Главная
страница 1
МБУ «Сабинская ЦБС»

Сабинская районная детская библиотека




Богатые Сабы
2010г.

Составила: главный библиотекарь читального зала районной детской библиотеки Шаяхметова Н.Р.


Данный указатель представит интерес учащимся, которые интересуются профессией учителя, а также может стать пособием и для будущих учителей – студентов университетов, педагогических институтов и училищ.

Раздел «Взгляд в историю» даст возможность осмыслить историю педагогической науки.

Интересны будут тематические высказывания, мудрые мысли великих людей.

Пословицы и поговорки народов мира включенные в указатель – эта вековая мудрость об учителе и учительском труде, о воспитании.

Поучительное и воспитательное значение имеет список литературы, где в произведениях многонациональной художественной прозы, отразились жизнь и труд учителя – от первых революционных лет до наших дней.


Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжёлый и ответственный.

Учитель обращается к душе человеческой не через музыку, как композитор, не с помощью красок, как художник, а впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру…

Дмитрий Лихачев, академик.

Взгляд в историю.


Сеятели разумного, доброго, вечного – говорят об учителях. От них – все лучшее в человеке.

Среди многообразия жизни и видов человеческой деятельности роль учителя была заметна во все времена.

Первые выдающиеся педагоги-теоретики появляются в эпоху Возрождения: это Витторино да Фельтре в Италии, Франсуа Рабле во Франции, Эразм Роттердамский в Голландии. Дальнейшее развитие педагогической науки было связано с именем выдающегося чешского педагога Яна Амоса Коменского, идеи которого нашли позднее свое обоснование в трудах И. Г. Песталоцци (Швейцария), А.Дистевега (Германия), К.Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и многих других русских зарубежных ученых.

На протяжении веков функция учителя не менялась. Он был, как это определено у В.И. Даля, - обучатель, то есть от него требовалось учить, поучать, наставлять. Но общество, крайне нуждавшееся в учителях, ничего ни делало для удовлетворения их социальных нужд; они оставались незащищенными, нищими, обездоленными.

Огромное влияние на развитие народного просвещения оказал М.В. Ломоносов. Он придавал основополагающее значение личным качествам учителя, его культуре, знаниям, практическим умениям. Надо, указывал великий русский ученый, чтобы «учителя были люди способные и рачительные и должности свои исполняли прилежно».

Благородные и прогрессивные идеи К.Д. Ушинского оставили существенный след в педагогике (обучение независимо от сословной принадлежности, трудовое воспитание, необходимость женского образования и т.д.)

Заметный след в педагогической науке оставил выдающийся врач и педагог Н.И Пирогов. В его представлении учитель – человек с нравственной свободной мысли, верящий в правду, готовый за нее к самопожертвованию. Только истинно знающий свой предмет учитель , искренно любящий детей, может обучать и воспитывать. По мнению Пирогова, учитель должен видеть в ребенке личность, проявлять к нему гуманность, снисходительность к естественным увлечениям и простительным слабостям, воспитывать откровенность, стремиться, чтобы не развивались в воспитанниках пороки.

Но всегда ли педагогическое наследие, все его богатство знакомо в достаточной мере современному учителю?

Ежегодно в школы приходят и начинают свой первый учебный год несколько десятков тысяч выпускников университетов, педагогических институтов, училищ. Современные молодые педагоги начинают трудовую жизнь в эпоху обновления. Они молоды, обладают знаниями, но, естественно, у них еще мало опыта и профессионального мастерства. Так что учеба для них продолжается. Однако теперь она будет носить характер самостоятельных занятий и поисков. От этого зависит вся будущая деятельность молодого специалиста. Отмахнется, решит, что уже все знает, - не быть ему никогда хорошим педагогом. А будет работать над углублением познанного в студенческие годы, интересоваться новым, что рождает опыт, - станет настоящим мастером. Для учителя самообразование дело перманентное, постоянно продолжающееся всю сознательную жизнь.

Мудрые мысли.


Велик тот учитель, который исполняет делом, чему учит.

Катон Старший.



Те, у которых мы учимся, правильно называются нашими учителями, но не всякий, кто учит нас, заслуживает это имя.

И.В. Гёте.



Учитель должен сознательно идти в ногу с современностью, проникаться и вдохновляться пробудившимися в ней силами.

А. Дистерверг.



Учителями должны быть люди… честные, деятельные и трудолюбивые; не только для вида, но и на самом деле ни должны быть живыми образцами добродетелей, которые они должны привить другим.

Я.А. Коменский.



Учитель – человек, который может делать трудные вещи легкими.

Р. Эмерсон.



Педагог – человек, который лучше знает как воспитывать чужих детей, чем своих.

Ж. Фалкенаре.



Хороший учитель не пропускает ни одного удобного случая, чтобы научить чем –либо полезному.

Я.А. Коменский.


Всякий согласится, что редкий ребёнок успеет в какой-либо науке без помощи учителя.

В.Г. Белинский.



Уча других, также учишься.

Н.В.Гоголь.



Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но н7е имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он – совершенный учитель.

Лев Толстой.



Главное, по моему мнению, в обучении детей состоит не в том, что им сообщается, а в том, как им сообщается изучаемое. Самые обыкновенные и ежедневные предметы, хорошо и искусно внушенные ребенку, для него во сто крат полезнее в будущем, чем самые высокие истины, худо изложенные и нисколько не приноровленные к его понятиям.

Н.И. Пирогов.



Мертво было бы наше дело, если бы наши дети не пошли по нашим стопам, и они должны пойти по нашим стопам более подготовленными, чем мы сами, а подготовляет учитель-педагог…

А.В. Луначарский.



Учитель – это, по-моему, великое призвание. Недаром в древних республиках учитель равнялся отцу, даже был выше отца; там учитель пользовался колоссальным влиянием и уважением.

М.И. Калинин.



Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.

В. Ключевский.



…Я считаю, что основа педагогической подготовки – широкое общее образование, знание и понимание людей, умение разбираться в философских вопросах, интенсивный общественный интерес. Если педагог лишен этого, он – педагог без фундамента.

П.П. Блонский.



Все, чему нужно учить в школе, - это учить работать.

С.Т. Шацкий.



Хорошее в человеке приходится всегда проектировать, и педагог это обязан делать.

А.С. Макаренко.



Учитель – это первый, а затем и главный светоч в интеллектуальной жизни школьника; он пробуждает у ребенка жажду знаний, уважение к науке, культуре, образованию.

В.А. Сухомлинский.

Пословицы, поговорки народов мира.
Учить – ум точить.

Русская пословица.



Груда книг не заменит хорошего учителя.

Китайская поговорка.



Дерево и учитель познаются по плоду.

Русская поговорка.



Свет каганца – от масла, знания ученика – от учителя.

Монгольская пословица.



Только уважая учителя, можешь сам стать учителем.

Вьетнамская поговорка.



Новому путь – дальше старого, ученику – дальше учителя.

Кумыкская пословица.



Смышленый ученик обогатит учителя.

Азербайджанская поговорка.



Не давай сердцу стать твоим учителем, будь его учителем сам.

Японская пословица.



Толкуй, да прежде сам разжуй.

Русская поговорка.



Не удивляй одеждой, а удивляй знаниями.

Монгольская пословица.




Не знать – не стыдно, стыдно не спросить.

Турецкая пословица.



Не бойся суровой школы: она в долгу не останется.

Финская пословица.



Способности от рождения – только половина, другая половина – от учения.

Китайская пословица.



Учиться – что тележку в гору тащить.

Японская поговорка.



Хотя ученье горьким зрится, но сладкий плод от него родиться.

Русская пословица.



Чему научился в гнезде, то будет и в полете.

Татарская пословица.



Кто говорит, тот сеет: кто слушает – собирает.

Русская пословица.



Не тот много знает, кто долго жил, а тот, кто много учился.

Марийская пословица.



Мастером нельзя родиться, мастерству надо учиться.

Немецкая пословица.



Век живи – век учись.

Русская пословица.



Учиться одно, научиться – другое.

Узбекская поговорка.



Делаешь для меня, а учишься для себя.

Армянская пословица.


Стремись завоевать не мир, а его знания.

Осетинская пословица.



Знания без применения – тучи без дождя.

Таджикская пословица.



Сильный победит одного, знающий – тысячу.

Башкирская пословица.



Образование – богатство, а применение его – совершенство.

Арабская пословица.



Гни дерево, пока оно еще молодо, учи ребенка, пока он еще мал.

Вьетнамская пословица.



Школа без дисциплины есть мельница без воды.

Чешская пословица.



Ум и воспитание – братья-близнецы.

Узбекская поговорка.



Время – хороший учитель.

Арабская поговорка.

Образ учителя в художественной литературе.
Русские писатели – классики об учителе.
Пушкин А.С. Капитанская дочка: Повесть. – М.: изд-во «Стрекоза»,2001. – 207с.

Пушкин А.С. Дубровский: Роман. – М.: Дрофа-Плюс, 2008.- 112с.

Аксаков С.Т. Детские годы Багрово – внука. – М.: Советская Россия, 1977. – 272 с.

Гарин-Михайловский Н.Г. Детство Тёмы. Из семейной хроники. – М.: Советская Россия, 1977. – 240с.

Чехов А.П. Человек в футляре // Повести и рассказы. – М.: Мир книги, Литература, 2088. – С. 348-359.
Советские писатели об учителе.
Астафьев В.П. Кража: Повесть. – Ленинград, «Дет. лит», 1979. – 238с.

Белых Г.Г., Пантелеев Л. Республика ШКИД. – М.: Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2002.- 416с.

Быков В. Обелиск. – М.: Дет. лит., 1988. – 239с.

Айтматов Ч. Первый учитель. – М.: Дет. лит., 1978. – 191с.

Дангулов С.А. Учитель словесности: Повести и рассказы. – М.: Современник, 1974. – 352с.

Макаренко А.С. Педагогическая поэма. – М.: «Дет. лит», 1988. – 575с.

Распутин В. Уроки французского: Рассказ. – М.: Советская Россия, 1981. – 64стр.

Платонов А. Ещё мама : Рассказы. – Л.: Дет. лит., 1989. - 112 стр.

Прилежаева М. Юность Маши Строговой: Повесть об учительнице. – М.: Дет. лит, 1972.

Кассиль Л.А. У классной доски // Повести и рассказы. – Казан: Тат.кн. изд-во, 1986. – С. 522-530.

Платонов А.П. Песчаная учительница // Избранное. – М.: Просвещение,1989. – С. 191-197.

Астафьев В. Фотография, на которой меня нет // Последний поклон. – М.: Современник,1985. – С. 147-167.

Нагибин Ю. Зимний дуб // Дворы, переулки и весь мир: Повести и рассказы. – М.: Дет. лит.,1984. – С.163-173.

Искандер Ф. Тринадцатый подвиг Геракла // Праздник ожидания праздника: Рассказы. – М.: Молодая гвардия,1986. – С.34-47.








Смотрите также:
Мбу «Сабинская цбс» Сабинская районная детская библиотека Богатые Сабы 2010г
84kb.
1 стр.
Виртуальный музей как востребованный формат библиотечной услуги в модельной библиотеке Марина Викторовна Малахова, заведующая методико-библиографическим отделом мкук «Корочанская центральная районная библиотека имени Н
98.98kb.
1 стр.
Мбу вм цбс библиотека-филиал №8 С. Средний Ургал
88.35kb.
1 стр.
Номинация: история семьи Родовая память Гербер Ксения Александровна, Смышляевская сельская библиотека филиал №23 мбу цбс прокопьевского муниципального района п. Смышляево-Прокопьевского
149.06kb.
1 стр.
Информация о работе библиотек Чебоксарского района
598.17kb.
2 стр.
Центральная районная детская библиотека им. А. Пешкова «Дорогами мечты и поиска»
61.79kb.
1 стр.
Мбук «Кармаскалинская цбс» Центральная районная библиотека Информационно-библиографический отдел
337.84kb.
1 стр.
Мук «Судогодская центральная районная библиотека»
440.43kb.
3 стр.
Сведения о функциональных характеристиках товара (потребительских свойствах) и качественных характеристиках товара, заявленные
201.32kb.
2 стр.
Белгородская область мкук «цбс прохоровского района» Центральная детская библиотека
62.9kb.
1 стр.
«Билайн» объявляет о расширении сетей 2G и 3G в Татарстане
18.05kb.
1 стр.
Государственное бюджетное учреждение культуры ростовской области «ростовская областная детская библиотека имени в. М. Величкиной»
1149.84kb.
7 стр.