Главная
страница 1страница 2 ... страница 12страница 13


Министерство науки и образования Украины
Академия педагогических наук Украины
Государственная научно-педагогическая библиотека им. В.А. Сухомлинского
Государственная научно-педагогическая библиотека РАО

им. К.Д. Ушинского


Николаевская областная библиотечная ассоциация
Управление образования исполкома

Николаевского городского совета


Научно-педагогическая библиотека г. Николаева
Тенденции развития

школьных библиотек

в информационном обществе

Материалы международной

научно-практической конференции
30 сентября – 2 октября 2008 г.
Николаев, 2008

УДК 027.8 (477) (06)

ББК 78

Т 33


Рекомендовано к печати научным советом Научно-педагогической библиотеки (протокол №1 от 26 января 2009 г.)
Ответственный за выпуск: Роскина Т.И.
Составители: Картузов К.Н., Подкопай Е.А.
Рецензент: Митина В.И., кандидат философских наук,

доцент НФ КНУКиИ


Редакторы: Калюх Л.А., Черкесов В.М.
Дизайн обложки: Иванова Я.И.
Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе: Материалы международной научно-практической конференции 30 сентября – 2 октября 2008 г. – Николаев: «Илион», 2009. - 168 с.: электрон. опт. диск (СD-ROM).

В сборник вошли статьи отечественных и зарубежных библиотековедов, в которых освещаются современные тенденции состояния и деятельности библиотек системы образования, вопросы подготовки кадров и совершенствования системы повышения квалификации, а также публикации раскрывающие опыт работы школьных библиотек Украины, России и Республики Беларусь в условиях информационного общества.

УДК 027.8 (477) (06)

ББК 78


© Научно-педагогическая библиотека, 2009

Содержание


Роскина Т.И.

Вступление

5

Чайка В.Д.

Городская власть как гарант обеспечения равного доступа к библиотечно-информационным ресурсам

8

Вдовиченко Р.П.

Школьная библиотека – важное составляющее звено эффективного учебно-воспитательного процесса

10

Зуева Е.М.

Научное моделирование школьных библиотек как залог их успешного развития

14

Хемчан И.И.

Модернизация деятельности школьных библиотек Украины: проблемы и перспективы

20

Калюх Л.А.

Науково-педагогічна бібліотека м. Миколаєва в освітньо-інформаційному просторі

27

Радутна Н.В.

Інформаційно-бібліографічна діяльність Науково-педагогічної бібліотеки м.Миколаєва

29

Митина В.И.

Нучно-педагогическая библиотека г. Николаева как исследовательский и досуговый центр

32

Роскина Т.И.

Организационно-методическое обеспечение школьных библиотек г. Николаева – залог повышения эффективности формирования информационной культуры школьников в условиях информационного общества

38

Садовская О.М.

Проектная деятельность как важная составляющая работы Научно-педагогической библиотеки г. Николаева

45

Картузов К.Н.

Электронная жизнь николаевских библиотек

49

Бережний С.В.,

Аристова Л.С.,

Михайленко Н.І.

Використання інформаційно-комунікаційних технологій – вимога часу

52

Долгощелова Т.Н.

Роль школьных библиотек в обеспечении доступности образования: по итогам мониторинга

60

Буянова В.С.

Деятельность школьного библиотечного объединения в условиях муниципального района

66

Сагунова О.А.

Совместная работа Информационно-библиотечного центра и педагогов лицея

69

Пономаренко С.Е.

Формування інформаційної культури учнів та педагогів як головна складова роботи шкільної бібліотеки

73

Хвостова Л.И.

Методика формализованного составления вторичного документа

80

Гринько Н.М.

Бібліотека ЗНЗ №57 м. Миколаєва - джерело інформаційного супроводу освітнього процесу

94

Горшкова О.А.

Система библиотечно-методического сопровождения предмета «Истоки» Вологодской области

104

Таранова О.Н.

Новые реалии школьной библиотеки

110

Головань Е.В.

Отдел развития школьных библиотек: основные направления деятельности

111

Тимченко Е.А.

Игра – дело серьезное, или методика проведения деловых игр

114

Базиленко И.И., Бондаренко Я.Л.

Собственные электронные ресурсы детской библиотеки и их использование для формирования интереса к чтению

123

Лихожон Т.В.

Формирование информационной культуры учащихся: корпоративный библиотечный проект

127

Гич Г.Н.

Перспективы подготовки библиотечных кадров в учебных заведениях педагогического направления

132

Дьяченко Н.И.

Творчий підхід до бібліотечної справи

136

Тимченко Е.А.

О фандрейзинге в библиотеке

140

Кость Л.Н.

Шкільна бібліотека: співпраця та порозуміння

142

Слива Л.І.

Сучасний учень і культура читання

145

Колосай Л.А.

Роль громадських організацій в розвитку бібліотек навчальних закладів

149

Твердая Т.В.

Работаем, объединившись

160

Фуга Л.В.

Школьная библиотека: развитие в информационном обществе

162

Наши авторы




165

Вступление
Реформирование среднего образования, внедрение новых образовательных технологий значительно усиливают роль школьной библиотеки в информационном обеспечении учебно-воспитательного процесса.

Готовы ли школьные библиотеки обеспечить сегодня школьнику, учителю как можно более полный доступ к отечественным и мировым информационным ресурсам? А могут ли они научить ими пользоваться? Соответствует ли состояние документально-ресурсной базы школьной библиотеки информационным запросам пользователей? Каким образом осуществляется развитие библиотечных фондов и осуществляется ли оно вообще?

Эти вопросы стали предметом обсуждения Международной научно-практической конференции «Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе», которая состоялась 30 сентября - 2 октября 2008 года на базе Научно-педагогической библиотеки г. Николаева.

Участники конференции из Украины (Киев, Николаев, Славутич, Белая Церковь, Харьков, Херсон, Запорожье, Кировоград), России (Москва, Волгоград, Астрахань, Архангельск, Кострома, Вологда, Волжский, Михайловка), Республики Беларусь (Быхов Могилёвской области) поделились своим опытом, заинтересовали присутствующих своими разработками, предложениями и инициативами. Содержательными и актуальными были выступления заведующей научно-методическим отделом Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского Е.М. Зуевой, заведующей отделом Государственной научно-педагогической библиотеки им. В.А. Сухомлинского И.И. Хемчан, методиста городского отдела образования г. Славутича (Киевская обл.), председателя ассоциации школьных библиотекарей Л.А. Колосай, заведующей лицейским информационным центром самостоятельного образования лицея №5 г. Быхова Могилёвской области (Беларусь) Л.И. Хвостовой.

Да и нам было чем поделиться с участниками конференции. Это опыт совместной (системной, как отметили присутствующие) работы Научно-педагогической библиотеки г. Николаева с Управлением образования исполкома Николаевского городского совета, Научно-методическим центром Управления образования, библиотеками города, депутатским корпусом, директорами школ по реорганизации школьных библиотек. Посещение школ, где действительно созданы современные библиотечно-информационные центры (НСОШ №57 – директор Т.И. Блакитная, зав. библиотекой Н.Н. Гринько; Первая украинская гимназия им. Н. Аркаса – директор С.В. Бережной, зав. библиотекой Н.И. Михайленко; гимназия №4 – директор В.А. Гурец, зав. библиотекой Г.Ф. Порожня), стало наглядным подтверждением работы по содействию развития школьных библиотек нашего города.

А так как открытие конференции совпало с Всеукраинским днём библиотек, то в гости к участникам с поздравлениями и наилучшими пожеланиями пришли городской голова В.Д. Чайка, начальник Управления образования исполкома Николаевского городского совета Р.П. Вдовиченко, директор ЦБС для взрослых, заместитель председателя Николаевской областной библиотечной ассоциации Т.В. Твердая. В ходе торжественной части были решены и сугубо практические, имеющие большое значение для библиотечного сообщества задачи, что позволило укрепить веру в положительные сдвиги в развитии школьных библиотек города на перспективу.

Завершающим итогом конференции стал вывод всех её участников о необходимости проводить такие конференции ежегодно. Они будут способствовать обмену опытом, выработке программ и рекомендаций, определению дальнейших ориентиров в развитии школьных библиотек, которые помогут удовлетворять современные информационные запросы их пользователей.
Т.И. Роскина,

директор Научно-педагогической библиотеки г. Николаева,

Отличник образования Украины




ЧАЙКА В.Д.

г.Николаев, Украина


Городская власть как гарант обеспечения равного доступа к библиотечно-информационным ресурсам
Уважаемые делегаты Международной конференции работников педагогических библиотек, глубокоуважаемые гости!

Мы рады приветствовать Вас в нашем родном Николаеве.

На берегу Бугского лимана, на живописном полуострове раскинулся наш город, которому исполнилось на днях 219 лет. Николаев, расположенный на берегах двух рек: Ингула и Южного Буга, строился по предварительно разработанному плану. Отсюда и широкие улицы, и проспекты, которые пересекаются под прямыми углами, неповторимая красота парков и бульваров. Своими незабываемыми уголками южной природы наш город не похож ни на какой другой.

Сегодня южный город-красавец – один из форпостов украинской экономики в судостроительной и машиностроительной отраслях, в металлургии, легкой и пищевой промышленности, город, в котором ежегодно появляются новые предприятия, благодаря инвесторам реформируются целые отрасли.

Что делает Николаев неповторимым? Его история, его внешний вид и, безусловно, его люди.

Николаев имеет большой интеллектуальный, научно-технический, производственный и культурный потенциал. Сегодня Николаев еще и студенческий город, 23 ВУЗа которого ежегодно выпускают более 2,5 тыс. специалистов высшей квалификации, город, где функционирует 7 колледжей и техникумов, 4 высших училища.

Уважением зрителей неизменно пользуются старейшие в Николаеве Русский художественный драматический театр, Украинский Академический театр драмы и музыкальной комедии, областная филармония. Мы гордимся лучшим в Украине зоопарком.

Среди знаковых личностей в истории Николаева - люди различных профессий и призваний. Это корабелы и строители, портовики и металлурги, медики и педагоги, художники и спортсмены, журналисты и предприниматели.

Город украшают новые архитектурные "изюминки". Недавно в Николаеве открылся современный ледовый каток, обновлена набережная Ингула, Яхт-клуб, установлен памятник Святому Николаю, чьим именем назван наш город, а в день 219-й годовщины рождения города воздвигнут памятник Доброты.

Образовательное пространство города составляют 167 образовательных учреждений: 74 дошкольных учебных заведения, 59 средних общеобразовательных школ, 4 учебно-воспитательных комплекса, общеобразовательная школа-интернат. Творчески и интеллектуально одаренные дети имеют возможность обучаться в 3 специализированных школах, 5 лицеях, 5 гимназиях, коллегиуме, 14 внешкольных учебных заведениях. Подростки, которые не имеют возможности обучаться в школах с дневной формой обучения, получают общее среднее образование в трех вечерних школах.

Город гордится своей молодежью. Поэтому насущной проблемой является поддержка творчески одаренной молодежи. С этой целью сессией городского совета принято решение о предоставлении стипендий городского головы одаренным детям из малообеспеченных семей, утверждены гранты и стипендии для поощрения и поддержки талантливых детей и их педагогов. Ещегодно проводится конкурс " Лучший ученик года" в номинациях "наука", "спорт", "искусство", "техника". В июне 2008 года на сессии городского совета 42 победителям ученических олимпиад и конкурса научно-исследовательских работ – членам Малой академии наук была вручены стипендии городского головы за 1-е место 500 грн, 2-е – 300 грн, за 3-е – 200грн.

Пятеро учащихся наших школ как в прошлом учебном году, так и в этом по результатам конкурса Малой академии наук получают стипендию Президента Украины. Стало доброй традицией сотрудничество между учебными заведениями России, Германии, Англии.

Городская власть понимает, какое важное место в образовательном процессе занимает школа. Об этом говорит тот факт, что из года в год мы выделяем больше денег на образование, а школьная библиотека всегда была кабинетом номер один, потому сегодня ее роль еще больше возросла. В связи с этим усилиями управления образования, директоров школ, спонсоров за последние годы отремонтировано 15 школьных библиотек, у них современная библиотечная мебель, компьютеры с подключением к Интернет.

Только в прошлом году благодаря спонсорской поддержке директора предприятия "НИБУЛОН" Алексея Афанасьевича Вадатурского мы открыли два современных информационно-библиотечных центра в общеобразовательных школах № 51 и № 57. Я думаю, Вы в этих школах побываете.

Да, нам хотелось бы поскорее создать такие же условия и в остальных школьных библиотеках, выделять не по 500 грн. на пополнение библиотечных фондов, а столько, сколько необходимо, чтобы школьная библиотека стала действительно информационным центром, отвечающим современным требованиям.

Мы не оставляем без внимания нашу "освітянку" – Научно-педагогическую библиотеку, которую всячески поддерживаем в ее продвижении по пути формирования информационной культуры педагогов. Библиотека была переведена в современное, приспособленное помещение в центре города. Ей была оказана финансовая поддержка при открытии Интернет-центра и доступа к Всемирной сети, что позволило Научно-педагогической библиотеке стать современным информационным центром поддержки образования в городе.

С деда-прадеда в мире и согласии, уважении и толерантности в Николаеве жили представители разных национальностей. Николаевцы всегда были гостеприимны, и сегодня, когда город открыт миру, мы рады всем, кто приезжает к нам с добрыми намерениями и дружественными чувствами. Поэтому желаю вам плодотворной работы, профессионального совершенствования и дружеского взаимопонимания!



ВДОВИЧЕНКО Р.П.

г.Николаев, Украина


Школьная библиотека – важное составляющее звено эффективного учебно-воспитательного процесса
Уважаемые гости, участники Международной конференции!

Чистосердечно приветствую Вас в нашем славном и дивном городе в День вашего профессионального праздника – Всеукраинского дня библиотек.

В нашей школе важным структурным подразделением является школьная библиотека и работающие в ней профессионалы-библиотекари.

Пользуясь случаем, поздравляю Вас от всего сердца и желаю новых свершений.

Современная школа переживает сложный процесс поиска новых целей отечественного образования, нового содержания обучения и воспитания.

Управление образования г.Николаева, понимая требования и насущные потребности сегодняшнего дня, разработало стратегию развития образовательной отрасли, которая заключается в создании условий для формирования и воспитания творческой личности, обеспечения воспитания с учетом природных способностей каждого ребенка, перехода на профильную старшую школу с целью предоставления равного доступа к качественному образованию и приобретению профессиональной подготовки.

Способная и талантливая учащаяся молодежь обучается в одиннадцати школах нового типа.

Постепенно развивается сеть специализированных школ.

15 учебных заведений города имеют статус экспериментальных площадок, 8 – всеукраинского уровня, 7 – регионального уровня.

7 общеобразовательных учебных заведений являются лауреатами конкурса "100 лучших школ Украины".

Большой вклад в работу педагогических коллективов вносят своей работой школьные библиотекари.

Школьная библиотека – информационный очаг, и главная ее задача – создание условий для доступа к необходимой информации. Выполнение поставленной цели зависит, в первую очередь, от организации комплектования фондов библиотеки, ее материально-технического обеспечения, так как качественный и количественный состав фонда школьной библиотеки непосредственно влияет на реализацию задач школы – обучение и воспитание учащихся, предоставление им оптимальных возможностей для получения всестороннего образования и высокой культуры.

Вопросы компьютеризации учебных заведений очень актуальны: или мы войдем в русло современной информационной революции, или останемся позади навсегда. В городе функционирует локальная сеть, действует информационно-поисковая система "Лига-профессионал", в школах города обеспечен доступ к всемирной сети Интернет. В Научно-педагогической библиотеке с 2001 года работает Интернет-центр, в котором более трех тысяч педагогов и школьных библиотекарей прошли обучение основам ПК и Интернет. На базе библиотечного программного обеспечения "ИРБИС" школьные библиотекари вместе со специалистами Научно-педагогической библиотеки создают собственные электронные ресурсы.

Считаю, что информатизация учебно-воспитательного процесса – это не просто наличие компьютерного класса, это изучение и преподавание обучающих дисциплин с помощью компьютера, который должен быть в обучающем кабинете, поэтому в резолюции августовской конференции педагогические работники обратились к депутатскому корпусу с просьбой поспособствовать реализации программы компьютеризации образовательных учреждений города, в том числе и школьных библиотек.

Это тем более необходимо, потому что книжные фонды в библиотеках устарели и не соответствуют содержанию современных школьных программ. Недостаточно нововведенных в школьную программу произведений по украинской литературе и истории, современных энциклопедий и справочников, методической литературы. Книги серий "Школьная библиотека" и "Шевченковская премия" (которые издаются за счет государственных средств), к сожалению, не удовлетворяют спрос читателей. Художественную литературу для учащихся младшего школьного возраста библиотеки вообще не получают.

Незначительно улучшает ситуацию пополнение фондов за счет спонсорской помощи и привлечения учащихся к Всеукраинской акции "Подари библиотеке книгу".

Следует отметить, что содержание образования, организация учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях города осуществляется на достаточно высоком уровне, но мы хорошо понимаем, что для реализации обозначенных вопросов необходимо достойное финансирование. Несмотря на то, что бюджет на образование из года в год увеличивается, удельный вес его остается недостаточным. А что касается школьных библиотек, то со стороны государства практически всякая поддержка отсутствует: нет государственной программы пополнения фондов, положения об аттестации школьных библиотекарей, государственной научно-обоснованной статистики, что не дает возможности организовать работу школьных библиотек на современном научном уровне. Разработанное Государственной научно-педагогической библиотекой "Положение о библиотечно-информационном центре" не нашло государственной финансовой поддержки.

Несмотря на то, что финансирование школьных библиотек с целью реорганизации их в современные библиотечно-информационные центры – вопрос государства, мы не можем ожидать его решения, а осуществляем соответствующие действия на местном уровне, координируя усилия органов самоуправления, депутатов всех уровней, руководителей школ, педагогов, библиотечной общественности. Этих перемен хотят директора школ, сами работники школьных библиотек – сама жизнь требует этого.

В библиотеках общеобразовательных учебных заведений работают 78 школьных библиотекарей. Из них особо хочется отметить Лидию Ивановну Сливу (НСОШ 46) – победителя Всеукраинского конкурса "Школьный библиотекарь 2007 года", Ольгу Николаевну Таранову (экономичесий лицей № 2) – лауреата Всеукраинского конкурса "Школьный библиотекарь 2007 года", Кость Любовь Николаевну (НСОШ № 56), Наталью Николаевну Гринько (НСОШ № 57), Тамару Григорьевну Вишнякову (НСОШ № № 53), Людмилу Мефодиевну Самокоз (НСОШ № 18)

Все библиотекари учебных заведений выполняют свою основную функцию – информационную поддержку учебно-воспитательного процесса, принимают участие в проведении массовых мероприятий, формируют информационную культуру учащихся. В школах создана результативная система тесного сотрудничества школьной библиотеки с педагогами.

Этому способствовала совместная работа Научно-методического центра Управления образования и Научно-педагогической библиотеки. А именно: проанализирована деятельность школьных библиотек, составлены паспорта, которые дали возможность определить качественный состав фонда, состояние материально-технической базы и кадровый потенциал. По результатам исследований руководители ряда школ были заслушаны на коллегии управления образования, что впоследствии дало положительные результаты в плане улучшения материально-технического состояния школьных библиотек (осуществлен ремонт, приобретена новая мебель, установлены компьютеры с подключением к Интернет, привлечены дополнительные средства на приобретение литературы и периодических изданий.) Также была разработана программа дифференцированного обучения школьных библиотекарей (Школа молодого специалиста, тренинги, мастер-классы, семинары, научно-практические конференции, школа "Ирбис"), что позволило охватить весь спектр профессионального обучения.

Посещая семинары, конференции различного уровня, отслеживая все новое, передовое в библиотечной практике, имея фонд свыше 100 тысяч экземпляров (из них 60% - педагогической тематики), практически все периодические издания по педагогике Украины и России, создав электронный каталог своего фонда и подключив к нему ведущие библиотеки города, НПБ получила полное право быть современным библиотечно-информационным центром. И это дало возможность правильно построить и осуществлять научно-методическую работу в школьных библиотеках.

С каждым днем ситуация в мире меняется, все активнее мы входим в информационное общество и меняемся вместе с ним.

Я надеюсь, что у наших профессионалов – школьных библиотекарей и их форпоста – НПБ – есть чему поучиться.

Поэтому желаю Вам плодотворного сотрудничества и взаимопонимания.

Поздравляю с Всеукраинским днем библиотек и желаю успехов на библиотечном поприще, всегда быть первыми и здоровья, чтобы все это совершить!



ЗУЕВА Е.М.

г.Москва, Россия


следующая страница >>
Смотрите также:
Тенденции развития школьных библиотек в информационном обществе Материалы международной научно-практической конференции 30 сентября 2 октября 2008 г. Николаев, 2008
2331.82kb.
13 стр.
Материалы конференции
2333.52kb.
14 стр.
Материалы межрегиональной научно-практической конференции
1801.44kb.
7 стр.
Ананьевские чтения – 2008: Психология кризисных и
106.54kb.
1 стр.
Материалы i-ой Международной научно-практической конференции
1632.79kb.
8 стр.
Экспертные инструменты определения степени социальной патологии культовых групп (на примере экспертизы церкви саентологии) Волков Евгений Новомирович
76.45kb.
1 стр.
Е. В. Ковалевская Компетентностный подход в образовательном процессе: реализация, проблемы и перспективы. Материалы международной научно-практической конференции. 16- 17 ноября 2012г. Псков-Рига
16.48kb.
1 стр.
Календарь знаменательных дат на 2012-2013 учебный год Сентябрь
31.39kb.
1 стр.
Проблемы компетентностного подхода в системе общего
9116.05kb.
40 стр.
Концепция VII всероссийской научно-практической конференции
101.11kb.
1 стр.
Актуальные проблемы и перспективы развития информационного общества
18.03kb.
1 стр.
Сборнике докладов II международной научно-практической конференции "Материалы в автомобилестроении"
74.26kb.
1 стр.