Главная
страница 1
МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ В г. ТАГАНРОГЕ

(ТТИ Южного федерального университета)


Факультет управления в экономических и социальных системах

Рассмотрен и рекомендован к утверждению на заседании кафедры теории права
протокол от _____________№__________
Зав.кафедрой Клочков В.В. ___________

(ФИО зав. каф., подпись)


«_____»_______________20________г.




Утверждаю:

декан факультета

Шевченко И.К. _____________

(ФИО декана, подпись)


«____»__________________20_____г.











УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

дисциплины

«Правовые системы современности»

Разработчик
доцент, к.и.н. Клочков В.В.

(подпись) (должность, Ф.И.О., ученая степень, ученое звание)

Таганрог

2012

Содержание учебно-методического комплекса

по дисциплине «Правовые системы современности»


1. Пояснительная записка 3

2. Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы) 3

3. Перечень рекомендуемой литературы и формы контроля (контрольные вопросы, логические задания и т.п.) 6

4. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания) 7

5. Учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями) 8

6. Перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов 14

7. Методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты, контрольные задания и т.п.) 15






1. Пояснительная записка

Курс «Правовые системы современности» имеет особую значимость в системе юридических дисциплин. Это обусловлено:

во-первых, растущими интегративными связями между государствами мирового сообщества государств, между физическими и юридическими лицами этих государств в различных сферах общественной жизни: экономической, политической, культурной, образовательной, профсоюзной, включая сферу государственно-правовой жизни;

во-вторых, происходящей гармонизацией и унификацией различных правовых систем современности;

в-третьих, необходимостью научного познания и осмысления новых связей и тенденций в развитии правовых систем современности, оперирования новейшим правовым материалом;

в-четвертых, курс занимает ключевое место в системе юридических дисциплин, так как выпускники будут работать в сфере национальной правовой системы, которая входит в интегрированное мировое пространство;

в-пятых, данные курса обогащают такие общетеоретические дисциплины как общая теория государства и права, социология права, юридическая психология и др., способствуют более глубокому освоению отраслевых юридических дисциплин, международного публичного права, международного частного права, облегчают познание национальной правовой системы (истина познается в сравнении) и понимание зарубежных правовых систем;

Главная цель дисциплины не только получение студентами знаний о правовых системах современности, закономерностях их становления, развития, функционирования, обновление, углубление этих знаний, но умение обучаемых проявлять инициативу, самостоятельно добывать знания, использовать знания, полученные по другим учебным дисциплинам (общая теория государства и права, история государства и права зарубежных стран, конституционное право и др.).

Главная задача учебной дисциплины – донести до обучаемых при помощи современных методических приемов учебного процесса уже добытых наукой знаний, проведенных временем и апробированных юридической практикой мировой зарубежной практикой.

Изучаемая учебная дисциплина, как составная часть общей теории государства и права выполняет две важные функции – дальнейшее введение студентов в юридическое образование и обеспечение их надлежащей общетеоретической подготовкой.

Глубокие систематизированные знания о правовых системах современности, надлежащий уровень правовой культуры – необходимое качество современного высококвалифицированного специалиста юриста.


2. Учебно-тематический план курса с указанием лекционных часов и самостоятельной работы студентов (темы и часы)


2.1. Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины оставляет 96 часов.



Вид работы

Трудоемкость, часов

8 семестр

Аудиторная работа:




Лекции (Л)

36

Практические занятия (ПЗ)

18

Лабораторные работы (ЛР)

0

Самостоятельная работа:

42

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

зачет

Общая трудоемкость

96


2.2. Содержание курса

Модули дисциплины, изучаемые в 8 семестре





Темы разделов

Кол-во часов

Лекции

СРС




МОДУЛЬ 1







1

«Правовые системы современности» как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методы

3

2

2

Правовая система: понятие, ее сущность, элементы, структура, состав

3

2

3

Основные критерии классификации правовых систем: понятие, ее элементы, состав, структура

4

2

4

Правовая картина мира (правовая география)

4

2

5

Проблема классификации национальных правовых систем

4

1




ВСЕГО:

18

9




МОДУЛЬ 2







6

Правовые системы европейского типа. Семья романо-германского (континентального) права

3

2

7

Правовые системы европейского типа. Семья англосаксонского, или общего права

3

2

8

Правовые системы традиционного типа

4

2

9

Правовые системы социалистических и постсоциалистических стран

4

2

10

Механизм сближения национальных правовых систем

4

1




ВСЕГО:

18

9




ИТОГО ПО СЕМЕСТРУ:

36

18


2.3. Содержание лекций

Тема 1. «Правовые системы современности» как наука и учебная дисциплина, ее предмет и методы

1. Правовые системы современности как наука.

2. Связь с другими науками.

Связь с общественными науками (философия, история, политэкономия, этнография и др.), гуманитарными (психология, логика, лингвистика, этика), юридическими. Связь с общетеоретическими правовыми науками (философия права, социология права, энциклопедия права, юридическая конфликтология, правовая этика и др.), историко-правовыми (история государства и права зарубежных стран, история государства и права России, история политических и правовых учений), с отраслевыми специальными (конституционное право, административное, уголовное, трудовое и др.), международным публичным правом, с международным частным правом и др.

3. Основные функции науки «Правовые системы современности» (онтологическая, гносеологическая, аксиологическая, практически-организационная, гуманитарная, функция унификации права и др.).

4. Правовые системы современности как учебная дисциплина, ее цель, задачи.

5. Основные методы исследования правовых систем современности:

- всеобщие, мировоззренческие, философские;

- общенаучные (системные, статистические, математические и др.);

- частно-научные (метод правового эксперимента, метод прогнозирования, метод сравнительного правоведения и др.).

6. Метод сравнительного правоведения, его виды: диахронический, синхронический, генетический, методы внутреннего и внешнего сравнения, методы макро и микро-сравнения, исторического, нормативного, функционального и др.

7. Значение для современного правопонимания полевого метода, используемого наукой «юридическая антропология».

Необходимость исследования правовых систем современности как целостной категории.
Тема 2. Правовая система: понятие, ее сущность, элементы, структура, состав

Правовая система – система систем. Право (система норм права) – ядро правовой системы. Субъекты права и их влияние на другие элементы правовой системы. Правоотношение – необходимый элемент современных правовых систем (понятие, структура, состав). Особенности правоотношений, осложненных иностранным элементом.

Правовая культура в отечественной и мировой юридической литературе.
Тема 3. Основные критерии классификации правовых систем: понятие, ее элементы, состав, структура

«Правовая семья»: понятие и виды (романо-германская, англо-американская, скандинавская, мусульманская и др.). Один критерий (страноведческий, главный источник права, нормативные или ненормативные право понимание и т.д.), несколько критериев (идеологический, юридическая техника и др.). Основные критерии, выдвинутые французским компаративистом Р. Давидом и немецкими компаративистами (Цвайгерт К, Кётц).


Тема 4. Правовая картина мира (правовая география)

Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития. Общеправовые тенденции развития. Глобальные мировые императивы. Национально-государственные различия в праве (источниковедческие, структурно-нормативные, специфичность систем национальных законодательств, специфичность понятий и терминов, нормативный язык, стиль и др.).

Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения.
Тема 5. Проблема классификации национальных правовых систем

Правовая система – основное понятий сравнительного правоведения. Правовая семья – специфическая категория сравнительного правоведения. Критерии классификации национальных правовых систем.

Правовая карта мира – основной предмет изучения сравнительного правоведения.

Особенная часть


Тема 6. Правовые системы европейского типа. Семья романо-германского (континентального) права

Понятие, формирование и распространение Романо-германской правовой семьи. Структура права Романо-германской правовой семьи. Источники права Романо-германской правовой семьи. Французская и германская правовые группы.

Правовые системы скандинавских стран. Место скандинавского права на правовой карте мира. Историческое развитие правовых систем скандинавских стран. Унификация и гармонизация законодательства скандинавских стран. Источники скандинавского права.

Правовые системы стран Латинской Америки. Формирование правовых систем стран Латинской Америки. Формирование правовых систем стран Латинской Америки. Кодификация и источники латиноамериканского права. Особенности правовых систем стран Латинской Америки.

Правовая система Японии. Становление, вестренизация японского права. Влияние американского права в послевоенный период. Особенности правопонимания японцев. «Живое право».
Тема 7. Правовые системы европейского типа. Семья англосаксонского, или общего права

Некоторые особенности понятия и содержания общего права.

Становление и развитие общего права.

Основные источники англосаксонского права: понятие, виды. Прецедент.

Законы в системе англосаксонского права.

Другие источники англосаксонского права.

Особенности современного американского права.
Тема 8. Правовые системы традиционного типа

Традиционное право и его особенности.

Правовые системы традиционного типа (обычно-правовая, индусская, мусульманская). Источники. Правовой плюрализм.

Правовая культура или правовая система.


Тема 9. Правовые системы социалистических и постсоциалистических стран

Проблемы типизации социалистических и постсоциалистических правовых систем. Признаки романо-германской правовой семьи в правовой системе России. Отличительные особенности и черты социалистической государственно-правовой системы. Постсоциалистическое государство и право – переходный тип государства и права.

Основные источники социалистического права: понятие, виды. Закон и другие источники права. Является ли судебная практика источником российского права.
Тема 10. Механизм сближения национальных правовых систем

Предотвращение и разрешение юридических коллизий. Коллизионные нормы, типы привязок. Использование процедур независимого арбитража. Сближение национальных законодательств. Направления и форма гармонизации законодательства. Юридические средства сближения законодательств. Законодательные методы сближения национальных законодательств стран-участниц ЕС.

Модельные законодательные акты. Модельный закон (понятие, субъекты принятия, характер, содержание). Унификация правовых норм.

Международно-правовая помощь.


3. Перечень рекомендуемой литературы и формы контроля (контрольные вопросы, логические задания и т.п.)



Перечень рекомендуемой литературы
Основная литература:

  1. Абрамова Е. Н., Аверченко Н. Н., Байгушева Ю. В. Гражданское право: учебник: в 3-х томах. Том 1, часть 1., 2010.

  2. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные правовые системы современности). – М.: Юристъ, 2007.

  3. Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. – М.: Городец, 2002.

  4. Введение в право Европейского Союза: учебное пособие / ред: С. Ю. Кашкин. – М.: Эксмо, 2005.

  5. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. – М.: Международный отношения, 2003.

  6. Сравнительное правоведение. Общая часть. – М.: Зерцало, 2001.

  7. Туманов В. А. Сравнительное правоведение. Учебник для вузов. - М.: Юристъ, 2005.

4. Методические рекомендации студентам по самостоятельной работе (по разделам, темам, контрольные вопросы и задания)

При подготовке к написанию контрольной работы необходимо в первую очередь ознакомиться с соответствующими разделами учебников или учебных пособий (это дает представление об изучаемых проблемах). Следующий этап – изучение рекомендованных первоисточников, нормативных актов и специальной литературы и их последующее конспектирование. Составление конспекта не самоцель, а важное средство изучения источника. Основной ошибкой при конспектировании, как правило, является механическое переписывание работы, тогда как конспектирование должно заключаться в предельно сжатом изложении основных мыслей и фактов.

Ответы на вопросы производятся по схеме: введение, основная часть, заключение. В кратком введении раскрывается сущность проблемы, обосновывается её актуальность и важность.

В основной части раскрывается содержание темы. Здесь следует вскрыть причины, обстоятельства принятия того или иного закона, проведения реформы и т.п., показать силы, заинтересованные (незаинтересованные) в них, существо (содержание) закона, реформы и т.п., правовые принципы, получившие закрепление в законе, цели и значение тех или иных реформ, правовую и политическую природу того или иного явления, формы государства, их влияние на судьбы государства и права в данной стране и за её пределами и т.д., в заключении делаются краткие, четкие выводы, подводятся итоги.

Все части работы должны логично переходить друг в друга и быть соразмерны.

Контрольная работа должна быть написана строго по теме. Не надо затрагивать неотносящиеся к делу обстоятельства. Уклонение от рассмотрения вопроса по существу является серьезным недостатком. Излишнее, чрезмерное многословие вредно. Намерено увеличивать объем не следует, так как, в конечном счете, качество определяется все-таки содержанием.

Существенным недостатком являются отсутствие четкой структуры работы, логическая непоследовательность в изложении, неумение увидеть и осветить существо проблемы, поверхностное рассмотрение основных теоретических положений. Студент должен показать прочное знание первоисточников, специальных исследований вопроса и нормативного материала. Контрольное сочинение может быть признано удовлетворительным лишь в этом случае.

Излагаемый материал должен представлять своеобразную логическую цепочку, когда последующие положения неизбежно вытекают из предыдущих, отдельные разделы естественно увязываются между собой.


Темы рефератов и докладов:

  1. Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.

  2. Общеправовые тенденции развития.

  3. Формирование и развитие идей сравнительного правоведения.

  4. Природа, цели сравнительного правоведения

  5. Объекты сравнительного правоведения.

  6. Использование результатов сравнительного правоведения.

  7. Общие правила сравнительно-правового анализа.

  8. Предотвращение и разрешение юридических коллизий.

  9. Сближение национальных законодательств.

  10. Модельные законодательные акты.

  11. Унификация правовых норм.

  12. Международно-правовая помощь.

  13. Правовые семьи современного юридического мира.

  14. Особенности континентальной системы права.

  15. Системы общего права.

  16. Славянское и евразийское право.

  17. Правовые семьи религиозно-нравственной ориентации.

  18. Система североевропейского права.

  19. Латиноамериканская правовая семья.

  20. Традиционное право.

  21. Сравнительный анализ законодательств государств-участников СНГ.

  22. Право Европейского Союза.

  23. Правовое развитие в рамках СЕ.

  24. Соотношение сравнительного права и международного права.

5. Учебно-тематический план семинарских занятий с указанием тем, методическими рекомендациями, темами докладов и рефератов, перечнем рекомендованной литературы, контрольными вопросами и заданиями)



Темы семинарских занятий
Общая часть

Тема 1. Правовая карта мира

1. Понятия: «правовая картина мира», «юридическая география мира», «сообщество правовых систем».

2. Право – сочетание «национального», «мирового» и саморазвития.

3. Общеправовые тенденции развития.

4. Рамки и объемы сравнения.

5. Национально-государственные различия в праве.


Литература

Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М., 1996.

Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1. Ярославль., 1995.

Кристофер Осакве. Сравнительное правоведение в схемах: общая и особенная части. - М., 2000.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. - М., 1993.

Давид Р. Основные правовые системы современности. - М., 2003.

Правовые системы стран мира. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. - М., 2001.
Тема 2. Содержание сравнительного права

1. Правовые системы, правовые массивы. Их сопоставление и оценка.

2. Тенденции и закономерности общеправового развития.

3. Предмет, метод и цели сравнительного права.

4. Объекты сравнительного права.

5. Использование результатов сравнительного права.


Литература

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. - М., 2001.

Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М., 1996.

Аксель М. Методологические проблемы сравнительного права. (Очерки сравнительного права). М., 1981.

Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002.

Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение: развитие концепции и общественной практики // Журнал российского права. М., 2006. № 6.

Тихомиров А. Д. Юридическая компаративистика. Философские, теоретические и методологические проблемы. Киев, 2005.
Тема 4. Формирование и развитие идей сравнительного права

1. Зарождение идей сравнительного права (древний мир, средние века). Рецепция римского права.

2. Историко-философское направление сравнительного права в Германии (пер. пол. XIX в.). Немецкая историческая школа права (Савиньи).

3. Французская школа сравнительного законодательства. Взгляды Салейля.

4. Развитие идей сравнительного права в дореволюционной и постреволюционной России.

5. Современные направления развития российского сравнительного права.


Литература

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. - М., 2001.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. - М., 2000.

Тихомиров А. Х. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. Т.1, М., 1995.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.


Особенная часть

Тема 5. Проблема классификации национальных правовых систем

1. Понятие «правовая система». Причины множественности понятия «правовая система».

2. Правовая семья как специфическая категория сравнительного права.

3. Критерии классификации национальных правовых систем. Причины множественности.

4. Глобальная типология правовых систем в правовых исследованиях советского периода.

5. Современные исследования о классификации правовых систем.


Литература

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.

Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.

Малько А. В. Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение. Учебно-методический комплекс. М., 2008.

Черноков А. Э. Введение в сравнительное право: Учебное пособие. СПб., 2004.

Тема 6. Правовые системы европейского типа

Семья романо-германского права

1. Понятие, формирование и распространение романо-германской правовой семьи.

2. Отличительные особенности романо-германской правовой семьи.

3. Источники права.

4. Структура права.

5. Эволюция в доктрине романо-германского права в XX в.

6. Различия национальных правовых систем в рамках романо-германской правовой семьи.


Литература

Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Саидов А. Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.

Правовые системы стран мира. Энциклопедический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева. - М., 2001.

Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000.


Тема 7. Правовые системы европейского типа

Семья англо-саксонского или общего права

1. Понятие и содержание общего права.

2. Черты и особенности общего права.

3. Источники англосаксонского права.

4. Правила судебного прецедента.

5. Роль закона в английском праве.

6. Второстепенные источники англо-саксонского права. Обычай, правовая доктрина, правовые традиции.

7. Особенности современного американского права.
Литература

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Саидов А. Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.

Кристофер Осакве. Сравнительное правоведение в схемах: общая и особенная части. - М., 2000.

Топорнин Б. Н. Европейское право. М., 1998.

Тихомиров Ю. А. Публичное право. - М., 1995.
Тема 8. Правовые системы традиционного типа (обычно-правовая, мусульманская, индусская)

1. Традиционное право и его особенности.

2. Основные характеристики обычного права.

3. Индусское право. Черты, особенности, источники.

4. Понятие мусульманского права. Источники, система. Вестернизация мусульманского права.

5. Правовой плюрализм. Понятие и причины.

6. Правовые культуры и правовые традиции.

Литература

Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

Супатаев М. А. Опыт классификации правовых систем освободившихся стран // Советское государство и право. 1988. № 2.

Право и культура. Монография. - М., 2002.

Супатаев М. Культурология и право. М., 1998.

Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

Правовые культуры: история, эволюция, тенденции развития: материалы межвузовской научной конференции. 26 марта 2003 г. М., 2003.


Тема 9. Правовая система социалистических и постсоциалистических правовых систем

1. Проблемы типизации социалистических и постсоциалистических правовых систем.

2. Славянская правовая семья как относительно обособленная общность. Черты и особенности.

3. Отличительные особенности и черты социалистической правовой системы.

4. Основные источники социалистического права.

5. Перспективы развития социалистического права.

6. Роль сравнительного права в процессе сближения романо-герман-ской и социалистической правовых семей.
Литература

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.

Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.

Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

Чиркин В. Е. основы сравнительного государствоведения. М., 1997.


Тема 10. Механизм сближения национальных правовых систем

1. Заимствования как способ рецепции. Объемы и формы рецепции.

2. Международная унификация права как особая форма рецепции.

3. Сближение национальных законодательств. Предотвращение и разрешение юридических коллизий.

4. Способы преодоления несходства национальных законодательств.

5. «Сближение законодательства» и «гармонизация законодательства».

6. Модельные законодательные акты. Виды, субъекты принятия, содержание.
Литература

Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. - М., 1996.

Тихомиров Ю. А. Публичное право. - М., 1995.

Международное право. Учебник. М., 1999.

Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение: развитие концепции и общественной практики // Журнал российского права. М., 2006. № 6.

Киселёв И. Я. Сравнительное трудовое право. М., 2005.

Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2003.

Малиновский А. А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М., 2002.

Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М., 2002.

Тема 11. Международное право в фокусе сравнительного права

1. Соотношение национального и международного права (монистическая и дуалистическая концепции).

2. Соотношение международного и национального права по структуре, характеру правовых актов, структуре норм, их иерархии.

3. Способы трансформации международно-правовых норм в отраслях публичного и частного права.


Литература

Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.

Международное право. Учебник. М., 1999.

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. - М., 2000.

Международное право / Отв. ред. Г. И. Тункин. М., 1994.

Арановский К. В. курс лекций по государственному праву зарубежных Голландская правовая культура. Отв. ред. Бойцова В. в., Бойцова Л. В. М., 1998.

Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000.

Международное право. Отв. ред. Тункин Г. И. М., 1994.

Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2003.
Тема 12. Европейское право и сравнительное право

1. Становление европейского права.

2. Юридическая основа европейского права.

3. Содержание европейского права.

4. Европейское правовое пространство.

5. Роль сравнительного прав в решении проблем в рамках концепции европейского пространства.


Литература

Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. - М., 2000.

Международное право. Учебник. М., 1999.

Топорнин Б. Н. Европейское право. М., 1998.

Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000
Список литературы

1. Аксель М. Методологические проблемы сравнительного права. (Очерки сравнительного права). М., 1981.

2. Арановский К. В. курс лекций по государственному праву зарубежных Голландская правовая культура. Отв. ред. Бойцова В. в., Бойцова Л. В. М., 1998.

3. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности. М., 1996.

4. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

5. Капустин А. Я. Европейский Союз: интеграция и право. М., 2000.

6. Карташов В. Н. Введение в общую теорию правовой системы общества. Ч. 1. Ярославль., 1995.

7. Киселёв И. Я. Сравнительное трудовое право. М., 2005.

8. Кох Х., Магнус У., Винклер фон Моренфельс П. Международное частное право и сравнительное правоведение. М., 2003.

9. Кристофер Осакве. Сравнительное правоведение в схемах. Общая и особенная части. М., 2000.

10. Малиновский А. А. Сравнительное правоведение в сфере уголовного права. М., 2002.

11. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. Общая часть. М., 2001.

12. Марченко М. Н. Курс сравнительного правоведения. М., 2002.

13. Медушевский А. Н. Сравнительное конституционное право и политические институты: Курс лекций. М., 2002.

14. Международное право. Отв. ред. Тункин Г. И. М., 1994.

15. Малько А. В. Саломатин А. Ю. Сравнительное правоведение. Учебно-методический комплекс. М., 2008.

16. Право и культура. УДН., М., 2002.

17. Правовые культуры: история, эволюция, тенденции развития: материалы межвузовской научной конференции. 26 марта 2003 г. М., 2003.

18. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник. Под ред. Сухарева А. Я. М., 2001.

19. Решетников Ф. М. Правовые системы стран мира. М., 1993.

20. Российский журнал сравнительного права. № 1, 2002. Сравнительное право: расширяющиеся горизонты.

21. Саидов А. Х. Введение в основные правовые системы современности. Ташкент, 1988.

22. Саидов А. Х. Национальные парламенты мира: Энциклопедический справочник. М., 2005.

23. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение и юридическая география мира. М., 1993.

24. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение. М., 2000.

25. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение: Краткий учебный курс. М., 2006.

26. Саидов А. Х. Сравнительное правоведение (основные системы современности). М., 2007.

27. Синюков В. Н. Российская правовая система. Саратов, 1994.

28. Сравнительное правоведение. Под ред. В. А.Туманова. М., 1978.

29. Сравнительное государствоведение. Владивосток, 1996.

30. Супатаев М. А. Опыт классификации правовых систем освободившихся стран. //Сов. государство и права. 1988, № 2.

31. Тилле А. А., Швеков Г. В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1973.

32. Тихомиров Ю. А. Курс сравнительного правоведения. М., 1996.

33. Тихомиров Ю. А. Сравнительное правоведение: развитие концепции и общественной практики // Журнал российского права. М., 2006. № 6.

34. Тихомиров Ю. А. Публичное право. М., 1995.

35. Тихомиров А. Д. Юридическая компаративистика. Философские, теоретические и методологические проблемы. Киев, 2005.

36. Тойнби А. Цивилизация перед судом истории. М., 1995.

37. Топорнин Б. Н. Европейское право. М., 1998.

38. Цвайгерт К., Кетц Х. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права. т.1, М., 1995.

39. Черноков А. Э. Введение в сравнительное право: Учебное пособие. СПб., 2004.

40. Чиркин В. Е. Элементы сравнительного государствоведения. М., 1994.

41. Чиркин В. Е. основы сравнительного государствоведения. М., 1997.


6. Перечень выносимых на экзамен или зачет вопросов


1. Что на ваш взгляд предпочтительней: сравнительное правоведение – это наука, научный метод или вспомогательная дисциплина?

2. Что позволяет выявить сравнительный метод?

3. Каково практическое значение сравнительного правоведения?

4. Что включает в себя содержание сравнительного правоведения?

5. Каковы главные цели сравнительного правоведения?

6. Какой объект сравнительного правоведения является самым распространенным? Почему?

7. Какие опасности могут возникнуть в процессе использования результатов сравнительного правоведения?

8. Почему право сегодня признается как ценность, в чем оригинальность и неповторимость правового феномена?

9. Что такое глобальные мировые императивы и каковы причины их появления?

10. Назовите область правовой действительности, где правовые различия наиболее ярки и менее преодолены.

11. Почему право сегодня признается как ценность, в чем оригинальность и неповторимость правового феномена?

12. Что такое глобальные мировые императивы и каковы причины их появления?

13. Назовите область правовой действительности, где правовые различия наиболее ярки и менее преодолимы.

14. Что включает в себя содержание сравнительного правоведения?

15. Каковы главные цели сравнительного правоведения?

16. Какой объект сравнительного правоведения является самым распространенным? Почему?

17. Какие опасности могут возникнуть в процессе использования результатов сравнительного правоведения?

18. Что понимается под категорией «национальная правовая система» в современной компаративистике?

19. В чем специфика категории «правовая семья»?

20. Какие классификации национальных правовых систем Вам известны?

21. Что такое «рецепция римского права»?

22. В чем отличие романской ветви от германской правовой системы?

23. Причины распространения романо-германской правовой семьи.

24. Каковы основные отличительные особенности романо-германской правовой семьи?

25. Проблемы классификации скандинавского, латиноамериканского и японского права.

26. В чем состоят отличия общего права от английского права и от англосаксонского права?

27. Основные черты общего права?

28. Каковы основные исторические вехи становления общего права?

29. Каково соотношение прецедента как источника права и закона в современной англосаксонской правовой семье?

30. В чем особенности современного американского права, его отличия от английского права?

31. Что такое традиционное общество? Каковы его основные характеристики?

32. Что такое обычное право, его основные характеристики?

33. Каковы основные пути трансформации обычного права (на примере мусульманского, индусского и обычного права стран Тропической Африки)?

34. Что такое правовой плюрализм?

35. Каково соотношение понятий «правовая система» и «правовая культура»?

36. Возможно, ли заменить термин «семья правовых систем» на термин «семья правовых культур»?

37. Каковы основные этапы эволюции признания социалистического права в западной компаративистике?

38. Социалистическое право сегодня, миф или реальность?

39. Каковы доводы российских компаративистов, предлагающих понятие «славянская правовая семья»?

40. Означает ли немедленное исчезновение социалистической правовой системы в связи с изменением соответствующего исторического типа государства?

41. Каковы варианты развития постсоциалистической правовой системы, предложенные отечественными компаративистами?

42. Какие способы и формы сближения национальных правовых систем вам известны?

43. Что такое юридические коллизии и каковы способы их преодоления?

44. Что означает процесс сближения национальных законодательств?

45. Каковы основные направления и формы проведения гармонизации законодательства?

46. Каковы принципы, сферы и законодательные методы сближения национальных законодательств стран-участниц ЕС?

47. Что такое модельные законодательные акты? Их виды, субъекты принятия, содержание?

48. Каковы причины возрастания роли международного права?

49. «Монистическая» и «дуалистическая» концепции соотношения систем международного права и национального права.

50. Каковы грани соприкосновения международного и внутреннего права (по структуре, характеру актов и норм, источникам, предмету регулирования)?

51. Какие существуют способы трансформации норм международного права во внутреннее право?

52. Какова специфика отражения международно-правовых норм в отраслях публичного и частного права?

53. Что такое европейское право и когда оно возникло как новый юридический феномен?

54. Что в себя включает институциональное европейское право?


7. Методические материалы, обеспечивающие возможность самоконтроля и контроля преподавателем результативности изучения дисциплины (тесты, контрольные задания и т.п.)

Система контроля по учебному курсу «Правовые системы современности» включает также проведение зачета. Форма проведения зачета зависит от степени подготовленности студентов, их активной работы на лекционных и семинарских занятиях.

Зачет может проводиться как устно, так и письменно. Обязательное требование – студент должен уметь применить компаративиский метод при анализе нормативно-правовых актов и правовых институтов.
Пример: Сравнительно-правовой анализ института омбудсмена в различных правовых системах


Модель Омбудсмана

Характеристика модели

Пример

Исполнительный омбудсман

Он является органом исполнительной власти, назначается правительством или президентом, ему подконтролен и подотчетен. Это довольно редко встречающийся вариант.

существует во Франции (Медиатор) и назначается Советом Министров. Также похожий институт действует в некоторых штатах США.

Независимый омбудсман

Он представляет собой особую и самостоятельную ветвь власти, уровень которой соответствует уровню законодательной, исполнительной и судебной власти. При этом он может быть назначен президентом или парламентом, но после назначения не подчиняется назначившему его органу.

Такая модель омбудсмана существует в Португалии (Проведор юстиции), Намибии и Нидерландах.

Парламентский омбудсман

Он находится в системе законодательной ветви власти, назначается (избирается) парламентом и подотчетен (или подконтролен) ему. Он выступает в качестве органа парламента, но обладает широкими полномочиями, придающими ему определенную самостоятельность и независимость от самого парламента. Основным направлением деятельности классического парламентского омбудсмана является контроль над деятельностью администрации и ее должностных лиц

Такая модель омбудсмана существует в Швеции, Дании

Подготовка и сдача зачета – это завершающий этап самостоятельной работы студента над учебным курсом «Правовые системы современности».


Тест.

1. Сравнительное правоведение изучает:

а) зарубежное право на уровне правовых систем в целом

б) конкретную правовую проблему

в) сравнение нормативных источников по конкретным правовым проблемам

г) правовые явления

д) традиционное «сравнительное законодательство» на уровне и в рамках отраслей права

2. Теоретики политико-правовой мысли, которых можно считать основоположниками сравнительного правоведения:

а) Платон

б) Аристотель

в) Боден

г) Цицерон

д) Монтескье

3. Значение сравнительного правоведения как науки и учебной дисциплины заключается:

а) придании праву национального характера и соответственно изменения концепции права

б) в невозможности историко-хронологического изучения права

в) в возможности лучше узнать национальное право и совершенствовать его

г) в возможности разобраться в о всем множестве правовых систем

д) в возможности определить принципы хорошей системы правления
4. Понятие «правовая система» - это:

а) «национальная правовая система»

б) «правовая надстройка»

в) система права

г) институциональная структура права

д) анализ нормативной основы и систему осуществления права


5. Соответствие основных правовых систем современным государствам:

1. Романо-германская правовая семья [ ]

2. Африканская правовая семья[ ]

3. Смешанные правовые семьи[ ]

4. Правовая семья общего права [ ]
А) Япония

Б) Малагасийская республика

В) Австралия

Г) Куба


Д) Израиль
6. Соответствие критериев группировки правовых систем и их видов:

1. Исторические и юридические особенности правовых систем[ ]

2. Иерархия различных источников права[ ]

3. Тип общества, которое стремятся создать с помощью права[ ]

4. Деление по правовой технике и стилю права[ ]
А) Каноническая

Б) Славянская

В) Социалистическая

Г) Континентальная

Д) Буддистская
7. Правовая доктрина как источник права в период раннего средневековья рассматривалась основным источником права в:

а) англосаксонской правовой системе

б) мусульманской правовой системе

в) романо-германской правовой системе

г) дальневосточной правовой системе
8. Мусульманская правовая доктрина начала складываться с:

а) с VII века

б) с VIII века

в) с IХ века

г) с Х века

9. В период зрелого средневековья национальное законодательство становится предметом изучения европейских ученых-юристов в:

а) мусульманской правовой системе

б) англосаксонской правовой системе

в) японо-китайской правовой системе

г) романо-германской правовой системе


10. В период нового времени распространила свое влияние школа юридического позитивизма в:

а) мусульманской правовой системе

в) романо-германской правовой системе

г) дальневосточной правовой системе

д) англосаксонской правовой системе
11. В период нового времени появляется единая схема иерархической системы источников права:

а) мусульманской правовой системе

в) романо-германской правовой системе

г) дальневосточной правовой системе

д) англосаксонской правовой системе
12. В период новейшего времени правовая доктрина применяешься при разработке новых нормативных актов во всех отраслях права в:

а) мусульманской правовой системе

б) англосаксонской правовой системе

в) японо-китайской правовой системе

г) романо-германской правовой системе
13. Формирование романо- германской правовой системы в отличие от системы общего права состоит в том, что:

а) была продуктом деятельности феодальной государственной власти

б) была продуктом деятельности христианской церкви

в) была продуктом деятельности судей

г) была продуктом культуры, независимым от политики
14. Соответствие направлений формирования и развития правовой науки и типа правовой системы:

1. Статутное право[ ]

2. Школа естественного права[ ]

3. Сборник Хадисов[ ]


А) Мусульманская система права

Б) Система общего права

В) Дальневосточная правовая система

Г) Романо-германская правовая система


15. Исторической датой в становлении системы общего права считают:

а)ХVIII век

б) ХIХ век

в) IХ век.

г) ХV век
16. Правило прецедента сложилось в результате:

а) письменного делопроизводства в судах, начиная со второй половины XIV в.

б) в ходе деятельности королевский судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды

в) подробного ведения судебных протоколов, где фиксировались развернутые (с обоснованием, аргументацией) решения судов, начиная с ХVI века

г) постановления с 1549 г. судебной практики под королевский контроль с целью некоторой ее унификации
17. До какого периода времени в Англии существовал дуализм судопроизводства:

а) до середины ХVIII века

б) до второй половины ХIХ века

в) до начала ХIХ века

г) до начала ХХ века
18. Правовая система, которая развивалась по принципу: “ibi jus ibi remedium” (право там, где есть защита)

а) мусульманская правовая система

в) романо-германская правовая система

г) дальневосточная правовая система

д) англосаксонская правовая система
19. Иерархия источников права в романо-германской правовой системе:

а) Закон[ ]

б) Правовой обычай [ ]

в) Правовая доктрина[ ]

г) Судебная практика[ ]
20. Иерархия источников права в англо-саксонской правовой системе:

а) Закон[ ]

б) Правовой обычай [ ]

в) Правовая доктрина[ ]

г) Судебная практика[ ]
21. Иерархия источников права в мусульманской правовой системе:

а) Закон[ ]

б) Правовой обычай [ ]

в) Правовая доктрина[ ]

г) Судебная практика[ ]
22. Полномочиями интерпретация статутов в системе общего права обладают только:

а) суды


б) парламент

в) правительство

г) прокуратура
23. Разделение судов по инстанциям относится к правовой системе:

а) мусульманской

в) романо-германской

г) дальневосточной

д) англосаксонской

24. Разделение судов на суды "общего права" и "суды справедливости"относится к правовой системе:

а) мусульманской

в) романо-германской

г) дальневосточной

д) англосаксонской


25. Мусульманская система права основана на:

а) Коране, Евангелии, Ведах

б) Коране, Упанишадах, Законах Ману

в) Коране, Сунне, высказываниях пророка Мухаммада, Адатах

г) Коране, высказываниях пророка Мухаммада, Каноне перемен
26. Маджаллы – это:

а) толкование Корана и Сунны имамами

б) кодекс Османской империи, охватывающей гражданское и процессуальное право

в) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе единогласного мнения (Иджмы)

г) нормы, сформулированные мусульманско-правовой доктриной на основе умозаключения по аналогии (Кийас)
27. В странах какой правовой системы закреплен принцип приоритета конституционных законов по отношению к обычным:

а) мусульманской правовой системы

в) романо-германской правовой системы

г) дальневосточной правовой системы

д) англосаксонской правовой системы
28. Правовая система, в которой право выступает прежде всего как средство регулирования отношений между гражданами:

а) мусульманская правовая система

б) англосаксонская правовая система

в) японо-китайская правовая система

г) романо-германская правовая система
29. Правовая система, в которой основная забота юристов – немедленное восстановление статус-кво, а не установление основ социального порядка:

а) мусульманская правовая система

б) англосаксонская правовая система

в) японо-китайская правовая система

г) романо-германская правовая система
30. Правовая система, в которой право уделяет не особенно много внимания санкциям, устанавливаемым самими нормами:

а) мусульманская правовая система

б) англосаксонская правовая система

в) японо-китайская правовая система



г) романо-германская правовая система



Смотрите также:
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
900.4kb.
5 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
897.42kb.
5 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
264.08kb.
1 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
1089.97kb.
7 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
776.8kb.
6 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
490.2kb.
4 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
457.34kb.
3 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
242.78kb.
1 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
327.47kb.
1 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
657.13kb.
5 стр.
Минобрнауки россии федеральное государственное автономное образовательное
320.39kb.
1 стр.
Федеральное государственное автономное образовательное
559.42kb.
4 стр.