Главная Другое
Экономика Финансы Маркетинг Астрономия География Туризм Биология История Информатика Культура Математика Физика Философия Химия Банк Право Военное дело Бухгалтерия Журналистика Спорт Психология Литература Музыка Медицина |
страница 1
В настоящее время современное российское общество переживает трансформацию системы ценностей, обусловленную модернизацией общественной жизни. Процессы глобализации в экономической, политической, культурной сферах, втягивающие население разных стран в миграционные потоки разного характера и уровня приводят к усложнению структурных связей конкретных обществ и всего сообщества в целом. Вышеперечисленные факторы в определенной степени стимулируют напряженность в межнациональных отношениях, сопровождающуюся межэтническими конфликтами, начинают появляться различные оппозиционные группы, добивающиеся желаемого результата через экстремизм и терроризм[2] В условиях вынужденного притока мигрантов молодежь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений. Молодежь должна быть готова к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. Однако именно подрастающее поколение России оказалось самой незащищённой в культурном отношении категорией населения, которая находится в своеобразном ценностном и духовном вакууме. Наблюдаются факты дезорганизации молодежи, подверженности ее влиянию экстремизма, разрушающего традиционные ценности русской национальной культуры, национальных культур других народов, тенденция роста неформальных молодежных групп и объединений, среди которых особую тревогу вызывают молодежные неформальные объединения экстремистской направленности. Эти объединения способствуют формированию у молодых людей установок, отрицающих. Поэтому в образовательном учреждении особую актуальность приобретает деятельность по профилактике молодежного экстремизма. Эффективность осуществления профилактики экстремизма напрямую зависит от ясного и правильного понимания этого сложного общественного явления. Для понимания необходимо, прежде всего, знать смысл и содержание понятия «экстремизм». Экстремизм (от лат. extremus) – приверженность к крайним идеям, взглядам и действиям. Ему присущи насилие или его угроза, однобокость в восприятии проблем и поиске путей их решения, стремлении навязать свои принципы и взгляды, фанатизм, опора на чувства, инстинкты, предрассудки, неспособность или игнорирование толерантности, компромиссов. Понятия «экстремизм», «экстремистская организация», «экстремистские материалы» получили закрепление в ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Национальный вопрос для всей России достаточно болезненен, поскольку существует проблема массового притока мигрантов, ведущего к изменению этнического состава города, проявлению проблем национального характера. Приток мигрантов имеет 2 стороны: • обогащает имеющуюся российскую культуру, • провоцирует ксенофобию и экстремизм В школах обучаются дети разных национальностей: башкиры, русские, татары, курды и др. Поэтому работа по профилактике экстремизма в школе строится следующим: - совместные мероприятия для учащихся (конкурсы «Моя родословная», «Традиции семьи» и др., де учащиеся знакомят своих сверстников с трудовыми, культурными традициями своей семьи в виде рассказов, презентаций - для 1-4 классов разработаны мероприятия «Добро и зло или твой нравственный выбор» - для 5-7 классов проходят внеклассные мероприятия «Формирование гражданского самосознания молодежи», «Что такое толерантность» -8-10 классы совместно с классными руководителями проводят акции «Профилактика экстремистских настроений среди молодежи», «Формирование основ толерантного сознания» Особую роль в профилактике молодежного экстремизма отводится работе с ветеранами Великой Отечественной войны, учащиеся активно включились в эту работу. В школе действует отряд «Волонтеры», которые проводят разные акции, учащиеся школы собираются воспоминания участников войны, тружеников тыла, ветераны Великой Отечественной войны приглашаются на вечера, классные часы. На наш взгляд воспитание детей толерантных, любящих свое Отечество, не возможно без живых очевидцев страшных событий. На их примерах дети видят, что не было в трудные для нашей страны годы: ни национальностей, ни раздоров, так как все были едины. Собирая воспоминания у ветеранов, они видят, что это люди разных национальностей, говорящих на разных языках, страшно переживают, за то, что происходит сейчас. Поэтому это очень важная и нужная работа. И если из 50 человек, 25-27 детей пишут сочинение о войне, вспоминая своих предков, рисуют, участвуют в конкурсах, посвященных Великой Отечественной войне, участвуют в концертах, митингах, занимаются волонтерским движением, то значит наша работа, проделана не зря. Если кто-то, собрав воспоминания, подарив ветерану цветок и т.д. станет чуточку добрее, вежливее по отношению к ветерану, если ученику, который сам собирал материал, не придет в голову исписать парк свастикой. Это будет нашей маленькой победой в формировании чувства патриотизма, гордости за свое Отечество, любви к родине и уважению своей истории. Мы будем продолжать эту работу.
1. Семигин Г.Ю. Политическая энциклопедия. М., 1999). 2. Козлов А.А. Молодежный экстремизм. СПб, 1996. 3. Шегорцов А.А. Как рождается экстремизм молодежи. М., 1990. Внеклассное мероприятие "День толерантности"![]() Цель данного мероприятия:
План занятия Введение, актуализация имеющихся знаний: Ребята, сегодня у нас праздник «День толерантности».
- он должен быть внимательным и добрым, уметь общаться с людьми, хорошо излагать свои мысли. Люди отличаются друг от друга национальностью, привычками, одеждой, но живут они вместе и надо уважать молодых и старых, здоровых и больных, бедных и богатых. - надо чтобы каждый человек развивал свои способности, много знал и умел, чтобы мог стать полезным и нужным нашей стране.
- А вот мне кажется, что вы все добрые, понимающие, толерантные. И сейчас я вам это покажу, а вы мне поможете. I. Упражнение. «Комплименты» Каждому из нас приятно, когда его хвалят, говорят о нем хорошие, добрые слова, особенно когда заслуженно. Любой человек хочет, чтобы его любили и уважали, ценили и понимали, и очень часто нам просто необходимо слышать от окружающих людей добрые слова и пожелания. Ведь от этого улучшается настроение и мы готовы делиться радостью и помогать другим. Сейчас каждый из вас, кто сядет на волшебный стул и возьмет в руки волшебную палочку, узнает о себе много хорошего, все остальные ребята расскажут про положительные качества этого человека. После того, как все дети побывают на «волшебном стуле», учитель обсуждает с классом то, что дети почувствовали во время упражнения.
Действительно, ребята, каждый человек неповторимый, это индивидуальность. Личность, обладающая своими собственными особенностями. Если бы мы были все одинаковыми - жить на свете было бы просто не интересно. II. Беседа в кругу. Дети садятся в круг, вместе с учителем. - Часто ребята, которые учатся в одном классе несколько лет очень мало знают друг о друге, не знают кто чем увлекается, кто что любит, а чего не любит. Когда знаешь человека, то можешь проявить к нему внимание, сравнить его интересы со своими. Попытаться понять совершенно не похожего на тебя человека, проявить к нему интерес, а если надо то и терпимость, толерантность не просто, потому что надо и себя хорошо знать, иметь представление о себе как о личности. Надо учиться жить не ущемляя как своих интересов так и интересов других людей. III. Упражнение. «Волшебный микрофон» Каждый, кто по кругу получает микрофон, отвечает на два вопроса
Теперь вы можете поделиться с друзьями своими интересами, умениями, мечтами не только не занятиях. IV. Упражнение. «Нарисуй себя» Все дети получают шаблон человека. На основе этого шаблона они рисуют себя, добавляя свои индивидуальные особенности. Затем следует обсуждение.
Да, ребята, все мы очень разные, у каждого есть свои особенности, не говоря уже о внутреннем мире каждого человека. Мы должны уважать индивидуальность каждого человека, потому что мы все люди, у нас есть различия, но каждый из нас не повторим и нужен всем остальным. V. Упражнение. «Изгой» Учитель сообщает каждому ребенку «на ушко» название одного животного (кошка, собака, корова, лягушка) Важно поделить детей на 4 примерно одинаковые группы. Одному, как правило самому озорному, сообщается слово ворона. Задание детям: Не говоря того слова что я вам сказала, а произнося лишь звуки которые издают эти животные, найдите «своих». Вопросы для обсуждения:
Обращаясь к вороне:
VI. Упражнение. «Звали, зовут, будут звать...» Ученики рассаживаются в круг и все по очереди, начиная с ведущего, произносят: «Когда я был совсем маленький, меня звали Вовочка, сейчас в школе меня зовут Володя, а когда я вырасту, меня будут звать Владимир Николаевич» Для многих детей их имя и отчество, произносимые вслух звучат непривычно, но при этом они повышают уважение ребенка к себе и родителям, дают ориентир на будущее, на взросление.
Детям предлагается сделать коллаж из вырезок и рисунков. Можно воспользоваться шаблоном стенгазеты, предлагаемой на портале «Солнышко» - http://www.solnet.ee/parents/p1_s11.html После оформления коллажа-стенгазеты – она вывешивается в классе или рекреации.
К сожалению еще не всегда люди бывают толерантны по отношению друг к другу, но я надеюсь, что придет время и праздника «День толерантности» не будет точнее он будет каждый день, все люди будут уважительно относиться друг к другу, никто никого обижать не будет. Каждый человек будет иметь собственные убеждения, будет отстаивать свои убеждения и все люди научатся договариваться, а не станут воевать, ругаться, конфликтовать. Использованная литература:
"Презентация недели толерантности" Подготовили учащихся 11 класса - Строит, рушит, кроит и рвет, - Тихнет, кипит и пенится, - Гудит, говорит, молчит и ревет, - ЮНОЕ ПОКОЛЕНИЕ (все вместе) - А вы знаете опять у нас мероприятие. - Какое мероприятие? - Опять придумали! - Что придумали? - Да, праздник толерантности. - А что это такое? - Это что-то невероятное. - Так понятно (протяжно) - А что понятно? Почему мы должны придумывать? И как мы должны придумывать? - Давайте в стихах. - А что в стихах то. Я так и не понял, что такое толерантность? - Толерантность - это отношение к окружающим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. - Вот тебе и на. - Ты на себя посмотри, великий рифмоплет. - Какие ж тут стихи. - Да сидишь тут и думаешь, а в голове одна пицца. Пошли в столовую. - Какая столовая - то. - Я есть хочу. - Я хочу шоколадку. - Ха-ха! Да, сидите, думаете, как в столовую сбегать, на улицу сходить. Давайте лучше успокоимся и подумаем. - Толерантность. И что про нее написать? - Ой, ребята, это, наверное, мы - команда одного корабля! СТИХОТВОРЕНИЕ Толерантность - это дружба, Труд и уважение. И для нас она не служба, А одно спасенье. Толерантным будь всегда! Ненависть откинь ты. И гуманность навсегда, Закрепи ты в мире. Совладать сумей с собой, Слушай своих близких. В мире мы живем семьей, Нет поступков низких! Доверяй своим друзьям! Будь, терпим и вежлив! Не кричи по пустякам! Не кати ком снежный! - Толерантность - это милосердие. - Толерантность - это сострадание. - Толерантность - это уважение. - Толерантность - это доброта души. - Толерантность - это терпение. - Толерантность - это дружба. Кто в беде покинет друга, Сам узнает горечь бед, И на сердце будет вьюга, Если дружбы в сердце нет! - Мы приглашаем вас на праздник радости, дружбы, терпения и уважения. Праздник продлится неделю и каждый день - это новое дело. Здесь мы научим любить ближнего, уважать старшего, узнать. Что нужно быть терпимым. Терпение и труд все перетрут. Будем петь и танцевать. Да костюмы одевать. Узнаем обычаи различных народов. - Чтобы быть с друзьями вместе, приглашаем всех вас в гости веселиться от души. ПЕСНЯ В мире, где кружиться снег шальной, Где моря грозят крутой волной, Где подолгу добрую, ждем порой мы весть. Чтобы было легче в трудный час. Нужно верить каждому из нас, В то, что счастье есть. Припев:
Счастья в этом мире большом, Как солнце по утрам, Пусть оно заходит в дом. Мы желаем счастья вам, И оно должно быть таким, Когда ты счастлив сам, Счастьем поделись с другим.
Толерантность Мы все живем в обществе. Вокруг нас тысячи, нет даже миллионы, миллиарды людей. Каждый день мы видим множество новых, незнакомых лиц. Кого-то замечаем в толпе, а кого-то нет. Мы не задумываемся, что каждый из нас уникален, нет абсолютно одинаковых людей. Даже близнецы обычно очень сильно различаться по характеру. Что же говорить об остальных людях?! У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Прелесть современного мира именно в многообразии, разногранности. Не все это могут понять и принять. Ну, разве вы бы стали выкорчевывать из своего сада красивые желтые тюльпаны, лишь потому, что большинство цветков в саду красные?! Нет… так и в современном мире нельзя стремиться к уничтожению чего-либо. Безусловно, сейчас, значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений вызванных локальными войнами, проблемами беженцев. В своем широком смысле слово «толерантность» означает терпимость к чужим мнениям и поступкам, способность относиться к ним без раздражения. В этом смысле толерантность является редкой чертой характера. Толерантный человек уважает убеждения других, не стараясь доказать свою исключительную правоту. Толерантность неотъемлемо связана с самой концепцией прав человека. Она формируется на основе утверждения прав и основных свобод человека, плюрализма (в том числе культурного), демократии. Для нее характерно также активное неприятие расизма, ксенофобии, религиозной нетерпимости, терроризма, различного рода экстремизма. При этом терпимость должны проявлять как отдельные граждане и социальные группы, так и народы, государства. Одним из основополагающих принципов международного права является требование недискриминации. Несмотря на это дискриминация по признаку расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального, социального или иного происхождения сохраняется почти в каждой стране мира, в том числе и в России. Волна терроризма, прокатившаяся по всему миру, теракты в российских городах; рост организованной преступности, решение личных, коммерческих, политических и иных споров с использованием оружия, коррупция и чиновничий произвол, несомненно, препятствуют утверждению принципов толерантности. Отголоски событий в США, Афганистане, бывшей Югославии, взрывов жилых домов в Москве и некоторых других городах России, захват нескольких сотен заложников в Театральном центре «Норд Ост», война в Чечне… наглядно показали, что социумом во многих случаях правят не гуманные начала, а, напротив, террористы, желающие деморализовать общество и повлиять на власть. Это сильнодействующий фактор, во многом определяющий степень интолерантности обществе. По мнению экспертов, развитию толерантности мешает неблагоприятная социально-экономическая ситуация. Здесь серьезно сказывается возрастающее социальное расслоение, а отсюда - усугубляющееся раздражение против богатых, правительства, олигархов. Так же одним из неблагоприятных факторов эксперты считают наличие в массовом сознании и на бытовом уровне стереотипов неприятия некоторых национальностей. Это проявляется в нетерпимом отношении среди некоторых слоев к другим национальностям. Устраиваются погромы, осквернения могил и памятников, даже взрывы в синагогах, сеются антисемитские настроения. Среди факторов мешающих развитию толерантности также религиозный экстремизм; ксенофобия, особенно против беженцев и мигрантов; ограничения свободы слова, свободы мнений, дискриминация меньшинств, половая дискриминация; масштабные нарушения прав человека, особенно инвалидов, заключенных, военнослужащих, коренных малочисленных народов, социально уязвимых слоев общества. Несмотря на все эти факторы, формирование толерантного пространства в обществе на данном этапе времени набирает свои обороты. Всем уже становиться понятным актуальность проблем толерантности, поэтому для их решений уделяется пристальное внимание. Главным шагом в развитие было принятие и подписание «Декларации принципов толерантности». Которая утверждена резолюцией 5.61 генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года. Было проведено множество конференций, круглых столов и мероприятий, на которых поднимались именно проблемы интолерантности общества. Так же были приняты Федеральные Целевые программы. Одна из них: Федеральная Целевая программа «ФОРМИРОВАНИЕ УСТАНОВОК ТОЛЕРАНТНОГО СОЗНАНИЯ И ПРОФИЛАКТИКА ЭКСТРЕМИЗМА В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ» Особо пристальное внимание развитию толерантности стали уделять в школах. Наверно потому, что проще объяснять детям, насколько важна терпимость в нашем мире, чем людям с уже сложившимися взглядами. В школах проводятся мероприятия, праздники, которые направлены на сплочение всех детей и подростков. Проводятся классные часы, посвященные проблемам толерантности. Ведутся исследовательские работы, с целью выявления процента детей выбравших для себя принципы интолерантого пути развития. Будущее мира за новыми поколениями. Так давайте сделаем, чтоб этот мир был полон тепла и любви. Это отчасти в наших руках! В руках каждого! Смотрите также: От 8 декабря 2010 года №866 о муниципальной целевой программе «Профилактика терроризма и экстремизма в Мари-Турекском муниципальном районе на 2011 -2015 годы»
243.48kb.
1 стр.
Информация о работе по профилактике межнациональных конфликтов и экстремизма в молодежной среде в 2011 году
54.79kb.
1 стр.
-
1305.95kb.
6 стр.
Профилактика экстремизма
155.24kb.
1 стр.
Постановление «12» октября 2011 года №131 с. Алексеевка Об утверждении муниципальной целевой программы
132.72kb.
1 стр.
Доклад проф. Зубова А. Б. О программе курса «Сравнительная история религиозных идей»
803.01kb.
6 стр.
Программа по толерантности на 2012 -2013 учебный год
57.71kb.
1 стр.
-
91.99kb.
1 стр.
Предварительные замечания
226.68kb.
1 стр.
Учебное пособие подготовлено в рамках программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе»
863.34kb.
4 стр.
Конкурс «наука и образование против идеологии экстремизма, национализма, религиозного радикализма»
73.18kb.
1 стр.
Информация о проделанной в Нижегородской академии мвд россии воспитательной работе по вопросам, посвященным профилактики экстремизма 52.76kb.
1 стр.
|