среди прочих был арестован иеромонах Михаил (Ураев). Он родился 24 мая 1882 года в селе Паны Наровчатского уезда Пензенской губернии. С 1896 по 1918 год был послушником, а затем диаконом в Троице- Сергиевой Лавре. Вернувшись на родину, служил в селах Паны, Сияново, а после 1930 г. скрывался на дому у благочестивой старицы в селе Монастырское.

5 декабря 1937 года о. Михаила арестовали, а вместе с ним забрали старосту панской церкви Василия Егоровича Комарова и многих других. 28 декабря того же года иеромонах Михаил был приговорен к 8 годам лагерей. Но его родственники рассказали следующее: «Сначала их содержали в тюрьме Беднодемьяновска, а вскоре погнали в сторону села Сканово. Путь лежал через село Паны, и колонна, была встречена причитаниями местных жителей. Кто- то плакал, кто-то кричал им, кто-то хотел передать хлеб, но конвоиры сельчан близко не подпускали. Со стороны колоны, которая быстро двигалась в направлении Скановой горы, доносились крики «Прощайте». По рассказам старожилов, группа арестантов была расстреляна в районе Скановой горы». Так уничтожали православие в Наровчатской земле, которая еще недавно славилась христианскими традициями и благочестием.

…В 1932 году было сфабриковано дело о раскрытии контрреволюционной организации "Союз Христовых воинов", по которому прошло 39 человек Николо-Пестровского, Кузнецкого, Пензенского и некоторых других районов – священники, псаломщики, келейницы, монахини бывшего Шиханского монастыря, большинство из которых были сосланы на 2–3 года в Казахстан и Западную Сибирь.

С Пензенской Церковью фактически было покончено 14 февраля 1938 года. Связи с епархией не стало, так как любой контакт при желании органов мог обернуться контрреволюционным заговором. Но и без этого оставшееся духовенство епархии, которое еще не было репрессировано, доживало на свободе последние дни. Уже мало кто из священнослужителей мог рассчитывать при аресте на 10 лет, – уничтожали всех поголовно.

Места расстрелов духовенства и верующих нужно искать несмотря ни на что, ставить на них кресты, часовни, храмы, организовывать покаяния.

Глава 4 Новомученики и исповедники Земли Пензенской



Священномученик Феодор, епископ Пензенский (Владимир Алексеевич Смирнов), родился 17 января 1891 года в с. Козловка Лопатинского района в семье псаломщика. Окончил Саратовскую Духовную Семинарию, а в 1916 году - Казанскую Духовную Академию, после чего преподавал в различных учебных заведениях. В 1919 году был призван в ряды Красной Армии, где занимался школьной работой. С 1921 года, вернувшись из армии, служил священником, в 1924 году был арестован и осужден на один год. В 1929 году снова арестован и сослан в г. Нарьш на три года. После освобождения служил священником в с. Никольское Кузнецкого района .Через полгода, в апреле 1935 года, переехал в Пензу, где 23 сентября 1935 года состоялась его хиротония во епископа Пензенского. Уже 18 октября 1936 года он был арестован. Седьмого августа 1937г. на закрытом заседании Тройки при УНКВД по Куйбышевской области епископ Пензенский Феодор был приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в городе Пензе 4 сентября 1937года.

Священномученик Василий Сергеевич Смирнов родился 2 декабря 1889 года в с. Казеевке Наровчатского района. В 1912 году окончил Пензенскую Духовную Семинарию и был назначен на должность псаломщика в соборной церкви г. Чембара, а также утвержден законоучителем 2-го мужского приходского и женского двухклассного приходского училища г. Чембара. В 1913 году рукоположен во священника и направлен в Архангельский храм с. Куликовка Чембарского уезда, но в том же году переведен с. Вражское того же уезда. Состоял законоучителем приходских школ Куриловки, Пятины и Исаевки Чембарского уезда. На момент первого ареста (22 ноября 1930 года) проживал во Вражском. За выступления против гонений на Церковь 13 января 1931 года был приговорен к восьми годам заключения в концлагерь. В 1935 году после досрочного освобождения, приехав в Пензу, устроился на работу в больницу имени Семашко – вначале санитаром, затем регистратором и, наконец, оспопрививателем. 15 октября перешел в бактериологический институт на должность дезинфектора. Был ярым противником всяких разделений в Церкви и считал, что, только объединившись вместе, духовенство и верующие смогут противостоять антирелигиозной политике советской власти. Часто посещал Митрофановский храм, участвуя в богослужении. 23 октября 1936 года был арестован по обвинению в принадлежности к нелегальной контрреволюционной организации церковников, возглавляемой епископом Феодором. Однако все попытки следственных органов добиться у него признания в контрреволюционной деятельности не увенчались успехом.

Священномученик Гавриил Иванович Архангельский родился 25 марта 1890 года в с. Урлейка Кондольского района в семье псаломщика. В 1917 году, окончив Саратовскую духовную семинарию, служил священником. В первый раз был арестован 29 ноября 1929 года. Отбыв свой пятилетний срок, свщмч. Гавриил  с января 1936 года служил священником в с. Покрово-Березовка Кондольского района. В апреле того же года был переведен в Пензу Митрофановский храм на должность псаломщика Совершая панихиды на Мироносицком кладбище, агитировал прихожан расположенной там обновленческой Успенской церкви перейти под омофор законного архиерея – епископа Феодора, кафедра которого находилась в Митрофановской церкви. Это было расценено властями как антисоветская агитация. Во время допросов отрицал все предъявленные ему обвинения, отвечал умно и осторожно, прекрасно понимая возможность использования его ответов во вред епископу Феодору. Седьмого августа 1937 года на закрытом заседании тройки при УНКВД по Куйбышевской области епископ Феодор (Смирнов Владимир Алексеевич), священники Смирнов Василий Сергеевич, Архангельский Гавриил Иванович были приговорены к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в г. Пензе 4 сентября 1937 года. В августе 2000 года на Архиерейском Соборе епископ Феодор (Смирнов), иереи Василий Смирнов и Гавриил Архангельский были канонизированы Русской Православной Церковью в лике новомучеников и исповедников Российских.



Глава 5 Новомученики и исповедники Кузнецкие

На Кузнецкой земле было тоже немало мучеников и исповедников, пострадавших от гонений: в конце января 1918 года, когда был принят декрет об отделении церкви от государства и большевики начали закрывать храмы и монастыри, также начались массовые расстрелы духовенства и верующих.

Среди которых был Протоирей Владимир Дубровин. В 1929 году отца Владимира прямо со службы забрали в тюрьму, а затем арестовали и других служителей собора: святого отца Анатолия Дубровина и Тихомирова. За арестованных переживали не только родственники, но и прихожане. В начале октября этого года на площадь согнали верующих и попытались насильственно отречься от Бога и православной веры святого отца Владимира Дубровина прилюдно. Но он перекрестился и кротко сказал: « Бог всегда был и будет с нами. Не для того я проповедовал православную веру, чтобы отречься от неё. Она всегда будет существовать у русского народа». Отец Владимир говорил и чувствовал, что дни его сочтены.

25 октября 1929 года ночью собрали всех священников, которые находились в кузнецкой тюрьме. Их повели к Дуванному оврагу: с другой стороны оврага стояли священники, которых привели из различных сел. Среди них была арестована одна состоятельная женщина жительница с.Поселки, за то, что она построила церковь на свои деньги. Кроме нее было расстреляно 60 священников. Среди них был отец Владимир, его последние слова были таковы: «Прости их, Господи, они не ведают, что творят». Трупы священников охраняли всю зиму, не разрешали хоронить и лишь весной, когда они всплыли в овраге, позволили взять. Оставшихся в живых священников брали на войну в 1939 г.

Также в тюрьму был заключен архиепископ Фаддей (Успенский).
В октябре 1926 года в связи с арестом Митрополита Сергия (Страгородского) архиепископ Фаддей вынужден был покинуть Астрахань для исполнения возложенных на него обязанностей по управлению Русской Церковью. Но на пути в Москву он был задержан и отправлен в город Кузнецк тогда ещё Саратовской губернии без права выезда. Только в марте 1928 года Владыка Фаддей получил разрешение на выезд из Кузнецка. На Тверской земле он и провел последние годы своей исповеднической жизни, закончившейся мученической смертью.
Епископ Серафим, в миру Владимир Иванович Юшков. В 1918 году Владимир Иванович из Петербурга переехал в близкий ему Саранск. В это время он сильно болел, лечился в Саратове. А из Саратова переехал в Кузнецк, где был настоятелем в одном из храмов. В 1924 году отец Владимир принял монашество с именем Серафим и в августе того же года стал епископом Саранским, викарием Пензенской епархии. Назначение Владыки в Кузнецк состоялось 8 октября 1929 года. Так он стал не только первым Саранским, но и первым Кузнецким епископом.
Во время гонений епископ Серафим продолжал проводить активную епархиальную деятельность. День и ночь в город отовсюду тянулись лишившиеся приходов священники, странствующие монахи, оставшиеся без куска хлеба члены приходского совета. Из многочисленных документальных упоминаний о кузнецком епископе известно, что он был настоящим отцом для подчиненных ему пастырей и мирян, страдания и скорби гонимого духовенства воспринимались им как свои личные страдания. Даже во время гонений он был неукоснительным блюстителем церковной дисциплины.
Владыка Серафим привлекался в 1934 году по одному делу с отцом Иоанном Оленевским. 4 февраля он был допрошен следователем, а затем между ним и духовенством Пензы были устроены очные ставки. Но в этот раз Преосвященнейший избежал репрессий. Лишь в июле 1935 года в Кузнецке 70-летний Владыка Серафим был арестован, а в октябре осужден на 10 лет тюремного заключения.

Заключение Изучив материал, касающийся религиозного гонения в Пензенской области и селах Кузнецкого района в начале XX века, хочется отметить, что это лишь один эпизод из нашего прошлого. Извечная ненависть врага рода человеческого ко Христу - вот главный источник слепой жестокости.

Новомученики молятся за нас. А мы помним ли их? Стараемся ли больше узнать о них? Готовы ли выйти им навстречу? А ведь это удивительные люди, у них есть чему поучиться. Известный историк Сергей Бычков вот как пишет по этому поводу: «Для того чтобы мистическая жизнь Церкви была полнокровной, не должна прерываться молитвенная и таинственная связь с мучениками. Если происходит разрыв, если Церковь перестает чтить своих мучеников, перестает обращаться к ним за молитвами, за помощью, живое древо Поместной Церкви начинает засыхать».

В наше время в средствах массовой информации время от времени поднимается вопрос о возрождении России.

Моя работа основана на документальном материале и мемуарах. Пусть мой скромный труд будет призывом к нашему покаянию, переосмыслению недавнего прошлого и напоминанием об утраченном величии святой Пензенской земли и всей России.


Список используемой литературы:

• Библия. Синодальное издание М., 1988г. – 1372 с.

• Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Книга первая: Исторический очерк. Пенза, 1999. - 512с.

• Зелёв С.В. Сурская Голгофа. Пензенская епархия в годы гонений (1917–1941). – Пенза, 2007. – 214 с.

• Алексеев В.А. «Прававославная оппозиция» и борьба с религией Агитатор. – 1989. – №5. – с.41-44.

• Журнал Фома № 10 – 2010; № 6, 7, 8,9 – 2011; № 12 – 2012.
Интернет ресурсы:

• http://pravoslavie58region.ru (Пенза Православная)

• http://k-pravoslav.ru (Кузнецк Православный)


  • http://musei.penza-memo.org (Музей истории Пензенского края)

  • http://azbyka.ru/tserkov/istoriya/bolotov_lektsii_po_istorii_tserkvi_01-all.shtml (В.В. Болотов «Лекции по истории Древней Церкви»)


Приложение 1

Список святых новомучеников и исповедников Пензенской Епархии:



  1. Свщмч. Иоанн, арх. Рижский - (Поммер)

  2. Свщмч. Тихон, арх. Воронежский - (Никаноров)

  3. Свщмч. Августин, арх. Калужский - (Беляев)

  4. Свщмч. Павлин, арх. Могилевский - (Крошечкин)

  5. Свщмч. Гермоген, арх. Тобольский - (Долганов)

  6. Свщмч. Фаддей, арх. Тверской - (Успенский)

  7. Свщмч. Феодор, еп. Пензенский - (Смирнов)

  8. Прписп. Гавриил Мелекесский - (Игошкин), архимандрит

  9. Прписп. Александр Санаксарский - (Уродов), архимандрит

  10. Прпмч. Мефодий - (Иванов), игумен

  11. Прпмчц. Ева Чимкентская - (Павлова), игумения

  12. Свщмч. Иоанн - (Артоболевский), протоиерей

  13. Свщмч. Филарет - (Великанов), протоиерей

  14. Свщмч. Евфимий - (Горячев), протоиерей

  15. Свщмч. Василий - (Ягодин), протоиерей

  16. Свщмч. Михаил - (Пятаев), иерей

  17. Свщмч. Василий - (Смирнов), иерей

  18. Свщмч. Гавриил - (Архангельский), иерей

  19. Свщмч. Арефа - (Насонов), иерей

  20. Свщмч. Василий - (Горбачев), иерей

  21. Свщмч. Афанасий - (Милов), иерей

  22. Свщмч. Василий - (Надеждин), иерей

  23. Свщмч. Николай - (Прозоров), иерей РПЦЗ

  24. Прпмч. Пахомий Скановский - (Ионов), иеромонах

  25. Прпмч. Герасим - (Сухов), иеромонах

  26. Свщнисп. Иоанн Оленевский - (Калинин), иерей

  27. Свщмч. Михаил - (Исаев), диакон

  28. Свщмч. Григорий - (Самарин), диакон

  29. Прпмчц. Елена - (Асташкина)

  30. Мц. Агриппина Карагандинская - (Киселева)

Приложение 2

Вся жизнь истинных служителей церкви является примером для подражания, а их проповеди западают в душу:



  • « Светя другим, сгораю сам» [Архиепископ Лука (Войно-Ясинецкий), ж. Фома №7 - 2011 с 40.]

  • « Должны мы жить так, чтобы каждый новый день считать последним в своей жизни (ожидая смерти) или же первым (в движении к совершенству). Мы здесь, в этой жизни, странники, а по сему не надо огорчаться временными трудностями пути. Идти все равно надо, а отечество наше - на небесах.» [Священно исповедник Роман, ж. Фома № 9 - 2011 с 34.]

  • « Я не знаю, что вы мне объявите в вашем приговоре – жизнь или смерть ; но что бы в нем ни провозгласили, я с благоговеньем возложу на себя крестное знамение и скажу : «Слава Тебе, Господи Боже, за все.» [Священномученик Вениамин - митрополит Петроградский, ж. Фома № 8- 2011 с 34.]

  • « Моя святительская деятельность чужда всякой политики. Моя политика- вера в спасение душ верующих. Моя платформа- молитва. С этого пути я не сойду…» [Священномученик Гермоген (Долгонев),епископ Тобольский и Сибирский, ж. Фома № 6 - 2011 с 38. ]

  • « Счастье – это способность человека радоваться всему, что дает ему Господь.» [Священномученик Павел (Анисимов), ж. Фома № 10 - 2010 с 34.]


Смотрите также:
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» свет пензенской голгофы
197.78kb.
1 стр.
«что спасет россию»
240.61kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность»
135.1kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность»
110.01kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» святые земли хвалынской
150.64kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность»
141.71kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» моё православное имя
189.78kb.
1 стр.
Научно-практическая конференция для обучающихся «православие и современность» советское государство и русская православная церковь в период с
212.82kb.
1 стр.
Всероссийская научно-практическая конференция «Символы России: история и современность»
116.82kb.
1 стр.
Московская городская научно-практическая конференция обучающихся «Праздник Науки 2013» с международным участием
24.72kb.
1 стр.
Международная научно-практическая конференция V международные Гольшанские чтения
32.59kb.
1 стр.
Международные конференции
25.63kb.
1 стр.