Главная
страница 1страница 2 ... страница 5страница 6


Муниципальное автономное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

Петропавловск-Камчатского городского округа

Из опыта работы учителей

г.Петропавловск-Камчатский

2012 год

СОДЕРЖАНИЕ
Шабельникова Е.В., учитель начальных классов

Методы и приемы активизации познавательной деятельности учащихся

в урочное и внеурочное время ………………………………………………. 2
Вегержинская О.А., учитель математики

Дифференцированный подход в обучении математики …………………… 8


Кулинич М.Н., учитель географии

Использование Интернет-ресурсов на уроках географии …………………. 17


Чмуневич В.В., учитель русского языка и литературы

Индивидуализация самостоятельной работы на уроках русского языка …. 27


Каднай Л.М., учитель английского языка

План-конспект урока в 9 классе по теме «Pages of History – Страницы истории» …………………………………………………………….………… 35


Ильина Н.В., учитель истории

План-конспект урока в 10 классе по теме «Дворцовые перевороты» ……. 41



МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

В УРОЧНОЕ И ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
Е.В.Шабельникова,

учитель начальных классов


Современные дети стали более информированными, многие владеют компьютером, основная масса, придя в школу, уже читает. Конечно же, дети стали другими по сравнению с теми, кто обучался 10 – 15 лет назад. Учитель также не может стоять на месте. Современная педагогика предлагает учителю выбор. Если же он не воспользуется им, то поезд времени унесёт всех далеко вперёд, оставив того, кто не смог старые традиции обогатить новыми. Каждое дело – творчески, иначе – зачем?

Сегодня очень важна готовность человека действовать инициативно и творчески при любых обстоятельствах – этот социальный запрос соответствует потребностям ребёнка быть самостоятельным, знать и уметь реализовывать свои возможности. Именно поэтому очень важно активизировать познавательную деятельность учащихся. Я это делаю, используя различные методы и приёмы, в урочное и внеурочное время.

На уроках я часто использую загадки, так как они делают уроки более интересными, как бы оживляют их. Загадки развивают у детей любознательность, наблюдательность, способствуют развитию речи. Они заставляют ребёнка внимательно вдумываться в каждое слово, сравнивать, находить сходство и различие, выделять главное, основное. Дети учатся рассуждать, размышлять. Загадки способствуют развитию у детей наблюдательности, пытливости, познавательности. Они имеют и ту ценность, что вызывают положительные эмоции интересной выдумкой и неожиданной разгадкой. Эти особенности загадок определяют их богатые дидактические возможности. Загадка может быть использована, чтобы сосредоточить внимание на каком – то изучаемом понятии, предмете, слове, букве, звуке и т.д. полезным для этого может стать как содержание загадки, так и её отгадка.

Взять хотя бы букварный период обучения чтению. Чтобы подвести учеников к выделению определённого звука, учитель может прибегнуть к загадке. Вот один из примеров. На уроке, посвящённом выделению звука «Ж», можно использовать слово ЖУК. Но одно дело просто его произнести, показать рисунок с изображением жука. И совсем другое – начать с загадки. Скажем, вот такой:

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь

Радость, вызванная самим звучанием строк и тем, что ребёнок отгадал загадку, создаст положительный настрой, будет способствовать лучшему усвоению программного материала и активизирует познавательную деятельность.

Немаловажное значение имеют кроссворды и ребусы, которые я активно использую практически на любом уроке. (Приложение 1.)

Например, на уроке внеклассного чтения, тема которого «По дорогам сказки», можно предложить кроссворд, который поможет детям вспомнить русские народные сказки. После того, как будут отгаданы слова по горизонтали, откроется слово по вертикали.

В целях активизации познавательной и мыслительной деятельности учащихся, создаю на уроках проблемные ситуации. (Приложение 2.)

Например, на уроке русского языка по теме «Правописание буквосочетаний ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ» во втором классе можно предложить такое задание: спишите, исправив ошибки. Выполнение такого задания помогает активизировать мыслительную и познавательную деятельность.

Принцип творчества активизируют познавательную деятельность. Эта программа насыщена упражнениями на развитие внимания, памяти, логического мышления. (Приложение 3.)

Например, какая фигура лишняя? Правильных ответов может быть 2. Так круг может быть лишним, потому что не имеет углов, и квадрат может быть лишним, потому что он заштрихован.

Сколько детей не хотят читать? Много, очень много. И это наша беда, беда наших детей. А последствия известны всем.

Методика развития техники чтения, разработанная Валерием Борисовичем Эдигеем, способствует решению глобальной проблемы школы – воспитание интереса к учению, стремления к овладению знаниями. Основная идея этого метода – использование принципа решения анаграмм, применяемого в психологии, не только для разгадывания отдельных слов, но и для прочтения завершённых коротких текстов. Анаграммы и тексты подбираются с учётом возрастных психологических особенностей младших школьников, выдерживается принцип доступности – движение от простого к сложному.

Работа с анаграммами позволяет выявлять закономерности и группировать слова по различным признакам, а это способствует активизации познавательной деятельности.

На данном этапе мы работаем с анаграммами – существительными. (Приложение 4.)

Нужно не только прочитать слова, но и исключить лишнее, т.е. непохожее на остальные. В данном случае это слово ТУФЛИ, так как все остальные слова (тигр, лев, слон) обозначают животных. Помимо исключения лишнего слова, мы делим на группы по различным признакам, например, по количеству слогов, по ударному слогу, по количеству звуков, букв, по одинаковой первой или последней букве, по лексическому значению. Также подбираем антонимы или синонимы. Такая работа ведётся с различными частями речи, затем задание усложняется, и мы переходим к чтению текстов.

Развивающий эффект при использовании данной методики даже трудно спрогнозировать, на развитие стольких психических функций она направлена: это и концентрация внимания, и осмысленное запоминание, быстрота, гибкость, самостоятельность мышления, способность к предвидению, чувство целого, творческое мышление, лингвистические способности. Методика развивает грамотность, чувство языка школьников через углублённое изучение буквенного состава слов и их активное конструирование. Но самое главное это направленность на пробуждение познавательной мотивации учащихся как исходного, определяющего условия полноценной учебной деятельности. Это стержневая проблема современной школы.

Именно для решения этой проблемы с первого класса я ввожу читательские дневники, в которые родители ежедневно записывают количество прочитанных ребёнком страниц. Ежедневное дополнительное чтение прививает любовь к литературе и способствует положительному моменту в семейном воспитании, так как родители не только слушают чтение ребёнка, но и помогают выбрать, общаются с ним, лучше узнают его.

То, что обучение должно быть согласовано с уровнем развития ребёнка, это установленный и многократно проверенный факт, который невозможно оспаривать.

Разные учащиеся по-разному овладевают знаниями, умениями и навыками. Эти различия обусловлены тем, что каждый ученик в силу специфических для него условий развития, как внешних, так и внутренних, обладает индивидуальными особенностями.

Слабые ученики, не успевая вовремя выполнить задание, начинают отставать, теряют интерес к учёбе. Сильные же вынуждены работать не в полную силу. Привыкают к лёгкости заданий и первые трудности порождают растерянность и неуверенность в себе. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости КАЖДЫМ учеником может быть решена только на основе изучения индивидуальных особенностей при дифференцированном подходе.

Психофизиологические особенности учащихся, разные уровни умственных способностей закономерно требуют для обеспечения эффективного обучения каждого ученика или группы детей неодинаковых условий обучения. В условиях классно-урочной системы обучения это возможно при индивидуализации и дифференциации обучения.

Работа эта сложная и кропотливая, требующая постоянного наблюдения, анализа и учёта результатов. Для себя я разбила её на несколько этапов:


  1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся – и физических (здоровья), и психологических, и личностных, в том числе особенностей мыслительной деятельности, и даже условий жизни в семье.

  2. Выделение различных групп учащихся, отличающихся:

- различным уровнем усвоения материала на данный момент;

- уровнем работоспособности и темпом работы;

- особенностями восприятия, памяти, мышления;

- уравновешенностью процессов возбуждения и торможения.

3. Составление или подбор дифференцированных заданий, включающих различные приёмы, которые помогают учащимся самостоятельно справиться с заданием, или связанных с увеличением объёма и сложности задания.

4. Постоянный контроль за результатами работы учащихся, в соответствии с которым изменяется характер дифференцированных заданий. Каждый из этапов по-своему сложен. У каждого учителя свой подход к выделению групп учащихся. В моём классе на данном этапе дифференцированное обучение представляет собой форму деления учеников на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы.

На первоначальном этапе дифференцированного обучения учащихся на группы делит учитель, в дальнейшем, дети уже самостоятельно выбирают себе задание.

Чтобы дети знали, какое задание они выполняют, на партах у них прикреплены кружки разного цвета:

Красный – уровень повышенной трудности;

Синий – средний уровень;

Зелёный – низкий уровень трудности;

Также я стараюсь дифференцировать не только задания, но и проверку выполнения этих заданий.

Внедрение национально-регионального компонента в содержание начального образования и использование его в нравственном воспитании младших школьников имеет очень важное значение. И работа по его внедрению проводится не только на уроках, так как решаются не только образовательные задачи, предусмотренные программой, но и происходит расширение знаний о родном крае, познавательной деятельности. Это и «Декады Камчатки», которые традиционно проходят в нашей школе, и походы на сопку, и посещение краеведческого музея. (Приложение 5.)

Например, при проведении викторины «Люби и знай свой край», можно предложить такие вопросы:

Какой сок добывают ранней весной жители Камчатки?

Варианты ответов:

Берёзовый, томатный, сосновый.

Все эти моря омывают берега Камчатки, нет ли здесь лишнего?

Варианты ответов:

Берингово, Охотское, Азовское.

Расширение знаний о родном крае способствует активизации познавательной деятельности. Успех и уверенность в обучении зависят от того, как учитель сможет помочь раскрыть индивидуальные способности, качества и таланты каждого. И здесь большую помощь могут оказать себе сами дети, если они будут больше знать о себе, об особенностях своего внимания, памяти, об умении общаться. В решении данной проблемы учителю может помочь внеклассная работа, которая способствует активизации познавательной деятельности.

Мной составлены и проведены различные внеклассные мероприятия: «Звёздные часы» на различную тематику, «Заморочки из бочки», шуточные викторины, конкурсы «А ну-ка, мальчики!», «А ну-ка, девочки!», викторина «Люби и знай свой край», «Брейн – ринг».

Очень важно, чтобы дети, «живя» в одном коллективе, дружили, уважительно относились друг к другу. Этому способствует внеклассная работа.

В нашей работе всегда надо помнить о том, что ученик – это не сосуд, который надо наполнить знаниями, а факел, который надо зажечь. Активизация познавательной деятельности учащихся поможет зажечь этот факел.


Приложение 1 (а)
По горизонтали:

  1. Братец Алёнушки.

  2. Помощники Бабы-яги гуси-…

  3. Рыжая плутовка из сказок.

  4. Сказочный персонаж, разъезжающий на печи.

  5. Домик, где жили Мышка, Лягушка, Зайчик.

  6. Злая Баба с костяной ногой.

  7. Скатерть с готовым обедом.

  8. Курочка, которая снесла золотое яичко.


По вертикали:

1. Имя царевны- плаксы из русской сказки?



Приложение 1 (б)
По горизонтали:

  1. Во дворе – горой, под солнцем водой.

  2. Набухли…, появится и листочки.

  3. … - зажги снега, заиграй овражки.

  4. Весною берёзы роняют слёзы. Но это не слёзы

дружок, это-…

  1. … - птица весенняя.

  2. В снегу лежит, а солнце припечет – побежит.

  3. Взглянут на него – морщатся, а все его любят.


По вертикали:

1. Наш певец имеет домик высоко

над головой. Отгадай - кто такой?



Приложение 2

Приложение 4

Приложение 5

жыр

щюка

чяйка

чюдо

чяры

камышы

огорчять

гирт

елв

солн

филту

берёзовый

томатный

сосновый

Охотское

Берингово

Азовское


следующая страница >>
Смотрите также:
«Pages of History Страницы истории»
725.71kb.
6 стр.
Научно-практическая конференция «Неизведанные страницы истории Соликамска Страницы истории школы Гирко Людмила Александровна, маоу
779.4kb.
5 стр.
Истории Мотоклубов Clubs History
1085.93kb.
7 стр.
«Минской области 75 лет: страницы истории и современности»
98.86kb.
1 стр.
Конспект урока английского языка на тему: " Sport History "
22.13kb.
1 стр.
Лазарева Юлия Сергеевна учитель истории и обществознания Брейн-ринг «Листая страницы истории». Тип урока: повторительно-обобщающий урок
83.09kb.
1 стр.
Литература к курсу корейской истории и культуры
185.03kb.
1 стр.
Страницы истории любви. Любовь в поэзии, музыке, прозе
851.96kb.
4 стр.
«Страницы Всемирной истории»
18.8kb.
1 стр.
Конкурса «Страницы российской истории»
55.56kb.
1 стр.
«Страницы истории села Тоузаково»
32.74kb.
1 стр.
«Страницы истории Университета водных коммуникаций»
33.94kb.
1 стр.