Главная
страница 1страница 2 ... страница 11страница 12
Женское образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Межрегиональной научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во Смольного института РАО, 2011. – 177 с.

Составитель сборника и главный редактор: д.п.н., проф. Антонова О.А.

Редакционная коллегия: академик, д.акмеологии, ректор Смольного института РАО Иманов Г.М.; академик, д.э.н. проф. Горбунов А.А.; академик, д.и.н., проф. Лапина В.Г.; д.ф.н., проф. Лысенко Е.М.; д.п.н., проф. Вишнякова С.А.

Коллектив авторов, 2011

Изд-во Смольного института РАО, 2011.

Дорогие друзья!

Истоки женского образования, традиций российской школы женского образования и воспитания, тема новой программы создающейся в стенах нашего института. Представленная Программа разработана для достижения этой цели и создания на базе Смольного института Федеральной экспериментальной площадки женского образования в форме многоуровневого, многопрофильного, инновационно- и научно-образовательного комплекса. Прекрасной половине человечества творческий потенциал, интуиция и логика, материнство.

Каждый из нас стремится к счастью и мечтает о благополучной, простой и ясной жизни, лишенной проблем. Мы все хотим жить в красоте и радости, без страха и гнева. В наш век – в эпоху знаний и высоких технологий, только духовность и нравственность, образование и здоровый образ жизни может помочь человеку адаптироваться к условиям жизнедеятельности в информационном обществе и найти свое личное счастье. Совершенно очевидно, что с наступлением информационного общества образовательные технологии изменятся настолько, что главным в процессе «образования человека» станут не методы усвоения профессиональных знаний во время обучения, а умение использовать их созидательно на благо человеческого общества и во имя сохранения жизни на земле.

Отсюда возникает необходимость организации системного воспитания и психологического сопровождения человека через всю его жизнь. Воспитание человека начинается с утробы матери, и поэтому его судьба в значительной степени зависит от уровня образованности самой женщины-матери.

Задачей Смольного института является возрождение лучших традиций российской школы женского образования и воспитания с учетом реалий современности.

Ректор Смольного института

Российской академии образования Иманов Гейдар Мамедович
СОДЕРЖАНИЕ

Раздел I. Женское образование: за и против

Горбунов А. А. Проект «Женское образование» в Смольном институте РАО……………………………………………………………………..………..5

Шарафанова Е.Е., Котов Т.М. Гендерные проблемы высшего образования……………………………………………………………….……..7

Лапина В. Г. Из истории женского образования в России…………………...12

Антонова О. А. Театр в Смольном институте. Век XVIII……………………24

Вишнякова С. А. Е.Р. Дашкова – организатор науки и образования в России…………………………………………………………………………...30

Лунев Р. С. Учебно-воспитательный (педагогический) процесс в истории женского образования (вторая половина XVIII-начало XIX вв.) и акценты сегодняшнего образовательного потенциала России………….……………36

Давлет-Кильдеева Н.Г. Женское профессиональное образование в России (вторая половина XIХ-начало XX вв.)……………………………………….46

Братчикова Е.К. Из жизни петербурженок императорского дома………..53

Киросова Т. А. К вопросу о женском образовании в дореволюционной России (на примере Коми края)…………………………………………….………….64

Маранцман Е.К. Психологические особенности женского образования. Фантазии и реальность…………………………………………………………75

Михеева Н.А., Кормановская Ю.А. Проблемы конструирования объективного образа женщины-спортсменки в СМИ Германии для последующей идентификации этого образа в образовании…………………83

Алисова Л.Н. Гендерное равноправие………………………………………..89

Раздел II. Роль женщины в современном мире

Голик Н. В. Образ матери в современной культуре…………………………..99

­Каткова И. В. Роль семьи в формировании нравственно-этических качеств ребенка………………………………………………………………………….109

Вальская А.А. Развитие института приемной семьи в Ленинградской области………………………………………………………………………….115

Чупина В. А. Базовая технология самопрезентации и ее роль в создании образа деловой женщины……………………………………………………..121

Барановская С. А. Женщина – Театр – Дети………………………………….130

Иконникова Н.В. Воспитание чувств…………………………………………142

Гвоздева Г.В. Основные тенденции развития рынка «женской» книги…. 148

Лапичева Л. Ю. Образ Женщины или Магия привлекательности………..154

Аврамова Е. В. Роль женского начала в культуре человечества…………159

Корчинская Е. А. Образовательные услуги в современном информационном пространстве в свете проблем женской трудовой занятости…..…………169

Родионова Е.М. Положение женщин в Исламской республике Иран в 1979-1995 гг.: проблемы образования и статуса…………………………………188

Лысенко Е.М. Био-психо-социо-духовные уровни развития личности……201

Горбунов Аркадий Антонович

(Санкт-Петербург)

доктор экономических наук, профессор,

проректор по науке Смольного института РАО

Проект «Женское образование» в Смольном институте РАО

Учитывая, что история создания и развития Смольного института началась с создания Воспитательного общества благородных девиц, предлагается создать в его современной структуре факультет женского образования (для девушек).

Цель реализации проекта – содействие созданию прочных семейных пар, трудоустройству будущих жен военнослужащих, грамотному семейному воспитанию детей, вклад в решение демографической проблемы, формирование более комфортной среды для военнослужащих, обучающихся в Государственном федеральном учебном центре ВМФ России в Кронштадте.

Задача проекта – создание в Кронштадте факультета женского образования (для девушек).

В связи с тем, что учредителем Смольного института является Российская академия образования и на базе Смольного института создается ее экспериментальная площадка, представляет интерес реализация на факультете женского образования образовательной программы специальности «Профессиональное обучение (по отраслям)». Специальность охватывает 19 образовательных отраслей.

К их числу относятся отрасли:

- дизайн;

- информатика, вычислительная техника и компьютерные технологии;

- охрана окружающей среды и природопользование;

- производство товаров широкого потребления;

- экономика и управление.

Указанная специальность предполагает присвоение выпускникам квалификации «педагог профессионального обучения» и их трудоустройство в качестве преподавателей в учреждениях начального и среднего профессионального образования.

В настоящее время подготовка педагогов профессионального обучения для системы начального и среднего профессионального образования приобретает особую актуальность. Это связано с тем, что Правительство Российской Федерации постановило провести в 2009-2014 годах эксперимент по созданию прикладного бакалавриата по направлениям подготовки квалифицированных кадров в соответствии с потребностями современного рынка труда.

Перечень укрупненных групп специальностей и направлений подготовки, в рамках которых в период эксперимента будут разработаны и реализованы основные профессиональные образовательные программы прикладного бакалавриата, установлен Министерством образования и науки Российской Федерации.

Для создания факультета женского образования Холдинговая компания «Электрокерамика», согласно предварительной договоренности с администрацией Кронштадта, получает здание, проводит его перепланировку и ремонт.

Дальнейшее развитие проекта. Предполагается организовать обучение студенток специальности «Профессиональное обучение» (по отраслям)» на контрактной основе, дополнив образовательную программу дисциплинами, связанными с медициной, воспитанием детей, семейной экономикой и домоводством.



Шарафанова Елена Евгеньевна

(Санкт-Петербург)

доктор экономических наук, профессор Санкт-Петербургского университета сервиса и экономики

Котов ТМ

аспирант

Санкт-Петербургского государственного

университета сервиса и экономики

Гендерные проблемы высшего образования

На празднике, посвященном 250-летию МГУ, его ректор, Виктор Садовничий, отметил, что «в мире стала проявляться тенденция рассматривать науку, а вместе с ней и образование преимущественно в плане краткосрочной экономической целесообразности» [1]. С этим мнением трудно не согласиться. Жесткая прагматичность современной системы российского образования, ставшего одним из направлений предпринимательской активности, породила множество проблем, и гендерные проблемы в том числе.

Нельзя согласиться с бытующей точкой зрения о гендерной нейтральности коммерциализации высшего профессионального образования, основанной на равной плате за обучение для юношей и девушек. На самом деле дело гораздо сложнее и обусловлено экономически. При осуществлении инвестиций в формирование, развитие и реновацию человеческого капитала эффект от капиталовложений в образование определяется как разность между уровнем повышенной в результате завершения обучения заработной платы, получаемой в течение периода его экономической активности, и затратами на образование. Образование выгодно в том и только том случае, если существует прямая связь между уровнем образования, социальным статусом и материальным достатком человека.

В России при относительной доступности образования выгода его проблематична. Для большинства населения прямая зависимость уровня оплаты труда работника и уровня его образования отсутствует, отсутствует и социальный лифт, обеспечивавший в прежние времена возможность хорошей карьеры всем гражданам при наличии хорошего образования, трудолюбия и лояльности системе.

 В России на сегодняшний день половина населения считают себя бедными людьми, и это притом что 70% из них имеют постоянную работу. Бедность – это «невозможность обеспечить себя и своих детей минимальным уровнем жизни», а также качественным образованием, здравоохранением, благоустроенным жильем. А нищета – это когда человек не получает даже минимального дохода.

Бедных людей сегодня в России, по разным оценкам, от 15 до 50 процентов. А вот ощущают себя таковыми до 60 процентов населения страны. Небедными, то есть «средним классом», считаются люди с доходом в 1000 долларов в месяц на каждого человека в семье.     Самое страшное явление – «новые бедные» – люди, имеющие работу, но неспособные содержать семью. Их зарплат недостаточно, чтобы подняться над уровнем бедности. Такие люди есть во всех странах, но лишь в России их процент от общего числа бедных столь высок – 66%. В основном это работники бюджетной сферы. Примерно 80% работников бюджетной сферы имеют профессиональное образование. Еще один пугающий фактор – феминизация бедности. Типичный российский бедный - это одинокая женщина с двумя детьми [2].

Прямая стимулирующая связь между уровнем образования и уровнем дохода и уровнем образования отсутствует, и, тем не менее, до последнего времени у вузов не было проблем с набором абитуриентов. Дело в том, что система профессионального образования выполняет, помимо образовательной, весьма важную социальную функцию адаптации молодежи к профессиональной деятельности. Кроме того, для значительного количества слабо- и среднеуспевающих юношей высшая школа стала своего рода укрытием от службы в армии. Нет сомнений в том, что значительная часть студентов-юношей, обучающихся по экономическим специальностям, гораздо более успешно могла бы проходить обучение в колледжах и учреждениях начального профессионального образования, если бы не грозная тень службы в вооруженных силах, витающая над их матерями. В таблице 1 приведены данные о гендерном распределении успеваемости студентов факультета менеджмента одного из вузов Санкт-Петербурга.

Таблица 1 – Характеристика успеваемости студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент»



Студенты

Всего оценок

1 курс

2 курс

3 курс

4 курс

кол-во,
шт.

%

кол-во,
шт.

%

кол-во,
шт.

%

кол-во,
шт.

%

кол-во,
шт.

%

Девушки

665

100,00

141

21,20

154

23,16

121

18,20

249

37,44

"отлично"

252

37,89

63

44,68

73

47,40

49

40,50

67

26,91

"хорошо"

297

44,66

78

55,32

63

40,91

59

48,76

97

38,96

"удовл."

116

17,44

21

14,89

18

11,69

13

10,74

85

34,14

Юноши

228

100,00

49

21,49

101

44,30

24

10,53

54

23,68

"отлично"

48

21,05

12

24,49

29

28,71

7

29,17

0

0,00

"хорошо"

77

33,77

11

22,45

35

34,65

15

62,50

16

29,63

"удовл."

103

45,18

26

53,06

37

36,63

2

8,33

38

70,37

Источник: данные аттестации студентов.
Данные таблицы 1 иллюстрируют следующие тенденции, характерные для многих вузов, ведущих подготовку по экономическом специальностям:

- количество студенток значительно превышает количество студентов (соотношение примерно 3:1);

- доля отличных и хороших оценок у девушек существенно выше аналогичного показателя у юношей (оценки «отлично» у девушек составляют 37,89% от общего количества полученных оценок, оценки «отлично» у юношей – лишь 21,05%; оценки «хорошо» - 37,89% у девушек и 33,77 у юношей);

- успеваемость и юношей, и девушек снижается к старшему курсу, однако эта тенденция наиболее ярко выражена у юношей (доля отличных оценок на четвертом курсе равна нулю).

Преподаватели, ставящие юношам при аттестации более низкие оценки, чем девушкам, могут заподозрить себя в своего рода гендерном шовинизме, однако устойчивость отмеченных выше тенденций позволяет утверждать, что объективно более низкие способности к обучению экономике и менеджменту у студентов-юношей. А это значит, что потенциально более успешными управленцами являются девушки, что, в свою очередь, позволяет прогнозировать феминизацию менеджмента. Это не может быть ни удивительным, ни неожиданным: экономике и менеджменту и учат преимущественно женщины. В таблице 2 приведены данные о численности мужчин и женщин в профессорско-преподавательском составе вузов Санкт-Петербурга.

Таблица 2 – Гендерная структура профессорско-преподавательского состава вузов Санкт-Петербурга



Специальность


М

Ж

Экономические специальности

43,2

56,8

Технические специальности

57,0

43,0

Юридические специальности

56,8

43,2

Медицинские специальности

45,2

54.8

Прикладное искусство

27,4

72,6

Источник: данные официальных сайтов вузов Санкт-Петербурга

Гендерная асимметрия характерна для всех специальностей. Но если в подготовке студентов по техническим и юридическим специальностям превалируют преподаватели-мужчины (57,0% и 56,8% от общей численности профессорско-преподавательского состава соответственно), то преобладание преподавателей женщин характерно при подготовке специалистов в области прикладного искусства (72,6%), экономистов (56,8%) и медиков (54,8%).

Автор статьи согласна с мнением Т.Н.Мартыновой [3], которая считает, что организация высших образовательных учреждений отражает гендерную стратификацию общества и культуры в целом, демонстрируя на своем примере неравный статус женщин и мужчин, гендерную стратификацию педагогической профессии, гендерную асимметрию педагогических кадров и обучающихся студентов. Важной и нерешенной проблемой следует признать разработку научно обоснованной методики для определения оптимальной половозрастной структуры научных и учебных подразделений, которая обеспечила бы максимально эффективный процесс обучения, воспитания и приобщения студенческой молодежи к научной работе [4].

Гендерная асимметрия выражается в том, что до сих пор элита высшей школы (профессора, ведущие научные сотрудники, высшее руководство университетов и факультетов) представлена преимущественно мужчинами.

Сдерживающими факторами являются менталитет общества, патриархальная традиция, высокая занятость женщин-преподавателей в домашнем хозяйстве. Применительно к научной подготовке кадров гендерная асимметрия выражается в том, что среди аспирантов доля женщин составляет 42%, докторантов - 34%. Причины диспропорции, как отмечает Г.Н. Мартынова [3], обобщая опыт коллег, заключаются отнюдь не в отсутствии интереса у женщин к научной работе, а связаны с необходимостью подрабатывать в нескольких местах для создания и содержания семьи в условиях экономической нестабильности в обществе и резкого снижения уровня жизни, с материнством женщины и т.д. Не отрицая социальной престижности научной карьеры для молодежи и преуспевающих специалистов, для многих молодых людей аспирантура является чуть ли не единственной альтернативой избежать службы в армии.

Литература


  1. http://www.demoscope.ru/weekly/2003/099/analit03.php

  2. Бастракова Н.С. Проблема гендерной социализации в образовательных учреждениях России//Современные проблемы науки и образования. – 2005. - № 1.

  3. Мартынова Т.Н. Гендерные проблемы высшего образования // Фундаментальные исследования. - № 1. – 2008.

  4. http://www.expert.ru/expert/raznoe/raznoe5-4.shtml



Лапина Валентина Георгиевна

(Санкт-Петербург)

доктор исторических наук, профессор Смольного института РАО

Из истории женского образования в России

Имеется известие, что еще в 1086 г. княжна-инокиня Анна (Янка) Всеволодовна основала в Киеве, при Андреевском монастыре, Ж. училище. В первой половине XVI в. митрополит Даниил говорил в своих поучениях, что обучение "писаниям" необходимо не только "пастырем и учителем и прочим инокам, но и сущим в мире, отрокам и девицам". Со времен Михаила Федоровича царевны обучались чтению, письму и церковному пению; этот обычай мог перейти и в терема знатных бояр. Шесть дочерей царя Алексея Михайловича, и в особенности знаменитая царевна София, обладали весьма солидным для того времени образованием. Все это не может ослабить значения свидетельства Котошихина, что "Московского государства женский пол не учен и не обычай тому есть".

Петр I ничего не успел сделать для образования женщин, хотя понимал его значение. Указом от 24 января 1724 г. он предписал монахиням воспитывать сирот обоего пола и обучать их грамоте, а девочек, сверх того, пряже, шитью и др. мастерствам. При Петре появились в России частные школы, в которых могли обучаться и девочки. Такая школа была, между прочим, в Москве, при лютеранской церкви в Немецкой слободе, а также в С.-Петербурге, при евангелической церкви св. Петра (с 1703 г.); в последней русские девушки составляли обыкновенно 1/4.

При Елисавете Петровне указом 1754 г. положено было обучать женщин "бабичьему делу", для чего учреждены акушерские школы сначала в Москве и Петербурге, а затем и в провинциях. В это же царствование к женским монастырям и раскольничьим частным школам, в которых преподавали "мастерицы", присоединился еще один рассадник Ж. образования в России: появились частные пансионы, содержимые иностранцами, преимущественно французами и француженками.

Екатерина II, указом 5 мая 1764 г., основала Воспитательное общество благородных девиц (в числе 200), и при нем училище для 240 мещанских девушек (см. Смольный институт). Главной задачей этого учреждения было поставлено воспитание, образование характера, привычка "к добродетели" и уменье обращаться в обществе; знание должно было явиться более результатом самодеятельности воспитанниц, которую и старались в них развить. В учрежденные несколько позже народные училища, как и в главные народные училища, представлявшие собой нечто вроде средних учебных заведений, принимались дети обоего пола; но, по господствовавшему в обществе взгляду, обучение девушек в публичных школах считалось делом "непристойным", как это засвидетельствовал в своих записках Державин.

После смерти Екатерины II заведование учрежденными ею заведениями перешло к императрице Марии Федоровне. В течение 32-летнего управления ее были вновь основаны и приняты ею под свое покровительство: сиротское училище (Мариинский институт), училища ордена св. Екатерины в СПб. и Москве, девичье училище военно-сиротского дома (Павловский институт), акушерский институт в Москве и повивальный в СПб., Александровское училище в Москве, Гатчинский сельский воспитательный дом, Харьковский институт, училище для солдатских детей и училище для дочерей чинов черноморского флота. Тогда же возникли дома трудолюбия в СПб, Москве и Симбирске, патриотический институт и институт в Полтаве. Учебные заведения эти, особенно состоявшие под непосредственным управлением Марии Федоровны, были хорошо обеспечены в материальном отношении; пяти столичным институтам она пожертвовала при жизни и оставила по завещанию до 4 млн. руб. Поступали и значительные пособия из государственного казначейства, и пожертвования частных лиц. В основание системы женского образования положен был сословный принцип, который проводился до мельчайших деталей. Для всех классов общества, для всякого звания, чина и положения, занимаемого родителями девушки, императрица учреждала особые заведения, с точно ограниченным курсом учения и особым устройством.

Мечту Екатерины о создании путем воспитания "новой породы" людей Мария Федоровна считала бесполезным и даже вредным увлечением. Она стремилась к "практической" постановке дела, к точному выполнению задач, поставленных в духе господствующих в обществе воззрений. Соответственно этому, в "составе благородного воспитания" на первое место выдвигалось знание французского языка, за которым непосредственно следовали танцы и хорошие манеры. Образование мещанок должно было иметь профессиональный характер, т. е. приготовлять учительниц и воспитательниц в дворянских домах.

В 1828 г., после смерти императрицы Марии Федоровны, образовано было IV отделение собственной Е. И. В. канцелярии, на которое было возложено заведование всеми учреждениями императрицы Марии. При первом статс-секретаре, управлявшем этим отделением, Вилламове, никаких перемен в организации женских учебных заведений не последовало; увеличилось только число их, которое в 1840 г. достигло 20. Открыты были институты в Одессе, Астрахани, Киеве, Белостоке, Казани, Варшаве, Саратове, Тифлисе, Иркутске, большей частью на средства местного дворянства; учреждены были девичье училище в Оренбурге и киевское училище графини Левашевой для бедных девиц и сирот всех свободных состояний. Позднее учреждены были институты в Нижнем Новгороде и Новочеркасске и Мариинская женская школа в Тобольске. В 1842 г. в управление IV отделением вступил Гофман, который обратил особое внимание на программы преподавания и на гигиенические условия женских учебных заведений.

Учрежденный в 1844 г., под председательством принца Петра Георгиевича Ольденбургского, комитет разделил все женские учебные заведения на 4 разряда и для каждого из них выработал особую учебную программу, соответственно назначению воспитывавшихся в нем девиц. В учебных заведениях первого разряда и второго разряда в основу образования положены были иностранные языки, причем в учебных заведениях второго разряда преподавание искусств и ремесел было, сравнительно с заведениями перворазрядными, расширено за счет наук.

В учебных заведениях 3-го разряда главное внимание обращалось на рукоделия и женского ремесла, сведения же по русскому языку и арифметике сообщались лишь самые элементарные. В 1845 г. учрежден был Главный совет женских учебных заведений, которому подчинены были местные советы, стоявшие во главе каждого учебного заведения в столицах и в других городах Империи. 30 августа 1855 г. Высочайше утвержден составленный Главным советом устав женских учебных заведений, представляющий собой свод прежних узаконений по этой части; с некоторыми дополнениями и изменениями он действует и поныне. Председателем Главного совета с самого учреждения его был принц П. Г. Ольденбургский, назначенный в 1860 главноуправляющим IV отделением Собственной Е. И. В. Канцелярии. Он обратил внимание на физическое воспитание девиц, ввел гимнастику, усилил преподавание русского языка, утвердил новые программы преподавания. Главнейшая его заслуга заключается в той поддержке, которую он оказал организации открытых женских учебных заведений — женских гимназий.

Существование открытых женских учебных заведений благотворно отразилось и на институтах, смягчив их замкнутый, затворнический характер. С начала 80-х годов начинают основываться женские училища нового типа — Мариинские. Наряду с этими средними учебными заведениями существуют еще духовные женские училища, которые подразделяются на епархиальные и на состоящие под покровительством Государыни Императрицы и называемые Мариинскими училищами. Основание им положено было в 1843 г., когда в видах поднятия умственного и нравственного уровня духовенства, особенно сельского, открыто было в Царском Селе училище для девиц духовного звания. До 1854 г. открыты были такие же училища в Ярославле, Казани и Иркутске.

Главным источником содержания епархиальных училищ служат различные сборы с церквей, монастырей и духовенства; только 12 училищ западных епархий получают незначительную субсидию, в размере 2000 руб. в год, из сумм св. Синода.

Элементарное образование девочки получают в России в начальных школах в городах и селах, причем допускается совместное обучение детей обоего пола. По данным 1882 г., всех начальных школ в Европейской России считалось 28329 и в них обучалось 11775004 мальчика и 362471 девочка; большинство последних приходится на города.

В России стремление женщин к высшему образованию вполне определенно проявилось еще в 1860 г., когда на университетских лекциях стали появляться женщины. При разработке университетского устава 1863 г. министерство народного просвещения сделало университетам запрос о том, могут ли женщины быть допускаемы к слушанию лекций совместно со студентами, могут ли они быть допускаемы к испытанию на ученые степени и какими правами, в случае выдержания испытания, они должны пользоваться. На все эти вопросы советы университетов московского и дерптского (первый — большинством 23 голосов против 2) дали резкий отрицательный ответ.

В марте и мае 1868 г. на имя ректора Санкт-Петербургского университета поступили заявления от 400 женщин с просьбой об устройстве "лекций или курсов для женщин". В числе ходатайствовавших было около ста женщин высшего круга; во главе движения стояли Е. И. Конради, Н. В. Стасова, В. П. Тарновская, Е. Н. Воронина, О. А. Мордвинова, А. П. Философова, М. В. Трубникова; содействие им с самого начала оказывал А. Н. Бекетов. Одновременно с этим и в Москве образовался кружок женщин, решившихся добиваться высшего образования. Министр народного просвещения дал согласие на учреждение лишь "общих публичных лекций, т. е. совокупно для мужчин и женщин, на основании общих постановлений о публичных лекциях". 2 января 1870 г. открылись в СПб., сначала в доме министра внутренних дел, а потом в здании Владимирского уездного училища, "публичные лекции для мужчин и женщин" по некоторым предметам естественным и словесно-историческим (известные под именем Владимирских курсов), лекции эти имели определенный систематический характер университетского преподавания; чтение каждого предмета рассчитано было на два года.

Несколько ранее, 1 апреля 1869 г., И. И. Паульсон, по просьбе учредительниц владимирских курсов, открыл в здании 5-й мужской гимназии, у Аларчина моста, подготовительные курсы, которые должны были пополнить пробелы среднего образования женщин и тем облегчить им слушание профессорских лекций (Аларчинские курсы).



В октябре 1869 г. открылись в Москве, в здании 2-ой гимназии, а затем на Лубянке "публичные курсы для женщин по программе мужских классических гимназий" (Лубянские курсы). Все эти курсы управлялись выборными из среды слушательниц. В 1870 г. Общество естествоиспытателей в Киеве организовало "систематические публичные курсы по естественным наукам". На всех этих курсах преподавание, ограничивавшееся простым чтением лекций, не могло идти успешно уже вследствие состава аудитории, крайне разнообразного по уровню развития и подготовке слушательниц; между преподавателями и аудиторией не было органической связи. Более прочную организацию высшее женское образование получило лишь в 1872 г., когда профессор В. И. Герье учредил в Москве высшие женские курсы. Согласно положению, утвержденному 6 мая 1872 г. министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, московские высшие женские курсы были частным учебным заведением, которое имело своей задачей дать возможность девицам, окончившими средние учебные заведения, продолжать общее образование. Преподавателями были профессора московского университета, которые составляли педагогический совет, не только заведовавший всею учебной частью, но и составлявший смету расходов. Совет избирал из своей среды председателя (В. И. Герье), на котором лежала ответственность перед правительством за действия курсов. На курсы допускались как слушательницы, так и вольнослушательницы — и те, и другие за плату в 50 руб. в год. Курс ученья сначала был двухлетний, но в 1879 г. он стал трехлетним (желающим предоставлялось оставаться и на 4-й год) и вместе с тем из учебной программы исключен был общеобразовательный курс энциклопедического характера по естественным наукам. Таким образом, курсы В. И. Герье приобрели характер словесно-исторического факультета, в котором, наряду с историей и историей литературы, читались и некоторые др. предметы (например, политическая экономия), а также велись практические занятия. Число слушательниц в первый год по открытии курсов доходило до 70, затем до 1878 г. оно колебалось между 103-107, а с 1879 г. количество слушательниц, постепенно прогрессируя, возросло в 1884 г. до 213, в 1884-85 учебном году — до 256. Средства московских курсов были крайне ограничены; субсидию, в размере 500 руб. в год, они получали только от купеческой управы, и то лишь с 1878 г. Главным образом средства курсов слагались из добровольных пожертвований и платы со слушательниц. Учреждение "дамского общества для содействия курсам" не было разрешено и все заботы по изысканию средств лежали на попечительном комитете (Е. К. Станкевич, Е. И. Герье, К. Т. Солдатенков). Уровень преподавания ни в чем не уступал университетскому. Учреждение в Москве курсов В. И. Герье не могло не отразиться на Лубянских курсах, но привело не к закрытию их, а к специализации: они постепенно усвоили себе университетский характер, а с 1882 г. окончательно преобразовались в физико-математический факультет, с четырехлетним курсом преподавания и с двумя отделениями, математическим и естественным.

В 1876 г., по ходатайству профессора Н. В. Сорокина, открылись высшие женские курсы в Казани. Первоначально они были устроены по образцу курсов В. И. Герье, но в 1879 г. последовало подразделение общеобразовательной программы курсов на две специальности: словесно-историческую и физико-математическую. На словесно-историческом отделении преподавались: русская грамматика и история русской литературы, естествоведение, всеобщая история, русская история, история физико-математических наук, история философии, эстетика, немецкая литература, английский язык, гигиена. Курс физико-математического отделения составляли: естествоведение, геометрия, приложение алгебры к геометрии, география, физика, история философии, гигиена, химия, история физико-математических наук, английский язык. В качестве необязательного предмета преподавался с 1884 г. латинский язык.

Наиболее широкого развития достигли высшие женские курсы в Петербурге, главным образом благодаря энергии их учредительниц и лиц им содействовавших (А. Н. Бекетов, О. Ф. Миллер, А. Я. Герд, А. Н. Страннолюбский), а также учреждению "Общества для доставления средств высшим женским курсам".

Владимирские курсы, по многим причинам, вынуждены были приостановить свою деятельность в 1873 г.; но энергия учредительниц их не ослабевала. В то время правительство окончательно убедилось в необходимости рациональных мер к отвлечению русских женщин от заграничных университетов. Особая комиссия, образованная в 1873 г. под председательством статс-секретаря И. Д. Делянова, выработала проект правительственного высшего учебного заведения для женщин с характером педагогическим, а в 1875 году последовало правительственное сообщение с обещанием доставить женщинам в России ту же возможность высшего образования, ради которой они устремлялись за границу. Этим настроением воспользовались учредительницы Владимирских курсов, с А. Н. Бекетовым во главе, и достигли разрешения открыть в 1878 г. высшие женские курсы с систематическим, университетским характером преподавания, причем открытие курсов признано было министром народного просвещения, графом Д. А. Толстым, делом полезным и даже необходимым в видах отвлечения русских женщин от обучения в заграничных университетах (цель эта и была достигнута; в 1881 г. число русских женщин, учившихся за границей, упало до 9, тогда как с закрытием курсов высших и врачебных оно вновь стало выражаться в сотнях).

Во главе педагогического совета, в качестве заведующего курсами стал, согласно желанию министра, профессор К. Н. Бестужев-Рюмин (отсюда название курсов бестужевскими), которого в 1881 г. заменил А. Н. Бекетов. Педагогическому совету вверено было "общее управление курсами", ближайшее же наблюдение за слушательницами лежало на "распорядительнице курсов" (Н. В. Стасовой, всецело посвятившей себя курсам) и ее помощницах. Курс преподавания, первоначально рассчитанный на 3 года, уже в 1881 г. сделан был четырехлетним. Курсы имели три отделения: словесно-историческое, физико-математическое и специально-математическое; последние два различались только со второго курса. По всем почти предметам и на всех отделениях происходили практические занятия, особенно по естественным наукам, для чего курсы располагали богато обставленными кабинетами, лабораторией, библиотекой, а впоследствии и аудиториями, специально приспособленными к чтению экспериментальных лекций. Привлекая в качестве преподавателей лучших профессоров университета и других высших учебных заведений Петербурга, курсы стали подготовлять и самостоятельный преподавательский персонал из числа бывших слушательниц; девять из них были оставлены при курсах в качестве ассистенток или руководительниц практических занятий. Некоторые из слушательниц выступили с самостоятельными трудами по разным отраслям науки, с докладами на съездах естествоиспытателей. Хозяйственной частью заведовал комитет Общества для доставления средств высшим Ж. курсам, избираемый общим собранием Общества на три года. С 1885 г. курсы помещаются в собственном доме. Министерство народного просвещения, отпускавшее с 1872 г. 1000 руб. в год в пользу Владимирских курсов, в 1878 г. увеличило эту сумму до 1500 руб., а в 1879 г. — до 3000 руб.; с 1882 г. высшие курсы получают также пособие от санкт-петербургской городской думы, в размере 3000 руб. Между тем одни текущие расходы по содержанию курсов составляли в среднем 48000 руб. в год. Все эти значительные средства получались как от платы за слушание лекций, так и от добровольных пожертвований и членских взносов. Членов Общества, при открытии деятельности его, было не более 89; в течение первого же года число их возросло до 254, в 1885 г. равнялось 785, а в 1890 г. — 1026. При открытии курсов слушательниц поступило 814, всего же перебывало на них слушательниц до 2800; из них полный курс прослушали 1014. На словесно-историческое отделение поступала 1/3 всех слушательниц, остальные главным образом — на физико-математическое.

В остальных университетских городах открытие высших женских курсов не могло состояться. В 1879 г. профессор А. С. Трачевский открыл в Одессе приготовительные курсы и представил проект высших курсов, но проект этот не получил осуществления; в 1881 г. поступили из Варшавы и Харькова ходатайства профессоров об открытии высших женских курсов, но разрешения не последовало. В 1879 году предписано было принимать в вольнослушательницы только таких лиц, которые имеют постоянные служебные занятия или живут в семьях в том городе, где находятся курсы, и притом с особого каждый раз разрешения попечителя учебного округа. В 1886 г. министерство народного просвещения предписало прекратить прием слушательниц на все высшие женские курсы, мотивируя эту меру необходимостью пересмотра вопроса о высшем женском образовании. В 1889 г. разрешено было возобновить прием на петербургские курсы, но при этом им дана была совершенно иная организация. Заведование курсами перешло из рук Общества, их создавшего, в руки директора, избирающего преподавателей, и инспектрисы, руководящей воспитательной частью. Как директор, так и инспектриса назначаются министерством народного просвещения. Обществу, через посредство попечительного комитета, предоставлено заведование исключительно хозяйственной частью. Из учебной программы исключено преподавание естественной истории, гистологии и физиологии человека и животных. Учебные планы утверждаются министерством. Курсы состоят из двух отделений — историко-филологического и физико-математического. В слушательницы, общее число которых ограничено известной нормой (400), принимаются лица, окончившие среднее учебное женское заведение и представившие письменное разрешение родителей, опекунов или других лиц, на попечении которых они состоят (такое разрешение требовалось и раньше), а также удостоверение о том, что располагают достаточными средствами для безбедного существования во все продолжение учения. Вольнослушательницы принимаются в числе не более 2% всего числа учащихся. Плата за учение 100 руб. в год. Слушательницы должны жить либо у родителей или близких родственников, либо в устроенном при курсах интернате (плата — 300 руб. за учебный год), а не на частных квартирах. В каждом отдельном случае прием зависит от усмотрения директора. Материальные средства по-прежнему доставляются Обществом. За первые три года существования курсов в новом измененном виде субсидия министерства народного просвещения (3000 руб. в год, идущие всецело на содержание директора курсов) и платежи слушательниц составили 65580 руб., или 58% всех расходов на курсы, простиравшихся до 109 тыс. руб.; вся разница покрыта Обществом. В 1892-93 году, когда уже открыты были на обоих отделениях все четыре курса, слушательниц числилось 385; из них только 87 — на физико-математическом отделении.

В 1894 г. открыло свою деятельность Общество вспоможения окончившим Санкт-Петербургские высшие женские курсы. В Москве, а также в Одессе, при Обществе естествоиспытателей, читаются лекции для женщин по отдельным предметам. С 1863 г. существуют в ведомстве Императрицы Марии женские педагогические курсы, стоящие на рубеже высшего и профессионального образования.

В 1889 г. в Санкт-Петербурге открыты М. М. Бобрищевой-Пушкиной женские курсы новых языков, на которых преподается и история западноевропейских литератур, а также изящные рукоделья (выжигание по дереву, рисование по фарфору и проч.).



Антонова Ольга Александровна

(Санкт-Петербург)

доктор педагогических наук, профессор Смольного института РАО

Театр в Смольном институте. Век XVIII

«Новую породу людей, свободных от жестоких нравов общества», мечтала вырастить Екатерина II, и театр играл огромную роль в воспитании смольнянок.

Время императрицы Екатерины II было временем страстного увлечения театром. Если при Елизавете Петровне театр создавался в атмосфере моды, внимания и поощрения, то при Екатерине «он мужал в атмосфере напряженной и сознательной работы». Театром интересовалось все высшее общество, театром интересоваться стало правилом хорошего тона. Преподавание театрального искусства по-прежнему вносилось в учебные программы.

Общество благородных и мещанских девиц при Новодевичьем Смольном Монастыре, впоследствии Смольный Институт ревностно культивировало театр.

Спектакли в Смольном начались с того, что 28 ноября 1770 года, по случаю приезда короля прусского, принца Генриха, при дворе был дан маскарад, в котором участвовало до 3600 человек. Перед ужином явился Аполлон в сопровождении четырех времен и двенадцати месяцев года, представленных детьми от 6 до 8 лет, избранными из воспитательных заведений, учрежденных для дворян обоего пола. Эти малютки исполняли свои роли как нельзя лучше. По окончании ужина, Аполлон пригласил все общество на театральное представление, им приготовленное. В комнате рядом с залой была устроена сцена, на которой те же дети сыграли маленькую комедию «Оракул». Так описывала это празднество Екатерина в письме к Вольтеру.

Вслед за первым выступлением в конце 1771 года смольнянки разыграли у себя при Монастыре трагедию Вольтера «Заира». В конце февраля, а именно 21 числа, спектакль был повторен; давали оба раза трагедию Сумарокова «Семиру».

По поводу этого спектакля Императрица 30 января писала Вольтеру: «В одном из ваших писем, между многими прекрасными вещами, внушенными вашей дружбой ко мне, вы желаете мне также прибавления забав; я поговорю с вами об одной, очень интересной для меня забаве, насчет которой попрошу вашего совета. Вы, вероятно, знаете, что в доме, предназначенном сначала для трехсот монахинь, в настоящее время воспитывается до пятисот молодых девушек. Я должна признаться, что эти девушки превосходят наши ожидания: они делают удивительные успехи, и все согласны в том, что они становятся настолько же любезны, насколько напитаны полезными для общества познаниями. Вот уже вторая зима, как их заставляют разыгрывать комедии и трагедии; они исполняют свои роли лучше здешних актеров, но должно заметить, что число пьес, пригодных для наших девиц, слишком ограничено; их надзирательницы избегают тех, в которых слишком много страсти, а французские пьесы почти все таковы. Велеть написать то, что нам нужно, это невозможно: подобные вещи не делаются по заказу, их производит гений. Пьесы пошлые и глупые могут испортить вкус. Как же тут быть. Я право не знаю и прибегаю к вам. Следует ли ограничиваться несколькими сценами. Но, по моему мнению, это далеко не так интересно, как целые пьесы. Никто не может обсудить этого дела лучше вас, помогите мне вашими советами».

Вольтер отвечал на это 12 марта 1772 года: «Дело ваших пяти сот девиц интересует меня как нельзя более. В нашем Сен-Сире нет и двухсот пятидесяти. Не знаю, заставляете ли вы их разыгрывать трагедии, знаю только, что декламация вообще, как трагическая так и комическая, вещь превосходная: она придает грации как уму, так и телу, развивает голос, осанку и вкус; невольно запоминаются сотни отрывков, которые впоследствии приводятся кстати среди разговора, что придает прелести обществу, одним словом, декламация приносит всевозможную пользу. Действительно, в наших пьесах слишком много страстного, но мне кажется, что в некоторых комедиях можно бы пропустить все лишнее для таких юных сердец, нисколько не вредя интересу целой пьесы; в Мизантропе, например, пришлось бы изменить не более 20 стихов, а в Скупом не более 40 строчек. Я выпишу из Парижа сборник трагедий и комедий, в котором велю написать необходимые изменения. Полагаю, что ваш батальон из пятисот девиц – батальон амазонок, но не полагаю, чтобы они прогоняли мужчин; разыгрывая театральные пьесы, непременно придется, по крайней мере, половине из них изображать героев; но как станут они изображать стариков в комедиях? Одним словом, я жду инструкций и приказаний Вашего Величества».

Но в дальнейших письмах Вольтера нет более никакого намека на обещанный труд.

Императрица не замедлила ответить на это и 23 марта – 3 апреля 1772 года писала Вольтеру: «Письмо ваше от 12-го марта доставило мне пребольшое удовольствие. Для нашего общества не может быть ничего более приятного, как предложение, которое вы мне делаете. Барышни наши играют и комедию, и трагедию: в прошлом году они разыграли Заиру, а во время карнавала они поставили на сцену русскую трагедию Земира, лучшее произведение Сумарокова, о котором вы, конечно, слыхали. Я не знаю, выйдут ли из этого батальона девушек, как вы их называете, амазонки, но мы также весьма далеки от того, чтобы делать из них монахинь и вгонять их в чахотку, заставляя распевать целые ночи в церкви. Мы воспитываем их так, чтобы они могли доставить радость той семье, в которую они войдут; мы не желаем делать из них ни скромниц, ни кокеток, но хотим, чтобы они были благовоспитанны, способны воспитать своих детей и вести свое хозяйство.

Вот как происходит распределение ролей для театральных пьес: девицам объявляется, что такую-то пьесу предполагается разыграть и их спрашивают при этом, кто желает исполнить такую-то роль; не редко случается, что целый класс учит одну и ту же; из них выбирается, поэтому, одна, которая оказывается наиболее удовлетворительною. Те, которые исполняют мужские роли в комедиях, надевают на себя нечто вроде длинного торока, называемого нами модным костюмом этой страны. Что касается до трагедии, то там нам гораздо легче одеть наших героев соответственно характеру пьесы и роли. Роли стариков для нас самые затруднительные и наименее удачно исполняемые: большой парик и палки недостаточно старят юность, и потому роли эти были до сих пор немного бесцветны.

Устроена весьма большая зала, в которой поставлена в два ряда балюстрада; дети танцуют внутри, а публика толпится около перил, и это время есть единственный случай, когда родственники имеют возможность видеть наших девочек, которым не позволяется выходить из заведения ранее, как через 12 лет».

Спектакли во второй половине 1772 года были, вероятно, не раз, так как в течение всей осени и зимы в статьях расхода встречаются самые разнообразные издержки и на дело театра.

В следующем году спектакли, очевидно, уже войдя в обычай, не прекращались.

Англичанин Уильям Кокс, посетив в 1773 году Петербург, присутствовал на одном из праздничных вечеров в Смольном и описывал его следующим образом: «Мы остались чрезвычайно довольны исполнением пьес; театр устроен в красивой круглой комнате, стены которой очень мило расписаны деревьями в виде ландшафта. Играли пьесы: «Служанка Госпожа» и «Оракул»; первую разыграли девицы 16 и 17 лет, вторую девочки от 10 до 12. И те и другие играли с одушевлением, и обнаружили высокое понимание приличия как в жестах, так и в словах. Я был поражен удивительной чистотой их произношения на французском языке».

За 1774 год ни в литературе, ни в Архиве Смольного Института нет никаких данных о театре, остается предполагать, что в этом году в виду политических событий спектаклей не было.

Зато следующий 1775 год изобиловал зрелищами. Расходы по театру производились с самого начала года.

Спектакль, состоявшийся по поводу Кайнарджикского мира 10 июля, подробно описан в современных журналах. «Собравшихся особ принимали в большом зале четыре девицы. Сей зал сверху донизу украшен был зеленью, с разбросанными наподобие венков деланными цветками и пирамидами, наверху которых в Российском, Немецком, Итальянском и Французском языках были надписи. В верху зала представлены были со всеми их признаками Благодеяние и Благодарность, а внизу из оранжевых дерев, переплетенных натуральными цветочными венками, аллея; на конце же стояла Парнасская гора. Шесть нишей, равномерно украшенных цветами и зеленью, встречались от места до места, где на небольших преизрядно убранных театрах, представляли девицы разные действия, из которых иные соображались мирному торжеству, а другие служили введением в большую пьесу, которая представлена была на большом театре, устроенным для сего в конце аллей. Когда дошли до сего места, то представился глазам храм Добродетели, в который вход закрываем был герою, и с оной туда нисходили пастушки. В то время как Добродетель украшали венками при игрании на всех инструментах, гора, закрывавшая вход в храм, разверзлась и открыла внутренность храма.

За сим увеселением последовал концерт на двух арфах, и, наконец, хор всех Вестальских девиц. Сим кончилось торжество». В представлении принимало участие до 600 девиц.

Восторг, вызываемый исполнением смольнянок, слагался из целой серии обстоятельств. Во-первых, играло роль восторженное и сентиментальное направление умов, которое характеризует XVIII столетие; затем, само собой, интерес к судьбе Смольного театра подогревался расположением к нему Императрицы. Далее, огромную роль играла современная любовь к театру; и, наконец, цветник молодых девушек, к тому же еще обучавшихся разным наукам, был новинкою и, конечно же, поражал воображение.

Принимая дань восторгов и поклонений, смольнянки продолжали ставить новые и новые спектакли.

«По справедливости надо удивляться», - говорит очевидец, «натуральному всякого представления и столь разных характеров выражению как в произношении речей, так и в телодвижениях действующих лиц, которые сему для них постороннему делу удовлетворили столь совершенно, как будто оно уже несколько лет было главным их упражнением».

Спектакли по-прежнему давались в большом каменном зале Общества благородных девиц; в театре имелись партер и галерея со скамейками для зрителей и сцена по-прежнему отделялась балюстрадой. Каждый раз к спектаклю вся оснастка приносилась из подвала, находившегося под соборной церковью; на сцене над потолком висели облака и занавесы и имелись машины, находившиеся в ведении машиниста Томаса Дампьери. Общее смотрение над театром имел прапорщик Иван Чекулаев.

В 1777 году переносной театр в большом зале был заменен постоянным. Устраивая постоянный театр, его, видимо, значительно расширили: например, к партеру и амфитеатру присоединили ложи, находившиеся позади амфитеатра, сделали много гипсовых украшений и т.п.

Архивный материал за следующий 1778 год дает еще более интересные сведения, а именно перечень педагогического персонала. Так, одним из преподавателей общеобразовательных предметов в январе записан «учитель российского языка Иван Дмитревский» – первый Российский придворный актер. Сценические искусства преподавали: танцы – Надеин, пение и сочинение музыки Матвей Буини и Жуанни Францискони и, наконец, «представлению театральных пьесов» придворного театра обучал французский актер Брошар.

Сведений о спектаклях и каких бы то ни было театральных расходах после 1785 года в архиве не сохранилось. Возможно, что они временно прекратились впредь до возобновления в XIX столетии. Погодный театральный расход в расходные книги почти не заносился и только в 1782 году он был выписан с особой тщательностью.

История театра и театрального образования при Обществе благородных девиц интересна постольку, поскольку, во-первых, характеризует современное увлечение сценой и театральным искусством, и, во-вторых, в ней принимали участие Императрица Екатерина, Бецкий и Дмитревский.

Вишнякова Светлана Алексеевна

(Санкт-Петербург)

доктор педагогических наук, профессор Смольного института РАО

Е.Р. Дашкова – организатор науки и образования в России

«Какая женщина! Какое богатое существование!..»

А.И. Герцен

В мировой истории XVIII столетие занимает особое место – это в первую очередь век Просвещения. Именно XVIII век показал, что женщина может не только управлять огромной страной, но и сделать ее великой державой. Екатерина II все свои силы направляла для достижения славы России. В этом ей помогали талантливые сподвижники, среди которых выделялась незаурядная женщина – Екатерина Романовна Дашкова.



В конце 1783 г. Дашкова предложила императрице учредить Российскую академию для изучения русского языка и литературы. Она же была назначена императрицей президентом этого научного учреждения. Поражает тот факт, что женщина одиннадцать лет блестяще руководила наукой огромной страны, в то время, когда еще не существовало государственного женского образования.

Заслуги Дашковой как руководителя Академии наук трудно переоценить. Она привела в порядок академическое хозяйство, уделяла много внимания научно-издательской и просветительской деятельности, погасила большую задолженность академии. Благодаря ее усилиям был расширен личный состав академии, увеличилось число учащихся в академической гимназии. Были организованы многочисленные экспедиции, налажена работа лабораторий, модернизирована типография, восстановлен Ботанический сад. Под ее руководством архитектор Дж. Кваренги в 1784 -1789 г. построил главное здание Академии наук в Петербурге. Заботясь о приоритете отечественной науки, Дашкова распорядилась, чтобы академики не сообщали, как раньше, за границу о своих новых открытиях и наблюдениях, пока Академия их не опубликует и тем самым не приобретет славу, а государство не использует эти открытия в практических целях. Дашкова стремилась создать благоприятные условия для плодотворной деятельности академиков, улучшить их материальное положение.

Члены Академии наук участвовали в разработке реформы образования, проведенной в 1786 году. Согласно Уставу, изданному в 1786 г., народным училищам в Российской империи, предписывалось «в каждом губернском городе быть по одному главному народному училищу» (Платонов, 1993). В такое училище принимались дети всех сословий за исключением крепостных. Во главе училища стоял директор или смотритель, подчинявшийся губернскому приказу общественного призрения, а губернатор или генерал-губернатор становился  главным попечителем училища. В уездных городах создавались малые народные училища с двухгодичным сроком обучения началам грамоты.

Екатерина Романовна выработала собственную педагогическую концепцию, которую пронизывают три мотива, тесно связанные между собой: стремление к воспитанию добродетели, к исполнению долга перед обществом и патриотизм. Добродетель в ее представлении «есть то душевное расположение, которое постоянно устремляет нас к деяниям, полезным нам самим, ближним нашим и обществу». С любовью к добродетели «сопрягается любовь к Отечеству вашему; с сею любовью сопряжено точное исполнение вашей к обществу обязанности». Следует «впечатлять» в сердца детей «любовь к правде и к Отечеству, почтение к законам церковным и гражданским, почтение и доверенность к родителям, омерзение к эгоизму». Цель воспитания – формирование цельной личности, необходимые качества которой Дашкова определяла следующим образом: «знать всегда и во всем меру, время и место» (Тычинина, 2004).

Дашкова взяла в свои руки руководство Академией наук в то время, когда после директорства В. Г. Орлова и С. Г. Домашнева это ведущее научное и учебное учреждение находилось в упадке. В крайне заброшенном состоянии были и отдельные подразделения Академии, в том числе Университет и Гимназия, или, как они назывались после слияния, – Училище Академии. После 1783 г., на протяжении почти 14 лет, Училище Академии находилось в ведении Е. Р. Дашковой. Тогда стояла чрезвычайной важности задача: сохранение и развитие университетского курса в рамках Училища Академии.



Обширна издательская инициатива Е.Р. Дашковой. Будучи в 1783-1796 годах первой женщиной-директором Петербургской академии наук и президентом Российской академии, она способствовала изданию научных трудов и чтению публичных лекций.

Заметный след в истории русской журналистики и литературы оставили основанные Дашковой издания, которые печатала Академия. Так, с мая 1783 г. выходил журнал «Собеседник любителей российского слова». Журнал пользовался большим успехом. Н. А. Добролюбов в статье «Собеседник любителей российского слова» отмечал, что и журнал и Академия «имели одну и ту же цель, явились вследствие одного и того же просвещенного стремления – распространять просвещение в обществе и возвысить значение отечественной литературы». К участию в журналах Дашкова привлекла лучшие литературные силы: Г. Р. Державина, Д. И. Фонвизина, Я. Б. Княжнина, В. В. Капниста и других. По почину Дашковой и при ее участии издавался самый долговременный русский журнал 18 века – «Новые ежемесячные сочинения».

Заметный след в истории русской журналистики и литературы оставили основанные Дашковой издания, которые печатала Академия. Екатерина Романовна основала 2 научно-литературных издания: «Собеседник любителей российского слова…» (1783—84) и «Новые ежемесячные сочинения» (1786 – 1796), в котором печатались статьи по истории, языкознанию, географии.

Сама Дашкова в журнале «Собеседник…» напечатала материалы, связанные с Французской революцией, в которых было резкое неприятие происходившего во Франции, где, по се мнению, «озлобление и борьба партий» привели к разрушению идеалов просветителей. Было продолжено начатое Н. И. Новиковым издание письменных памятников по истории России – «Продолжение Древней Российской Вивлиофики».  Под наблюдением Дашковой выходил сборник “Российский феатр, или Полное собрание всех российских феатральных сочинений” (1786 – 1794), в котором была опубликована трагедия Я. Б. Княжнина “Вадим Новгородский” (1793). Эта публикация вызвала недовольство Екатерины II и фактическую отставку Дашковой. Сама она пишет пьесы, печатается под псевдонимом «Россиянка» или «Благородная Россиянка».



Для императрицы Дашковой был подготовлен «всеподданнейший доклад» о необходимости серьезной проработки русской грамматики и создания особой Академии для изучения «российского слова». В 1783 году она была создана, и Дашкова стала и ее президентом. Любопытно: именно Дашковой принадлежало остроумное решение заменить сочетание "iо" в русских словах непривычной в то время буквой "ё". Новое написание было утверждено изданным в 1794 году под ее редакцией орфографическим словарем.

При участии Дашковой был начат «Словарь Академии Российской». По ее инициативе впервые издано полное собрание сочинений М.В. Ломоносова. В предельно короткие сроки (1789 – 1794 гг.) издан первый шеститомный толковый словарь русского языка. Дашкова руководила подготовкой к изданию Словаря: проверяла его полностью, вносила замечания, отбирала слова и вносила замечания в толкование некоторых из них. Высоко оценив подвижнический труд создания словаря, Н.М. Карамзин писал, что «полный словарь, изданный Академиею, принадлежит к числу тех феноменов, коими Россия удивляет внимательных иноземцев, наша без сомнения, счастливая судьба во всех отношениях есть какая-то необыкновенная скорость: мы зреем не веками, а десятилетиями» При Е.Р. Дашковой возобновляется выход «Академических известий».



С 1783 г. Выходит второе издание «Описание земли Камчатки» С.П. Крашенникова, труды по географии И.И.Лепехина, сочинения иностранных авторов по естественной истории, физике, математике. Расширяются картографические работы, впервые были составлены и изданы карты губернских столиц.

Значительна просветительская деятельность Екатерины Романовны: на новый, значительно более высокий уровень поднялась работа университетов и гимназий при Академии наук. По инициативе Дашковой открыты общедоступные курсы по основным отраслям наук, лекции в которых читались на русском языке. Четверо русских студентов впервые были отправлены для завершения образования в Геттингенский университет. В это же время активно переводилась на русский язык европейская научная и учебная литература.

Дашкова была членом Вольного экономического общества, Филадельфийского философского общества, Стокгольмской академии наук.



Екатерина Романовна – яркое явление отечественной мемуарной литературы. Она создатель произведения «Записки», содержащего интересные сведения о времени царствования императрицы Екатерины II, о московской жизни XVIII века. После смерти автора в 1840 г. «Записки» были впервые опубликованы сначала в Великобритании, затем 1959 г. на русском языке изданы Герценом в Лондоне. В России русский текст был опубликован в 1881 году, а русский перевод только в 1906 году (Дмитриева, 1991).

Как же оценивали современники эту неординарную натуру? Одним Екатерина Романовна представлялась, прежде всего, женщиной честолюбивой, которая «добивалась первого места при государыне, даже желала заседать в совете» (Г. Р. Державин), другие со всей искренностью полагали, что «она была бы на своем месте во главе государства, или занимая пост генералиссимуса или министра сельского хозяйства» (Кетрин Вильмонт). Английский посланник Маккартни писал о Дашковой, что она «женщина необычайной силы ума, обладающая мужской отвагой и силой духа, способной преодолевать трудности кажущиеся почти непреодолимыми, характер слишком опасный в этой стране…» (Огарков, 1991)



Знаменательно, что 1 сентября 1993 г. малой планете № 4594 присвоено имя Дашкова в честь Екатерины Романовны Дашковой. Планета открыта в Крымской астрофизической обсерватории 17 мая 1980 г. Л.И. Черных.

Вклад Е.Р. Дашковой в организацию русской науки и образование позволяет восхититься словами А.И. Герцена: «Какая женщина! Какое богатое существование!..»



Литература

  1. Тычинина Л. Екатерина Дашкова: служение свободе и просвещению //Лицейское и гимназическое образование. – № 3, 2004.

  2. Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова/ Биографический очерк В. В. Огаркова. – М, 1991.

  3. Современники. Жизнь и деятельность Е. Р. Дашковой и Н. И. Новикова/ Биографический очерк В. В. Огаркова: воспроизведение изданий 1892-1893г.г. – М, 1991.

  4. Записки княгини Дашковой. Письма сестер Вильмонт из России / Под общ. Ред. С. С. Дмитриева. - М., 1991.

  5. Платонов С. Лекции по русской истории. – М., 1993.

Лунев Роман Сергеевич

(Санкт-Петербург)

кандидат исторических наук, доцент Смольного института РАО

следующая страница >>
Смотрите также:
Составитель сборника и главный редактор: д п. н., проф. Антонова О. А. Редакционная коллегия
2398.68kb.
12 стр.
К. С. Станиславский Моя жизнь в искусстве
7487.91kb.
39 стр.
Г. Редакционная коллегия
137.88kb.
1 стр.
Серия «Мастера психологии» Главный редактор Заведующий редакцией Ведущий редактор Литературный редактор Художественный редактор Обложка Корректоры Оригинал-макет
6456.54kb.
29 стр.
Общие методы анализа редакционная коллегия государственной фармакопеи СССР
5890.53kb.
30 стр.
Санкт-петербург редакционная коллегия выпуска
3911.78kb.
20 стр.
Огненная дуга
6384.06kb.
37 стр.
Редакционная коллегия
10142.42kb.
53 стр.
Изложение Редакционная коллегия Landmine Monitor
3843.39kb.
21 стр.
Редакционная коллегия: Кириловских Л. К. Лавренцева М. Э. Меньшикова Н. В. Составители
555.75kb.
3 стр.
Книга первая нижний новгород волго-вятское книжное издательство 1993 ббк 63. 3(2Р*4НН) 3-12
4375.08kb.
25 стр.
Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов
9431.47kb.
19 стр.