Главная
страница 1


Министерство труда и социального развития Республики Хакасия
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПАСПОРТИЗАЦИИ ОБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И УСЛУГ НА ПРЕДМЕТ ИХ ДОСТУПНОСТИ ДЛЯ ИНВАЛИДОВ И ДРУГИХ МАЛОМОБИЛЬНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Целью паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг (далее - паспортизация) является выявление уровня их доступности для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха и других маломобильных групп населения и создание на основании достоверной и полной информации об указанных объектах реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг, доступных для маломобильных групп населения, а также реестра объектов социальной инфраструктуры и услуг, подлежащих адаптации.
1.2. Материалы паспортизации являются основанием для планирования органами исполнительной власти Республики Хакасия, органами местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия мероприятий по созданию для маломобильных групп населения условий доступности объектов социальной инфраструктуры и услуг.
1.3. При проведении паспортизации рекомендуется руководствоваться:

- Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (с изменениями);

- Сводом правил "СНиП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения» (СП 59.13330.2012), утвержденным приказом Минрегиона России от 27.12.2011 №605;

- Сводом правил СП 31-102-99 «Требования доступности общественных зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных посетителей», принятым постановлением Госстроя России от 29.11.1999 №73;

- Сводом правил СП 35-101-2001 «Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения», одобренным постановлением Госстроя России от 16.07.2001 №70;

- РДС 35-201-99 «Порядок реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры», утвержденным Постановлением Госстроя РФ и Минтруда РФ от 22.12.1999 №74/51;

- Сводом правил СП 35-102-2001 «Жилая среда с планировочными элементами, доступными инвалидам», одобренным постановлением Госстроя России от 16.07.2001 №71;

- Сводом правил СП 35-103-2001 «Общественные здания и сооружения, доступные маломобильным посетителям», одобренным постановлением Госстроя России от 16.07.2001 №72;

- Сводом правил СП 35-104-2001 «Здания и помещения с местами труда для инвалидов», одобренным постановлением Госстроя России от 16.07.2001 №69;

- Сводом правил СП 35-105-2002 «Реконструкция городской застройки с учетом доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения», одобренным постановлением Госстроя России от 19.07.2002 №89;

- Сводом правил СП 35-107-2003 «Здания учреждений временного пребывания лиц без определенного места жительства», одобренным постановлением Госстроя России от 06.06.2003 №55;

- Сводом правил СП 35-109-2005 «Помещения для досуговой и физкультурно-оздоровительной деятельности пожилых людей», одобренным письмом Госстроя России от 30.04.2004 №ЛБ-322/9;

- Сводом правил СП 35-112-2005 «Свод правил по проектированию и строительству. Дома-интернаты», одобренным Письмом Госстроя России 30.04.2004 №ЛБ-323/9;

- Сводом правил СП 35-114-2003 «Свод правил по проектированию и строительству. Реконструкция и приспособление зданий для учреждений социального обслуживания пожилых людей», одобренным постановлением Госстроя России от 15.09.2003 №165;

- Сводом правил СП 35-115-2004 «Свод правил по проектированию и строительству. Обустройство помещений в учреждениях социального и медицинского обслуживания пожилых людей», одобренным постановлением Госстроя России от 22.02.2003 №17;

- Сводом правил СП 35-116-2006 «Свод правил по проектированию и строительству. Реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями», одобренным Минрегионом РФ 12.04.2006 №2621-РМ/07;

- Сводом правил СП 35-117-2006 «Свод правил по проектированию и строительству. Дома-интернаты для детей-инвалидов», зарегистрированным Департаментом строительства и ЖКХ Минрегиона РФ 12.04.2006 №3447-СК/07;

- Рекомендациями МДС 35-1.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 1. Общие положения»;

- Рекомендациями МДС 35-2.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 2. Градостроительные требования» (утв. Минстроем РФ);

- Рекомендациями МДС 35-3.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 3. Жилые здания и комплексы» (утв. Минстроем РФ);

- Рекомендациями МДС 35-4.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 7. Проектирование новых и адаптация существующих зданий для воспитания, обучения и реабилитации детей-инвалидов» (утв. Минстроем РФ);

- Рекомендациями МДС 35-5.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 10. Общественные здания и сооружения. Учреждения лечебно-профилактические: поликлиники, амбулатории, аптеки»;

- Рекомендациями МДС 35-6.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 12. Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения»;

- Рекомендациями МДС 35-7.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 13. Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения»;

- Рекомендациями МДС 35-8.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 14. Общественные здания и сооружения. Кинотеатры, клубы, библиотеки, музеи»;

- Рекомендациями МДС 35-9.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 19. Общественные здания и сооружения. Здания и сооружения транспортного назначения» (утв. Госстроем РФ);

- Рекомендациями МДС 35-10.2000 «Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения. Выпуск 20. Промышленные предприятия, здания и сооружения для труда инвалидов различных категорий»;

- ГОСТ Р 52626-2006 «Методология оценки повышения безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации», утвержденным Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2006 №363-ст (документ утрачивает силу с 01 июля 2013 года в связи с изданием приказа Росстандарта от 19.09.2012 №364-ст, взамен вводится в действие ГОСТ Р 55000-2012);

- ГОСТ Р 55000-2012 (ЕН 81-80:2003) «Лифты. Повышение безопасности лифтов, находящихся в эксплуатации», утвержденным Приказом Росстандарта от 19.09.2012 №364-ст;

- ГОСТ Р 51630-2000 «Платформы подъемные с вертикальным и наклонным перемещением для инвалидов», введенным в действие Постановлением Госстандарта РФ от 21.07.2000 №195-ст;

- ГОСТ Р 51631-2008 «Лифты пассажирские. Технические требования доступности, включая доступность для инвалидов и других маломобильных групп населения», введенным в действие Приказом Ростехрегулирования от 21.07.2008 №143-ст;

- Национальным стандартом Российской Федерации ГОСТ Р 51079-2006 «Технические средства реабилитации людей с ограничениями жизнедеятельности. Классификация», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11.05.2006 №92-ст.


1.4. В Методических рекомендациях используются следующие основные термины и понятия:

- Акт обследования объекта социальной инфраструктуры - учетный документ, формируемый в процессе обследования объекта рабочей группой с целью объективной экспертной оценки состояния доступности, а также формирования заключения о необходимости его адаптации;

- Анкета (информация об объекте социальной инфраструктуры) - учетный документ, содержащий общие сведения об объекте, характеристике его деятельности и первичные сведения о доступности объекта и предоставляемых услуг (заполняется руководителями учреждений и организаций);

- Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры - унифицированный учетный документ, содержащий информацию о состоянии доступности объекта социальной инфраструктуры и доступности оказываемых им услуг (сформированный по данным поставщиков услуг и по результатам экспертной оценки состояния доступности, проводимой при обследовании объекта);

- Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг - структурированный перечень объектов социальной инфраструктуры, содержащий сводную информацию об объектах на соответствующей территории и оказываемых ими услугах;

- маломобильные группы населения (далее - МГН) - инвалиды всех категорий, к которым относятся лица, имеющие нарушения здоровья, обусловленные заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приведшими к ограничению жизнедеятельности; лица пожилого возраста; граждане с малолетними детьми, в том числе использующие детские коляски; другие лица с ограниченными способностями или возможностями самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, вынужденные в силу устойчивого или временного физического недостатка использовать для своего передвижения необходимые средства, приспособления и собак-проводников;

- Объект социальной инфраструктуры - это организация или часть ее (структурное подразделение или филиал), являющаяся поставщиком определенных социальных услуг (одной или нескольких), занимающая определенный объект недвижимости (здание полностью или часть его) с прилегающим участком (при его наличии и закреплении за организацией). Принципиальные характеристики объекта социальной инфраструктуры: наличие объекта недвижимости (или части его), статус поставщика социальной услуги (нескольких социальных услуг). Одна организация (или учреждение) может занимать один объект недвижимости полностью или часть его, а также несколько объектов недвижимости. Также на одном объекте недвижимости может располагаться один или несколько объектов социальной инфраструктуры (а также одна или несколько организаций, учреждений);

- социальная инфраструктура - система объектов жилых, общественных и производственных зданий, строений и сооружений, спортивных сооружений, мест отдыха, культурно-зрелищных и других учреждений;

- паспортизация - проведение обследования объектов социальной инфраструктуры на предмет их доступности для МГН, а также заполнение паспортов доступности объектов социальной инфраструктуры (далее - паспорт доступности объекта);

- обследование объекта - проведение осмотра и замера архитектурно-планировочных, функционально-конструктивных и технологических элементов объекта с целью фиксации в паспорте доступности объекта наличия этих элементов, их качественных и количественных параметров;

- заполнение паспорта доступности объекта - регистрация в паспорте доступности объекта полученных в ходе обследования сведений об объекте с установлением степени его доступности для МГН;

- адаптация (адаптационные мероприятия) - приспособление объекта или создание условий доступности, безопасности, комфортности и информативности для МГН в соответствии с нормативными требованиями и правилами.


1.5. Формы документов: Анкета к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры, Акт обследования объекта социальной инфраструктуры, Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры, Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг (см. «Порядок проведения паспортизации объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения», утвержденный Приказом Министерства труда и социального развития Республики Хакасия от 09.04.2013 №68д; также «Методику паспортизации и классификации объектов и услуг с целью их объективной оценки для разработки мер, обеспечивающих их доступность» Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации на сайте: http://zhit-vmeste.ru/1/pasport.docx).
2. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП ПАСПОРТИЗАЦИИ
2.1. Для проведения паспортизации в органах исполнительной власти Республики Хакасия, в органах местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия создаются Комиссии, к задачам и функциям которых относится:

- определение приоритетов и координация деятельности на подведомственной территории в сфере формирования доступной среды для МГН;

- рассмотрение вопросов по адаптации объектов социальной инфраструктуры, расположенных на подведомственной территории;

- взаимодействие с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от организационно-правовых форм и общественными объединениями инвалидов по вопросам формирования доступной среды для МГН.

Комиссией по проведению паспортизации объектов составляются списки объектов социальной инфраструктуры (всех форм собственности) населенного пункта (далее - список объектов), в которых выделяются объекты, подлежащие паспортизации в первоочередном порядке.
2.2. Список объектов формируется исходя из видов их деятельности: здравоохранение, образование, социальное обеспечение, физическая культура и спорт, культура, связь и информация, транспорт и дорожно-транспортная инфраструктура, потребительский рынок и сфера услуг, места приложения труда, жилые помещения и иные социально значимые виды деятельности. Основным критерием включения объекта в список объектов является потенциальная возможность систематического посещения данного объекта МГН.
2.3. В случае если в состав муниципального образования республики входит несколько населенных пунктов, списки объектов составляются по каждому населенному пункту.
2.4. Список объектов согласуется с общественными организациями инвалидов и утверждается руководителем Комиссии.
2.5. В список объектов вносятся изменения в связи с появлением новых объектов социальной инфраструктуры, проведением паспортизации, проведением мероприятий по адаптации объектов социальной инфраструктуры и в связи с другими объективными причинами.
2.6. После утверждения списка объектов проводятся следующие мероприятия:

- формируется рабочая группа для проведения обследования объектов социальной инфраструктуры, исполнения экспертных функций по определению состояния доступности, необходимости адаптации объектов социальной инфраструктуры и обеспечения доступности услуг с учетом потребностей МГН;

- проводится анкетирование – распространение и сбор заполненных Анкет к паспорту доступности от руководителей объектов социальной инфраструктуры;

- осуществляется информирование руководителей объектов (организаций, расположенных на объекте) социальной инфраструктуры о сроках и порядке проведения обследования объектов.


2.7. Перед началом обследования объекта проводится инструктаж рабочей группы о целях и задачах паспортизации, основных архитектурно-планировочных элементах объекта, подлежащих обследованию, правилах заполнения паспорта доступности объекта, технических средствах для осуществления замеров. Для рабочей группы подбираются необходимые технические средства. В комплект технических средств рекомендуется включить: жесткий планшет для удобства работы с документами в экстерьере, рулетку 5 - 10 метров, калькулятор, угломер (для измерения уклона пандуса), уровень, отвес (при необходимости) и др.
3. ПРОВЕДЕНИЕ ПАСПОРТИЗАЦИИ
3.1. Проведение паспортизации заключается в проведении обследования объекта на предмет доступности для МГН, регистрации в паспорте доступности объекта результатов обследования, определении на основании результатов обследования уровня доступности объекта и необходимых мероприятий по адаптации объекта социальной инфраструктуры.
3.2. Обследование объекта подразделяется на:

- визуальное, определяющее внешние параметры объекта: наличие или отсутствие конкретных элементов или деталей здания или помещений, количество этажей, наличие информации и т.п.;

- инструментальное, фиксирующее цифровые параметры обследуемых элементов или деталей, например, ширину проемов или коридоров, уклон пандуса, высоту ограждения и т.п.
3.3. Если объект социальной инфраструктуры занимает только часть объекта недвижимости (здания, сооружения, участка), то следует описывать состояние доступности этой части здания или сооружения (объект социальной инфраструктуры - учреждение), и дополнительно пути движения к нему – через другие части здания и прилегающего к нему участка (территории). При этом, «зона ответственности» руководителя организации, занимающей часть объекта недвижимости, с точки зрения обеспечения доступности объекта и услуг, распространяется на занимаемые помещения, часть здания. А пути движения к этой «части здания» (в данном случае самостоятельному объекту социальной инфраструктуры) находятся в «зоне ответственности» организации, в чьем ведении находится все здание и прилегающий к нему участок. Эти особенности и взаимоотношения должны быть отмечены при описании и оценке состояния доступности объекта.

Если учреждение или организация занимает несколько зданий и сооружений (как на единой территории, так и территориально разделенные - то есть расположенные в отдалении), то каждое самостоятельное здание (сооружение) и прилегающий к нему участок описываются и оцениваются с точки зрения доступности для МГН как несколько (разных) объектов.

При отсутствии у организации, в чьем ведении находится здание, закрепленного участка (прилегающей территории), «зона ответственности» за доступность участка, прилегающего к соответствующему объекту недвижимости, на руководителя организации и его вышестоящую организацию не распространяется. При оценке доступности объекта информация об этом указывается в документах (Анкете к паспорту доступности объекта, Акте обследования объекта), где отмечается необходимость оценки состояния доступности и, при необходимости, адаптации прилегающего участка. Однако, ответственность за состояние участка и организацию работ по его адаптации возлагается на организацию, в чьем ведении находится этот участок.
3.4. Выделяют следующие 6 основных структурно-функциональных зон (частей объекта социальной инфраструктуры) подлежащих адаптации для МГН. Соответственно, именно эти структурные элементы нуждаются в оценке состояния их доступности - с точки зрения соответствия действующим нормативным документам в строительстве:


  1. Территория, прилегающая к зданию (участок);

  2. Вход (входы) в здание;

  3. Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации);

  4. Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта);

  5. Санитарно-гигиенические помещения;

  6. Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы).

По каждой из перечисленных зон выделены общие требования к оценке ее состояния доступности, а также определены функционально-планировочные элементы (составные части зоны, оцениваемые с точки зрения доступности) и параметры их оценки.

Зона 1 «Территория, прилегающая к зданию (участок)» состоит из следующих функционально-планировочных элементов:

  1. Вход (входы) на территорию (прилегающую к зданию);

  2. Путь (пути) движения на территории;

  3. Лестница (наружная);

  4. Пандус (наружный);

  5. Автостоянки и парковки.

В качестве основных требований к этой зоне определяется наличие:

  • хотя бы одного входа (въезда) на территорию объекта (на прилегающую к зданию территорию), приспособленного для всех категорий МГН;

  • наличие путей движения для МГН (транспортных и пешеходных; с возможностью их совмещения);

  • выделенных и маркированных мест (хотя бы одного) для транспорта инвалидов;

  • наличие мест отдыха (рекомендуется).

Зона 2 «Вход (входы) в здание».

Основным требованием к зоне 2 является наличие в здании как минимум одного входа, доступного для всех категорий МГН. При наличии нескольких входов в здание, как правило, выбирается вход, максимально приближенный к уровню земли и более других отвечающий требованиям доступности основных параметров по входной зоне.

К основным функционально-планировочным элементам зоны «Вход в здание» относятся:


  1. Лестница (наружная);

  2. Пандус (наружный);

  3. Входная площадка (перед дверью);

  4. Дверь (входная);

  5. Тамбур.

При входе с уровня поверхности земли элементы 2.1 – 2.3 могут отсутствовать; при наличии лестницы, необходимо ее дублирование пандусом. Элемент 2.5 оценивается при его наличии.

Зона 3 «Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)».

С точки зрения доступности оценивается путь движения внутри здания к месту целевого назначения (целевого посещения) этого объекта – то есть к зоне 4, а также (при наличии адаптированной или универсальной санитарно-гигиенической зоны) путь движения к санитарно-гигиеническим помещениям.

Среди основных требований к зоне 3 важно отметить следующие: при отсутствии специально выделенных путей эвакуации и зон безопасности в здании, требования к пути движения расширяются до требований к путям эвакуации (или, наоборот, требования к путям эвакуации распространяются на пути движения внутри здания к месту целевого посещения и обратно к входу/выходу).

Основными функционально-планировочными элементами зоны 3 «Пути движения внутри здания» являются:



  1. Коридор (вестибюль, зона ожидания, галерея, балкон);

  2. Лестница (внутри здания);

  3. Пандус (внутри здания);

  4. Лифт пассажирский (или подъемник);

  5. Дверь (двери – если несколько на одном пути движения);

  6. Пути эвакуации (в т.ч. зоны безопасности).

Зона 4 «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)».

Основной зоной любого объекта социальной инфраструктуры (как жилого здания, мест приложения труда, так и здания общественного назначения: учреждения здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта, объекта торговли и бытового обслуживания – любого социально значимого объекта) является место целевого назначения (или место целевого посещения) этого объекта. Это может быть место предоставления услуги, а также место приложения труда, место получения образования, либо место жительства (жилые помещения).

Название зоны «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)» позволяет определить и основное требование к состоянию доступности объекта в соответствии с его назначением – доступность мест целевого назначения объекта и путей движения к ним. При технической невозможности обеспечить доступность и удобство для всех категорий граждан мест целевого назначения (или целевого посещения) необходимо предложить организацию специально выделенной зоны или участка (например, у входной зоны) либо обеспечить предоставление соответствующей услуги (услуг) в иной, альтернативной форме: дистанционно, на дому, или в ином месте пребывания гражданина.

Места целевого назначения могут быть универсальными для обслуживания всех категорий посетителей, либо выделенными - специальными для инвалидов и других МГН, в том числе вблизи входов. Помещения для инвалидов на креслах-колясках размещают на уровне входа, ближайшего к поверхности земли; при ином размещении помещений по высоте здания (выше или ниже первого этажа), кроме лестниц, предусматривают пандусы, подъемные платформы, лифты или другие приспособления для перемещения инвалидов на колясках (в том числе индивидуальные средства, например лестницеходы – «скаломобили»).

С учетом целевого назначения могут быть выделены следующие виды мест целевого назначения – варианты зоны 4:

Вариант I - зона обслуживания граждан (инвалидов и других МГН),

Вариант II - места приложения труда,

Вариант III - жилые помещения.



Вариант I - зона обслуживания; представлена, как правило, в общественных зданиях и сооружениях - на объектах социально-культурного и коммунально-бытового назначения (в том числе на объектах здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта, а также на объектах транспортной инфраструктуры, торговли, общественного питания, делового, административного, финансового, религиозного назначения).

Общие требования к зонам обслуживания граждан предусматривают не менее 5% мест для инвалидов и других МГН от общей вместимости учреждения или расчетного количества посетителей (в том числе при выделении зон специализированного обслуживания МГН в здании). При наличии нескольких идентичных мест (приборов, устройств) для обслуживания посетителей, 5% из них проектируются или организуются так, чтобы инвалид мог ими воспользоваться.

С точки зрения обеспечения безопасности посетителей с нарушениями состояния здоровья и мобильности, места обслуживания и постоянного нахождения инвалидов располагают на минимальных расстояниях от эвакуационных выходов из помещений, а также с этажей и из зданий – наружу.

Зона обслуживания может быть представлена в различных формах, соответственно, в ней выделяются различные функционально-планировочные элементы и параметры их доступности. С точки зрения архитектурно-планировочных и организационных решений доступности могут быть следующие (основные) формы обслуживания:



  1. Кабинетная форма обслуживания;

  2. Зальная форма обслуживания;

  3. Прилавочная форма обслуживания;

  4. Форма обслуживания с перемещением по маршруту;

  5. Кабина индивидуального обслуживания.

Кабинетная форма обслуживания представлена чаще всего в амбулаторных учреждениях здравоохранения, социальной защиты населения, органах власти.

Зальная форма обслуживания представлена в учреждениях культуры (театральный, концертный зал, зал музея), на объектах транспортной инфраструктуры (залы ожидания на железнодорожном и автовокзале, в аэропорту), на физкультурно-оздоровительных и спортивных объектах (спортивный, тренажерный зал), в учреждениях образования (лекционный зал), а также в учреждениях торговли и общественного питания (зал для посетителей, торговый зал).

Прилавочная форма обслуживания представлена в учреждениях культуры (кассы кинотеатра, театра, музея), на объектах транспортной инфраструктуры (кассы по продаже билетов на железнодорожном и автовокзале, в аэропорту), в учреждениях и организациях торговли, на объектах связи, в финансово-кредитных организациях (это, в частности, прилавок в магазине, киоске, на почте, в сберкассе), в медицинских и иных социальных учреждениях (регистратура, окно по обслуживанию посетителей в аптеке, в многофункциональном центре) и других.

Форма обслуживания с перемещением по маршруту может быть представлена в магазинах самообслуживания, в библиотеках, музеях, на вокзальных комплексах и в аэропортах.

Кабина индивидуального обслуживания может быть в виде примерочной кабины, кабины фото-автомата, кабины для голосования.

Вариант II - места приложения труда, и соответствующие им параметры используются в оценке состояния доступности рабочих мест (участков, цехов, предприятий и организаций, использующих труд инвалидов), а также для оценки состояния доступности учебных мест в учебных заведениях начального, среднего, высшего и дополнительного образования.

Вариант III - жилые помещения; параметры, определяющие доступность в этом варианте, используются для описания состояния доступности как жилых помещений в жилых домах, так и жилых помещений в гостиницах, пансионатах, домах отдыха, в стационарных учреждениях социального обслуживания и иных интернатных учреждениях, а также для оценки состояния доступности отделений временного проживания и стационарного обслуживания в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания.

Зона 5 «Санитарно-гигиенические помещения».

К общим требованиям по этой зоне относится требование о наличии на объекте (особенно на объекте, предназначенном для обслуживания посетителей) как минимум одной универсальной кабины для МГН (в том числе доступной для пользования инвалидами на кресле-коляске). Так, не менее одной универсальной кабины должно быть предусмотрено в общественных туалетах, в общественных зданиях (при численности посетителей 50 и более человек, при нахождении их в здании 60 минут и более), в производственных зданиях (на каждом этаже, где работают инвалиды).

К функционально-планировочным элементам зоны 5 относятся:

5.1 Туалетная комната,

5.2 Душевая/ ванная комната,

5.3 Бытовая комната (гардеробная).



Зона 6 «Система информации на объекте».

К системе информации на объекте отнесены устройства, средства информации, связи и их системы. С учетом особых требований к ним для инвалидов с особенностями восприятия (нарушениями сенсорных функций: зрения, слуха), должны быть представлены как минимум 3 вида устройств и средств информации на объекте:

6.1 Визуальные средства;

6.2 Акустические средства;

6.3 Тактильные средства.

Система средств информации зон и помещений должна обеспечивать:



  • непрерывность информации (на всех путях движения МГН), своевременное ориентирование и однозначное опознание объектов и мест посещения;

  • предусматривать возможность получения информации как о предоставляемых услугах (перечне и порядке предоставления), так и о размещении и назначении функциональных элементов на объекте, о расположении путей эвакуации, в том числе предупреждать об опасности в экстремальных ситуациях.

Системы средств информации должны быть комплексными – для всех категорий МГН (визуальными, звуковыми, тактильными).

Знаки и символы должны быть идентичными в пределах здания, комплекса сооружений, района расположения объектов; они должны соответствовать нормативным документам по стандартизации.


Из перечисленных 6 функциональных зон основными, обеспечивающими (согласно СНиП и СП) досягаемость мест основного назначения и основного посещения здания, а также безопасность являются 3 зоны:

- 2 «Вход (входы) в здание»;

- 3 «Путь (пути) движения внутри здания (в т.ч. пути эвакуации)»;

- 4 «Зона целевого назначения здания (целевого посещения объекта)».

Остальные 3 зоны, по классификации критериев доступности (по СНиП и СП) в большей степени обеспечивают дополнительные критерии доступности:


  • требования информативности – зона 6 «Система информации на объекте (устройства и средства информации и связи и их системы)»;

  • требования удобства и комфортности – зона 1 «Территория, прилегающая к зданию» (участок, включая автостоянки и места отдыха), а также зона 5 «Санитарно-гигиенические помещения».

При обустройстве объекта социальной инфраструктуры допускается возможность выбора вариантов проектных решений исходя из комплекса требований, предъявляемых к проектируемому или реконструируемому объекту с целью обеспечения доступа к нему и использования его маломобильными гражданами.

В зависимости от расчетного числа инвалидов, от финансовых возможностей заказчика и функциональной структуры здания, сооружения рекомендуется предусматривать один из двух вариантов организации доступности (не учитывая обслуживания на дому):

вариант «А» - доступность для инвалидов любой жилой ячейки в жилище, любого места обслуживания в общественном здании, любого места приложения труда. При этом, должно предусматриваться устройство: общих универсальных путей движения, доступных для всех категорий населения, в том числе инвалидов; приспособленных для нужд инвалидов всех или специально выделенных из общего числа жилых помещений и мест обслуживания; специально приспособленных мест приложения труда;

вариант «Б» - выделение в уровне входной площадки специальных помещений, зон или блоков, приспособленных и оборудованных для инвалидов. Следует предусматривать устройство специальных входов, специально обустроенных параллельных путей движения и мест обслуживания для лиц с нарушениями здоровья.
3.5. При оценке параметров доступности учитываются в первую очередь требования СНиП 35-01-2001 (СП 59.13330.2012), согласно которому «проектные решения объектов, доступных для МГН», должны обеспечивать:


  • досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;

  • безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, обслуживания и приложения труда;

  • своевременное получение МГН полноценной и качественной информации, позволяющей ориентироваться в пространстве, использовать оборудование (в том числе для самообслуживания), получать услуги, участвовать в трудовом и учебном процессе;

  • удобство и комфорт среды жизнедеятельности.

По степени значимости перечисленные критерии имеют следующий порядок приоритетов:

1) доступность, 2) безопасность, 3) информативность, 4) комфортность (удобство).

1. Критерий доступности содержит требования:


  • беспрепятственного движения по коммуникационным путям, помещениям и пространствам;

  • достижения места целевого назначения или обслуживания и пользования предоставленными возможностями;

  • возможности воспользоваться местами отдыха, ожидания и сопутствующего обслуживания.

2. Под безопасностью понимается создание условий проживания, посещения места обслуживания или труда без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу, а также нанести вред другим людям, зданию или оборудованию.

Основными требованиями критерия безопасности являются:



  • возможность избежать травм, ранений, увечий, излишней усталости и т.п. из-за свойств архитектурной среды зданий (в том числе используемых отделочных материалов);

  • возможность своевременного опознавания и реагирования на места и зоны риска;

  • отсутствие плохо воспринимаемых мест пересечения путей движения;

  • предупреждение потребителей о зонах, представляющих потенциальную опасность;

  • пожарная безопасность.

3. Информативность обеспечивает разностороннюю возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.

Требования критерия информативности включают в себя:



  • использование средств информирования, соответствующих особенностям различных групп потребителей;

  • своевременное распознавание ориентиров в архитектурной среде общественных зданий;

  • точную идентификацию своего места нахождения и мест, являющихся целью посещения;

  • возможность эффективной ориентации - как в светлое, так и в темное время суток;

  • возможность иметь непрерывную информационную поддержку на всем пути следования по зданию.

Размещение и характер исполнения элементов информационного обеспечения должны учитывать:

  • расстояние, с которого сообщение может быть эффективно воспринято;

  • углы поля наблюдения, удобные для восприятия зрительной информации;

  • ясное начертание и контрастность, а при необходимости – рельефность изображения;

  • соответствие применяемых символов или пластических приемов общепринятому значению;

  • исключение помех восприятию информационных средств (бликование указателей, слепящее освещение, совмещение зон действия различных акустических источников, акустическая тень).

4. Уровень комфортности архитектурной среды в проекте оценивается как с физической, так и с психологической позиций.

Критерий комфортности (удобства) содержит следующие основные требования:



  • создание условий для минимальных затрат и усилий МГН на удовлетворение своих нужд;

  • обеспечение своевременной возможности отдыха, ожидания и дополнительного обслуживания, обеспечение условий для компенсации усилий, затраченных на движение и получение услуги;

  • сокращение времени и усилий на получение необходимой информации.

Нижним пределом комфортности (удобства) следует считать уровень условий, при которых получение или предоставление необходимой информации не может быть признано дискомфортным (неудобным).

Повышение комфортности рекомендуется осуществлять путем: сокращения необходимого пути и времени для получения на одном месте нескольких услуг, увеличения числа мест отдыха, получения заблаговременно нужной информации, применения необходимого и эргономичного оборудования и др.


3.6. Для оценки состояния доступности элементов и зон разработан «Информационный протокол обследования доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения» (Приложение), который рекомендуется использовать при проведении инструментального обследования.

Информационный протокол обследования доступности объекта социальной инфраструктуры для инвалидов и иных маломобильных групп населения состоит из 11 разделов:

- разделы 1 - 7 "Общие сведения" - титульный лист;

- раздел 8 "Доступность элементов здания для различных категорий инвалидов";

- раздел 9 "Заключение о доступности элементов объекта";

- раздел 10 "Фактическая доступность объекта";

- раздел 11 "Объем средств, необходимый для полной адаптации объекта".

3.6.1. В титульном листе указываются:

- форма собственности объекта: государственная, муниципальная, частная, собственность общественных объединений;

- основной вид деятельности объекта: социальное обслуживание, здравоохранение, образование, торговля, бытовые услуги (по видам), транспортные услуги, сервисное обслуживание, культурно-досуговая деятельность, государственное (муниципальное) управление, организация временного проживания и т.п.;

- размещение объекта: в отдельно стоящем здании (этажность), в нескольких зданиях (этажность каждого), этаж или этажи в здании, на котором(ых) размещается организация;

- наименование и объем услуг в установленных расчетных показателях для основного вида деятельности объекта (количество обслуживаемых посетителей в день, вместимость и др., в том числе для МГН).

3.6.2. В разделе 7 определяется доступность каждой из услуг, указанных в разделе 6, для различных категорий инвалидов. В соответствующие ячейки таблицы вносится нумерация услуг в соответствии с разделом 6. Если предоставляемые услуги не оказываются для какой-либо категории МГН нумерация услуг в соответствии с разделом 6 вносится в ячейку таблицы «полностью недоступно».

3.6.3. В разделе 8 в графе 1 («Наименование элементов объекта») указаны наиболее часто встречающиеся зоны и технические средства, создающие условия доступности объекта для МГН. При наличии на объекте нескольких однотипных зон (путей движения – подходов к объекту, наружных лестниц, входных узлов, внутренних лестниц, санитарно-гигиенических помещений и т.п.) обследуются все зоны.

В разделе 8 в графе 5 («Фактическое состояние») записываются все обмеры, произведенные при обследовании объекта, в единицах измерения, которые указаны в графе 3 данного раздела.

Если в графу 4 раздела 8 вписано слово «наличие», в графе 5 соответствующей строки следует вписать слово «есть» в том случае, если этот элемент присутствует на обследуемом объекте, если данный элемент отсутствует - вписывается слово «отсутствует».

3.6.4. После завершения заполнения раздела 8 проводится дополнительный анализ графы 5 с целью определения перечня мероприятий по обеспечению доступности данного объекта для МГН, отражаемого в графе 6, и объема средств, необходимых для его исполнения, отражаемого в графе 7.

При отсутствии элемента объекта (графа 4) указывается «установка» или «создание», при несоответствии фактических показателей нормативу, необходимости ремонта элемента объекта – «замена» или «ремонт»; при наличии элемента объекта необходимого качества, удовлетворяющего нормативным требованиям, - прочерк.

При необходимости в графе 6 может быть отражена нуждаемость в технических средствах (подъемная платформа для инвалидов, пассажирский лифт, информационное табло, текстофон и др.).

3.6.5. В разделе 9 делается заключение о доступности отдельных элементов объекта для каждой из указанных категорий МГН.

Доступность элемента объекта определяется на основании анализа раздела 8. В каждом подразделе (например, подразделе 8.1 «Входная группа») рассматриваются элементы объекта, необходимые для данной категории МГН (например, колясочников (К)). Для этих элементов показатель фактической величины (графа 5) сравнивается с показателем норматива (графа 4).

При соответствии в анализируемых подразделах фактических показателей (графа 5) всех элементов объекта показателю норматива (графа 4) и отсутствии рекомендаций в графе 6 (например, ремонт) для данной категории МГН ставится символ «Д», если элемент объекта доступен для данной категории МГН; «Ч», если элемент объекта частично доступен для данной категории МГН (присутствует ряд элементов, направленных на повышение доступности); «Н», если элемент объекта не доступен для данной категории МГН.

Анализ проводится отдельно для каждой категории МГН по подразделам 8.1 - 8.6 раздела 8.

При отсутствии на объекте отдельных элементов по всей соответствующей строке следует указать «отсутствует».

3.6.6. В разделе 10 делается заключение о фактической доступности объекта для каждой из указанных категорий МГН. Доступность объекта определяется по результатам анализа раздела 9 паспорта доступности объекта.

Объект считается полностью доступным для данной категории МГН, если доступны все его элементы (подразделы 8.1 - 8.6 раздела 8). В этом случае в строке «Объект полностью доступен» для данной категории МГН ставится символ «Х».

Объект считается частично доступным для данной категории МГН при наличии приспособленной входной группы и пути движения к зоне оказания услуги (подразделы 8.1 - 8.3 раздела 8). В этом случае для данной категории МГН ставится символ «Х» в строке «Объект частично доступен, требуется частичная адаптация».

Объект считается недоступным для данной категории МГН при недоступности входной группы, пути движения и зоны обслуживания для данной категории МГН, при этом ставится символ «Х» в строке «Объект недоступен, требуется адаптация».

3.6.7. В разделе 11 указываются общие объемы средств, необходимые для полной адаптации объекта, исходя из данных графы 7 раздела 8 по каждому элементу объекта.

3.6.8. Информационный протокол обследования доступности объекта поможет заполнить Акт обследования объекта социальной инфраструктуры.


3.7. В каждом из заполняемых в процессе паспортизации объектов документов: Паспорте доступности, Анкете к паспорту доступности и Акте обследования объекта - представлен раздел 3 «Состояние доступности объекта». В нем последовательно заполняются пункты и подпункты:

3.1 Путь следования к объекту пассажирским транспортом (описывается маршрут движения с использованием пассажирского транспорта); наличие адаптированного пассажирского транспорта к объекту;

3.2 Путь к объекту от ближайшей остановки пассажирского транспорта:

3.2.1 расстояние до объекта от остановки транспорта (м),

3.2.2 время движения (пешком) в минутах,

3.2.3 наличие выделенного от проезжей части пешеходного пути (да, нет),

3.2.5 наличие перекрестков: нерегулируемых; регулируемых, со звуковой сигнализацией, таймером;

3.2.6 наличие информации на пути следования к объекту (акустической, тактильной, визуальной);

3.2.7 наличие перепадов высоты на пути движения; описание их обустройства для инвалидов на коляске.

Затем проводится оценка варианта организации доступности (формы обслуживания) на объекте, результаты которой заносятся в пункт 3.3 Акта обследования. В таблице сопоставляются два основных параметра:



  • вариант организации доступности объекта (форма обслуживания);

  • категория инвалидов (по основным видам нарушений).

Варианты организации доступности оцениваются следующим образом:

  • вариант «А» - доступность всех зон и помещений (универсальная);

  • вариант «Б» - выделены для обслуживания инвалидов специальные участки и помещения;

  • вариант «ДУ» - обеспечена условная доступность: помощь сотрудника организации на объекте, либо услуги представляются на дому или дистанционно;

«ВНД» - временно недоступно: доступность не организована.

Результаты обследования имеющихся зон отражаются в следующем пункте 3.4 «Состояние доступности основных структурно-функциональных зон» раздела 3 «Состояние доступности объекта» как в Акте обследования, так и в Паспорте доступности.

При оценке состояния доступности каждой из зон, определяется соответствие параметров доступности для каждого структурно-функционального элемента.

Главным принципом при оценке состояния доступности каждого элемента является наличие отклонений от установленных нормативов или замечаний к требованиям общего характера и рекомендуемым параметрам.

При этом, в приложении к Акту обследования объекта, соответствующем конкретной обследуемой структурно-функциональной зоне, производится запись в разделе I «Результаты обследования» по каждому элементу: отмечается наличие его в обследуемой зоне, затем в графе «Выявленные замечания» («Содержание») кратко описывается суть замечаний или отклонений; а в графе «Значимо для инвалида (категория)» отмечается категория инвалида, для которого соответствующий параметр имеет отклонения от установленных нормативов. Здесь же делается отметка о номере описываемого элемента на плане объекта, а также номера фотоснимков.

Далее в графу «Работы по адаптации» (содержание) вносятся конкретные предложения по мероприятиям, направленным на адаптацию каждого функционально-планировочного элемента и в графе «Виды работ» указывается один из вариантов: не нуждается (доступ обеспечен); работы порядке ремонта (текущего или капитального); индивидуальное техническое решение (с использованием ТСР); технические решения невозможны - организация альтернативной формы обслуживания (например, с помощью сотрудника учреждения).

В своде (разделе II «Заключение по зоне» приложения к Акту обследования объекта) делается общее заключение о доступности и о рекомендациях по адаптации всей зоны по описанным выше параметрам; при необходимости дается комментарий к заключению. Данные из этого раздела (по каждой из обследованных зон) вносятся в раздел 4 «Управленческое решение (проект)» в Акт обследования объекта, в таблицу 4.1, которая повторяет форму раздела II «Заключение по зоне» приложения к Акту обследования объекта и, по сути, является сводом данных из соответствующих разделов всех приложений к Акту обследования объекта.

После завершения ввода всех данных из приложений к Акту обследования объекта в строке 8 таблицы указываются сводные (обобщенные данные) по всему объекту (по всем обследованным зонам). Далее указывается период проведения работ и ожидаемый результат (по состоянию доступности) после выполнения работ по адаптации.

Для принятия решения об адаптации объекта отмечается, требуется ли дополнительная информация или согласование:


  • согласование решения на Комиссии по координации деятельности в сфере обеспечения доступной среды жизнедеятельности для инвалидов и других МГН;

  • согласование работ с надзорными органами (в сфере проектирования и строительства, архитектуры, охраны памятников);

  • техническая экспертиза; разработка проектно-сметной документации;

  • согласование с вышестоящей организацией (собственником объекта);

  • согласование с потребителем (с общественными организациями инвалидов).

Если имеется заключение уполномоченной организации о состоянии доступности объекта, указывается ее название, а также наименование документа и дату заключения.
3.8. По результатам комплексной оценки состояния доступности основных функциональных зон по всем категориям инвалидов (по основным критериям доступности) в целом по объекту выносится одно из описанных ниже решений.

  1. Объект доступен полностью всем - ДП-В.

Эта оценка дается в случае соответствия требованиям нормативных документов в проектировании и строительстве по всем 6 функциональным зонам для всех категорий инвалидов – как с точки зрения досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта (территория, прилегающая к зданию; входы в здание; пути движения внутри здания; места целевого назначения; санитарно-гигиенические помещения и системы информирования) - по варианту «А».

Именно этот вариант состояния доступности соответствует требованиям универсального дизайна.

В этом случае никаких дополнительных мер по адаптации объекта для МГН не требуется, и, напротив, именно такой объект может быть рекомендован как основной («базовый») для обслуживания инвалидов всех категорий.

2. Объект доступен полностью избирательно – ДП-И (к, о, с, г, у).

Эта оценка дается в случае соответствия нормативным требованиям (как досягаемости и безопасности, так и информативности и комфорта) по варианту «А» всех 6 функциональных зон – но для отдельных категорий инвалидов: с нарушениями опорно-двигательного аппарата (о), для передвигающихся на кресле-коляске (к), для инвалидов с нарушениями зрения (с), для инвалидов с нарушениями слуха (г), либо для инвалидов с нарушениями умственного развития (у).

При такой оценке состояния доступности объекта при наличии технических (архитектурно-планировочных) и финансовых возможностей рекомендованы мероприятия по дообустройству (адаптации) объекта в первой очереди для обеспечения доступа по всем функциональным зонам всем категориям инвалидов (для исполнения требований универсального дизайна).



3. Объект доступен частично всем – ДЧ-В.

Эта оценка дается в 2 случаях:

1) соответствие нормативным требованиям основных функциональных зон (2-4) – когда обеспечен доступ к месту целевого назначения для всех категорий граждан;

2) обустроены специально выделенные пути и места обслуживания, специальные участки для обслуживания МГН по варианту «Б»: «выделены в уровне входной площадки специальные помещения, зоны или блоки, приспособленные и оборудованные для инвалидов, а также устроены специальных входы, пути движения и места обслуживания».

При такой оценке состояния доступности объекта рекомендуется: обустройство во второй очереди, как требующее больших, по сравнению с предыдущим вариантом, средств и времени и более сложных технических решений (обустройство территории, санитарно-гигиенических помещений; обеспечение систем информации на объекте).


  1. Объект доступен частично избирательно – ДЧ-И (к, о, с, г, у).

Эта оценка дается также в 2 случаях:

1) соответствие нормативам лишь основных функциональных зон 2-4 (досягаемости мест целевого назначения) для отдельных категорий инвалидов (по варианту «А»).

2) Организованы специально выделенные пути и места обслуживания для отдельных категорий инвалидов, а также специальные участки для их обслуживания – по варианту «Б».

При такой оценке состояния доступности объекта социальной инфраструктуры решение об обустройстве его предлагается отнести на третий этап, т.к. требуются значительные затраты времени и средств на проведение ремонтно-строительных работ.



  1. Объект условно доступен – ДУ. Также могут варианты (ДУ-В, ДУ-И).

Эта оценка дается в случае, если требования нормативных документов в проектировании и строительстве не выполнены и технически невозможны.

Решение об условной доступности принимается при исполнении следующих условий:



  • согласование с представителями потребителя (общественными организациями инвалидов) в качестве приемлемых имеющиеся нарушения некоторых параметров структурно-функциональных элементов;

  • при организации помощи инвалиду (другому МГН) со стороны сотрудников учреждения для получения услуги на этом объекте, в том числе при использовании дополнительных индивидуальных технических средств (например, шагающего подъемника, «скаломобиля»), либо в сопровождении переводчика жестового языка;

  • при организации иной альтернативной формы обслуживания (на дому, в другом месте пребывания инвалида, дистанционно, или в другом учреждении).

При такой оценке состояния доступности объекта проведение мероприятий по техническому обустройству в связи с архитектурно-планировочными особенностями здания невозможно либо может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта или реконструкции.

Для адаптации объекта необходимо организовать:



  • помощь со стороны сотрудников для сопровождения к месту получения услуги;

  • иную форму доставки услуги (на дому, дистанционно, в другом объекте социальной инфраструктуры).

  1. Объект временно недоступен - ВНД.

Эта оценка дается в случае, когда архитектурно-планировочные и организационные решения отсутствуют либо ранее данные не выполнены, требуют дополнительных согласований:

  • параметры структурно-планировочных элементов не соответствуют нормативным требованиям;

  • нет альтернативных форм обслуживания.

Объект будет считаться временно недоступным до принятия решения об обустройстве и его исполнения, либо до организации альтернативной формы обслуживания МГН.

При такой оценке состояния доступности объекта обустройство его может быть выполнено лишь в порядке капитального ремонта и реконструкции либо после дополнительного согласования. Рекомендуется организовать альтернативную форму обслуживания граждан.



  1. Объект обустройству не подлежит – «Х».

Эта оценка дается в случае, если:

1) на объект и его участки в соответствии с его назначением изначально не предусмотрен доступ инвалидов,

2) объект подлежит сносу как ветхий, аварийный.

При такой оценке объект обустройству и адаптации не подлежит.


При технической невозможности (архитектурно-планировочной, финансовой) обеспечить выполнение всех требований доступности всех зон (всех функционально-планировочных элементов), может быть принято решение об обустройстве некоторых из описанных зон для исполнения объектом своего основного целевого назначения. В этой связи важно обустройство зоны 4 «Основного целевого назначения объекта» и путей движения к ней (зон 2 и 3), либо выделение специальной зоны (специальных мест) для обслуживания инвалидов на объекте, с обязательным отражением этого средствами информации на объекте (зона 6). Техническая невозможность обустройства путей движения (лестницы: как на территории, так и внутри здания) может быть компенсирована альтернативным индивидуальным решением: путем использования индивидуального средства (например, шагающего подъемника: «лестницехода», или «скаломобиля»), с помощью постороннего лица, в первую очередь сотрудника учреждения или организации, находящейся на данном объекте. При этом должны быть обеспечены средства информации и связи (например, кнопка вызова персонала данного объекта) для оказания содействия посетителю из числа МГН и его сопровождения на объекте.

Иным, организационным, решением обеспечения доступности основного целевого назначения объекта является обеспечение доступности предоставляемых им услуг в альтернативной форме: с «доставкой» услуги на дом, к иному месту пребывания инвалида, гражданина из категории МГН, или, по согласованию с ним, дистанционно. В этой связи вариантами такого решения - альтернативной формы оказания (предоставления) услуги являются:

- оказание услуг на дому (с доставкой к иному месту пребывания инвалида),

- предоставление услуг в дистанционной форме,



- организация предоставления услуг на другом объекте, в другом учреждении.
4. ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП ПАСПОРТИЗАЦИИ
4.1. Итоговое заключение о состоянии доступности и возможности адаптации объекта социальной инфраструктуры, требующей значительных финансовых вложений, сложных организационных решений, межведомственного согласования, выносится на обсуждение и принятие решения Комиссией.
4.2. Итоговое решение о состоянии доступности, о необходимости адаптации объекта или обеспечения доступности услуг путем организации иного формата их предоставления, о включении этих работ в адресную программу (план), а в последующем, и результат выполнения этих работ, вносится в Паспорт доступности объекта социальной инфраструктуры и в Реестр объектов социальной инфраструктуры и услуг, а также размещается соответствующая информация на сайте "Карта доступности субъекта Российской Федерации» (http://zhit-vmeste.ru).
4.3. В случае проведения на объекте социальной инфраструктуры мероприятий по обеспечению доступности услуг для МГН в порядке текущего, капитального ремонта, реконструкции или проведения организационных мероприятий, рекомендованных Комиссией по итогам проведенного обследования, производится актуализация информации в Анкете к паспорту доступности объекта социальной инфраструктуры, Паспорте доступности объекта социальной инфраструктуры, Реестре объектов социальной инфраструктуры и услуг, на сайте "Карта доступности субъекта Российской Федерации».


Смотрите также:
Методические рекомендации по проведению паспортизации объектов социальной инфраструктуры и услуг на предмет их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения
409.8kb.
1 стр.
Муниципальный район (городской округ)
611.57kb.
4 стр.
Акт обследования объектов социальной инфраструктуры в г. Кондрово с целью обеспечения среды доступности для маломобильных групп населения
47.48kb.
1 стр.
3 утвержден и введен в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 21 июля 2008 г
654.58kb.
2 стр.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения
261.97kb.
1 стр.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения Выпуск 2 "Градостроительные требования"
425.68kb.
1 стр.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения Выпуск 12 "Общественные здания и сооружения. Спортивные сооружения"
317.58kb.
1 стр.
Рекомендации по проектированию окружающей среды, зданий и сооружений с учетом потребностей инвалидов и других маломобильных групп населения Выпуск 13 "Общественные здания и сооружения. Физкультурно-оздоровительные сооружения"
388.6kb.
1 стр.
Методические рекомендации по обеспечению соблюдения требований доступности при предоставлении услуг инвалидам и другим маломобильным группам населения, с учетом факторов, препятствующих доступности услуг в сфере спорта и туризма
818.46kb.
14 стр.
Предложения по улучшению доступной среды для инвалидов и маломобильных групп населения
123.38kb.
1 стр.
Проектирование зданий и сооружений с учетом доступности для маломобильных групп населения. Общие положения
731.06kb.
4 стр.
Об утверждении порядка реализации требований доступности для инвалидов к объектам социальной инфраструктуры
452.71kb.
3 стр.