Главная
страница 1страница 2страница 3 ... страница 11страница 12

Учебно-воспитательный (педагогический) процесс в истории женского образования (вторая половина XVIII-начало XIX вв.) и акценты сегодняшнего образовательного потенциала России


«Мужчина и женщина не могут обладать ни одинаковым характером,

ни одинаковым темпераментом,

отсюда вытекает, что воспитание их

не должно быть одинаковым»

Жан-Жак Руссо́,

«Эмиль, или о воспитании» (1762 г.),

С самого раннего периода нашей истории, традиционно, именно женская линия была ответственна за сохранение культурного наследия, за преемственность традиций. Только женщины могут сохранить и передать духовный опыт. Этот консерватизм женского характера, по словам К.Д. Ушинского, лежит в самой основе женской природы, а не только зависит от того, что женщина вообще гораздо менее подвижна, чем мужчина. Её молодая жизнь исполнена живых интересов настоящего, период её развития по природным условиям гораздо короче, чем у мужчин. Она быстрее, почти внезапно развивается и скорее останавливается в своем развитии, чем мужчина, который иногда до глубокой старости всё принимает новое и новое, и меняется с переменой окружающего мира. Женщина с появлением детей уже живет по большей части не для себя и не для общественной деятельности, и не за одну себя, а за целую семью. Прежняя её юношеская смелость и восприимчивость нового быстро сменяются робостью перед всякими переменами. Она старается сохранить прежнее и недоверчиво смотрит на всё новое, незнакомое ей. Кроме того, женщина, ещё живо помня своё детство, свою жизнь среди родной семьи, едва сама выйдя из этого детства, начинает уже прилагать к практике на своих детях свои детские воспоминания. Она поёт над своим ребёнком ту самую песню, которую ещё недавно пела над ней мать, твердит ему ту же самую молитву, которую ещё так недавно лепетала вслед за матерью, рассказывает ту же самую сказку, в которую и сама ещё не успела потерять веру. Сейчас, в период трансформаций, переживаемый российским обществом, этот консерватизм нарушен, преемственность ценностей прерывается по женской линии1.

В череду сегодняшних коренных преобразований в экономической, государственной, гуманитарной (образование, история, политология и т.д.) и многих других сферах общества, немаловажным аспектом в педагогике образования подрастающего поколения является изучение истории образования, как женщин, так и мужчин, теории педагогического процесса в учебных заведениях, гендерных стереотипах нашей действительности. Коснёмся истории женского образования. Итак, в 40-х и 50-х годах XVIII столетия на женские институты было обращено особое внимание. Они были значительно преобразованы. Цель женского образования была определена «в образовании добрых жен и полезных матерей семейств»2. 5-го мая 1764 г. императрицею Екатериною II был подписан указ о воспитании благородных девиц в Санкт-Петербурге при Воскресенском монастыре.

Данный значимый момент истории являлся зачатком первого женского института в России, который скоро стал слыть под именем Смольного монастыря, а на официальном языке «Воспитательным Обществом благородных девиц».

Идеальная система воспитания как мальчиков, так и девочек, была выработана Ива́ном Ива́новичем Бецким (1704-1795 гг.), личным секретарём Екатерины II, который увлёк императрицу блестящей идеей воспитать новое поколение людей. Была разработана вся программа государственного воспитания с 6 до 18-летнего возраста. Весь этот период дети не должны были видеть свои семьи.

Нравственное и этическое воспитание, как для мальчиков, так и для девочек было одно и тоже; разница между ними была в научном образовании, которое для девочек не считалось нужным и отодвигалось на второй план. Весь воспитательный период девочки разделяли на четыре класса, или возрастные группы; каждому назначалось по три года.

Так, с 6 до 9 лет для преподавания назначались русский и иностранные языки, арифметика, рисование, танцы, музыка вокальная и инструментальная, шитье и рукоделие; от 9 до 12 лет к этому добавлялась география с историей и некоторая часть экономии или домостроительства; от 12 до 15 лет прибавлялось чтение исторических и нравоучительных книг, часть архитектуры и геральдики. Этим собственно и заканчивалось всё обучение. Геральдике, как одной из совокупных дисциплин истории, прежде всего, отдавалась необходимая роль для развития чувства чести в благородном звании, конечно, уже под влиянием западноевропейских стереотипов. Арифметике отводилась очень невиданная роль: предписывалось обучать этой науке благородных девиц с целью, чтобы «вперед содержать в добром порядке домашнюю экономику»3. С 15 до 18 лет назначалось девицам «повторять своё учение почти одной практикой»4. Большую же часть времени они должны были употреблять на другие занятия: «дежурить понедельно по хозяйству, вести запись по расходам, договариваться с поставщиками о припасах, каждую субботу делать расчет и производить платёж, определять цену товара по его качеству, смотреть, чтоб во всем наблюдаемом был совершённый порядок и чистота»5. Кроме того, по две девицы должны были каждый день дежурить в других классах, как помощницы учительницы: «и от сей практики навыкнуть заблаговременно, как им, будучи матерями, обучать детей своих и в собственном своем воспитании найдут себе великое вспоможение, в каком бы состоянии им жить не случилось»6.

Для занятий с воспитанницами назначались учительницы во всех классах. Учительницам предписывалось более всего учить благонравию.

В интересах светского общества обращалось особое внимание на развитие остроумия в девушках.

На практике, действительно, должно было всё свестись к воспитанию благородной светской барышни, так как иного идеала женщины не могла и вызвать среда. Нельзя упрекнуть императрицу Екатерину, что она думала только о воспитании дворянских дочерей. 13 января 1765 года императрица подписала новый указ: «Для пользы общества требуется, чтобы всякого чина и женский пол воспитан был в добронравии и в приличных состоянию его знаниях и рукоделиях. В Воскресенском монастыре, учредить училище для малолетних девушек (мещанского звания) под управлением главной начальницы Общества благородных девиц»7.

Таким образом, появилось мещанское отделение при Воспитательном Обществе благородных девиц. Главные основания физического и нравственного воспитания там были те же. Принимались только 16-летние девочки и воспитывались до 18-летнего возраста. Обучались Закону Божьему, русскому и иностранным языкам, арифметике, рисованию, танцам, рукоделию, музыке и пению. Кроме того, приучались к «домостроительству», то есть к хозяйству, и в 4-м классе должны были быть изучены все женские рукоделия и работы (шить, ткать, вязать, стряпать, мыть, чистить и всю службу экономическую знать)8.

Воспитательное Общество благородных девиц с мещанским отделением послужило образцом для других женских институтов, о распространении которых заботилась уже императрица Мария Федоровна. Так, в 1797 году она открывает в Петербурге на собственные средства сиротское училище на 50 беднейших сирот мещанского сословия, вскоре затем названное Мариинским институтом. С 1798 по 1807 гг. были открыты ещё 4 женских училища в Москве и Петербурге.

Институтское воспитание давало то, что соответствовало тогдашнему идеалу барышни; оно стало привлекать родителей-помещиков, которые, живя в своих поместьях, не имели возможности воспитать своих дочерей согласно с этим идеалом. Дворянство стало на свои средства основывать женские институты в разных провинциальных центрах, и все они поступали в то же ведомство, в каком находились институты столичные. Только благодаря женским институтам, у нас долгое время поддерживалось и распространялось женское образование.

Начиная с 1740-1750 гг. столетий на особый вид выставлялось, что «образование свыше состояния учащихся не всегда для них полезно, иногда обращается им во вред»9. Задача состояла в согласовании средств с целями, не выпуская в то же время из вида и состояния будущих жён, матерей. Образование женщины в исследуемый период XVIII-XIX вв. резко отличалось от образования мужчины. В инструкции высказывалось следующее: «По предназначению женщины не для службы государственной или общественной, подобно мужчине, не для учённого поприща, а для круга семейного, и само воспитание и образование девицы должно быть направлено к иной цели, чем воспитание юношей»10.

Исходя из всего выше обозначенного, проведём параллель с тенденциями сегодняшнего времени. Так, с помощью математического моделирования дифференциации возможной материальной отдачи от современных вложений в образование у мужчин и женщин (проведенное с учётом стоимости предвузовской подготовки, обучения в высшем учебном заведении, размера заработной платы работников, дифференцированной по полу и уровню образования работников, прохождения срочной службы в рядах российской армии для юношей и пребывания в отпуске по уходу за ребенком для женщин, размеров пенсионных выплат, ожидаемой продолжительности жизни, дифференцированной по полу и уровню образования работников, пенсионного возраста и некоторых других факторов) показало, что формальная гендерная нейтральность платного высшего образования при сложившихся в России условиях оплаты труда вообще и оплаты труда женщин, в частности, при существующих особенностях развития экономики и гендерной асимметрии в сфере занятости, не обеспечивает мужчинам и женщинам равной эффективности их вложений в образование.

Рассмотрим следующие табличные обоснования, обозначенные как «распределение ответов на вопрос о предпочтениях в оплате образования (в %; число респондентов - 830)»

Варианты ответов

Всего

В том числе имеющие

Сына и дочь

Сына (сыновей)

Дочь (дочерей)

Не имеющие детей

Платить лучше за мальчиков – они будущие кормильцы семьи

2,77

6,73

3,21

1,43

2,13

Образование важнее девочкам - мальчишки и так пробьются в жизни

0,84

-

0,53

0,48

1,52

Нельзя детей выделять по полу

16,02

16,35

15,51

15,24

16,72

Платить надо за тех, кто хочет учиться

70,12

68,27

74,33

75,71

64,74

Затрудняюсь с ответом

10,25

8,65

6,42

7,14

14,89

Исходя из данных фактов, вытекает следствие того, что самая высокая доля респондентов считают, что именно мальчикам в первую очередь надо оплачивать образование, у родителей, которые имеют детей обоих полов. А наибольшая доля (1,5%) отдавших предпочтение именно девочкам, оказалась среди тех, кто детей не имеет.

К усилению дифференциации подходов семей к образованию детей разного пола могут подтолкнуть не только гендерные различия в экономической эффективности инвестиций в образование, но и очень высокий уровень оплаты обучения (по сравнению с размерами среднестатистической заработной платы), катастрофическое снижение уровня жизни населения, и, следовательно, сокращение возможностей оплаты обучения в большинстве семей.

Кроме того, для российских семей ценность высшего образования для девочек может оказаться более уязвимой с точки зрения экономической целесообразности, чем ценность высшего образования для мальчиков в силу существующих гендерных стереотипов. Так, несмотря на высокий уровень образования российских женщин, их широкую представленность во всех отраслях экономики страны и практически во всех профессиональных группах, среди населения до сих пор достаточно распространенным является мнение, что желание женщин получить высшее образование часто не связано с их профессиональными или карьерными устремлениями11.

При консервативно заданном условии, что уровень зарплаты женщин отстаёт от уровня зарплаты мужчин только на 30%, суммарные доходы мужчин и женщин с высшим образованием, не имевших общественно-полезных перерывов в занятости (то есть мужчин, не служивших в армии, и женщин, не использовавших отпуск по уходу за ребёнком), но имевших и одинаковый тип карьеры, будут различаться на 26-27%12.

Расчеты, проведенные по различным сценариям оплаты образования показали, что для женщин экономически выгодным является получение платного образования только по ставкам, примерно соответствующим государственным затратам на обучение одного студента. В случае 2-3-х кратного превышения размера этих ставок над государственными (что является обычной практикой ВУЗов), возможность «оправдать» средства, вложенные в образование, возникает только при отказе от пребывания в отпуске по уходу за ребёнком. С нашей точки зрения, большие размеры оплаты образования не эффективны для женщин ни при каких обстоятельствах (исключая эксклюзивные варианты заработков и предпринимательских доходов).

Таким образом, одной из главных задач учебно-воспитательного (педагогического) процесса была подготовка девушек к общественной, профессиональной и, конечно же, семейной жизни (к осознанию роли матери и жены).

Большой акцент в воспитании личности девушки должен делаться на формирование в ней качеств, необходимых в дальнейшей жизни (профессиональная, научная, личная стезя), при создании семьи и воспитании детей.

Уделяя в XVIII-XIX столетии особое внимание именно на формирование в девушках женственности и воспитании в них всех качеств, которые являются составляющими этого широкого понятия, общество в результате имело хороших матерей, жен, как говорится, хранительниц семейного очага, которые не только прекрасно справлялись со своими обязанностями, но и создавали уют и тепло в своих домах, дарили любовь всем его обитателям.

Мы не должны забывать о Великой роли женщины в обществе, но особенно Велика её роль в семье! Именно от её качеств, черт характера, знаний, умения, желания, создать и сохранить этот небольшой, но такой важный для жизни каждого «мир семьи» зависит многое. У истоков личности стоит мать. Представьте себе мать без доброй улыбки, без нежности, без теплого и заботливого отношения к своему ребенку.

Проблема женского воспитания, которое должно включать в себя не только подготовку к профессиональной деятельности, но и привитие в девушках желания семейной жизни, является одним из очень важных и актуальнейшим на сегодняшний день аспектом. И оставлять без внимания данное никак нельзя.

Общеобразовательные школы, в силу сложившихся обстоятельств, не могут полностью решить эту проблему. Они на данный момент, в процессе своей деятельности, реализуют другие, стоящие перед ними, задачи. Школа старается дать детям предметные знания, необходимые им для дальнейшего обучения в ВТУЗе, ВУЗе и т.д. Но в тоже время, она забывает об выполнении одной из важных своих задач - подготовке детей к семейной жизни.

Сегодняшние девочки - это завтрашние матери (хранительницы домашнего очага!), воспитательницы детей, и в каждой из них должно пробудиться желание быть женственной, создать прочную и дружную семью.



Литература:

<< предыдущая страница   следующая страница >>
Смотрите также:
Составитель сборника и главный редактор: д п. н., проф. Антонова О. А. Редакционная коллегия
2398.68kb.
12 стр.
К. С. Станиславский Моя жизнь в искусстве
7487.91kb.
39 стр.
Г. Редакционная коллегия
137.88kb.
1 стр.
Серия «Мастера психологии» Главный редактор Заведующий редакцией Ведущий редактор Литературный редактор Художественный редактор Обложка Корректоры Оригинал-макет
6456.54kb.
29 стр.
Общие методы анализа редакционная коллегия государственной фармакопеи СССР
5890.53kb.
30 стр.
Санкт-петербург редакционная коллегия выпуска
3911.78kb.
20 стр.
Огненная дуга
6384.06kb.
37 стр.
Редакционная коллегия
10142.42kb.
53 стр.
Изложение Редакционная коллегия Landmine Monitor
3843.39kb.
21 стр.
Редакционная коллегия: Кириловских Л. К. Лавренцева М. Э. Меньшикова Н. В. Составители
555.75kb.
3 стр.
Книга первая нижний новгород волго-вятское книжное издательство 1993 ббк 63. 3(2Р*4НН) 3-12
4375.08kb.
25 стр.
Серия Спортивная психология в трудах отечественных специалистов
9431.47kb.
19 стр.